Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общедомовой прибор учета тепла в многоквартирном доме: благо или наказание?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральный закон №261 23 ноября 2009 года обязал собственников помещений самостоятельно установить общедомовые приборы учета. Если до 1 июля 2013 года счетчик не установили, это делают ресурсоснабжающие организации, а собственники оплачивают прибор и установку.
Установка приборов учета коммунальных ресурсов
Требование об обязательном учете потребляемых коммунальных ресурсов закреплено в Федеральном законе от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно ч.1, ч.5 ст. 13 вышеназванного Закона потребляемые коммунальные ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых ресурсов; до 1 января 2012г. многоквартирные дома должны быть оснащены общедомовыми приборами учета, а также индивидуальными приборами учета коммунальных ресурсов.
В случае установки в многоквартирном доме общедомового прибора учета, расчет оплаты за коммунальные услуги регламентирован п.З Приложения №2 «Расчет размера платы за коммунальные услуги» Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, согласно которого, при оборудовании многоквартирного дома общедомовыми приборами учета и отдельных помещений в многоквартирном доме индивидуальными приборами учета, размер оплаты определяется с учетом объема коммунального ресурса, фактически потребленного за расчетный период, определенного по показанию общедомового прибора учета, и суммарного объема коммунального ресурса по показанию индивидуальных приборов учета (формула 9).
При этом необходимо учитывать, что на основании норм пп. е), пп. р) п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, исполнитель коммунальных услуг обязан по требованию потребителей предоставлять журнал учета показаний общедомовых приборов учета, производить сверку платы за коммунальные услуги и не позднее 3 рабочих дней выдавать документы, подтверждающие правильность начисления.
В соответствии с п.З вышеуказанных Правил, в зависимости от выбранного в порядке, предусмотренном ст. 161 Жилищного кодекса РФ, способа управления многоквартирным домов исполнителем коммунальных услуг могут быть:
- управляющая организация, в обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;
- товарищество собственников жилья (или иной специализированный потребительский кооператив), в обязанности которого входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;
- иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе, ресурсоснабжающая организация) — только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.
Как снизить ОДН по электроэнергии?
Сростом нормативов потребления, увеличиваются и начисления ОДН, приведем несколько вариантов решений, позволяющих уменьшить эту статью расходов. В большинстве случаев, для реализации приведенных советов потребуется общее собрание жильцов дома. Начнем с главного:
- Произведите установку общедомового прибора учета. Сумма, затраченная на его покупку, окупится довольно быстро.
- Если передача информации (снятой с индивидуальных счетчиков) осуществляется, поставщику ресурса (электроэнергии) после контрольной даты, то вычисление расхода производится по региональной норме. Тоже касается и показаний общедомовых приборов.
- Желательно организовать процесс снятия информации со счетчика МОП таким образом, чтобы при этом присутствовал кто-то из жильцов, назначенный общим собранием или сотрудник управляющей компании. Последняя крайне заинтересована в этом, поскольку если расход будет превышать объем норматив потребления, финансовая ответственность ложится на УК.
- Организация проверок арендуемых помещений на предмет несанкционированного подключения.
- Модернизация электрооборудования и общедомовых электросетей. Даже замена обычных ламп накаливания на энергосберегающие аналоги даст ощутимый результат.
Что влияет на стоимость?
За чей счет установка ОДПУ осуществляется в большей степени, зависит от площади имущества в доме, а не от количества проживающих граждан, так постановило правительство и закрепило свое решение в Жилищном Кодексе.
Стоимость же всей процедуры зависит от технических характеристик дома, наличия вспомогательных приборов в выбранной комплектации установки, а также вида учитываемого ресурса. В основном сумма состоит из:
- стоимости прибора;
- оплаты его монтажа;
- оплаты настройки и запуска;
- стоимости предварительной консультации и составления проекта;
- оплаты технического обслуживания в последующие 5 лет после установки.
Для каждого дома эта цена определяется индивидуально.
Требования законодательства
Правительство на законодательном уровне определило, что эксплуатация многоквартирных домов без общедомовых приборов учета запрещена.
Порядок расчета и оплаты определен в Постановлении №354 от 2 мая 2011 года.
До 2020 года был переходный период. Он необходим для того, чтобы УК и ЖЭУ провели ревизию жилищного фонда и привели его в соответствие с законодательством.
Теперь установка ОДПУ в многоквартирных домах обязательна. При отсутствии приборов учета оплата общедомовых нужд с 2020 года производится с применением повышающего коэффициента. При этом 16 апреля 2013 года постановлением №344 был разъяснен порядок расчетов.
- Общедомовые расходы не могут превышать установленные нормативы;
- Снижены действующие нормативы на холодную и горячую воду;
- Оплату за водоотведение и отопление общего имущества отменили;
- Установлен повышающий коэффициент для домов, в которых не установлены ОДПУ. При условии, что имеется техническая возможность монтажа.
При этом плата за установку ОДПУ возложена на жильцов дома. В постановлении предусмотрен лизинг, рассчитанный на 5 лет.
Кто и как оплачивает установку
Расходы, связанные с этими работами, оплачивают собственники. Так как оборудование стоит дорого, постановлением предусмотрена рассрочка платежа или лизинг, который рассчитан на 5 лет.
Все расходы, связанные с установкой оборудования, его последующей эксплуатацией, ремонтом, заменой пропорционально распределяются среди жильцов многоквартирного дома.
Существует три варианта оплаты:
- Жильцы оплачивают установку сразу.
- Оплата с рассрочкой в 5 лет. Эта сумма (плюс банковский процент за рассрочку) появится в квитанции ЖКХ. Пункт называется «установка ОДПУ».
- Использовать целевые накопления исполнителя коммунальных услуг, выделенные на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Это разница между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента (для квартир, где не установлены индивидуальные счетчики). Бухгалтеры ЖКХ обязаны хранить эти деньги отдельно от общих поступлений. Эти средства можно направить на установку счетчиков.
Счетчики в многоэтажках чаще всего монтируют в подвальных помещениях. Установку проводят на узлах учета. При установке ОДПУ расчеты производятся более точно, ведь по приборам сразу видно, сколько того или другого ресурса было использовано за прошедший период. Конечно, приборы показывают общее потребления, среди которого и тот объем, который использован на частные бытовые нужды, и на потребление на обслуживание общедомовых объектов.
От показаний общедомового счетчика отнимается сумма показаний ИПУ (индивидуальных приборов учета). Оставшийся объем делится между владельцами квартир. Раздел производится следующим образом: высчитывается объем расхода для одного квадратного метра и умножается на площадь квартиры. Полученный объем умножается на тариф, утвержденный в данном регионе.
Расход на общедомовые нужды при отсутствии коллективных приборов учета начисляются по нормативам, которые устанавливают местные власти, с применением повышающего коэффициента (Постановление Правительства №345).
Повышающий коэффициент значительно увеличивает сумму оплаты. Он не применяется только в том случае, если общедомовые приборы учета невозможно установить из-за отсутствия технических возможностей.
В домах устанавливают общедомовые приборы учета на следующие виды поставляемых ресурсов:
Электросчетчик необходимо монтировать в специальном помещении (электрощитовой). Давайте остановимся подробнее на видах приборов учета.
Согласование установки
Решение об установке ОДПУ тепловой энергии и других поставляемых в дом ресурсов должно приниматься по результатам голосования всех жильцов. При этом обязательно нужно оформлять протокол собрания. Если жильцы сами не проявляют никакой инициативы, организация может сама принять решение о необходимости монтажа ОДПУ в принудительном порядке через суд, поскольку закон обязывает к установке абсолютно всех без исключения.
Управляющая компания сегодня не обязана оповещать своих жильцов о планируемом монтаже приборов, поскольку это ее законная обязанность. Никакого наказания за не предупреждение собственников об этом УК не несет. Среди ее обязательств перед жильцами сегодня ежегодный донос сведений до жильцов о новых вариантах энергосбережения.
Электросчетчики с удаленным снятием показаний
Приборы учета электроэнергии с дистанционным снятием показаний упрощают учет и оплату света. Это возможно благодаря дистанционной передаче данных напрямую поставщику услуг. Кроме удобства для пользователя, плюсом счетчика является доступность корректировки его работы на основе получаемых данных.
Передача информации на сервер поставщика происходит через интернет. Этот процесс полностью автоматизирован.
Счетчик с дистанционным снятием показаний электроэнергии оборудован жидкокристаллическим дисплеем. На нем высвечивается следующая информация:
- количество потребленной энергии;
- дата и время;
- рабочий режим прибора;
- тариф.
Виды общедомовых водомеров и причины для их установки
Закон не требует обязательной установки средств измерения общего потребления воды жителями многоквартирного дома, но в ряде ситуаций их монтаж может быть экономически обоснован. Общедомовой счетчик воды может быть установлен в следующих случаях:
- существует утечка воды из магистральных труб и необходимо исключить оплату фактически неизрасходованного ресурса;
- необходимо установить место утечки и ее объем.
Установку общедомового счетчика может потребовать от жильцов дома водоснабжающая организация. И в этом случае расходы на монтаж оборудования делятся между владельцами квартир пропорционально их площади в общей собственности, причем стоить счетчик будет существенно дороже, чем индивидуальный. В продаже есть следующие типы общедомовых водомеров:
- снабженных импульсными датчиками для считывания результатов на удалении;
- без них.
Каждый водомер представляет собой объемный прибор. Необходимо два подобных устройства: для горячей и холодной воды. Стоимость их обслуживания также будет возложена на жильцов. Но так как без счетчика количество воды, расходуемое в доме с учетом потерь, разносится на всех жильцов, и объем такого приписанного потребления может быть существенным, экономический эффект от их установки появиться скоро.
Как говорят юристы, вполне законным является требование об оплате счетов, так как каждый владелец недвижимости, пусть даже он в ней и не проживает, обязан оплачивать потребленные ресурсы, которые относятся к общедомовой собственности, то есть каждый платит за то, часть чего ему принадлежит, как собственнику жилья.
В том случае, когда владелец квартиры не устанавливал индивидуальный счетчик, начисление будет выполняться по нормативам, которые определяют в местной администрации. Что касается ОДН, то это значение определяется разницей ИПУ (индивидуальный прибор учета) и нормативным начислениям, а также показаниям по общедомовому счетчику. Стоит помнить, что большее потребление электричества в своей квартире будет означать большую сумму платежа по ОДН за электроэнергию.
Закон о счетчиках на отопление в многоквартирном доме
В ноябре 2009 года вышел закон ФЗ № 261, на основании которого регламентируется учет потребленных ресурсов. В соответствии со ст. 13 нормативного акта все строения, включая многоэтажные жилые дома, которые подключены к сетям центрального снабжения энергетическими ресурсами, должны оборудоваться общедомовыми приборами учета горячей воды и тепла в зависимости от типа системы.
На основании ФЗ № 261 и № 190 показания, полученные от ОДПУ, смонтированного по всем правилам и введенного в эксплуатацию, являются основой для расчета ежемесячного платежа. Дополнительно было разработано и принято Постановление Правительства № 354 (с некоторыми поправками), которое внесло точность в процесс установки, технического обслуживания и поверки общедомовых приборов учета тепловой энергии. Регламентировался в документе и порядок расчета.
Главное — наличие общедомового прибора учета
Первая позиция сводится к тому, что для применения в расчетах с потребителями коммунальных услуг в МКД показаний того или иного прибора учета достаточно, чтобы он был установлен на границе сетей, входящих в состав общего имущества. Принадлежность счетчика к общему имуществу собственников помещений в МКД не является существенным фактором. Соответственно, принятия решения собранием жильцов об установке общедомового прибора учета не требуется.
Прежде всего приведем дело N А67-6196/2009 о признании незаконным предписания, выданного управлением Роспотребнадзора гарантирующему поставщику. Суды всех трех инстанций поддержали РСО (см. Решение Арбитражного суда Томской области от 23.10.2009 N А67-6196/2009, Постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2010 N 07АП-9981/09, ФАС ЗСО от 02.03.2010 по делу N А67-6196/2009), а ВАС РФ отказал в передаче дела на пересмотр в порядке надзора (Определение от 27.04.2010 N ВАС-4887/10). Итак, МКД находился в управлении управляющей организации, которая по соглашению передала гарантирующему поставщику право начислять и взимать плату за электроснабжение непосредственно с потребителей (такой порядок допускается п. 90 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии). Гарантирующий поставщик выставлял гражданам платежные документы с начислением платы в том числе за электроэнергию на общедомовые нужды. При этом использовались показания общедомового прибора учета, который не был включен в состав общего имущества. Этот счетчик был установлен УК на границе сетей (как того требует законодательство) во исполнение распоряжения заместителя мэра города, принят сетевой компанией на электроучет, находился на балансе и обслуживании у УК. Роспотребнадзор полагал, что незаконно начислять плату исходя из показаний счетчика, установленного на основании не решения собрания собственников помещений (единственного источника определения состава общего имущества в МКД), а распоряжения местных властей, и настаивал на начислении платы за электроэнергию с учетом нормативов потребления. Однако суд первой инстанции заключил: законодательство РФ не связывает способ расчета платы за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию с принадлежностью (нахождением во владении, пользовании, на праве собственности) общедомового прибора учета потребленной электроэнергии собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома — потребителям электроэнергии, поставляемой ресурсоснабжающей организацией, а связывает способ расчета платы за потребленную, в том числе и на общедомовые нужды, электроэнергию только с наличием в данном многоквартирном доме общедомового прибора учета потребленной электроэнергии либо с его отсутствием. Данный вывод был подтвержден судом апелляционной инстанции. В мотивировочной части Постановления окружного суда этот момент вообще был опущен.
Остальные судебные акты, которые будут приведены ниже, приняты судами общей юрисдикции. Так, Определением от 09.06.2011 по делу N 33-7561/2011 Свердловский областной суд отменил Решение Шалинского районного суда Свердловской области от 13.04.2011, которым по иску потребителя были признаны незаконными действия гарантирующего поставщика по расчету платы за электроэнергию на общедомовые нужды исходя из показаний общедомового прибора учета. Районный суд удовлетворил требования гражданина, приняв во внимание, в частности, что общедомовой прибор учета был установлен без согласования с собственниками жилых помещений и их уведомления. Однако областной суд не согласился со своими коллегами, найдя прибор, его установку (на границе балансовой принадлежности электрических сетей организации и внутридомовых электрических сетей) и обслуживание соответствующими закону.
Особенности установки ОДПУ
Приобретением и монтажом ОДПУ занимается управляющая компания. Но решение об установке данных устройств должно принимать общее собрание жильцов. Представители управляющей компании не вправе принуждать владельцев жилья к выполнению такой меры, но в их обязанности входит мотивация потребителей с детальным объяснением последствий невыполнения указанного шага.
Государство прибегает к назначению повышенных тарифов за энергоресурсы, если жильцы МКД не приняли решения о необходимости установки общедомовых приборов учёта. В этом случае величина счетов может возрасти на величину от 20 до 60 процентов за счёт применения повышающих коэффициентов в расчёте стоимости предоставленных услуг.
Указанные счётчики причисляются к собственности, принадлежащей всем жильцам в качестве общедомового имущества, поэтому расходы на их приобретение и монтаж относятся на владельцев квартир МКД.
Почему врут электросчетчики?
В периоды смены сезонов счетчики электричества часто завышают свои показания. Эти приборы врут. На различных форумах можно найти множество обсуждений подобных случаев.
Некоторые люди утверждают, что за одну ночь работы холодильника устройство учета энергии посчитало целых 4 кВт – это очень много. На предприятии, которое занимается поставкой электричества в квартиры, жителям сообщают, что счетчик работает точно. Но инженеры из тех же предприятий открыто заявляют, что врут счетчики, да еще и как врут. Особенно это касается бюджетных систем, таких как счетчик «Меркурий». На него очень часто жалуются.
Реальная картина такова, что выдавать завышенные показатели устройство учета может и при вполне правильной работе. Первая причина – это снижение напряжения в сети по вине массового использования кондиционеров или отопительного оборудования. Бытовая техника меняет КПД в сторону уменьшения, если напряжение составляет ниже 220 В.
Так, электроприбору для достижения какой-то задачи необходимо, к примеру, не 0,19 кВ/ч по паспорту, а от 0,25 и выше. Эту картину можно наблюдать со всей бытовой техникой. Получается, что один и тот же потребитель электричества в разное время по счетчику будет тратить разное количество энергии, хотя при этом кажется, что все нормально.
В таком случае нужно обязательно тестировать приборы учета, чтобы не оплачивать энергетическим компаниям то, за что должны платить они сами. Дело в том, что поставщик электричества обязан поддерживать требуемые параметры в сети. Если параметры нарушаются, то в Европе за это платит поставляющая компания.
Периодичность поверки электросчетчиков в России по моделям – таблица
Периодичность проведения МПИ устанавливается на заводе и рассчитывается в зависимости от типа механического устройства. Чаще всего приборы наделяются интервалом – 6-16 лет. Более точные сроки прописываются в техническом паспорте изделия, завизированные печатью производителя. В качестве подтверждения проведенной поверки ИПУ выступает пломба, установленная на корпусе устройства.
МПИ зависит от характеристик используемого оборудования. В нормативных актах регламентирована периодичность контроля для индукционных механизмов – не больше 8 лет, для электронных устройств – максимум 16.
Межповерочный интервал электросчетчиков в таблице представлен в зависимости от марки оборудования:
Таблица 2.
Тип | Класс | Межинтервальный срок, лет | Период службы, лет |
СО-И449М1-1 | 2 | 16 | от 30 |
СО-ЭУ 10 | от 32 | ||
СО-ЭЭ 6705-4 | |||
СО-ЭЭ 6706 | |||
СО-5 | 32 | ||
СО-И446-М | от 30 | ||
СО-505 | 32 | ||
ЦЭ-2736 | 1 | 30 | |
ЭЦР2400 | 32 | ||
СЕ 102 S7 | 1, 2 | 24 | |
СОЛО | от 30 | ||
Меркурий 201.5 | 1 | 32 | |
Меркурий 200.02 | |||
Меркурий 230 | 10 | ||
Энергомер СЕ 102 | |||
Энергомер СЕ 301 | |||
СТК-1 (Украина) | 6 | ||
СТК-3 (Беларусь) | 8 | ||
НЕВА МТ 124 | 16 | 30 | |
Нева 303-1SO |
Примечательно, что население самостоятельно оплачивает такие процедуры, невзирая на форму собственности – квартира или частное домовладение. Обусловлено это тем, что электросчетчик не относится к общему имуществу МКД и не являются элементом инженерных коммуникаций. Соответственно, обслуживающая организация не обязана бесплатно контролировать работу устройства. Однако дешево такие услуги обходятся для льготников или жильцов муниципальных помещений.
Воровство электроэнергии: обнаружение, ответственность, штрафы
Например, в корпусе прибора, в малозаметном месте, на уровне крутящегося диска, просверливается незаметное отверстие, в которое вставляется спичка, тормозя или останавливая работу счетного устройства. Чтобы ответить на вопрос о том, как бороться с воровством электроэнергии в СНТ, необходимо прояснить основные особенности потребления электричества в садовых некоммерческих товариществах. Собственник участка является одновременно и владельцем проходящих по его территории электрических сетей.
Также о воровстве могут свидетельствовать разрушенные пломбы и поменянные местами фазный и нулевой проводники; • Проверка путем отключения автоматических выключателей в щитке — если в этом случае обнаружится, что светильники продолжают работать, а в розетке есть питание (можно подключить любой электроприбор), значит, факт хищения присутствует. Кроме того, если вы живете в старом панельном доме, то соседи могут красть электричество даже у вас, используя одну из розеток, установленных в сквозное отверстие.