- КОАП

Списание основных средств в бюджетном учреждении в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Списание основных средств в бюджетном учреждении в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Учет ОС в бюджетных учреждениях строго регламентирован. При этом используется сложная структура счетов и кодировок. Автоматизация с 1С позволяет соблюдать действующие инструкции бухучета и нормы Налогового кодекса РФ, значительно упрощает учет имущества.

Разборка и утилизация техники

После списания техники с учета комиссия учреждения оценивает, какие узлы, детали и материалы выбывающего объекта основных средств могут быть использованы в деятельности учреждения (для хозяйственных нужд), утилизированы или реализованы на сторону.

Демонтаж (разборка) технических средств с целью извлечения из них узлов и деталей, в том числе содержащих драгметаллы, может выполняться силами учреждения или организацией, специализирующейся на проведении этих работ, в соответствии с законодательством РФ.

Если отдельные детали техники содержат цветные и драгоценные металлы (золото, платину и др.), комиссия следит за их изъятием, определением веса и сдачей на соответствующий склад.

Обратите внимание: лом и отходы драгметаллов подлежат обязательному учету в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее– Федеральный закон № 41-ФЗ);

  • Правил учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.09.2000 № 731;

  • Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной Приказом Минфина РФ от 09.12.2016 № 231н.

Специальная комиссия по списанию

В организации должна быть создана постоянная комиссия, которая уполномочена на принятие решений по аналогичным вопросам. Состав специальной комиссии закрепите отдельным распоряжением руководителя госучреждения или определите в учетной политике.

Кого включать в комиссионный состав:

  • главный бухгалтер либо его заместитель;
  • бухгалтер, ответственный за ведение учета НФА;
  • лица, ответственные за сохранность ОС на предприятии;
  • начальники структурных подразделений, цехов, отделов;
  • заместитель руководителя или сам руководитель (обычно это председатель комиссии);
  • иные работники предприятия, на усмотрение руководства.

Включайте в состав специальной комиссии работников, деятельность которых непосредственно связана с учетом, контролем и экспертизой ОС. При рассмотрении претендента на списание необходимо оценивать не только внешний вид и технические характеристики ОС, но и документацию, например технический паспорт, поэтажный план, схемы и прочее. Это необходимо для сравнения фактических показателей заявленным техническим характеристикам.

Комиссия должна обозначить следующее:

  1. Определить, по какой причине конкретный объект имущества может быть снят с бухгалтерского учета учреждения.
  2. Решить, могут ли отдельные части списываемого ОС использоваться в деятельности в качестве материалов, запчастей.
  3. Обозначить наличие драгоценных металлов или иных дорогостоящих узлов и деталей, которые могут быть реализованы предприятием.
  4. Проконтролировать изъятие деталей, частей и узлов, которые могут быть использованы или реализованы.
  5. Составление результативного протокола, в котором отражены обозначенные позиции.

Протокол заседания может быть составлен в произвольном виде. Специального бланка для документации нет. Учреждение вправе разработать и утвердить самостоятельный бланк для использования в работе.

Документирование списания ОС: акт и протокол комиссии

Рассматриваемый документ составляется по формам, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н:

  • 0504104 — если списывается ОС, не являющееся транспортным средством;
  • 0504105 — если списывается ОС, являющееся ТС.
  • 0504143 — для мягкого и хозяйственного инвентаря;
  • 0504144 — для литературы, которую исключили из библиотеки.

Отметим, что составлению акта предшествует оформление протокола о списании ОС. Он подписывается комиссией по инвентаризации, которая должна быть создана директором учреждения. В протоколе фиксируется решение о необходимости списания ОС (п. 34 Инструкции по приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если члены комиссии сомневаются в обоснованности принятия решения о списании (например, в случае поломки технологически сложного объекта), им следует привлечь независимых экспертов и назначить техническую экспертизу планируемых к списанию объектов. И принимать решение уже по результатам экспертизы.

Форма протокола списания основных средств в бюджетных учреждениях — свободная. В нем могут быть отражены:

  • дата, место составления документа;
  • список присутствующих членов комиссии (их Ф. И. О. и должности);
  • вопрос, стоящий на повестке заседания (например, «вопрос о списании основных средств»);
  • сведения о лицах, которые были заслушаны, и о документах, которые были рассмотрены;
  • сведения о результатах рассмотрения повестки («комиссия постановила списать»);
  • сведения о результатах голосования за списание, которое должно быть поддержано большинством голосов (п. 9 Положения).

Протокол заверяется подписями всех членов комиссии, присутствующих на заседании. Их должно быть не менее двух третей от полного состава комиссии (п. 7 Положения). В состав комиссии могут быть приглашены внешние эксперты на платной основе (п. 8 Положения).

Акт списания ОС утверждается:

  • только руководителем учреждения — если не требуется согласования списания ОС;
  • руководителем и представителем вышестоящего органа власти — если согласование списания ОС требуется.

На основании акта бухгалтерия списывает ОС с баланса (п. 12 Положения, п. 13.1 Приложения к приказу 331). Рассмотрим, какие проводки могут быть при этом применены, если списание ОС сопровождается его утилизацией.

Существует следующий принятый алгоритм последовательного списания ОС:

  • Формирование специальной комиссии – оно создается с целью осуществления различных процедур, связанных с ОС (реализация, какие-либо иные альтернативы );
  • Подведение деятельности созданной комиссии – создание специальных документальных актов, на основании которых формируется необходимое списание ОС.

Документальный акт списания должен отражать следующие моменты:

  • Текущая дата ввода в эксплуатацию производственного объекта;
  • Точная дата поступления технического объекта на предприятие;
  • Точная стоимость технического объекта – первоначальная, прошедшая переоценку;
  • Сумма для начисления на износ объекта;
  • Предположительный срок эксплуатации;
  • Фактический срок технического использования;
  • Текущие основания для проведения списания ОС.

Если основные средства списываются по причине возникновения определенной ЧС, то к основной документации требуется прикрепление дополнительного акта, где будет отражена подробная информация о текущем происшествии, размеры этих действий. Если произошло хищение, был нанесен определенный ущерб предприятию, то нужно предоставить копию о возбужденном уголовном деле либо документацию о принятии определенных мер по защите личных интересов учреждения и возмещению нанесенного урона; а также скопированный приказ в отношении виновных лиц, копия важной справки о необходимом возмещении причиненного ущерба лицами, призванными виновными в совершении определенного хищения.

Читайте также:  Сколько процентов алиментов платят на одного ребенка в 2024 году

Чтобы получить согласие на списание какого-либо имущества БУ у распорядителя бюджетных средств, нужно создавать специальную комиссию, предоставить распорядителям документально подтвержденную необходимость списания имущества. Сформированная комиссия выполняет следующие функции:

  • Проведение полной инвентаризации имеющегося имущества;
  • Осуществление подробного осмотра имущества;
  • Установление конкретных причин для выполнения списания;
  • Оценивает дальнейшую экономическую целесообразность использования имущества;
  • В итоге составляет официальный акт списания средств.

Критерии принадлежности имущества к особо ценного имущества

Особо ценное движимое имущество (ОЦДИ) учитывается обособленно от других фондов. На приобретение, использование, отчуждение имущества, полученного за счет финансирования, требуется согласование с учредительным органом.

Признание имущества особо ценным осуществляется приказом, изданным учредителем организации. Документ включает перечень активов ОЦДИ и их стоимостную оценку. Отнесение осуществляется в соответствии с параметрами, установленными ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и приказами по министерствам. Стоимостная оценка стоимости имущества указана в таблице.

Уровень бюджета принадлежности организации Стоимость (тысяч рублей)
Бюджетные учреждения федерального уровня принадлежности 200 – 500
Региональные бюджетные учреждения 50 — 500
Муниципальные учреждения 50 — 200
Для учреждений бюджетов всех уровней Имущество, без использования которого затрудняется деятельность

В состав имущества включаются активы, поступившие централизовано при создании учреждения или в процессе ведения деятельности, а также приобретенное за средства, утвержденные сметой по статье для данного вида расходов.

Каковы причины списания основных средств?

Как известно, бухгалтерский учет основных средств автономные учреждения организуют в соответствии с правилами, установленными ПБУ 6/01 «Учет основных средств» и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств . Исходя из смысла п. 29 первого документа и п. 75 второго, АУ должны списать с бухгалтерского учета основные средства, которые выбывают либо постоянно не используются в деятельности, направленной на достижение целей создания учреждения (в том числе в деятельности, приносящей доход), или для управленческих нужд.

Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
Утверждены Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

Выбытие объекта основных средств имеет место в таких случаях, как:

  • продажа;
  • прекращение использования вследствие морального или физического износа;
  • ликвидация при аварии, стихийном бедствии или иной чрезвычайной ситуации;
  • передача в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд. В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона об автономных учреждениях АУ разрешено вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника. Причем распоряжение подобным образом имуществом допускается только с согласия учредителя. Со следующего года согласие учредителя нужно получать только в случае передачи в качестве учредителя (участника) других юридических лиц недвижимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных для этих целей учредителем, или особо ценного движимого имущества. Это следует из указанного п. 6 ст. 3 в редакции Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ. Учтите, по понятным причинам запрещена передача другим юридическим лицам в качестве вклада в их уставный (складочный) капитал объектов культурного наследия народов РФ, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда РФ, Архивного фонда РФ, национального библиотечного фонда;
  • передача по договору мены, дарения;
  • внесение в счет вклада по договору о совместной деятельности;
  • выявление недостачи или порчи активов при их инвентаризации;
  • частичная ликвидация при выполнении работ по реконструкции.

Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.

Автономные учреждения списывают с бухгалтерского учета объекты основных средств самостоятельно, за исключением особо ценного движимого имущества и недвижимого имущества, закрепленного за учреждением учредителем либо приобретенного на средства, выделенные для этих целей учредителем. Указанное особо ценное движимое и недвижимое имущество без согласия учредителя списать нельзя, порядок его списания, как правило, устанавливает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Так, особенности списания движимого и недвижимого имущества федеральных АУ установлены Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834, вступившим в силу с 26.10.2010. Для получения согласия в этот орган либо исполнительному органу государственной власти (местного самоуправления), на который возложено управление государственным (муниципальным) имуществом, направляется определенный пакет документов. Пока не получено согласие, объект недвижимости или особо ценное движимое имущество с бухгалтерского учета списывать нельзя. Особо ценное движимое и недвижимое имущество может быть списано в следующих случаях:

  • физический или моральный износ;
  • снос (ликвидация) зданий, сооружений в границах строительных площадок при строительстве, реконструкции и техническом перевооружении учреждения;
  • утрата или разрушение в результате стихийных бедствий, пожаров, аварий, выхода из строя или утеря в связи с хищением.

Способы начисления амортизации

Начисление ОС-амортизации может реализовываться различными способами, которые зависят от целей.

Выбранные способы отмечаются в учетной политике для целей, преследуемых в налоговой учетной политике и в бухгалтерском учете.

Бухгалтерский учет предусматривает такие способы начисления амортизации:

  • Линейный способ;
  • Метод, использующий списание стоимости имущества по сумме чисел срока его полезного использования;
  • Способ уменьшаемого остатка;
  • Метод, характеризующийся списанием стоимости продукта пропорционально ее фактическому количеству.

Важно: амортизация начисляется разными методами, в зависимости от конечных целей.

Для целей налогового учета, амортизационные отчисления могут происходить следующими способами:

  • Линейная амортизация основных средств;
  • Нелинейный аналог.

При этом, амортизационные отчисления прекращаются, если, по решению руководителя, объект переводится на 3-х месячную консервацию, а также в случаях, когда происходит:

  1. Реконструкция;
  2. Капитальный ремонт;
  3. Модернизация длительностью более года.

Сумма отчислений за год определяется по-разному, в зависимости от примененного способа:

  • В результате использования линейного метода — сумма считается на основе изначальной стоимости имущества ОС и амортизационной нормы которая исчисляется из срока его непосредственного использования.
  • Если использовался метод уменьшаемого остатка, расчет суммы, помимо срока, производится на основе остаточной цены конкретного имущества, которая приходится на начало отчетного периода (после сдачи предыдущей бухгалтерской отчетности) и амортизационной нормы.
  • В случае применения метода списания стоимости по сумме чисел лет, за основу берется изначальная цена актива, но также необходимо учитывать число лет, что остались до завершения самого времени использования имущества (числитель), и общая сумма лет фактического его использования (знаменатель).

Виды имущества бюджетного учреждения

Согласно п. 9 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ все имущество БУ находится у него в оперативном управлении, а собственником является государство. В таблице ниже рассмотрено, как БУ может распоряжаться своими объектами ОС.

Виды имущества

Правила распоряжения имуществом

Недвижимое имущество

Любое недвижимое имущество

Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом

Движимое имущество

Особо ценное имущество, переданное и закрепленное собственником за БУ

Необходимо получить согласие собственника для каких-либо операций с этим имуществом

Особо ценное имущество, купленное за средства, полученные от собственника БУ

Особо ценное имущество, купленное за средства, заработанные БУ самостоятельно при осуществлении операций, которые приносят доход

Распоряжается самостоятельно.

Исключения:

  • передача имущества в виде вклада в уставный капитал других некоммерческих организаций, когда нужно согласие собственника (п. 4 ст. 24 закона № 7-ФЗ);
  • крупные сделки (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ), которые совершаются с одобрения, полученного заранее от учредителя

Прочее движимое имущество

Читайте также:  Материальная помощь облагается НДФЛ в 2024 году

Особо ценное имущество — это движимое имущество, которое обеспечивает деятельность БУ и при неимении которого уставная деятельность будет проводиться со значительными затруднениями (п. 11 ст. 9.2 закон № 7-ФЗ). Список особо ценного движимого имущества закрепляется органом-учредителем.

Списание основных средств в бюджетных учреждениях в 2024 году имеет свои особенности и процедуры. Для правильного проведения списания необходимо учитывать следующие моменты.

Подготовка документов

Перед списанием основных средств необходимо подготовить соответствующую документацию. В бухгалтерских записях должно быть указано, что основные средства выбывают из эксплуатации и проходят процедуру списания.

Оценка стоимости

Для списания основных средств необходимо провести оценку их стоимости. Оценка может проводиться независимыми оценщиками или на основе бухгалтерских данных.

Решение о списании

Решение о списании основных средств принимается руководством бюджетного учреждения или другим компетентным органом. В решении указывается причина списания и подтверждается оценка и стоимость основных средств.

Метод списания

В 2024 году в бюджетных учреждениях используется прямой метод списания. Это означает, что основные средства списываются в полном объеме сразу после принятия решения о списании.

Бухгалтерские записи

После списания основных средств необходимо внести соответствующие бухгалтерские записи. Они должны отражать факт списания и изменение стоимости активов бюджетного учреждения.

Учет списанных основных средств

Списанные основные средства должны быть учтены в соответствующих регистрах и картотеках бюджетного учреждения. Это позволяет вести контроль за движением основных средств и наличием активов в учреждении.

Контроль и ответственность

В целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств и предотвращения нецелевого использования основных средств, в бюджетных учреждениях введены механизмы контроля и ответственности.

Органы государственного финансового контроля осуществляют проверку использования основных средств и наличие документации, подтверждающей правильность списания. Результаты проверок вносятся в акты, которые могут быть переданы в органы прокуратуры для дальнейшего рассмотрения.

Руководители бюджетных учреждений несут ответственность за точность и своевременность списания основных средств. В случае выявления нарушений, они подлежат материальной и/или дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Список ответственных лиц, участвующих в процессе списания основных средств, определяется внутренними документами бюджетного учреждения. Каждое лицо должно быть в полной мере осведомлено о своих обязанностях и правах, а также о последствиях нарушения установленных процедур.

Внутренний контроль и мониторинг списания основных средств также осуществляют специализированные службы бюджетных учреждений. Они следят за соблюдением процедур и предоставляют своевременную информацию руководству о возможных нарушениях.

При обнаружении нецелевого использования основных средств или иных нарушений, применяются меры восстановления ущерба и наказания виновных лиц. Такие меры могут включать возмещение ущерба, привлечение к дисциплинарной или уголовной ответственности, а также привлечение к административной ответственности.

В целях обеспечения прозрачности и открытости процесса списания основных средств, информация о проведении проверок и принятых мерах может публиковаться на официальных сайтах бюджетных учреждений или в средствах массовой информации.

Амортизационные группы

Чтобы определить срок полезного использования и норму начисления амортизации, объект имущества необходимо отнести к той или иной амортизационной группе. В этом поможет Классификация ОС, которую мы упоминали выше. В указанную Классификацию ОС Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 N 640 внесены изменения. Эти изменения последовали после принятия нового Общероссийского классификатора основных фондов — ОК 013-2014 (СНС 2008) (далее — ОКОФ).

Согласно разъяснениям, приведенным в Письме Минфина России от 27.12.2016 N 02-07-08/78243, ОКОФ предназначен для обеспечения информационной поддержки в рамках перехода на классификацию основных фондов, принятую в международной практике на основе СНС 2008, проведения работ по оценке объемов, состава и состояния основных фондов, реализации комплекса учетных функций по основным фондам, осуществления международных сопоставлений по составу основных фондов, а также расчета различных экономических показателей, включая фондоемкость, фондовооруженность, фондоотдачу и др.

Для целей ведения бюджетного (бухгалтерского) учета организациями государственного сектора ОКОФ применяется в случаях, предусмотренных федеральными стандартами, если иное не установлено уполномоченными органами государственного регулирования бухгалтерского учета.

Порядок начисления амортизации основных средств в бюджетных учреждениях зависит от вида основных средств и их стоимости при принятии к учету, а также срока полезного использования. При выбытии основных средств амортизация списывается или участвует в формировании расчетов с учредителем или другим учреждением.

Как списать основные средства бюджетного учреждения

  • полная или частичная утрата полезных свойств объекта, при котором ОС не может функционировать должным образом;
  • физическая утрата или повреждение объекта, к таковым относят: поломки, разрушения, повреждения, потеря, ликвидация;
  • моральное или техническое устаревание ОС, при котором модернизация имущества экономически необоснованна;
  • утрата имущественных активов в силу аварийных ситуаций или стихийных бедствий.

Любой объект НФА организации может прийти в негодность в силу материального или физического износа, поломок и прочих факторов. Продолжать учитывать непригодные для эксплуатации основные средства на балансе не имеет смысла. Объекты, которые невозможно эксплуатировать в дальнейшем, необходимо списать.

Списанию не подлежат объекты, находящиеся во временной консервации, например, те, что в настоящий момент не используются в производственном цикле. Также не списываются НФА, находящиеся на реконструкции и модернизации, и эксплуатация которых временно приостановлена.

  • казенные учреждения полностью лишены прав распоряжаться каким-либо имуществом без соответствующего разрешения от собственника (учредителя, вышестоящего распорядителя, органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя);
  • бюджетное и(или) автономное учреждение не вправе распоряжаться недвижимостью, а также особо ценным имуществом, приобретенным за счет бюджетных средств либо закрепленным за организацией распоряжением собственника.
  • если учреждение принимает решение реализовать нефинансовый актив сторонней компании или физическому лицу, то объект подлежит списанию с учета;
  • если имущество передается в собственность третьих лиц по договору мены или же на безвозмездной основе;
  • если НФА передают сторонней организации в качестве вклада в уставный капитал, то актив подвергается списанию;
  • если объект решено сдать в аренду или в лизинг при условии, что имущество будет учитываться у арендатора (лизингополучателя).

Здесь нужно отметить, что данное правило применяется к объектам недвижимости, налоговая база по которым определяется по среднегодовой стоимости. По той же недвижимости, которая облагается по кадастровой стоимости, налогоплательщиком признается организация, у которой эти объекты находятся либо на праве собственности, либо на праве хозяйственного ведения (пп. 2 п. 1 ст. 374 НК РФ). То есть плательщиками могут выступать как сами организации-балансодержатели, так и их структурные подразделения.

Однако данное правило может применяться только для тех ситуаций, когда организация еще не перешла на применение ФСБУ 6/2023 и продолжает применять ПБУ 6/01 (письмо Минфина от 02.03.2023 № 07-01-09/14384). В вашем же случае такие активы в составе запасов не учитываются, а их стоимость относится непосредственно на расходы.

Читайте также:  Льготы многодетным и малоимущим семьям в Чувашии в 2024 году

Организация может не применять ФСБУ 6/2023 в отношении активов, имеющих стоимость ниже установленного лимита. Поэтому затраты на приобретение и создание таких малоценных активов могут признаваться расходами того периода, в котором они понесены (п. 5 Стандарта). Решение о неприменении ФСБУ 6/2023 к таким активам должно быть раскрыто в бухотчетности с указанием лимита стоимости, установленного организацией.

Действительно, новый стандарт использует только такое понятие, как «балансовая стоимость», под которой понимается разность между первоначальной стоимостью недвижимости и суммами накопленной амортизации и обесценения (п. 25 Стандарта). Вместе с тем, зная балансовую стоимость недвижимости, можно рассчитать и ее остаточную стоимость и, соответственно, подлежащий к уплате налог на имущество организаций.

То же самое касается и прекращения начисления амортизации. По решению организации амортизацию можно прекратить с 1-го числа месяца, следующего за месяцем списания объекта (п. 33 Стандарта). Таким образом, переход на ФСБУ 6/2023 не исключает возможности применения правил начисления амортизации, установленных ПБУ 6/01.

  1. Отразить сведения об инвестиционной недвижимости и других видах основных средств в разрезе групп: балансовая стоимость, амортизация, движение за отчётный период.
  2. Привести информацию о переоценке и обесценении основных средств, в том числе сведения, предусмотренные стандартом МСФО (IAS) 36«Обесценение активов» .
  3. Указать сведения о балансовой стоимости особых групп основных средств: объектах, которые пригодны для использования, но не используются, кроме случаев, когда это обусловлено сезонностью; основных средствах, сданных в аренду; объектах, в отношении которых имущественные права организации ограничены.
  4. Предоставить информацию об элементах амортизации основных средств и их корректировках, если таковые были.

Каков порядок списания в бюджетном учреждении основных средств

В п. 52 Инструкции N 157н указано, что отражение в бухгалтерском учете выбытия объекта основных средств с забалансового счета 02 «Материальные ценности на хранении» до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) объекта ОС и реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается.

  • соответствие основного средства определению, установленному Федеральным стандартом N 257н и иными НПА;
  • уверенность у учреждения в будущем повышении (снижении) полезного потенциала либо увеличении (уменьшении) будущих экономических выгод, связанных с основным средством;
  • возможность оценить стоимость основного средства с учетом положений Федерального стандарта N 257н, кроме случаев, установленных иными НПА.
  • Основанием для выбытия (списания) основных средств с учета являются оформленные соответствующие первичные учетные документы.

При продаже или ином отчуждении основного средства не в пользу организаций бюджетной сферы, прежде чем списать с баланса, его необходимо переоценить и отразить в учете по справедливой стоимости. Ее определите методом рыночных цен. Используйте текущие рыночные цены, данные независимых экспертов (оценщиков), которые получены в рамках контракта, заключенного учреждением для обеспечения госнужд, либо изучите рыночные цены в открытом доступе (п. п. 52 — 55, 59 Федерального стандарта N 256н, п. 29 Федерального стандарта N 257н, п. 28 Инструкции N 157н, Письма Минфина России от 07.06.2023 N 02-07-10/42823, от 22.05.2023 N 02-06-10/36983).

Если списание основных средств необходимо согласовать с собственником имущества, тогда дополнительно сформируйте комплект документов, установленный собственником, и направьте этот комплект в его адрес. Например, если вы списываете федеральное имущество, то такое требование установлено п. 6 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 N 834.

Списание основных средств на забалансовый счет 02 «Материальные ценности на хранении» отразите одновременно со списанием их с соответствующего счета 0 101 00 000. Учитывайте неиспользуемые основные средства на забалансовом счете до момента их демонтажа (утилизации, уничтожения) (п. 335 Инструкции N 157н, п. 10 Инструкции N 162н, п. 12 Инструкции N 174н, п. 12 Инструкции N 183н).

В документе «Принятие к учету ОС, НМА, НПА» объекты, полученные в результате разукомплектования, стоимостью свыше 100 000 руб. следует ввести как отдельные инвентарные объекты с присвоением индивидуального инвентарного номера, установив для каждого из них порядок начисления амортизации и способ начисления амортизации. Также необходимо указать дату ввода в эксплуатацию по данным разукомплектованного объекта основных средств, при этом оставшийся срок полезного использования заполнится автоматически.

При разукомплектации основного средства его нужно исключить с учета. Основанием для бухгалтера при отражении такой операции будет являться решение Комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленное соответствующим актом в зависимости от вида основного средства (п. п. 34, 51 Инструкции №157н):

Второй шаг – признание (принятие к учету) образовавшихся в результате разукомплектования самостоятельных основных средств. Данную операцию необходимо оформить оправдательным документом (первичным учетным документом) (п. 34 Инструкции №157н). Предлагаем составить акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).

  • основное средство было ранее принято к бухгалтерскому (бюджетному) учету как один инвентарный объект (единица инвентарного учета);
  • есть решение Комиссии по поступлению и выбытию активов, действующей в учреждении (п. 34 Инструкции №157н);
  • основное средство разбирается (делится) на отдельные части, которые принимаются к учету как самостоятельные объекты основных средств или подлежат демонтажу и уничтожению.

В приведенных в таблице корреспонденциях счетов в 24-26 разрядах номера счета указаны коды КОСГУ (п. 3 Инструкции №183н). Однако согласно п. 21 Инструкции №157н автономные учреждения в этих разрядах номера счета рабочего плана счетов отражают аналитический код поступлений, выбытий объектов учета. Рекомендуем закрепить применяемый порядок формирования номера счета в учетной политике.

Рубрика «Вопросы и ответы»

Вопрос №1. Кто в учреждениях определяет отнесение имущества к ОЦДИ по перечню, установленному органом управления?

В учреждении избираются постоянно действующие комиссии. Утверждение состава и срока действия полномочий осуществляется приказом руководителя. В обязанности комиссии входит проведение инвентаризаций, переоценок и списания ОЦДИ.

Вопрос №2. Можно ли принять на учет имущество в частичной стоимости? Оплата была произведена частично за счет средств, поступивших от ведения деятельности.

Поставить частично на учет нельзя. Имущество представляет собой единый инвентарный объект, постановка на учет которого производится в полном объеме.

Вопрос №3. Имеет ли право учреждение самостоятельно определить перечень особо ценного имущества, если утвержденный учредителем список отсутствует?

Нет, самостоятельное распоряжение имуществом, включая определение категории учреждением не допускается. Кроме утверждения перечня ОЦДИ учредитель должен довести приказ до организации.

Вопрос №4. Как производится модернизация ОЦДИ – замена одного из блоков, составляющих имущественный комплекс?

Принятие решения о замене части имущества осуществляется на основании решения инвентаризационной комиссии. Далее производится частичная ликвидация одного из блоков имущества и последующее дооборудование с увеличением стоимости имущества.

Вопрос №5. Как часто корректируются величины стоимости имущества?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *