Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Процессуальное положение следователя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
К иным участникам уголовного судопроизводства относятся лица, являющиеся источниками доказательственной информации либо привлекаемые для оказания технической или иной помощи (содействия) и удостоверения хода и результатов следственных действий.
Иные участники уголовного судопроизводства
В УПК названы пять таких участников — свидетель, эксперт, специалист, переводчик и понятой. В отличие от других категорий участников уголовного судопроизводства, они не являются сторонами, не наделены никакими властными полномочиями и не имеют по делу ни собственного, ни представляемого интереса. Напротив, незаинтересованность в исходе дела является для них (кроме свидетеля) обязательным условием привлечения к участию в деле.
Процессуальное положение прокурора
Если после принятия заявления к производству будет установлено, что потерпевший в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы, то мировой судья вправе признать обязательным участие в деле законного представителя потерпевшего и прокурора.
Одновременно лицу, в отношении которого избрана мера пресечения, разъясняется порядок обжалования решения об избрании меры пресечения, установленный статьями 123 — 127 настоящего Кодекса.
Если подозреваемый является гражданином или подданным другого государства, то в срок, указанный в части первой настоящей статьи, уведомляется посольство или консульство этого государства.
Процессуальными издержками являются связанные с производством по уголовному делу расходы, которые возмещаются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства.
Процессуальное положение следователя
Следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 41 ст. 5 УПК РФ).
Предварительное следствие производится следователями Следственного комитета Российской Федерации, в том числе военной, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 38, 151 УПК РФ).
Следователи всех министерств и федеральных служб обладают едиными полномочиями и процессуальной самостоятельностью.
В соответствии со ст. 38 УПК РФ следователь уполномочен:
- возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ;
- принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;
- самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;
- давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
- осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 УПК РФ, решение прокурора об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.
Процессуальное положение потерпевшего
При расследовании преступлений, направленных против прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, в уголовном судопроизводстве появляется такой участник, как потерпевший от преступления.
Потерпевший — физическое лицо, которому непосредственно преступлением причинен физический, имущественный или моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации (ст. 42 УПК РФ).
Решение о признании этих лиц потерпевшими оформляется постановлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда.
Гражданский истец
Гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя. Гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда.
Гражданский иск может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции. При предъявлении гражданского иска гражданский истец освобождается от уплаты государственной пошлины.
Материальным основанием признания лица потерпевшим является установление с помощью доказательств факта наличия у него вреда, а процессуальным основанием — наличие в уголовном деле соответствующего постановления или определения, составленных на основании имеющихся в уголовном деле доказательств.
Под вредом в уголовно-процессуальной теории понимается:
- физический вред — нарушение телесной или психической целостности организма личности;
- моральный вред — причинение нравственных страданий, унижение чести и достоинства, умаление авторитета и репутации;
- имущественный вред — умаление (уменьшение) материальных благ.
По уголовным делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть жертвы, права потерпевшего переходят к одному из ее близких родственников. При этом данное положение не может рассматриваться как исключающее возможность наделения правами потерпевшего более одного близкого родственника погибшего.
Частный обвинитель — потерпевший или его законный представитель, представитель по уголовным делам частного обвинения (п. 59 ст. 5 УПК РФ).
В то же время ст. 43 УПК РФ полагает, что частным обвинителем является лицо, подавшее заявление в суд по уголовному делу частного обвинения в порядке, установленном ст. 318 УПК РФ, и поддерживающее обвинение в суде.
Основные задачи участия прокурора в уголовном судопроизводстве
В основе уголовного судопроизводства лежит принцип состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции), предусматривающий, что только один участник судопроизводства должен осуществлять одну уголовно-процессуальную функцию. Прокурор, согласно УПК относится к стороне обвинения, реализующей функции уголовного преследования.
Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
На разных этапах уголовного судопроизводства уголовное преследование имеет собственные формы выражения. Уголовное преследование на досудебных стадиях осуществляется в виде предварительного расследования, а в судебных стадиях – в виде поддержания государственного обвинения.
Уголовно-процессуальный кодекс закрепляет основную роль прокурора в уголовном преследовании. Процессуальное мастерство и активность прокурора в представлении и исследовании доказательств играют приоритетное значение в обеспечении неотвратимости наказания за преступление.
Прокуроры, принимающие участие в рассмотрении уголовных дел, решают следующие задачи:
- совершенствовать работу по поддержанию гособвинения, как действенного средства борьбы с преступностью; первостепенная служебная обязанность прокурорских работников – участие в разбирательстве уголовных дел;
- участвовать в судебном разбирательстве уголовных дел частно-публичного и публичного обвинения, возбужденных мировым судьей;
- регулярно и лично поддерживать государственное обвинение;
- всемерно способствовать установлению судом истины, важной для вынесения справедливого, обоснованного и законного решения;
- обеспечить участие государственных обвинителей в заседаниях судов апелляционной инстанции по уголовным делам (правом кассационного и апелляционного обжалования судебных решений обладает только прокурор) и др.
Одной из основных задач является совершенствование профессионализма государственных обвинителей, не имеющих большого опыта участия в уголовном судопроизводстве. Для этого важно сформировать систему профессионального обучения и переподготовки, совершенствовать весь учебно-методический процесс, привлекать к учебному процессу ученых-юристов и опытных практических работников; распространять и изучать положительный опыт их работы и т.д.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Новосибирской области
По окончании предварительного следствия потерпевший имеет право знакомиться со всеми материалами уголовного дела, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе и с помощью технических средств. В случае, если в деле несколько потерпевших, каждый из них вправе знакомиться с материалами, которые касаются вреда, причиненного данному потерпевшему.
Ознакомившись с приведенными положениями закона, сторонний наблюдатель и в правду может сделать вывод о том, что следователь является независимым участником процесса, уполномоченным проводить расследование, собирать доказательства, оценивать их и в итоге самостоятельно принимать процессуальное решение.
Председательствующий в судебном заседании руководит им, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, соблюдение распорядка в судебном заседании; разъясняет участникам судебного разбирательства их права, обязанности и порядок их осуществления (ст. 243 УПК). Он вправе применять меры воздействия на нарушителей порядка в судебном заседании (ст. 258 УПК).
Прокурор – должностное лицо органа прокуратуры, обладающее полномочиями по осуществлению возложенных на нее функций и задач.
В соответствии с п. 41 ст. 5 УПК следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное расследование. Заметим, что современные взгляды в науке немногим отличаются от прежних. Некоторые авторы продолжают настаивать на осуществлении прокурором функции надзора за законностью [1, С. 15] или правозащитной функции [2. С. 653-654]. И это несмотря на концептуальные изменения уголовно-процессуального законодательства, проводимые в рамках его реформы, в основу которых положен принцип состязательности.
Кроме того, на стадии расследования обвиняемый, не признавший себя виновным, в подтверждение его доводов ходатайствовал о назначении судебной финансово-экономической экспертизы, а также настаивал на проведении очных ставок с лицами, которые, как он полагал, оговорили его.
На мой взгляд, не все дискреционные полномочия, которыми наделен следователь, влияют на качество итогового решения по делу и противоречат принципам, изложенным в ст. 6 УПК РФ. Так, из ст. 152 «Место производства предварительного расследования» следует, что предварительное расследование ведется по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.
В частности, ст. 191 гласит, что при проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, обязательно участие педагога или психолога.
Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства 1. Понятие участника уголовного процесса (судопроизводства).
Правда в законе есть оговорка, что следователь вправе обжаловать указания руководителя, но только вышестоящему руководителю и без приостановления их выполнения. Но только ситуацию это никаким образом не меняет. Все равно последнее слово за руководителем только уже другого уровня.
Несмотря на то что ныне законодатель отказался от данной классификации, она не утратила значения, отражая как функциональные характеристики участников процесса, так и объем принадлежащих им прав и обязанностей. Вот почему в основу изложения материала данной главы настоящего курса положена именно она.
Значительное количество работ посвящено деятельности, пожалуй, одной из самых ключевых фигур уголовного преследования — прокурору, который обладает самыми широкими полномочиями для реализации данной процессуальной функции.
Потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя, согласно требованиям статьи 131 настоящего Кодекса.
Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены УПК, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.
Роль прокурора в обеспечении прав и законных интересов по терпевшего в стадии возбуждения уголовного дела
Ежегодно в Российской Федерации жертвами преступлений становится около 2 млн, человек. И это только по официальным данным о зарегистрированных преступлениях. Соответственно и проблемы касающиеся защиты прав потерпевших носят крупномасштабный характер.
За эффективностью работы правоохранительных органов в России осуществляет надзор прокуратура — единая централизованная система федеральных органов, деятельность которых регулируется рядом законодатель-пых актов, в том числе Конституцией РФ, Федеральным законом от 17 января 1992 года№ 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
В целях защиты прав н свобод человека и гражданина, нарушенных в результате преступления, государство поручает прокуратуре осуществлять уголовное преследование в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, а также обеспечивать надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Как сказал Владимир Устинов в своем интервью, «прокуратура является неким локомотивом, подталкивая работников и административных, и правоохранительных органов на защиту прав, интересов и конституционных свобод наших граждан» .
В документе «Стандарты профессиональной ответственности и изложение (утверждение) основных прав и обязанностей прокуроров», принятом 21 апреля 1999 г. Международной ассоциацией прокуроров, прямо предусматривается, что прокуроры должны уважать, защищать и поддерживать универсальную концепцию человеческого достоинства и прав человека (п. d, g,hcT.l)!.
Совершенно очевидно, что в основе процессуальной деятельности лиц, осуществляющих уголовное преследование, и в первую очередь прокуроров, лежит публичный интерес установления истины, восстановления справедливости и утверждения правопорядка. При этом, безусловно, должны соблюдаться законные интересы и обеспечиваться законные права потерпевшего и других участников судопроизводства. Это один из важнейших аспектов деятельности прокуратуры в досудебных стадиях уголовного судопроизводства должен быть выше любого индивидуального интереса2.
При определении сущности уголовного преследования в досудебных стадиях уголовного процесса принципиальное значение приобретает момент начала реализации этой функции. Досудебное производство определяется как уголовное судопроизводство с момента получения сообщения о преступлении до направления прокурором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу (п. 9 чЛ ст.5 УПК РФ).
Как известно, в советском уголовном процессе основной, определяющей была его досудебная часть. При этом суд был не более чем инстанцией, оформляющей материалы предварительного расследования в обвинительный приговор- В настоящий момент все в корне изменилось.
Специфика деятельности прокурора в досудебном производстве состоит не только в выполнении функций процессуального руководства уголовным преследованием или непосредственного его осуществления. Эта деятельность неразрывно связана с осуществлением функции надзора за соблю дением законов, одним из аспектов которого является надзор за соблюдением прав человека и гражданина» причем не только подозреваемого или обвиняемого, но равно и оказавшегося жертвой расследуемого преступления1. Роль прокурора заключается в том, чтобы, используя свои процессуальные полномочия, обеспечить защиту прав и законных интересов потерпевшего на различных этапах производства по уголовному делу.
Правовое положение прокурора в уголовном судопроизводстве, в том числе и в досудебных стадиях, определенно ст. 37 УПК РФ. Возлагая на прокуроров руководство от имени государства уголовным преследованием и надзором за процессуальной деятельностью органов дознания н предварительного следствия, уголовно-процессуальный закон наделяет их широкими полномочиями.
Начальной стадией досудебного производства является возбуждение уголовного дела. Значительно то, что российский дореволюционный процесс стадии возбуждения уголовного дела не знал. На это обращается внимание в своей работе И, Я. Фойницкий, Первые уголовно-процессуальные кодексы (УПК РСФСР 1922 г,, 1923 г.) также не закрепляли данную часть досудебного производства. Лишь с конца 30-х годов данная стадия приобретает относительно самостоятельное значение. Ныне существующая, ставшая привычной процедура возбуждения уголовного дела сложилась после принятия УПК РСФСР 1960 года-Некоторые ученые предлагают отказаться от стадии возбуждения уголовного дела.
Процессуальное положение прокурора
Прокурор — Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре.
Прокурор в уголовном процессе является должностным лицом, уполномоченным в пределах предоставленной компетенции осуществлять от имени государства:
- уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства;
- ограниченный надзор за соблюдением законов в уголовно-процессуальной деятельности органов предварительного расследования и
- поддержание в суде обвинения, обеспечивая его законность и обоснованность.
Согласно ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной уголовно-процессуальным законом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Обвинение в суде поддерживается прокурором — государственным обвинителем.
Государственный обвинитель — поддерживающее от имени государства обвинение в суде по уголовному делу должностное лицо прокуратуры (п. 6 ст. 5 УПК РФ).
Обвинение — утверждение о совершении определенным лицом деяния, запрещенного уголовным законом, выдвинутое в порядке, установленном процессуальным законом (п. 22 ст. 5 УПК РФ).
Прокурор и его правовой статус в уголовном процессе.
Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК РФ).
Пункт 31 ст. 5 УПК к прокурорам относит Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и иных должностных лиц органов прокуратуры, участвующих в уголовном судопроизводстве и наделенных соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре. Следовательно, вопрос о том, какие должностные лица органов прокуратуры имеют полномочия прокурора должен рассматриваться не иначе как во взаимосвязи с положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Ст. 54 указанного Федерального закона под прокурором понимает Генерального прокурора РФ, его советников, старших помощников, помощников и помощников по особым поручениям, заместителей Генерального прокурора РФ, их помощников по особым поручениям, заместителей, старших помощников и помощников Главного военного прокурора всех нижестоящих прокуроров и их заместителей, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров и прокуроров.
Уголовное преследование в суде как осуществление надзорной функции прокурором
В отечественной юридической науке вопрос о полномочиях прокурора, направлении его деятельности в ходе уголовного судопроизводства обсуждается на протяжении более 140 лет, причем окончательная точка в нем до сих пор не поставлена.
Своеобразным импульсом к возрождению споров о процессуальном положении прокурора в судебном заседании послужило постановление Конституционного Суда РФ от 11.05.2005 г., которым было восстановлено право прокурора на принесение надзорного представления на состоявшееся по делу решение суда по основаниям, ухудшающим положение осужденного1.
Споры эти связаны не столько с механизмом осуществления указанного надзора (он до конца не отработан), а, скорее, с самим представлением о возможности осуществления прокурором надзора в ходе и досудебного, и судебного производства по уголовному делу.
Так, еще А.Ф. Кони говорил о прокурорском надзоре, имеющем на суде особую власть — обвинительную .
Или, скажем, М.С. Строгович, утверждавший, что прокурор «не надзирает за судом, а участвует в деятельности суда в установленных законом формах» . Впоследствии М.С. Строгович изменил свою точку зрения, признав, что «прокурор, выступающий в суде в качестве обвинителя, продолжает сохранять свои функции надзора за законностью»2.
Можно предположить, что трудности в определении процессуального положения прокурора в ходе судебного производства по уголовному делу в значительной мере объясняются еще и отсутствием устойчивости по этому вопросу в законодательных решениях.
Так, если проследить в самых общих чертах тенденции развития российского законодательства, то в них просматривается сначала переход от надзора к обвинению (на рубеже судебной реформы 1864 г.), затем в послереволюционный период — постепенное усиление идеи надзора, а в 1992 г. в рамках новой судебной реформы — возврат к функции обвинения.
Судебная реформа 1864 г. ознаменовала собой поворот прокуратуры от положения всеобщего блюстителя законности, «ока государства» к функции обвинительной власти — «обличения обвиняемых перед судом».
После «слома» в 1917 г. прежней судебной власти перед вновь образованной в 1922 г. прокуратурой в качестве одной из основных задач (первой в перечне) поставлено, «осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц»1.
Что же касается полномочий прокуратуры в области судебной деятельности, то формулировались они по-разному.
Если в Положении 1922 г. указывалось только поддержание обвинения на суде, то в Основах судоустройства Союза ССР и союзных республик, принятых в 1924 г. , к нему добавилось опротестование судебных решений, а в Положении о прокуратуре Союза ССР, утвержденном 17 декабря 1933 г.3, появилось уже и наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями. Правда, в качестве способов такого наблюдения в положении указывались истребование дел, опротестование судебных решений с приостановлением их исполнения. Поэтому в суде первой инстанции поддержание государственного обвинения по-прежнему оставалось единственной функцией прокурора.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Новосибирской области
По окончании предварительного следствия потерпевший имеет право знакомиться со всеми материалами уголовного дела, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе и с помощью технических средств. В случае, если в деле несколько потерпевших, каждый из них вправе знакомиться с материалами, которые касаются вреда, причиненного данному потерпевшему.
Ознакомившись с приведенными положениями закона, сторонний наблюдатель и в правду может сделать вывод о том, что следователь является независимым участником процесса, уполномоченным проводить расследование, собирать доказательства, оценивать их и в итоге самостоятельно принимать процессуальное решение.
Председательствующий в судебном заседании руководит им, обеспечивает состязательность и равноправие сторон, соблюдение распорядка в судебном заседании; разъясняет участникам судебного разбирательства их права, обязанности и порядок их осуществления (ст. 243 УПК). Он вправе применять меры воздействия на нарушителей порядка в судебном заседании (ст. 258 УПК).
Прокурор – должностное лицо органа прокуратуры, обладающее полномочиями по осуществлению возложенных на нее функций и задач.
В соответствии с п. 41 ст. 5 УПК следователь — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное расследование. Заметим, что современные взгляды в науке немногим отличаются от прежних. Некоторые авторы продолжают настаивать на осуществлении прокурором функции надзора за законностью [1, С. 15] или правозащитной функции [2. С. 653-654]. И это несмотря на концептуальные изменения уголовно-процессуального законодательства, проводимые в рамках его реформы, в основу которых положен принцип состязательности.
Кроме того, на стадии расследования обвиняемый, не признавший себя виновным, в подтверждение его доводов ходатайствовал о назначении судебной финансово-экономической экспертизы, а также настаивал на проведении очных ставок с лицами, которые, как он полагал, оговорили его.
На мой взгляд, не все дискреционные полномочия, которыми наделен следователь, влияют на качество итогового решения по делу и противоречат принципам, изложенным в ст. 6 УПК РФ. Так, из ст. 152 «Место производства предварительного расследования» следует, что предварительное расследование ведется по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.
В частности, ст. 191 гласит, что при проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, обязательно участие педагога или психолога.
Понятие и классификация участников уголовного судопроизводства 1. Понятие участника уголовного процесса (судопроизводства).
Правда в законе есть оговорка, что следователь вправе обжаловать указания руководителя, но только вышестоящему руководителю и без приостановления их выполнения. Но только ситуацию это никаким образом не меняет. Все равно последнее слово за руководителем только уже другого уровня.
Несмотря на то что ныне законодатель отказался от данной классификации, она не утратила значения, отражая как функциональные характеристики участников процесса, так и объем принадлежащих им прав и обязанностей. Вот почему в основу изложения материала данной главы настоящего курса положена именно она.
Значительное количество работ посвящено деятельности, пожалуй, одной из самых ключевых фигур уголовного преследования — прокурору, который обладает самыми широкими полномочиями для реализации данной процессуальной функции.
Потерпевшему обеспечивается возмещение имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя, согласно требованиям статьи 131 настоящего Кодекса.
Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены УПК, отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения. В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.
§ 2. Понятие и виды уголовно-процессуальных функций прокурора
В юридической литературе преобладает точка зрения, согласно которой под функцией понимается определенный вид или направление уголовно-процессуальной деятельности. «Уголовно-процессуальная функция — установленная и направляемая законом деятельность компетентного органа или участника процесса по осуществлению задач уголовного судопроизводства»[49]. «Процессуальная функция — это определенное направление, особым образом отграниченная сторона, вид уголовно-процессуальной деятельности»[50]. «Приведенные соображения позволяют определить процессуальные функции в уголовном судопроизводстве как виды (компоненты, части) уголовно-процессуальной деятельности, которые различаются по особым непосредственным целям, достигаемым в итоге производства по делу»[51]. «Под функциями в теории уголовного процесса чаще всего понимают отдельные направления уголовно-процессуальной деятельности»[52].
В 1960-х — начале 1970-х гг. исследователи высказывали схожие точки зрения. Одни под уголовно-процессуальной функцией понимали часть, отдельный вид, отдельное направление уголовно-процессуальной деятельности[53]; другие — специальное назначение и роль участника уголовно-процессуальной деятельности[54].
В приведенных определениях речь идет как о функциях уголовного процесса, так и о функциях его субъектов. Иногда эти понятия не разделяются.
Прав, на наш взгляд, М. Л. Якуб, который признавал право на существование за обеими точками зрения: «В литературе указанное понятие рассматривается, по меньшей мере, в двух аспектах.
Одни авторы рассматривают процессуальные функции как «отдельные виды, отдельные направления уголовно-процессуальной деятельности».
Другие считают, что под этим понятием следует иметь в виду функцию органа или лица, участвующего в процессе… Рассмотрение понятия процессуальной функции в обоих названных аспектах представляется необходимым. В первом случае говорится о том, какие виды процессуальной деятельности характеризуют советский уголовный процесс, что представляет собой каждая из них, т. е. речь идет о расследовании, обвинении, защите и т. п. как таковых. Вопрос же о том, кем, какими органами и лицами выполняется та или иная функция, произволен. В отличие от этого, во втором случае речь идет о функциях каждого органа и лица, участвующего в процессе, разрешается вопрос о том, что составляет функцию суда, прокурора, защитника, эксперта и т. п., о процессуальном назначении каждого из них… Не следует поэтому смешивать понятие процессуальной функции, рассматриваемое в одном из аспектов, с тем же понятием, но рассматриваемым в другом аспекте»[55].
Мы также придерживаемся позиции, что необходимо разграничивать понятия основных функций уголовного процесса (обвинение, защита, разрешение уголовного дела) и функций его субъектов. Первые определяют исторический тип (модель) уголовного процесса, т. е. основной способ разрешения конфликта, связанного с совершением преступления. Сейчас в России данный конфликт решается путем выдвижения обвинения, осуществления защиты от обвинения и рассмотрения спора судом. Однако это не означает, что субъекты уголовного процесса выполняют только эти функции. Для реализации уголовно-процессуальных функций обвинения, защиты и разрешения дела законодательством предусмотрены конкретные механизмы, которые должны обеспечить их реальное и эффективное воплощение в жизнь. С целью обеспечения законности при производстве по уголовным делам на прокурора, начальника следственного отдела, начальника органа дознания и суд возложены, соответственно, функции надзора, ведомственного и судебного контроля. Кроме того, осуществление уголовно-процессуальной деятельности не должно оказывать негативное воздействие на другие сферы человеческой деятельности, в частности, нарушать права и свободы человека и гражданина. Поэтому на прокурора, суд, следователя, дознавателя и орган дознания возложена также правозащитная функция. Отрасль уголовно-процессуального права используется в качестве одного из механизмов борьбы с преступностью, что влечет наделение некоторых субъектов соответствующей функцией. Большую роль в достижении задач и целей уголовного процесса играют правовые гарантии. Такими гарантиями могут служить функции прокурора по руководству процессуальной деятельностью органов предварительного расследования по возбуждению и расследованию уголовных дел, по координации деятельности правоохранительных органов и т. д.
Каждый субъект уголовного процесса выполняет конкретные, закрепленные в законе функции[56]. Не существует абстрактных функций, не привязанных к конкретным субъектам или группе субъектов. Не может уголовный процесс сам по себе выполнять функции уголовного преследования, защиты, расследования, разрешения уголовных дел и т. д. Они существуют в уголовном процессе постольку, поскольку их выполняют конкретные субъекты. Круг их обязанностей значительно шире круга основных функций уголовного процесса. Они определяются исходя из целей и задач, стоящих перед обществом и государством, а также правовых традиций. Отдельно взятый субъект помимо одной основной может одновременно осуществлять другие функции уголовного процесса. Но он не вправе совмещать хотя бы две основные функции. В соответствии с действующим законодательством ни суд, ни прокурор, ни защитник, ни какой-либо другой субъект не могут одновременно совмещать в своей деятельности функции обвинения, защиты и разрешения дел (ч. 2 ст. 15 УПК РФ).
Н��иболее близок к правильному определению функции субъекта уголовного процесса, на наш взгляд, В. В. Шимановский, понимающий под ней «основную (ведущую) процессуальную обязанность, в которой проявляется главное назначение и которой определяется процессуальная роль каждого из участников процесса»[57].
Ни для кого не секрет, что продажные правоохранители следуют букве закона только в случае, когда иное поведение неминуемо приведет к наказанию.
При этом в нижеследующей работе описан механизм судебного принуждения следователя/прокурора к выполнению действий, необходимых для объективного расследования уголовных дел.
Подробная схема оказания судебного давления на следствие изложена в разделе 4. Досудебное следствие.
В случаях столкновения с неправомерными действиями правоохранителей, пригодится информация из раздела 3. Схема быстрого реагирования в случае неправомерных действий, или угроз в ваш адрес со стороны оборотней в погонах.
Также, учитывая высокую значимость умения различать важные и второстепенные улики в уголовном процессе, полезным для ознакомления является раздел 2. Предварительный сбор улик.
Учитывая вышесказанное, если в отношении вас было совершено преступление, наиболее правильным решением станет обращение к молодому адвокату без короны с ТРЕБОВАНИЕМ действовать согласно нижеследующих методических указаний.
В случае если служитель Фемиды станет рассказывать вам о своем профессионализме и желании действовать самостоятельно, НЕ СОГЛАШАЙТЕСЬ на его услуги ! Как показала практика, очень и очень многие адвокаты в Украине не обладают достаточной степенью юридической грамотности для адекватного сопровождения уголовных дел.
Самое первое, что необходимо сделать, если вам “посчастливилось” столкнуться с уголовным правонарушением — это по горячим следам провести оперативный сбор и официальную фиксацию первичной доказательной базы.
Изначально опишем доказательства, которые многими людьми воспринимаются, как важные, но юридически являются косвенными.
Речь пойдет о процессуально не оформленных аудио, видео и фото доказательствах, созданных свидетелями в момент совершения преступления.
Если аудио, видео, или фото фиксация производилась в рамках запланированного следственного мероприятия, то такие доказательства суд сочтет достоверными. В ином случае аудио, видео и фото документы будут пологаться косвенными уликами, ввиду возможности монтажа.
Отметим, что исключением могут стать камеры видеонаблюдения.
С юридической точки зрения, незнакомые с вами владельцы камер видеонаблюдения являются незаинтересованными лицами, потому видео, снятое их оборудованием, суд посчитает достоверными.
Также не забывайте, что созданные свидетелями видео материалы можно использовать для публикации в СМИ и соц. сетях.
Законное представительство
Профессиональное представительство может быть договорным и законным.
Адвокат – представитель на законных основаниях восполняет процессуальную неспособность участника уголовного процесса, которая обусловлена многими факторами: возрастом, состоянием здоровья. Юридические лица могут быть представлены руководителями или сотрудниками из штата.
Здесь необходимо отметить, что если потерпевший лишен права обращения за квалифицированной юридической помощью к тому юристу, которого он предпочитает и видит в качестве своего защитника, это нарушает свободу выбора и вынуждает потерпевшего использовать только один предложенный способ защиты, а стало быть нарушает ст. 52 Конституции. В этой связи статья 45 Уголовно-процессуального требует изменений. В юридических источниках высказывалась точка зрения об обязательном закреплении адвоката за несовершеннолетними, недееспособными. Однако законное представительство именно для этого и существует. Органы предварительного расследования и суда обязаны обеспечить законных представителей таким гражданам и предоставить им возможность реализовать свое право. Законный представитель может ходатайствовать о допуске к процессу второго адвоката.
Это подтверждает позиция Верховного Суда, в постановлении Пленума № 17 от 29.06.2010г. говорится о том, что несовершеннолетний или лицо, лишенное возможности самостоятельно защищать свои права, оказавшиеся в роли потерпевшей стороны, должен быть обеспечен в обязательном порядке законным представителем. Если выясняется, что законный представитель действует не в интересах потерпевшей стороны, суд определяет отстранить данного представителя и принимает меры к назначению другого законного представителя или представителя органа опеки и попечительства.
Совершено преступление, нанесение тяжких телесных повреждений. Потерпевшая Мария, 27 лет, находящаяся в состоянии комы после причинения вреда ее здоровью, не имеет возможности принимать участие в деле, поручить защиту своих интересов она тоже не в состоянии. По закону к обязательному участию в деле должен быть привлечен законный представитель, если это несовершеннолетний или лицо недееспособное. Мария достигла совершеннолетия и не является признанной в установленном порядке недееспособной. Родители, являющиеся официальными опекунами Марии, быть законными представителями по формальным юридическим причинам не могли. Несмотря на это следователь определил допустить к участию в деле отца потерпевшей, который, в свою очередь, выдал доверенность гражданскому мужу Марии, чтобы тот представлял ее интересы. Последний обратился за помощью к адвокату, поскольку дело было сложным и требовались профессиональные юридические знания. Все три представителя правомерно привлекались к участию в процессе, однако их статус неоднократно ставился под сомнение в ходе судебного разбирательства.
Адвокат-представитель
Но следует отметить, что пригласить адвоката может не каждый законный представитель. Бывает и такое, когда у потерпевшего нет родственников или они действуют ему во вред, а органы опеки и попечительства не заинтересованы в защите прав потерпевшего. В таких ситуациях вопрос о привлечении адвоката абсолютно правомерен. Следователь, дознаватель, суд должны предпринять меры по привлечению адвоката.
Полномочия адвоката подтверждает ордер адвокатского образования, другие представители подтверждают свои полномочия доверенностью, заявлением потерпевшего. Суд принимает решение о допуске данного лица к процессу, после того, как убедится, что обстоятельства, исключающие участие этого лица в процессе, отсутствуют.
Представитель пользуется всеми правами представляемого им лица. При участии представителя само лицо также может участвовать в процессе и защищать свои права.
Конечно, адвокат-представитель давать показания за потерпевшего не может. Дача показаний – исключительная прерогатива истца, который имеет сведения, значимые для дела и принимал непосредственное участие в расследуемом событии.
Представитель не может давать показания об обстоятельствах, которые значимы для дела, потому что сведения получены в процессе оказания профессиональной юридической помощи.
Но адвокат – представитель может пояснять обстоятельства гражданского иска, давать обоснование действиям.
Частный обвинитель в уголовном процессе
Частный обвинитель — это лицо, подавшее заявление в суд по уголовному делу частного обвинения в порядке, установленном ст. 318 уголовно-процессуального кодекса и поддерживающее обвинение в суде (ч. 1 ст. 43 УПК РФ).
К делам частного обвинения ч. 2 ст. 20 УПК относит уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ч. 1 ст. 116 (побои), ч. 1 ст. 129 (клевета без квалифицирующих признаков) и ст. 130 (оскорбление) УК РФ.
Основные особенности производства по данным уголовным делам состоят в том, что они:
- возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя;
- подлежат обязательному прекращению в случае примирения потерпевшего с обвиняемым;
- по общему правилу предварительное расследование по данным делам законом не предусмотрено, они рассматриваются и разрешаются мировым судьями в особой процессуальной форме, предусмотренной ст. 318, 319 и 321 УПК.
Особенности производства по делам частного обвинения обусловлены тем, что степень общественной опасности указанных преступлений невелика, при этом их объектом выступают частные интересы. Раскрытие таких преступлений не вызывает трудностей, в связи с чем потерпевший сам может осуществлять в порядке частного обвинения уголовное преследование лица, совершившего в отношении него преступление. Соответственно противоположными сторонами уголовно-правового конфликта являются только потерпевший и обвиняемый.
Вмешательство же государства в вопросы частной жизни без инициативы на то потерпевшего потенциально может причинить еще более существенный вред интересам пострадавшего лица, чем само преступление.
Частный обвинитель — это тот же потерпевший, но в рамках производства по делам частного обвинения. Термин «частный обвинитель» используется в УПК для обозначения особого правового статуса (правового модуса) потерпевшего или его законного представителя. Отличия правового статуса частного обвинителя от правового статуса потерпевшего состоят в том, что закон наделяет данное лицо правом самостоятельно сформулировать обвинение и поддерживать его перед судом. Права частного обвинителя определяются в ч. 2 ст. 43 УПК ссылкой на соответствующие права государственного обвинителя, которые последний имеет в судебном разбирательстве (ч. 4. 5 и 6 ст. 246 УПК). Таким образом, потерпевший по делам частного обвинения имеет права аналогичные правам государственного обвинителя.