Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвентаризация материальных запасов в бюджетных учреждениях в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для определения фактического наличия объектов ФСБУ 28/2023 предусматривает пути подсчета, взвешивания, обмера, осмотра объектов, а когда это невозможно или излишне затратно, допускается применение альтернативных способов выявления фактического наличия объектов таких активов, обеспечивающих реализацию цели инвентаризации (в том числе видео-, фотофиксация).
Применение ФСБУ 28/2023
ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» применяется с 1 апреля 2025 года, при этом организация может принять решение о применении нового стандарта до указанного срока.
Соответственно, с названной даты не действуют Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.07.1995 № 49. Положения иных нормативных правовых актов, связанные с вопросами инвентаризации, с 1 апреля 2025 года применяются в части, не противоречащей ФСБУ 28/2023 (например, п. 26–28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).
Поскольку организация вправе начать применять ФСБУ 28/2023 досрочно, то есть до 1 апреля 2025 года, при принятии решения о раскрытии данного факта в бухгалтерской отчетности организации необходимо учитывать существенность информации о нем с точки зрения пользователей бухгалтерской отчетности.
Инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2024 год проводится по старым правилам, за исключением случая, когда организация решит начать применять ФСБУ 28/2023 досрочно.
Порядок проведения инвентаризации
При проведении инвентаризации фактическое наличие должно выявляться по всем активам и обязательствам, считающимся объектами этой инвентаризации. Фактическое наличие активов и обязательств должно выявляться путем установления их действительного существования, оценки их состояния и обоснованности нахождения у экономического субъекта.
Фактическое наличие объектов инвентаризации должно определяться:
-
путем подсчета, взвешивания, обмера, осмотра. В случае, когда применение способов выявления фактического наличия отдельных видов активов, предусмотренных ФСБУ 28/2023, невозможно или излишне затратно, допускается применение альтернативных способов выявления фактического наличия объектов таких активов, обеспечивающих реализацию цели инвентаризации (в том числе видео-, фотофиксация);
-
путем проверки документов, выполнения расчетов в отношении активов, относящихся к нематериальным активам и капитальным вложениям в них, денежным средствам на счетах в кредитных и иных организациях, финансовым вложениям, дебиторской задолженности, и иных аналогичных активов, обязательств, отложенных налоговых активов и обязательств, источников финансирования деятельности экономического субъекта, объектов бухгалтерского учета, которые согласно федеральным стандартам бухгалтерского учета не признаются в составе обязательств, но подлежат отражению в бухгалтерском учете на забалансовых счетах и (или) информация о которых подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности, имущественных прав и обязательств, не учтенных экономическим субъектом.
Фактическое наличие объектов
Инвентаризация должна быть организована таким образом, чтобы фактическое наличие материальных объектов было подтверждено исчерпывающим образом. Лучший способ для этого – объективная проверка наличия и состояния материальных объектов на том месте, где они находятся на момент инвентаризации непосредственно. При современной организации процессов движения товаров или иных запасов обеспечить такую проверку буквально иногда означало бы, что ради бухгалтерского учета операционной деятельности был бы нанесен урон. Конечно, такая ситуация недопустима. Бухгалтерский учет, как зеркало, отражает деятельность организации, но не вмешивается в нее, тем более негативно. При высокотехнологичной организации процессов у руководителя есть и высокотехнологичный инструментарий. В случае применения альтернативных способов выявления фактического наличия объектов такие способы должны давать ту же степень уверенности в наличии объектов, что и основные.
Для целого ряда объектов, для которых необходимы иные инструменты выявления фактического наличия, стандарт требует проведения проверки документов и выполнения расчетов. К таким объектам относятся:
-
нематериальные активы и капитальные вложения в них;
-
денежные средства на счетах в кредитных и иных организациях;
-
финансовые вложения;
-
дебиторская задолженность и иные аналогичные активы, обязательства;
-
отложенные налоговые активы и обязательства;
-
источники финансирования деятельности экономического субъекта;
-
объекты бухгалтерского учета, которые согласно федеральным стандартам бухгалтерского учета не учитываются в составе обязательств, но подлежат отражению в бухгалтерском учете на забалансовых счетах и (или) информация о которых подлежит раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
-
имущественные права и обязательства, не учтенные экономическим субъектом.
Результаты инвентаризации
Результаты инвентаризации | Способ оценки | Способ признания |
Излишки объектов инвентаризации |
Справедливая стоимость/Балансовая стоимость/Балансовая стоимость аналогичных активов |
Относится на доходы экономического субъекта |
Недостача активов, включая испорченные (поврежденные) активы |
Балансовая стоимость активов |
Относится на виновных и (или) иных лиц (при наличии оснований для ее возмещения, в том числе намерения экономического субъекта предъявить требование такого возмещения) или на расходы экономического субъекта (при отсутствии оснований для ее возмещения) с особенностями признания недостач активов, для которых экономическим субъектом установлены нормы естественной убыли (пункт 14 ФСБУ 28/2023) |
Возможность получения экономических выгод от использования или продажи испорченных активов |
Сумма обесценения активов определяется в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета соответствующих объектов бухгалтерского учета |
Стоимость активов корректируется на сумму их обесценения |
Пересортица активов |
Балансовая стоимость активов |
Зачет допускается в исключительных случаях за один и тот же период, у одного и того же материально ответственного лица, в отношении активов одного и того же наименования и в тождественных количествах. Остающаяся после зачета разница отражается аналогично недостачам |
Наличие оснований для возмещения недостачи активов экономическому субъекту, для признания дебиторской задолженности сомнительной или безнадежной, для списания обязательств, для доначисления или досписания иных объектов бухгалтерского учета |
Расхождения в суммах оценочных обязательств, отложенных налоговых активов и обязательств – в суммах, подтвержденных соответствующими расчетами/ |
Списываются (досписываются) или доначисляются в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета соответствующих объектов бухгалтерского учета |
Когда проводится инвентаризация финансовых активов
Инвентаризация финансовых активов бюджетного учреждения может проводиться в соответствии с законодательными актами, т.е. планово, а также иметь инициативный характер, т.е. проводиться на основании распоряжения руководителя или внутренних актов учреждения.
По Приказам Минфина № 33 и № 256н инвентаризация финансовых и иных активов проводится в таких ситуациях:
- смена материально ответственного лица;
- факт хищения или порчи;
- стихийное бедствие;
- передача (возврат) комплекта объектов в аренду, управление, безвозмездное пользование, хранение;
- реорганизация или ликвидация учреждения;
- формирование годовой отчетности;
- по порядку, указанному в учетной политике;
- иные ситуации, которые предусмотрены законодательством РФ.
Мобильная программа для инвентаризации основных средств
Для повышения скорости работы с основными средствами и точностью собираемых данных Компания Сканпорт разработала специальный модуль для продуктов 1С, где ведется учет основных средств и мобильное приложение DataMobile Invent для терминала сбора данных или телефона. DataMobile Invent — это мобильная программа для инвентаризации основных средств.
Модуль подключается к бухгалтерской программе как внешняя обработка, что позволяет пользоваться новыми возможностями без необходимости снятия программы 1С с поддержки. В конфигурации появляется возможности распечатать штрихкоды с инвентарными номерами на обычном лазерном принтере или специальном термопринтере этикеток или привязать RFID-метку к основному средству. Этот же модуль отвечает за обмен с мобильным приложением всей необходимой информацией для проведения инвентаризации и управления основными средствами – на каждом мобильном устройстве, подключенному к 1С, будут доступны данные обо всех инвентарных номерах, местах хранения, материально ответственных лицах (МОЛ).
Правила осуществления инвентаризации финансовых активов
Порядок осуществления инвентаризации финансовых активов похож на порядок инвентаризации активов и пассивов. Механизм представляет собой проведение таких этапов:
- руководитель бюджетного учреждения издает приказ об инвентаризации, утверждает состав инвентаризационной комиссии. Применяется форма ИНВ-22. В приказе указывается основание для проведения инвентаризации и отдельные обязательства, по которым она осуществляется. В бюджетных учреждениях инвентаризационная комиссия утверждается на постоянной основе, поскольку в них процедура инвентаризации регулярная;
- сведения о приказе указываются в специальном журнале — ИНВ-23;
- оформляются расписки для материально ответственных лиц. Обычно расписки входят в структуру унифицированных инвентаризационных описей;
- на основании документов бухучета заполняются стандартные описи по инвентаризации, отображающие финансовые обязательства, к примеру, сличительные ведомости по документам бухучета (опись по форме 0504083 — задолженность по займам, опись по форме 0504089 — расчеты с покупателями и поставщиками).
Опись по форме 0504083 фиксирует сведения о том, какая есть задолженность у бюджетного учреждения перед контрагентом:
- сумма просроченной задолженности;
- сумма неуплаченных процентов, пеней, штрафов;
- сумма задолженности учреждения в целом;
- суммы подтвержденной и неподтвержденной задолженностей учреждения.
Опись по форме 0504089 фиксирует сведения о взаиморасчетах учреждения с контрагентами:
- информацию о контрагентах учреждения;
- суммы задолженностей, которые подтверждены или не подтверждены документально;
- суммы задолженностей, которые расписаны по статьям оснований;
- сведения о суммах задолженностей учреждения;
- денежные обязательства;
- срок исковой давности.
Когда учреждение является бюджетным или автономным, дополнительно заполняется форма 0503769 по Приказу Минфина № 33н. Она применяется для того, чтобы удостовериться в обоснованности освоения бюджетных средств.
Данный документ представляет собой форму, в которой фиксируются сведения о задолженности:
- просроченная задолженность учреждения;
- кредиторская и дебиторская задолженности учреждения;
- движение кредиторской и дебиторской задолженностей в форме аналитических сведений.
Если в данной форме указаны не предусмотренные контрактом задолженности или их размер больше предусмотренного контрактом, у распорядителя бюджетных средств непременно появятся вопросы к руководителю учреждения.
Кроме указанных форм могут составляться и иные унифицированные документы — акт сверки взаиморасчетов с контрагентами (ИНВ-17), сведения о проведении инвентаризации (табл. № 6 по Приказу Минфина № 33н).
Форму ИНВ-17 формируют все учреждения, и она представляет собой акт сверки расчетов с контрагентами, составляемый на основании сведений, которые отражаются в описях унифицированных форм. Его основания цель — получить согласие с текущим состоянием задолженности бюджетного учреждения. Кроме того, акт сверки дает возможность:
- получить согласие в отношении наличия и суммы долга от контрагента;
- обнаружить ошибки в учете обязательств.
Положение о проведении инвентаризации на предприятии
Подобный вид контроля осуществляется строго по правилам, которые зафиксированы действующим законодательством. Необходимость законодательного регулирования объясняется тем, что лишь результаты инвентаризации должным образом подтверждают сам факт существования, а также состояние имущества и обязательств компании.
После завершения инвентаризации комиссия проводит заседание, в процессе которого определяются основные результаты и выявленные расхождения. Также устанавливается причина несоответствий и предлагаются способы их устранений. По итогам заседания составляется протокол. Утвержденного образца для этого документа нет, поэтому главное требование – корректное отображение информации и соблюдение принципов составления деловой документации.
Работодатель вправе самостоятельно утвердить структуру локального акта об инвентаризации. Какого-то универсального образца нет, но обычно данный документ состоит из 4 или 5 разделов, которые, в свою очередь, могут быть разбиты на несколько подразделов.
Инвентаризация в бюджетном учреждении также может быть плановая или внеплановая. При осуществлении проверки обязательно учитываются действующие нормативные акты, регулирующие порядок формирования бухгалтерских отчетностей в государственных и муниципальных организациях. Например, приказ Минфина РФ №33н от 25.03.2011.
В этом разделе пропишите, что перечень имущества, проверяемого при инвентаризации, устанавливается руководителем в приказе о проведении инвентаризации.
Учет ОС в бюджетных учреждениях строго регламентирован. При этом используется сложная структура счетов и кодировок. Автоматизация с 1С позволяет соблюдать действующие инструкции бухучета и нормы Налогового кодекса РФ, значительно упрощает учет имущества.
Обращайтесь к нам по любым вопросам, касающимся автоматизации учета. Консультация бесплатная. Мы подберем оборудование и ПО, обучим работе в 1С.
Функции инвентаризационной комиссии
Как было сказано ранее, в приказе прописывается, кто именно входит в состав инвентаризационной комиссии и кто является ее председателем. Как правило, такая группа является постоянно действующей, то есть избирается на длительный срок. В инвентаризационную комиссию входят сотрудники из разных отделов, но ни одно материально-ответственное лицо не может быть привлечено к проведению данного мероприятия.
Председатель инвентаризационной комиссии перед непосредственным осуществлением мероприятия обязан проставить свою подпись на всех приходных и расходных документах, которые прикладываются к отчетам материально-ответственных лиц в качестве доказательства правомерности проведения операции.
Основными функциями, возложенными на инвентаризационную комиссию, следует считать следующие:
- фактическая перепись и пересчет всех товарно-материальных ценностей;
- проверка документации на основные средства и иные ценности, принятые к учету;
- составление инвентаризационных описей с непосредственным поименным указанием всех объектов ревизии и их количества;
- сопоставление данных фактического и бухгалтерского учета;
- составление сличительных ведомостей при выявлении расхождений;
- выявление причин появления таких отклонений;
- подготовка предложений по изменению учета или устранению операций, влекущих за собой ошибки и неточности.
Порядок проведения инвентаризации материально-производственных запасов
К работе по инвентаризации должна приступить комиссия, назначенная приказом или распоряжением руководителя. Инвентаризацию необходимо проводить в присутствии лица, с которым заключен договор о материальной ответственности за проверяемые ценности. Перед началом проверки оно обязано написать расписку о том, что на момент начала проверки все приходные и расходные документы на материальные ценности учтены и сданы в бухгалтерию предприятия.
Как должен быть оформлен приказ об инвентаризации, смотрите в статье «Приказ о проведении инвентаризации — образец заполнения».
При проведении работы по инвентаризации необходимо следовать методическим указаниям, согласно которым:
- руководитель обеспечивает всем необходимым членов комиссии для получения достоверных сведений о наличии МПЗ в организации;
- инвентаризация материально-производственных запасов осуществляется в том порядке, в котором они находятся в помещении;
- проверка проводится путем счета, взвешивания и измерения;
- данные о фактическом наличии ценностей заносятся по каждому отдельному наименованию в описи или акты, составленные как минимум в двух экземплярах и заполненные согласно закону о бухгалтерском учете от 06.12.2011 № 402-ФЗ и постановлению Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88;
- проверяемые запасы фиксируются в описях по видам, номенклатуре и единицам измерения, принятым в бухгалтерском учете предприятия;
- если инвентаризируемые активы, за которые несет ответственность одно лицо, находятся в разных помещениях, то по окончании проверки в конкретном помещении оно опечатывается до полного завершения работы инвентаризационной комиссии в остальных помещениях;
- МПЗ, отгруженные, но не оплаченные покупателем, переданные в переработку или находящиеся на хранении в других фирмах, учитываются по отдельным описям.
Чтобы правильно заполнить инвентаризационную ведомость, прочтите статью «Порядок заполнения инвентаризационной описи (бланк)».
После составления описей инвентаризации проводится сверка полученных сведений с данными в бухгалтерии. Если обнаружены расхождения (недостачи, излишки или пересортица), составляются сличительные ведомости и выявленное несоответствие после устранения пересортицы регулируется согласно ПБУ, то есть:
- излишки ставятся на учет и зачисляются на счет финансовых результатов;
- отсутствующие материалы в пределах естественных норм списываются на издержки, сверх них — на виновного работника.
Более подробно о том, как заполнить сличительную ведомость, узнайте здесь: «Порядок заполнения сличительной ведомости (нюансы)».
ВАЖНО! Бухгалтерам необходимо знать, что как непроведение инвентаризации, так и неправильное ее проведение с допущением ошибок может сказаться на достоверности бухгалтерской отчетности. А это может иметь нежелательные последствия: административный штраф для должностных лиц по ст. 15.11 КоАП РФ до 20 000 руб., отказ предприятию в инвестициях или кредите и т.п.
Инвентаризация ТМЦ: порядок проведения и учет результатов в 2021 году.
Цель составления поэтажного плана на объекты инвентаризации заключается в составлении схемы каждого этажа здания. На нем отмечаются границы всех помещений, конструкции, лестницы, коридоры, иные элементы здания. Поэтажные планы составляются уже на готовый объект, т.е. после завершения работ, предусмотренных проектом. При изменениях в характеристиках помещений корректировки будут внесены и на поэтажные планы.
Заказать инвентаризацию и составление поэтажных планов можно не только в БТИ, но и других организациях. Компания Архитектурное бюро МСР с 2013 года предлагает такие услуги физическим лицам и организациями, государственным и частным структурам. На основании поэтажных планов оформляются ведомости (экспликации) помещений и их площадей.
Технический учет, который ведется БТИ, предусматривает оформление инвентарных дел. Информацию из этих дел можно запросить в виде техпаспорта или выписки из него, в форме поэтажного плана. Также БТИ выдает множество справок о технических характеристиках объекта или иных показателях. Вот самые распространенные виды справок:
- форма 1б – представляет собой выписку из техпаспорта (этот документ нужен при согласованиях перепланировки);
- форма 1а – выписка из техпаспорта на целое здание;
- форма 5 – содержит данные о состоянии объекта;
- справка о технических характеристиках объекта;
- справка о показателе инвентаризационной стоимости;
- копия или выписка инвентарного дела из архива БТИ;
- ряд иных форм и справок.
Получить справки можно по письменному запросу в БТИ. Эти услуги платные, а тариф определяется прейскурантом бюро. Срок выдачи справок зависит от того, где хранится инвентарное дело или архив.
Общий алгоритм проведения обмерных работ описан в Приказе Земстроя РФ № 37. Вот основные правила обмеров и съемок:
- строения обследуются и измеряются по периметру (по цоколю и выше цоколя);
- выступающие части наружных стен с толщиной до 10 см. и шириной до 1 м. не измеряются (остальные выступы подлежат обмеру и нанесению в абрис);
- проводятся обмеры всех этажей и помещений здания с точностью до 1 см. (для этого используются сканирующее оборудование, стандартные средства измерений);
- не измеряются внутренние выступы до 10 см.;
- измеряется толщина всех стен и перегородок;
- после завершения наружных и внутренних обмеров проводится проверка их соответствия.
На основании данных обмеров заполняются абрисы, составляется техническое описание объектов. Разные виды технической инвентаризации предусматривают свой перечень обмеров. Например, если проводится техинвентаризация после изменений квартиры, не нужно обследовать и обмерять все здание. В этом случае работы проводятся в измененном помещении, на этаже здания.
Все виды технической инвентаризации предусматривают подготовку поэтажных планов и экспликаций. Требования к заполнению планов указаны в пунктах 3.10-3.22 Приказа Земстроя РФ № 37:
- основные результаты для составления планов на этажи берутся из абрисов;
- масштаб поэтажных планов – 1:100 или 1:200;
- на плане отображаются стены (перегородки), окна, двери, лестницы, балконы, сантехническое оборудование, иные планировочные и конструктивные элементы;
- все размеры на поэтажном плане проставляются в условных обозначениях.
На основании данных поэтажных планов проводится подсчет площадей. Для этого изготавливаются экспликации помещений. При составлении экспликаций рассчитывается жилая и общая площадь квартиры (или всех квартир в МКД), площадь мест общего назначения здания. При заполнении экспликации указывается адрес здания, этаж и номер помещения, его назначение, площадь и высота по внутреннему объему. В отдельной графе указываются данные о самовольно возведенной или переоборудованной комнате.
Факт проведения годовой инвентаризации отражается в текстовой части разд. 5 «Прочие вопросы деятельности учреждения» пояснительной записки к балансу учреждения (ф. 0503760).
Результаты инвентаризации в части выявленных расхождений отражаются в таблице 6 пояснительной записки. При этом при отсутствии расхождений по результатам инвентаризации, проведенной в целях подтверждения показателей годовой бухгалтерской отчетности, таблица 6 не заполняется.
По суммам убытка от обесценения актива, признанного или восстановленного в течение отчетного периода, в пояснениях (в текстовой части пояснительной записки) раскрывается следующая информация (п. 32 ФСБУ «Обесценение активов»):
-
события и обстоятельства, которые привели к признанию или восстановлению убытка от обесценения актива;
-
сумма признанного или восстановленного убытка от обесценения актива;
-
группа, к которой относится актив, если предоставление такой информации предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
-
методы, использованные для определения справедливой стоимости при проведении теста на обесценение.
Также раскрытию в бухгалтерской отчетности подлежит информация об объектах основных средств, не соответствующих критериям признания их активами (п. 8 ФСБУ «Основные средства»).
Подготовка и оформление инвентаризационных описей.
До начала проведения инвентаризации имущества инвентаризационная комиссия (далее – комиссия) совместно с бухгалтерией подготавливает инвентаризационные описи по соответствующим объектам инвентаризации в разрезе материально ответственных лиц (структурных подразделений) и местонахождения имущества.
Для этих целей используется инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) (далее – инвентаризационная опись). В ней отражается следующая информация:
Графа |
Отражаемая информация |
---|---|
1 |
Порядковый номер |
2 |
Наименование объекта нефинансовых активов |
3 |
Номер (код) объекта учета (инвентарный или иной) в соответствии с прилагаемой к объекту нефинансовых активов документацией. Для инвентарных объектов бухгалтерского учета указывается инвентарный номер, для иных – номер (код), позволяющий однозначно идентифицировать объект учета (серия, партия, заводской номер или иная информация) |
4 |
Единица измерения |
5 |
Оценочная стоимость объекта инвентаризации:
|
6 |
Фактическое наличие (состояние) объектов инвентаризации |
7 |
Сумма материальных ценностей, предназначенных для реализации (определяется путем умножения показателя графы 5 на показатель графы 6) |
8 |
Информация о состоянии объекта имущества на дату инвентаризации с учетом оценки его технического состояния и (или) степени вовлеченности в хозяйственный оборот. Например:
Учреждение при формировании учетной политики определяет способ указания статуса объекта учета по его наименованию и (или) коду |
9 |
Информация о возможных способах вовлечения объектов инвентаризации в хозяйственный оборот, использования в целях получения экономической выгоды (извлечения полезного потенциала) либо при отсутствии возможности – о способах выбытия объекта. Например: |
|
|
10 |
Номер (код) счета бухгалтерского учета |
11 |
Количество объектов по данным бухгалтерского учета |
12 |
Балансовая стоимость (сумм) объекта учета |
13 |
Количество объектов инвентаризации, по которым выявлена недостача по данным бухгалтерского учета |
14 |
Сумма (определяется путем умножения показателя графы 13 на результат деления показателя графы 12 на показатель графы 11) |
15 |
Количество объектов инвентаризации, превышающих данные бухгалтерского учета |
16 |
Сумма (определяется путем умножения показателя графы 15 на показатель графы 5) |
17 |
Количество объектов инвентаризации, в отношении которых комиссией учреждения установлено их несоответствие условиям признания активов в целях бухгалтерского учета |
18 |
Сумма (определяется путем умножения показателя графы 17 на результат деления показателя графы 12 на показатель графы 11) |
19 |
Информация, не нашедшая отражения в предыдущих графах:
|