Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земли сельхозназначения – виды разрешенного использования в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Участки земли, расположенные в водоохранных зонах, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам в собственность без ограничений, что подтверждается земельным законодательством. Однако, в соответствии с требованием Водного кодекса предварительно передача должна быть согласована с органами федеральной исполнительной власти в сфере использования водного фонда.
Можно ли строить дом на земле сельхозназначения для ведения садоводства и ЛПХ?
Уточним, что для ряда земель сельскохозяйственного назначения, которые могут быть взяты гражданами в долгосрочную аренду или приобретение в собственность, имеется возможность возвести жилые постройки.
С 2019 года определение «дачи» перестали свое существование. Теперь дачное строительство переходит в садовое.
Категории земель по целевому назначению | Виды разрешенного использования | |||
---|---|---|---|---|
Садоводство | Огородничество | Ведение личного подсобного хозяйства | ИЖС | |
1.5, 13.2 | 13.1 | 1.16 | 2.1 | |
Земли сельскохозяйственного назначения | Можно выращивать сельхозкультуры “для себя”, можно построить жилье, но право регистрации в нем не предусмотрено. | Возведение только временного и не капитального строения. Прописаться нельзя. | На участке выращиваются сельскохозяйственные культуры, сад. Разрешение на строительство на земле не предусмотрено.
Есть возможность построить дом для временного пребывания без права прописки. |
— |
Земли населенных пунктов | Дом должен быть признан офиц. пригодным для проживания и иметь статус как “жилое”.
В этом случае прописаться можно. |
Разрешение на строительство можно получить, а так же в дальнейшем прописаться. | Предусматривается регистрация, прописка. Земля должна быть обязательна застроена, нельзя просто развести огород или организовать сад. |
Общие положения об использования земель сельскохозяйственного назначения
Использование земель сельскохозяйственного назначения сводится к получению от нее пользы (экономической выгоды) как от естественного средства производства и территориального базиса для размещения вспомогательных сельскохозяйственных объектов. Целью эксплуатации таких земель признается удовлетворение потребностей граждан в продукции сельского хозяйства собственного производства, а также обеспечения прибыли субъектам хозяйствования агропромышленного комплекса.
Данные земли могут использоваться для:
- создания и развития личных подсобных хозяйств;
- огородничества;
- фермерства;
- садоводства;
- создания защитных лесных насаждений;
- животноводства;
- рыбоводства (аквакультуры);
- охотничьего хозяйства;
- выпаса скота;
- сенокошения;
- научных, исследовательских, учебных и иных подобных целей;
- дачного строительства.
В некоторых случаях на землях сельхозназначения возможно индивидуальное жилищное строительство. Однако в большинстве ситуаций строительство жилья и госрегистрация на землях сельхозназначения невозможна, возможна с ограничениями или только после перевода участков в состав земель населенных пунктов.
Правовой режим земель, используемых для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества
Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передаются по желанию граждан им в собственность местными органами самоуправления (местными администрациями), в ведении которых находятся сельскохозяйственные земли. Личное подсобное хозяйство — форма непредпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции. В настоящее время действует Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».
Личное подсобное хозяйство ведется гражданами или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для личного подсобного хозяйства.
Что представляет собой правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
Термин «правовой режим земель сельскохозяйственного назначения» представляет собой совокупность правовых норм, с помощью которых государство осуществляет регулирование в определенных сферах или обстоятельствах. Режим может быть как общим — например, применяемым ко всем землям на территории нашей страны, так и особенным — в данном случае используемым по отношению к землям сельскохозяйственного назначения.
По отношению к последним правовой режим включает в себя:
- Объект, в отношении которого режим действует. Таким объектом являются земельные участки, используемые непосредственно для сельхозпроизводства или его обеспечения.
- Государственные органы, осуществляющие регулирование. Их состав весьма обширен: сюда входят Росреестр и его территориальные органы, Росимущество и ряд других федеральных исполнительных органов. Кроме того, в определенных случаях земли сельскохозяйственного назначения регулируются также органами субъектов РФ.
- Лица, использующие земли сельскохозяйственного назначения. О них будет сказано особо.
- Совокупность прав и обязанностей, которыми обладают субъекты, использующие земли сельскохозяйственного назначения.
- Механизм, с помощью которого поддерживается правовой режим. Он включает в себя наличие нормативных актов, регулирующих отношения, санкции за их нарушение и порядок, с помощью которого устраняются допущенные нарушения. Некоторые теоретики включают в механизм поддержания режима также порядок законотворчества, с помощью которого принимаются новые акты, касающиеся земель сельскохозяйственного назначения.
Как узнать характеристики земельных участков для каждого ВРИ
- В соответствии с пунктом 3 части 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
- Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
- Частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и частью 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
- В соответствии с пунктом 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее — Порядок), сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в реестр объектов недвижимости на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. Если образование земельных участков не связано с изменением вида разрешенного использования исходного земельного участка, вид разрешенного использования образуемых земельных участков в реестре объектов недвижимости должен соответствовать виду разрешенного использования исходного земельного участка.
- Согласно пункту 52 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее — Требования), вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. В таких случаях вид разрешенного использования образуемого (образуемых) земельного участка в реквизите «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» указывается при наличии оформленной на основании градостроительного регламента в произвольной форме декларации заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка либо при наличии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, определяющего вид разрешенного использования образуемого земельного участка (декларация или копия акта, в соответствии с которым сведения о виде разрешенного использования земельного участка внесены в межевой план, включаются в состав Приложения к межевому плану).
- Пунктами 6 — 7 статьи 11.9 Земельного Кодекса РФ предусматривается, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
На основании изложенных выше норм можно сделать вывод, что при установлении вида разрешенного использования образуемого земельного участка, необходимо учитывать цель его образования, рациональность использования, а также наличие законодательных актов, устанавливающих исключения из положений пункта 3 части 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, основные требования к образованию земельных участков закреплены в Земельном кодексе РФ, основные требования к установлению тех или иных ВРИ на территории содержатся в ПЗЗ вашего региона. К примеру, характеристики земельных участков под ЛПХ закрепляются в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и в вашем региональном законе об обороте сельхоз земель.
Виды земель сельскохозяйственного назначения
Более ценными в составе земель рассматриваемой категории считаются сельскохозяйственные угодья, значимой характеристикой которых признается плодородие. Последние имеют приоритет в использовании и в силу ст. 79 ЗК РФ подлежат особой охране. В их числе:
- пашни;
- территории, занятые виноградниками, садами, кустарниками;
- залежи;
- пастбища;
- сенокосы.
Продуктивные сельхозугодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднюю по району/округу, признаются особо ценными.
Часть сельхозземель используется для размещения вспомогательных объектов, напрямую не связанных с выращиванием сельскохозяйственной продукции. Такие земли заняты:
- внутрихозяйственными путями сообщения;
- мелиоративными, инженерными системами;
- замкнутыми водоемами;
- коммуникациями;
- древесно-кустарниковыми насаждениями, защищающими сельхозугодья от вымывания, выдувания, дорожной пыли и подобного (обычно высаживаются на крутых склонах, вдоль дорог и водоемов);
- стационарными (коровники, птицефермы, склады, элеваторы) и нестационарными (теплицы, навесы) сооружениями для нужд агропромышленного комплекса.
Зоны сельскохозяйственного использования
В составе зон сельхоз использования могут находиться:
- зоны сельхозугодий (это касается пашен, сенокосов, пастбищ, залежей, земель, занятых многолетними насаждениями такими, как сады, виноградники и пр.);
- зоны, на которых располагаются объекты сельхозназначения, предусмотренные для ведения с/х, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельхозназначения (часть 9 статьи 35 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Для каждой подобной территориальной зоны в границах административно-территориального образования определен градостроительный регламент, который устанавливает правовой режим всех участков земли, точно также как и всего, что располагается над и под поверхностью участков земли и применяется при их застройке и дальнейшей эксплуатации объектов капстроительства (часть 1 статьи 36 Гражданского Кодекса Российской Федерации). Правовой режим сельскохозяйственного назначения определяют уполномоченные органы публичной власти согласно федеральным законам (часть 7 статьи 36 Гражданского Кодекса Российской Федерации). В первую очередь, правовой режим устанавливается Земельным Кодексом Российской Федерации, Законом, регламентирующим перевод земель из одной категории в другую, а также Законом касаемо оборота земель.
В соответствии со статьей 7 Закона, регламентирующего перевод земель из одной категории в другую, перевод земель сельхозугодий либо участков в составе данных земель из сельхозземель в иную категорию допустим в следующих случаях:
- консервация земель;
- создание особо защищаемых природных территорий;
- установление либо изменение границ населенных пунктов;
- размещение промышленных объектов на земельных участках, кадастровая стоимость которых не больше среднего уровня кадастровой стоимости по административно-территориальному образованию (городскому округу);
- включение непригодных для реализации сельхозпроизводства земель в структуру земель лесного/водного фонда;
- строительство дорог, ЛЭП, линий связи (включая линейно-кабельные сооружения), нефтяных проводов, газовых проводов и иных трубопроводов, ж/д линий и прочих сооружений в случае наличия утвержденного проекта рекультивации сельхозугодий и т.п.
Необходимо отметить, что приведенная статья 7 распространяет свое действие на случаи перевода сельхозугодий в иную категорию земель при том, что в структуре категории земель сельскохозяйственного назначения есть и 2-я субкатегория, которая называется несельскохозяйственные угодья.
Субкатегория сельхозугодий, которая занимает особенное положение в рамках категории земель сельхозназначения, неоднородна. Внутри нее выделяют:
- «обычные» сельхозугодья с низкой либо средней кадастровой стоимостью. Таким образом, выдел земельных долей, которые находятся в муниципальной собственности, производится, прежде всего, из неиспользуемых земель и земель плохого качества (пункт 8 статьи 13 Закона касаемо оборота земель);
- сельхозугодья, чья кадастровая стоимость на половину и больше превышает среднюю кадастровую стоимость по административно-территориальному образованию (городскому округу);
- особо ценящиеся продуктивные сельхозугодья, включая угодья, чья кадастровая стоимость значительно больше среднего уровня кадастровой стоимости по административно-территориальному образованию (городскому округу).
Для 2-х последних видов сельхозугодий устанавливается ограниченный список оснований для их перевода в иные категории земель (статья 7 Закона, регламентирующего порядок перевода земель из одной категории в другую).
На особом правовом месте в составе земель сельхозназначения находится фонд перераспределения, создаваемый с целью перераспределения земель для сельхозпроизводства, создания и расширения КФХ, личного подсобного хозяйства, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота (пункт 1 статьи 80 Земельного Кодекса Российской Федерации). Исходя из этого нормативного определения, земельный фонд может состоять из сельскохозяйственных, так и несельскохозяйственных угодий.
Понятие земель сельскохозяйственного назначения
В пределах ст.7 Земельного кодекса РФ законодатель выделил 6 категорий земель согласно их целевому назначению и отдельно – земли запаса. Некоторые земли (поселений, транспорта, обороны) используются человеком в качестве пространственного базиса для размещения зданий, имущественных комплексов предприятий, инженерной инфраструктуры и других объектов. Они подвергаются наибольшему антропогенному влиянию.
Другие земли (особо охраняемых территорий, лесного и водного фонда) сохранили явственную связь с природой. Они используются преимущественно для организации рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и рекреационных целей.
И только сельскохозяйственные земли непосредственно используются для выращивания сельскохозяйственной продукции, являясь незаменимым средством ее производства. Земли сельхозназначения по праву считаются стратегическим объектом жизнедеятельности, основой экономического и экологического благополучия страны, каждого региона и муниципалитета в отдельности.
Специфика правового режима использования земель сельскохозяйственного назначения
Правовой режим использования сельхозземель регламентирован Гражданским и Земельным кодексами, а также Законом РФ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Примечательно, что под регулятивное воздействие последнего не подпадают участки предоставленные под личное подсобное хозяйство, гаражное строительство, а также те, на которых размещена недвижимость.
Основные положения, отображающие специфику правового режима сельхозземель:
- Сохранение целевого использования участков сельхозназначения.
Принцип оговорен ст. 1 вышеназванного Закона № 101-ФЗ и во многом декларативен. Прямого запрета на смену целевого назначения и/или разрешенных способов использования в отечественном законодательстве нет.
Исключение: продуктивные сельхозугодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднюю по муниципальному району либо городскому округу признаются особо ценными. В отношении таких земель может быть принято решение о недопустимости их использования для целей, не связанных с производством сельхозпродукции (п. 4 ст. 79 ЗК РФ).
- Установление граничной площади сельхозугодий, расположенных на территории муниципального района/округа, могущих находиться в собственности одного лица.
В силу п. 2 ст. 4 Закона РФ № 101-ФЗ ограничение определяется региональным законом, однако не может быть меньшим 10% сельхозугодий соответствующего района/округа.
- Возможность установления минимальной площади участков сельхозназначения региональным законом.
Это право, а не обязанность региональных властей (п. 1 ст. 4 Закона РФ № 101-ФЗ). Если лимит установлен, он должен равняться минимальной площади участка, предоставляемого для ведения фермерского хозяйства (п. 1 ст. 19.1 того же Закона). Представители аграрной науки ратуют за установление минимальных размеров участков сельхозназначения повсеместно. Мотивация: дробление сельхозугодий сводит к минимуму возможности рационального землепользования.
- Запрет передачи сельскохозяйственных земель в собственность иностранцам, иностранным компаниям.
Ограничение распространяется на субъекты хозяйствования, зарегистрированных на территории РФ, если хотя бы 50% их статутного фонда находятся в собственности иноземных лиц или компаний. Примечательно, что иностранцы и иностранные компании вправе получать сельхозугодья в аренду.
- Установление за публичными образованиями (субъектами РФ, а в случаях, оговоренных региональным законом, муниципалитетами) права приоритетного выкупа сельхозугодий на случай их продажи.
Во всех случаях, кроме продажи сельскохозяйственных земель с торгов их собственник обязан уведомить компетентный орган о факте продажи, объекте договора и продажной цене. Если в течение 30 суток поступил отказ либо уведомление было проигнорировано, продавец вправе заключить договор с выбранным им покупателем.
Отчуждать участок по цене, равной или превышающей фигурирующую в уведомлении, продавец вправе на протяжении всего следующего года. Если это срок прошел, необходимо повторное уведомление.
Разрешенное использования земель сельскохозяйственного назначения
Земли в РФ поделены на категории. В пределах каждой категории выделяют подгруппы, которым характерны собственные виды использования. Параметры дозволенного землепользования устанавливаются в пределах соответствующей территориальной зоны, применительно к землям сельхозназначения – с учетом дифференциации почв по плодородию и продуктивности (эти параметры устанавливаются путем бонитировки).
Учитывая значимость земель сельхозназначения для государства и общества, обусловленную их плодородностью, основным видом разрешенного использования сельскохозяйственных земель должно быть хозяйствование на земле, производство сельхозпродукции. Осуществление вспомогательной деятельности и размещение производственной инфраструктуры на таких землях разрешается в порядке исключения при условии одновременного ведения натурального сельского хозяйства.
Осуществление условно допустимых видов деятельности (рыболовство, туризм, рекреация) допускается при условии, что это не мешает ведению сельскохозяйственного производства, его логистическому и инфраструктурному обеспечению.
Для земель сельского хозяйства (как и для земель населенных пунктов) актуально зонирование. Землеустроительные работы проводятся на уровне муниципалитетов и регионов. Местными властями зачастую разрабатываются классификаторы видов разрешенного использования земель сельхозназначения.
Таким образом, собственник земель ограничен в способах использования принадлежащих ему земель не только целевым назначением, но и видами разрешенного использования, установленными местными властями. Также стоит учесть, что установление вида разрешенного использования, не характерного для сельскохозяйственных земель, требует смены целевого назначения.
Это возможно по решению компетентного органа после проведения надлежащих землеустроительных и кадастровых работ при условии обоснования необходимости такого изменения. Сведения о смене разрешенных видов использования вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Теперь она будет действовать до 1 марта 2031 года (Закон от 30.12.2021 № 478-ФЗ). До этой даты граждане могут оформить в свою собственность государственные и муниципальные земельные участки, если на них есть жилые дома, возведенные не позднее 14 мая 1998 г.
Для этого нужно представить в муниципальную администрацию документ о предоставлении участка, схему его расположения, а также документ о технической инвентаризации жилого дома, подтверждающий его создание и регистрацию заявителя в нем до этой даты, выписку из похозяйственной книги и технический план дома.
Одновременно продлевается упрощенный порядок для оформления дома, построенного на участке для садоводства, ИЖС или ЛПХ.
Для регистрации права собственности понадобится только документ, подтверждающий законность владения земельным участком, и технический план возведенного на нем дома (как жилого, так и садового).
Перевод участка из одной категории в другую: что нужно знать
Изменение назначения для земельного участка сегодня регулируется положениями ЗК РФ и Федеральным законом № 172-ФЗ от 21.12.2004 (актуальная редакция от 29.07.2017 г., далее в тексте – ФЗ 172). Прежде чем начинать процедуру перевода категории земельного надела в другой правовой статус, владельцу (пользователю) потребуется уточнить, может ли разрешить законодательство подобные изменения. Положениями ФЗ 172 устанавливаются ограничения и обязательные условия, которые потребуется соблюдать для смены категории того или иного вид земель:
- Для ЗСХН. Перевод таких ценных для государства наделов на общих основаниях запрещен (пункт 2 ст. 7 ФЗ 172). Исключительные обстоятельства, допускающие изменения, предусмотрены для наделов, стоимость которых ниже, чем 50% от средней кадастровой цены на землю в регионе. К таким условиям закон относит следующие причины изменения категории:
- консервация территории;
- создание особо ценных зон;
- расширение ЗНП;
- запланированное возведение промышленных сооружений;
- перевод в водный или лесной фонд, в зоны запаса земли, если территория ЗСХН стала непригодной для эксплуатации;
- строительство дорог, ЛЭП, трубопроводов;
- для нужд обороны, выполнения международных государственных проектов;
- запланированная разработка на месте ЗСХН полезных ископаемых;
- размещение социальных объектов, в том числе для образования и здравоохранения, если нет другой территории для строительства данного объекта.
Особенности межевания земельных участков
Порядок определения границ участка (в том числе сельхозназначения) регулируется Земельным Кодексом РФ, ФЗ «О землеустройстве», инструкцией по межеванию. В результате собственник получает следующие преимущества:
- Возможность в дальнейшем объединить участки или разделить;
- Добавить к участку 10% от исходного размера;
- Закрепить границы надела документально и решить пограничные споры с соседями не прибегая к суду;
- Возможность проводить строительство без нарушения градостроительных регламентов;
- Уточнить границы участка со сложной конфигурацией;
- Владелец имеет право полноценно распоряжаться земельным участком и заключать имущественные сделки.