Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсия в Эстонии в 2024 году в рублях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Выход на пенсию – болезненный вопрос как для представителей гражданского населения, так и для правительства. Затяжной экономический кризис в Европе требует принятия непопулярных решений по увеличению пенсионного возраста в Эстонии, и с января 2017 года власти сделали этот непростой шаг. К 2026 году планируется постепенное увеличение возраста выхода на пенсию в Эстонии до 65 лет.
Возраст выхода на пенсию в Эстонии
Изменения проводятся каждые три месяца, разработана схема выхода на государственные пособия для лиц 1953-1961 годов рождения и позднее. Так, лица 1953 года рождения выйдут на пенсию в 63 года, тогда как родившиеся в 1954 вступят в свои права на 3 месяца позже (в 63 года и 5 месяцев). Пенсионный возраст в Эстонии для женщин также составит 65 лет.
Возможности для частичной занятости
В 2024 году пенсионерам Эстонии будут доступны различные возможности для частичной занятости. Это будет полезно для тех, кто желает продолжать работать, но не полный рабочий день или полную рабочую неделю. Частичная занятость может быть отличным способом улучшить финансовое положение и сохранить активный образ жизни.
Для пенсионеров, работающих частично, размер пенсии не будет сокращаться пропорционально доходу от частичной занятости. Однако есть лимиты и ограничения, которые следует учитывать:
- Максимальный размер дохода от частичной занятости, который не будет влиять на размер пенсии, составит [установленная сумма] в месяц.
- Если доход от частичной занятости превышает установленную сумму, пенсия будет сокращаться на 50% от превышающей суммы.
- Важно отметить, что размер пенсии может изменяться в зависимости от индивидуальной ситуации, поэтому рекомендуется консультироваться с пенсионным фондом для получения актуальной информации.
Частичная занятость также может предоставить пенсионерам возможность сохранить связь с трудовой средой, поделиться своими знаниями и опытом с новыми поколениями, а также получить дополнительный доход. Это может быть особенно привлекательно для тех, кто хочет оставаться активным и продолжать работать после выхода на пенсию.
В целом, возможности для частичной занятости для пенсионеров в Эстонии в 2024 году будут предоставлять дополнительные финансовые и социальные выгоды, позволяя пенсионерам оставаться активными и полноценно участвовать в обществе.
Преждевременная и отложенная пенсия
Одной из особенностей пенсионной системы Эстонии является возможность получения преждевременной или, напротив, отложенной пенсии. Первый вариант предполагает, что гражданин вправе выйти на заслуженный отдых за 3 года до достижения необходимого возраста. При этом он обязательно должен представить документы, подтверждающие наличие 15-летнего стажа работы.
Важно учитывать, что преждевременный выход на пенсию связан с некоторым сокращением будущих выплат. Так, за каждый досрочный месяц, гражданин будет получать 0,4%. Если житель Эстонии решил получать выплаты на 3 года раньше, то он потеряет порядка 14,4% от общих выплат.
Следует помнить о том, что после оформления преждевременного получения пособия, от него нельзя будет отказаться.
Второй вариант — отложенная пенсия, призван увеличить размер будущих выплат гражданам за счет каждого лишнего месяца. Надбавка составляет 0,9% ежемесячно, а сроки выхода при подобном варианте действий ничем не ограничены. Это означает, что за дополнительные три года гражданин сможет повысить размер пенсии на 27%.
Разновидности государственных пособий
Размер перечислений в необязательный, дополнительный фонд зависит лишь от пожеланий будущего пенсионера, что позволяет в некоторых случаях существенно увеличить последующий доход.
Страна отличается развитой экономикой, основными отраслями которой являются животноводство, туризм, сельское хозяйство. Кроме того, немало доходов связано с близостью Балтийского моря и крупными эстонскими портами. Эстония весьма благоприятна для эмиграции, поскольку там крайне низкий уровень преступности, прозрачные удобные законы, отсутствует коррупция.
Последняя заслуживает особого внимания, так как она является серьезным подспорьем для малообеспеченных пенсионеров. Она предполагает, что гражданин сможет получать дополнительные пособия при условии, что он не получает другой пенсии, за исключением «народной». Их начисление происходит спустя 5 лет после назначения «народной» пенсии.
Величина пособия напрямую зависит от трех составляющих: базовой и двух показателей стажа. Все выплаты ежегодно индексируются. Связано это не столько с инфляцией и ростом цен на большинство товаров, сколько с повышением социального налога. Чем выше его показатель, тем больше процентов прибавляется к социальным выплатам.
Третья: дополнительная или добровольная часть. Предоставляют частные фонды и страховые организации — индивидуальный график и время выплат, размеры, приостановка платежей и прочее. Имеются налоговые льготы.
Получение пенсии в Эстонии гражданами РФ
Сегодня граждане РФ, проживающие в Эстонии, получают материальную помощь в размере 400 евро в месяц. В переводе на рубли эта сумма кратна 36 тысячам. Но по причине сложностей, возникающих в социальном страховании, власти страны обсуждают вероятность поднятия возраста выхода на пенсию для россиян до 74 лет, а рабочий стаж – до 44 лет.
Власти Российской Федерации и Эстонии договорились о взаимном социальном обеспечении людей пожилого возраста. Согласно договору, получать средства можно как в России, так и в Эстонии. Назначение выплат осуществляется той страной, где происходило накопление средств в пенсионном фонде. Благодаря этому граждане РФ и Эстонии могут свободно перемещаться между двумя странами.
При переводе пенсионных средств из РФ в Эстонию, кандидату нужно будет ежегодно подтверждать, что он жив. Для того чтобы получать российскую помощь необходимо обратиться в Департамент социального страхования Эстонии. С зарубежного перевода снимают налог. Выплаты осуществляются в рублях на заранее открытые счета отечественных банков.
МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
(Таллин, 14 июля 2011 года)
Российская Федерация и Эстонская Республика, в дальнейшем именуемые Договаривающимися Сторонами,
стремясь развивать сотрудничество в области пенсионного обеспечения,
договорились о нижеследующем:
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. В настоящем Договоре используются следующие понятия:
1) «законодательство» — законы и другие нормативные правовые акты Договаривающихся Сторон, регулирующие правоотношения, указанные в статье 2 настоящего Договора;
2) «уполномоченный орган власти»:
в Российской Федерации — Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
в Эстонской Республике — Министерство социальных дел Эстонской Республики;
3) «компетентное учреждение» — учреждение (организация), на которое возложено применение законодательства Договаривающихся Сторон;
4) «пенсионный стаж»:
в Российской Федерации — период, учитываемый согласно законодательству Российской Федерации при определении права на пенсии и их размеров, а также конвертация пенсионных прав по законодательству Российской Федерации;
в Эстонской Республике — период, учитываемый согласно законодательству Эстонской Республики при определении права на пенсии и их размеров;
в Российской Федерации — денежные выплаты, включая все их составные части и все повышения, надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, за исключением накопительной части трудовой пенсии по старости;
в Эстонской Республике — периодические денежные выплаты, предусмотренные законодательством Эстонской Республики в случае старости, стойкой нетрудоспособности или потери кормильца, за исключением накопительной пенсии и пенсионных льгот для репрессированных лиц;
в Российской Федерации — постоянное или временное проживание (место жительства) на законных основаниях на территории Российской Федерации;
в Эстонской Республике — проживание на территории Эстонской Республики в качестве постоянного жителя, или на основании срочного вида на жительство, или права на проживание.
2. Другие понятия, используемые в настоящем Договоре, имеют значения, которые им придаются законодательством и иными соответствующими нормативными правовыми актами каждой Договаривающейся Стороны.
Сфера применения (предмет) Договора
Настоящий Договор распространяется на отношения, относящиеся:
1) в Российской Федерации к:
трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца;
2) в Эстонской Республике — к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию.
Настоящий Договор применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 настоящего Договора.
Лица, определенные в статье 3 настоящего Договора для одной Договаривающейся Стороны, проживающие на территории другой Договаривающейся Стороны, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам этой другой Договаривающейся Стороны в отношении того, что изложено в статье 2 настоящего Договора.
1. При назначении пенсии в соответствии с настоящим Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР.
2. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию.
3. Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.
4. В случае если общая продолжительность пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны, составляет менее одного года и этот стаж не дает права на пенсию, то данный стаж засчитывается компетентным учреждением другой Договаривающейся Стороны при условии, что с учетом пенсионного стажа, приобретенного на территории этой другой Договаривающейся Стороны, возникает право на пенсию.
5. Лицу, получающему пенсию по старости или по нетрудоспособности (инвалидности) от одной Договаривающейся Стороны, не назначается пенсия по случаю потери кормильца на основании законодательства другой Договаривающейся Стороны. При этом лицо, получающее пенсию по старости или по нетрудоспособности (инвалидности), по своему выбору имеет право ходатайствовать о назначении ему пенсии по случаю потери кормильца. В случае выплаты лицу пенсии по случаю потери кормильца одной из Договаривающихся Сторон не назначается пенсия иного вида другой Договаривающейся Стороной. Выплата назначенной одной Договаривающейся Стороной пенсии по случаю потери кормильца прекращается, если другая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию по старости или по нетрудоспособности (инвалидности).
6. Социальная пенсия в Российской Федерации назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. В случае перемены места проживания в связи с переездом лица с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны выплату пенсии, в том числе назначенной по законодательству одной из Договаривающихся Сторон, продолжает Договаривающаяся Сторона, назначившая пенсию, кроме социальной пенсии в Российской Федерации и народной пенсии в Эстонской Республике.
1. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
2. Если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет менее 25 лет у мужчин и менее 20 лет у женщин, то исчисление размера пенсии, соответствующего пенсионному стажу, приобретенному на территории Российской Федерации, производится следующим образом: размер пенсии, определенный согласно законодательству Российской Федерации, делится для мужчин — на 300 месяцев, для женщин — на 240 месяцев и затем умножается на число месяцев фактически имеющегося пенсионного стажа, приобретенного на территории Российской Федерации (в этом стаже период свыше 15 дней округляется до полного месяца, а период до 15 дней включительно не учитывается). При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Договора в пенсионный стаж, учитываемый при конвертации пенсионных прав, засчитывается пенсионный стаж, приобретенный на территории Эстонской Республики.
Эстония не отказалась окончательно от солидарной системы формирования пенсионных выплат. В результате проведенных реформ пенсионная система страны состоит из трех ступеней:
- Обязательное государственное страхование. Формируется за счет средств, поступающих от уплаты социального налога: 33 % от фонда оплаты труда официально оформленных работников. От 16 до 20 % перечисленных взносов направляют на текущие выплаты современным пенсионерам. За счет солидарно накопленных средств выплачиваются государственные пособия инвалидам, лицам, утратившим кормильца, пенсии по старости постоянным жителям Эстонии и иностранцам, находящимся в стране по ВНЖ, а также народная пенсия в Эстонии (предусмотрена для тех, у кого нет возможности подтвердить страховой стаж).
- Обязательная накопительная часть. Дополнительные персонифицированные взносы формируются из двух источников: 2 % от начисленной зарплаты платит сам будущий пенсионер, 4 % доплачивает работодатель (в составе 33 % социального налога). Автоматически присоединиться к данной системе могут не все. Основное условие – плательщик не может быть старше 1983 года рождения, остальные должны были заявить о своем желании платить взносы до 2010 года.
- Дополнительная (добровольная) накопительная часть. До 2010 года человек, родившийся с 1942 по 1982 годы, еще мог присоединиться к уплате обязательных накопительных взносов. После 31 октября 2010 года такая возможность отсутствует, поэтому тем, кто не желает довольствоваться государственной пенсией (она составляет не более 40 % среднего заработка), нужно самостоятельно доплачивать накопительные пенсионные взносы. Участие в третьей ступени пенсионного страхования позволяет поднять размер будущей пенсии до 65–70 % от текущей заработной платы.
Виды пенсий в Эстонии
Республика предоставляет своим гражданам следующие виды пенсий:
- Государственная.
- по возрасту (наличие стажа обязательно);
- по инвалидности, независящая от стажа;
- по потере источника дохода (предназначена для нетрудоспособных граждан Эстонии);
- досрочная пенсия (при работе на производстве, не позволяющем осуществлять трудовую деятельность до пенсионного возраста);
- пенсия поддержки (производится спустя 5 лет после возрастной) при отсутствии другого вида начислений.
- Профессиональная. Выплаты делает работодатель. Такие вклады могут быть, как необязательными, так и принудительными.
- Добровольная. Взносы осуществляет по собственному желанию будущий получатель выплат.
Размер ежемесячного денежного пособия
Численность пенсионеров в Эстонской Республике в настоящее время составляет около 415 тысяч человек.
Лицам, достигшим пенсионного возраста, выплачивается пенсия по старости или государственная пенсия. Право на получение государственной пенсии имеют граждане страны и иностранцы, имеющие в ней постоянное место жительства, при наличии у них трудового стажа, полученного на территории Эстонии. Ему должно быть не менее 15 лет. Тем, у кого нет такого стажа, государство выплачивает народную пенсию.
Размер народной пенсии в 2016 году составляет 158,37 евро. Размер трудовой пенсии граждан со стажем 15 лет – 222,93 евро, 30 лет – 301,61 года, 40 лет – 354,06 евро, старше 44 лет – 375,04 евро. В 2017 году ожидается повышение пенсий на 5,7%.
Как получать пенсию в Эстонии иностранц
Иностранные граждане в Эстонии могут рассчитывать на выплату народной пенсии. Это 221 евро в месяц. Эту пенсию могут получать иностранцы, имеющие временный вид на жительство в Эстонии или имеющие право пребывания на территории страны. Но чтобы оформить выплаты, будущий пенсионер должен доказать, что прожил в стране не менее пяти лет.
Как видим, пенсионная система в Эстонии очень лояльна и настроена на поддержку пожилого населения. Пенсионеры в Эстонии в целом довольны размером своих пенсий, а также уровнем и качеством жизни в стране. И даже иностранцы могут рассчитывать на получение пенсии, что есть не в каждой стране мира. Пенсионеры в Эстонии уверены в завтрашнем дне и могут сами регулировать качество предстоящего пенсионного периода.
Юрист, юрист, эксперт команды «СамеЧас» Филипп Орлов — предприниматель, юрист в области миграции, корпоративного права и международного права, иммиграционный юрист, основатель и управляющий партнер юридической фирмы «Наказ» и миграционного центра ReLocate. С 2008 года он помогает людям переехать и легализоваться в таких странах, как США, Канада, Великобритания, Австралия, Новая Зеландия, Польша, Кипр. Работает со сложными визами для бизнеса, работы или учебы, а также делами о политическом убежище.
Размер пенсии и пенсионный возраст
На сегодняшний день статус пенсионера в Эстонии имеет около 315 тысяч человек. При этом существует несколько условий, которые должны быть соблюдены для её получения, что целесообразно учитывать при оформлении пособия.
Пенсия по старости или как её называют в Эстонии «народная пенсия», может быть назначена гражданам страны или иностранцам, которые легально проживали на территории данного государства.
Она выплачивается при условии, что трудовой стаж гражданина менее 15 лет, а значит, его не хватает для получения стандартного пособия.
Размер подобной пенсии на сегодняшний день достигает порядка 189 евро. При этом максимальные значения государственных выплат могут достигать 375 евро при условии, что гражданин легально проработал в Эстонии на протяжении 44 лет.
Пенсии в Эстонии для русских
В этом году пенсия для русских, проживающих на территории Эстонии, составляет 312 евро.
Многие граждане стремятся уехать в другие страны Европы на заработки. Отток молодых людей настолько большой, что пенсионеры составляют практически половину населения Эстонии.
Пенсионный возраст для русских граждан из-за такого положения дел может быть повышен до 74 лет, а стаж для получения пенсии достигать 44 лет. Только в таком случае сумма выплаты может возрасти до 396 евро.
При расчете пенсии учитывается число месяца, когда подано ходатайство об ее получении. Первичная выплата включает в себя сумму невыплаченных средств с момента подачи заявления. Таким образом, человек получает выплату в размере пенсии за несколько месяцев.