- КОАП

Государственная собственность на землю понятие и ее основные виды

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственная собственность на землю понятие и ее основные виды». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Право собственности на землю является одной из ключевых форм владения и имеет особое значение в организации экономических и социальных отношений. Это абсолютное и исключительное право владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком в пределах, установленных законодательством. Оно закреплено в Гражданском кодексе Российской Федерации и гарантирует собственнику полную свободу в распоряжении земельной собственностью.

Объекты и субъекты права собственности на землю

Объект права собственности на землю — часть земли (земельный участок и земельная доля) как производственного базиса, которая в установленном порядке перешла в собственность определенного субъекта (находится в его владении, пользовании и распоряжении).

К объектам права собственности на землю ЗК РФ относит (ст. 15 ЗК РФ):

    1. земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (земельные участки в частной собственности);
    2. земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ст. 27 ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям:

    1. изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);
    2. ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).

Государственная собственность на землю и полномочия государства в области земельных отношений

В соответствии со статьей 5 «Участники земельных отношений» Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) наряду с гражданами, юридическими лицами и муниципальными образованиями участниками земельных отношений являются Российская Федерация (РФ) и ее субъекты, которым принадлежит право государственной собственности на землю. Такие земли с полным основанием можно называть «государственными». Государственные земли ─ это земли, находящиеся в государственной собственности.

Согласно Статье 214 «Право государственной собственности» Гражданского кодекса Российской федерации (ГК РФ) и Статье 16 «Государственная собственность на землю» ЗК РФ, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Это, помимо всего прочего, означает, что муниципальные и государственные земли ─ совсем не одно и то же.

Право государственной собственности на землю является совокупностью юридических норм, регулирующих имущественные отношения принадлежности земельных участков государству и обеспечивающих его возможность по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться ими. Это ─ в объективном смысле.

В субъективном смысле под правом государственной собственности на землю понимается право собственности государства, выступающего в качестве субъекта права. Субъекты государственной собственности на землю в данном случае ─ Российская Федерация (федеральные власти) и ее субъекты.

Поскольку государственный учет земель проходит этап своего становления, достаточно большой массив составляют т. н. неразграниченные государственные земли. В соответствии со Статьей 1 «Основные принципы земельного законодательства» ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю (или, точнее говоря, правовые основы и порядок ее разграничения на виды государственной собственности на землю ─ собственность Российской Федерации и собственность ее субъектов) ─ устанавливаются федеральными законами.

Государственный кадастр недвижимости

Для того чтобы эффективно распоряжаться землей и следить за тем, как с этим справляются другие, государству необходимо организовать тщательный учет земельных ресурсов. Поэтому столь важна государственная регистрация земель: как для учета всех земельных ресурсов в Государственном кадастре недвижимости (ГКН), так и государственная регистрация прав на землю и государственная регистрация сделок с землей, приводящих к возникновению, прекращению или изменению этих прав.

Сегодня в Российской Федерации ведется активная работа по формированию ГКН. Цель государственного учета земель ─ получение систематизированных данных о количестве, качественном состоянии и правовом положении земель ─ информации, необходимой для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земли.

Единый государственный реестр земель возник в силу объективной необходимости получения сведений о земле не только как о первоисточнике материальных благ, но и объекте налогообложения. Государственный кадастр земли был в Древнем Риме еще в VI в. до н. э. В Европе в результате филологических трансформаций (французское слово cadastre дословно означает «книга-реестр») стали употреблять выражение «государственный реестр земель». В России для описания земель в XVI в. было создано специальное учреждение ─ Поместный приказ, ставшее общегосударственным единым центром, объединяющим межевые, кадастровые и крепостные работы.

В начале XX столетия земельные отношения в России претерпели коренные изменения. Земля была национализирована, став единой государственной собственностью и фактически перестав служить объектом налогообложения. Но поскольку государство все равно нуждалось в сведениях о земле, земельный кадастр существовал и в условиях плановой экономики. Однако в период экономических реформ, когда земля снова стала объектом гражданского оборота и налогообложения, этот земельный кадастр, не содержавший, например, сведений о местоположении на местности границ, разделяющих смежные земельные участки, перестал отвечать требованиям времени. И на смену ему пришел новый кадастр, установленный Федеральным законом от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». Он и стал родоначальником современного ГКН.

Решение о создании ГКН было принято в 2004-м. Для его реализации организовали специальное ведомство – Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Реальное ведение государственного кадастра недвижимости началось в 2008 году, когда вступили в силу положения Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ставшего органичным продолжением Федерального закона «О государственном земельном кадастре», изданного в 2000 году.

Читайте также:  Уборщик служебных помещений код по окз 2024 год

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном ЗК РФ (Федеральным законом от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ) и Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Право частной собственности на земельный участок гражданских и юридических лиц

К собственности гражданских и юридических лиц, то есть частной собственности, относятся земельные участки, которые были приобретены гражданскими и юридическими лицами по предусмотренным российским законодательством основаниям. Гражданские и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земли в собственность. Земельные участки, которые находятся в собственности государства или органов местного самоуправления, могут быть предоставлены в собственность гражданских и юридических лиц, кроме тех земельных участков, которые согласно Земельному Кодексу Российской Федерации и федеральным законодательным актам не могут находиться в частной собственности. Иностранные лица, а также лица без гражданства и иностранные юридические лица не имеют права владеть земельными участками, которые находятся на приграничных территориях, перечень которых регламентируется Президентом Российской Федерации согласно федеральному законодательству о Государственной границе РФ, а также на других установленных территориях России в соответствии с федеральными законодательными нормами.

Замечание 3

Необходимо отметить, что согласно пункту 2 статьи 20 Земельного Кодекса Российской Федерации земельные участки не предоставляются гражданским лицам в бессрочное пользование

Право бессрочного пользования земельными участками, которые находятся в собственности государства или органов местного самоуправления, возникает у граждан или юридических лиц до момента вступления в силу нового Кодекса Российской Федерации и сохраняется за ними. Земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, передаются в собственность гражданских или юридических лиц за определенную денежную сумму. Предоставление также может быть осуществлено безвозмездно в предусмотренных нормами Земельного Кодекса, федеральными законодательными нормами и законами субъектов России случаях.

Пример 3

Граждане с тремя и более детьми вправе приобрести земельный участок бесплатно, в частности для индивидуального строительства, которые находятся в государственной собственности без торгов и предварительного согласования места расположения объектов в тех случаях, которые устанавливаются законодательными нормами субъектов Российской Федерации.

Земля, находящаяся в собственности государства или органов местного самоуправления, на которых расположены здания, строения и сооружения, относящиеся к собственности общественных организаций инвалидов и организаций, учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов на момент вступления в действия нового Земельного Кодекса РФ, предоставляются во владение вышеуказанных организаций на бесплатной основе.

Религиозные организации, в собственности которых находятся здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках государственной и муниципальной собственности, предоставляются бесплатно; организации, во владении которых находятся земельные участки государственной собственности на праве безвозмездного пользования, получают данные участки на праве безвозмездного срочного пользования на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями.

Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица получают земельные участки в собственность за установленную Земельным Кодексом плату согласно статье 28 указанного Кодекса.

Иностранным гражданам и юридическим лицам, а также гражданам без гражданства, у которых в уставном капитале доля составляет более 50%, предоставляются земельные участки сельскохозяйственного назначения лишь на правах аренды.

Согласно статьям 15-24 Кодекса, права на земельные участки могут возникать по основаниям, которые регламентируются гражданским законодательством, федеральными законодательными актами, и подлежат обязательной государственной регистрации согласно ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Процесс государственной регистрации сделок, связанных с земельными участками, является обязательным в установленных законодательством случаях.

Вывод 2

Предоставление земельных участков в пользование гражданским и юридическим лицам из земель государственной или муниципальной собственности, выполняется в соответствии с решениями исполнительных органов государственной власти или муниципальных органов, которые обладают правом предоставления соответствующих земельных участков в рамках их компетенции согласно статьям 9-11 Земельного Кодекса России.

Что относится к разным видам государственной собственности на землю

Статья 3.1 Федерального закона, вводящего в действие ЗК РФ дает подробное разделение тех территорий, которые необходимо относить к собственности разных государственных уровней обращения и использования.

В соответствии с положениями данной нормы к собственности на землю федерального уровня следует относить:

  • Земли, на которых расположились возведенные и строящиеся здания и сооружения, находящиеся в собственности РФ, а также те земельные территории, которые передались федеральным органам, выступающим представителями государственной власти, в том числе, в лице своих территориальных подразделений, для создания ими казенных учреждений, федеральных унитарных предприятий и т.д.;
  • Земельные территории, где расположены объекты капитального строительства, относимые к собственности РАН и ее подразделений. Такие земли могут находиться на праве либо постоянного бессрочного пользования либо аренды у данного учреждения;
  • Земли, переданные Росавтодору на правах аренды теми федеральными органами, которые осуществляют политику в сфере регулирования дорожного хозяйства.

К сфере собственности регионального уровня следует отнести такие территории:

  • Те участки, на которых возведены строения, принадлежащие по праву собственности субъектам РФ;
  • Территории, на которых расположены созданные на уровне регионов казенные, унитарные и иные государственные учреждения;
  • Земельные участки, относимые к сельскохозяйственным ресурсам, по которым проложены внутрирегиональные дороги, а также созданы объекты, предназначенные для обеспечения земель региона от негативных воздействий окружающей среды.

В соответствии с положениями этой же статьи к муниципальной собственности будут относиться следующие земли:

  • На которых расположены здания и иные сооружения, находящиеся в муниципальной собственности;
  • Переданные на правах аренды органами исполнительной власти муниципалитетов казенным, муниципальным унитарным и различным некоммерческим организациям, которые были созданы местными органами самоуправления.

Если же участок не относится ни к одной из перечисленных категорий и не был оформлен в частную собственность, в соответствии с действующими положениями ЗК РФ он будет считаться принадлежащим государству на основе неразграниченной государственной собственности.

Государственная собственность в России: суть и значимость

Понятие государственной собственности — это право государства на контроль, управление и распоряжение объектами имущества, находящимися на его территории. Государственная собственность охватывает все виды имущества, которые находятся в собственности государства: землю, недвижимость, транспортные средства, предприятия и другое.

В России существуют различные формы государственной собственности, включая федеральную, региональную и муниципальную. При этом каждая из этих форм интересует свой орган власти и имеет ряд характеристик и особенностей.

Государственная собственность имеет огромную значимость для государства и общества. Она обеспечивает национальную безопасность, регулирует экономические процессы, создает условия для развития страны и сохранения ее культурного наследия.

Читайте также:  Налог на собственность для пенсионеров в 2024 году

Согласно Конституции РФ, государственная собственность призвана защищать неприкосновенность и охрану конституционного строя РФ, а также обеспечивать права и свободы граждан. В этих целях она регулируется законодательством, в том числе Федеральным законом «О государственной собственности», который существует с 1991 года и устанавливает основы государственной собственности в РФ. Он определяет порядок обращения с государственной собственностью и механизм ее защиты от незаконных действий.

Таким образом, государственная собственность является важным и необходимым элементом жизни государства и всего общества России. Ее эффективное использование способно обеспечить процветание и благополучие граждан и страны в целом.

Правовой режим государственной собственности на землю

Положению государства как участника земельных отношений присущ дуализм. В частноправовых отношениях оно выступает наравне с другими землепользователями, в публично-правовых – в качестве наделенного властными полномочиями субъекта.

Государство вправе реализовывать все обычные правомочности по владению, пользованию, распоряжению земельными ресурсами. Оно связано целевым назначением и разрешенными способами использования принадлежащих ему участков.

Земельными угодьями от имени государства распоряжаются органы исполнительной власти согласно компетенции. Последние, среди прочего, уполномочены передавать земли государственного фонда в собственность, возмездное или безвозмездное пользование. Ст. 71 Конституции РФ декларирует принцип раздельного управления землями, согласно которому общефедеральной и субъектной собственностью распоряжаются госструктуры разного уровня. Однако в большинстве случаев он не реализуется.

Будучи субъектом властных полномочий, государство может изъять земельный участок в связи с его ненадлежащим использованием (ст. 284–286 ГК РФ). Мотивируя свои действия публичными нуждами, уполномоченные госструктуры вправе инициировать прекращение частной собственности на землю без наличия каких-либо нарушений со стороны землевладельца (ст. 282 ГК РФ). Действия властей могут сопровождаться принудительным изъятием размещенной на таких участках недвижимости (ст.239 ГК РФ).

Сегодня земли государственного фонда наиболее обширны по площади. Они имеют исключительную экономическую и экологическую значимость. На государственных землях размещается большинство промышленных предприятий и особо охраняемых территорий. Согласно п. 4 ст. 87 ЗК РФ исключительно в федеральной собственности могут находиться земли, занятые:

  • объектами атомной энергии, космической деятельности;
  • федеральными энергетическими системами;
  • путями сообщения федерального значения;
  • объектами, обеспечивающими обороноспособность, защиту госграницы.

Особенностью правового режима земель, пребывающих в муниципальной и госсобственности, также является:

  • возможность их приватизации, получение в бессрочное и срочное безвозмездное пользование;
  • преимущественно конкурсный порядок заключения договоров аренды.

Муниципальная собственность на землю

Понятие муниципальной собственности на землю имеет свои особенности. Муниципальная собственность на землю означает право муниципалитетов на владение, пользование и распоряжение земельными участками.

Это является одним из видов государственной собственности на землю и административно-территориальные единицы зависят от муниципалитетов в части вопросов землепользования.

13 федеральный закон разграничивает муниципальную и государственную собственность на землю, устанавливая отдельные требования для использования каждого вида земель.

  • К особенностям муниципальной собственности на землю относится то, что она позволяет муниципалитетам регулировать земельные отношения на своей территории, разрабатывать градостроительные планы, проводить общественный контроль за использованием земельных участков.
  • Муниципальная собственность на землю может быть использована для создания общественных объектов, сельскохозяйственных и промышленных предприятий, а также для застройки жилых зданий. Также муниципалитеты имеют право на передачу части земельных участков в частную собственность.
  • Одной из особенностей использования муниципальной собственности на землю является социальная ответственность муниципалитетов. Они должны учитывать интересы жителей, общественности и экологии при развитии территорий под своим контролем.

Государственная собственность: принципы и особенности

Государственная собственность — это юридические отношения, при которых имущество, принадлежащее государству, находится в его владении. Принципы государственной собственности предписывают использовать имущество только в интересах государства.

Одним из основных принципов государственной собственности является ее неотчуждаемость. Это означает, что государство не может передавать свое имущество в частные руки. Также государственная собственность характеризуется высокой степенью охраняемости и надежности.

Государственная собственность выполняет ряд важных функций. Она обеспечивает государству финансовую независимость, позволяет административно-территориальным единицам рационально распоряжаться имуществом, которое используется для удовлетворения социальных и экономических потребностей населения.

Сам процесс управления государственной собственностью осуществляется посредством государственных органов и учреждений с полномочиями на распоряжение ею. Также принципы государственной собственности имеют непосредственное отношение к управлению и размещению ресурсов страны.

В целом, государственная собственность является важным элементом экономической системы государства и представляет собой социально-экономический механизм, направленный на достижение определенных целей, связанных с общественной жизнью и экономическим развитием страны.

Понятие и особенности

Федеральная собственность на землю представляет собой форму имущества, которая находится в власти государства и органов власти на законном основании, предусмотренном законодательством.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут относиться к различным категориям, включая земельные участки, используемые для жилых домов, недвижимости, лесных или водных объектов, а также для нужд гражданских предприятий и органов власти.

Передача земельных участков из государственной или муниципальной собственности может осуществляться в соответствии с заранее определенным порядком, установленным законом. Владение и управление землей могут осуществляться государством и другими организациями на законодательных основаниях.

В отношении земельных участков в собственности государства и муниципалитета существуют определенные правовые отношения и определения. Принятые постановления и законы действуют на всей территории России и регулируют порядок внесения земельного кадастрового номера и иных сведений в соответствующие реестры.

С учетом интересов государства и граждан земельные участки могут относиться к различным категориям на основании кадастрового номера и других характеристик. В целях использования земельных ресурсов наша страна разработала соответствующее законодательство, которое определяет правовые отношения, регулирующие рынок земельных участков, а также введены принципы государственного землепользования и защиты окружающей среды.

Продажа земли находящейся в государственной собственности осуществляется в соответствии с законодательством, и может относиться к различным категориям земельных участков, включая лесные и водные объекты, а также участки, относящиеся к нуждам гражданских организаций. Описанная выше система регулирования земельных отношений способствует развитию земельного рынка и учету интересов всех заинтересованных сторон.

Читайте также:  Сколько пособие на погребение в 2024 году

Передача прав на землю осуществляется властями субъектов Российской Федерации, по предусмотренным законодательством актам и в порядке, предписанном законом. Недвижимость, находящаяся на земле, также относится к объектам, которые подлежат законному владению.

Правительства муниципальных образований могут вести кадастровый учет земельных участков, находящихся в их ведении и относящихся к государственной собственности. Определение границ земельных участков и иных объектов на земле осуществляется с учетом законодательства о земле.

Категории земельных участков определены законодательными актами РФ и могут быть связаны с различными целями, такими как земли для жилищного строительства, сельскохозяйственные земли, земли, относящиеся к водным и лесным ресурсам и другие.

Цели использования земельных участков могут быть особенно важны для гражданских объектов, предприятий и нужд. Например, земля, которая находится в границах границ муниципалитета, относится к муниципальной собственности. Информация о правовом статусе земельных участков обычно доступна в кадастровой палате или других органах, ответственных за земельные отношения.

Категории земельных участков
Номер категории Название категории Основания для отнесения к категории
1 Земли сельскохозяйственного назначения Установленные границы, кодекса земельного законодательства РФ
2 Земли населенных пунктов Установленные границы, кодекса земельного законодательства РФ
3 Земли природно-заповедного назначения, земли отдыха и рекреации Установленные границы, государственных и муниципальных постановлений
4 Земли коммунальных нужд Установленные границы, государственных и муниципальных постановлений
5 Земли лесного фонда Установленные границы, законодательных актов государства и муниципалитетов
6 Водные объекты и земли водного фонда Установленные границы, законодательных актов государства и муниципалитетов, правовых актов о водных ресурсах

Использование федеральной земли

Федеральная земля – это земельные участки, находящиеся в государственной собственности Российской Федерации и относящиеся к ее территории. Их использование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и подлежит государственной регистрации в кадастровом учете.

К федеральной земле относятся отдельные объекты, такие как водные объекты, лесные угодья и другие, определенные законодательными актами, правовыми актами Правительства РФ или постановлениями муниципальных органов власти. Номер участка федеральной земли, его границы и основания права на владение, пользование и распоряжение устанавливаются кадастровым делом.

Использование федеральной земли осуществляется в законном порядке с учетом интересов граждан, предприятий и государства. Оно может осуществляться на праве владения, аренды или безвозмездного пользования.

Законодательством предусмотрены различные виды использования федеральной земли. Например, государственные нужды, муниципальные нужды, объекты ином аренда государственными учреждениями и т.д. Все эти виды деятельности подлежат государственной регистрации в кадастровом учете.

Также законодательством предусмотрено возможность передачи федеральной земли в собственность или пользование субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований. Однако такая передача должна осуществляться на законных основаниях и в соответствии со всеми требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Советы по выбору формы права собственности на землю

Законы РФ предоставляют несколько форм права собственности на землю, вы можете выбрать ту, которая подходит для ваших потребностей и целей.

  • Частная собственность является наиболее распространенной формой владения землей. Если вы хотите иметь полный контроль над своими владениями, это может быть подходящий выбор.
  • Государственная собственность используется для публичных целей, таких как постройка дорог или государственных зданий. Если вы хотите приобрести землю для коммерческих целей, это не подходящий выбор.
  • Муниципальная собственность принадлежит муниципалитетам и используется для различных проектов в городах и населенных пунктах.
  • Собственность предприятий и организаций может использоваться для более коммерческих целей, таких как промышленность и сельское хозяйство.
  • Совместная собственность может быть использована, если вы хотите приобрести землю вместе с другими лицами.

Важно учитывать особенности каждой формы собственности, а также законы РФ, которые регулируют права и обязанности владельцев на землю. Перед выбором формы собственности обязательно получите консультацию у специалистов.

Преимущества права публичной собственности на землю

Право публичной собственности на землю имеет ряд преимуществ, которые отличают его от других форм собственности:

  • База для властных решений: Право публичной собственности на землю является основой для принятия властных решений и регулирования земельных отношений в стране. Государство и муниципальные образования, как участники права публичной собственности на землю, могут использовать эту базу для решения вопросов, связанных с земельными участками.
  • Регистрационный документ: Право публичной собственности на землю подтверждается регистрационным документом, что является важным фактором для защиты прав собственников. Федеральное государство и муниципальные образования имеют возможность вновь передавать право публичной собственности на землю и требовать его регистрации.
  • Участие в общественных образованиях: Право публичной собственности на землю позволяет государству и муниципалитетам участвовать в образовании общественных объектов, таких как дороги, парки, спортивные площадки и т.д. Это дает возможность обществу пользоваться этими объектами и развивать инфраструктуру.

Однако, помимо указанных преимуществ, есть и особенности, которые следует учитывать при регулировании права публичной собственности на землю:

  • Ограничение на использование: Право публичной собственности на землю означает, что земельные участки могут использоваться только в установленных случаях и согласно определенным требованиям. Например, государственная собственность на землю может быть использована только для строительства жилья или для развития экономики.
  • Участие муниципальных образований: В случае, когда земельный участок находится в муниципальной собственности, муниципалитеты могут участвовать в регулировании права публичной собственности на землю. Например, они могут устанавливать правила использования участка и распоряжаться им в соответствии с муниципальными потребностями.
  • Возникновение права: Право публичной собственности на землю может возникнуть при определенных условиях, например, при передаче земельного участка от государства в муниципальную собственность или при выделении земельного участка под строительство жилья.

Таким образом, право публичной собственности на землю имеет свои преимущества и особенности, которые важно учитывать при регулировании земельных отношений.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *