Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Первая категория учителя требования и критерии в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для учителей в 2024 году предусмотрено установление общих баллов на 1 категорию. Категория учителя зависит от его квалификации и опыта работы. Критерии и требования для набора баллов определены в соответствующих документах.
В процессе оценки общих баллов на 1 категорию для учителей в 2024 году применяются следующие критерии:
Критерий | Описание |
---|---|
Профессиональные знания и навыки | Учитываются знания учителя в предметной области, способы и методы обучения, умение адаптировать материал к потребностям учащихся. |
Качество планирования и организации учебного процесса | Оценивается способность учителя структурировать учебный материал, составлять уроки и обеспечивать их последовательность и прогрессивность. |
Взаимодействие с учащимися | Учитывается способность учителя создавать доброжелательную и поддерживающую обстановку в классе, устанавливать эффективные отношения с учащимися и налаживать вертикальную коммуникацию. |
Управление классом | Оценивается способность учителя поддерживать дисциплину в классе, контролировать поведение учащихся и эффективно разрешать конфликты. |
Самообразование и профессиональное развитие | Учитывается активность учителя в самообразовательной деятельности, участие в профессиональных конференциях, семинарах и других мероприятиях. |
Оценка по каждому критерию осуществляется по 10-балльной шкале, принимая во внимание демонстрируемые учителем навыки и качества в данной области.
Комплексные итоговые баллы
Комплексные итоговые баллы учитывают следующие критерии:
- Учебные достижения учеников: успеваемость, олимпиадные и конкурсные победы, уровень подготовки по результатам государственной итоговой аттестации.
- Методическая работа учителя: разработка и использование современных учебных материалов, активное применение инновационных методик обучения.
- Организационная работа: проведение внеклассных мероприятий, руководство школьными проектами и кружками.
- Воспитательная работа: формирование ценностных ориентаций, внимание к социально-психологическому развитию учеников, вовлечение их в деятельность школьного коллектива.
Все эти критерии оцениваются путем сбора информации от различных источников: учебные документы, оценки учеников, отзывы родителей и коллег.
После получения информации, каждый критерий оценивается в баллах, а затем баллы суммируются и преобразуются в итоговую оценку деятельности учителя.
Комплексные итоговые баллы являются важной информацией при рассмотрении вопроса о продлении контракта учителю, а также при присуждении почетных званий и наград.
Максимальное количество баллов зависит от категории, на которую аттестуется педагог. Для начального этапа это 60 баллов, поскольку квалификация молодого специалиста предполагает только оценку ЕФОМ. Для всех остальных категорий – 100 баллов.
Распределение баллов будет следующим:
Параметр | Максимальный балл |
ЕФОМ | 60 баллов |
Результативность (достижения учеников) | 20 баллов |
Индивидуальные достижения | 15 баллов |
Оценка работы учителя учениками и родителями | 5 баллов |
Презентация от Минобрнауки говорит о том, что новая аттестация педагогов будет лучше стимулировать учителей с 2024 года к повышению категории. Главный стимул – привязка заработной платы к уровню квалификации.
Формирование зарплаты будет происходить с учетом трех составляющих:
- базовая ставка;
- региональные надбавки;
- компенсационные и стимулирующие выплаты.
Базовая ставка оплаты учительского труда как и ранее будет устанавливаться региональными властями, поэтому может существенно отличаться в разных субъектах РФ.
По результатам аттестации педагоги смогут претендовать на следующие уровни доплат:
Аттестация | Доплата |
на соответствие должности | до 10% |
на учителя-методиста | до 25% |
на учителя-наставника | до 40% |
Новый порядок проведения аттестации педагогических работников
Для проведения аттестации на большей части территории России используют традиционно сложившуюся схему. Только в пилотных регионах введен новый сценарий, зафиксированный в распоряжении Правительства РФ от 31.12.2019 № 3273-р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста».
Измененная схема призвана сформировать общий формат проверки квалификации педагогов, ввести единые федеральные оценочные материалы или ЕФОМ, которые позволят рассматривать весь набор необходимых учителю навыков.
Под ними понимают предметные, методические, коммуникативные и психолого-педагогические навыки. В основе ЕФОМ лежат ФГОС общего образования и профстандарт «Педагог», утвержденный приказом Минтруда от 18.10.2013 № 544н.
В число пилотных регионов вошли Татарстан, Чечня, Ингушетия, Хабаровский край, Волгоградская область, пр.
Обязательно ли прохождение аттестации?
Оценка профессиональных навыков педагога может проводиться внутри образовательной организации, поэтому получение первой или высшей категории не является обязательным действием.
Аттестоваться или нет – личное решение каждого человека, никто не вправе требовать от него прохождения добровольной аттестации. Преподаватель сам подает заявление в установленные сроки и готовит необходимые материалы.
Конечно, подтверждение профессионального опыта будет несомненным преимуществом при приеме на работу. На свободное место могут взять другого кандидата, имеющего более высокий статус.
Если сотрудник не желает тратить свои силы и личное время на прохождение процедуры, он может не подавать заявку. Однако избежать подтверждения занимаемой должности нельзя. Это обязательное условие работы, проходить его нужно каждые пять лет.
Как проходит процесс аттестации педагогических работников
Аттестация педагогов на соответствие занимаемой должности направлена на проверку соответствия учителя его текущей должности или для возможности присвоения педагогу более высокой квалификационной категории.
В ходе аттестации оцениваются профессиональные навыки, знания и компетенции педагога, а также его педагогический опыт. Целью аттестации является обеспечение качества образования и поддержание высокого профессионального уровня педагогов.
Следует учитывать, что нормативная база, касающаяся аттестации педагогов, может быть несколько запутанной из-за наличия как старых, так и новых правил.
Современная система оценки педагогических работников, опирается на следующие документы:
1) Федеральный закон «Об образовании» № 273 от 29.12.2012 является базовым документом, который определяет основы системы образования и педагогической работы.
2) Приказ Минобрнауки РФ № 276 от 07 апреля 2014 года устанавливает текущий порядок прохождения аттестации педагогов.
3) Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2019 года № 3273-р предусматривает внедрение новой системы аттестации педагогов с учетом Единых федеральных оценочных материалов.
4) Распоряжение Минпросвещения России от 15.02.2019 N Р-8 описывает детали новой системы аттестации.
Все эти документы важны для определения правил и процедур, связанных с аттестацией педагогических работников в России.
История. «Все сильнее мы привязаны к учебнику»
Петр Мазаев, учитель истории, лектор, координатор IB DP в Европейской гимназии, глава гуманитарной кафедры билингвальной школы «Le Sallay Диалог»:
— История — самый взрывоопасный предмет в любые времена, потому что в истории все строится на глобальных обобщениях и теориях, а связаны они с разными точками зрения. Лучший способ для ученых поссориться — это начать писать учебник по истории. Договориться насчет одного видения очень тяжело.
Старшие учителя говорят, что, когда начиналось преподавание истории отечества в новой России, после 1991 года, количество точек зрения и трактовок было гигантским. Теперь маятник качнулся в другую сторону, и это количество радикально сокращается, что видно в том числе по кодификаторам для ЕГЭ.
Но самое главное — сокращается количество учебников и разрешенных методических материалов.
Этот курс начался достаточно давно, но теперь за этим стали строже следить. К тому же в государственных школах появился и стал обязательным к использованию конструктор рабочих программ. И вроде бы закон «Об образовании» все еще гарантирует свободу в выборе методики и педагогическое творчество, но все больше преподаватели вынуждены обращаться к совершенно конкретным наборам тем и проходить их в том порядке, который заявлен.
Все сильнее мы привязаны к учебнику — и особенно к новому учебнику по XX веку, изданному под редакцией Владимира Мединского. Там как раз очень хорошо видно, что чем ближе мы подходим к концу XX – началу ХXI века, тем меньше точек зрения излагают авторы, тем однозначнее учебник — и, как замечают коллеги, задания в ЕГЭ все больше и больше опираются именно на него, а значит, миновать его никак не получится.
Согласно ФГОСам, которые мы развивали с 2009 года, история должна была уходить от знаниевой компоненты к навыковой. То есть в ЕГЭ постепенно должно было возрастать количество заданий, проверяющих навыки критического мышления, анализа источников, работы с картой, с визуальным изображением, рассуждения и категоризации и так далее, а знаниевые задания — сокращаться.
География. «Мои лекции всегда шире учебника»
Дмитрий Славин, учитель географии в физико-математическом лицее №5 (г. Долгопрудный, Московская область):
— Учебники по географии у нас фактически те же самые. Земля осталась шарообразной, и мало что изменилось, кроме карт: появились новые территории, но специального углубленного изучения этих территорий нет.
Сами учебники идут спиралями по одним и тем же темам, просто каждый раз глубже и глубже. И если дети у меня в 5-м классе что-то услышали и забыли, в 6-м они еще раз то же самое услышали и еще раз забыли, то в 7-м выясняется: ого, а они уже это знают.
Мои лекции всегда шире учебника. Тем же семиклассникам я, например, буду рассказывать про группы стран: ЕС, НАТО, БРИКС, АСЕАН, ОПЕК. В учебнике про это мало, я им больше расскажу. Или возьмем цифры. В прошлом году население Земли увеличилось до 8 миллиардов, но ни в одном учебнике про это не написано. Самая населенная страна мира? Нет, не Китай. Буквально недавно ей стала Индия, но в учебнике про это тоже ничего не сказано.
Учебнику сложно догнать такие вещи, здесь вопрос в том, насколько их догоняет учитель.
Расстраивает меня другое. Мне не нравится расфокусировка детей. Я преподаю в 5–7-х классах. Чем в классе меньше народа, тем внимательнее тебя слушают. Но в больших классах дети за последними партами уже не с тобой, особенно младшие.
Проблема с телефонами. То, что сейчас принят закон, который запрещает их использовать на уроках, в целом правильно, потому что — банально — дети переписываются или в них играют. Наступает контрольная. Я же не буду сочинять 20 вариантов, я сочиню два-три. Классов много, они перефотографируют, пошлют дальше. На контрольных я всегда готов пойти навстречу: они не поняли один вопрос — я им скажу, в каком направлении думать. Но вместо этого я вынужден работать тюремщиком: бегать по рядам и отнимать эти телефоны. И сами дети заняты тем, как бы им быстро и незаметно списать, а не тем, как порассуждать и откинуть неверный вариант.
Я работаю с энтузиазмом и вижу, что все учителя, которые задержались в профессии, тоже больше энтузиасты. Те деньги, которые нам платят, несовместимы с тем, что мы вкладываем, а кроме нагрузки всегда падают какие-нибудь курсы повышения квалификации. Меня на них тоже отправляли, в названии была какая-то сложная аббревиатура: ФГОС — а дальше много букв. Я не смог это запомнить, но должен был прослушать 30 часов за две недели. Когда? А еще надо было решить тесты, сделать практикумы.
Компенсационные выплаты
Сколько: до 200 процентов от зарплаты.
Кто может рассчитывать: все категории педагогов.
Как получить: работать в условиях, которые отличаются особой сложностью или опасностью.
Так, не менее 4 процентов от оклада получают учителя химии, информатики, технологии.
Компенсацию платят за:
- сверхурочную работу;
- проверку письменных работ;
- заведование кабинетами;
- руководство предметными комиссиями;
- работу в сельской местности;
- работу с детьми-сиротами.
Звания «Почётный работник» и «Заслуженный учитель»
Сколько: 10 процентов и не менее 15 процентов от оклада соответственно и фиксированная сумма ежемесячных выплат на пенсии (в зависимости от региона).
Кто может рассчитывать:
- воспитатели ДОУ;
- учителя и педагоги различных учебных заведений, в том числе дополнительного образования;
- профессора вузов.
Как получить:
- иметь высшее образование;
- стаж непрерывной работы 12 лет для «Почетного работника»;
- от 20 лет — для «Заслуженного учителя»;
- неоспоримые достижения в профессии.
Заслуги можно условно разделить на несколько категорий, из которых формируют портфолио. В нем учитывают:
- результативность освоения программы учениками;
Она должна быть стабильно выше среднего уровня. Прикладывают дипломы победителей/призеров региональных и всероссийских олимпиад, конференций, научных и творческих конкурсов.
- наличие публикаций;
Выбор оптимальных курсов и семинаров
Необходимо учесть следующие факторы при выборе курсов и семинаров:
Тематика | Выбирайте мероприятия, которые связаны с вашей областью преподавания. Например, если вы учитесь математике, то выберите семинар по математике или курс о новых методиках преподавания математики. |
Продолжительность | Оцените, насколько долго будет длиться образовательное мероприятие. Учтите свой график работы и возможность уделить достаточно времени обучению. |
Аккредитация | Узнайте, имеет ли образовательное мероприятие официальную аккредитацию. Это может быть важным фактором при продлении высшей категории. |
Репутация | Проведите небольшое исследование организаторов образовательного мероприятия. Узнайте об их опыте, репутации и отзывах участников предыдущих семинаров или курсов. |
Стоимость | Сравните стоимость разных курсов и семинаров. Выбирайте образовательные мероприятия, которые соответствуют вашему бюджету. |
Помните, что выбор оптимальных курсов и семинаров – это индивидуальный процесс. Учитывайте свои потребности, желания и возможности, чтобы получить максимальную пользу от образовательных мероприятий и успешно продлить высшую категорию учителя в 2024 году.
Важные моменты для успешной аттестации
Аттестация педагогических работников на первую категорию является важным этапом в их профессиональном росте. Чтобы успешно пройти эту процедуру, нужно учесть следующие моменты:
- Подготовка документации. При подаче заявки на аттестацию необходимо предоставить все необходимые документы, включая анкету, справки о прохождении курсов повышения квалификации и другие документы, подтверждающие опыт и достижения педагога.
- Соблюдение сроков. Важно предоставить все необходимые документы в установленные сроки. Задержка с подачей заявки может привести к отказу в аттестации.
- Подготовка к экспертным оценкам. Аттестация включает экспертные оценки, в которых участвуют другие педагогические работники. Важно быть готовым к этому этапу и показать свои профессиональные навыки и знания.
- Обновление профессиональных знаний. Во время подготовки к аттестации стоит обратить внимание на актуальность своих профессиональных знаний. Пополните свои знания новыми методиками и подходами в образовании.
- Самооценка. Перед аттестацией важно провести самооценку своих профессиональных компетенций и навыков. Это поможет вам определить свои сильные и слабые стороны и скорректировать подготовку к аттестации.
Успешная аттестация на первую категорию позволит педагогическим работникам подтвердить свою профессиональную компетентность и повысить свой статус в образовательной организации.