Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тонкости страховки ОСАГО с неограниченным количеством водителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как правило, владелец автомобиля выбирает определённый вид страхования в силу имеющихся весомых обстоятельств. Если ситуация принимает другой оборот, и возникает необходимость в замене стандартного полиса на неограниченный, это можно сделать в любой момент текущего периода страхования. В таких случаях закон остаётся на стороне владельца ОСАГО – он может воспользоваться другой программой страхования, не дожидаясь окончания действия своего договора.
Сколько стоит ОСАГО без ограничений
Как уже было сказано ранее, открытый полис стоит на порядок дороже, чем стандартный страховой договор с заранее оговоренным списком лиц, допущенных к управлению ТС. Что учитывается при расчёте стоимости автогражданки:
- базовая стоимость страховки (для каждой категории ТС существует свой тариф, установленный законом);
- мощностные характеристики автомобиля;
- коэффициент территории (разный для каждого региона);
- коэффициент бонус-малус собственника авто и всех вписанных лиц;
- количество лиц, допущенных к управлению ТС;
- возраст и водительский стаж страхователя;
- сезонность эксплуатации автомобиля;
- срок страхования;
- имели ли место нарушения ПДД и правил обязательного страхования, которые регламентируются законом.
Например, стоимость страховки с ограниченным кругом допущенных водителей возрастом более 22 лет и со стажем свыше 3-х лет, для легкового автомобиля составляет примерно 8500 руб. Тогда при прочих равных условиях открытая автогражданка, в которой не приводится список лиц, имеющих доступ к управлению ТС, будет стоить 15,300 руб., что на 80% выше.
Как заменить ограниченную страховку на неограниченную?
Для начала необходимо посетить страховую компанию и написать такм заявление. В нём нужно указать, какие изменения должны быть внесены в страховой договор. После этого работник сверяет данные и просчитывает сумму, которую необходимо доплатить при замене полиса. Старый договор при этом изымается, а взамен вручается новый – неограниченный. Если страховщик не заменил договор, а просто внёс правки в существующий документ – это серьёзное нарушение, которое говорит о его некомпетентности.
Стоит отметить, что владельцу придётся внести немаленькую доплату за открытую автогражданку. Если же открытая автогражданка оформляется в другой компании, страхователь оплачивает полную её стоимость.
Плюсы и минусы открытой страховки на машину в 2023 году
Отличие неограниченного полиса, от обычного, заключается в отсутствии лимита по числу вписываемых в него водителей. В графах «Лица, допущенные к управлению ТС» и «Водительское удостоверение» открытой страховки на машину ставятся прочерки. Неограниченный, или открытый полис имеет как свои выгоды, так и недостатки.
К плюсам относятся:
- Возможность на законных основаниях передавать управление автомашиной человеку, имеющему действующие водительские права. Такая необходимость может возникнуть, если водитель почувствовал себя плохо, употребил спиртное, забыл дома права.
- Возможность расширения числа водителей без необходимости обращения в страховую компанию, для внесения изменений в полис.
- Гарантированную защиту автогражданской ответственности владельца, когда автомобиль имеет несколько постоянных водителей. Это актуально для машин, передаваемых в коммерческую аренду, сдаваемых напрокат, для служебного автотранспорта.
Как учитывается класс безаварийности КБМ при покупке ОСАГО без ограничений
При покупке неограниченного полиса предусмотрена возможность использовать свою скидку за отсутствие аварий в предыдущих страховых периодах. Однако она будет рассчитываться по хозяину автотранспортного средства. За каждый год без страхового возмещения коэффициент бонус-малус снижается на 0.05, что соответствует 5 процентам. Однако при возникновении страхового случая множитель резко возрастает. Поэтому автомобилисту очень невыгодного попадать в аварию и быть её инициатором.
При первом оформлении автогражданки коэффициент составляет 1. Это соответствует третьему классу страхования. После этого он изменяется с учётом страховой истории клиента.
Для проверки коэффициента КБМ для неограниченной страховки на машину необходимо указать такую информацию:
- Фамилия, имя и отчество собственника транспортного средства
- Данные о гражданском паспорте хозяина авто
- VIN-код машины.
В 2023 году Центробанк РФ ввёл новые коэффициенты КБМ. Их значения указаны в таблице.
КБМ в предыдущем году |
КБМ в 2023 году (с учётом полученных страховых выплат в 2018 году) |
||||
1 |
2 |
3 |
4 и больше |
||
0,5 |
0,5 |
0,8 |
1 |
1,55 |
2,45 |
0,55 |
0,5 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
0,6 |
0,55 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
0,65 |
0,6 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
0,7 |
0,65 |
0,9 |
1,4 |
1,55 |
2,45 |
0,75 |
0,7 |
0,9 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
0,8 |
0,75 |
0,95 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
0,85 |
0,8 |
0,95 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
0,9 |
0,85 |
1 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
0,95 |
0,9 |
1,4 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
1 |
0,95 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
1,4 |
1 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
1,55 |
1,4 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,3 |
1,55 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,3 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
2,45 |
Как переделать ограниченную страховку в неограниченную
В определенных ситуациях возникает вопрос, можно ли переделать страховку с ограниченной на неограниченную. Сделать это возможно по заявлению собственника ТС в страховую компанию, где был оформлен полис изначально.
В заявлении обязательно указывается, какие изменения планируется внести в полис. У многих страховых компаний имеются готовые бланки, где нужно просто подчеркнуть соответствующий пункт.
Заявление должно быть написано страхователем или доверенным лицом, но в таком случае, должна быть доверенность от страхователя, заверенная нотариусом.
После осуществления всех изменений в страховке, страховщик забирает старый полис, а клиенту выдает новый. В графе 8 «Особые отметки» прописывается номер первого полиса ОСАГО, а также причина его переоформления.
В случае, когда страховой агент предложит просто зачеркнуть неверные данные и внести новые, следует обязательно требовать верного переоформления. Иначе при возникновении ДТП могут возникнуть проблемы с выплатами или будет вовсе отказано в них.
Плюсы и минусы открытой страховки
У ОСАГО без ограничений есть свои сильные стороны. Это:
- Управлять машиной может любой человек, имеющий водительские права: страхователь просто передает автомобиль третьему лицу, когда в этом есть необходимость;
- В некоторых случаях цена открытой страховки ниже стоимости полиса с ограниченным количеством водителей – например, если полис оформляет страхователь-новичок, едва достигший совершеннолетия, или страховать не является собственником, при этом последний имеет максимальный КБМ за совершенные ранее аварии;
- Меньше волокиты при заключении страхового договора: не нужно предоставлять права других водителей, тратить время на заполнение таблицы.
Разница между страховкой, ограниченной и без ограничений
Ограниченный полис могут приобрести только физлица. В документах обычно присутствуют данные одного человека — хозяина автомобиля. Можно включать других лиц, например, близких родственников, коллег или знакомых. В бланке полиса имеется 5 строк, по одной на каждого человека
Страховка автомобиля без ограничений позволяет управлять им любому лицу с согласия владельца. Не обязательно вписывать каждого в полис. Пока действует договор, страхователь может свободно давать доступ к транспорту любому водителю. Этим полисом вправе пользоваться и юридические лица, по закону им доступен лишь мультидрайв.
«Свободное» автострахование — полезный инструмент для организаций, имеющих не только большой штат водителей, но и для физлиц. При оформлении страховки без ограничений КБМ водителей не учитывается, зато появляется КО — коэффициент за неограниченность, равный 2,32. Поэтому, оформлять мультидрайв выгодно, если у одного из водителей есть КБМ выше 2,32.
Как безлимитный ОСАГО влияет на другие коэффициенты?
В расчетах уже указывались влияния полиса без ограничения по водителям на другие составляющие расчета. Однако стоит подчеркнуть этот момент отдельно:
Коэффициент | Зависимость от ОСАГО без ограничений |
---|---|
ТБ | Напрямую не влияет, но у страховой есть право устанавливать величину ТБ в зависимости от различных условий, в т.ч. может влиять и ограничения по водителям |
КТ | Не влияет |
КБМ | Делает равным 1, и не влияет на величину скидки по КБМ для водителей, не являющихся собственниками |
КВС | Делает равным 1 |
КО | Принимает значения:
|
КМ | Не влияет |
КС | Не влияет |
Принцип использования
Главное, для чего необходимо ОСАГО – это выплата пострадавшим, в том числе при повреждении авто в результате ДТП по вине застрахованного лица. Пометка – если это постановил суд. В случае, когда оформлен вариант без ограничений, водитель может не беспокоиться, что сев за руль данного авто, в непредвиденной ситуации он будет платить из своего кармана. Особо актуально это, когда речь идет о работе на данном ТС.
При покупке такого полиса в договоре (п. 3) будет стоять отметка о допуске к управлению неограниченного количества лиц. В других ячейках информации о лицах, которые допущены, будут стоять прочерки или будет просто не заполненными. При наличии такого полиса во время остановки сотрудником доверенность на управление автомобилем не нужна. О других особенностях данного вопроса читайте ниже. Уже при страховом случае процедура по выплате возмещения соответствует общим условиям договора, которые установлены в конкретной компании.
Немного ниже середины лицевой стороны бланка полиса ОСАГО располагается табличная форма, предназначенная для внесения сведений по допущенным к управлению. При «неограниченной» страховке эта форма не заполняется, а её поля перечёркиваются (построчно, по колонкам, общим «крестом» или иными способами).
Над таблицей, выше столбца «Водительское удостоверение (серия, номер)», располагаются две ячейки. Верхняя из них актуальна при неограниченном списке. В ней ставится о или «крестик»). Слева от ячеек даны соответствующие пояснения.
Оформление «неограниченной» страховки не требует предоставления водительских удостоверений. По законодательству их оригиналы или копии необходимы страхователю только для приобретения полиса с конкретизированным перечнем допущенных к управлению лиц.
Стоит упомянуть, что страховка без ограничений иногда воспринимается как относительная брешь в сохранности машины. Так, если злоумышленник завладел транспортным средством вместе со свидетельством о регистрации и был остановлен сотрудником ГИБДД, у последнего может не возникнуть никаких подозрений. Угонщик просто предъявит «открытое» ОСАГО, похищенное свидетельство и собственное водительское удостоверение.
Что же касается покупки такого полиса, то здесь его более высокий ценник не остаётся без внимания страховщиков. Как и более простой алгоритм оформления. В итоге соискатели подобных договоров порой сталкиваются с более внимательным отношением продавцов. Выражается оно в доставке по заявленному адресу, обслуживании без очереди и прочих «приятных мелочах». Впрочем, во многом указанные факты зависят от политики страховой компании.
Значение базового тарифа будет свое для каждой категории ТС, а внутри категории установлены минимальный и максимальный показатели стоимости. Страховая компания имеет право индивидуально подойти к определению базового тарифа для каждого отдельного водителя. Одним из факторов здесь будет количество правонарушений на дороге. Неоднократные нарушения ведут к увеличению тарифа, а СК сама на свое усмотрение будет определять, какие нарушения можно считать неоднократными.
Страховые компании могут по своему усмотрению учитывать при определении базовой ставки и иные факторы:
-
возраст автомобиля;
-
пробег;
-
семейное положение и наличие детей у водителя;
-
установка на автомобиле телематических устройств (это устройства, которые с помощью спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS и встроенных датчиков в режиме реального времени собирают статистику об управлении автомобилем и его состоянии).
Справочно
Каждая страховая компания обязана публиковать на своем сайте полные списки факторов, которые влияют на ее базовые тарифы, и калькуляторы для расчета стоимости полиса.
При этом закреплен перечень факторов, применение которых ни в коем случае не допускается в отношении владельцев транспортных средств:
-
национальная, языковая и расовая принадлежность;
-
принадлежность к политическим партиям, общественным объединениям;
-
должностное положение;
-
вероисповедание и отношение к религии.
Коэффициент «бонус-малус» (КБМ)
Этот параметр указывает на количество страховых случаев по вине водителя, если они были. В зависимости от этого по итогам каждого года КБМ может увеличиваться или снижаться. Если водитель опытный и ранее не становился виновником ДТП, то у него будет низкий коэффициент. Если это начинающий водитель только из автошколы, показатель коэффициента будет наибольшим.
Справочно
Данные о ДТП и степени виновности водителя вносятся и содержатся в автоматизированной системе, созданной Российским союзом автостраховщиков (РСА). Она же содержит и данные о держателях полисов ОСАГО. Страховые компании сами вносят данные о страховых случаях в систему. Статус КБМ сохраняется, если водитель покупает полис ежегодно.
Скидки и бонусы на открытый полис
Важно в процессе оформления проследить, в каком размере был учтен коэффициент показателей безаварийной езды или по-другому коэффициент бонус — малус. Этот коэффициент закрепляется за конкретным водителем по номеру ВУ, а при открытом ОСАГО за конкретным ТС, которое прописывается в документах.
При первоначальном оформлении открытого полиса будет присвоен 3-й класс и коэффициент единица, на следующий год должен действовать понижающий показатель за безаварийную езду. И наоборот, если случались аварии, то размер показателя увеличится.
При этом довольно часто сотрудники СК не желают оформлять перенос уменьшающего коэффициента с одного ТС на другое, хотя в соответствии с законодательными нормами автострахования обязаны это делать. Поэтому важно самостоятельно проконтролировать какой именно коэффициент бонус — малус был использован при расчете стоимости полиса.
Чтобы стало понятнее при неограниченном полисе КБМ числится за ТС и за собственником, например, если на следующий год собственник оформляет ограниченный бланк, то скидка сохраняется за ним.
«Автогражданка» без ограничений имеет и другие нюансы, которые негативно могут сказаться на ее стоимости. Личный коэффициент «Бонус-Малус» водителей, которые пользуются ТС по данному полису, здесь учитываться не будет.
К примеру, каждый может накопить персональную скидку 50%, однако при расчете неограниченного полиса она рассматриваться не будет. В результате стоимость ОСАГО вырастет не на 80 процентов, о которых говорилось выше, а на 300-350% из-за потери положенных скидок.
Несмотря на такие подсчеты, для некоторых страхователей полис ОСАГО без ограничений может оказаться наиболее оптимальным и выгодным вариантом. Если рассматривать все тот же «Бонус-Малус», то стоит подумать и о повышающих его значениях.
Если лица, допущенные к управлению автомобилем, не отличаются особой аккуратностью и уже подняли свой КБМ до 2,45, то целесообразнее не использовать этот коэффициент вообще, а оформить общую неограниченную страховку. На этом можно сэкономить примерно 27%.
Фиксируют ли камеры автофиксации вождение без ОСАГО?
Пока ещё нет. Если быть точнее, то фиксируют, но очень редко, в редких экспериментальных местах, а штрафы с таких камер водителям до сих пор (актуально на январь 2023 года) не приходят.
Вот только уже в скором времени всё может измениться. Да, вот уже почти 5 лет Российский союз автостраховщиков кормит нас обещаниями о том, что вот-вот технически будет реализована система, способная по камерам штрафовать водителей, передвигающихся без полиса на автомобиль. Вот только воз и ныне там!
Тем временем, РСА снова пообещали, что уже в первые месяцы 2023 года камеры заработают на проверку наличия на машину действующей страховки, и автовладельцам начнут приходить штрафы за езду без ОСАГО. И в этот раз есть одно уточнение – штраф с камеры будет приходить владельцу машины не чаще чем раз в сутки.
Насколько в этот раз данные слова соответствуют действительности, покажет время. Но прибавим к этому повышение штрафа хотя бы до 3 000 рублей, и на работу/с работы, например, без страховки уже не поездить!