Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Россия в 2023 году привлечет 124 тыс. трудовых мигрантов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Трудовая миграция в России представляет собой переезд граждан в другой населенный пункт страны или за пределы республики, основной целью которого является устройство на более высокооплачиваемую работу. Тема о трудовой миграции на сегодняшний день не теряет своей актуальности, так как именно этот процесс оказывает существенное влияние на темпы экономического развития.
Что представляет собой трудовая миграция в России
Мобильность в России обусловлена ощутимой разницей в экономических возможностях, социальном развитии и уровне жизни в разных регионах.
Основной причинный фактор, в результате которого появляется трудовая миграция – разная оплата труда. К примеру, бывает так, что после банкротства и закрытия крупного предприятия или организации население остается без работы. Такое положение вещей приводит к оттоку рабочей силы, что заставляет людей искать новое место и менять адрес основного проживания.
Миграционная ситуация в РФ и ее регулирование государством
Миграционные процессы в России подвергаются как отрицательным, так и положительным факторам развития. К отрицательным факторам относятся распад бывшего Союза ССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков государственной границы Российской Федерации, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. Не смотря на большое количество отрицательных факторов, так же имеются и положительные, например такие, как развитие рыночных отношений, развитие трудовой деятельности в отдаленных районах государства.
Российская Федерация всегда имел интерес у большинства иностранных граждан, она привлекала свое большой территорией и разновидностью трудовой деятельности. Исходя из этого, трудовая миграция пользуется особым интересом в РФ. Но для того, что бы в стране не возник экономический кризис, все трудовые отношения с мигрантами регулируются законами РФ. Так, например, с помощью миграционных квот, государство регулирует численность рабочих, которым могут предоставить место в организации или предприятии.
Миграционная политика служит для обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворения потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рационального размещения населения на территории страны, использования интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания России. Миграционную политику нельзя оставлять без внимания ни органам власти, ни обществу. Она является неотъемлемой частью всей государственной политики в целом, так как имеет непосредственное отношение к жизни многих граждан страны, заботиться о которых — первоочередная задача и цель любого государства.
Миграционные и эмиграционные процессы в современной России
Ухудшение демографической ситуации в стране, еще во многом стихийный характер миграционных процессов, особенно в первой половине 90-х годов, обусловили необходимость осуществления в Российской Федерации целенаправленной и долгосрочной миграционной политики, подкрепление ее соответствующей законодательной базой.
Механизмы реализации Федеральной миграционной программы на период 2002—2005 гг. включают: совершенствование действующего законодательства Российской Федерации в области миграции, приведение его в соответствие с нормами международного права, для чего, в частности, предусмотрено заключение межгосударственных соглашений со странами СНГ4; совершенствование системы иммиграционного контроля, включая меры по депортации (выдворению) незаконных мигрантов; дифференцированную финансовую поддержку вынужденных мигрантов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации; создание центров временного размещения вынужденных переселенцев, компактных поселений, новых рабочих мест и др.
Дореволюционные миграции.
Россия – самая крупная страна в мире. В течение веков освоение ее огромных пространств сопровождалось движением населения из центральных европейских регионов к окраинам. Начиная с 16-го века, двигаясь на юг, осваивали задонские и заволжские степи. Восточный путь — через Урал в Сибирь и в 17в вышли к Тихому океану. Главной причиной, выталкивавшей людей из центральных районов, стала нехватка земель, в том числе и у получивших волю крестьян(1861г). Одна часть — за Урал, другая – в южные степные губернии. Массовые миграции в города и фабричные поселки на заработки ( на период посевной или уборочной возвращались в деревню, но постепенно стали оставаться в городе навсегда).
Миграции советского времени.
Усиление миграции в конце 20-х г, когда советская власть взяла курс на развитие промышленности. «Раскулачивание» деревни, крестьяне во избежание репрессий уезжали в города и на крупные стройки.
Тотальной депортации в годы войны в СССР были подвергнуты семь народов: немцы, карачаевцы, калмыки, ингуши, чеченцы, балкарцы и крымские татары. После смерти Сталина началось постепенное возвращение депортированных народов на прежние земли.
ВОВ: эвакуация с запада в восточные и южные районы (многие после окончания войны не вернулись домой, остались жить на новых местах). Существовал в годы войны и западный миграционный поток – военнопленные, а также гражданские лица, вывезенные немецкими оккупантами на работы в Германии( часть вернулись, остальные погибли или стали «невозвращенцами»). После ВОВ — миграции сельских жителей в города и на новостройки Сибири и Дальнего востока. Постепенно в районах Европейской России жителей становилось все меньше. И во второй половине 70-х годов новое направление миграции – с окраин в центр.
Современные миграции в России.
В конце 20 века территория страны — две зоны: принимающую и отдающую население, причем + и минус поменялись местами. Весь Север (за исключением Тюменской области), ранее интенсивно притягивающий население (высокой заработной платой и льготами), теперь столь же интенсивно его теряет. Переход на рыночные отношения, отмена северных льгот, отсутствие финансирования многих предприятий обнажили острые проблемы Севера, в первую очередь низкую эффективность его хозяйства и перенаселенность.
Миграция: основные понятия
Любое перемещение человека (или группы людей) из одного места проживания в другое называют миграцией. Эти движения происходят с мотивацией «от» (когда «не совсем хорошо на Родине») или с мотивацией «до» (когда «очень хорошо где-то»). Это так называемые выталкивающие и притягивающие факторы.
Основу миграционных потоков составляют переезды на короткие расстояния: из села в город или из одного региона в другой. Кстати, один из законов Э.Г. Равенштейна, одного из первых теоретиков миграции, гласит, что прирост в больших городах обеспечивается не столько естественной рождаемостью, сколько приезжими.
Исторически сложилось, что основные миграционные потоки формируются за счет развивающихся стран; именно разница между оплатой труда, условиями жизни и личными перспективами в «своей» (страна-донор) и «не своей» (страна-рецептор) местности побуждает людей перебираться в новые места.
Процесс въезда в страну называют иммиграцией, когда же граждане покидают пределы государства, они эмигрируют.
Миграционные процессы
Нахождение иностранных граждан на территории РФ регулируется законом. Все граждане, которые пересекают границу РФ, обязаны получить миграционную карту, которая является документом, подтверждающим легальное нахождение в России. Государство стремится контролировать процесс миграции иностранных граждан на территорию РФ, для того чтобы увеличить безопасность в стране.
В Российской Федерации, согласно Закону «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ, органы государственной власти и местного самоуправления:
- регистрируют мигрантов по месту жительства;
- собирают и обрабатывают сведения, характеризующие миграционные процессы;
- поддерживают работу открытой информационной системы.
Регулирование миграционных процессов, неотъемлемая часть законодательства РФ. Для обеспечения регулирования миграционных процессов в трудовой миграции создан целый ряд действий, которое правительство направило на регулирование такого рода миграции:
- Предоставление жилья для стимулирования рабочей силы в определенные регионы для трудовой деятельности;
- Создание новых рабочих мест;
- Государственная поддержка для мигрантов;
Так же государство создает новые законы, которые направлены на стимулирование мигрантов, на трудовую деятельность в отдаленных регионах России. Мигрантам предоставляется жилья для осуществления трудовой деятельности.
Количество въехавших на территорию РФ иностранных граждан с каждым годом превышает количество покинувших территорию РФ граждан. Отсутствует эффективный государственный контроль над миграционными процессами. Это очень отрицательно влияет на безопасность страны.
На основании данной статьи можно сделать вывод, о том, что миграция — это довольно интересный процесс, который вносит как положительный, так и отрицательный вклад в развитие государства. Миграционные процессы регулируются законами РФ, а именно создана «Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации».
Новая модель управления трудовой миграцией: ставка на ВКС
За последние 15 — 20 лет российское общество и бизнес сталкивались как с либеральным подходом к регулированию процессов внешней трудовой иммиграции в конце прошлого века — начале 2000-х гг., так и с жесткими ограничительно административными мерами в последующие годы. Всего было принято более 2740 нормативных правовых актов, в т.ч. 177 законов, 89 указов, 473 постановления Правительства РФ и более 2 тыс. ведомственных актов.
Однако, по нашему мнению, лишь начиная со второй половины 2006 г. возобладал взвешенный подход, основанный на разумно-рыночном механизме регулирования процессов трудовой миграции. 18 июля 2006 г. были приняты Федеральные законы: N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и N 110-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», которые в значительной степени сняли чрезмерные административные барьеры, что, по мнению большинства экспертов, и являлось основной причиной масштабной незаконной миграции и нелегального трудоустройства иностранных граждан в РФ.
Причины трудовой миграции
Среди причин переезда трудоспособного населения выделяют экономические и неэкономические. К экономическим относятся:
- Низкая оплата труда;
- Отсутствие рабочих мест;
- Невозможность устроиться по профессии или на желаемую должность;
- Отсутствие перспектив для карьерного роста.
Большое количество трудовых мигрантов появляется после закрытия градообразующего или другого крупного предприятия регионального значения, когда сразу сотни людей оказываются без работы.
Среди неэкономических причин выделяют:
- Сложную политическую ситуацию;
- Плохую экологию;
- Вооружённые конфликты;
- Религиозные взгляды;
- Расовую принадлежность.
Причины передвижения трудовых ресурсов внутри Российской Федерации:
- Разница в экономическом развитии регионов: уровень оплаты труда, наличие рабочих мест, производства или сельского хозяйства;
- Нехватка или избыток квалифицированных или неквалифицированных сотрудников.
Наиболее привлекательны экономические центры — Москва и Санкт-Петербург. Здесь постоянно есть потребность в кадровом составе различного уровня, есть возможность сделать карьеру. Кроме того, людей привлекает развитая инфраструктура регионов.
Структура мигрирующей рабочей силы
Поток мигрантов, следующих из страны в страну, неоднороден. Среди переселяющихся можно выделить следующие группы:
- поселенцы – люди, которые едут в страну с намерением поселиться в ней на постоянной основе;
- контрактные работники – приезжают в страну на несколько лет в рамках одного или нескольких трудовых контрактов;
- профессионалы – люди с высоким уровнем квалификации, научно-технические работники;
- нелегалы – лица, у которых не нашлось легальных оснований для переезда, и они пересекли границу под видом туристов, или чьи документы давно просрочены;
- беженцы – люди, вынужденно покинувшие свою территорию, потому что на родине их жизни угрожала опасность.
Миграционное положение в России
Ни для кого не секрет, что Россия ежегодно принимает огромное количество мигрантов. В основном иностранные граждане приезжают с целью устроиться на работу. Логично предположить, что наиболее развита миграция из Центральной Азии в Россию. Объяснить это можно тем, что страны находящиеся именно в данной части материка, близко расположенной к Российской Федерации, экономически менее развиты.
Также на то, что в Российской Федерации преобладают мигранты, приезжающие стран СНГ, влияет и действие программы добровольного переселения соотечественников. Именно поэтому граждане соседних государств, правительство которых не обеспечивает достойного уровня жизни, стремятся в Россию.
Стоит отметить, что в некоторых странах – бывших республиках СССР до сих пор высоко ценится российское образование, что обеспечивает еще одно миграционное направление – получение образование в РФ.
Привлечение потока мигрантов страну, конечно, обеспечивает прирост населения, однако современная миграционная ситуация в РФ в 2017 году, вернее, статистические данные говорят о том, что большое количество самих россиян ежегодно покидает страну, они отдают предпочтение таким промышленно развитым государствам, как США, Австралия, Канада, Финляндия и Германия.
Структура мигрирующей рабочей силы
Поток мигрантов, следующих из страны в страну, неоднороден. Среди переселяющихся можно выделить следующие группы:
- поселенцы – люди, которые едут в страну с намерением поселиться в ней на постоянной основе;
- контрактные работники – приезжают в страну на несколько лет в рамках одного или нескольких трудовых контрактов;
- профессионалы – люди с высоким уровнем квалификации, научно-технические работники;
- нелегалы – лица, у которых не нашлось легальных оснований для переезда, и они пересекли границу под видом туристов, или чьи документы давно просрочены;
- беженцы – люди, вынужденно покинувшие свою территорию, потому что на родине их жизни угрожала опасность.
1.Миграция рабочей силы: понятие, виды.
2.Основные направления международной миграции.
3.Последствия миграции.
4.Регулирование международной миграции.
1. Международная миграция рабочей силы – это переселение трудоспособного населения из одних государств в другие для поиска работы сроком более одного года, которое может быть вызвано, прежде всего, причинами экономического характера.
Все перемещения населения относительно каждой территории складываются из двух потоков: эмиграционных и иммиграционных. Эмиграция – это выбытие за границу, а иммиграция – прибытие из-за границы. Реэмиграция – это возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства. Миграционное сальдо – это разность иммиграции из страны и эмиграции в страну.
Международную миграцию высококвалифицированных кадров называют «утечкой умов». Она является сегодня серьезной проблемой для большинства развивающихся стран.
Согласно классификации ООН постоянными трудящимися-мигрантами считаются лица, прибывающие в страну для того, чтобы найти оплачиваемую работу на срок, превышающий один год. В соответствии с разработанной Международной организацией труда (МОТ) классификацией современная международная трудовая миграция подразделяется на 5 основных типов:
— работающие по контракту, в котором ясно установлен срок пребывания в принимающей стране. Это, прежде всего, сезонные рабочие, которые приезжают на уборку урожая, а также неквалифицированные или малоквалифицированные работники;
— профессионалы, отличающиеся высоким уровнем подготовки, наличием соответствующего образования и практического опыта работы;
— нелегальные иммигранты – это иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью;
-беженцы — лица, эмигрировавшие из своих стран из-за какой-либо угрозы их жизни и деятельности;
— переселенцы — это переезжающие на постоянное местожительство. Данная группа мигрантов ориентирована, прежде всего, на выезд в промышленно развитые страны.
Причины миграции рабочей силы:
1. К неэкономическим факторам относятся политико-правовые, национальные, религиозные, расовые, семейные. В последние десятилетия серьезное влияние на развитие миграционных процессов стали оказывать также экологические, образовательно-культурные, психологические и этнические факторы.
2. К экономическим факторам, определяющим миграцию рабочей силы, относятся:
а) различные уровни экономического развития стран, что влечет и различную стоимость рабочей силы, и поиск более высокого заработка
б) в слаборазвитых и густонаселенных странах национальный рынок развивается в условиях хронической безработицы, что толкает людей к поиску работы в других странах;
в) структурная перестройка экономики.
г) развитие научно-технического прогресса, который сопровождается ростом потребностей в квалифицированной рабочей силе;
д) вывоз капитала.
2. Основные направления международной миграции трудовых ресурсов.
— Миграция из развивающихся стран в промышленно развитые страны. Центрами притяжения рабочей силы являются США, Канада, Австралия, развитые страны Западной Европы. Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей работниками, без которых невозможным было бы их существование.
— Миграция в рамках промышленно развитых стран. Эта миграция связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Но и для развитых стран характерной является «утечка умов» (например, в США из Западной Европы). В рамках западноевропейской интеграции создан и развивается общий рынок рабочей силы стран Европейского союза, предполагающий свободное перемещение работников между странами союза и унификацию трудового законодательства. Так рабочая сила из Испании, Португалии, Греции активно используется в экономике более развитых стран ЕС.
— Миграция рабочей силы между развивающимися странами. Новое явление последних лет — интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Главным образом это миграция между новыми индустриальными странами, странами арабских эмиратов, нефтедобывающими странами (членами ОПЕК), с одной стороны, и иными развивающимися странами — с другой. Эта миграция определялась в основном экономическими причинами: более высоким уровнем зарплаты в странах-импортерах рабочей силы, а в азиатских «новых индустриальных странах» и богатых странах.
— Миграция рабочей силы из промышленно развитых стран в развивающиеся. В основном — это сравнительно небольшой поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции экономические (высокая зарплата у преподавателей, инженеров и др.), а также неэкономические (узнать мир, реализовать свои возможности и т.п.).
3. Международная миграция рабочей силы выявляет как положительное, так и отрицательное воздействие на экономическое и социальное развитие стран — доноров (экспортеров рабочей силы) и стран — реципиентов (импортеров рабочей силы).
Позитивные последствия для экономики стран импортеров рабочей силы:
— вследствие притока иностранных рабочих, обладающих высокой мобильностью, облегчаются структурные, отраслевые и другие изменения в экономике. Иммигранты способствуют омоложению нации, так как эмигрирует обычно самая мобильная часть населения в наиболее трудоспособном возрасте;
— достигается существенная экономия средств на обучение принимаемых рабочих и специалистов;
— иммигранты расширяют емкость внутреннего рынка, а собранные на их счетах деньги используются для развития экономики;
— временно свободные денежные средства иммигрантов, хранящиеся на счетах в банках, могут быть использованы для финансирования экономики принимающей страны;
— иммигранты улучшают демографическую ситуацию, особенно в промышленно развитых странах Западной Европы, которые характеризуются старением коренного населения;
— иностранные рабочие часто играют роль определенного амортизатора в случае кризисов и безработицы, так как их первыми могут уволить с работы. Они не обеспечиваются пенсиями, медицинским страхованием и не учитываются при реализации социальных программ.
Негативные последствия для экономики стран импортеров рабочей силы:
— целые отрасли экономики (сфера услуг, торговля, строительство) при длительном использовании иностранных рабочих попадают в зависимость от их труда. Это ведет к сокращению количества рабочих мест среди коренного населения, увеличивает безработицу, в целом ухудшает ситуацию на национальном рынке труда;
— происходит снижение цены на национальную рабочую силу, так как растет предложение рабочих на рынке труда, которые заполняют вакансии на низкооплачиваемую, неквалифицированную работу;
— провоцируются конфликты между коренным населением и иммигрантами;
— иммигранты довольно долго и болезненно адаптируются к новым условиям жизни и трудовой деятельности в стране пребывания.
Позитивные последствия для экономики стран экспортеров рабочей силы:
— эмиграция облегчает положение на национальном рынке труда, так как экспорт рабочей силы уменьшает давление избыточных трудовых ресурсов;
— экспорт рабочей силы – это бесплатное для страны-донора обучение работников-эмигрантов новым профессиональным навыкам, повышение их квалификации, приобщение к новым технологиям, передовой организации труда;
— экспорт рабочей силы – важный источник поступления валюты в страны эмиграции через переводы мигрантами валютных средств из-за рубежа на поддержку своих семей и родственников, что в целом способствует улучшению их экономического положения;
— при возвращении на родину мигранты привозят с собой материальные ценности и сбережения, составляющие примерно такую же сумму, что и их денежные переводы.
Негативные последствия для экономики стран экспортеров рабочей силы:
— страна теряет часть трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате чего происходит старение трудовых ресурсов;
— теряются средства, связанные с общеобразовательной и профессиональной подготовкой эмигрантов.
Иммиграция квалифицированных рабочих
Ожидается, что второй законопроект о миграции будет конкретно касаться иммиграции квалифицированных рабочих, и в нем будут представлены следующие ключевые моменты:
- Федеральное бюро труда подсчитало, что Германии ежегодно требуется до 400 000 работников из-за рубежа. Большинство из них прибывает из Евросоюза, но их недостаточно, чтобы восполнить нехватку — не в последнюю очередь потому, что большинство крупных стран Евросоюза сталкиваются с аналогичными демографическими проблемами.
- Закон об иммиграции квалифицированной рабочей силы действует с 2020 года, но приток из стран, не входящих в Евросоюз, в Германию ограничен и еще больше сократился во время пандемии. В 2019 году в Германию приехало на работу всего 39 000 иммигрантов из стран, не входящих в Евросоюз, что составляет всего 0,1% от общего числа работников в стране. В 2020 году эта цифра упала до чуть более 29 000 человек. Владельцы бизнеса жалуются на бюрократические препоны, усугубляемые медлительностью властей, которые не любят интернет-инструменты.
Современные тенденции развития международной миграции рабочей силы
В развитии современной международной трудовой миграции выделяют следующие тенденции[67]:
Увеличение масштабов международной миграции, усиление данной тенденции.Тенденция роста масштабов международной миграции сформировалась в последние десятилетия XX в., особенно после 1970 г. То есть за 53 года число международных мигрантов возросло в 3 раза, а доля в населении Земли – на 1% (то есть почти в 1,5 раза). Следовательно, темпы роста масштабов международной миграции в прошлые десятилетия значительно превышали темпы роста мирового населения. В соответствии с прогнозом ООН к 2050 г. количество международных мигрантов должно превысить 405 млн[68]. При этом выявлено[69], что если ранее в 1960–70-е годы наблюдалась устойчивая связь миграционных потоков (особенно временных мигрантов) с экономическим циклом, то с начала 1980-х годов по настоящее время в большинстве стран она ослабилась. Это произошло вследствие того, что международная миграция рабочей силы из амортизатора в случае кризиса и безработицы превратилась в структурный элемент экономики, то есть стала неотъемлемой частью нормального процесса воспроизводства, решая при этом ряд таких экономических проблем, как острые демографические проблемы, диспропорции на рынке труда, необходимость импорта налогоплательщиков, обеспечение стабильности функционирования фондовых рынков, коррекция глобального экономического неравенства.
Концентрация международных миграционных потоков.Наблюдается тенденция концентрация миграционных потоков, их целью стало относительно ограниченное число государств. В 2013 г. в 10 странах с наибольшим числом международных мигрантов (уроженцев других стран) сосредоточена половина всех международных мигрантов[70], из которых на первом месте США, где проживает 45,8 млн мигрантов (19,7%). За США со значительным отрывом следуют Российская Федерация, где проживает 11 млн мигрантов (4,7%), Германия (9,8 млн), Саудовская Аравия (9,1 млн), Объединённые Арабские Эмираты (7,8 млн), Соединённое Королевство (7,8 млн), Франция (7,4 млн), Канада (7,3 млн), Австралия (6,5 млн) и Испания (6,5 млн). В период 1990–2013 гг. США приняли наибольшее абсолютное число международных мигрантов – почти 23 млн чел., что соответствует притоку 1 млн новых мигрантов в год. На 2-м месте Объединённые Арабские Эмираты с притоком в 7 млн, на 3-м – Испания с притоком в 6 млн.
Появление новых центров притяжения международных миграционных потоков.К новым центрам притяжения миграционных потоков относится Российская Федерация и некоторые другие страны бывшего социалистического блока, а также быстро разбогатевшие арабские страны (Объединённые Арабские Эмираты, Катар, Кувейт, Бахрейн).
Международные миграционные потоки становятся всё более разнообразными.В последние десятилетия многие страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Южной Америки и Западной Африки, отличающиеся быстрым ростом экономики, стали значительными центрами притяжения миграции.
Рост квалифицированной международной миграции.Развитые страны конкурируют между собой и с новыми индустриальными странами за привлечение высококвалифицированных специалистов. Рост количества высококвалифициро-ванных мигрантов обусловлен следующими факторами[71]. Во-первых,глобальные технологические изменения, происходящие в мировой экономике.Быстрые технологические изменения, основывающиеся на использовании высококвалифи-цированного труда и направленные на создание национальных конкурентных преимуществ, создают дефицит высококвалифицированных работников в наукоёмких отраслях промышленности. Например, в США доля лиц с высоким уровнем образования (соответствующим степени магистра) или лиц с исключительными способностями в области науки, искусства или бизнеса возросла за период с 2009 по 2011 гг. с 4% до 6,3%[72]. Страны различаются с точки зрения поставщиков квалифицированной рабочей силы (таблица 19). Если продолжить пример с США, то наиболее квалифицированные специалисты мигрируют в США из Индии, затем следуют Филиппины и Китай. Во-вторых, дефицит квалифицированной рабочей силы в области здравоохранения и образования (в частности, в Великобритании почти одна треть врачей и 13% медицинских сестер имеют иностранное происхождение; в США 13,8% преподавателей являются иностранцами).
Таблица 19 – Количество временных и постоянных трудовых мигрантов, в разрезе стран за период 2006–2011 гг., тыс. чел. [73]
Страна | Доля страны в численности мигрантов, процентов | Доля низкоквалифи-цированных мигрантов, процентов | Доля среднеквали-фицированных мигрантов, процентов | Доля высококвалифи-цированных мигрантов, процентов |
1. Мексика | 29,0 | 60,0 | 35,0 | 5,0 |
2. Индия | 4,5 | 9,0 | 17,0 | 74,0 |
3. Филиппины | 4,4 | 8,0 | 42,0 | 50,0 |
4. Китай | 4,0 | 21,0 | 29,0 | 50,0 |
ИТОГО | 100,0 | 28,0 | 42,0 | 30,0 |
В-третьих, высокая эффективность «импорта» квалифицированной рабочей силы.Фискальная ценность иммигрантов существенно варьируется в зависимости от уровня образования. В-четвёртых, рост числа иностранных студентов. С определённой степенью допущения студенческую миграцию можно рассматривать как форму временной трудовой миграции, в последнее время плавно переходящую в постоянную.
Качественное изменение форм международной миграции.В условиях быстрого развития высоких информационных технологий международная миграция приобретает многообразный и сложный характер. Это выражается, в частности, в дуализме миграции рабочей силы: «виртуальной» и реальной миграции. Мировые тенденции постоянного увеличения информационной составляющей свидетельствуют о том, что происходит всё больший крен экономики в «виртуальную плоскость».
Ориентация на временную иммиграцию и стимулирование возвратной миграции.Тенденция поощрения временной миграции начала прослеживаться уже в 90-х годах XX в., и она, скорее всего, объясняется тем, что, достигнув пенсионного возраста, высококвалифицированные мигранты получали право на более высокий уровень возврата по взносам в систему социального обеспечения. Стимулирование возвратной миграциинаправлено на преодоление кумулятивного характера временной миграции и постепенного перерастания её в постоянную.
Причины трудовой миграции по всему миру
Трудовая миграция обуславливается определенными причинами. Не просто так люди срываются со своего постоянного места жительства. Одних влечет длинный рубль, другие хотят лучшей жизни, третьих просто вынуждают обстоятельства.
Население планеты постоянно перемещается в поисках лучшей жизни для себя и своих семей. Основной причиной, вынуждающей человека мигрировать, является невозможность прокормиться. Голод заставляет людей любого пола и возраста переезжать в другие города и страны. Для молодежи на первом месте стоит экономический фактор и амбициозность относительно построения карьеры. Именно эти причины трудовой миграции в мире вынуждают самую активную часть населения трудоспособного возраста покидать свои страны.
Любая миграция не возникает спонтанно и беспричинно. Такое явление всегда имеет объяснение. Мотивы могут носить различный характер:
- Политические. Люди (трудовые ресурсы) покидают свою родину из-за преследований и гонений за свои политические убеждения, взглядов на жизнь, которые противоречат официальной политике управляющей верхушки.
- Экологические. Техногенные катастрофы, неблагоприятная экология часто создают невыносимые условия для проживания и работы на родине. Приходится искать свое место под солнцем в другой стране.
- Экономические. Речь идет о безработице, высоких налогах, уровне инфляции. В конечном итоге все это приводит к нищете, неспособности прокормить себя и свою семью. Люди начинают искать возможности заработка в других странах с более лояльной социальной политикой.
- Военные. Длительные войны, вооруженные столкновения приводят к тому, что практически все трудоспособное население становится участником конфликта. В результате страдает экономика, возможности для заработка пропадают. Такая ситуация приводит к вынужденному поиску возможности заработать на жизнь.
Можно определить причины трудовой миграции:
- высокий уровень безработицы, недостаток рабочих мест;
- несоответствие уровня заработной платы ожиданиям людей;
- дисбаланс между имеющимися вакансиями и уровнем квалификации претендентов на работу.
- осложнение политической ситуации;
- техногенные катастрофы;
- экономическая нестабильность.
Одним словом объяснить, что такое международная трудовая миграция, в чем заключается ее основная причина, и как ее устранить не представляется возможным. С полной уверенностью можно утверждать лишь то, что каждый человек, повинуясь инстинкту самосохранения, пытается любым способом обеспечивать себе пропитание, одежду, кров. И если не удается найти возможность решить эту проблему у себя на родине, ничего больше не остается, как только переехать в другую страну, где созданы более выгодные условия.
Трудовая миграция в России: статистика, особенности, анализ рынка труда
Россия может рассматриваться одновременно как страна, из которой люди мигрируют в поисках хорошей работы, а также как государство, в которое стремятся мигранты-рабочие. Разница в том, что выезжают из страны люди интеллектуальных профессий, а въезжает низкоквалифицированная рабочая сила. Мигранты в Россию пребывают из содружественных государств, к которым относятся Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан.
За последние годы в РФ статистика отмечает небольшое сокращение потока мигрантов с одновременным приростом населения за счет оседлых переселенцев. Также имеет место быть временная иммиграция, которая позволяет удовлетворить потребность российской экономики в рабочей силе. Отмечается и сокращение количества нелегальных мигрантов, хотя проблема в настоящее время не перестала быть актуальной.
В РФ на конец 2020 – начало 2020 года въехало и было поставлено на учет 16,5 миллионов иностранцев. В основном это граждане Узбекистана, Казахстана, Украины. Все они едут для улучшения качества своей жизни. Трудоустраиваются мигранты подсобными рабочими, строителями, то есть туда, где образование не нужно, а россияне не идут работать по причине низкой оплаты труда. Традиционно как внешних, так и внутренних мигрантов влекут районы Москвы и Московской области, куда на начало 2020 года прибыло более миллиона трудовых мигрантов, Санкт-Петербург и Ленобласть, куда мигрировало 720 000 человек. В лидерах миграции Екатеринбург и Свердловская область, регионы Самары, Иркутска.
Хотя власти всячески пытаются контролировать трудовую миграцию в России, но ситуация все же остается достаточно нестабильной и напряженной. До сих пор покидают Российскую Федерацию молодые и талантливые рабочие кадры, так как за границей для них открываются заманчивые перспективы в виде больших зарплат, стремительного карьерного роста. Конечно, существуют молодые патриоты, которые после обучения и стажировки в иностранном государстве возвращаются для работы в России, но доля их очень мала. Таким образом, можно сказать, что проблема «утечки мозгов» из РФ до их пор не решена.
Последствия трудовых миграций для стран-доноров и стран-реципиентов
Трудовая миграция порождает множество проблем как для стран, из которых целыми потоками уезжают люди работоспособного возраста, так и для государств, куда приезжают потоки мигрантов. К проблемам стран доноров можно отнести:
- экономический спад;
- снижение качества жизни;
- демографический упадок;
- разрушение инфраструктуры.
Все эти негативные последствия становятся результатом того, что люди, которые должны были развивать социальную и экономическую сферу своего города (села, деревни), уезжают в более перспективные города с более высоким уровнем жизни и высокими зарплатами.
Большой поток мигрантов (даже с высшим образованием) становится проблемой и для стран-реципиентов.
К таким проблемам относятся:
- Ухудшение криминогенной обстановки. Далеко не всем трудовым мигрантам удается устроиться на подходящую работу. В итоге не хватает средств на жизнь и единственным способом раздобыть себе средства на существование является преступная деятельность.
- Перенаселение больших городов. Еще один недостаток притока мигрантов. Переселенцы стремятся именно в мегаполисы, игнорируя провинцию. Большое количество приехавших людей порождает в свою очередь проблемы с экологией, с загруженностью дорог, недостатком жилья, пищи, безработицей.
Нельзя не отметить и повышение уровня заболеваемости. Если мигрант не нашел работу, то, соответственно, у него нет денег на медицинскую страховку и на медицинское обслуживание. В результате распространяются такие опасные заболевания как туберкулез, чесотка.