Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как составить ходатайство об уменьшении штрафа в налоговую инспекцию». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Изначально штраф по административному делу назначается в пределах санкции по статье КоАП РФ. Если статья предусматривает минимальные и максимальные границы штрафа, определять окончательный размер будет суд, иное государственное ведомство. На точную сумму наказания будет влиять множество факторов, от степени вины до наличия смягчающих обстоятельств.
Что делать налогоплательщику?
Следует отметить, факты наличия смягчающих обстоятельств решаются налоговиками с компаниями на стадии рассмотрения материалов выездных и (или) камеральных проверок.
Прежде всего, рассмотрение возможности снижения применяемой штрафной санкции начинается с подачи налогоплательщиком ходатайства о снижении штрафных санкций.
Специально установленной формы для ходатайства нет. Оно подается в свободной форме и в нем приводятся обстоятельства, которые могут смягчить налоговую ответственность.
Как правило, в качестве смягчающих ответственность учитываются:
-
характер и значение деятельности налогоплательщика (например, социально-направленное учреждение);
-
тяжелое финансовое положение;
-
отсутствие ущерба бюджету, незначительность просрочки (один день), отсутствие вредных последствий правонарушения;
-
самостоятельное исправление нарушения до начала проведения налоговой проверки, уплата доначисленного налога;
-
правовая неопределенность по поводу предоставления льгот, существовавшая в период совершения налогового правонарушения.
Порядок снижение штрафов
Подать ходатайство или заявление о снижении, либо замене штрафа, нужно до вынесения постановления по существу. В отдельных случаях допускается сделать это после того, как наказание назначено с вынесением постановления.
Заменить штраф на иной вид санкций можно только в следующем случае:
- если штраф вынесен в отношении ИП, предприятия или работника по итогам контрольных или надзорных проверок уполномоченных органов;
- если указанные категории нарушителей отнесены к субъектам малого и среднего бизнеса;
- если указанные виновные лица впервые совершили административный проступок;
- если в перечень основных санкций не входило предупреждение.
По отдельным видам противоправных действий, прямо зафиксированным в ст. 4.1.1 КоАП РФ такая замена не допускается.
Чтобы добиться назначения штрафа в минимальном размере (в пределах санкции КоАП РФ), в ходатайстве и доказательствах можно ссылаться на следующие факты:
- смягчающие факторы – раскаяние в совершенном проступке, добровольное прекращение нарушения, оказание содействия в расследовании, предотвращение вредных и негативных последствий, состояние аффекта, иные обстоятельства (примерный перечень таких факторов указан в ст. 4.2 КоАП РФ);
- наличие не только вины, но и влияние случайных обстоятельств (например, если на нарушение ПДД повлияли и форс-мажорные обстоятельства);
- наличие вины иных лиц в совершенном проступке (например, обоюдная вина в аварии на дороге).
Суд, либо иной орган, рассматривающий дело, не может выйти за пределы низшего наказания по статье, которая вменяется за нарушение закона. Однако если в перечне видов наказания есть предупреждение, можно выбрать его в качестве альтернативы штрафу.
Еще одним вариантом защиты прав является доказывание исключительных факторов по ст. 4.1 КоАП РФ. В этом случае можно выйти даже за пределы минимального размера карательной санкции. Например, если в норме КоАП РФ был указан минимальный размер штрафа в 2000 руб., по исключительным факторам можно снизить его еще ниже. Хотя в ст. 4.1 КоАП РФ не приведен перечень таких факторов, их можно проследить из судебной практики:
- если это следует из характера правонарушения (например, если виновник пытался предотвратить более серьезные последствия и сознательно нарушал закон);
- если личность виновника позволяет уменьшить штраф без каких-либо последствий для общественных интересов (например, если виновным является пенсионер, награжденный множеством орденов и медалей за безупречный труд);
- если это позволяет имущественное положение виновника (например, если до вынесения постановления у виновного лица было уничтожено все имущество в результате стихийного бедствия).
На каких основаниях может быть снижен штраф
При составлении ходатайства следует четко указать те обстоятельства, которые могут стать причиной смягчения санкций. Среди них:
- Смягчающие обстоятельства (ст. 4.2 КоАП РФ):
- раскаяние виновного;
- добровольное прекращение правонарушения;
- добровольное сообщение о своем деликте;
- содействие при разбирательстве дела;
- предотвращение виновным вредных последствий;
- добровольное возмещение ущерба;
- совершение проступка в состоянии аффекта или при стечении тяжелых обстоятельств;
- совершение правонарушения несовершеннолетним, а также беременной женщиной или матерью малолетнего ребенка.
- Имущественное положение физического лица (ч. 2, 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ).
- Финансовое положение предприятия (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ). Например, если уплата штрафа лишит компанию возможности выплатить зарплату сотрудникам.
- Исключительные обстоятельства, связанные с характером правонарушения и его последствиями (ч. 2.2, 3, 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ). Например, при малозначительном ущербе или первом совершении нарушения штраф иногда можно заменить предупреждением.
- Другие обстоятельства, указанные в КоАП РФ (например, в ч. 3 примечания к ст. 14.32 КоАП РФ).
По усмотрению судьи, должностного лица или органа в качестве смягчающих могут быть признаны также обстоятельства, которые не оговорены ни в кодексе, ни в других правовых актах (ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ).
За что штрафуют налогоплательщиков
Служба по налогам и сборам администрирует своевременность и правильность исчисления расходных обязательств в бюджет РФ, предоставление отчетности и требуемой документации. ИФНС вправе наказать организацию или частного предпринимателя за нарушение фискального законодательства по многим основаниям, но остановимся на наиболее распространенных:
- нарушение сроков предоставления отчетности;
- нарушение сроков перечисления платежей в бюджетную систему РФ;
- ошибочное определение налогооблагаемой базы при расчете обязательств;
- непредоставление требуемой документации;
- сокрытие информации о расчетных счетах, о смене руководителя и прочее.
В Налоговом кодексе предусмотрены отдельные статьи, регламентирующие размеры штрафных санкций. Но у плательщиков есть возможность уменьшить сумму из требования в несколько раз. Для этого потребуется составить ходатайство.
Порядок назначения административного штрафа
Штраф за административное правонарушение назначается в порядке КоАП РФ.
Установлено, что штраф назначается в установленных пределах. Это значит, что суд или должностное лицо не могут назначить штраф больше или меньше установленной соответствующей статьей санкции. Кроме того, размер штрафа назначается с обязательным учетом характера нарушения, личности виновного и его материального положения. Учитываются смягчающие и отягчающие обстоятельства.
Наличие каких-либо исключительных обстоятельств позволяет суду назначить размер штрафа ниже установленного законом, но не менее половины минимального штрафа.
Все вышеуказанное с некоторыми уточнениями относится как к гражданам, так и к организациям.
Штраф назначается путем вынесения постановления. В ряде случаев достаточно протокола.
Снижение административного штрафа ниже низшего предела
Благодаря Решению Конституционного Суда России от 25.02.2014 номер 4-П стало вероятным предназначения административного штрафа меньше самой небольшой границы, прописанного санкциями нужных норм КоАП РФ.
Вызвано это было тем, что в отдельных статьях КоАП России нижняя граница санкций сильно завышена, к примеру, для должностных лиц от 50 тысяч руб. и т.д.
И всё это не разрешает соответствующим образом учесть характер и результаты сделанного административного нарушения права, уровень виновности притягиваемого к административной ответственности юр. лица, его имущественное и материальное положение.
А также иные обладающие существенным значением для персонализации административной ответственности обстановки и, соответственно, гарантировать линию верного и пропорционального наказания административного характера.
Частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ обусловлено, что если присутствуют выдающие условия, которые связаны с нравом административного нарушения права и его следствиями, органы могут определить кару в форме административного штрафа в величине меньше наименьшего размера административного штрафа.
В ситуации, если наименьший размер административного штрафа для граждан равняется не менее 10-ти тысяч рублей, а для служебных особ — не меньше 50-ти тыс. рублей. Органы могут предопределить уменьшение административного штрафа лишь на законных основаниях.
При предопределении административного наказания соответственно с частью 2.2 истинной статьи величина АШ не может равняться меньше половины наименьшего размера административного штрафа, который прописан для граждан или служебных особ соответственной статьей или частью ст. раздела 2 Кодекса (ч.2.3 ст.4.1 КоАП Российской Федерации).
Снижение административного штрафа ниже низшего предела, прописанное органом администрации, есть правом суда либо служебного лица. Следует заметить, что размер административного штрафа даже при присутствии выдающихся условий не может быть меньше половины самого размера.
Если налогоплательщик уверен, что назначенное контролирующим органом наказание неправомерно, он вправе его оспорить, подав возражение на акт налогового органа в те же сроки, что и ходатайство о смягчении санкций. Если возражения не учтут и решение о взыскании штрафа все же вынесут, то у налогоплательщика есть возможность обратиться в Управление ФНС с жалобой на действия ИФНС или с ходатайством о пересмотре решения. По ее рассмотрению УФНС:
- либо удовлетворит требования налогоплательщика об отмене санкций;
- либо откажет в удовлетворении требований налогоплательщика и оставит решения ИФНС в силе.
Если решение УФНС вас не устроит, то остается только обращение в арбитражный суд с исковым заявлением об отмене решения нижестоящего органа.
При составлении возражения на акт необходимо указать:
- реквизиты ИФНС;
- реквизиты лица, от которого подается заявление;
- реквизиты акта о выявлении нарушения;
- обстоятельства, на основании которых налогоплательщик считает наложение штрафных санкций незаконным.
Наказание в виде предупреждения КоАП РФ
Кто может получить наказание в виде предупреждения?
Обратимся к КоАП РФ:
Однозначное предупреждение получают юридические лица, если в статье Кодекса сказано, что нарушение влечет за собой предупреждение. Например, ст.8.1 КоАП РФ.
Если ваше предприятие является субъектом малого и среднего предпринимательства (МСП), и ранее в течении года оно не привлекалось к административной ответственности за однородные правонарушения, в результате этого нарушения не был причинен вред окружающей среде или возникла угроза причинения вреда окружающей среде, то вполне реально вы можете получить замену административного штрафа на предупреждение.
Таким образом условия для получения предупреждения:
- ваше предприятие является объектом МСП,
- ранее в течении года ваше предприятие не привлекалось к административной ответственности (за любое совершенное правонарушение, не только экологическое!!!),
- в результате нарушения не возникло причинения вреда окружающей среде или не возникло угрозы причинения вреда окружающей среде.
КоАП РФ Статья 4.1.1. Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением
1. Являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Ходатайство о прекращении административного дела по малозначительности и иным основаниям
Все основания для прекращения административного преследования условно можно разделить на две группы:
- При наличии которых дело не возбуждается, а начатое производство подлежит безусловному прекращению.
- Иные основания, которые определены законом.
Перечень обязательных оснований для прекращения дела определяется статьей 24.5 КоАП РФ (нормы КАС в описываемой нами ситуации не применяются, согласно статье 1 КАС РФ).
Таковыми, согласно данной норме, признаются следующие основания:
- Нет события либо состава правонарушения. По данному основанию также прекращаются дела при невменяемости нарушителя, недостижении положенного возраста, крайней необходимости и т. д.
- Проведение амнистии при попадании конкретного состава правонарушения под ее условия.
- Отмена нормативного акта, на основании которого возбуждено дело.
- Истечение срока давности привлечения к ответственности.
- Смерть привлекаемого лица или ликвидация привлекаемой организации.
Помимо безусловных оснований нормы статьи 2.9 КоАП РФ дают право уполномоченным органам прекратить дело в случае его малозначительности.
Другие смягчающие обстоятельства
Иными смягчающими обстоятельствами могут признать следующие.
- Незначительная просрочка:
- перечисление налога в течение незначительного количества дней после установленного срока;
- подача с незначительным пропуском срока уведомления, декларации, расчета и т. д.
- Признание вины и устранение ошибок:
- признание вины;
- уплата налога;
- отсутствие задолженности на момент принятия решения;
- устранение ущерба;
- самостоятельное выявление и устранение ошибок и т. д.
- совершение правонарушения впервые;
- незначительный характер правонарушения;
- отсутствие неблагоприятных экономических последствий;
- отсутствие ущерба бюджету;
- добросовестное исполнение налогоплательщиком своих обязанностей;
- наличие постоянной переплаты;
- отсутствие умысла на совершение правонарушения и т. д.
Что делать налогоплательщику?
Следует отметить, факты наличия смягчающих обстоятельств решаются налоговиками с компаниями на стадии рассмотрения материалов выездных и (или) камеральных проверок.
Прежде всего, рассмотрение возможности снижения применяемой штрафной санкции начинается с подачи налогоплательщиком ходатайства о снижении штрафных санкций.
Специально установленной формы для ходатайства нет. Оно подается в свободной форме и в нем приводятся обстоятельства, которые могут смягчить налоговую ответственность.
Как правило, в качестве смягчающих ответственность учитываются:
Читать дальше: В случае оставления искового заявления без рассмотрения
характер и значение деятельности налогоплательщика (например, социально-направленное учреждение);
тяжелое финансовое положение;
отсутствие ущерба бюджету, незначительность просрочки (один день), отсутствие вредных последствий правонарушения;
самостоятельное исправление нарушения до начала проведения налоговой проверки, уплата доначисленного налога;
правовая неопределенность по поводу предоставления льгот, существовавшая в период совершения налогового правонарушения.
Размер административного штрафа за любое нарушение может быть ниже нижнего предела
В начале прошлого года Конституционный суд РФ вынес выгодное для предпринимателей постановление, разъяснив, что административный штраф для компании может быть назначен ниже минимального размера, предусмотренного КоАП РФ. Но данное постановление касалось толкования только конкретной нормы, потому вопрос о его распространении на иные положения Кодекса встал спустя год. Судьи пришли к выводу, что в исключительных случаях и только по решению суда, но административный штраф за любое правонарушение уже сейчас может быть назначен ниже минимума.
Минимальный размер административного штрафа, который может быть назначен компании-правонарушителю, далеко не всегда отвечает целям административного наказания. Кроме того, отсутствие в законе специальных положений приводит к невозможности индивидуализции наказания в зависимости от условий, не связанных с самим нарушением. Потому в КоАП РФ необходимо внести поправки, которые позволяли бы в соответствии с принципом соразмерности нарушения и следующего за ним наказания назначать административные штрафы ниже низшего предела в 100 000 руб., предусмотренного законом. Но такое снижение допустимо только в исключительных случаях и до внесения соответствующих поправок — только по решению суда. Такие выводы содержатся в постановлении Конституционного суда РФ от 25.02.2014 № 4-П.
Прошлогоднее толкование повлекло череду обращений в КС РФ
Постановлением от 17.01.2013 № 1-П судьи КС РФ признали, что административный штраф за нарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ, может быть установлен ниже низшего предела в 300 000 руб. (см. «ЭЖ», 2013, № 03, с. 07). Заявителем по делу выступала компания, которую антимонопольный орган привлек к ответственности за непредставление информации, необходимой для осуществления антимонопольного контроля. Штраф был назначен в минимальном размере, предусмотренном данной нормой, но и он оказался непосилен для нарушителя. Судьи пришли к выводу, что существующие нормы КоАП РФ не позволяют индивидуализировать назначаемые штрафы в зависимости от материального положения субъекта, его предшествующего и дальнейшего поведения и иных факторов помимо тех, которые могут стать основанием для признания нарушения малозначительным.
Однако выводы в указанном выше постановлении касались лишь назначения наказания на основании ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ. Между тем минимальные пороги штрафов, предусмотренные иными положениями Кодекса, также не предусматривают возможности индивидуализации наказания, в то время как их наименьший размер — 100 000 руб. — может быть неадекватен общественной опасности совершенного деяния.
Пример оформления заявления в суд по административному правонарушению
Снижение штрафа может быть осуществлено в два раза, но при определенных обстоятельствах. Главное, чтобы составляемое ходатайство было правильно оформлено, а также чтобы к нему была приложена вся требуемая дополнительная документация. Составление документа осуществляется самостоятельно. Но чтобы оформление было правильным и без ошибок, лучше использовать образец.
Оформляется документ на начальника налогового отдела. В нем должна быть информация о начальнике налоговой инспекции, также вносятся туда данные и самого ходатайствующего налогоплательщика. В ходатайстве должна присутствовать полная информация о результате проверки, обстоятельства, которые входят в категорию смягчающих, перечень всех приложенных к ходатайству документов, дата и подпись.
Несмотря на то, что ходатайство дает возможность снизить начисленный штраф вполовину, не стоит этим злоупотреблять. При повторном нарушении величина штрафа будет куда серьезней.
Образец ходатайства об уменьшении штрафа в налоговую
Служба по налогам и сборам администрирует своевременность и правильность исчисления налоговых обязательств в бюджет РФ, представление отчетности и требуемой документации. ИФНС вправе наказать организацию или частного предпринимателя за нарушение фискального законодательства по многим основаниям, но остановимся на наиболее широко распространенных:
- нарушение сроков предоставления отчетности;
- нарушение сроков перечисления платежей в бюджетную систему РФ;
- ошибочное определение налоговой базы при расчете обязательств;
- непредставление требуемой документации;
- сокрытие информации о расчетных счетах, о смене руководителя и прочее.
В Налоговом кодексе предусмотрены отдельные статьи, регламентирующие размеры штрафных санкций. Но не многие знают, что сумму, указанную в требовании об уплате штрафа, можно уменьшить в несколько раз. Для этого потребуется составить ходатайство в налоговую о снижении суммы штрафа.
Насколько штраф может быть снижен
Согласно п. 3 ст. 114 НК РФ , если есть хотя бы одно смягчающее обстоятельство, наказание должно быть уменьшено не менее чем в 2 раза по сравнению с первоначальным размером.
Одновременно с этим, в п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 указано, что в пункте 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения санкции. Суд по результатам оценки обстоятельств вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза и даже сделать его ниже минимального размера (см. письма Минфина России от 16.05.2012 № 03-02-08/47, от 30.01.2012 № 03-02-08/7).
Однако ни ИФНС, ни суд не могут снизить размер санкций до нуля, так как данное действие будет считаться освобождением от ответственности за совершенное правонарушение.
При наличии смягчающих фактов может быть снижена только сумма примененных штрафных санкций, сумма налогов и пени по этим основаниям уменьшена быть не может.
Образец ходатайства в налоговую о снижении штрафа, скачать который можно в конце статьи, основан на обстоятельствах, приведенных в пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ.