Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Карта водителя СКЗИ — что это такое?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Карту водителя СКЗИ нужно вставить в Слот тахографа перед тем как завести мотор автомобиля. В тахографе имеются два слота для карт водителя СКЗИ. Левый для первого водителя, правый для второго водителя. Если в тахограф вставлена карта водителя СКЗИ, тахограф автоматически фиксирует все нарушения во время поездки и во время отдыха водителя. Ежедневное распечатывание регистрационных листов с тахографа обязательно для водителя. Если происходит проверка автомобиля, водитель обязан предоставить свою карту СКЗИ, а также регистрационные листы за последний месяц. Если водитель потерял свою карту СКЗИ, он может восстановить карту водителя в течении 15 дней.
Отличия карты водителя СКЗИ от ЕСТР
Водителю, который выполняет не только внутрироссийские, но и международные рейсы, недостаточно знать, что такое карта водителя СКЗИ, как расшифровывается эта аббревиатура и как оформлять такой чип. Для выезда за рубеж используются ТС, оборудованные тахографами европейского образца (стандарт ЕСТР). Для таких приборов нужны соответствующие карты, которые отличаются по принципу шифрования информации, а также по внешнему оформлению:
- Информация на тахокарте ЕСТР дублируется на английском языке.
- Номер начинается с индекса RUD.
- Отличается общий дизайн и цветовая гамма.
- Для оформления нужен отличающийся пакет документов.
Документы для изготовления карты
Гражданство РФ
- Паспорт РФ (+регистрация)
- Водительское удостоверение РФ
- СНИЛС
- ИНН
- Карта СКЗИ (если была ранее)
Гражданство Республики Беларусь
- Паспорт РБ
- Регистрация на территории РФ (действующая)
- Водительское удостоверение РБ
- СНИЛС РФ
- ИНН РФ
- Карта СКЗИ (если была ранее)
Гражданство Кыргызской Республики
- Паспорт КР
- Перевод паспорта на-русский (нотариально заверенный перевод на территории РФ)
- Водительское удостоверение КР
- Перевод водительского удостоверения (нотариально заверенный перевод на территории РФ)
- Регистрация на территории РФ (действующая)
- СНИЛС РФ
- ИНН РФ
- Карта СКЗИ (если была ранее)
* Переводы документов обязательны, даже если в документе есть перевод на-русский
Гражданство других стран
- Паспорт
- Регистрация на территории РФ (действующая)
- Перевод паспорта на-русский (нотариально заверенный перевод на территории РФ)
- Водительское удостоверение РФ
- СНИЛС РФ
- ИНН РФ
- Карта СКЗИ (если была ранее)
Основные отличия карт водителя СКЗИ и ЕСТР
Отличия карт ЕСТР состоит в том, что они работают только с тахографами ЕСТР, так как в тахографах СКЗИ используется другой тип шифрования. Соответственно, карты СКЗИ работают только с тахографами имеющими блок СКЗИ. Давайте разберемся что обозначают аббревиатуры СКЗИ и ЕСТР.
ЕСТР – это соглашение о грузовых и пассажирских перевозках на территории европейских стран. Тахографы, отвечающие этому соглашению, изготовлены в Европе и имеют сертификат ЕСТР.
СКЗИ – блок криптозащиты (блок СКЗИ). В данный блок записывается и затем шифруется информация, полученная тахографом. Контрольные приборы такого типа законодательно разрешено использовать только на территории Российской Федерации. Осуществление рейсов за пределы России с таким тахографом запрещен. Доступ к информации записанной в блоке криптозащиты тахографа СКЗИ можно получить только, используя карту СКЗИ.
При одинаковом назначении (запись данных с тахографа) такие карточки имеют ряд особенностей:
- Внешний вид. На картах текст написан разным шрифтом, также карты имеют отличия в нанесенных на них водяных знаках. На карте СКЗИ весь текст указан на русском языке, а картах ЕСТР используется английский и русский язык соответственно.
- Карта СКЗИ потребует от вас ввода пин-кода, в то время как устройства формата ЕСТР обходятся без подобного защитного элемента.
- Серийные номер карт также имеют отличия. Нумерация карт СКЗИ имеет в начале нули, а у карт ЕСТР нумерация начинается с букв RUD;
- Стоимость карты СКЗИ ниже по сравнению с карточками типа ЕСТР.
Наиболее часто задаваемые вопросы по карте водителя СКЗИ
Водители транспортных средств обязаны:
1) перед началом движения транспортного средства (в начале смены, рабочего дня) вставить карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код карты (при экипаже второй водитель вставляет карту водителя в правый слот тахографа и вводит PIN-код своей карты после идентификации карты первого водителя);
2) осуществить по запросу тахографа ручной ввод данных о своей деятельности с указанием названия места, в котором начинается период времени управления транспортным средством, или проигнорировать данный запрос тахографа (при игнорировании указанного запроса тахографа вид деятельности водителя (второго водителя — в случае экипажа) и место, в котором начинается период времени управления транспортным средством, определяются и регистрируются автоматически);
3) изъять карту водителя из слота тахографа при завершении периода времени управления транспортным средством после запроса тахографа о завершении соответствующего периода времени управления транспортным средством и о подтверждении или вводе названия места, в котором завершился период времени управления транспортным средством;
4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;
5) осуществлять вывод на печать информации;
6) не использовать загрязненную либо поврежденную карту водителя;
7) не извлекать карту во время движения транспортного средства;
8) не использовать карту водителя по истечении срока ее действия;
9) обеспечить эксплуатацию тахографа в соответствии с настоящими Правилами использования тахографов, установленных на транспортных средствах, и руководством по эксплуатации организации-изготовителя тахографа.
Водителям запрещается:
1) осуществление перевозки с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации;
2) использование тахографа, срок эксплуатации которого закончился;
3) использование тахографа с блоком СКЗИ тахографа, у которого закончился срок эксплуатации;
4) использование тахографа, не включенного в перечень моделей тахографов;
5) блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой тахографом информации;
6) уничтожение данных, хранящихся в тахографе и на карте водителя, а также распечаток тахографа;
7) использование тахографа, не имеющего нанесенного в соответствии с описанием типа средства измерения для данного тахографа знака утверждения типа средства измерения и знака поверки и (или) оформленного свидетельства о поверке, и (или) записи в паспорте (формуляре) тахографа, заверенной подписью поверителя и знаком поверки, с не истекшим сроком действия.
Такая обязанность лежит на работодателе — юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, осуществляющем грузовые и пассажирские перевозки с использованием транспортных средств, перечисленных выше. Он покупает оборудование, включающее и пластиковые свидетельства, за собственный счет и устанавливает его в соответствии со ст. 20 ФЗ-196 от 10.12.1995.
При желании работник вправе получить свидетельство самостоятельно; как получить карту водителя для тахографа частному лицу или организации, установлено в законодательстве, порядок дополнительно уточнен и на официальном сайте Минтранса.
Если трудоустроен работник, у которого такое пластиковое свидетельство уже есть, проходить процедуру заново не нужно. Карта является персонализированной, и в случае увольнения сотрудника работодатель, даже если потратил средства на оформление документа, не вправе отобрать ее у работника. Порядок взаимодействия в этом случае регулируется в контракте или коллективном договоре.
Алгоритм действий, как получить карту СКЗИ самостоятельно, установлен в новом Приказе Минтранса РФ №440 от 28.10.2020 (действует с 01.01.2021 по 01.01.2027). Для этого обращаются в организацию, изготавливающую и выдающую пластик (перечень опубликован на сайте ФБУ «Росавтотранс»), с заявлением и пакетом документов. Занимаются приемом заявлений и многофункциональные центры (МФЦ).
Чтобы узнать, где получить карту тахографа для водителя на международных перевозках (ЕСТР), обращаются к порядку выдачи, утвержденному Приказом Минтранса РФ №435 от 23.10.2020. В этом документе установлена одна организация — ФБУ «Росавтотранс».
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как получить карту водителя для тахографа. Используйте эти инструкции бесплатно.
Штрафные санкции, предусмотренные в 2021 году
Отсутствие в салоне грузовой машины тахографа, в соответствии со статьей 11.23 КоАП РФ, расценивается как административное правонарушение, которое влечет за собой штрафные санкции на всех лиц, причастных к перевозке. Для водителей предполагается штраф в размере от 3000 до 5000 рублей; за выпуск на линию, для сотрудников автотранспортного предприятия, которые выпустили машину в рейс, предусмотрен штраф в размере — от 7000 до 10 000 рублей, для ИП — от 15 000 до 25 000 рублей, а для юридических лиц — от 20 000 до 50 000 рублей. Санкции накладываются и за отсутствие тахографической документации, и за неправильную эксплуатацию устройства.
Во избежание штрафов компании-перевозчику следует в обязательном порядке установить в грузовом и пассажирском автотранспорте тахограф, где хранится карточка водителя.
В документообороте предприятия для внутреннего учета и контроля оборудования может использоваться ведомость выдачи.
Как обмануть тахограф и можно ли это сделать?
ОБМАНУТЬ без выявления последствий цифровой тахограф НЕВОЗМОЖНО!
Любое вмешательство:
- Отключение питания от аккумулятора;
- Отключение провода зажигания;
- Отключение датчика скорости;
- Установка магнита на датчик скорости;
В цифровых тахографах все записи информации ведутся во внутреннюю память тахографа. Блок СКЗИ обеспечивает неконтролируемость данных в тахографе.
Если у Вас установлен цифровой тахограф, Вы можете сами лично все это проверить, достаточно найти в меню тахографа пункт «События и ошибки» а затем распечатать их. На распечатке все четко прописано: когда отключали аккумулятор и на какое время, был ли отключен датчик скорости, двигалось ли тс без карты водителя и какое время, превышения скорости и режима труда.
Какие функции выполняет тахографа?
Тахограф – это специальное устройство, которое устанавливается на грузовой автомобиль для дальнейшего регулирования показателей скорости, пробега транспортного средства, проведенного в пути времени, а также соблюдение правил труда и отдыха водителем. Специальную карту тахографа получает каждый отправляющийся в рейс водитель. При помощи устройства осуществляется мониторинг работы, качество перевозок и выполнение показателей.
Также водитель с имеющимся на борту тахографом сможет решить любые спорные вопросы с представителями ГИБДД в случае ДТП. Основной задачей установки оборудования на борт грузового автомобиля является мониторинг и учет основных данных. Благодаря использованию устройства можно обеспечивать постоянный контроль работы водителя, оценивать выполнение требований по грузоперевозкам и соблюдение правил ПДД.
Что такое ЕСТР и СКЗИ карты?
Тахокарты водителей можно разделить на два основных вида. ЕСТР используется в комбинации с тахографом при участии некорректируемого криптографического модуля, а также средством передовой криптографической защиты имеющихся данных. Внести сторонние корректировки или вмешаться в функционирование оборудования невозможно. Любая попытка изменения имеющихся данных будет зарегистрирована в приборе, а доступ к этому получат контролеры при проведении проверки.
Оснащение оборудования специальным модулем СКЗИ – обязательное требование к технике со стороны Министерства транспорта. Подобное решение не идет вразрез международной практике грузоперевозок, а также соглашениям ЕСТР об использовании техники мониторинга деятельности грузовых транспортных средств. Используемая в данном случае система кодировки данных существенно отличается от аналогичных механизмов, используемых в оборудовании, которые официально допущены министерством в рамках международного транспортного сообщения.
Чтобы решить подобную задачу применяются тахографы, которые должны полностью отвечать принятым требованиям ЕСТР, а также европейскому стандарту, актуальному для тахографов. Имеющиеся у водителя карты СКЗИ и ЕСТР никак не связаны между собой. Тахокарта с маркировкой ЕСТР не будет совместима с аналогичным оборудованием СКЗИ. Наравне с этим существует ряд других серьезных отличий, к числу которых относятся: использование разных методов шифрования и водяных знаков, присутствие дополнительных элементов защиты с присутствием PIN-кода, на представленных чипах использованы разные данные. По стоимости карта ЕСТР выходит дороже, чем аналогичное устройство СКЗИ. Карты с блоком СКЗИ применяются только на территории России, а блок ЕСТР применяется на технике, которая осуществляет международные перевозки.
Оформление карт СКЗИ предполагаются не для всех водителей, а только для определенных категорий лиц.
Кому необходима карта следующим лицам:
- Если водители имеют категории: С, D, Е. По сроку они действительные.
- При соответствующей возрастной категории водителя.
- Когда ранее выданной карты не существует, той срок действия, которой истек.
- Для проживающих на территории РФ не менее 185 дней.
Если водитель занимается перевозкой пассажиров или грузов, то требования к возрасту — необходимо учитывать.
Возрастная категория должна быть следующей:
- Для лиц, производящих перевозки на грузовиках, учитывая осуществление перевозок на автомобильных поездах. Вес по максимуму составляет 7,5 тонн, если водителю не менее 18 лет, и 21 тонн, если водителю не меньше 21 года.
- При перевозке пассажиров водителю должно быть не менее 21 года. Однако стажировка должна быть по таким категориям, как С, D, Е и как минимум один год.
Конструктивные особенности блока криптографической защиты данных
Как уже говорилось, что средство СКЗИ – это автономное цифровое устройство для записи, хранения, считывания и передачи (даже в онлайн режиме) информации получаемой с цифрового тахографа. Оно конструктивно представляет собой коробку с микросхемами, оснащённую разъёмом для подключения антенны навигации. Это отдельное оборудование, хотя оно может быть встроено в современные типы тахографов.
Однако если тахограф сертифицирован, то он обязательно будет адаптирован с СКЗИ.
Когда говорят, что тахограф с скзи — это означает надёжную степень защиты информации. Блок защиты состоит из следующих устройств, осуществляющих функции:
- контроллёров управления и защиты;
- криптографического процессора;
- приёмника и передатчика глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС;
- синхронизированного часового устройства;
- запасного источника электропитания;
- прибора фиксирующего скоростные характеристики автомобиля
- акселерометра;
- специальной платы памяти.
Вышеперечисленные устройства обеспечивают функции:
- зашифровки поступающей информации;
- ввода и последующего распознавания цифровой подписи с целью снятия и дешифровки данных тахографа;
- надёжное обеспечение защиты информации, полученной с тахографа;
- сопоставления информации относительно географических координат и реального времени.
После монтажа тахографа с СКЗИ на транспортное средство, мастер чтобы активировать прибор должен:
- вставить карту с цифровой подписью мастерской в слот тахографа и провести активацию, в результате чего, ключ блока перемещается на карту мастерской;
- после этого он с карты мастерской считывает ключ СКЗИ в базу данных компьютера;
- с помощью интернета специальная программа обеспечивает связь с сервером ФСБ , откуда даётся ключ (цифровая подпись) для активации блока;
- цифровая подпись активации после этого переносится на карту мастерской;
- мастер должен опять вставить карту мастерской в слот тахографа и осуществить активацию блока.
На этом активация завершена.
Как получить карту водителя
Выдачей карт занимаются организации, аккредитованные в Ространснадзоре. При обращении нужно предоставить следующие документы:
- действующие водительские права категории C, D или E;
- паспорт;
- СНИЛС;
- ИНН;
- заявление на получение карты, присоединение к регламенту, регистрацию и создание сертификата физического лица.
Стоимость карты СКЗИ для физического лица составляет от 2 до 3 тыс. руб. Карта ЕСТР обойдется в 3-4 тыс. руб. Конкретная цена устанавливается организацией, аккредитованной в Ространснадзоре.
Виды карты |
Срок действия |
Периодичность считывания информации |
Штраф за отсутствие |
Водителя СКЗИ |
3 года |
28 дней |
3-5 тыс. руб. |
Водителя ЕСТР |
3 года |
28 дней |
3-5 тыс. руб. |
Предприятия СКЗИ |
3 года |
56 дней |
7-10 тыс. руб. для должностных лиц, 15-25 тыс. руб. для ИП, 20-50 тыс. руб. – для юридических лиц |
Предприятия ЕСТР |
5 лет |
56 дней |
7-10 тыс. руб. для должностных лиц, 15-25 тыс. руб. для ИП, 20-50 тыс. руб. – для юридических лиц |
Мастерской |
1 год |
— |
— |
Инспектора |
5 лет |
— |
— |
Что необходимо водителю, что бы получить карту
ЕСТР установлены требования к информации, что будет храниться на карте тахографа. Как только водитель подал заявление на получение карты, он берет на себя обязанности, что предусмотрены законодательством. Он должен помнить о том что:
- карта имеет срок использования;
- используется карта при определенных условиях;
- карту нельзя передавать третьему или уполномоченному лицу со дня ее получения и до окончания ее срока действия;
- если возникнут обстоятельства, при которых карта не будет использоваться (прекратилась профессиональная деятельность, изменилось место работы), карту нужно возвратить в орган выдачи карт.