Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Структура власти РФ 2024 схема работы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
Органы власти в РФ: структура и полномочия
Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа. Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.
обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;
Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.
обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;
Зачем нужно разделение властей?
Цель разделения властей – создать систему «сдержек и противовесов», которая минимизирует ошибки в управлении государством, а также не допустит возвышения одной из властей над другими, предотвратив утверждения авторитаризма и диктатуры.
Например, независимые суды позволяют человеку эффективно защищать свои права, даже если их нарушает государство. В стране, где существует реальное разделение властей, гражданин может судиться с чиновниками и побеждать их — ведь исполнительная власть не может приказать судье принять нужное решение или уволить его.
Другой пример: независимая законодательная власть не позволит главе государства узурпировать власть и стать диктатором. Парламент, избранный народом и независимый от президента, короля или премьер-министра, откажется принимать законы о расширении полномочий исполнительной власти. А в случае злоупотреблений — объявит импичмент, то есть отрешит главу государства от власти.
ОСНОВНЫЕ ВЕТВИ ВЛАСТИ.
Сущность законодательной власти состоит в принятии законов, выступающих высшей формой выражения воли народа. Кроме законодательной она выполняет ряд важных функций: финансовую (утверждение государственного бюджета); распорядительную (формирование высших исполнительных и судебных органов); контроль за деятельностью исполнительной власти.
Законодательная власть носит представительный характер. Она состоит из системы органов государства, имеющих право на приятие законов. К ним относятся:
• Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган Российской Федерации;
• законодательно-представительные институты республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, осуществляющие собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативно-правовых актов.
По предметам ведения в РФ принимаются ФКЗ и ФЗ, обладающие прямым действием на всей территории страны. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ. ФЗ не могут противоречить конституционным законам. Законодательная власть на любом уровне функционирует в тесной взаимосвязи с другими ветвями власти.
Исполнительная власть призвана обеспечивать реализацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории страны.
Систему органов исполнительной власти России составляют федеральные органы исполнительной власти (правительство РФ и его подразделения) и органы исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти могут передавать часть своих полномочий органам исполнительной власти субъектов РФ, если это не противоречит Конституции и федеральным законам.
Судебная власть – вид государственной власти, отвечающий за осуществление правосудия. Правосудие является одним из видов государственной деятельности, направленной на разрешение социальных конфликтов, которые связаны с нарушением норм права, путем гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Суды – специальные органы, посредством которых реализуется судебная власть.
Судебная система РФ состоит из трех ветвей:
• Конституционный суд России и конституционные (уставные) суды в субъектах РФ;
• суды общей юрисдикции, осуществляющие уголовное, гражданское, административное и другие виды судопроизводства;
• арбитражные суды.
Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и ФЗ, а не политической целесообразности, политическим взглядам и интересам, программам политических институтов; судьи неприкосновенны и несменяемы. Конституция РФ устанавливает также, что финансирование судей должно производиться только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
В чем суть механизма сдержек и противовесов
Джеймс Мэдисон работал над тем, чтобы разработать эффективную модель реализации разделения властей. Здесь и появился механизм сдержек и противовесов, суть которого заключается в частичном совпадении полномочий ветвей власти. В Америке такой механизм используется и по сей день. Самый простой пример следующий: президент – это исполнительная власть, но тем не менее он имеет право вето и может использовать его в отношении издаваемых законов. Такие же сдержки есть и у судебной власти: суд может признать законодательный акт недействительным, если тот противоречит положениям Конституции. Благодаря таким механизмам другие ветви власти могут сдерживать законодательную. Также конгресс, который представляет законодательную власть, ратифицирует решения президента по поводу назначения в органы судебной и исполнительной власти. В итоге мы имеем дело с четким балансом между тремя ветвями власти, который обеспечивают они себе сами. Только благодаря взаимодействию, взаимоограничению и тому, что реализуется этот механизм только при помощи правовых мер, мы можем говорить об эффективной работе 3 ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной.
Мишустин утвердил изменения в структуре аппарата правительства
-
Указ Президента РФ от 30.01.2021 N 56
«О внесении изменений в сводный перечень государственных должностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32»
-
Указ Президента РФ от 28.01.2021 N 53
«О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в Федеративной Республике Бразилии»
-
Указ Президента РФ от 28.01.2021 N 52
«Об Акопове С.П.»
-
Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения (при осуществлении регистрационной деятельности с транспортными средствами)
(утв. МВД России)
-
Информация ФНС России
«Уведомления о переходе на уплату НДФЛ с фиксированной прибыли КИК за 2020 год можно представить до 1 февраля»
-
Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий, иных разрешений, аккредитации в сфере недропользования
(утв. Роснедрами 28.01.2021)
На этот орган государство возлагает выполнение следующих задач:
- организация системы с данными плательщиками страховых взносов;
- получение взносов, которые используются для финансирования выплат;
- персональный учет страховых взносов, которые поступают от граждан, осуществляющих трудовую деятельность;
- сотрудничество в компетентных вопросах на международном и межгосударственном уровне;
- организация полагающихся взысканий с работодателей (например, образование профессионального заболевания);
- проведение научной и исследовательской работы в сфере пенсионного страхования.
Кроме пенсионных выплат ПФ оказывает другие социальные услуги. Он является юридическим лицом, имеющим наименование и печать.
Дирекция ПФ представляет собой исполнительный орган и выполняет следующие полномочия:
- управление средствами;
- выполнения решения Правления;
- руководство работой отделений по регионам;
- контроль за деятельностью региональных подразделений.
Месторасположение исполнительной дирекции – город Москва.
Граждане и юридические лица, которые являются участниками системы обязательного страхования, обращаются в управления и клиентские службы. Данные организации осуществляют работу под руководством отделений Пенсионного фонда России.
К их полномочиям относится адресная помощь пенсионерам, реализация пенсионной программы. Также они проводят назначение и реализацию социальных выплат, выдачу сертификатов на получение материнского капитала.
Путин анонсировал перемены в судебной системе. Каких реформ ожидать
Кроме этого в системе судов общей юрисдикции выделяют суды гражданские и военные. Судебная система играет важную роль в построении гражданского общества и развитии национальной экономики. Независимое и беспристрастное разрешение судами споров является одним из условий обеспечения инвестиционной привлекательности России и повышения предпринимательской активности.
Возможность передачи дел между судами, переход от одного вида производства к другому. Так, арбитражный суд обязан при необходимости передать дело в суд общей юрисдикции того же субъекта РФ с дальнейшей передачей по подсудности (ст.
Данные суды осуществляют деятельность по обеспечению правосудия в гражданских, уголовных делах и спорах об административных правонарушениях. К судам общей юрисдикции относятся суды субъектов РФ, в том числе районные и городские суды.
Начнём с судов, которые напрямую будут подчиняться Конституционному суду. Здесь всё максимально просто. Если бы в России с её огромной территорией существовал бы только один Конституционный суд, то он не смог бы осилить весь объём запросов, поступающих в него. Поэтому у каждого субъекта есть свой Конституционный суд.
Согласно конституционным положениям, по представлению Президента могут быть прекращены Советом Федерации полномочия судей «высших судов», включая их председателей и заместителей председателей – Конституционного Суда, Верховного Суда; кассационных и апелляционных судов, включая военные, арбитражные и Суда по интеллектуальным правам.
Прогнозов о том, сколько постановлений Пленума ВС РФ будет принято в этом году, Суд пока не делает, но в планах на ближайшую перспективу, по словам Вячеслава Лебедева, как минимум разъяснение вопросов применения законодательства о досудебном урегулировании споров, о залоге, а также антимонопольного законодательства.
Каждый из вышеназванных судов станет действовать только в пределах своего округа. Государство создаёт девять кассационных и пять апелляционных судов и столько же, совмещенных с ними округов. В кассационный округ (в зависимости от его размера) войдёт от 7 до 13 областей, краев, республик и городов федерального значения. Так, например, первый кассационный суд будет осуществлять проверку судебных актов судов Московской области, Тульской области, Курской, Белгородской, Брянской, Воронежской, Калужской, Липецкой, Орловской, Пензенской, Саратовской, Нижегородской области, а также Мордовии. Законодатель решил разместить его в Саратове. Следовательно, жалобы и представления на решения судов Московской области придется отправлять в Саратов, где они и станут рассматриваться в кассационном порядке. Москвичам в этом отношении повезло несколько больше. Им не надо будет ехать в другой город или тратить деньги на отправку жалоб. Их (то есть второй кассационный суд) разместится в Москве. Поэтому жалобы на решения московских судов будут рассматриваться в столице. В зону деятельности второго кассационного суда войдут Владимирская, Ивановская, Костромская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, и Ярославская области, ну и, конечно, сама Москва.
Звеном судебной системы считаются суды, наделенные однородными полномочиями и имеющие единую структуру [9]. В единую судебную систему РФ входит подсистема судов общей юрисдикции. Эти суды осуществляют судебную власть посредством уголовного, гражданского и административного судопроизводства.
Мишустин создал в аппарате правительства семь профильных департаментов
Постоянный приток в Москву новых жителей не остается незамеченным. В городе постоянно ведется строительство жилых домов не только коммерческими застройщиками, но и правительством столицы.
В 2021 году планируется построить за счет средств бюджета более 3 млн. кв. метров жилья. Часть финансируется в рамках программы реновации, остальное – в рамках адресной инвестиционной программы.
- 1 История Правительства Москвы
- 2 Структура органов исполнительной власти города Москвы
- 2.1 Правительство Москвы
- 2.2 Органы исполнительной власти, подчинённые Правительству Москвы
- 2.3 Аппарат Мэра и Правительства Москвы
- 3 Общие сведения
- 4 См. также
- 5 Ссылки
В советский период вместо Правительства Москвы существовал Исполнительный комитет Московского городского совета депутатов трудящихся.
Порядковые номера чиновников проставлены для наглядности, чтобы видеть — какие органы исполнительной власти каким чиновникам подчиняются.
- Мэр Москвы
- Первые заместители Мэра Москвы в Правительстве Москвы
- № 1 Руководитель Комплекса городского хозяйства Москвы
- № 2 Руководитель Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы
- № 3 Руководитель Комплекса экономической политики и развития города Москвы
- № 4 Руководитель Комплекса социальной сферы города Москвы
- б/н Руководитель Аппарата Мэра и Правительства Москвы
- Заместители Мэра Москвы в Правительстве Москвы
- № 5 Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Комплекса имущественно-земельных отношений города Москвы
- № 6 Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам межрегионального сотрудничества, массовых коммуникаций, спорта и туризма
- № 7 Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам контроля за инвестициями и контрактами
- № 8 Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, полномочный представитель Мэра Москвы в Московской городской Думе
- Министры Правительства Москвы
- № 9 Руководитель Департамента науки и промышленной политики города Москвы
- № 10 Руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы
- № 11 Руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
- № 12 Руководитель Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы
- № 13 Руководитель Департамента продовольственных ресурсов города Москвы
- № 14 Руководитель Департамента финансов города Москвы
- № 15 Руководитель Департамента земельных ресурсов города Москвы (см. примечание чуть ниже)
- Префекты административных округов в ранге министров Правительства Москвы
- Префект Центрального административного округа города Москвы
- Префект Северного административного округа города Москвы
- Префект Северо-Восточного административного округа города Москвы
- Префект Восточного административного округа города Москвы
- Префект Юго-Восточного административного округа города Москвы
- Префект Центрального административного округа города Москвы
- Префект Южного административного округа города Москвы
- Префект Юго-Западного административного округа города Москвы
- Префект Западного административного округа города Москвы
- Префект Северо-Западного административного округа города Москвы
- Префект Зеленоградского административного округа города Москвы
Примечание: все указанные чиновники Правительства Москвы подчиняются Мэру Москвы. Только руководитель Департамента земельных ресурсов (чиновник № 15) подчиняется руководителю Комплекса имущественно-земельных отношений (чиновник № 5). А руководитель этого комплекса — подчиняется уже Мэру, как и все остальные указанные здесь чиновники.
Аппарат Мэра и Правительства Москвы — государственный орган, созданный для обеспечения деятельности членов правительства. Это их личные канцелярии («секретариаты») и службы. Аппарат Правительства состоит из 1 руководителя, 2 первых заместителей, 5 заместителей, 24 структурных подразделений. Структурные подразделения не являются самостоятельными юридическими лицами.
- Руководители Аппарата Мэра и Правительства Москвы:
- Руководитель Аппарата Мэра и Правительства Москвы (в ранге первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы)
- Первый заместитель руководителя Аппарата
- Первый заместитель руководителя Аппарата, управляющий делами Мэра и Правительства Москвы
- Заместитель руководителя Аппарата
- Заместитель руководителя Аппарата (другой)
- Заместитель руководителя Аппарата, начальник Правового управления
- Заместитель руководителя Аппарата, начальник Управления государственной службы и кадров
- Заместитель руководителя Аппарата, начальник Управления Мэра
- Структурные подразделения Аппарата Мэра и Правительства Москвы (24 подразделения)
- а) Подчиняющиеся Мэру
- Управление Мэра Москвы
- Оперативно-распорядительное управление Мэра Москвы
- Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы (на правах департамента)
- б) Подчиняющиеся Мэру и руководителю Аппарата Мэра
- Правовое управление Правительства Москвы
- Управление государственной службы и кадров Правительства Москвы
- в) Подчиняющиеся руков��дителю Аппарата Мэра
- Управление по координации и развитию административной реформы Правительства Москвы (упразднено 24 июня 2008 г.)
- Организационно-аналитическое управление Правительства Москвы
- Управление по организации работы с документами Правительства Москвы
- Протокольный отдел Правительства Москвы (на правах управления)
- Приемная Правительства Москвы (на правах управления)
- г) Подчинение данных подразделений не обнаружено в источниках, предположительно — руководителю аппарата
- Первое управление Правительства Москвы
- Второе управление Правительства Москвы
- Управление координации деятельности по обеспечению безопасности города Москвы
- д) Подразделения, по основным вопросам своей деятельности, подчиняющиеся чиновникам, деятельность которых они обеспечивают.
- Управление координации деятельности Комплекса городского хозяйства (подчиняется руководителю этого комплекса)
- Управление координации деятельности Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы (тоже)
- Управление координации деятельности Комплекса экономической политики и развития города Москвы (тоже)
- Управление координации деятельности Комплекса социальной сферы города Москвы (тоже)
- Управление по связям с органами законодательной и исполнительной власти Правительства Москвы (контролируется и координируется заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы, полномочным представителем Мэра Москвы в Московской городской Думе.)
- Отдел заместителя Мэра в Правительстве Москвы, руководителя Комплекса имущественно-земельных отношений города Москвы (Образован для непосредственного обеспечения полномочий заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителя Департамента имущества города Москвы, руководителя Комплекса имущественно-земельных отношений города Москвы)
- Отдел заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам межрегионального сотрудничества, массовых коммуникаций, спорта и туризма (Образован для непосредственного обеспечения деятельности заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам межрегионального сотрудничества, массовых коммуникаций, спорта и туризма.)
- Отдел заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, полномочного представителя Мэра Москвы в Московской городской Думе (Отдел является рабочим органом заместителя Премьера (Мэра) Правительства Москвы, полномочного представителя Мэра в Московской городской Думе и работает под его непосредственным руководством)
- Отдел законопроектных работ Правительства Москвы Центра законотворчества Москвы (Является структурным подразделением Аппарата Правительства Москвы, организующим в пределах своих полномочий деятельность органов исполнительной власти города Москвы в области законопроектной работы. Контроль за выполнением Постановления об утверждении положения об отделе возложен на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, полномочного представителя Мэра Москвы в Московской городской Думе)
- Группа по обеспечению деятельности Общественно-экспертного совета по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы (Действует под руководством руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы и советника Мэра — председателя Общественно-экспертного совета по малому предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы и возглавляется советником — ответственным секретарем Совета. Группа в своей деятельности взаимодействует со структурными подразделениями Аппарата Мэра и Правительства Москвы, Аппаратом Московской городской Думы, Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы, с иными органами государственной власти и местного самоуправления, организациями и гражданами. Одна из задач — правовое, аналитическое, информационно-справочное, организационное, документационное и другое обеспечение деятельности Совета.)
- а) Подчиняющиеся Мэру
Примечание. Длинные названия двух подразделений не позволяют создать новые статьи с их полным наименованием. Пришлось немного урезать наименования, использована максимальная длина названия статей. В тексте названия отображены полностью.
Таким образом видно, что:
Правительству подчиняется 51 огран исполнительной власти, не считая Аппарт Мэра и Правительства Москвы, префектуры административных округов и управы районов.
Мэру Москвы подчиняется 21 структура (и ещё 2 совместного подчинения):
- 6 органов исполнительной власти (департаменты), руководители которых входят в состав правительства и являются министрами.
- 12 органов исполнительной власти, руководители которых не являются членами правительства
- 3 подразделения Аппарата Мэра и Правительства Москвы
Совместно Мэру Москвы и руководителю Аппарата Правительства Москвы подчиняются:
- 2 подразделения
Первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителю Комплекса городского хозяйства Москвы подчиняется 6 структур:
- 5 органов исполнительной власти
- 1 подразделение Аппарата Мэра и Прамительства Москвы
Первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителю Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Москвы подчиняется 4 структуры:
- 3 ограна исполнительной власти
- 1 подразделение Аппарата Мэра и Правителства Москвы
Первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителю Комплекса экономической политики и развития города Москвы подчиняется 5 стру��тур:
- 4 органа исполнительной власти
- 1 подразделение Аппарата Мэра и Правителства Москвы
Система и структура органов исполнительной власти РФ
Следует помнить, что слова «система» и «структура» схожи по смыслу, но их необходимо различать. Если система означает совокупность элементов в связях, то структура — их расположение.
Конституция Российской Федерации (ч. 2 ст. 77) устанавливает, что в пределах ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Единая система предполагает определенную связь по вертикали и обозначает не что иное, как совокупность различных субъектов управления, подведомственных соответствующему центру. При этом в соответствии со ст. 78 федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальныеорганы. Действующие нормативные акты (указы Президента РФ и иные нормативные правовые акты) предполагают наличие целостной системы федеральных (например, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, государственные комитеты).
В субъектах Российской Федерации исполнительная власть в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституции (устава), законов и иных
нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации. Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации. Высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует иные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Среди ученых-административистов не сложилось в настоящее время единого мнения о том, какие же субъекты исполнительной власти входят в ее систему. Как правило, в систему федеральных органов исполнительной власти включают Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также появившиеся в сентябре 2007 г. государственные комитеты.
В систему органов исполнительной власти субъектов РФ входят высший орган исполнительной власти субъекта РФ, иные органы исполнительной власти субъекта РФ. По поводу Президента РФ мнения разделились: большая часть ученых не относит его к исполнительной власти, некоторые считают, что он является «особым субъектом РФ». Систему субъектов исполнительной власти в Российской Федерации можно представить следующим образом:
Президент Российской Федерации (совместно с его аппаратом — Администрацией Президента РФ);
Правительство Российской Федерации;
федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, государственные комитеты) совместно со своими территориальными органами;
Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах;
главы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (президенты, главы администраций);
правительства субъектов Российской Федерации;
иные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
главы муниципальных образований и органы местного самоуправления (исключительно в части полномочий, наделенных государственными органами исполнительной власти).
Под термином «структура» (от лат. structura — строение, расположение, порядок) понимается строение, внутреннее устройство. В юриспруденции, как правило, это понятие используется для определения внутреннего строения какого-либо органа, его расположения в системе органов. Оно используется также при определении общего штатного расписания органа, при его наименовании, установлении его структурных подразделений, определении заработной платы сотрудников. Другими словами, под структурой органа исполнительной власти понимается строение и внутренняя форма организации системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами. В ней выделяются два компонента — строение, совокупность элементов и система отношений между ними.
Наличие у каждого органа управления, в том числе определеннойструктуры предопределяет эффективную деятельность органов исполнительной власти, распределение полномочий, задач, функций и ответственности за результаты управленческой работы.
Организационная обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа (с их наименованиями), должностей и их количества, должностных окладов.
Порядок составления и утверждения штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной власти.
В положениях о федеральных органах исполнительной власти используются также термины «типовыеструктуры», «типовые штаты», «норматив штатной численности» органов, управлений, организаций, подчиненных соответствующему федеральному министерству или непосредственно Правительству РФ.
Типовая структура — это документ, устанавливающий перечень необходимых в соответствующем органе илиорганизации структурных подразделений с указанием их наименований (в некоторых случаях с указанием их основных задач и функций).
Типовые штаты — это акт, включающий в себя нормы, которые определяют:
количество государственных служащих, иных сотрудников и работников структурных подразделенийорганов, организаций, предприятий и учреждений;
количественное соотношение различных групп лиц, выполняющих полномочия и функции соответствующейорганизации (руководители, должностные лица, исполнители, иные сотрудники и работники);
количественное соотношение персонала управления и реального объема деятельности органа илиорганизации.
Норматив штатной численности — это документ, устанавливающий предельное число лиц, занятых осуществлением функций и полномочий соответствующих органов и организаций.
От организационной структуры зависит специализация и конкретизация управления, его комплексность, правильность распределения нагрузки между различными частями. Рациональная структура позволяет с меньшими затратами времени и сил и более квалифицированно решать задачи, создает условия для согласованной и четкой работы.
В целом, структуры управления обладают множеством признаков, которые могут быть использованы в качестве критериев их группировки.
Государственное управление на территории субъектов федерации
Следует отметить, что структура власти имеет специфический вид, если мы говорим о субъектах федерации. Территориальные образования государства управляются посредством собственных органов. При этом разграничение власти общефедеральной и локальной происходит на уровне Конституции. Помимо этого, достаточно интересным является вопрос местного самоуправления. Согласно положениям Конституции, данная сфера регулирования не относится ни к одной ветви власти и является совершенно самостоятельным образованием. Её главной целью есть не что иное как обеспечение нормальной жизнедеятельности территориальной группы населения.
Итак, в статье была представлена структура органов государственной власти в Российской Федерации, существующая на сегодняшний день. Стоит отметить, что её деятельность является эффективной, если учитывать особенности современного мира. Но теоретические и практические инновации в этой области необходимы, если мы хотим построить действительно демократическое государство.
Абсолютно все мировые державы существуют благодаря власти. Эта сила проявляется в полном контроле высших органов, верхушки или даже личности над обществом страны. Учение власти знакомо человечеству с давних времён. Благодаря власти создавались империи и рушились цивилизации, объединялись народы и вымирали общности. Сегодня этот термин приобрёл совершенно новое значение. Власть перестала быть насильственной, нечеловечной. Гражданин любой правовой державы понятие «власть» представляет как веление высших государственных органов, благодаря которым держава функционирует и представляется на мировой арене. Государственная власть имеет структуру, методы и цели функционирования. Причём в каждой стране эти факторы строятся и взаимодействуют совершенно по-разному. Мы попытаемся понять принципы государственной власти на примере Российской Федерации, потому что именно в этой стране можно увидеть грамотно построенную структуру высших органов державного функционирования. Но прежде всего нужно разобраться с историей и значением термина «власть», который формировался много веков подряд философами и юристами.
Органы законодательной власти
Структура государственной власти в России включает в себя как один из обязательных элементов полномочие осуществлять исполнительную власть. Этим термином обозначается возможность управления государством в области законодательства. Другими словами, исключительным правом органов этой ветви является законотворчество. Как правило, законодательной властью наделён один из органов, который, по сути, её осуществляет, приводит механизм в действие. Также подобные органы имеют ряд функций, например: принятие государственного бюджета, формирование или контроль правительства, ратификация международных договоров, объявление, прекращение войны. В Российской Федерации ветвь законодательной власти реализуется через двухпалатный парламент, который имеет название Федеральное Собрание.
Власть, политическая власть – значение понятий
С течением времени понятие «власть» дополнялось и видоизменялось. В классическом понимании власть – это способность навязывать собственную волю посредством рычагов воздействия. Главная особенность власти в том, что субъект воздействия будет подчиняться воле вопреки своим убеждениям и сопротивлению. Греческие учёные считали, что власть является внутренним стремлением общества организовываться вокруг чего-то или кого-то. Таким образом, власть всегда будет сопутствовать человеческому развитию. Когда мир эволюционировал, и люди начали строить государства, появилась политическая власть.
По сути, это та же способность навязывать свою волю, которой владеет социальная группа, класс в определённом государстве. Воздействие нацелено на большие группы людей – общество. Чтобы как-то структурировать процесс управления, были созданы определённые механизмы, которые, по сути, являются государством.
Разделение властей в России
Разделение властей — одна из основ конституционного строя Российской Федерации. Оно закреплено 10 статьей Основного закона.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Согласно 5 статье Конституции, система государственной власти едина, так что принцип разделения властей не предполагает их абсолютной автономности.
Законодательная власть в РФ — это двухпалатное Федеральное Собрание. Оно состоит из нижней палаты — Государственной Думы, и верхней палаты — Совета Федерации. Депутаты Госдумы избираются в ходе прямых выборов по смешанной системе: часть — по партийным спискам, часть — по одномандатным округам. Члены Совета Федерации назначаются законодательными и исполнительными органами субъектов федерации. Федеральное Собрание принимает законы и государственный бюджет, оно должно осуществлять парламентский контроль за исполнительной властью.
В регионах действуют свои законодательные собрания, городские думы и иные местные парламенты.
Исполнительная власть в РФ — это правительство (министерства, федеральные службы) и подчиненные ему органы на местах. Кандидатуру главы правительства, предложенную президентом, должна предварительно утвердить Государственная Дума. Затем президент по представлению премьер-министра назначает членов кабинета. Правительство организует исполнение законов и управляет федеральной собственностью.
В субъектах федерации исполнительная власть — это местные правительства и министерства, мэрии и их департаменты, а также главы регионов (губернаторы).
Судебная власть в РФ — это Конституционный суд, Верховный суд и федеральные суды. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и конституционное судопроизводство. Судей Конституционного и Верховного суда назначает Совет Федерации по представлению президента. Федеральных судей назначает президент по представлению председателя Верховного суда.
В субъектах федерации действуют конституционные суды республик, уставные суды в других регионах, а также мировые судьи.
Когда пройдет послание Президента Федеральному Собранию в 2022 году — последние новости из Кремля
Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков сообщил, что Президент РФ обратится к Федеральному посланию в ближайшее время, предположительно — в декабре. Но точную дату пока не назвал.
С учетом того, что отмены послания не планируется, а год скоро закончится, вариантов немного — ожидаем выступления Президента РФ с речью именно в декабре 2022 года.
Пока не разглашается даже формат этого мероприятия: онлайн или оффлайн. По словам Пескова, это зависит личного рабочего графика Путина.
При этом представитель Кремля опроверг информацию, что во время послания к ФС президент планирует объявить всеобщую мобилизацию граждан РФ.
По словам Пескова, в настоящее время власти вообще не рассматривают возможность даже вторичного призыва граждан на военную службу для участия в СВО в рамках частичной мобилизации.
Песков подчеркнул, что послание Федеральному собранию от президента является приоритетным для главы государства, поэтому после того, как будут определены даты его оглашения, будут спланированы и иные мероприятия с участием Путина.
Структура органов государственной власти включает учреждения, представляющие судебную ветвь власти. К высшим органам судебной власти относятся:
- Конституционный суд РФ. Проверяет на предмет соответствия Конституции РФ то или иное положение закона, примененного (или подлежащего применению) при рассмотрении спора, по обращениям граждан и юридических лиц. Проверяет по запросу Президента РФ конституционность проектов законов РФ и субъектов РФ. Кроме того, в компетенцию КС РФ входит толкование Конституции РФ и разрешение споров о разделении компетенции государственных органов (ст. 125 Конституции РФ).
- Верховный суд РФ. Высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам (ст. 126 Конституции РФ).
Помимо этих высших органов судебной власти в ее структуру входят также:
- суды общей юрисдикции (мировые, районные, военные, специализированные, верховные суды субъектов РФ, апелляционные, кассационные);
- арбитражные суды (арбитражные суды субъектов РФ, апелляционные, окружные, суд по интеллектуальным правам).
Структура нового российского правительства. Инфографика
- Единоличные — такие, как президент.
- Коллегиальные — к ним относятся законодательные органы и избирательные комиссии.
- Единоначальные — в частности это министерства.
- Высшие — президент, Государственная Дума.
- Центральные — к ним относятся различные ведомства.
- Территориальные — органы местной или региональной власти.
Главным руководителем всей страны, в том числе и над всеми властными структурами является президент. Именно он решает, какие законы принять, а какие отвергнуть. Он руководит всеми возможными областями деятельности:
- Социальными.
- Экономическими.
- Политическими.
- Духовными сферами.
- Возглавляет всевозможные государственные структуры и системы.
- Принимает меры по обороне государства.
- Обеспечивает взаимосвязь между всеми органами государственной власти.
Важно! Именно президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека.
Организация управления в стране — это одно из самых сложных мероприятий, именно поэтому конструкция системы будет очень сложной и длинной. В современной России это управление выглядит, как набор основных частей:
- Законодательная власть.
- Исполнительная власть.
- Судебная власть.
Законодательная власть включает в себя двухпалатное Федеральное Собрание. Оно, в свою очередь, подразумевает под собой Государственную Думу и Совет Федераций. Во главе каждого из них стоит председатель. Законодательная власть является верховной в стране только в том случае, если форма правления государством называется парламентской. В основные функции данной власти входят:
- Разработка законов.
- Их принятие.
- Представление на утверждение президенту.
Помимо этого, законодательная власть занимается разработкой различных актов правового поведения, которые позволяют контролировать не только гражданское население, но и поведение высоких чинов в целом. Важно! Каждые 5 лет в Государственную Думу избираются новые члены. Список их имен не засекречен, поэтому при необходимости можно спокойно изучить эту информацию. Цель их собраний — это не только принятие законов, но и их тщательный анализ, потому что нововведения в стране должны приносить лишь положительные результаты.