Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПДД для мотоциклистов в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для управления мотоциклом необходимы права категории А, которые могут получить только совершеннолетние. С 16 лет удастся сдать экзамен лишь при наличии байка, чей двигатель имеет объем менее 125 см3. Но в любом случае для езды на мотоцикле нужно удостоверение на вождение.
Строгие запреты для водителя мопеда
На основании правил, запрещается водителям, которые управляют велосипедами или мопедами, нарушать несколько основных норм. Речь идет в первую очередь об управлении: недопустимо отпускать хотя бы одну руку, обязательно держаться обеими. Важно, что при перевозе груза он не должен выступать более чем на полметра и каким-либо образом мешать управлению, — это важные правила безопасности.
Кроме того, с точки зрения запретов, отмечается невозможность разворачиваться и поворачиваться на трамвайных путях или дорогах, если есть более одной полосы для движения, но могут быть предусмотренные исключения.
Наконец, водители мопеда обязательно должны двигаться в застегнутом шлеме и не мешать пешеходам переходить дорогу в отведенных для этого местах, а также перемещаться по жилым зонам.
Основной особенностью водителя скутера является то, что он может слезть со своего транспортного средства и везти его руками. В такой ситуации человек приравнивается к пешеходу, что дает ему право пересекать по пешеходному переходу проезжую часть. Возможность сменить свой статус участника дорожного движения может быть полезной непосредственно для обеспечения удобного перемещения в городских условиях.
Отдельно нужно учитывать, что в рамках велосипедных зон или же пешеходных дорожек движение на мопедах и скутерах запрещено. Стоит четко осознавать, что в случае спешивания водитель становится пешеходом, но стоит ему опять сесть на мопед, как он подчиняется иным правилам — для транспортных средств.
Шлем необходим для каждого водителя, это основа безопасности, иначе даже легкая авария или случайное падение могут обернуться трагедией. Именно поэтому в правилах четко прописано, что шлем должен быть застегнут и зафиксирован на голове.
Мотоцикл, права на него и их отсутствие
Сотрудник ГИБДД может потребовать его для проверки, и если документа не окажется с собой, водителя ждет Штраф в размере 500 р. Эта достаточно легкая мера применяется в соответствии со статьей 12.3 к забывчивым мотоциклистам. В данном случае все может ограничиться и предупреждением от инспектора, обойдется без задержания ТС, отправки его на штрафстоянку.
Более того, если договориться с сотрудником ГИБДД о быстрой доставке другим человеком забытого дома ВУ, удастся избежать и предупреждения.
Иное дело, когда прав на управление мотоциклом нет совсем. Здесь наказание регламентируется статьей 12.7 КоАП:
- штраф в 5000 — 15000 р. получит водитель, не обучавшийся в автошколе и никогда не имевший ВУ;
- выплатит 30000 р. или сядет под арест на 15 суток тот, кто был лишен прав, но пойман за управлением мотоциклом.
Штраф за езду без шлема на скутере или мотоцикле
Скутеры, мопеды и мотоциклы – чрезвычайно популярный вид транспорта, получивший широкое распространение благодаря практичности, удобству и неприхотливости.
При управлении подобными транспортными средствами необходимо соблюдать ряд правил, в числе которых обязательное ношение шлемов во время езды. Некоторые из участников дорожного движения предпочитают не обращать внимания не это требование.
Разумеется, такое поведение мотоциклиста или водителя скутера не может не привлечь внимание инспектора ГИБДД.
Следует ли надевать мотошлем при езде на скутере или мотоцикле? Какими нормативно-правовыми актами регламентировано использование мотошлема в этом случае? Какое наказание может понести водитель за езду без шлема на мопеде, мотоцикле или скутере? Ответим на эти вопросы в данной статье.
Разработка проекта по переменам ПДД за 2022 год
Новые правила ПДД были разработаны 4 года назад – в 2017 году. А датой их внедрения стал 2022 год (начиная с января). Изначально разработка новых правил ПДД велась с целью урегулировать правила движения под СИМ (вроде электросамокатов и моноколес), что начали получать широкую популярность, но не контроль. Такое положение вещей создавало массу опасных ситуаций для других транспортных средств и пешеходов.
Второй этап разработки датируется октябрем 2022 года. Тогда Минтранс начал проработку корректировок уже выполненных изменений в ПДД, благодаря чему в законы были включены мелкие поправки. Их цель – уточнить и дополнить законы, регулирующие сферу ПДД. Поправки были внесены не только ГИБДД, но московским правительством, а также другими ведомствами.
Минтранс принял изменение в проект о ПДД, но ещё будет проводить различные регламентные процедуры. Сложности возникли в определении статуса граждан, которые управляют привычными самокатами и скейтами. ГИБДД против того, чтобы граждан, которые ездят на рассматриваемых средствах передвижения, причисляли к владельцам СИМ. По мнению представителей ГИБДД, они должны оставаться обычными пешеходами. Но Минтранс против такого определения, аргументируя это тем, что на самокатах разгон может быть достаточно серьезным, чтобы кого-то сбить.
Что поменяется для пешеходов в 2021году
Чтобы пешеходу чувствовать себя в безопасности, как только наступил январь, придется уступать дорогу не только велосипедистам, которые едут на своей части тротуара, но и лицам на электросамокатах, моноколесах. Правило действует только, если участники дорожного движения на СИМ сами не нарушают установленных границ и не мешают прохожим в местах, где ездить запрещается. То ест, водители СИМ могут двигаться только на велодорожке и пересечениях.
Штрафы ПДД 2022 года с января также угрожают пешеходам. Особенно, если человек решит пересечь дорогу в месте, где нет пешеходного перехода любого типа (подземного или надземного). Если переходов нет, идти можно, но по классическим правилам – используя линию тротуаров на перекрестках.
Запрет/разрешение передвигаться между рядами для байкеров в 2022 – новый законопроект
В последние годы ведутся активные разработки закона об ужесточении ответственности владельцев мотоциклов. Это касается случаев несоблюдения боковых дистанций и лавирования между рядов. Последний законопроект предполагает введение штрафа для байкеров за движение в междурядье в размере до 5 тысяч рублей. Наказанием также может стать лишение прав на срок 3-6 месяцев. Пока еще идут обсуждения возможных изменений в ПДД.
Предположения о запрете передвижения двухколесных ТС между полос являются абсурдными. Во многих источниках уже появилась неверная информация о том, что мотоциклистам уже запретили ездить между рядов. На самом деле им нельзя двигаться по разметке. Ужесточения правила только обсуждаются в Госдуме. Занимая один ряд с автомобилем, байкер может в той же полосе сформировать второй ряд, соблюдая ПДД.
Правила проезда на самокатах с 1 марта 2023 года
Масштабные поправки ждут водителей электросамокатов, моноколес и гироскутеров. Теперь такие устройства получили статус средств индивидуальной мобильности (СИМ). Во-первых, скорость на самокате должна быть не выше 25 км/ч, во вторых, масса электросамоката, на котором можно ехать по тротуарам и велодорожкам, должна быть не больше 35 кг. Приоритет на тротуарах остается у пешеходов, а для перехода дороги водителям электросамокатов придется спешиться. И, наконец, водители электросамокатов смогут ездить вместе с велосипедистами по правому краю проезжей части. Правда, разрешено это будет только лицам с 14 лет и на дорогах с разрешенной скоростью не более 60 км/ч. На тех улицах, где допустимая скорость выше 80 км/ч, проезд самокатов запрещен.
Даже шуточное катание на мотоцикле в деревне или на даче, может стать причиной получения штрафа, в соответствии со следующими законодательными нормативами.
Таблица 2. Наказание за несоблюдение закона при езде на мотоцикле.
Норма закона | Величина штрафа | Нарушение |
ст. 12.23 КоАП РФ | 3 000 руб. | Несоблюдение правил перевозки пассажиров |
Ст. 12.6 КоАП РФ | 1 000 руб. | Езда или перевозка пассажиров без шлемов или с не застёгнутыми ремнями |
Даже опытные байкеры не рекомендуют катания маленького ребёнка на двухколёсном друге понимая всю опасность данной затеи.
Уважаем закон что бы не получить штраф
Когда вы отправляетесь в путь не один, помните, что правилами предусмотрен штраф, если не выполняется следующее:
- На пассажире должен быть застегнутый мотоциклетный шлем.
- Байк надо оснастить задним сиденьем.
- Высадка, посадка производится при полной остановке: сторона, где располагаются обочина, тротуар. Желательно для этих целей использовать места парковки.
- Если во время следования ощущается неисправность, требуется выполнить остановку, ссадить пассажира.
- При перевозке детей действует ограничение по скорости – до 50 км/ч.
- Если ребенку не исполнилось 12 лет, он перевозится впереди водителя или в мотоколяске, дополнительно оборудованной специальным детским автокреслом. Также можно посадить его со взрослым.
Максимально допустимая скорость
Максимально допустимая скорость для средств передвижения данного вида – стандартная, она определяется знаками и разметкой. Существует достаточно много нюансов, тонкостей – связанных с соблюдением скоростного режима.
Многие ТС категории А могут разгоняться до внушительных скоростей – вплоть до в 2 и 3 раза превышающих максимально допустимую на территории РФ.
Руководствоваться следует стандартными знаками – предписывающими, ограничивающими и другими. Со всеми ними важно ознакомиться и соблюдать соответствующие предписания. Так как таковое – в первую очередь в интересах самих водителей.
Так как в случае ДТП, особенно на скорости более 60 км/ч, вероятность выжить крайне мала. Обгон мотоцикла другим мотоциклом необходимо выполнять стандартным образом.
Убедиться в отсутствии знаков, разметки запрещающих обгон, а также движущихся по встречной полосе движения ТС.
Отдельно нужно остановиться на том, что при отсутствии бокового прицепа возможно движения одновременно двух рядом водителей. Причем это допускается непосредственно правилами дорожного движения.
Допустимая скорость движения:
В пределах населенных пунктов | двигаться необходимо со скоростью не более 60 км/ч |
за пределами населенного пункта | не более 80 или же иного ограничения |
В зоне пешеходной, внутри дворов | не больше 20 км/ч |
Требования таковые являются вполне стандартными. Они позволяют соблюдать безопасность на проезжей части, а также в других зонах. Важно внимательно следить за дорогой.
Особенно при движении на большой скорости. При сдаче экзамена на права необходимо будет заранее ознакомиться со всеми тонкостями передвижения по трассе.
Как осуществляется буксировка
Осуществляется выполнение процедур с транспортным средством необходимо осуществлять в соответствии с пунктами, отраженными в ПДД.
Существует ряд ситуаций, когда осуществлять процесс буксировки просто не допускается:
- при наличии гололеда – так как управлять неисправной техникой сложно, сохранять устойчивость порой просто невозможно;
- при неисправной системе тормозов или же если не работает рулевое управление – в таком случае прямо запрещено ПДД осуществлять буксировку ТС;
- на гибкой сцепке и без коляски не допускается осуществлять буксировку – так как устойчивость на дороге таковая техника не обладает;
- запрещено за 1 раз осуществлять буксировку сразу двух и большего количества ТС.
Во всех остальных случаях буксировка допускается. Но важно отметить, что требуется обязательно соблюдать целый ряд специальных правил.
Относится ли запрет перевозить пассажиров к категории А со стажем менее 2 лет
Собственно этот абзац возник из-за того, что многие автолюбители готовы понимать п 22.2(1) таким образом, что стаж 2 года относиться лишь к подкатегории А1. Однако в пояснительной справке к постановлению есть следующие строки, которые расставят все точки над И.
Введены ограничения в отношении водителей со стажем вождения до 2 лет. Так, они не могут буксировать управляемыми ими транспортными средствами другие механические транспортные средства. Им также запрещено перевозить людей на мотоцикле (водителям с категорией А, А1) или мопеде (водителям с любой категорией).
Здесь становится окончательно понятным, что ограничения касаются в равной степени как категории А, так и А1. То есть прикрываться категорией А и говорить о том, что она у меня есть и стаж 2 года мне не нужен для перевозки пассажиров, — не получится!
Если мотоцикл с коляской
Дополнительные меры защиты детей должны быть обустроены независимо от их возраста, а также от типа мотоциклетного транспорта.
С коляской машина или без, все равно дополнительные ремни безопасности для детей должны быть обязательно пристегнуты, а не болтаться понапрасну.
Конечно же, если мотоцикл с коляской, то ребенка возрастом менее 12 лет можно надежно укрепить в специальном автомобильном кресле в самой коляске.
Дети же старше 12 лет должны обязательно надевать шлемы и дополнительно пристегиваться специальными ремнями и тентом.
Запрещение такого вида транспортировки как перевозка детей на мотоцикле без коляски до 12 лет необходимо. Ведь маленькие дети не смогут удержаться при движении такого вида транспорта.
Вообще по правилам приветствуется, чтобы ребенок в коляске ехал обязательно на руках у взрослого. Габариты люльки настолько позволяют уместиться взрослому с ребенком, что он мешать не будет.
Но ехать ребенку вообще без взрослого либо без автокресла помещенного в коляску – нельзя. Одного ребенка в пространной коляске очень сложно зафиксировать или обезопасить без дополнительных средств.
Какие транспортные средства относятся к мотоциклам?
В первую очередь рассмотрим пункт 1.2 в котором дается понятие мотоцикл:
«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.
Итак, к мотоциклам относятся двухколесные транспортные средства, которые обладают одной из следующих характеристик:
- Максимальная скорость превышает 50 км/ч.
- Объем двигателя превышает 50 см 3 .
Примечание.
Транспортное средство, у которого максимальная скорость меньше 50 км/ч и объем двигателя не превышает 50 см 3 является с точки зрения ПДД.
Кроме того, к мотоциклам относятся трехколесные и четырехколесные транспортные средства, которые:
- Имеют мотоциклетную посадку или руль мотоциклетного типа.
- Имеют ненагруженную массу 400 кг или менее (550 кг для грузовых транспортных средств) без учета массы аккумуляторов. Данная величина указывается в поле «Масса без нагрузки, kq» на обратной стороне .
- Имеют максимальную эффективную мощность двигателя 15 кВт или менее.
Пешеход, ведущий мотоцикл
«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Водитель мотоцикла, также как велосипедисты и мопедисты, может в любой момент стать пешеходом. Для этого ему достаточно слезть с мотоцикла, а сам мотоцикл повести рядом с собой.
Такой прием мотоциклисты могут использовать для своего удобства:
Например, мотоцикл едет по загородной автодороге, имеющей разделительную полосу. Он хочет повернуть налево (в деревню), однако поворот налево невозможен, т.к. разделительное ограждение проходит через перекресток. Поэтому мотоциклист вынужден проехать прямо и развернуться через несколько километров по специальной разворотной петле.
Однако есть и другой вариант — спешиться и перейти дорогу по пешеходному переходу, который расположен рядом с остановкой общественного транспорта.
Кроме того, нужно помнить, что пешеход, ведущий мотоцикл, на проезжей части должен двигаться попутно потоку транспортных средств, т.е. по правой стороне дороги. Пункт 4.1 ПДД:
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
Обязателен ли шлем на мотоцикле?
Вопрос использования шлема на мотоцикле регламентируется пунктами 2.1 и 5.1 ПДД:
2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:
…
2.1.2. При движении на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями. При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.5.1. Пассажиры обязаны:
-
при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле — быть в застегнутом мотошлеме;
То есть при поездке на мотоцикле, шлем должен быть надет и на водителя, и на пассажиров. В том числе и на пассажиров, которые едут в коляске (люльке).
Где можно ездить велосипедисту
- По правилам взрослым велосипедистам можно кататься по тротуару только в том случае, если рядом нет велосипедной дорожки или велополосы. Таким образом, велосипедная или велопешеходная дорожка — приоритетное место для езды на велосипеде.
- Если дорожки рядом нет или ехать по ней невозможно — полагается ехать по правому краю проезжей части.
- Если по проезжей части двигаться невозможно, например, там стоят машины или ведутся дорожные работы — можно ехать по обочине, в направлении движения автомобилей.
- И если все перечисленные варианты невозможны, допускается движение по тротуару.