- КОАП

Границы земельного участка 2024: как устанавливаются, наложение, нарушения и споры с соседями

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Границы земельного участка 2024: как устанавливаются, наложение, нарушения и споры с соседями». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В пункте 86 Приказа Минэкономразвития России № 412 предусмотрена процедура досудебного урегулирования спора, в соответствии с которой обоснованные возражения о местоположении границы могут быть сняты путем проведения повторного согласования. В этом случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого составляется акт, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границы, в отношении которых ранее имелись возражения. При этом в состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования. Таким образом, заинтересованное лицо соглашается с местоположением границ смежного землепользователя.

РАЗМЕР, СРОКИ И ПОРЯДОК ОПЛАТЫ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ

  1. Стоимость услуг Исполнителя определяется Онлайн-заказе юридических услуг в соответствии с Прайс-листом. Исполнитель вправе самостоятельно вносить изменения в Прайс-лист. Стоимость оплаченных Заказчиком услуг на основании созданного Онлайн-заказа юридических услуг изменению не подлежит. Стоимость услуг Исполнителя не включает НДС в связи с применением Исполнителем упрощенной системы налогообложения.
  2. Юридическая услуга предоставляется в полном объеме при условии 100% (стопроцентной) предоплаты Заказчиком.
  3. Оплата юридических услуг производится Заказчиком в российских рублях с использованием банковской карты на веб-сайте Исполнителя после заполнения Онлайн-заказа юридических услуг. Также Заказчик может оплатить услуги Исполнителя с помощью банковской карты в Личном кабинете клиента или иным способом на основании Счета на оплату, размещенного Исполнителем в Личном кабинете клиента.
  4. Оплата стоимости услуг производится Заказчиком в срок не позднее 3 (трёх) дней с момента создания Заказчиком Онлайн-заказа юридических услуг. По истечении указанного срока Исполнитель вправе внести изменения в стоимость, состав и сроки оказания услуг.
  5. Услуги считаются оплаченными Заказчиком с момента поступлении всей суммы оплаты на расчетный счет Исполнителя.
  6. После проведения Заказчиком предоплаты и зачисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя настоящий Договор вступает в силу.
  7. Настоящим Исполнитель и Заказчик (в дальнейшем – Стороны) договорились, что в случае, если на момент прекращения или расторжения Договора стоимость оплаченных услуг превышает стоимость фактически оказанных Исполнителем услуг, то разница между указанными суммами не возвращается, а признается внесенной Заказчиком в счет оплаты (предоплаты) услуг Исполнителя в рамках других (в том числе будущих) договоров. Для возврата указанных денежных средств Заказчик должен направить Исполнителю письменное заявление с указание полных банковских реквизитов расчетного счета.

Порядок согласования местоположения границ.

Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.

В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.

I этап. Подготовительный.

В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:

  1. выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;

  2. определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;

  3. определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);

  4. довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.

Читайте также:  Какие выплаты на 3 ребенка в 2024 Калуга

В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:

  • сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
  • сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
  • кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
  • порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
  • место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
  • сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.

    Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:

    1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям;
    2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам;
    3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии);
    4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:

      • в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любо-го из заинтересованных лиц;
      • получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
      • смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

        Документы об извещении прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью.

        Обратите внимание: необходимо помнить, что извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ должно быть вручено, направлено или опубликовано не позднее 30 дней со дня проведения данного собрания. Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, считается надлежащим образом извещенным о проведении данного собрания.

        Постановка земельного участка на кадастровый учет.

        После вступления решения суда в законную силу (у ответчиков будет десятидневный срок на обжалование) его в соответствии с пп. 4 п. 25 Приказа Минэкономразвития России № 412 необходимо включить в состав приложения к межевому плану как документ о разрешении земельного спора и обратиться в соответствующий орган с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет.

        В связи с признанием местоположения смежной границы между земельными участками по межевому плану смежного собственника кадастровой ошибкой в сведениях орган кадастрового учета в соответствии со ст. 28 Закона № 221-ФЗ обязан исправить эту ошибку.

        Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 25 Закона № 221-ФЗ при кадастровом учете в связи с уточнением части границ земельного участка, которая одновременно является частью границ другого земельного участка, орган кадастрового учета одновременно вносит соответствующие изменения в сведения о местоположении границ смежного земельного участка.

        Судебное разбирательство: процедура

        Истец может участвовать в суде лично или заключить договор с адвокатом. Важно прибегать к помощи квалифицированного специалиста, практикой которого являются земельные и имущественные споры. Если вы выиграете дело, ответчик будет нести все ваши издержки на судебное разбирательство и привлечение специалистов.

        Согласно ст. 30 ГПК РФ, иск необходимо подавать в территориальный суд. То есть в этом случае оно подается в суд, который располагается по месту расположения участка. При этом устанавливается следующий порядок рассмотрения:

        1. Мировой суд рассматривает споры, связанные с определением порядка применения имущества, к числу которого относят земельные участки.
        2. Районный суд рассматривает вопросы, связанные с установлением границ.

        Какие нужны документы?

        Уточнение границ земельного участка проводится на основании сведений, которые содержатся в правоустанавливающем документе на земельный участок. Дополнительно могут быть использованы сведения, указанные в документах, определявших местоположение границ участка при его образовании.

        Если таковых нет – уточнение можно провести в соответствии с границами, существующими на местности 15 и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ участка. Для этого могут потребоваться:

        Читайте также:  Как перевести пенсию из Украины в Россию гражданину Украины 2024 году

        – ситуационные планы, содержащиеся в техпаспортах объектов недвижимости (расположенных на земельном участке), которые подготовлены органами государственного технического учета и технической инвентаризации (БТИ);

        – материалы лесоустройства;

        – планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, органах местной власти;

        – документы по территориальному планированию муниципальных образований;

        – проекты организации и застройки территории дачных, садовых и огородных некоммерческих товариществ.

        Случаи возникновения наложения границ ЗУ

        По преимуществу все ситуации, допускающие обозначенные нарушения, основаны на недобросовестности или халатности одного из землевладельцев. Иногда инициаторами нарушений выступают несколько участников.

        Например, при нарезке наделов, риэлтерская компания не сочла необходимым провести межевание. Очередной участок она продала «от забора соседа». При этом во внимание не был принят факт, что недальновидный сосед незаконно присоединил к своему участку два метра заброшенной, по его мнению, земли.

        Купившие три последующих участка граждане, возвели заборы и начали возводить капитальные строения. Четвёртый сосед оказался добросовестным правообладателем и провёл межевание. Последствия такой ситуации оказались плачевными и привели к продолжительным судебным тяжбам. Но ситуация могла зайти в имущественный тупик ещё глубже, если бы в строительство было вложено больше финансовых затрат.

        Этот прецедент говорит о том, что главным параметром, допускающим нарушение, является отсутствие своевременного межевания земель.

        Судебный и административный порядок решений земельных споров

        Различные категории споров рождают разный порядок их решения. Наиболее частые судебные дела:

        • при согласовании гражданами границ земельного участка во время приватизации;
        • после оформления долей в наследстве между наследниками;
        • при покупке земельного участка после вызова геодезистов и «обнаружения» нежданных границ;
        • при застройке территории;
        • между организациями по любым «пограничным» вопросам;
        • у собственников уже приватизированных земельных участков;
        • споры между садоводствами о границах между ними или с иными смежными землепользователями, между организациями или административными единицами и т.д.

        Споры по границам земельных участков могут иметь место непосредственно как споры о границе, а могут перерасти в другие спорные судебные процессы (например, в признание права собственности, возмещение вреда, нечинение препятствий, установление права на постройки и пр.). Судебные споры помогают решить наши адвокаты по земельным делам.

        Решение вопроса «под ключ»: запись по тел. 8(921) 939-31-93, 8(921)971-95-82.

        Досудебное урегулирование споров о границе с соседом

        Законодательством не установлено правило об обязательном соблюдении истцом досудебного порядка по урегулированию земельного спора. Таким образом, истец, обнаружив нарушение своих прав, может сразу обращаться в суд с иском. НО, иногда суды возвращают истцам подобные иски, ссылаясь как раз на то, что не соблюден досудебный порядок, в этом случае у истца два пути: либо обжаловать определение суда, либо предоставить письменные доказательства (письмо, претензию), что он предпринимал меры по урегулированию спора до обращения в суд.

        Кроме того, принятие мер по разрешению спора мирно до суда, в том числе, путем ведения истцом переговоров с соседом, не будет лишним, поскольку, если удастся договориться без суда, это позволит сторонам найти какое-то решение удобное для них, а также сэкономит время. Помимо этого стороны могут пригласить кадастрового инженера, чтобы он определил координаты характерных точек границ участков, и на основании этого сделать выводы, кто неправ.

        Причины появления споров

        Конфликты между соседями возникают не только при определении границ участка, но и при использовании земли.

        Самыми распространенными причинами споров являются:

        1. Несоответствие фактических границ тем, что указаны на межевом плане.
        2. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических, пожарных, строительных и прочих мер безопасности. Минимальное расстояние между домом и границей участка должно составлять 3 метра. Нарушение этого правила приводит к увеличению риска во время чрезвычайных ситуаций, а также к возможному пересечению соседних территорий.
        3. Дезинформация новых собственников земли соседями. Недобросовестные жильцы могут солгать о том, что предыдущий хозяин неправильно провел межевание земли и нарушил границу их участка.
        4. Несогласованная застройка земли, не находящейся в собственности. Например, участка лесополосы, пустыря, поля. Если земля не принадлежит частному или юридическому лицу, право собственности остается за государством. Такие вопросы регулируются ст. 222 Гражданского кодекса РФ. По закону самовольная постройка подлежит сносу за счет владельца.
        5. Нарушение правил о предоставлении земли. Согласно ст. 35 Федерального закона «Об охране окружающей среды», при размещении строений следует руководствоваться требованиями по защите и рациональном использовании окружающей среды. В противном случае сооружение будет считаться незаконным, а границы участка недействительными.
        6. Ошибка сотрудников землеустроительной службы при отводе участка в собственность.
        7. Самовольное перенесение границ собственником.

        Что нужно будет оспаривать и доказывать в суде

        Прежде всего я хочу, чтобы у граждан было представление о том, с чем им придется столкнуться на суде в споре с соседями. Каждая ситуация индивидуальна, но есть некоторый общий план действий. Нужно учесть уйму нюансов — от разницы границ по документам до поведения сторон в суде. А пока разберемся с теорией.

        Читайте также:  Основное средство это в бухгалтерском учете в 2024 году

        Стороны в судебных разбирательствах:

        • Истцы — собственники участка, при межевании которого выявлена проблема с наложением соседних кадастровых границ. Вместо истцов участвовать в суде могут их представители, например, земельный юрист/адвокат;
        • Ответчики. Их может быть несколько: 1) Собственники соседних участков, с которыми у нас есть спор. У ответчиков тоже может быть представитель. 2) Представители администрации местного муниципального образования. Они тоже будут участвовать, потому что по суду мы также будем устанавливать границы своего участка (об этом ниже);
        • Третья сторона: 1) Представители местного отделения Росреестра и Кадастровой палаты. 2) Председатель товарищества, если участки находятся в товариществе.

        Совет — если при подготовке к суду появятся обстоятельства, которые ослабляют нашу позицию, можно и не сообщать об этом судье и, тем более, ответчику. Это нормально когда не говоришь о своих слабостях. Пусть ответчик их выявляет и доказывает, а мы будем искать его слабости. Суд — это состязательный процесс. Слабых сторон я коснусь дальше.

        Чтобы победить в судебном разбирательстве, нужно оспорить межевание соседнего «спорного» участка и получить положительное решение на установление границ нашего участка.

        Техническая ошибка в сведениях на земельный участок

        Рассмотрим стандартный случай технической ошибки в котором при переводе всех земельных участков муниципального района в другую систему координат, часть из этих участков просто теряется. В результате мы видим надпись в Выписке ЕГРН «граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства».

        Исходя из нашей практики есть два варианта исправления такой ошибки:

        Заключение договора на выполнение кадастровых работ и проведение межевания

        Требование исправить техническую ошибку от органов Росреестра. Как правило, это требование удовлетворяется в добровольном порядке, если только это не привело к наложению границ.

        Что понимают под наложением границ земельных участков?

        Некоторые землевладения обладают конфигурацией, у которой отсутствует четкая геометрическая форма. Это провоцирует возникновение определенных трудностей на этапе определения местоположения характерных точек. Аналогичное происходит в ситуациях, когда один из землевладельцев нелегально захватывает близлежащую к объекту местность, немного сдвигая все прочие объекты. Трудности могут возникнуть вследствие кадастровой ошибки, когда неточности присутствуют лишь в документации ГКН, а на практике ситуация обстоит иначе.

        Наложение земельных участков опасно тем, что фактическое положение межевых границ будет утрачено, характерные точки территорий будут сдвинуты в любом из направлений. Подобный прецедент не обходится без юридических последствий:

        • сведения, внесенные в базу Росреестра, искажаются;
        • имущественные права соседей ущемляются.

        В наиболее простой ситуации окажутся землевладельцы, у которых проблема будет обнаружена еще на стадии подготовки кадастровой документации. На данном этапе, регистрирующая инстанция может самостоятельно обнаружить неточность и ликвидировать ее, обладая достаточной для этого компетенцией. За Росреестром закреплена обязанность реагировать на информацию об ошибках, представленную правообладателями или их доверенными лицами. Как только возникают минимальные сомнения о корректности положения границ землевладения, прибегают к выносу границ ЗУ. Если подобных сомнений не возникает, но межевые мероприятия не были выполнены, крайне важно их организовать в минимальные сроки. Если при выносе границ будут обнаружены какие-либо нарушения, к работе подключается квалифицированный кадастровый инженер. Он формирует отчет по итогам организованной им геодезической съемки. Сложно переоценить роль специалиста в данном вопросе.

        Как только обнаружено фактическое наложение границ ЗУ, необходимо немедленно направиться в одно из представительств МФЦ для подачи заявления в адрес руководства Госкадастра. Бланк будет содержать просьбу об организации проверки информации относительно конкретного землевладения. Должностное лицо обязано присвоить заявлению соответствующий статус в течение пяти дней. Существует всего два допустимых статуса для подобных дел — отклонено и передано на рассмотрение. В случае принятия заявления к рассмотрению, ответ может быть предоставлен в течение календарного месяца. При этом важно, чтобы в течение срока исполнения заявления в отношении объекта не были инициированы судебные разбирательства. Представители Росреестра уполномочены на исправление ситуаций, отраженных в Законе о ГКН №221-ФЗ от 2007г. В прочих случаях, обращения в судебную инстанцию невозможно избежать.


        Похожие записи:

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *