- Финансовые споры

Страховые выплаты по полису ОСАГО — сумма, формула расчета

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страховые выплаты по полису ОСАГО — сумма, формула расчета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Судебная практика на этот счет неоднозначна. Поэтому вопрос, в каких случаях страховые имеют право включать процент износа в страховые выплаты, а в каких нет, остается открытым. Так, еще в 2013 году Пленум Верховного суда Российской Федерации определил, что при угоне или полной гибели авто страхователю должно выплачиваться страховое возмещение в полном размере.

Как учитывается амортизация в ОСАГО и КАСКО

Многие страховые компании закладывают амортизацию в правила страхования априори, исходя из собственных расчетов и ориентируясь в то же время на правовые акты, которые регулируют страховую сферу.

В случае с ОСАГО это закреплено в положении Банка России № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Так, в пункте 4.15 говорится следующее:

«При определении размера восстановительных расходов учитывается износ деталей, узлов и агрегатов. Размер расходов на запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 50% их стоимости».

положение Банка России № 431-П «О правилах ОСАГО»

Что касается КАСКО, размер износа и его особенности в этом виде страхования могут разниться от одной компании к другой. Между тем в большинстве СК существует опция гарантии стоимости, или GAP. Она позволяет закрепить цену авто на момент его страхования и получить при наступлении страхового случая полную выплату без учета амортизации.

Можно ли взыскать сумму износа с виновника ДТП

Несложно догадаться, что суммы, которую выплатила страховая компания по ОСАГО владельцу не новой машины, пробежавшей по дорогам сотню, а то и несколько сот тысяч километров, на то, чтобы ее починить, чаще всего не хватает. В этом случае раньше, до того, как расчет размеры выплат по ОСАГО закрепили на законодательном уровне, автовладельцы обращались к независимым экспертам, потом в дело вступали автоюристы и начинались судебные споры со страховой компанией. Иногда и сейчас можно столкнуться с подобной практикой. К сожалению, не все понимают, что при составлении калькуляции для суда со страховщиком по ОСАГО, любой эксперт обязан делать расчет по той же методике, что и страховщик. Со всеми вытекающими последствиями, от определения средней стоимости запчастей до учёта износа данного авто.

Другое дело, если вы хотите взыскать недостающие средства с виновника ДТП. В этом случае речь идет о компенсации расходов на полный восстановительный ремонт вашего транспортного средства, в том числе оплаты приобретения взамен утраченных новых запчастей. Часто в подобных случаях возникает вопрос: “Если я все равно должен платить пострадавшему по моей вине, то зачем мне ОСАГО?” Ответ прост. Во-первых, не платить полностью, а доплачивать. Во-вторых, автогражданка оплачивает восстановление поврежденного имущества до исходного состояния, а виновник обязан компенсировать фактический ущерб, причиненный им. А фактически для ремонта авто часто приходится покупать новые детали. Несложно догадаться, что стоимость, например, нового бампера существенно отличается от затрат на старый, купленный где-нибудь на разборке. Иногда в подобной ситуации достаточно досудебной претензии для того, чтобы вопрос решился положительно. Если виновник не согласен с вашими требованиями, значит остается решать вопрос через суд.

Ремонт без учета амортизации

В настоящее время страховая компания имеет право возместить ущерб по ОСАГО не денежными средствами, а направлением в автомастерскую. В этом случае применение запчастей, бывших в употреблении, категорически запрещено. Поэтому в этом случае стоимость ремонта автомобиля по ОСАГО считают без учета износа. И здесь, иногда, начинаются проблемы. Получившихся сумм просто может не хватить на приобретение нужных оригинальных деталей. Поэтому либо начинают предлагать установку аналогов, стоимость которых ниже оригиналов, либо выставляют счет на доплату, так как ремонтники обязаны использовать новые запчасти. А считают расходы на них по ОСАГО с учетом износа. Но чаще всего страховщики просто предлагают выплатить денежные средства и ремонтировать авто самостоятельно.

Расчитайте износ деталей автомобиля самостоятельно!

Калькуляторы нашего сайта помогают осуществить точные расчеты износа в соответствии с Постановлением Правительства РФ №361 от 24 мая 2010 г., Постановлением Правительства РФ №717 от 30.07.2014г., а также в соответсивии с Положением Банка России №432-П от 19.09.2014г. Благодаря использованию этого сервиса вы можете рассчитать износ деталей автомобиля по ОСАГО самостоятельно, быстро и просто. Для этого необходимо лишь внести соответствующие данные и показатели в приведенные выше поля и нажать кнопку «рассчитать». Осуществленный расчет вы можете также легко сохранить себе в общедоступном текстовом формате для использования при возникновении необходимости. Износ автомобиля непосредственно влияет на стоимость запасных частей при восстановительном ремонте и применяется только к запасным частям. Сотрудники нашей компании имеют необходимую квалификацию и с радостью помогут вам в решении любых возникших вопросов в кратчайшие сроки и компетентно.

Амортизацией автотранспортных средств называют учёт их общего физического износа, а также износ отдельных компонентов.

Важно понимать, что у каждого авто есть ограниченный эксплуатационный ресурс, который постепенно, за счёт использования машины по её прямому назначению, будет уменьшаться.

Когда увеличивается износ, возрастают и расходы на обслуживание автотранспорта. Параллельно снижается доход, который может приносить машина при условии её использования в коммерческих целях.

У каждого автомобиля существует так называемый срок или период полезного использования. Он напрямую зависит от группы амортизации. В общей сложности выделяют 10 групп, но именно ТС могут относиться к 3 из них.

В группу No3 входят следующие транспортные средства:

  • легковые авто;
  • малогабаритные автобусы;
  • малые автобусы длиной не более 7,5 м.;
  • машины с показателем грузоподъёмности до 0,5 т.

Также ТС могут относиться к группе амортизации No4, куда входят:

  • автобусы с длиной не более 12 м.;
  • фургоны;
  • грузовики;
  • тягачи для прицепов;
  • инвалидные авто.

Ещё применяется группа No5. В ней учитываются:

  • легковые авто с двигателем объёмом более 3,5 л.;
  • грузовики, включая грузовые машины с грузоподъёмностью свыше 5 т.;
  • тягачи;
  • автопоезда;
  • спецавтомобили (пожарные, скорая и пр.).

То есть амортизацией можно назвать списание начальной стоимости транспортного средства, которая происходит в зависимости от степени износа. Это позволяет постепенно и по частям списать в течение всего эксплуатационного срока.

Существует специальный коэффициент для правильной амортизации автомобиля, а также разные методы расчёта. Среди них существует и ускоренная амортизация. Именно она значительно увеличила спрос на легковые автомобили, оформленные через лизинговые договоры. То есть при лизинге, учитывая срок амортизации легкового автомобиля, предпочитают использовать ускоренный метод. Но об этом немного позже.

Амортизация требуется всем, кто ведёт предпринимательскую деятельность. Причём расчёт делается не только применительно к купленным компанией машинам. Также это обязательно при принятии на работу сотрудника со своим автомобилем, который планируется использовать в служебных целях.

Амортизационные затраты фиксируют в бухгалтерских и налоговых учётах. Причём компания обязана регулярно отражать расходы. Подобные расчёты позволяют:

  • отчитаться перед налоговой о тратах фирмы;
  • оценить реальную стоимость автотранспортного средства для страховой компании;
  • эксплуатировать собственные ТС для нужд компании;
  • передавать автомобили в лизинг.

Определение сроков полезного использования

Существует такое понятие как срок полезного использования (СПИ). Это период, в течение которого принятое на баланс предприятия автотранспортное средство будет приносить доход.

При определении сроков амортизации автомобиля следует понимать, что ресурс у маленьких авто меньше, в сравнении с крупной техникой. Это объясняет, почему разделяют группу легкового и тяжеловесного авто при расчёте амортизации. Чтобы амортизация автомобиля была рассчитана верно, и срок соответствовал всем правилам, требуется учитывать некоторые факторы. А именно:

  1. Длительность эксплуатационного периода или срок службы легкового либо иного автомобиля, в течение которого будет использоваться ТС согласно его заводским техническим характеристикам.
  2. Степень износа автотранспорта, которая прогнозируется на основании предполагаемого режима эксплуатации (автобусы, грузовые машины и пр.).

Делая расчёт амортизации для автомобиля, следует принимать во внимание следующие факторы:

  • ТС из третьей группы имеют СПИ в диапазоне от 3 до 5 лет;
  • для четвёртой группы актуальными являются значения от 5 до 7 лет;
  • в случае с пятой группой СПИ не может составлять меньше 7 и больше 10 лет с дня постановки на баланс.
Читайте также:  Карта Тройка + Стрелка – объединенная ЕТК Москвы и Подмосковья

Не стоит забывать о понятии нормы амортизации. Она является противоположной относительно СПИ значением. Как вам уже известно, у каждого автотранспортного средства, принимаемого на баланс предприятия, имеется определённый лимит или ресурс, который постепенно исчерпывается.

Конфликт интересов страхователей и страховщиков

На сегодняшний день большинство страховщиков выплачивают компенсацию, далекую от реальной. Они производят выплату, опираясь на положение об учете износа комплектующих деталей автомобиля, выплачивают небольшую часть компенсационной выплаты пострадавшему.

По данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА), средняя страховая выплата составляет 25-75%. Вообще-то, закон закрепил за владельцем авто, пострадавшем в ДТП право на возмещение ущерба в полном объеме. (Гражданский кодекс РФ, ст.ст. 15, 1064). Значит, владелец разбитого автомобиля на законных основаниях должен требовать у своего страховщика возмещения всех расходов, затраченных на восстановление машины.

В рамках обязательного страхования, возмещение расходов регулируется ФЗ № 40 от 2002 года и принятыми позднее Правилами ОСАГО.

Сам закон не предусматривает ограничение страховой компенсации. То есть денежная сумма по закону начисляется без амортизационного коэффициента.

Правила ОСАГО дополнены злосчастной статьей про износ. Получается, правила противоречат основному закону. Страховым компаниям такая двоякая ситуация вполне подходит, при расчетах компенсационных выплат, страховщики руководствуются Правилами, поэтому окончательная сумма минимальна. Но есть хорошая новость для всех владельцев автомобилей – в силу вступили новые положения «Об ОСАГО».

Максимальное изнашивание

Страховщики стараются минимизировать оплату страхового возмещения насколько это возможно. Однако государство определило, что более чем на 50% повышать амортизационные показатели нельзя. Даже если коэффициент износа составляет 70 или 80 процентов, менеджер по урегулированию убытков повышает уровень до 50%.

Полученный общий процент со значением 25 и т. д. так и будет применяться к общей стоимости автомобиля для определения степени его изношенности. Например, поврежденный бампер стоимостью 15 тыс. рублей за минусом 25% окупится только в 11 250 р. Эта сумма покрытия урона учитывает изношенность бампера.

Внимание! Оценка экспертизы считается совместно с поломками или отремонтированными деталями машины, полученными до наступления аварии. То есть, ранее полученные повреждения плюсуются к настоящему ущербу в пределах 25–45%.

Как определяется размер выплаты

Величина выплаты за ущерб включает в себя стоимость запчастей на момент ДТП, оплату необходимых ремонтных работ и стоимость вспомогательных используемых материалов. При оценке запчастей берут в расчет время и процент их износа. Не оплачиваются работы по улучшению качеств пострадавшего автомобиля.

Ремонтные работы включают: восстановление (покраску, диагностику и регулировку), а также заключительные контрольные работы. Автовладельцам следует помнить, что ремонт после аварии — это возвращение ТС к исходному состоянию до ДТП, а не полная замена на новое.

Участник ДТП вправе потребовать заверенную копию экспертного заключения об ущербе и рассчитать стоимость ремонта у независимого специалиста. При подозрении на занижение компенсационной суммы застрахованный может провести независимую экспертную оценку. Также можно привлечь эксперта для подтверждения отсутствия скрытых повреждений, если экспертиза не проводилась. Результат проверки следует предоставить страховщику для уточнения расчета выплат ущерба после ДТП.

Общая стоимость ремонта состоит из суммы стоимостей ремонтных работ, затрат на покупку дополнительных материалов и новых запчастей на замену поврежденным. Примерная формула расчета такова:

ОСрр = ССрр + ДП + НЗ

Какие факторы могут влиять на сумму ущерба

Экспертный акт осмотра ТС после ДТП — основной документ, по которому рассчитывают сумму ущерба. По мере обнаружения скрытых повреждений или проведения дополнительных экспертиз сведения в него могут добавляться. Информация для расчета затрат на ремонт берется из этого акта.

Важные критерии для оценки состояния автомобиля:

  • марка ТС;
  • год его производства и постановки на учет;
  • оснащение авто в момент покупки;
  • город регистрации авто и где произошло ДТП;
  • в каком состоянии был автомобиль до аварии;
  • в каком состоянии запчасти, требующие замены.

Страховая компания для расчета стоимости ремонта использует средние показатели стоимости:

  • ремонтных работ;
  • материалов для произведения работ;
  • запчастей для замены.

Последний показатель берут из Единого электронного справочника цен на автозапчасти, составленного РСА. Он размещен в интернете, в открытом доступе. Справочник периодически корректируют. По сути, это простой калькулятор. Чтобы рассчитать цену, нужно указать дату ДТП, марку авто, номер экономической зоны и номер запчасти.

Показатели, которые уменьшают размер компенсации:

  • износ поврежденных запчастей (выражается в процентном коэффициенте);
  • год выпуска ТС, время эксплуатации;
  • пройденный путь в километрах.

Если ремонт невозможен или его стоимость будет больше, чем стоимость новой машины, СК обязана выплатить компенсацию в сумме, достаточной для покупки нового авто. Здесь тоже применяется методика расчета. Из предположительной стоимости новой машины вычитают цену целых запчастей. Предполагается, что владелец сможет их реализовать. Коэффициенты для расчета их стоимости тоже определены ЕМРУ.

Читайте также:  Раздел ипотечной квартиры с материнским капиталом при разводе

Как выплачивается компенсация при аварии, если оформлен полис и ОСАГО И КАСКО?

Если автовладелец приобрел обязательный полис ОСАГО и дополнительный КАСКО, то он может не бояться больших финансовых затрат ни на ремонт своей машины, ни на восстановление чужой. Если случилось страховое происшествие на дороге и виновным признали Вас, то страховщик выплатит денежную компенсацию пострадавшей стороне, а Вам возместит затраты на починку авто в соответствии с условиями договора страхования КАСКО.

Если виновником аварии признаны не Вы, а второй участник, то его страховщик предоставит Вам нужную сумму по полису ОСАГО на ремонт машины, а Ваш страховщик выплатит Вам компенсацию по КАСКО.

Иметь два действующих полиса страхования крайне выгодно. Так страховое возмещение будет предоставлено при любом исходе ситуации.

Что такое расчет износа

Для начала разберемся, по какому принципу действует страхование ОСАГО, или, как его еще называют, автогражданка. Этот вид страховки направлен только на выплаты третьим лицам, и такой полис должен иметь каждый автовладелец РФ. Когда случается ДТП, виновник происшествия оплачивает нанесенный ущерб пострадавшему именно за счет своего полиса ОСАГО.

Компания должна оплатить восстановление тех деталей, что были повреждены в результате ДТП. Но автомобиль пострадавшего перед ДТП не был новым на 100 процентов. Поэтому раньше страховщики подсчитывали степень износа поврежденных деталей на момент столкновения. И выплата осуществлялась не по цене новой запчасти, а с учетом ее износа.

С мая 2020 года произошли изменения в этой сфере. 21.05.2017 вступил в силу ФЗ №49 «О внесении изменений в Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности ОСАГО владельцев транспортных средств» и теперь пострадавшему в ДТС компенсацию по ОСАГО расчитывают без учета износа ТС.

О том как проводился расчет износа до этой даты и на какие детали распространялся рассказано ниже.

Онлайн калькулятор для расчета износа автомобиля в процентах и формулы вычисления амортизации

За время эксплуатации машины все её узлы и агрегаты изнашиваются и постепенно приходят в негодность. Степень износа отдельной детали может не влиять на общее состояние машины, но играет важную роль при определении суммы возмещения по автостраховке.

Амортизация автомобиля — это учет его износа, выраженный в денежном эквиваленте. Любой автомобиль требует затрат: на ремонт, на замену технических жидкостей, на замену резины, и, конечно же, расходы на заправку его топливом.

Амортизацию учитывают в страховых компаниях для более точной оценки реальной стоимости автомобиля, когда его владелец хочет заключить договор страхования. Также износ учитывают в банках или авто ломбардах при покупке и продаже авто с пробегом.

Нужный показатель поможет самостоятельно посчитать калькулятор износа по ОСАГО 2019 года. Он предлагается на многих проверенных ресурсах, в том числе и на сайтах страховых компаний. Это программа, в которой заложена специальная формула, позволяющая рассчитать степень амортизации авто или определенных деталей. Выглядит она следующим образом:

Ики = 100 х (1 – е –(Квл х Тки + Квп х Птс)), где

Ики – износ конкретной запчасти или узла (выражается в процентах).

е – основание натурального логарифма, составляет примерно 2,72.

Квл – коэффициент, который учитывает влияние на износ детали, срок ее использования.

Тки – определенный производителем срок использования элемента.

Квп – коэффициент, который определяет влияние на износ узла величины показаний на спидометре авто с этой деталью.

Расчет стоимости онлайн

Начисляется компенсация всегда в зависимости от полученного коэффициента износа. Чем старше автомобиль, тем больше он будет и рассчитывать на крупную сумму в этой ситуации не стоит. Но если есть сомнения относительно выполненных компанией подсчетов, можно произвести самостоятельный расчет износа по единой методике онлайн.

Для этого потребуется зайти на сайт оператора и ввести в форму следующие данные:

  • Начало фактического использования авто – дд.мм.гггг.
  • Точное число, когда произошло ДТП – дд.мм.гггг.
  • Конкретная категория техники (марка, модель, наличие дополнительного оборудования в комплектации).
  • Количество пройденных километров (данные можно найти на приборной панели).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *