Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Четыре причины, по которым банк не исполнит платежное поручение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Орган Федерального казначейства для уточнения (выяснения) принадлежности платежей, отнесенных к невыясненным поступлениям, не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежа, формирует Запрос на выяснение принадлежности платежа (код формы по КФД 0531808) и направляет его администратору поступлений в бюджет.
Администратор доходов бюджета в срок, не превышающий 20 рабочих дней (если законодательством РФ не установлен иной срок) со дня представления в его адрес Запроса на выяснение принадлежности платежа по невыясненным поступлениям, направляет в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа.
Невыясненные поступления подлежат возврату соответствующим органом Федерального казначейства плательщику при поступлении от него заявления в случае, если все администраторы поступлений в бюджет, которым направлялся Запрос, или администратор поступлений в бюджет, указанный в заявлении плательщика в качестве получателя, которому предназначался платеж, предоставили Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа с отказом от принятия на учет данного поступления.
Невыясненные поступления по расчетным документам, в которых в реквизите «104» (КБК) или текстовом поле «Назначение платежа» расчетного документа не имеется оснований для отнесения такого платежа к налогам, сборам и иным платежам, подлежащим перечислению в бюджет, возвращаются плательщику при поступлении от него заявления.
Что собой представляет невыясненный платеж
Невыясненный платеж – это неверно оформленный платеж. К примеру, в сопутствующей документации могут содержаться следующие ошибки, являющиеся основанием для регистрации невыясненного платежа:
- В поручении содержатся неверные ИНН/БИК плательщика налогов.
- Неправильно зафиксирован идентификационный номер налоговой структуры.
- Назначение направленных средств, указанное в письменной форме, не соответствует коду назначения средств.
- Выплата направлена в налоговую структуру, в которой налогоплательщик не зарегистрирован.
- Налогоплательщику не нужно платить тот вид налога, который он уплатил.
- Не прописан номер лицевого счета (или он прописан неверно).
Как правило, ошибки содержатся в кодах. Они наиболее вероятны при использовании платежных терминалов. Если платежные документы оформлены неверно, платеж не засчитывается. У компании таким образом копятся долги.
ВАЖНО! Если зарегистрирован невыясненный платёж, компании нужно направить заявление на возврат. Альтернативный вариант – зачет суммы, выплаченной по ошибке, в структуру, в которую нужно направить платеж.
ВНИМАНИЕ! Невыясненные платежи должны быть отображены в бухучете.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Почему платеж не дошел до получателя?
В случае допущения ошибок или технических сбоев платежи могут не дойти до своего адресата. Причин для этого может быть несколько:
- Неверно указаны реквизиты. Данные для платежа стоит перепроверить несколько раз для избежания ошибок. Нехватка даже одной цифры влечет за собой сложность для правильной доставки перевода. В большинстве случае платеж, отправленный по неверным реквизитам, возвращается обратно отправителю, а в истории операций статус платежа будет стоять, как «Не исполнен» или «Возвращен». Иногда деньги возвращаются не на счет, с которого бы сделан перевод, а на счет «До востребования» или на «Невыясненные суммы». В этом случае с клиентом связываются сотрудники банка и просят внести корректировки в платеж или возвращают деньги на счет. Деньги также могут зависнуть на счетах банка-получателя. Например, данные счета и его владельца не сходятся. В данном случае сумма будет отправлена в банк-отправителя, или деньги будут «висеть» до тех пор, пока не поступит запрос о судьбе платежа.
- Технический сбой. К сожалению, банковские программы еще далеки от совершенства и имеют свойство «зависать» в ненужный момент. Например, в момент отправки система дала сбой, и деньги просто ушли не туда или попали на другой счет банка. Технические сбои бывают непродолжительными и обычно все исправляется довольно быстро. Если платеж так и не дошел, а деньги со счета отправителя списаны, то нужно написать заявление на розыск платежа.
- Недостаточно денег для отправки. Это случается тогда, когда отправитель не рассчитал сумму с учетом комиссии. Чаще всего это выясняется на стадии отправки, и система выдает ошибку, что недостаточно средств для совершения перевода.
Таким образом, при отправке перевода стоит следить за историей платежей и дожидаться, чтобы статус перевода перешел в «Исполнено». Если деньги ушли со счета, но не дошли до получателя, то стоит начать их искать.
Что собой представляет невыясненный платеж
Невыясненный платеж – это неверно оформленный платеж. К примеру, в сопутствующей документации могут содержаться следующие ошибки, являющиеся основанием для регистрации невыясненного платежа:
- В поручении содержатся неверные ИНН/БИК плательщика налогов.
- Неправильно зафиксирован идентификационный номер налоговой структуры.
- Назначение направленных средств, указанное в письменной форме, не соответствует коду назначения средств.
- Выплата направлена в налоговую структуру, в которой налогоплательщик не зарегистрирован.
- Налогоплательщику не нужно платить тот вид налога, который он уплатил.
- Не прописан номер лицевого счета (или он прописан неверно).
Как правило, ошибки содержатся в кодах. Они наиболее вероятны при использовании платежных терминалов. Если платежные документы оформлены неверно, платеж не засчитывается. У компании таким образом копятся долги.
ВАЖНО! Если зарегистрирован невыясненный платёж, компании нужно направить заявление на возврат. Альтернативный вариант – зачет суммы, выплаченной по ошибке, в структуру, в которую нужно направить платеж.
ВНИМАНИЕ! Невыясненные платежи должны быть отображены в бухучете.
Документальное оформление
Если орган зарегистрировал невыясненный платеж, создается и отправляется запрос на установление принадлежности средств. Запрос составляется по форме 0531808. Для уточнения платежа предоставляется соответствующее уведомление. Цель уведомления – исправить неверные реквизиты на правильные. Необходимость направления этого документа оговорена в п. 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса. Положение, касающееся рассматриваемой ситуации, содержится также в п.56 Приказа Минфина №125н.
Если платеж был направлен неверно, нужно возвратить деньги налогоплательщику. Для этого создается заявление на возврат по форме 0531803. Отправить его нужно в казначейство.
Записка составляется представителем бухотдела или сотрудником с соответствующими полномочиями. На документе обязательно проставляется подпись руководителя фирмы. Если лицо, направившее письмо, узнало об ошибке, актуален следующий порядок действий:
- Обращение в банк для получения доказательств о фактическом перечислении средств. Банк должен выдать доказательство в письменной форме.
- Отправка в налоговую письма, уточняющего платеж.
Специальной формы для письма нет, поэтому при его составлении можно пользоваться локальными актами. В документе в обязательном порядке прописывается эта информация:
- Название структуры, которая получила платеж.
- Адрес фирмы.
- Данные о получателе платежа.
- Номер поручения, составленного с ошибками, дата его создания.
- Указание на ошибку (к примеру, неверное указание кодов).
- Способ удаления ошибки.
Если в поручении содержится несколько ошибок, отдельно нужно указывать каждую из них. Существуют рекомендательные требования к бумаге:
- Деловой стиль.
- Отсутствие двусмысленностей.
- Краткое изложение исключительно по существу вопроса.
Письмо рекомендуется дополнить документами, которые подтверждают фактическое осуществление платежа. К примеру, можно направить платежное поручение с отметкой банковского учреждения. Если представителям налоговой этого недостаточно, можно приложить выписку с расчетного счета. Она станет доказательством списания средств.
6 Июня, 16:52 510
Фермер из Бурятии поставляет саженцы ягод по всей России и за рубеж
Бурятская селекция уникальна, уверена она.
6 Июня, 15:46 484 1
Глава Бурятии провел онлайн-встречу с предпринимателями из торговых центров
Напомним, что республике с 10 июня разрешили открыть ТЦ.
6 Июня, 14:52 3 423 1
В Бурятии инвалид, прикованный к постели, не ел более суток
Он заплакал, когда ему привезли продуктовый набор.
Учет невыясненных платежей
Невыясненный платеж отражается по коду формы дохода. Детализация кода определяется формой бюджета. Невыясненный платеж нужно зафиксировать на счете 1 205 82. Соответствующее правило прописано в п. 77 Инструкции №162н. Используемые проводки определяются тем, будет ли уточнен платеж или он направляется обратно налогоплательщику. Рассмотрим используемые проводки:
- ДТ1 210 02 180 КТ1 205 82 660. Принятие невыясненного платежа к учету. Первичным документом в этом случае является выписка из лицевого счета.
- ДТ1 205 82 560 КТ1 210 02 180. Списание невыясненного платежа после того, как была установлена принадлежность средств. Первичная документация: выписка со счета, приложение.
- ДТ1 210 02 100 КТ1 205 00 660. Зачет денег по обновленному КДБ.
- ДТ1 205 00 560 КТ1 401 10 100. Начисление дохода (актуально только в том случае, если раньше эта процедура не проводилась).
Учет невыясненных платежей
Невыясненный платеж отражается по коду формы дохода. Детализация кода определяется формой бюджета. Невыясненный платеж нужно зафиксировать на счете 1 205 82. Соответствующее правило прописано в п. 77 Инструкции №162н. Используемые проводки определяются тем, будет ли уточнен платеж или он направляется обратно налогоплательщику. Рассмотрим используемые проводки:
- ДТ1 210 02 180 КТ1 205 82 660. Принятие невыясненного платежа к учету. Первичным документом в этом случае является выписка из лицевого счета.
- ДТ1 205 82 560 КТ1 210 02 180. Списание невыясненного платежа после того, как была установлена принадлежность средств. Первичная документация: выписка со счета, приложение.
- ДТ1 210 02 100 КТ1 205 00 660. Зачет денег по обновленному КДБ.
- ДТ1 205 00 560 КТ1 401 10 100. Начисление дохода (актуально только в том случае, если раньше эта процедура не проводилась).
Как налоговые органы работают с невыясненными платежами?
Эти проводки актуальны при уточнении платежей. Если же деньги возвращаются налогоплательщику, используется эти бухгалтерские проводки:
- ДТ1 210 02 180 КТ1 205 82 660. Принятие к учету невыясненного платежа. Первичная бумага, на основании которой создается проводка – выписка со счета.
- ДТ1 205 82 560 КТ1 210 02 180. Перечисление невыясненного платежа налогоплательщику. Первичный документ – заявление налогоплательщика.
Код в платежном поручении: ключевые моменты
Сегодня получить интересующую информацию не составляет труда. Варианта получения кода два:
- Сделать запрос в контролирующие органы.
- Найти и переписать (скачать) интересующую информацию в сети.
Стоит учесть, что каждый год законодательство меняется, поэтому коды налогов в платежном поручении и прочие обозначения могут подвергаться корректировке. В ситуации, когда УИП неизвестен, рекомендуется вовсе ничего не указывать. Если же указать данные неправильно, адресат может не получить предназначаемый для него платеж.
При обнаружении ошибки требуется оформить заявление и направить его в ФНС (для возврата платежа). После этого стоит еще раз произвести транзакцию, но уже с указанием правильного кода в платежном поручении.
Приказ клиента оформляется в 4-х экземплярах — для держателя р/с и банков (отправителя и получателя). Последнему передается два документа. Если указание оформлено с нарушением требований законодательства, оно отклоняется. При этом каждой ошибке присваивается индивидуальный код:
- «11» — имеют место недопустимые символы.
- «49» — указанного расчетного счета нет и так далее.
В процессе возврата платежки в ней прописывается код, по которому определяется сделанная ошибка с последующим устранением оплошности. Такой параметр указывается с учетом анализа ряда критериев:
- Статусов сторон операции (получающей и отправляющей).
- Правильности указания параметров транзакции.
- Факта присутствия у получающей стороны лицензии.
Новое в бюджетном учете в 2021 году для казенных учреждений
В 2021 году были скорректированы практически все действующие инструкции по бюджетному учету. Чиновники опубликовали новый порядок формирования кодов бюджетной классификации для отражения доходных и расходных операций — Приказ №132н. Общая структура КБК сохранена, однако изменения есть, и их довольно много.
Также нововведения коснулись и действующего порядка формирования КОСГУ. С января 2021 применяется Приказ № 209н. Новыми положениями добавлены новые бухгалтерские коды, названия некоторых старых изменены, а некоторые вовсе исключены.
Обратите внимание, что изменения коснулись и Единого плана счетов — инструкция № 162н. Например, чиновники закрепили на законодательном уровне, какими бухгалтерскими операциями следует отражать движение ОС при передаче активов в аренду, доверительное управление или безвозмездное пользование.
Подробно об этих нововведениях читайте в статьях «Изменения по КБК с 2021 года: что важно знать бюджетникам и НКО» и «Работаем правильно: все инструкции по бюджетному учету».
Помимо скорректированных инструкций, чиновники утвердили еще пять новых федеральных стандартов к действующим пяти, которые детализировали порядок ведения бухучета в госучреждениях бюджетного сектора. Планируется ввести еще 20 стандартов, однако нововведения будут поэтапными и завершатся до 2021 года.
Напомним, что первые пять ФСБУ 2021 года определили, что учет основных средств в казенных учреждениях в 2021 году будет осуществляться по-новому. Изменены счета учета, добавлены новые методы начисления амортизации, также увеличены стоимостные пределы для исчисления амортизации. Подробнее об этих изменениях читайте в статье «Разбираемся в новых стандартах бухучета».
ФСБУ 2021 года скорректировали совершенно новые направления бухучета. Так, чиновники:
- утвердили новые требования к учетной политике,
- утвердили отчет о движении денежных средств,
- утвердили порядок определения событий после отчетной даты,
- охарактеризовали объект учета — доходы,
- обозначили влияние изменения курсов иностранных валют.
Учитывая данные изменения, КУ пришлось скорректировать локальные документы, регламентирующие способы и методы ведения БУ, то есть обновить учетную политику. Утвердить данные изменения нужно было еще в декабре 2021 года. Проверить учетную политику на 2021 год для казенных учреждений, новшества — все ли изменения учтены в главном документе, можно в статье «Учетная политика: как составлять по новым требованиям».
Уточнение по просьбе налоговой
Когда ошибку, которая не влечет за собой неуплату налога, обнаружит налогоплательщик сам, он самостоятельно направляет в адрес налоговой заявление об уточнении платежа.
Когда такую ошибку находит налоговый орган, то он информирует налогоплательщика о необходимости уточнить платеж. В таком сообщении содержится информация о том, что платежка по перечислению налога оформлена с нарушением Правил и указывается конкретное нарушение. Варианты указываемых нарушений:
- КБК или ОКТМО указаны неверно или не указаны вовсе;
- Неверно указан или не указан ИНН плательщика или получателя;
- Не указан или указан неверный КПП плательщика или получателя;
- Плательщик налога на учете в налоговом органе не состоит;
- Налог оплачен за третье лицо (
Для отражения сведений о предъявленных контрагентам претензиях к счету 76 открывается субсчет 76/2 «Претензии». Он используется в случаях, когда со стороны контрагента нарушены какие-либо обязательства, есть замечания к качеству и количеству поставленного товара, не соблюдены сроки, обнаружены ошибки в документах и т. п.
Образец написания претензии ищите в материалах:
Например, в случае обнаружения недопоставки (до того, как ценности приняты к учету) бухгалтер делает записи:
Дт 76/2 Кт 60 — отражена сумма требования.
Если недопоставка обнаружена после приемки, счет по учету претензий дебетуется со счетами МПЗ, товаров и других ценностей, являющихся предметом сделки:
Дт 76/2 Кт 10 (41).
Договором с контрагентом могут быть предусмотрены штрафные санкции (штрафы, пени, неустойки). Тогда счет применяют со счетом 91/1:
Дт 76/2 Кт 91/1 — отнесена на прочие доходы сумма неустойки.
Поступление сумм требований отражается проводками:
Дт 51 (50, 52) Кт 76/2 — деньги поступили на счет.
Если требование выставлено самой организации, такие расчеты также отражаются на счете 76/2. Бухучет ведется аналогично, только в данном случае фирма выступает уже не дебитором, а кредитором, а суммы признанных ею требований в отношении других субъектов сделки кредитуются со счетами учета предмета требования: Дт 10 (41) Кт 76/2.