- Бюджетное право

Свидетельство о регистрации транспортного средства: СТС в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Свидетельство о регистрации транспортного средства: СТС в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чтобы разграничить термины «собственник» и «владелец» необходимо ответить на вопрос: «Из чего складывается право собственности?» и для ответа на данный вопрос стоит обратиться к нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.

В чем отличие собственника от владельца ТС

I. Право собственности складывается из:

Собственник вправе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом

II. В разных НПА встречается термины «владелец ТС»:

То есть закон разделяет понятия «собственник» и «владелец», так как «владелец ТС» – не всегда собственник, как и «собственник» может не владеть своим ТС в определённый период.

«использование транспортного средстваэксплуатация* транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях). Эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно не связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, не является использованием транспортного средства» (ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»)

*Под использованием транспортного средства следует понимать не только механическое (физическое) перемещение в пространстве, но и все действия, связанные с этим движением и иной эксплуатацией транспортного средства как источника повышенной опасности (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»)

Таким образом, в контексте тахографии «ВЛАДЕЛЬЦЫ ТС» – ЮЛ, ИП, ФЛ, эксплуатирующие ТС, то есть управляющие ТС на законном основании, например на основании договора лизинга.

Разберем наглядные примеры:

2. Собственником ТС является компания – ООО «Номер 1» и данная компания его же и эксплуатирует, управляет им. В данном случае собственник и владелец в одном лице. Оснащать ТС тахографом в соответствии с законодательством РФ обязано ООО «Номер 1».

Есть четыре варианта дальнейших действий.

Вариант 1. Можно через суд попробовать доказать, что Иванов был добросовестным приобретателем, ничего не знал об имеющихся ограничениях, и на этом основании добиться их снятия. Суд имеет право истребовать все договоры купли-продажи из ГИБДД и приобщить их к делу в качестве доказательств. Гарантий, что судебное разбирательство даст желаемый результат, нет. Иванову придется самостоятельно доказывать, что он ничего не знал о наличии ограничений, в договорах не должно быть отметки об их наличии.

Договоры купли-продажи должны быть заключены после 1 июля 2014 года, а в Реестре уведомлений о залоге движимого имущества должна отсутствовать информация о наличии ограничений. Более подробно о снятии ограничений через суд мы рассказывали в статье «Что делать, если купленная машина оказалась в залоге?».

Истцом в данном случае должен выступать действующий владелец машины, то есть Иванов, поскольку нарушены его права.

Вариант 2. Вы можете приобрести автомобиль со всеми имеющимися ограничениями. Наличие запрета на регистрационные действия не означает, что машину нельзя продать. Но зарегистрировать ее в ГИБДД на свое имя вы не сможете — соответственно, не сможете и эксплуатировать.

Вариант 3. Можно приобрести автомобиль со скидкой и за счет нее погасить долг Петрова. Банку все равно, кто вносит платежи по кредиту и гасит задолженности. Такая схема имеет смысл, только если задолженность не выше стоимости самой машины. Гасить таким образом долги за приобретение трехкомнатной квартиры в Москве может оказаться нерентабельным.

Вариант 4. Поискать на рынке другую машину. Она может оказаться немного дороже, но зато вы сэкономите на услугах адвокатов.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Правообладатель — это собственник или арендатор?

Теперь сопоставим понятия «собственник», «правообладатель» и «арендатор». Казалось бы, кто же как не собственник обладает всеми правами на принадлежащее ему имущество. Но нет, не всегда, поэтому данные определения нельзя отождествлять. И собственник не всегда будет правообладателем, и правообладатель может не быть собственником.

Правообладатель – понятие более широкое. Им охватываются собственники, владельцы, арендаторы, владельцы земли на праве пожизненного наследуемого владения и бессрочного пользования, обладатели права сервитута и т.д.

Разница у правообладателей состоит в объёмах их правомочий. Так, например, собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться землей, арендатор — только владеть и пользоваться, но не полностью распоряжаться (может сдать в субаренду, но не вправе продать); владелец также ограничен в правомочии распоряжаться имуществом.

Сам же собственник, передавая право владения другому лицу, к примеру, на основании договора аренды, на срок договора также теряет право пользования свои имуществом.

Таким образом, все рассматриваемые нами понятия очень перекликаются, иногда взаимозаменяемы, но сами по себе представляют собой разные понятия, издавна закрепившиеся в юридической практике.

Когда возможно возобновление учета?

63. Возобновление государственного учета транспортного средства, прекращенного в соответствии с пунктом 56 настоящих Правил при отсутствии перехода права собственности на него, осуществляется за владельцем транспортного средства, сведения о котором содержатся в государственном реестре транспортных средств, при подаче владельцем транспортного средства или его представителем заявления о совершении регистрационного действия, документа, идентифицирующего транспортное средство, документа об уплате государственной пошлины, документа, удостоверяющего личность обратившегося лица, а в случае обращения не от своего имени — также документа, подтверждающего его полномочия.

Возобновление государственного учета транспортного средства, прекращенного в соответствии с пунктом 56 настоящих Правил, в случае перехода права собственности на него или изменения владельца транспортного средства осуществляется за новым владельцем транспортного средства. При этом помимо документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, представляются документы, подтверждающие право собственности на транспортное средство, и страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также проводится осмотр транспортного средства.

Пункт 63 правил рассказывает о том, какие именно существуют варианты возобновления учета:

  • Самим собственником. Рассмотренный выше пример 1. Как только автомобиль будет полностью отремонтирован, регистрацию можно будет восстановить. При этом осмотр автомобиля не требуется.
  • Новым владельцем. Рассмотренный выше пример 2. После продажи автомобиля новый собственник может без проблем поставить его на учет.
Читайте также:  Постоянная и временная регистрация

Обязательная «автогражданка» (ОСАГО)

Вопрос:

Кто является владельцем транспортного средства. Кто несет гражданскую ответственность за вред, причиненный автомобилем.

Ответ:

Владелец транспортного средства — собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче ему транспортного средства и др.).
Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством при исполнении своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства.

Следует помнить, что автомобиль является источником повышенной опасности и именно владелец транспортного средства несет гражданскую ответственность за вред причиненный его транспортным средством.

Подробнее указано в ст.1079 ГК:

Статья 1079. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

2. Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.

3. Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.
Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях (статья 1064).

Административную или уголовную ответственность за нарушения Правил дорожного движения несет водитель транспортного стредства!

Право собственности на авто возникает после его передачи новому собственнику имущества. Либо с момента, предусмотренного подписанным соглашением. Запомнив эти 2 правила, можно без труда понять, когда человек становится полноправным хозяином транспорта.

Что делать, если речь идет о наследстве? В этом случае человек становится хозяином авто после вступления в наследство. Нотариус выдаст документ, на основании которого можно будет оформить свидетельство о праве собственности, а также произвести перепостановку на учет в ГИБДД.

В некоторых договорах купли-продажи нередко можно встретить пункт, согласно которому авто переходит в собственность новому владельцу только после регистрации объекта в ГАИ. Подобное соглашение является юридически неграмотным. Ведь без правоустанавливающих документов поставить авто на учет в ГАИ с данными о новом собственнике не получится. Соответственно, такое соглашение либо признается незаконным, либо оно предоставляет права собственности после его заключения и передачи машины в пользование покупателю.

На самом деле все просто. Право собственности на авто возникает с момента, предусмотренного договором купли-продажи. Или, как мы уже говорили, после передачи автомобиля в пользование новому хозяину.

Если недавно приобрели машину

Как мы выяснили выше, для возможности управления автомобилем требуется СТС и полис ОСАГО в числе обязательных в списке документов.

Здесь возникает резонный вопрос о том, что делать, если вы купили новую машину в автосалоне, и указанных документов у вас нет. Новый закон 2023 года даёт полное право ездить 10 дней без регистрации и страховки. Нет ли здесь противоречия?

На самом деле в данной ситуации действующее законодательство отличается от правоприменительной практики. По закону в таком случае вы обязаны передать для проверки сотруднику ГИБДД только водительские права, устно указав на то, что не прошло 10 дней с покупки авто. А инспектор, из-за неустранимых сомнений в вашей виновности должен пожелать вам доброго пути и отпустить.

Собственник транспортного средства как специальный субъект административной ответственности

СОБСТВЕННИК (ВЛАДЕЛЕЦ) ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА КАК СПЕЦИАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

SPECIAL ORDER OF BRINGING TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OF OWNERS OF VEHICLES

Читайте также:  Как принять на работу иностранца в 2023 году

Summary. In the article the author considers the specifics of the legal status of the owner of the vehicle as a special subject of administrative responsibility.

Key words: administrative responsibility; owner; vehicle; subject of administrative responsibility; special technique means; presumption of innocence.

Рост числа дорожно-транспортных правонарушений, зачастую влекущих тяжкие последствия, способствовал разработке и внедрению с учетом положительного зарубежного опыта системы автоматической фото-и видеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения в Российской Федерации.

В этой связи возникла необходимость внесения множества поправок и дополнений в действующее законодательство, регламентирующее основания и порядок привлечения к административной ответственности. В частности, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее по тексту – КоАП РФ) Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 210-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [1] был дополнен статьей 2.6.1, устанавливающей административную ответственность собственников (владельцев) транспортных средств [2].

Таким образом, современное отечественное законодательство об административных правонарушениях относит собственников (владельцев) транспортных средств к категории специальных субъектов административной ответственности. При этом, под специальными субъектами административной ответственности в научной литературе понимаются лица, обладающие специфическими признаками, которые прямо указаны в правовой норме и наличие которых законодатель считает обязательными для конкретного состава правонарушения [3].

КоАП РФ не содержит определения понятий собственник (владелец) транспортных средств. Однако, мы его можем встретить в статье 1 Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в соответствии с которой под владельцем транспортного средства понимается собственник транспортного средства, а также лицо, которое владеет транспортным средством в силу права хозяйственного ведения или права оперативного управления либо в силу иного законного основания [4].

К таким иным законным основаниям представляется возможным отнести право аренды или распоряжение соответствующего органа о передаче конкретному лицу транспортного средства). В тоже время, не будет являться владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства.

Соответственно, собственником транспортного средства следует признать лицо, на которого оформлено в установленном законом порядке право собственности на соответствующее транспортное средство.

Специфика правового статуса собственника (владельца) транспортного средства проявляется в следующем.

В первую очередь, следует указать на то, что в соответствии с действующим гражданским законодательством собственником (владельцем) транспортного средства может быть как физическое, так и юридическое лицо. Следовательно, субъектом ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения, совершенные с использованием транспортных средств, зафиксированные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, может быть не только физическое лицо, но и юридическое, на которого оформлено право собственности на соответствующее транспортное средство. На этот факт также обращает внимание Пленум Верховного Суда РФ в своих разъяснениях [5].

Проблемы и сложные вопросы

  1. Каковы особенности перехода права собственности от физического лица к юридическому? Прежний владелец ТС может наделить покупателя, приобретающего машину с целью последующей продажи, полномочиями по прекращению регистрации транспорта в ГИБДД. Эти полномочия указываются в договоре или доверенности.
  2. Если обнаружена машина-двойник, что делать владельцу оригинала? Чаще всего водители узнают о существовании машины-двойника, когда им начинают приходить штрафы. В этом случае следует написать заявление в ГИБДД, упомянув о своей непричастности. Потребуется доказать, что автомобиль в момент правонарушения находился в другом месте.
    Помочь может также сравнение оригинала ТС с записью камер видеонаблюдения. В сложных ситуациях придется заказывать экспертизу.
  3. Кто несет налоговое бремя при продаже ТС? Собственник, данные которого указаны в ПТС.
  4. Возникнут ли проблемы у нового владельца при постановке на учет ТС, которое до покупки было конфисковано? Сотрудники ГИБДД могут отследить всю историю автомобиля. Если отсутствует запрет на совершение регистрации, оснований для отказа новому собственнику нет. В любом случае, в отсутствии обременений рекомендуется убедиться до покупки.
  5. Как найти сведения о владельце ТС? Зная номера машины, можно обратиться в ГИБДД и получить выписку из базы о данном ТС. Но на предоставление такой информации можно рассчитывать лишь в следующих случаях:
    • ТС блокирует выезд со стоянки;
    • водитель машины, как и лицо, желающее получить данные о нем, участвовал в ДТП.

    Права на наследство возникают в момент смерти наследодателя или в день признания гражданина умершим/пропавшим без вести. До этого никаких полномочий на имущество у наследников нет.

    Как быть с транспортом? Возникновение права собственности на автомобиль при наследовании вызывает очень много вопросов. С одной стороны, гражданин сможет реализовать наследственные права и получить машину в течение полугода, отсчитываемых со дня смерти наследодателя. С другой — сертификат о принятии наследства выдается нотариусом лишь по окончании срока вступления в наследство.

    Соответственно, принято считать, что непосредственные права на объект возникают тогда, когда гражданин соглашается на наследование. А вот реализацию хозяйских полномочий удастся провести только через полгода. Если точнее, то непосредственно после выдачи нотариального свидетельства о принятии наследства.

    Права владельца ТС и страхователя по ОСАГО

    Функции страхователя автомобиля ограничены страховкой. Разница между ним и хозяином авто огромная – страхователь не располагает полномочиями осуществлять действий с автомобилем (кроме предусмотренных оформленным полисом автострахования).

    Человек, застраховавший ТС, может:

    • вносить корректировки в список водителей, имеющим разрешение на использование застрахованного автомобиля (вписать в страховку дополнительных лиц и внести плату за это);
    • изменять сведения в соглашении автострахования, если у машины сменился собственник;
    • продлить сроки действия документа;
    • преждевременно расторгнуть действие договора (не имеет значения состояние страхуемого автомобиля, количества аварий);
    • изменять сведения о застрахованном авто (государственный номер, технические характеристики).

    Подобными функциями располагают все, кто может быть страхователем автомобиля по полису ОСАГО. Возможности владельца машины немного отличаются, они более расширены:

    • подготовка документации и отправка заявления о происшествии, ДТП;
    • выбор между восстановительными автомобильными работами и перечислением денег (при ДТП);
    • получение выплаты от страховщика на свой счет;
    • оформление претензий относительно размера назначенного возмещения, уровня выполненных восстановительных ремонтных работ;
    • изучение страхового акта, другой документацией по убытку.

    По каким причинам продавец не всегда числится владельцем?

    Довольно большой перечень автосалонов и площадок специализируется на перепродаже и предпочитает не указывать свои данные даже в ПТС. Соглашение о продаже оформляется с последним владельцем, но не в стандартном виде. Компания действует от имени бывшего владельца. Также может быть подписан договор по поводу комиссии, положенной автосалону.

    Такие случаи встречаются часто, но приносят еще больший перечень забот. Ничего нельзя выявить по факту, даже реальность собственника. Сделка может быть законной, если подписывается доверенность на реализацию транспортного средства. Но даже в такой ситуации предстоит гораздо больше нюансов, чем в случае стандартного договора. До передачи денег и выполнения подписи стоит убедиться в том, что документ не «липовый».

    Перекупщики частной категории могут прибегать к самостоятельному «оформлению» договоров. Далее предлагается рассказ о реализации транспортного средства брата, родственника, срочно уехавшего заграницу друга и так далее. Такие авто покупать не стоит, даже если они в отменном состоянии и предлагаются по невероятно привлекательной стоимости. Если сделка с предыдущим владельцем не произведена по закону, то быстрые перекупщики не имеют права продажи. Все их подписи не имеют никакой силы, поскольку с учетом закона, они не являются владельцами машины. Реальный владелец сохраняет за собой возможность затребовать возврат и по закону будет иметь все полномочия. При этом забрать средства, переданные третьему лицу, будет очень сложно.

    Права на наследство возникают в момент смерти наследодателя или в день признания гражданина умершим/пропавшим без вести. До этого никаких полномочий на имущество у наследников нет.

    Как быть с транспортом? Возникновение права собственности на автомобиль при наследовании вызывает очень много вопросов. С одной стороны, гражданин сможет реализовать наследственные права и получить машину в течение полугода, отсчитываемых со дня смерти наследодателя. С другой — сертификат о принятии наследства выдается нотариусом лишь по окончании срока вступления в наследство.

    Соответственно, принято считать, что непосредственные права на объект возникают тогда, когда гражданин соглашается на наследование. А вот реализацию хозяйских полномочий удастся провести только через полгода. Если точнее, то непосредственно после выдачи нотариального свидетельства о принятии наследства.

    Стоимость страховки для не собственника

    Стоимость страховки не будет зависеть от того, кто заключает соглашение — страхователь или собственник транспортного средства. Расчет будет зависеть от вида страховки. Если оформляется полис с ограниченным количеством водителей, имеющих право управлять автомобилем, то считать страховая компания будет по наихудшим показателям. То есть если у одного водителя стаж составляет 7 лет, а у второго 2 года, то при расчете будут приниматься коэффициенты именно второго водителя.

    Если страховка оформляется без ограничений, то будут применяться коэффициенты собственника транспортного средства. Если полис покупает юридическое лицо, то при определении КБМ используются данные автомобиля — были ли с его участием аварии в предыдущие периоды страхования или нет, а при определении территориального коэффициента будет учитываться место регистрации юридического лица. Все расчеты должны осуществляться в соответствии со значениями, представленными в Указании ЦБ №3384-У.

    Временное разрешение на управление транспортным средством

    Временное разрешение на управление авто выдается водителю в случае потери водительского удостоверения или его конфискации. Оно дает право управлять автомобилем временно – пользоваться им можно до возвращения прав, а при передаче их в связи с соответствующим правонарушением – до вынесения решения судом.

    Рассматриваемый документ отличается от водительского удостоверения следующим:

    • не содержит фотографии лица, которому выдан документ;
    • в связи с первым пунктом, действителен при предъявлении документа, удостоверяющего личность – паспорта;
    • содержит надпись «временное разрешение», реквизиты – номер и назначение, дату выдачи, уполномоченный орган, открытые категории, период действия документа и причину его изготовления, а также номер утерянного или отобранного водительского удостоверения.

    В данный документ могут включаться и другие сведения, которые, правда, не имеют такого же весомого значения, как те, что перечислены выше.

    Сущность полиса ОСАГО

    Полисом ОСАГО водитель производит страхование своей ответственности на дороге перед остальными участниками дорожного движения. Когда происходит авария, разбираются между собой не сами автолюбители, а их страховые компании. Страховщик виновной стороны должен будет компенсировать нанесенный ущерб потерпевшему. Данный порядок распространяется тогда, когда с обеих сторон ответственность застрахована. Полис оформляется отдельно на каждую машину со сроком действия один год. В случае нарушений, которые регулируются Уголовным кодексом, вина с водителя не снимается.

    Не стоит забывать, что автомобиль не будет застрахован без прохождения им техосмотра. Это мероприятие, в ходе которого выясняется, соответствует ли транспортное средство требованиям безопасности, находится в исправном состоянии. По его итогам автовладельцу выдается диагностическая карта, второй экземпляр остается у эксперта и сохраняется в течение трех лет. Документ сохраняется еще и в электронной форме, которая передается в соответствующую базу и может там храниться более пяти лет.

    Срок действия диагностической карты зависит от возраста автомобиля. Ежегодно проверяют техническое состояние авто с максимальной разрешенной массой более 3,5 тонн, со специальными сигналами, а также учебные машины. При страховании предъявление диагностической карты в бумажном виде не требуется, так как ее наличие можно проверить в единой базе.

    На сегодняшний день техосмотр транспортного средства включает в себя проверку: аптечки, регистрационных знаков, огнетушителя, тормозной и осветительных систем, подвески, люфт руля, дверных замков, токсичность выхлопных газов, жидкостей, а также проводится инструментальное диагностирование машины.

    Стоимость проведения техосмотра зависит от региона и характеристик транспортного средства. Проводить его могут только организации, прошедшие соответствующую аккредитацию.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *