Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые преступления юридических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.
Что делать, если налог не уплачен в срок
Если по итогам совершения одного из вышеперечисленных действий вами выявлена неуплата налога в срок, в первую очередь следует выяснить ее причину.
Если ошибка допущена вашим сотрудником или непосредственно вами, необходимо уплатить недоимку и соответствующие пени. Если же по вашим данным расчеты произведены корректно, отражены в представленной в инспекцию налоговой декларации, а налог своевременно уплачен, то в вопросе целесообразно разбираться по следующему алгоритму:
1) Телефонные переговоры с инспектором.
Тут нужно указать инспекции на выявленные расхождения и в устной форме аргументировать позицию, почему вы считаете сумму недоимки или пеней, штрафов неправомерной.
Приложение №1 к Письму ФНС от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@
Интересны и приложения к Рекомендациям. Это перечень вопросов, которые задают сотрудникам организации при допросе в налоговом органе при доказывании схем. Их стоит изучить, если нужно самостоятельно подготовиться к процедуре допроса в налоговом органе.
Перечень обязательных вопросов к, подлежащих обязательному выяснению у сотрудникамов (например, ООО «1»), по выбору контрагентов, процедуре подписания договоров, учету товарно-материальных ценностей (Приложение №1 к Письму ФНС от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@):
1. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в вашей должности?
2. Ваше образование, специальность?
3. Что входит в ваши должностные обязанности?
4. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее?
5. Где и кем вы работали до ООО «1»?
6. Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО «1»?
7. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации вы пользуетесь при выборе контрагентов?
8. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?
9. Одобрение того или иного контрагента – это ваше единоличное решение или коллегиальное?
10. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.
11. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?
12. Знаком ли вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда вы познакомились?
13. Какие взаимоотношения (дружеские, деловые) вас объединяют?
14. Какие работы (услуги) выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?
15. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?
16. Какие действия вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?
17. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?
18. Кто в вашей организации отвечает за подготовку проекта договора, или вы используете типовые договоры?
19. Вы лично общаетесь с предполагаемыми партнерами, на чьей территории?
20. Какие вопросы задаете при встрече, с какими документами знакомитесь?
21. В случае, если контрагент находится не в вашем городе, как вы взаимодействуете?
22. В случае необходимости у кого спрашиваете контактные данные партнера?
23. Кто согласовывает проекты договоров для последующего подписания вами?
24. В организации существуют какие-либо регламентирующие документы по документообороту?
25. Кто несет ответственность за качество поставляемых ТМЦ (ГСМ, запчасти и др.), услуг (транспортных и др.), работ (субподряд)?
26. Назовите программу, которая используется для учета ТМЦ.
27. Как у вас в компании организован документооборот с момента поступления документа от поставщика до момента принятия товаров (работ, услуг) к бухгалтерскому учету и отражения в бухгалтерской программе?
28. Кто имеет доступ к базам «1С:Бухгалтерия», «1С:Торговля», «1С:Склад»?
29. У вас попадались недобросовестные поставщики товаров (работ, услуг), какие действия вы предпринимали в подобных случаях?
30. Кто в ООО «1» отвечает за сохранность ТМЦ, кто ведет учет, какими внутренними документами происходит списание ТМЦ для своих подразделений для производства работ?
Ответственность за уклонение от уплаты налогов
Напоминаем, что непосредственно под уголовную ответственность подпадает только уклонение в крупном или особо крупном размере. Далее приведена таблица с актуальной информацией по теме.
№ |
Статья |
Крупный размер, млн. руб. РФ |
Особо крупный, млн. руб. РФ |
1 |
194 |
1 |
3 |
2 |
198 |
0,6 (за три фин. года, если это более 10% от суммы, которую нужно было уплатить) или если сумма превысит 1,8 |
3 (если это более 20% от суммы, которую нужно было уплатить) или если сумма превысит 9 |
3 |
199 |
2 (за три фин. года, если это более 10% от суммы, которую нужно было уплатить) или если сумма превысит 6 |
10 (если это более 20% от суммы, которую нужно было уплатить) или если сумма превысит 30 |
4 |
199.1 |
Аналогично условиям ст. 199 |
Аналогично условиям ст. 199 |
Налоговые преступления: зарубежные страны и их система
В ряде развитых стран наступает уголовная ответственность за налоговые преступления. Налоговой системой государств предусмотрены штрафы и лишение свободы за уклонение. В Великобритании срок заключения под стражу до 14 лет. Особенностью налоговых нарушений в Германии является то, что они касаются подделки и незаконного использования льгот. Тюремное заключение составляет 5 лет.
Налоговые преступления в США караются не только исходя из федеральных законов, но и региональных. Так, налоги удерживаются в пользу государства и отдельного штата налогоплательщика. Практикуются смягчающие обстоятельства при правонарушении: незнание закона, хорошая репутация гражданина, психическое заболевание, давление бухгалтера или советника. Активное сотрудничество и обещание полностью погасить долг также снимет ответственность с нарушителя.
В РФ уклонение от уплаты налогов реализуется налогоплательщиками разными методами. Наиболее популярные из них:
- уничтожение или подмена накладных или другой документации;
- искажение или устранение первичных документов, что приводит к отсутствию в этих бумагах актуального размера чистой прибыли;
- выручка, полученная от продажи товаров, проводится в меньшем размере, либо вовсе не фиксируется в документации предприятия;
- компания передает другой организации товары со счетами-фактурами;
- как только вносится оплата покупателем в виде наличной суммы, происходит уничтожение или корректировка документации.
С помощью вышеуказанных действий организации довольно легко и быстро снижают по документам свою прибыль и выручку. Даже физические лица могут пользоваться разными уловками, позволяющими уйти от налогообложения. Например, уклонение от налогов физическим лицом может заключаться в отсутствии официального арендного договора, если гражданин получает доход от сдачи своей недвижимости в аренду.
На самом деле существует много способов, позволяющих фирмам и гражданам нарушать налоговое законодательство. Обычно применяется за это наказание в рамках НК, но при специфических и сложных ситуациях может использоваться уголовная ответственность.
Особенности для физлиц
Уклонение от налогов фиксируется не только со стороны разных компаний, но и физических лиц. Граждане часто просто не желают уплачивать транспортный, имущественный и земельный налог. Поэтому учитываются следующие нюансы:
- расчет налогов производится непосредственными налоговыми инспекторами, после чего граждане получают только готовые для оплаты квитанции;
- расчет основывается на стоимости имеющегося имущества, представленного недвижимостью или участком земли;
- при определении транспортного налога применяется мощность данного автомобиля;
- за счет таких правил укрыть свое имущество или доходы довольно сложно;
- обычно нарушения фиксируются, если гражданин покупает какое-либо имущество, но не регистрирует его в Росреестре или ГИБДД;
- но за счет таких действий существует вероятность, что человек может лишиться купленных ценностей.
Если гражданами не уплачиваются своевременно штрафы, то им придется уплачивать штраф от 20 до 40% в зависимости от того, является ли нарушение намеренным или нет. Дополнительно начисляется пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Поэтому для граждан целесообразно отказаться от уклонения от уплаты налогов. С физических лиц взимаются не слишком крупные штрафы, но они могут ухудшить финансовое состояние любого человека.
Адвокат по уклонениям от уплаты налогов и ст. 199 УК РФ в Екатеринбурге
Невыплата налогов приводит к тому, что в казне может оказаться недостаточно средств на обеспечение безопасности, оборону, социальную сферу, здравоохранение и пр. Налоги от юридических лиц являются одним из важнейших элементов наполнения казны, поэтому уклонение от уплаты налогов юридическим лицом наказуемо.
Для защиты своих прав и обязанностей в налоговой сфере лучше советоваться с адвокатом, который поможет избежать притеснения и нарушение прав со стороны государства в лице налоговых органов, будет участвовать в разрешении налоговых споров в судах и правоохранительных органах.
Обратитесь к нам в Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург — мы встанем на защиту Ваших прав и интересов.
Как показывает практика, зачастую стремятся наказать именно за уклонение от уплаты налогов (сборов и страховых взносов) (ст. 199 УК РФ). Фигурантами дела в этом случае становятся руководители, главные бухгалтеры компаний и иные лица, которые принимали участие в преступлении (давали советы, указания и пр.) (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64). Так что, не исключено привлечение к ответственности собственников компании, контролирующих компанию лиц (бенефициаров). Сейчас налоговые и правоохранительные органы весьма успешно определяют лиц, фактически владеющих и управляющих бизнесом, поэтому зачастую «номиналы» и оффшорные структуры не мешают определить «нужное лицо» и привлечь его к уголовной ответственности.
На данный момент суды руководствуются постановлением ВС РФ 13-летней давности (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64), согласно которому способами уклонения от уплаты налогов (сборов) могут быть:
-
Действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений.
-
Бездействия, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных документов.
Как рассчитывается срок давности привлечения к налоговой ответственности
Как уже было сказано выше, статья 113 Налогового кодекса РФ устанавливает, что по истечении 3 лет после совершения налогового правонарушения плательщика больше нельзя привлечь к ответственности за это.
Однако определить момент, с которого отсчитываются эти 3 года, не так просто. НК РФ требует отсчитывать 3 года с такого момента:
- в случае нарушения правил учета доходов и расходов (то есть, при занижении объекта налогообложения) или неуплате (неполной уплате) налога – с первого дня, наступившего после окончания налогового периода, в котором произошло правонарушение;
- во всех остальных случаях – с дня нарушения закона.
Говоря простым языком, при неуплате налога 3 года отсчитываются, начиная со следующего налогового периода.
Рассмотрим это на примере конкретных налогов. Для налогов, которые платят физические лица (не ИП) – земельного, транспортного, на имущество и налога на доходы, который человек платит самостоятельно – периодом является год.
Согласно требованиям законодательства уплатить эти налоги нужно до 1 декабря следующего года. Соответственно, сроки будут рассчитываться так:
- 2018 год – налоговый период;
- до 1 декабря 2019 года нужно заплатить налог за 2018 год;
- при отсутствии оплаты на 1 декабря 2019 года (точнее, 2 декабря, т.к. на 1 число попадает выходной) – возникает налоговое правонарушение. Начинают отсчитываться 3 года;
- 2020 год – первый год;
- 2021 год – второй год;
- 2022 год – третий год;
- с 1 января 2023 года – должника уже нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога за 2018 год.
Как видно, за неуплату налога за 2018 год плательщика не смогут наказать только начиная с 1 января 2023 года. Но это касается только суммы за 2018 год, если же и за 2019 год налог не будет уплачен – по нему рассчитывается отдельный срок.
Однако, как указано выше, обязанность заплатить не снимается с должника. Долг будет числиться за ним вплоть до таких моментов, как:
- уплата суммы задолженности;
- ликвидация юридического лица или банкротство физического лица;
- смерть физического лица;
- принятие судом решения, по которому налоговый орган теряет возможность взыскивать долг (то есть, признание задолженности безнадежной).
Тем не менее, взыскать долг налоговая может только 3 года, что в некоторых случаях серьезно снижает сумму требований налоговой службы (например, когда насчитывают налог за квартиру за 5-10 лет, то требовать к уплате могут только налог за 3 года).
Примечания к статьям 198, 199 УК РФ устанавливают, что лицо, впервые совершившее преступное уклонение от уплаты налогов и сборов в соответствии со статьями 198, 199, 199.1, 199.3, 199.4 УК РФ (ст.199.2 УК РФ не входит в этот список!), освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки, пеней и штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.
Кроме того, УПК РФ также содержит статью 28.1, предусматривающую право суда, следователя с согласия руководителя следственного органа или дознавателя с согласия прокурора прекратить уголовное преследование лица по преступлениям, предусмотренным статьями 198-199.1, 199.3, 199.4 УК в случае возмещения им до момента назначения судебного заседания причиненного вреда.
Но, к сожалению, при этом сохраняется коллизия материальных и процессуальных норм, которая появилась еще аж в 2010 году. Дело в том, что Уголовный кодекс ничего не говорит о стадии, на которой лицо имеет право возместить ущерб и избежать уголовной ответственности, а уголовно-процессуальный кодекс ограничивал факт уплаты стадией предварительного следствия, то есть сроком до назначения судебного заседания. С точки зрения общей теории права, УК РФ должен иметь приоритет в данном случае, однако практика неоднозначно разрешает данную коллизию.
Что касается сокрытия денежных средств либо имущества, за счет которых должно производится взыскание налогов,(ст. 199.2 УК РФ) то лица, впервые совершившие такое экономическое преступление, могут быть освобождены от уголовной ответственности, но только при условии, что полностью возместят ущерб от преступления и дополнительно уплатят в бюджет двукратный размер этого самого ущерба.(ст. 76.1 УК РФ) Отметим, что указанный «множитель» для определения дополнительной платы до 15 июля 2016г. имел пятикратный размер.
Особое внимание следует обратить на ст. 90 УПК РФ «Преюдиция». В соответствии с ней обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки.
Подчеркнем, что «обстоятельства» и только «обстоятельства», установленные решением арбитражного суда, должны учитываться органами внутренних дел в процессе уголовного преследования.
Проблема состоит в том, что Арбитражный суд, установив нарушение налоговым органом порядка проведения налоговой проверки (например, рассмотрение материалов проверки без извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения), в большинстве случаев не утруждает себя исследованием, а тем более – подробным описанием в своем решении обстоятельств совершения налогового правонарушения. Даже в том случае, если помимо пресловутых процессуальных нарушений и сами доначисления налогов по существу являются неправомерными.
Между тем, именно подробные описания в мотивировочной части решения арбитражного суда оснований признания доначислений незаконными и будут учтены в качестве «обстоятельств» при рассмотрении уголовного дела. Иными словами, важен не только результат рассмотрения арбитражного дела, но и мотивы, по которым суд пришел к такому результату. В связи с этим особое значение приобретает качественная и детальная проработка доказательственной базы в арбитражном процессе, оформление всех дополнительных доводов в письменном виде и приобщение их к материалам дела, отражение всех существующих обстоятельств, свидетельствующих о незаконности результатов проверки.
В случае, если налоговая проверка касалась деятельности организации, в арбитражном суде будет решен вопрос о виновности или невиновности именно самой организации. В то же время, уголовное преследование будет проводиться в отношении физического лица, чаще всего – в отношении руководителя. При этом как следственная, так и судебная практика устанавливают, что к ответственности может быть привлечен не только формальный руководитель, а любое лицо, фактически исполняющее функции руководителя. Грубо говоря, если директор номинальный, к ответственности будет привлечено лицо, принимающее ключевые решения о хозяйственной деятельности, о заключении сделок. Или могут быть привлечены участники организации, формально не занимающие какие-либо должности, но фактически руководящие ее деятельностью.
Важно отметить, что установление налоговым органом факта получения организацией необоснованной налоговой выгоды по неосторожности автоматически не исключает наличие умысла на уменьшение налоговой базы у конкретного должностного лица организации. В связи с этим также, еще на стадии рассмотрения дела в арбитражном суде, следует установить обстоятельства, из которых следует непричастность должностных лиц организации к допущенным нарушениям Налогового кодекса РФ, со ссылкой, в том числе, на недобросовестность контрагентов.
Уголовная ответственность физических и юрлиц за неуплату налогов
Существуют 4 ключевых момента, связанных с привлечением к уголовной ответственности физических лиц, а так же руководителей и учредителей компании. Речь идёт о субъекте, объекте, субъективной и объективной стороне. Если из приведенного списка выпадает хотя бы один элемент, лицо невозможно привлечь к ответственности по Уголовному кодексу РФ. Для начала, очень коротко, назовем элементы состава преступления по ст. 198 и ст. 199 УК РФ:
- Субъект – лицо, достигшее возраста 16 лет.
- Объект – охраняемые уголовным законом интересы (поступление налогов) государства.
- Субъективная сторона – должна быть установлена вина субъекта и его желание не платить налоги.
- Объективная сторона – введение в заблуждение налоговых органов.
Теперь подробнее, другими словами.
Под объектом в данном случае следует понимать правоотношения, которые сложились с начислением и выплатой государству сборов и налогов. Причём все они должны быть зафиксированы в НК РФ. И даже не просто установлены, а определены для обозначенного временного периода. Иногда сборы отменяются или ставки уменьшаются, некоторым актам, к тому же, придаётся обратная сила. Это тоже нужно принимать во внимание.
Под субъектом подразумевают налогоплательщика, то есть лицо, которое связано соответствующими обязательствами с РФ. И это далеко не всегда гражданство или даже физическое нахождение на территории страны. Что же касается субъективной стороны, то, как и говорилось, преступление может выражаться в действиях (чаще всего в данном случае) и в бездействии.
Каких действий можно ожидать от налоговых органов в связи с привлечением к уголовной ответственности?
- Если налоговики вышли с выездной налоговой проверкой и обнаружили, что проверяемая компания поработала с однодневкой, а сумма сэкономленных налогов превысили установленную ст. ст. 199 и 198 УК РФ, то она обязана сообщить в правоохранительные органы.
- Если налоговики не могут самостоятельно допросить или найти директоров и учредителей однодневок, то они могут обратиться за помощью в полицию.
- Если налогоплательщик не пускает на свою территорию налоговиков, то они так же могут обратиться в правоохранительные органы.
- А вообще, налоговики к любой выездной налоговой проверке готовятся заранее, до выхода на проверку. Поэтому они выходя на проверку уже «все знают», и если они полагают, что налогоплательщик может им оказать, хотя бы пассивное сопротивление, то они придут к нему уже с оперативным работником, который будет включен в число проверяющих, либо попросят, чтобы у вас на предприятии было проведено оперативными сотрудниками ОРМ с выемкой.
В целом же и в отношении физического, и в отношении юридического лица действия ФНС РФ так или иначе связаны со сбором доказательств, с проверками и с грамотным оформлением сделанных выводов.
Кто отвечает по налоговым обязательствам
Платить исправно налоги должны физические лица и организации. При этом привлечение к ответственности возможно в отношении любого нарушителя.
При рассмотрении физлиц, среди них к следующим категориям будут применяться санкции при несоблюдении налогового законодательства:
- Гражданам страны (не оплатившим личные налоги, начисление которых не относится к предпринимательской деятельности);
- ИП;
- Другим лицам, имеющим обязанность по внесению платежей на территории РФ (иностранным гражданам, лицам без гражданства).
Отсутствие внесения обязательных платежей со стороны компании обяжет следующих лиц погасить обязательства:
- Учредителей;
- Генерального директора;
- Бухгалтера (ответственность бухгалтера чаще всего возникает за подачу декларации позже срока);
- Иных лиц компании (например, владеющих правом подписи на документах или имеющих доступ к денежным средствам).
В случае с организацией привлечение к ответственности считается более сложным процессом, нежели с гражданами. Необходимо доказать, что конкретный работник нарушает закон, и именно он понесёт наказание от лица компании.
К тому же распространены ситуации, когда в уклонении от налогов повинна группа лиц, участие каждого из которых нужно доказать.
К примеру, ответственность директора наступит тогда, когда удастся доказать, что именно по его вине уплата платежей не была произведена вовремя.
Налоговые преступления рассматриваются государством как тяжкие, так как они влияют на экономическое положение страны, и могут заметно ослабить безопасность в данной сфере. Потому государство стремится максимально защитить себя от недобросовестных налогоплательщиков, и устанавливает жесткие правила относительно нарушителей.
Уклонение от уплаты налогов представляет собой ряд действий, направленных на уменьшение налоговых отчислений в пользу государства. Все они носят умышленный характер, и потому ответственность тут будет гарантированная. Государство рассматривает множество способов уклонения от уплаты. Чаще всего встречаются следующие:
- После получения прибыли ее реальная величина занижается. Для этого злоумышленники подменяют или аннулируют накладные, а также уничтожают оригиналы документов. Как итог – первичная документация отсутствует, и прибыль искажается в сторону, выгодную неплательщику. Уклонение от уплаты налогов и сборов тут налицо.
- После продажи определенных услуг (товаров) размер выручки отображается не в полном объеме, или вообще не фиксируется в документах. Нарушители уничтожают документы, тем самым не внося их в налоговый реестр. Итогом будет значительное уменьшение суммы налога.
- Физическое лицо сдает принадлежащую ему собственность в аренду, однако не заключает никаких официальных договоренностей, не фиксирует полученный доход в своей налоговой декларации.
Квалифицирующие признаки
При вынесении вердикта относительно конкретных штрафных санкций, необходимо первоначально определить сумму недоимки, то есть установить размер денежных средств, которые были недополучены бюджетом. Здесь для различных категорий плательщиков устанавливаются разные рамки.
Если виновный является физическим лицом, то для него величина недоимки составит (статья 198 УК РФ):
- крупный размер – более 600 тыс. рублей за период в 3 года, однако, при наличии обязательного условия, что часть неуплаченных платежей составляет более 10%, что в денежном эквиваленте равняется 1,8 млн. рублей;
- особо крупный размер – уклонение от уплаты налогов физическим лицом свыше 3 млн. рублей недоимки, или же не менее 5% неуплат или 9 млн. рублей.
Для производственных компаний, фирм с различной формой деятельности квалифицирующие признаки будут следующими (статья 199 УК РФ):
- крупный размер – уклонение от налогов на сумму более 2 млн. рублей за трехлетний временной отрезок, при 10% неуплаченных взносов или более 6 млн. рублей;
- особо крупный размер – более 10 млн. рублей за аналогичный период времени (3 года), при сокрытии отчислений более 5%, то есть свыше 30 млн. рублей.
Если размер ущерба, причиненного государству оценивается в меньшую сумму, уголовное судопроизводство начато не будет, а нарушителей ждет ответственность согласно действительных норм налогового и административного законодательства. Состав преступления будет установлен лишь при наличии крупного или особо крупного квалифицирующего признака.
В перечне квалифицирующих признаков имеется еще два параметра, играющих важную роль (ст.199.2 УК РФ):
- Правонарушение совершено должностным лицом, то есть особой, имеющей большие возможности у сокрытию своих реальных доходов. Если данный факт будет установлен, ответственность для нарушителя будет ужесточена.
- Уклонение от уплаты налогов осуществляется группой лиц, которые действуют в соответствии с заключенными ранее договоренностями. В данной ситуации факт наличия вины будет гарантированным, что повлечет за собой уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов вне зависимости от суммы ущерба.