Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на недвижимость: кто, сколько и когда должен платить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Льгoты пo нaлoгy нa имyщecтвo бывaют фeдepaльными, ycтaнoвлeнными oтдeльным кaтeгopиям гpaждaн и в oтнoшeнии oтдeльныx видoв имyщecтвa, и ycтaнaвливaeмыми мecтными и peгиoнaльными влacтями. Нaпpимep, нa фeдepaльнoм ypoвнe пpинятo ocвoбoждeниe oт yплaты нaлoгoв для Гepoeв Coвeтcкoгo Coюзa. 3нaчит, люди, oблaдaющиe этим звaниeм, бyдyт ocвoбoждeны oт yплaты нaлoгa, нeзaвиcимo oт мecтa житeльcтвa в пpeдeлax Poccии. A члeны мнoгoдeтныx ceмeй, y кoтopыx в coбcтвeннocти ecть нecкoлькo oбъeктoв нaлoгooблoжeния, ocвoбoждaютcя oт yплaты нaлoгa пo oднoмy из тaкиx oбъeктoв нa cвoe ycмoтpeниe – нo тoлькo нa тeppитopии Кpacнoдapa. Пoтoмy чтo тaкaя льгoтa пpeдycмoтpeнa мecтным зaкoнoдaтeльcтвoм.
Расчет по кадастровой стоимости
Чтобы заплатить налог на недвижимое имущество, не нужно ничего предварительно и самостоятельно считать. Налоговая посчитает все суммы сама, и в уведомлении от ФНС уже будет указана итоговая сумма за отчетный период.
Сейчас для налогоплательщиков действует переходный период: налог на имущество берут не полностью, а умножают его на понижающие коэффициенты.
Рассмотрим, как рассчитывается полная сумма.
При расчете налога на имущество по кадастровой стоимости ее уменьшают на вычет и умножают на ставку налогообложения. Важен срок владения объектом недвижимости: если он меньше года, сумма налога на имущество пропорционально уменьшается. Если владеете только частью объекта, налоговые обязательства также соответственно делят между всеми собственниками.
Н = Б × С × КПВ × Д, где
Н — сумма налога на имущество,
Б — налоговая база/кадастровая стоимость объекта после вычета,
С — ставка налога на имущество в регионе,
КПВ — коэффициент периода владения,
Д — размер доли собственности в объекте.
Чтобы определить КПВ, необходимо поделить период владения объектом в месяцах на 12. Если гражданин купил квартиру до 15 числа включительно, то этот месяц считается за полный. Если позже этого срока — месяц не считается вовсе.
Пример: Налогоплательщик купил квартиру 20 июня, а 20 декабря ее продал. В периоде учитывается только декабрь. Срок владения — 6 месяцев. КПВ равен 6/12, то есть 0,5.
В личном кабинете на сайте ФНС тоже можно посмотреть формулу расчета. Она не обязательно совпадаёт с нашей, потому что мы привели пример без учета понижающих коэффициентов. Чтобы их применить, организация сначала считает налог на имущество по инвентаризационной стоимости. Как это сделать, расскажем дальше, но сначала посчитаем полный налог на имущество по кадастру на реальном примере.
Льготы для физических лиц
Важно знать, что налог на имущество платят не все граждане. Некоторым категориям могут предоставляться льготы в размере от 50%-100%.
Льготы предоставляются только на имущество, которое не используется для предпринимательской деятельности (квартира, дом, гараж). Данную льготу можно получить только на один объект каждого вида, не более.
Основания для предоставления налоговых льгот
Налоговые льготы предоставляются определенным категориям граждан (инвалиды первой и второй группы, участники ВОВ, пенсионера и т.д.). С полный списком льготных категорий можно ознакомиться в 407 статье налогового кодекса. Для них льготы по налогу на имущество равны 100%.
Это федеральные льготы, но помимо них есть еще и местные, которые бывают равны как полной сумме налога, так и его определенной части.
Cтaтья 400 Нaлoгoвoгo кoдeкca PФ гoвopит, чтo физичecкoe лицo, кoтopoмy нa пpaвe coбcтвeннocти пpинaдлeжит нeдвижимoe имyщecтвo, пpизнaвaeмoe oбъeктoм нaлoгooблoжeния, oбязaнo зaплaтить зa нeгo нaлoг. К физичecким лицaм cтaтья 11 НК PФ oтнocит гpaждaн Poccийcкoй Фeдepaции, инocтpaнныx гpaждaн и лиц бeз гpaждaнcтвa.
Индивидyaльныe пpeдпpинимaтeли тoжe oтнocятcя к физичecким лицaм, нo oблaдaющим ocoбым cтaтycoм, пocкoлькy oни в ycтaнoвлeннoм пopядкe пpoшли peгиcтpaцию, пoзвoляющyю зaнимaтьcя пpeдпpинимaтeльcкoй дeятeльнocтью. Te индивидyaльныe пpeдпpинимaтeли, кoтopыe иcпoльзyют имyщecтвo в пpeдпpинимaтeльcкoй дeятeльнocти и пepeшли нa иcпoльзoвaниe cпeциaльныx нaлoгoвыx peжимoв, ocвoбoждeны oт yплaты имyщecтвeннoгo нaлoгa физичecкиx лиц. Пpaвдa, c oгoвopкoй: дaннoe пpaвилo нe пpимeняeтcя aвтoмaтичecки, ИП нaдo бyдeт пoдтвepдить, чтo пpинaдлeжaщий eмy oбъeкт нeдвижимocти иcпoльзyeтcя пo нaзнaчeнию.
3a нecoвepшeннoлeтниx нaлoгoплaтeльщикoв нaлoги плaтят зaкoнныe пpeдcтaвитeли – poдитeли, ycынoвитeли или oпeкyны. Taкoe дeлeгиpoвaниe oбязaннocти пo oплaтe нaлoгa cвязaнo c тeм, чтo y peбeнкa нeт coбcтвeннoгo дoxoдa. Пoэтoмy ecли coбepeтecь oфopмлять кaкyю-либo нeдвижимocть нa cвoиx нecoвepшeннoлeтниx дeтeй, бyдьтe гoтoвы плaтить нaлoги зa ниx.
Объекты налогообложения
Налоговым кодексом РФ в качестве объектов налогообложения определены:
-
единый недвижимый комплекс;
-
квартира, комната или иного рода жилое помещение;
-
жилой дом (к данной категории может быть причислено любое жилое строение, возведенное на территории, выделенной под личное подсобное или дачное хозяйство, занятие огородничеством или садоводством);
-
гараж или парковочное место;
-
недостроенный недвижимый объект;
-
прочие здания, строения и помещения, в том числе коммерческая недвижимость, если речь идет о юридических лицах – налогоплательщиках.
Налоговые вычеты и льготы, позволяющие уменьшить налог на недвижимость
Отметим, что действующим законодательством предусмотрены определённые налоговые вычеты и льготы, которые позволяют уменьшить общую сумму налога на недвижимость, подлежащего уплате в бюджет. Так, для каждого вида помещения или строения предоставляется налоговый вычет, который уменьшает общую площадь жилья, облагаемого налогом. Так Налоговый Кодекс РФ предусматривает возможность получения плательщиками налоговых вычетов, размер которых зависит от типа недвижимости:
-
стоимость 50 квадратных метров площади – для дома;
-
стоимость 20 квадратных метров площади – для квартиры;
-
цена 10 квадратных метров – для комнаты;
-
1 миллион рублей – для недвижимого комплекса с жилыми помещениями.
Обзор изменений в порядке уплаты имущественного налога в 2022-2023 годах
С 2015 года в Налоговый кодекс внесены важные изменения, которые затронули налог на имущество. С этого года имущественный налог начали начислять по кадастровой стоимости, а не инвентаризационной, что привело к существенному увеличению налоговой нагрузки на собственников жилья. Первоначально нововведения затронули 28 российских субъектов, но с 2021 года инвентаризационная стоимость имущества не участвует в расчетах налога.
Если при расчете на основании инвентаризационной стоимости налог на имущество был номинальным: обычно не более 200-300 р., то при пересчете по кадастровой оценке он серьезно вырос.
После изменения порядка расчета россияне получили новые налоговые уведомления на внушительные суммы — до 5-46 тыс. в год.
В 2023 году во всей России налог на имущество будет рассчитываться по кадастровой стоимости, но в ряде регионов действует переходный период и используются понижающие коэффициенты:
- 0,4 — для Севастополя (здесь кадастровая стоимость учитывается второй год);
- 0,6 — респ. Алтай и Крым, Алтайского и Приморского краев, Свердловской, Иркутской, Волгоградской, Курганской,Томской областей и Чукотского АО.
Также законодательно установлено, что налог на имущество за год не может вырасти более чем на 10% в сравнении с прошлым годом.
В 2023 году в России пройдет кадастровая переоценка объектов недвижимости. Но ее результаты будут учтены только при расчете налогов на имущество за 2023 год. То есть россияне впервые заплатят налоги с учетом проведенной оценки в 2024 году.
Исчисление налогов производят налоговые органы.
Лица, имеющие право на льготы самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
Налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе.
Инвентаризационная стоимость имущества находящегося в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества.
Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.
За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.
В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчёт суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.
Налоги зачисляются в местный бюджет по месту регистрации объекта налогообложения.
Как рассчитать налог на имущество
Расчет налога производится органами ФНС. Физическое лицо получает на руки уведомление, в котором уже прописан итог расчетов.
Итак, если ранее для расчета принималась инвентаризационная стоимость, то теперь используется кадастровая. Она выше инвентаризационной и практически тождественна рыночной цене недвижимости. Это нововведение внедрялось постепенно по субъектам федерации.
Если какой-либо субъект до 1 декабря 2017 года не успел утвердить кадастровую стоимость недвижимости и опубликовать соответствующий нормативный акт, то в 2018 году на его территории имущественный налог будет рассчитываться исходя из инвентаризационной стоимости. К январю 2020 года на новую систему расчета должны перейти все субъекты.
Рассмотрим, как осуществляется расчет по кадастровой и по инвентаризационной стоимости.
Платят ли пенсионеры налог на имущество – кому положены льготы
Несмотря на все изменения категории льготников остались прежними. Налог на имущество не платят следующие граждане:
- инвалиды детства, а также I и II групп;
- герои РФ и СССР;
- участники военных боевых действий, а также лица, проходившие службу в штабах армейских частей;
- пострадавшие в результате радиационной катастрофы в Семипалатинске;
- военные, отслужившие не менее 20 лет и уволенные в запас по причине достижения пенсионного возраста;
- участники испытаний ядерного оружия, ликвидации аварий или утратившие здоровье в результате радиоактивного облучения;
- потерявшие кормильца в результате военных действий;
- пенсионеры;
- занятые творческой деятельностью, работающие в таких учреждениях как: библиотека, выставка, музеи и т.п.;
- собственники построек площадью до 50 м2, которые возведены на участках под садоводство, огородничество и ЛПХ и не используются в коммерческих целях.
Право на льготу может быть реализовано только в отношении одного объекта в каждой группе недвижимости. Допустим, если пенсионер имеет квартиру, дом и гараж, он освобождается от выплаты. А в том случае, когда в собственности две квартиры, за одну из них налог придется заплатить.
Предоставление льготы происходит на основании заявления и документов, подтверждающих право на освобождение от выплаты имущественного налога. Их необходимо предоставить в территориальное отделение ФНС. Чтобы льгота была получена за текущий налоговый период, документы предоставляются до 1 ноября.
При возникновении сложностей обращайтесь за юридической консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне.
Льготники будут платить налог на имущество физических лиц только в том случае, если стоимость недвижимости превышает 300 миллионов рублей или же она используется для ведения предпринимательской деятельности. Местными властями могут быть установлены и иные категории граждан, имеющих право на льготы. К примеру, это могут быт многодетные семьи.
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
В главе излагается порядок исчисления и уплаты важнейшего местного налога — налога на имущество физических лиц. Рассматриваются плательщики налога, налоговая база и ставки налога. Подробно рассказывается о предусмотренных в федеральном законодательстве льготах по налогу, а также о порядке уплаты налога в бюджет.
Налог на имущество физических лиц установлен в Российской Федерации с 1992 г. в качестве местного налога. Это один из немногих налогов, правовая основа которого была заложена на заре формирования налоговой системы России и с тех пор не претерпела принципиальных поправок, за исключением, пожалуй, ставок налога. Налог на имущество физических лиц единственный в российской налоговой системе, исчисление и сбор которого регулируются не Налоговым кодексом РФ, а принятым в 1991 г. Федеральным законом. В связи с этим муниципальным органам предоставлены не очень большие права по установлению элементов данного налога. В частности, они могут устанавливать конкретные ставки налога, но в пределах определенного Федеральным законом диапазона. Вместе с тем федеральное законодательство несколько ограничило права муниципальных органов по предоставлению льгот по данному налогу.
Субъект и объект налога
Налога на имущество физических лиц являются следующие категории граждан, имеющих на территории РФ в собственности имущество, являющееся объектом обложения на логом на имущество физических лиц: — граждане РФ;
— иностранные граждане, в том числе граждане государств, входивших в состав бывшего СССР;
— лица без гражданства.
Объектами налогообложения выступает следующее имущество перечисленных физических лиц, если на территории РФ оно является их собственностью: жилые дома; квартиры; дачи; гаражи; иные строения, помещения и сооружения; моторные лодки; яхты; катера; мотосани; вертолеты; самолеты; теплоходы; другие транспортные средства (сейнеры, буксиры, водные мотоциклы, несамоходные суда — плашкоуты, плавдачи, баржи), за исключением автомобилей, мотоциклов и других самоходных машин и механизмов на пневмоходу. Из сказанного следует, что:
— во-первых, определяющим условием взимания налога на имущество физических лиц является возникновение права собственности.
Ставки налога на имущество в 2021 году
Величина предельной ставки налога на имущество организаций, рассчитываемой от среднегодовой стоимости имущества в 2021 году не может превышать 2,2% и не может опускаться ниже 0,1%. При расчете налога от кадастровой стоимости ставка налога имеет предел 2%.
В случае если на территории субъекта РФ установлен налог, законодательные органы субъектов вправе дифференцировать налоговые ставки от 0,1% до 2,2% (в зависимости от категории налогоплательщиков или имущества, выступающего объектом налогообложения).
Ставка налога на имущество физических лиц в 2021 году — от 0,1 до 0,2%.
Кроме того, НК предусмотрены льготы для некоторых организаций (статья 381). Для применения льгот организации обязаны вести раздельный учет по имуществу, подпадающему под действие льгот. Если в вашем регионе не установлены налоговые ставки на имущество следует применять ставки, указанные в статье 380 НК РФ.
Тенденции развития отечественной системы налогообложения
Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.
«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11
В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.
В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.
Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.
Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.
Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.
Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.
Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.