- Бюджетное право

Статья 2.1 КоАП РФ. Административное правонарушение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 2.1 КоАП РФ. Административное правонарушение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

Субъект административного правонарушения

Субъектом административного правонарушения признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликто-способностью).

По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются индивидуальные субъекты и юридические лица.

Индивидуальные субъекты — физические лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью.

Вменяемость — способность физического лица, достигшего 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.

Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (достигшие 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (отражающие особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, иные особенности правового статуса граждан).

Одним из специальных субъектов выступают должностные лица. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Законодательством установлены особенности ответственности для отдельных видов субъектов. Так, за исключением отдельных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1 – 5.26, 5.45 – 5.52, 5.56, 6.3, главой 8, ст. 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, ст. 17.7, ст. 18.1 – 18.4 и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП.

Особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией и федеральными законами.

Юридические лица — организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, когда по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. В случаях, указанных в ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо оттого, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации. Административные наказания, назначенные в соответствии с пп. 2 – 4 ч. 1 ст. 3.2 КоАП юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП.

Состав правонарушения и примеры

Состав административного правонарушения может быть материальным и формальным. Первый характеризуется тем, что действия правонарушителя привели к негативным последствиям. Например, человек управлял транспортным средством в алкогольном опьянении и совершил наезд на пешехода. Пострадавший получил тяжелые травмы. В таком случае объектом правонарушения считается управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения, следствием – наезд на пешехода, результатом – нанесение пострадавшему физического вреда здоровью.

Чаще всего правонарушителей привлекают к административной ответственности, имеющей формальный состав. В таком случае действия лица не приводят к наступлению негативных последствий. Учитывается лишь сам факт совершения противоправного деяния.

№ п.п. Статья КоАП Пример административного правонарушения, имеющего формальный состав
1 12.1 Езда на не зарегистрированном соответствующим образом автомобиле.
2 12.7 Езда на автомобиле без прав
3 12.5 Управление неисправным транспортным средством
4 12.9 Превышение ограничений скорости во время движения на авто транспорте
5 12.8 Езда на автомобиле в пьяном виде

Не зависимо от вида состава правонарушения, если он присутствует, то правонарушителя привлекают к ответственности. Надо отметить тот факт, что санкции по отношению к виновному лицу могут быть применены не только на основании решения суда, но и других уполномоченных органов, например по постановлению старшего участкового полиции.

Административно-процессуальная норма вид административно-правовой нормы, определяющий основания, порядок и условия реализации материальной нормы административного права.

Административно-процессуальная норма регламентирует порядок деятельности органов и должностных лиц государственного управления (исполнительной власти) по реализации возложенных на них полномочий.

Особенности административно-процессуальных норм:

1) являются разновидностью административно-правовых норм;

2) выполняют служебную, обеспечивающую роль по отношению к материальным административно-правовым нормам;

3) имеют установленную структуру (строение);

4) содержатся в определенных источниках;

5) обеспечиваются принудительной силой государства;

6) нарушение административно-процессуальных норм влечет за собой привлечение виновных к юридической ответственности.

По сфере регулирования существуют следующие виды административно-процессуальных норм: регламентирующие общественные отношения в сфере экономики, регламентирующие общественные отношения в административно-политической сфере, регламентирующие общественные отношения в социально-культурной сфере, регламентирующие общественные отношения в сфере межотраслевого управления.

По объему регулирования: общие и специальные нормы.

По юридической силе: нормы законов и нормы подзаконных актов.

По действию во времени: срочные, бессрочные и специальные нормы.

По действию в пространстве: действующие в пределах Российской Федерации, действующие в пределах региона (федерального округа), действующие на территории субъекта РФ, действующие в пределах муниципального образования, локальные, действующие на территории предприятия, учреждения, организации.

По кругу лиц: нормы общего действия и специальные нормы.

По видам производств: нормы, регулирующие производство административного правотворчества, регулирующие производство по делам о поощрениях, регулирующие лицензионно-разрешительное производство, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях, регулирующие другие виды административных производств.

Административно-процессуальные отношения вид правовых отношений, основанных на административно-процессуальных нормах, возникающих в сфере государственного управления, участники которых наделены административно-процессуальными правами и обязанностями.

Характерные черты административно-процессуальных отношений:

• носят управленческий, организационный характер;

• основываются на административно-процессуальных нормах, являются результатом их воздействия на общественные отношения;

• регулируют деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по реализации возложенных на них правомочий;

• являются вторичным, производным от материальных административно-правовых отношений.

Структура и стадии административного процесса – внутреннее строение административного процесса, совокупность образующих его административных производств.

Элементами структуры административного процесса служат административно-нормотворческий, административно-правонаделитель-ный (оперативно-распорядительный), административно-юрисдикци-онный процессы.

Стадии административного процесса – относительно самостоятельная часть административного производства, для которой характерны конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

Общие стадии административного процесса:

• анализ управленческой ситуации;

• рассмотрение дела и принятие решения;

• исполнение принятого по делу решения. Черты стадий административного процесса:

• регламентируются нормами административно-процессуального права;

• обусловлены логикой всего производства;

• направлены на решение конкретных задач;

• характерен определенный круг участников;

• определенные сроки совершения;

• соответствующее процессуальное оформление.

В соответствии с КоАП РФ к административным правонарушениям относятся правонарушения:

  • посягающие на права граждан, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;
  • в области охраны собственности;
  • в области охраны окружающей природной среды и природопользования;
  • в промышленности, строительстве, энергетике;
  • в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель;
  • на транспорте и в области дорожного движения;
  • в области связи и информации; в предпринимательской деятельности, в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела; посягающие на институты государственной власти;
  • в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ; против порядка управления;
  • посягающие на общественный порядок и общественную безопасность;
  • в области воинского учета.

Состав административного правонарушения

Юридический состав административного правонарушения как законодательная конструкция, упорядочивающая его признаки, имеет определенную специфику.

Общий объект административных правонарушений закреплен в ст.1.2. КоАП РФ, положения которой предусматривают следующие объекты административно-правовой охраны:

  • личность, права и свободы человека и гражданина, здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, общественная нравственность, окружающая среда, установленный порядок осуществления государственной власти, общественный порядок и общественная безопасность, собственность, законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства.

Каждое отдельно взятое правонарушение имеет свою сложную структуру, которую называют составом правонарушения.

«Состав правонарушения — это научная абстракция, отражающая систему наиболее общих, типичных и существенных элементов и признаков отдельных разновидностей правонарушений, необходимых и достаточных для привлечения правонарушителя к юридической ответственности.»[10]

«Можно сказать, что состав правонарушения — это совокупность объективных и субъективных признаков, необходимых и достаточных для признания данного деяния правонарушением.»[11] Если правонарушение — это фактическое деяние, то состав правонарушения является лишь теоретической конструкцией, абстракцией, сформулированную юристами.

«Понятие «состав правонарушения» выполняет служебную роль по отношению к понятию «правонарушение».»[12]

Под составом правонарушения понимают некую систему наиболее типичных общих признаков отдельных разновидностей правонарушения. Они необходимы для привлечения ответственности. Это объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона правонарушения.

К элементам состава правонарушения относятся:

объект правонарушения;

объективная сторона правонарушения;

субъект правонарушения,

субъективная сторона правонарушения.

Отсутствие одного из элементов означает отсутствие состава правонарушения.

Субъективная сторона правонарушения раскрывает психическое отношение субъекта к совершенному деянию и вытекающим последствиям, определяет направленность его воли. Таким образом, человек когда становится личностью, получает возможность самостоятельно ориентироваться в окружающей действительности и самостоятельно направляет свою деятельность. Однако, совершая правонарушение, человек должен отдавать себе отчёт, что его поведение может нанести вред другим или даже государству. С субъективной стороны любое правонарушение характеризуется виной, целью и мотивом. Рассмотрим субъективную сторону на примере уголовного права.

«Вина – это психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его результатам. Она выражается в том, что он осознает общественноопасный характер деяния, либо не осознаёт, хотя мог и должен был осознать»[26]. «Принимая решение совершить противоправное деяние, индивид осуществляет выбор, не являющийся изолированным от социальных условий. Внутренние установки, убеждения, желания правонарушителя в значительной мере формируются под негативным воздействием окружающей общественной среды, предоставляющий ему объект приложения соответствующих интересов»[27].

Определение этого понятия вытекает из Уголовного кодекса Российской Федерации. Вина – это безграничный психический процесс, который не может иметь чётких границ. Формы вины по Уголовному кодексу – это умысел и неосторожность[28]. Умысел, в свою очередь, бывает прямым и косвенным. Неосторожная вина также делится на легкомыслие и небрежность.

Признаками умысла являются желание, сознание того, что совершаемое правонарушение несёт характер общественно-опасного деяния. Лицо с умыслом должно предвидеть вредные и опасные последствия своих деяний. «В соответствии с ч.2 ст.25 Уголовного кодекса РФ, если лицо, совершившее преступление, осознавало общественную опасность своих действий (бездействий), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления, оно действовало с прямым умыслом»[29]. Разница между прямым умыслом и косвенным лишь в том, что при прямом умысле лицо осознаёт об опасных и вредных последствиях и желает их наступления, например: убийство с целью грабежа, а при косвенном умысле лицо, также осознавая о последствиях — допускает их, например: управление автомобилем в состоянии опьянения и попадание в ДТП, в результате которого пострадали случайные лица.

Читайте также:  Миграционный учет граждан Белоруссии в РФ в Москве в 2023 году

Неосторожность, как уже ранее было сказано, так же, как и умысел делится на два подвида – небрежность и легкомыслие.

Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации[30], легкомыслие – это сознание лицом, совершающим правонарушение, возможности наступления общественно-опасных последствий своих деяний и безосновательный расчёт на их предотвращение, например: водитель едет на транспортном средстве с повышенной скоростью, рассчитывая на свои водительские навыки, но, по неосторожности, теряет управление и совершает наезд на пешехода, совершив последнему тяжкий вред здоровью.

В отличие от легкомыслия, небрежность заключается в том, что лицо, совершающее правонарушение не осознавало и не предвидело наступления общественно-опасных последствий, хотя при необходимых обстоятельствах могло и должно было предвидеть эти последствия, например: медицинский работник, производивший инъекцию лекарства пациенту, по невнимательности ввел другое вещество, оказавшееся ядом, в результате чего у пациента наступила смерть. В этом случае медицинский работник понесет ответственность за преступление, если будет доказано, что он не только должен был, но и мог распознать яд.

Преступную небрежность следует отличать от случайного причинения вреда (казуса). «При невиновном причинении вреда лицо не предвидит, не должно и не могло предвидеть наступление общественно-опасных последствий либо должно было, но не могло их предвидеть»[31]. К примеру, господин Иванов И.И. работал у себя на дачном участке – спиливал большое дерево, которое ему сильно мешало. В результате спила дерево упало на забор, огораживающий участок Иванова И.И., а, заодно, и прибило господина Петрова П.П., который в состоянии сильного алкогольного опьянения не дошёл до своего участка и прилег отдохнуть к забору у участка Иванова И.И., пока последний спиливал дерево. В данном случае имеет место казус, т.е. невиновное причинение вреда, потому что Иванов И.И. не мог и не должен был предвидеть что у забора окажется Петров П.П.

Вина также бывает двойной (сложной) формы[32]. В Уголовном кодексе говорится, что, если виновный, действуя умышленно, причиняет тяжкие последствия, которые по закону влекут более строгое наказание и не охватывались умыслом виновного, то ответственность за эти последствия наступают только в случае неосторожности виновного. Например, ст. 111 УК РФ. Это умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, слуха, речи либо какого-либо органа или утрату органом его функций, прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией либо токсикоманией, или выразившегося в неизгладимом обезображивании лица, или вызвавшего значительную стойкую общей трудоспособности не менее чем на одну треть или заведомо для виновного полную утрату профессиональной трудоспособности[33]. Если в результате причинения тяжкого вреда здоровью, оно повлекло за собой смерть потерпевшего, то простой состав преступления (ч.1 ст.111 УК РФ) становится квалифицированным (ч.4 ст.111 УК РФ). В указанном случае основное действие (причинение тяжкого вреда здоровью) совершается умышленно, а к полученному последствию, т.е. смерти человека, отношение субъекта выражено в виде неосторожности. В целом это является одним составом правонарушения с усложнённой субъективной стороной – двойной формой вины.

В законодательстве нет упоминаний о таких компонентах как, мотив, цель и эмоции. Однако это не означает, что эти компоненты не являются частью субъективной стороны правонарушения. Вышеуказанные компоненты присущи любому поведению человека и необходимы для правильной оценки его поведения и установления степени виновности.

«Под мотивацией понимается система побуждений человека, направленная на достижение конкретных целей»[34]. Мотив воздействует на сознание правонарушителя, формирует направленность его воли и характер действий. «Мотивы характерны для всех преступлений, совершаемых с прямым умыслом, их наличие просматривается и при совершении действий (бездействий) с косвенным умыслом[35]» Мотивация отвечает на вопросы чего хочет человек и к чему он стремится. В первую очередь человека мотивирует удовлетворение собственных потребностей, так как они лежат в основе его поведения. Потребности человека разнообразны и социально обусловлены, они являются фундаментом психической деятельности, влияют на его ум, чувства и волю. В свою очередь к потребностям примыкают и побудительные факторы, такие как убеждения, мировоззрения, взгляды, идеалы и стремления. Вся эта система потребностей и образует мотивацию. Не трудно догадаться, что является мотивацией вора, ограбившего чужое имущество. Обычно это могут быть лишь два варианта – потребность в богатстве либо иной человеческий фактор (допустим – месть).

Объект административного нарушения

Объектом административного правонарушения во всех случаях выступают общественные отношения, охраняемые нормами законодательства об административной ответственности. Посягательство на все эти объекты обычно осуществляется путем нарушения конкретных правил и запретов, установленных в различных сферах общественной жизни. В целом круг объектов административных правонарушений обозначен в ст. 1.2 КоАП РФ:

  • защита личности;
  • охрана прав и свобод человека и гражданина;
  • охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • защита общественной нравственности;
  • охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти;
  • защита общественного порядка и общественной безопасности, собственности;
  • защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства.

В теории обычно выделяют три вида объектов административного правонарушения: общий, родовой и видовой (непосредственный).

Общим объектом административного правонарушения являются все общественные отношения, возникающие в области исполнительно-распорядительной деятельности и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев — конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права.

Субъективная сторона административного правонарушения

Субъективная сторона административного правонарушения характеризует правонарушение с точки зрения его субъекта, то есть правонарушителя. Наиболее важным элементом субъективной стороны административного правонарушения является вина правонарушителя.

Вина традиционно определяется как психическое отношение лица к совершаемому им деянию, а также (для материальных составов) к последствиям данного деяния. КоАП РФ выделяет две формы вины: умысел и неосторожность (ст. 2.2).

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий, или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

Читайте также:  Смена загранпаспорта после замужества

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Описание данных форм вины практически совпадает с приведенным в ст. 24 — 26 УК РФ. Однако, в отличие от уголовного законодательства, КоАП РФ не выделяет виды умысла и неосторожности. Вместе с тем это сделано в теории административного права с учетом положений указанной статьи.

Выделяют два вида умысла: прямой и косвенный. Правонарушение считается совершенным с прямым умыслом, если лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий. Таким образом, интеллектуальный компонент вины в данном случае включает в себя, во-первых, осознание лицом противоправности своего действия (бездействия), и во-вторых, предвидение неизбежности или возможности наступления вредных последствий. Волевой же компонент выражается в желании наступления указанных последствий. Если же лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично, то правонарушение признается совершенным с косвенным умыслом. Очевидно, что основное отличие косвенного умысла от прямого заключается в специфике волевого компонента: лицо не желает наступления вредных последствий своих действий (бездействия), но либо сознательно их допускает, либо относится к ним безразлично. Отличается и интеллектуальный компонент косвенного умысла: при косвенном умысле невозможно предвидение неизбежности наступления вредных последствий, а возможно предвидение только их потенциальной возможности.

Комментарий к Ст. 2.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Комментируемая статья определяет понятие административного правонарушения как основания административной ответственности, а также правила привлечения к административной ответственности юридических лиц, которые с принятием КоАП РФ впервые официально указаны в качестве субъектов административного правонарушения.

Несмотря на то что гл. 2 КоАП РФ называется «Административное правонарушение и административная ответственность», понятие административной ответственности в ней не дано.

В юридической литературе под административной ответственностью принято понимать комплекс неблагоприятных для лица правовых последствий в виде предусмотренных административно-правовой нормой мер административного наказания, применяемых уполномоченным органом, должностным лицом или судьей в связи с совершением этим лицом административного правонарушения.

Формальный состав правонарушения

Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

  • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
  • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
  • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
  • и т.д.

Юридический состав административного правонарушения. Объект и предмет административного правонарушения

Состав административного правонарушения совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.

Наличие состава административного правонарушения в том или ином деянии служит единственным основанием наступления административной ответственности за его совершение.

Например, провоз без билета в пригородном поезде ребенка, проезд которого подлежит частичной оплате, — административное правонарушение, которое совершается лицом, сопровождающим ребенка (ч. 4 ст. 11.18 КоАП РФ).

  • Элементы состава административного правонарушения:
  • 1) объект административного правонарушения;
  • 2) объективная сторона административного правонарушения;
  • 3) субъект административного правонарушения;
  • 4) субъективная сторона административного правонарушения.

Значение состава административного правонарушения состоит в том, что он является основанием для административной ответственности. При отсутствии в деянии состава административного правонарушения дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

  1. Виды составов:
  2. По степени общественной опасностисостав административного правонарушения может быть основным, с отягчающими обстоятельствами (квалифицированный), с особо отягчающими обстоятельствами (особо квалифицированный).
  3. По способу описания признаков состава он бывает простым (состоит из одного деяния, одного последствия, имеет один объект и одну форму вины) или сложным (содержит описание некоторых правонарушений, нескольких объектов, нескольких форм вины).
  4. В зависимости от особенной законодательной конституции, связанной с определением момента окончания правонарушения,состав делится на материальный (считается оконченным с момента наступления установленных в законе последствий) и формальный (считается оконченным с момента совершения деяния и не требует наступления конкретных последствий).
  5. Объектадминистративного правонарушения — это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Субъективная и объективная стороны противоправного деяния

Зная, что относится к составу правонарушения (объект, субъект, субъективная сторона и объективная сторона), стоит узнать о значении третьего и четвертого компонентов.

Итак, объективной стороной проступка или преступления именуются признаки, описывающие внешнюю сторону его состава.

К ним относят так называемый материальный состав правонарушения: суть совершенного деяния, степень его общественной опасности, причины и последствия.

Одним из главных неотъемлемых признаков стороны объективной является наличие самого действия или бездействия.

К необязательным вариативным признакам объективной стороны относятся условия, в которых было совершено правонарушение: место и время, окружающая обстановка, способ или средство, а также орудие.

В отличие от объективной стороны, субъективная характеризует преступление или проступок с его внутренней стороны. То есть она рассматривает психическое состояние действовавшего индивидуума: цель, причину, эмоциональное состояние.

К обязательным особенностям субъективной стороны относится вина субъекта и ее степень. Если речь идет об умысле, то он бывает прямым и косвенным. Если же нарушение закона было совершено по неосторожности, то она делится на два вида: небрежность и легкомыслие.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *