Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повышение квалификации: что такое и кому необходимо?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Дистанционные обучение также носит название обучения с применением дистанционных технологий (электронное обучение). Такое обучение закреплено в Федеральном законе «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) и Приказе Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226). Многие ведущие ВУЗы страны, в том числе и МГУ им. М.В. Ломоносова, реализуют программы обучения с применением дистанционных технологий. При этом важно иметь ввиду, что форма получения образования никак не отражается в получаемых документах об образовании.
ПП – аббревиатура «профессиональная переподготовка». ПК – «повышение квалификации»».
Профессиональная переподготовка – это вид дополнительного профессионального образования, который позволяет специалисту сменить свою профессию или специальность. Например, инженер-проектировщик может переучиться на маркшейдера. Другими словами, переподготовка – это сокращенная версия второго высшего или второго средне-специального профессионального образования. Вместо того, чтобы получать вторую специальность в ВУЗе, можно просто пройти переподготовку. Это дешевле и экономит время. Получать второе высшее образование можно, если слушатель желает заниматься наукой.
Курсы профессиональной переподготовки включают программы с нагрузкой от 250 академических часов и более. По окончании выдается диплом о профессиональной переподготовке, дающий право заниматься новой профессиональной деятельностью.
Повышение квалификации – это способ усовершенствования знаний и навыков специалистов. Технологии меняются, ежегодно в отраслях вводятся новые требования и стандарты. Для того, чтобы быть в курсе этих изменений, необходимо проходить курсы повышения квалификации. По профстандартам и квалификационным характеристикам некоторые специалисты обязаны проходить такие курсы с определённой периодичностью: например, учителя – каждые 3 года, врачи – каждые 5 лет.
Курсы повышения квалификации включают учебные программы с нагрузкой от 16 часов до 249 часов. По завершении обучения выдается удостоверение о повышении квалификации и, если это необходимо по ведомственным нормативным актам, сертификаты или аттестационные листы. Одной из разновидностей курсов повышения и усовершенствования являются семинары и вебинары.
Повышение квалификации позволяет слушателю получить продвижение по службе, новую должность, пройти проверку инспектирующих органов, получить новые знания в области профессиональной деятельности. После окончания курсов повышения квалификации выдаётся удостоверение. Помимо удостоверения также выдаются дополнительные документы, которые необходимы согласно нормативно-правовым актам в той или иной сфере деятельности.
Выданные удостоверения являются подтверждающими документами:
— о статусе специалиста
— о соответствии специалиста профессиональным стандартам.
Напомним, что для многих профессий и должностей законы или нормативные акты ведомств обязывают проходить курсы повышения квалификации с определённой периодичностью.
Чтобы предупредить вопрос о том, обязан ли педагог проходить курсы повышения квалификации, необходимо обратиться к Трудовому Кодексу и некоторым иным законодательным актам РФ.
Еще 3 декабря 2012 года в Федеральном законе №236-ФЗ появилась статья№195.1, определяющая квалификацию сотрудника мерой его знаний, умений, опыта и профессиональных качеств. Чтобы достичь высокого уровня во всех этих вопросах, каждый работник образовательных учреждений должен регулярно получать актуальные сведения о достижениях и новшествах своей отрасли.
Сегодня повышение квалификации регламентируется ст.76 Закона 273-ФЗ «Об образовательной отрасли», где прописаны условия, формы, сроки и другие особенности дополнительного профессионального образования, а также раскрываются вопросы о получении подтверждающих обучение документов.
Требования к профессиональной квалификации учителя
В процессе принятия решения относительно степени подготовленности учителей в соответствии с занимаемыми должностями проверяющими должны учитываться:
- Профессиональные стандарты.
- Информация, приводящаяся в едином квалификационном справочнике (ЕКС) должностей руководителей, специалистов и служащих и относящаяся к работникам образования.
- Рекомендации, разрабатываемые для руководителей учебных организаций в соответствии с пунктом 23 приложения к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации 7 апреля 2014 года № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
- Требования ФГОС относительно педагогов, получивших средне-специальное образование.
Если профессиональные стандарты разработаны, они должны быть закреплены и применены в школе. При их отсутствии руководителям, осуществляющим отбор педагогических кадров, надлежит руководствоваться ЕКС, упомянутым выше.
Как получить первую квалификационную категорию учителю
Каждый регион самостоятельно определяет перечень требований, предъявляемых к учителю для повышения профессионального статуса. Они базируются на приказе Министерства образования Российской Федерации о порядке аттестации педагогов и варьируются в части распределения баллов, а также состава портфолио.
В официальном документе критерии сформулированы нечетко, однако достаточно ясно для понимания того, к чему должен стремиться работник образовательной сферы, желающий повысить квалификацию.
Итак, для получения первой категории необходимо следующее:
- Положительная успеваемость среди учеников, фиксируемая посредством проведения проверочных и контрольных работ в течение определенного периода времени.
Как правило, выражается в виде справки, в которую вписаны в зависимости от учебного учреждения характеристики учащихся. Из школы приводятся оценки, от дополнительного образования — итоговые результаты. В детском саду даются характеристики, показывающие степень интеллектуальной, социальной и творческой развитости воспитанников.
- Итоги прохождения ГИА (государственной итоговой аттестации).
Этот пункт учитывается только в школах и в том случае, если ученики сдавали экзамен по предмету. В таком случае также прикрепляется выписка с их результатами.
Главная задача повышения квалификации – удовлетворить потребности специалистов в получении полного спектра необходимой информации в сфере новейших научных достижений, а также передового зарубежного и отечественного опыта по какому-либо профилю.
Кроме этого, приоритетная цель – обновление практико-теоретических знаний специалиста по причине повышения требований работодателя и ГОСТов к уровню компетентности работников различных профессий.
Также обучение проводится для достижения следующих целей:
-
Мотивация персонала. Когда работник получает знания за счет организации, он чувствует, что руководство заботится о нем. Поэтому у сотрудника организации появляется стремление к повышению производительности труда;
-
Воспитание собственных кадров. Это является производственной стратегией некоторых компаний. Они предпочитают обучать своих сотрудников, нежели принимать на работу большое количество людей со стороны.
Проведение тематических семинаров
Время занятий составляет от 72 до 100 часов. Этот вид повышения квалификации направлен на ускоренное приобретение навыков, необходимых для работы в новых условиях. В рамках подобных программ проводится изучение диссонансных и резонансных вопросов, а также современной проблематики в сферах трудовой или научной деятельности слушателей курса.
Обучение проходит в виде тренингов, проведения тематических семинаров по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, которые возникают на уровне региона, отрасли организации, предприятия (объединения) или учреждения.
В конце курса участниками сдается зачет либо экзамен или пишется и защищается реферат по прослушанному материалу.
Если аттестационное мероприятие пройдено участником успешно, он становится обладателем персонального удостоверения, подтверждающего получение им повышения квалификации.
Курсы повышения квалификации
Это мероприятие по обучению обычно проводят в специально предназначенном для этого месте. Большим плюсом при прохождении таких курсов является то, что как только обучение будет закончено, увеличится не только ваше мастерство, оно будет подтверждено документально.
На подобных курсах занятия проходят в небольших группах, от 5 до 30 человек максимум. Также могут проходить индивидуальные занятия.
Выстраивают обучение по программам повышения квалификации, разработанным для того, чтобы увеличить и расширить круг знаний и умений, причем тех, которые у человека уже есть.
Отметим, что курсы повышения квалификации могут проходить только те работники, которые уже имеет диплом о среднем или высшем профессиональном образовании.
Выбор подходящего учебного центра стоит осуществлять, опираясь на следующие показатели:
-
состав преподавателей;
-
насколько долго центр осуществляет свою деятельность;
-
стоимость курсов;
-
отзывы тех, кто уже проходил обучение.
Что включает образовательный курс
Повышение квалификации расширяет возможности педагога, улучшает практические навыки, дает хорошую теоретическую базу. В результате увеличиваются не только показатели по работе, но и общее развитие педагогического работника. Значительно растет культурный уровень, улучшается взаимодействие с учащимися и студентами.
Среди преимуществ современного обучения педагогических работников можно выделить следующие:
- в режиме реального времени и в электронном виде доступны лекционные, учебные материалы;
- осуществляется взаимодействие с тьютором, который ответит на возникающие вопросы;
- возможность обучения в любое время суток;
- формирование собственного графика обучения с учетом личных обстоятельств и свободного времени.
Параллельно можно пройти несколько программ обучения по повышению квалификации. В результате формируется широкий образовательный уровень, педагогический работник может преподавать несколько смежных дисциплин, претендовать на увеличение оплаты труда.
Из бюджета и на договорной основе
Происходит такой образовательный процесс в основном за счёт областного бюджета. Так, в 2020-м повысить квалификацию у нас в регионе должны были чуть больше 5500 педагогических работников, а обучение прошли почти 6300 человек, то есть показатель составил 114 процентов от плана. Кроме того, около 2250 человек повысили квалификацию на внебюджетной основе, за средства работодателей. Таким образом, в институте повышения квалификации за прошлый год прошли обучение в общей сложности свыше 8500 работников образования.
В 2021 году в рамках государственного задания повышение квалификации пройдут не менее 6300 педагогических работников. Но план, очевидно, снова будет перевыполнен. Добавится к нему, как всегда, и инициатива руководителей тех же детских садов, школ и вузов.
Напомним: проходить повышение квалификации педагогам положено раз в три года.
Транспортная отрасль уникальна, и, поскольку она является такой специализированной областью, особенно важно, чтобы все, кто участвует в операции, были в своих лучших проявлениях. Курсы повышения квалификации и учебные курсы помогают людям вернуться на работу после долгого отсутствия, дают новичкам уверенность, в которой они нуждаются, чтобы добиться успеха, и обеспечивают, чтобы все сотрудники были в курсе всех новейших разработок в отрасли.
Фраза «как езда на велосипеде» предполагает, что старые навыки, которыми вы практиковали в прошлом, быстро вернутся к вам. Профессиональное вождение — совсем не то же самое, что езда на велосипеде, потому что, как только вы перестали работать, вам может понадобиться немного времени, чтобы снова привыкнуть. Если вы недавно получили травму, у вас была чрезвычайная ситуация в семье или вам по какой-либо причине потребовалось взять отпуск, то рекомендуется пройти курсы повышения квалификации, когда вы будете готовы вернуться на работу. Это поможет вашим навыкам вернуться и улучшить время реакции.
Если вы только приступаете к работе, вам нужно начинать с нуля. В этом случае обучение становится чрезвычайно важным. Сотрудники, не прошедшие надлежащую подготовку для выполнения своей работы, имеют гораздо меньше шансов на успех, что означает, что сам бизнес замедляется. Обучение готовит сотрудников ко всем видам опыта и дает им уверенность правильного выполнения работы.
Курсы полезны, даже если у вас нет свободного времени. Прохождение курсов напомнит об основах, пока вы будете приспосабливаться к изменениям.
Век информации, то есть технологическая революция, основанная на развитии информационных технологий, сопровождается существенными изменениями в экономике и рабочих обязанностях. Мы перешли от промышленной системы изготовления и перемещения продукции к системе сервисного обслуживания и решения наукоемких задач. Традиционные требования к рабочим и служащим изменились, возникли новые рабочие места, особенно в сфере обслуживания, телекоммуникации и сфере информационных технологий. Сейчас в Европе и Северной Америке примерно 70% рабочих мест предполагают умственный труд и менее 30% — физический, тогда как пятьдесят лет назад соотношение было обратным. Следовательно, готовность меняться, приспосабливаться становится важнейшим требованием к работнику.
По данным департамента труда США, среднестатистический американец, вступающий сейчас в ряды рабочей силы, будет не менее трех раз в течение своей трудовой деятельности менять ее вид. В сходных обстоятельствах находятся и трудовые ресурсы европейских стран, «работа на всю жизнь» становится редкостью. Таким образом, людям необходимо развивать и приобретать универсальные знания и навыки, которые помогут устроиться на новую работу при изменении рабочей ситуации.
Изменение требований к рабочей силе
В прошлом люди могли надеяться на то, что полученное ими образование и подготовка окажутся достаточными на всю жизнь. Однако сейчас базовое обучение создает лишь основу для профессиональной карьеры. Достаточные навыки и опыт при приеме на работу отнюдь не гарантируют того, что в связи с изменением обстоятельств и рабочей ситуации не потребуется совершенствовать имеющиеся у работника навыки. Работа и учеба должны стать неразрывными, ведь если сотрудники не имеют возможности повышать квалификацию на рабочем месте, их навыки постепенно устаревают. Аналогичным образом, если руководство компании не вкладывает достаточно средств в обучение и переквалификацию кадров, производство неизбежно тормозится.
Традиционно термин «развитие» (повышение квалификации) относилось к сравнительно небольшому по численности управленческому звену в крупных компаниях, менеджеров считали «мозгом» организации. Однако сейчас возникла необходимость в распределении руководства, то есть большее число людей теперь должно владеть соответствующими навыками. Численность и удельный вес руководителей и специалистов возросли, что усилило потребность в повышении профессиональной квалификации. Действительно, постоянное повышение профессиональной квалификации теперь выдвигается в качестве обязательного требования большинством профессиональных ассоциаций.
Необходимость в дополнительном обучении и повышении квалификации сначала затронула менеджеров и узких специалистов, а теперь это касается персонала всех уровней.
Причины необходимости развития персонала
Менеджеры часто считают наиболее важными для себя профессиональные и технические аспекты работы. Когда эти функции «осложняются» дополнительными обязанностями, например повышением квалификации персонала, реальная работа иногда страдает. За последнее десятилетие, однако, идея о том, что менеджеры и руководители должны способствовать росту и развитию своих сотрудников, укрепилась и стала ключевой обязанностью этих лиц. Их участие в повышении квалификации кадров важно по следующим причинам.
Руководство людьми означает положительное влияние на них, это один из лучших способов поддержки их развития.
Большинство проблем сводятся к «человеческому фактору». Если вспомнить и проанализировать имеющиеся проблемы, обнаружится, что они зачастую имеют непосредственное отношение к неудовлетворительной коммуникации, несовершенству знаний или навыков, незрелому отношению к работе. Занимаясь подготовкой персонала, развивая его рабочие навыки, вы можете преодолеть целый ряд проблем.
Обучение с отрывом от работы часто неэффективно, и задача менеджеров — провести параллели с текущими заданиями. Действительно, если идеи и подходы, рекомендованные при обучении, противоречат принятым в компании, сотрудники испытывают разочарование, вновь приступая к своей работе. Ваше участие должно снижать вероятность конфликта и разочарования, когда сотрудники применяют вновь приобретенные знания и навыки на своем рабочем месте.
В успешных организациях создается особая атмосфера, способствующая росту и развитию персонала, действуют постоянные программы повышения квалификации, то есть это не является однократной акцией. Помимо официальных программ обучения имеются возможности для неформальной учебы. Например, исследования в компании Motorola показывают тесную взаимосвязь между формальным и неформальным обучением на рабочем месте. Исследователи подсчитали, что каждый час формального обучения соответствует четырем часам неформальной учебы, в частности практике, проверке полученной информации, поиску взаимосвязи между теорией и практикой.
Несмотря на насущную необходимость, некоторые менеджеры неохотно тратят время на повышение квалификации персонала. Ниже приведены четыре наиболее типичных довода, некоторые из них, возможно, вам знакомы. После каждого довода дается возможный ответ инертному менеджеру, исповедующему подобные взгляды.
1. Я очень занят(а), мне с трудом удается должным образом справляться с текущей работой. У меня просто нет времени на то, чтобы кого-то учить. У меня достаточно своих обязанностей.
Ответ: Вы действительно перегружены, так что давайте обсудим, как помочь вам разрешить некоторые проблемы, перепоручив их другим сотрудникам. Вас не просят непосредственно заниматься обучением сотрудников, хотя иногда и это помогает; вам предлагается позаботиться о повышении квалификации кадров, чтобы они смогли избавить вас от части обязанностей.
Исходите из того, что кадры — самый ценный и дорогостоящий ресурс каждой организации: эффективность управления определяется преимущественно тем, что делают ваши сотрудники, а не тем, чем занимаетесь вы. Эффективность собственной работы и продуктивность деятельности зависят от умения побудить свою команду к добросовестному производительному труду. Однако существуют всего два способа повышения продуктивности — расширение возможностей персонала и повышение желания трудиться с высокой самоотдачей. Забота об обучении и повышении квалификации своих сотрудников не только расширяет их возможности, но и усиливает мотивацию.
Повышение квалификации персонала требует времени, но увеличивает эффективность работы команды и качество производимой продукции или оказываемых услуг. Следовательно, необходимо найти на это время.
2. Опыт — лучший учитель. Мой начальник никогда мне не помогал и никогда не показывал, как и что нужно делать. Я учился управлять сам, на собственных ошибках, так почему я должен беспокоиться об обучении своих сотрудников?
Ответ: Многое можно узнать на собственном опыте, но для этого требуется большое количество времени, а само обучение сопровождается рядом ошибок. Помимо всего прочего, таким образом не всегда можно узнать, как лучше что-либо сделать. Плохое усвоение основ сильно затрудняет «уроки опыта»: иногда люди в процессе трудовой деятельности закрепляют собственные ошибки. В конце концов, один год неэффективной работы, помноженный на 35, даст сотруднику право на получение наград, но принесет мало пользы организации.
Ваш начальник, возможно, вам не помогал, но неужели вы не хотели бы поддержки и руководства с его стороны? Все мы должны заботиться о развитии своих сотрудников, поскольку в этом случае их работа быстрее становится качественной и безопасной. Вы же не станете рекомендовать учиться вождению на личном опыте. Сначала следует пройти курсы, выучить основные правила и сдать экзамен.
3. Я принимаю на работу квалифицированных сотрудников. У нас не учебное заведение — учиться нужно было раньше. Здесь люди работают.
Ответ: Ваши сотрудники получили соответствующую подготовку, однако с развитием организации требования к работе изменились. Работа будет выполняться быстрее и с более высоким качеством, если дать людям возможность развиваться и совершенствовать свои навыки. Когда работник видит, что попал в тупик, что не сможет учиться и повышать свою квалификацию, продуктивность его труда падает, а сам он стремится сменить работу при первой же возможности.
Преимущества повышения квалификации персонала для руководителей
Личное участие в повышении квалификации сотрудников способствует самосовершенствованию в следующих направлениях.
Текущие дела. Концентрируя внимание на повышении квалификации персонала, вы тем самым заботитесь о том, чтобы ваши сотрудники учились на ошибках, а не повторяли их. Если вы сами или кто-либо из опытных работников научите людей, что и как нужно делать, у работников появятся новые навыки, круг их обязанностей можно расширить, что сэкономит вам время в будущем.
Потенциальные возможности сотрудников. В отличие от оборудования ценность кадров повышается со временем, благодаря приобретению новых знаний и опыта. Постоянно совершенствуя свои навыки, вы и ваши сотрудники никогда не отстанете от требований времени и сумеете справиться с изменившейся рабочей нагрузкой. Развитие собственных возможностей гарантирует в будущем независимость от других подразделений и консультантов.
Собственные перспективы карьерного роста. Типичная ошибка, когда человек, желая стать незаменимым, стремится сделать все сам. Позаботившись о повышении квалификации своих сотрудников и возложив на них больше ответственности, вы сэкономите силы и время и сможете расширить круг своих обязанностей.