Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила буксировки прицепа грузовым автомобилем». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Большинство современных автомобилистов прекрасно понимают, что собой представляет прицеп. Однако, встречаются и те водители, которые не знакомы с данным определением. На практике, прицеп – это транспортное средство, которое не оборудовано собственным силовым агрегатом и предназначается для движения в составе с механическим авто. Данный термин, прописанный в правилах дорожного движения, имеет свое распространение также на прицепы-роспуски и полуприцепы. В данном случае, автолюбители должны принимать во внимание тот факт, что с точки зрения ПДД прицеп является транспортным средством. Если же говорить про название автомобиля с прицепленным транспортом без мотора, то здесь речь уже идет про автопоезд. Примечательно, что все эти определения распространяются не только на легковые, но и на грузовые авто. Стоит отметить, что при столкновении прицепа с другим автомобилем с точки зрения ПДД происходит дорожно-транспортное происшествие.
Скорость автомобиля с прицепом
Правила дорожного движения устанавливают ограничения скорости только для легковых автомобилей с прицепом:
- 90 км/ч — на автомагистрали.
- 70 км/ч — вне населенного пункта.
- 60 км/ч — в населенном пункте.
- 20 км/ч — в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях.
Существует несколько правил буксировки прицепом грузовых автомобилей:
В случае необходимости буксировать грузовой автомобиль на жесткой сцепке, следуйте следующим правилам:
1. Буксировка должна осуществляться только с управлением водителем транспортного средства.
2. Грузовые автомобили могут быть буксированы только специальным средством – эвакуатором.
3. Запрещается буксировка прицепом на жесткой сцепке в некоторых случаях, когда движение грузового автомобиля с прицепом невозможно безопасно осуществить, например, при неисправном кузове или некорректной погрузке.
4. При буксировке грузового автомобиля с прицепом на жесткой сцепке, расстояние между автомобилем и прицепом должно быть достаточным для безопасного движения.
5. Управление грузовым автомобилем с прицепом на жесткой сцепке должно быть осуществлено с использованием специального связующего устройства – тягового шарнира.
6. В случае частичной неисправности прицепа, буксировка грузового автомобиля на жесткой сцепке может быть запрещена силами контролирующих органов ТС.
7. Для буксировки грузового автомобиля на жесткой сцепке необходимо допускаться номером ТС и номером прицепа.
8. Запрещается буксировка грузовых автомобилей на жесткой сцепке за транспортным средством, не имеющим надписей «ЭВАКУАТОР» или «ЭВАКУАЦИЯ» и не оборудованным специальными сигналами, указанными в ПДД.
9. Некоторые правила буксировки грузовых автомобилей на жесткой сцепке могут быть оговорены в дополнительных документах, но основные правила остаются неизменными.
10. При необходимости буксировки грузового автомобиля на жесткой сцепке, обратитесь к специалистам или вызовите эвакуатор по телефону 92-92-44.
Итак, как ездить с прицепом? В первую очередь следует обратить внимание на то, что автомобиль, снабженный дополнительной грузовой платформой, становится менее поворотливым. Кроме того, ему нужно больше времени для набора скорости, а тормозной путь увеличивается
Указанные особенности необходимо учитывать, выезжая на общественные магистрали и совершая на них маневры.
Необходимо помнить о следующих правилах:
- Особую опасность представляет движение рядом с большегрузными автомобилями. Последние создают сильные воздушные потоки, которые влияют на управляемость других транспортных средств. Прицеп под таким воздействием может уйти в сторону.
- Второй важный нюанс, на который следует обратить, заключается в увеличенном угле поворота. Его размер напрямую зависит от расстояния от фаркопа до задней части прицепа.
- Третьей проблемой, с которой сталкиваются водители, управляющие машиной с прицепом, является процесс торможения при совершении поворотов. В подобных обстоятельствах грузовая платформа уводит автомобиль в сторону. В ряде случаев, когда поворот совершается на высокой скорости, прицепная конструкция может попросту оторваться, вследствие чего повышается риск возникновения ДТП.
Если обобщить приведенную ранее информацию, то получается, что при управлении автомобиля, дополненного повозкой, необходимо обращать внимание на следующие нюансы:
- текущую скорость прицепа;
- увеличенные угол поворота и длину транспортного средства.
Учет данных характеристики обеспечивает правильное управление автотранспортом.
Практические рекомендации по вождению машины с прицепом
Бывалые водители могут дать новичкам несколько советов, касающихся движения по дороге легковой машины с прицепом.
- Тише едешь – устойчивей прицеп. Ехать на высокой скорости в сцепке с прицепом тяжело, так как при превышении определённого скоростного порога его начинает раскачивать в стороны, что снижает устойчивость вашего автопоезда. Поэтому лучше не спешить.
- Оптимальный автопоезд состоит из полноприводной, длиннобазной, тяжёлой машины с коротким задним свесом и двухосного длиннобазного прицепа, центр массы которого располагается как можно ниже, а колея максимально широка. Сцепка должна быть длинной.
- Неудачный автопоезд состоит из переднеприводной короткобазной машины с длинным задним свесом, маломощной и лёгкой, сцепленной коротким дышлом с одноосным, высоким и узкоколейным прицепом.
- Следует быть особенно внимательным, если задняя подвеска машины сильно изношена, а давление в шинах ниже, чем это необходимо по нормативу. Негативно сказывается на устойчивости поезда перегруз прицепа и неправильная загрузка, когда на шар приходится минимальный вес. Кроме того, ухудшение ходовых качеств прицепа неизбежно, если он «обут» в разные по качеству шины.
Особенности управления
Автомобиль с прицепом практически в два раза длиннее простой машины. Поэтому для разгона ему требуется в два раза большая дистанция. а скорость набирается гораздо хуже. Поэтому, если вы решитесь идти на обгон. реально оцените дорожные условия. Помните, что на машине с прицепом не удастся в случае необходимости быстро нырнуть в правый ряд.
Идите на обгон только на ровных, хорошо просматриваемых участках.
Если вас обгоняет большой грузовой автомобиль, поток воздуха сначала отбрасывает прицеп в сторону, а потом, наоборот, прижимает. Поэтому, в таких случаях стоит принять вправо или, вообще, притормозить и пропустить грузовик.
Прицеп уменьшает маневренность машины. При резких маневрах прицеп начинает раскачиваться вправо-влево. Подобная опасность ожидает и на неровных дорогах, особенно на спусках типа «стиральная доска».
Прицеп увеличивает ширину габаритного коридора автомобиля. Чем больше расстояние от оси прицепа до фаркопа, тем больше места требуется для поворота. Поэтому выполняя поворот на перекрестке, всегда оставляйте не менее полутора метров до бордюра, в противном случае прицеп заедет на тротуар.
Не забывайте это правило при объезде любых препятствий.
Посмотрим видеосюжет о вождении с прицепом:
Разрешённая скорость по ПДД
Теперь следует узнать о том, какая максимальная скорость допускается при езде на машине с прицепом.
Тут есть несколько вариантов применительно к легковым машинам. Это в основном связано с тем, где осуществляется движение.
- Если авто движется по автомагистрали и без трейлера, тогда максимальная скорость ограничена на отметке 110 км/ч. Если это авто с прицепом, тогда лимит снижается до максимальных 90 км/ч.
- По остальным дорогам вне населённого пункта разрешённая скорость без прицепа и с прицепом соответственно 90 и 70 км/ч.
- Отдельно рассматривается ограничение по скорости движения с прицепом в пределах населённых пунктов. Оно одинаковое для авто с трейлером и без него. Это 60 км/ч.
Категории водительских прав для перевозки прицепа
Рассмотрим категории водительского удостоверения, которые позволяют буксировать прицеп:
Категория | Прицеп который можно буксировать |
В | 1) разрешенная максимальная масса (РММ) до 750 кг или 2) РММ больше 750 кг, но не превышает массу машины без нагрузки и РММ состава не превышает 3500 кг. |
BE | любые прицепы |
С | РММ до 750 кг |
СE | любые прицепы |
D | РММ до 750 кг |
DE | любые прицепы |
Категории водительских прав для перевозки прицепа
Рассмотрим категории водительского удостоверения, которые позволяют буксировать прицеп:
Категория | Прицеп который можно буксировать |
В | 1) разрешенная максимальная масса (РММ) до 750 кг или 2) РММ больше 750 кг, но не превышает массу машины без нагрузки и масса состава не превышает 3500 кг. |
BE | любые прицепы |
С | РММ до 750 кг |
СE | любые прицепы |
D | РММ до 750 кг |
DE | любые прицепы |
Таким образом, абсолютно к любому автомобилю можно присоединить прицеп с разрешенной массой 750 кг или меньше и это не потребует дополнительной категории.
Категории водительских прав для перевозки прицепа
Рассмотрим категории водительского удостоверения, которые позволяют буксировать прицеп:
Категория | Прицеп который можно буксировать |
В | 1) разрешенная максимальная масса (РММ) до 750 кг или 2) РММ больше 750 кг, но не превышает массу машины без нагрузки и РММ состава не превышает 3500 кг. |
BE | любые прицепы |
С | РММ до 750 кг |
СE | любые прицепы |
D | РММ до 750 кг |
DE | любые прицепы |
Примечание. Таблица составлена на основе статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
Таким образом, абсолютно к любому автомобилю можно присоединить прицеп с разрешенной массой 750 кг или меньше и это не потребует дополнительной категории.
Понятие «прицеп» рассмотрено в пункте 1.2 правил дорожного движения:
«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
Обратите внимание, прицеп с точки зрения ПДД является транспортным средством.
Например, это говорит о том, что столкновение прицепа с каким-либо объектом является дорожно-транспортным происшествием.
Автомобиль вместе с прицепом называется автопоездом:
«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).
Данное понятие может применяться как в отношении грузовиков, так и в отношении легковых автомобилей с прицепами.
Движение с тяжелым прицепом
Нужно убедить себя, что с этим грузом вы никуда не торопитесь и основная ваша задача – доехать до места без происшествий. Разумеется, прицеп должен иметь талон техосмотра, а если катер выступает за задний габарит прицепа более чем на метр, то следует повесить на корму квадратную полосатую табличку с надписью: «Негабаритный груз»
Обращаю ваше внимание на то, что красная тряпка и т. п
не являются обозначениями негабаритного груза. Если катер выступает за задний габарит прицепа более чем на 2 м, то ехать нельзя – штраф будет огромным.
Не стоит даже пытаться тянуть тяжелый прицеп легковым автомобилем с автоматической коробкой передач. Джипы (рамные, а не «паркетники») и микроавтобусы с автоматической коробкой передач можно попробовать
использовать в качестве тягачей, но при этом придется непременно контролировать температуру масла в коробке
передач. Если в инструкции к конкретному «паркетнику» перевозка тяжелых прицепов разрешена и дилеры за это с
гарантии не снимают – рискните.
Особенности управления автомобиля с прицепом
При очевидной специфике управления автомобилем с прицепом особое внимание водитель должен уделять правильному выполнению поворота. Перед поворотом вправо необходимо заходить немного левее, и точно так же в другую сторону. При неверном или неумелом выполнении маневра прицеп может легко уйти в занос и опрокинуться.
Ещё одна распространённая ошибка неопытных водителей — это торможение в повороте. Притормаживать можно на участке дороги до поворота и только после этого, на сниженной скорости, выполнить плавный поворот. Если не удалось избежать ситуации, когда прицеп начал «ходить ходуном», нужно сманеврировать в поворот или добавить газу.
Движение задним ходом, как и парковка, всегда доставляет водителям массу неудобств. Чтобы не «завернуть» прицеп, нужно владеть ситуативной динамикой и чувствовать траекторию: если задняя часть тягача идёт влево, то прицеп движется в другую сторону. Если вам неизвестна обстановка сзади, старайтесь не допускать движения задним ходом.
Какие документы надо возить с собой?
Итак, в стандартном случае – когда вы едете на легковом автомобиле с прицепом, который не более 750 кг массой, являетесь физическим лицом, вам понадобится только один документ: свидетельство о регистрации (далее «СТС», его ещё ошибочно называют техпаспортом), подтверждающее, что вы поставили прицеп на учёт в ГИБДД.
Таким образом, общий набор бумаг для автомобиля и прицепа к нему будет следующий:
- ваши водительские права с категорией «B» (если прицеп весит не более 750 кг),
- свидетельство о регистрации на сам легковой автомобиль,
- отдельное СТС на прицеп,
- страховка ОСАГО на машину.
Разумеется, прицеп, будучи зарегистрированным в ГАИ должным образом, при этом должен быть на номерах.
Теперь давайте подробнее рассмотрим, какие документы вам будут нужны в ряде частных случаев. И пойдём не по этим ситуациям, а по конкретным документам, и выясним, когда вам потребуется конкретный из них.
Установка тягово-сцепного устройства (ТСУ) на автомобиль – это всегда внесение изменений в конструкцию. Но регистрировать их в ГАИ не нужно, если выполняется одно из двух условий:
- К ТСУ, купленному в магазине, прилагается декларация или сертификат, что оно прошло испытания в составе модели вашего транспортного средства.
- ТСУ поставлен официальным дилером согласно «каталогу изделия». Это документ на автомобиль, содержащий перечень деталей, сборочных единиц, комплексов и комплектов изделия с иллюстрациями и сведениями об их количестве, расположении в изделии, взаимозаменяемости, конструктивных особенностях, материалах и другими.
Ни странички из «каталога изделия», ни декларации и сертификаты водитель возить не обязан.
Правила буксировки грузовыми автомобилями
Буксировка грузовыми автомобилями регулируется специальными правилами, которые были разработаны для обеспечения безопасности на дорогах. В этих правилах содержатся ограничения по массе прицепа, которые должны соблюдаться при буксировке.
Во-первых, водитель грузового автомобиля должен убедиться, что масса прицепа не превышает массу буксирующего автомобиля. Если масса прицепа больше, чем масса автомобиля, это может привести к потере управления и помешать безопасности движения.
Во-вторых, правила буксировки грузовыми автомобилями указывают на максимально допустимую массу прицепа в зависимости от категории водительского удостоверения. Например, для владельцев водительского удостоверения категории C масса прицепа не должна превышать 750 килограмм, а для категории C+E – 1200 килограмм.
Также, важно помнить, что прицеп должен быть правильно подключен к автомобилю. Для этого используются специальные крюки, цепи и прочные соединения, чтобы обеспечить надежную фиксацию прицепа во время движения. Важно проверить правильность соединения перед каждой поездкой.
При буксировке грузовыми автомобилями также следует учитывать состояние дороги, прогноз погоды и другие условия окружающей среды. Например, в условиях сильного ветра, обгон или разворот может быть опасным, особенно если автомобиль буксирует тяжелый прицеп.
Автомобильные правила: что говорят о соединении двух транспортных средств?
Согласно автомобильным правилам, грузовой автомобиль имеет право соединяться с легковым прицепом или полуприцепом, если сумма массы автомобиля и прицепа не превышает установленного законом предела.
Однако, существуют особенности связывания легкового прицепа с грузовым автомобилем:
- Масса прицепа не может быть больше 750 кг, и сумма массы автомобиля и прицепа не может превышать установленное законом ограничение.
- Прицеп должен быть оборудован соответствующими фарами, стоп-сигналами и указателями поворота, чтобы обеспечить безопасность на дороге.
- На прицепе должен быть установлен номерной знак согласно правилам Российского ГИБДД.
- Водитель грузового автомобиля, прицепленного к легковому прицепу, должен иметь категорию водительского удостоверения, позволяющую управлять указанным составом.
Соединение легкового прицепа с грузовым автомобилем следует осуществлять с соблюдением всех требований и правил, установленных дорожным законодательством. Несоблюдение данных правил может повлечь за собой штрафные санкции и привлечение к административной ответственности.
Если вам необходимо соединить легковой прицеп с грузовым автомобилем, обязательно ознакомьтесь с действующими автомобильными правилами и убедитесь, что вы выполняете все необходимые требования и имеете соответствующие права для управления таким составом.