Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Командировочные расходы в казенном учреждении в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 1 января 2024 года возмещение командировочных расходов учитывается общей суммой по одному коду видов расходов с указанием одного кода КОСГУ — подстатьи 212 «Прочие выплаты». Такой порядок применения кодов бюджетной классификации применяется как при выдаче наличных, так и при перечислениях на банковские карты.
Командировочные расходы проводки в бюджетном учреждении
Какими нормативными актами нужно пользоваться и как применять их на практике при осуществлении расчетов с подотчетными лицами в бюджетных учреждениях (далее — БУ), расскажем в этой статье. Согласно п. 213 инструкции по применению единого плана счетов для бюджетных структур (приложение 2 к приказу Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н) деньги под отчет выдаются сотруднику на основании заявления, в котором должна быть указана следующая информация:
Список используемой литературы До недавних пор бухгалтерский учет бюджетного учреждения был направлен только на отражение финансовых потоков в системе «государство — организация — государство». Органы власти следили за тем, как пополняется казна, хватает ли средств на решение тех или иных проблем, не уходят ли собранные деньги «в песок».
Какими нормативными актами при этом необходимо руководствоваться? Как отразить в бюджетном учете расчеты с подотчетным лицом? В соответствии со ст. 167 ТК РФ командированному лицу гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Иногда у сотрудников финансовых служб учреждений возникают сложные ситуации с принятием к учету командировочных расходов, в отношении которых законодательные документы не содержат положений, как поступать в тех или иных случаях. Служебной командировкой считается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст.
Поэтому изменения в порядке назначения и выплаты этих расходов вызывают большой интерес среди специалистов кадровых и бухгалтерских служб. Стоит заметить, что в 2023 году было отменено командировочное удостоверение, а также изменился порядок установления размеров возмещения командировочных расходов в государственных (муниципальных) учреждениях. В этом году введены новшества, связанные с применением в отношении командировочных расходов кодов бюджетной классификации.
Бухгалтерские проводки командировочных расходов
При общей системе налогообложения все сопутствующие расходы, связанные со служебной поездкой сотрудника разрешено относить в уменьшение налога на прибыль на основании пп. 12 п.1 ст. 264 НК РФ. При УСН «доходы минус расходы» командировочные расходы прямо указаны в списке затрат ст. 346.16 НК РФ. Помимо расходов на поездку, оформление виз, приглашений и проживание в гостинице, сотруднику оплачиваются суточные — специальная компенсация затрат на питание и мелких личных расходов. Не следует забывать, что командированному сотруднику за дни командировки начисляется средний заработок, рассчитываемый исходя из рабочих дней. День отъезда и приезда всегда считаются за отдельные дни командировки при расчете суточного довольствия, размер которого устанавливается внутренним приказом или положением по организации.
При направлении сотрудника в командировку оформляется только специальный приказ, с котором указывается цель поездки — проведение переговоров с целью расширения рынка сбыта, заключение договоров, участие в конференциях, учебных семинарах и т.д. Командировочное удостоверение и служебное задание отменены, их обязательное оформление не требуется.
По возвращении из командировки, в течение 3-х дней сотрудник обязан составить авансовый отчет и отчитаться о понесенных расходах, приложив оправдательные документы: билеты с посадочными талонами или чеки на бензин, акты транспортных компаний, если им арендовалось авто, квитанции и чеки гостиниц и хостелов. Нельзя принимать к бухгалтерскому и налоговому учету чеки из ресторанов и кафе: подразумевается, что расходы на питание компенсируются суммой суточных, но если компания желает провести подобные расходы в бухгалтерском учете, то это следует делать за счет средств чистой прибыли компании, не отражая такие затраты в налоговом учете.
Директор типографии ООО «Комплект» Романов А.Б. находился в командировке по России 5 рабочих дней с 27.05.2023 по 31.05.2023 г. для подписания договора с новым заказчиком. Перед отъездом ему на личную карту был переведен аванс в сумме 50 000 руб. Авиабилеты Романов приобретал сам. По возвращении он предоставил маршрутные квитанции и посадочные талоны на рейсы от авиакомпании на сумму 20 000 руб., счет-фактуру от гостиницы с чеком онлайн-кассы на сумму 12 000 руб. (включая НДС 2000 руб.) за 4 дня проживания. Во время командировки он брал автомобиль в аренду у транспортной компании и предоставил договор и акт оказанных услуг на сумму 7000 руб. и чеки на ГСМ на общую сумму 5000 руб. Также им были приобретены расходные материалы на сумму 2000 руб., используемые в деятельности компании. 3 июня он сдал документы в бухгалтерию и подписал составленный авансовый отчет. Согласно «Положению о командировках компании» размер суточных в командировке по России установлен в размере 700 руб. Суточные за 5 дней командировки начислены в сумме 3500 руб. (700 руб. х 5 дн.).В учете ООО «Комплект» были сделаны следующие проводки:
- Выдан аванс на командировочные расходы, проводка: Д71-К51 — 50 000 руб.
- На проезд списаны командировочные расходы директора, проводка по приобретенным авиабилетам: Д26-К71 — 20000 руб.
- На проживание в гостинице списаны командировочные расходы, проводка: Д26-К71 — 10 000 руб. Выделен НДС по счету-фактуре от гостиницы: Д19-К 71 — 2000 руб.
- Отражены расходы на аренду автомобиля: Д60-К71 — 7000 руб., расходы списаны проводкой: Д26-К60.
- Оприходован бензин по предоставленным чекам: Д10.03-К 71 в сумме 5000 руб., и сразу списан на расходы, согласно путевого листа: Д26-К10.03 — 5000 руб.
- Отражены в учете купленные расходные материалы: Д10.01-К71 — 2000 руб.
- Списаны суточные проводкой: Д26-К71 – 3500 руб.
- Остаток неиспользованного аванса был возвращен в кассу: Д50-К71 — 500 руб.
Процесс установления норм осуществляется конкретными решениями органов управления бюджетных учреждений, которые опираются на официальные рекомендации и планы развития соответствующих организаций.
При установлении норм командировочных расходов учитываются различные аспекты, такие как:
- Стоимость проживания: уровень цен на гостиничные услуги, аренду жилья и другие расходы связанные с проживанием во время командировки.
- Транспортные расходы: стоимость проезда, аренда транспорта и другие расходы, связанные с перемещением во время командировки.
- Питание: стоимость питания в ресторанах, кафе и других заведениях во время командировки.
- Другие расходы: затраты на связь, транспортные сборы, посещение мероприятий и другие расходы, подтвержденные документально.
При установлении норм командировочных расходов важно учитывать не только текущую экономическую ситуацию, но и специфику работы и размер организации. Это позволяет оптимизировать расходы и установить адекватные нормы для каждого бюджетного учреждения.
В связи с утверждением нового порядка командировок и норм командировочных расходов в 2024 году, вопрос проживания становится важным аспектом, требующим особого внимания. Согласно нормам, установленным в бюджетных учреждениях, сотрудникам предоставляется возможность забронировать гостиницу, арендовать жилье или воспользоваться услугами съемного жилья.
В случае бронирования гостиницы, сотруднику необходимо предоставить подтверждающие документы, включающие в себя информацию о стоимости проживания и даты пребывания. Также возможно предоставление подтверждающего документа от гостиницы, содержащего информацию о фактическом пребывании сотрудника.
Аренда жилья может быть осуществлена через специальные агентства или путем заключения договора непосредственно с собственником. В данном случае, сотруднику также необходимо предоставить документы о стоимости аренды и пребывания в данном жилье.
Стоимость съемного жилья, в том числе коммунальные услуги, оформляются по акту приема-передачи жилья и арендной плате, предоставляемым собственником или агентством. Данный акт должен содержать информацию о сроках аренды и размере оплаты за жилье.
Все проживание, независимо от выбранного типа, должно соответствовать нормам, установленным в бюджетных учреждениях, а также предоставлять необходимые условия для работы и отдыха сотрудника.
Региональные различия
В условиях различных региональных особенностей норма командировочных расходов может отличаться в разных бюджетных учреждениях. Это связано с различными уровнями стоимости проживания, транспортных расходов и других факторов.
Для определения нормы командировочных расходов в каждом регионе проводится анализ соответствующих экономических и социальных условий. Он учитывает инфляцию, затраты на проживание, стоимость проезда и прочие факторы, влияющие на расходы по командировкам.
Таким образом, в разных регионах могут быть установлены разные нормы командировочных расходов, адаптированные под конкретные региональные особенности. Это позволяет учитывать различия в стоимости жизни и условиях работы в разных частях страны.
Установление региональных различий в нормах командировочных расходов позволяет достичь более справедливого распределения средств и обеспечения равных условий для сотрудников разных регионов. Это также способствует оптимизации расходов и более эффективному использованию бюджетных средств.
Регион | Норма командировочных расходов |
---|---|
Москва | 100 000 рублей |
Санкт-Петербург | 80 000 рублей |
Екатеринбург | 70 000 рублей |
Учет командировочных расходов в учреждении
Работник выехал в командировку в Казахстан 17 мая 2021 года, а вернулся обратно 21 мая 2021 года. Продолжительность служебной поездки составила 5 дней. Сотруднику начислили суточные из расчета 3 000 руб. в день. Размер суточных составил 15 000 руб.(3 000 руб. х 5 дн.).
Из проездных документов следует, что 17 мая работник выехал на поезде из Москвы в 19 часов 20 минут. На границу с Казахстаном (станция «Петухово») поезд прибыл 19 мая в 09 часов 00 минут. Значит, даты 17 мая и 18 мая считаются днями, проведенными на территории России. А дата 19 мая — день пересечения границы — считается днем, проведенным в Казахстане.
Обратно работник вернулся 21 мая на самолете. Вылет из Алма-Аты состоялся в 15 часов 00 минут, а прилет в Москву — в 22 часа 00 минут. Значит, дата 21 мая считается днем, проведенным в России.
Получается, что дни, проведенные в России — это 17 мая, 18 мая и 21 мая (итого 3 дня), а дни, проведенные на территории Казахстана — это 19 мая и 20 мая (итого 2 дня).
От налога на доходы освобождается сумма: за 3 дня в России — 2 100 руб.(700 руб. х 3 дн.); за 2 дня в Казахстане — 5 000 руб.(2 500 руб. х 2 дн.).
Бухгалтер включил в налоговые базы по НДФЛ и по взносам суточные в сумме 7 900 руб.(15 000 руб. – 2 100 руб. – 5 000 руб.).
Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:
— Бюджет ориентирован на людей, семьи после коронакризисной атаки. Также он ориентирован на выполнение национальных и социально-экономических целей, о которых неоднократно говорил президент. Но и, пожалуй, это бюджет, ориентированный на экономический рост за счет высокой инвестиционной и инновационной составляющей. Очевидно, что это уже не антикризисный бюджет. Он направлен на выход на устойчивое экономическое развитие. Важно, что бюджет поддерживает бюджет поддерживает население. Конечно, профицит с точки зрения экономической теории — хорошая позиция. Но ежегодный профицит совершенно не нужен. Все-таки сбалансированный бюджет должен быть на периоде 5-6 лет. А каждый год иметь профицит — это значит не иметь расходов. Мы же можем собрать налоги и вообще никуда их не тратить. И тогда будет огромнейший профицит. Лучше бы мы работали в небольшом дефиците, а профицитную часть направили даже не на рост экономики, а на увеличение вложений в человеческий капитал: здравоохранение, образование, науку, возможность вхождения в культурный мировой-страновой код. В России минимальный государственный дефицит — 18-19% госдолга. В Японии госдолг 250%, у Италии 135%, у США 128%. И они живут в традиционном дефиците и бюджета, и счета текущих коопераций платежного баланса, и торгового баланса. Но они этим дефицитом обеспечивают доступ к здравоохранению,образованию. Если человек будет здоровым, образованным, он будет всегда продуктивен. Он сам повысит экономику за счет роста своей производительности труда, знаний и компетенций. Вложения в человеческий капитал — основа сегодня в переходе к четвертой промышленной революции и цифровой эпохе, когда будут меняться виды деятельности, профессии.
Александр Широв, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член-корреспондент РАН:
— Бюджет можно назвать сбалансированным, но возникает вопрос: нужен ли России сбалансированный бюджет? Если мы решаем задачу достижения параметров финансовой стабилизации, то, наверное, да, если хотим добиться некоторых темпов экономического роста — то нет. Тут вопрос не про полную сбалансированность бюджета, а про то, какой дефицит мы можем себе позволить. В Евросоюзе, где ситуация сложнее, чем в России (в том числе по долговой нагрузке), действует критерий дефицита в 3%. России необходим некоторый дефицит для развития финансового рынка. С другой стороны, предполагаются траты из ФНБ, реализация крупных проектов, соцподдержка пенсионеров, военнослужащих, так что бюджет нельзя назвать суперконсервативным.
Никита Масленников, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития:
— Насчет сбалансированности в бюджете все абсолютно в порядке: он запланирован с профицитом в 1,1% ВВП на 2022 год, 0,3% — на 2023-й, на 2024 год дефицит составит около 0,2%. С точки зрения базовых параметров, которые характеризуют сбалансированность, это абсолютно комфортный уровень. Другое дело, возникает вопрос о том, какие стимулы развития экономики запускает мощная бюджетная конструкция. По последнему замеру минэкономразвития, инфляция превысила 7% годовых. ЦБ необходимо ужесточать денежно-кредитную политику, добиваясь снижения роста цен.
Антон Табах, главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА»:
— Структура предлагаемого бюджета отвечает как сложившейся практике, так и последним поручениям президента. Основная проблема этого бюджета — его жесткость, излишняя в условиях быстрого восстановления доходов и низкого уровня госдолга. Минфин хочет вернуться в «золотой» для него 2018 год, проведя бюджетную консолидацию после пандемии. Сокращение расходов — прямое или с учетом инфляции — может негативно отразиться на росте экономики, притом что сборы налогов, изымаемых из экономики, продолжат расти.
Александр Проклов, старший управляющий директор рейтингового агентства НКР:
— Основные черты трехлетнего бюджета — его консервативность и сбалансированность, предпочтение профицитного подхода. Обращает на себя внимание фактическое снижение расходов, тем более с учетом инфляции: если расходы федерального бюджета в 2021 году, судя по всему, превысят 24 трлн рублей, то плановый объем расходов на 2022 год — 23,6 трлн, тогда как ожидаемая инфляция в 2022 году будет не ниже 4-4,5%. В 2023-24 годах предполагается некоторое увеличение расходов, которое, однако, будет сопоставимо с темпами ожидаемой инфляции. Тем самым, если исходить из опубликованных цифр, по истечении трех лет расходы федерального бюджета с поправкой на инфляцию останутся ниже ожидаемых результатов 2021 года. Таким образом, можно сделать вывод, что бюджетная политика России по-прежнему основана на принципах максимально осторожного подхода к планированию доходной части, исходя из которой расходы также планируются достаточно сдержанно.
Александра Осмоловская-Суслина, руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы:
— Бюджет на ближайшую трёхлетку отражает более благоприятный макроэкономический прогноз (как по внешним, так и по внутренним показателям), чем тот, что был заложен в бюджет текущий. Отсюда более высокие доходы. Возврат к бюджетному правилу — то есть ограничение на расходы — обеспечивает профицит и сохранение вектора сдержанной бюджетной политики. В целом, бюджет отражает желание постепенного возвращения к обычной «докризисной» жизни. В структуре расходов обычны�� лидеры — социальная политика и оборона.
Командировочные расходы работодатель может учесть в составе расходов по налогу на прибыль и по УСН (объект «доходы минус расходы»). Порядок учета таких затрат на УСН и на ОСНО аналогичен.
Основные особенности налогового учета командировочных затрат:
- Экономическая обоснованность и документальная подверженность затрат.
Затраты, понесенные сотрудником в командировке, принимаются к учету, только если они экономически обоснованы и подтверждены первичными документы. Исключение сделано лишь для суточных: подтверждать их и отчитываться по ним работник не обязан. При отсутствии подтверждающих документов принять к учету затраты, даже если они обоснованы, не получится.
- Дата признания расходов.
Командировочные расходы признаются на дату утверждения авансового отчета. Если в командировке сотрудник оплачивал расходы из собственных средств и компания ему их возместила, то датой признания затрат следует считать день выдачи средств из кассы. Дату признания расходов, произведенных в иностранной валюте, мы рассмотрим ниже, в разделе про загранкомандировки.
- НДС по командировочным расходам.
ИП и организации на ОСНО вправе принять к вычету НДС при условии, что командировочные затраты оплачены организацией или работником и по ним есть счет-фактура. Особенности принятия НДС к вычету по отдельным видам командировочных затрат мы рассмотрим ниже.
- НДФЛ и страховые взносы
На большинство командировочных затрат начислять НДФЛ и страховые взносы не нужно. На суточные НДФЛ и страховые взносы начисляют сверх установленного лимита.
Рассмотрим подробнее особенности налогового учета отдельных видов командировочных затрат.
Затраты на проживание в командировке также подлежат включению в состав расходов по УСН (объект «доходы минус расходы») и налогу на прибыль при условии их документального подтверждения. Эти командировочные расходы не облагаются и НДФЛ и страховыми взносами. В затраты на проживание также можно включить услуги, предоставляемые гостиницами, кроме саун и фитнес-центров, баров и обслуживания в номерах.
Документы, подтверждающие расходы сотрудника на проживание в командировке:
- кассовый чек или БСО — при проживании в гостинице;
- договор аренды квартиры, квитанция об уплате арендных платежей и иные подтверждающие документы — при проживании сотрудника в арендованной квартире.
При отсутствии подтверждающих документов принять к учету расходы на проживание не получится. На них также потребуется начислить НДФЛ и уплатить с них страховые взносы:
- НДФЛ начисляется на расходы, превышающие 700 руб. для командировок по России и 2 500 руб. — для загранкомандировок;
- страховые взносы необходимо начислить на всю сумму расходов.
Оплата расходов на питание в командировке относится на усмотрение работодателя. Ни в ТК РФ, ни в положениеио командировках такие затраты не упомянуты. Соответственно, работодатель оплачивать их не обязан.
По умолчанию оплата питания должна производится сотрудником из суточных, но по своему усмотрению работодатель может дополнительно компенсировать работнику такие затраты.
Планируем расходы на 2022 год: новая таблица соответствия КВР и КОСГУ
Государственному служащему по фактическим затратам, подтвержденным проездными документами, возмещаются расходы на проезд воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом (п. 21 Порядка):
- к месту командирования и обратно – к постоянному месту прохождения службы (включая оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставлению в поездах постельных принадлежностей);
- из одного населенного пункта в другой при командировании в несколько государственных органов (организаций), расположенных в разных населенных пунктах.
Нормы возмещение командировочных расходов на проезд приведены в таблице.
Нормы возмещения возмещение командировочных расходов |
Командированный сотрудник – гражданский служащий |
||
---|---|---|---|
замещающий высшие должности гражданской службы категории «руководители» |
замещающий высшие должности гражданской службы категории «помощники (советники)», «специалисты» |
замещающий главные, ведущие, старшие и младшие должности гражданской службы |
|
Проезд воздушным транспортом |
По билету I класса |
По тарифу бизнес-класса |
По тарифу экономического класса |
Проезд речным транспортом |
Не выше стоимости проезда в каюте «люкс» с комплексным обслуживанием пассажиров |
Не выше стоимости проезда в двухместной каюте с комплексным обслуживанием пассажиров |
Не выше стоимости проезда в четырехместной каюте с комплексным обслуживанием пассажиров |
Проезд железнодорожным транспортом |
В вагоне повышенной комфортности, отнесенном к вагонам бизнес-класса, с двухместными купе категории «СВ» или в вагоне категории «С» с местами для сидения, соответствующими требованиям, предъявляемым к вагонам бизнес-класса |
В вагоне повышенной комфортности, отнесенном к вагонам экономического класса, с четырехместными купе категории «К» или в вагоне категории «С» с местами для сидения |
В вагоне повышенной комфортности, отнесенном к вагону экономического класса, с четырехместными купе категории «К» или в вагоне категории «С» с местами для сидения |
Какие курсы валют применяются для расчета суточных?
Курсы валют, используемые для расчета размера суточных, определяются национальным банком России. Они учитываются при отнесении расходов на командировочные служебные поездки к бюджетным статьям. В 2023 году для расчета размера суточных использовались курсы валют, установленные на момент командировки.
В новом году, с 1 января 2023 года, введено новое правило относительно отражения расходов на суточные в бюджете. Теперь размер суточных рассчитывается на основе курса валют на дату начала командировки, а оплачиваются по новому курсу на дату окончания командировки. Такая система выплат суточных установлена для бюджетных учреждений в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Командировочные расходы в 2023 году косгу
Многие бухгалтера сталкиваются с тем, как нужно правильно указывать в отчетности расходы денежных средств, выделенные на оплату выходного пособия, командировочных и других выплат, которые не связаны с зарплатой работников муниципальных (государственных) учреждений. В большинстве случаев для этих целей применяется КВР 112. Но в отдельных случаях специалисты могут использовать другие коды, поэтому необходимо строго следовать требованиям Указания Минфина.
Уточнен порядок применения данной статьи. Согласно п. 976 Порядка № 209н в новой редакции на эту подстатью относятся операции, отражающие финансовый результат от оценки финансовых, в том числе валютных монетарных активов и обязательств, и нефинансовых активов и обязательств
— оплата билетов для проезда к месту командировки и обратно и (или) найма жилых помещений для командируемых работников по договорам (контрактам), заключаемым непосредственно самим учреждением, отражается по коду видов расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке с подстатьями 222 «Транспортные услуги» КОСГУ или 226 «Прочие работы, услуги» соответственно.
участники бюджетного процесса. К ним относятся, в частности, главные распорядители бюджетных средств, распорядители бюджетных средств, получатели бюджетных средств. Полный список субъектов, являющихся участниками бюджетного процесса, приведен в п. 13.5.1 Порядка № 209н;
Для некоторых сотрудников командировки привычное дело, поэтому они хотели бы знать, как именно рассчитываются командировочные в 2023 году. Выплата и ее расчет производится перед тем, как сотрудник отбывает к месту, поскольку ему потребуются средства, позволяющие оплачивать необходимые расходы.
В соответствии с пунктом 12 Положения о служебных командировках, постельные принадлежности включены в список возмещаемых расходов по командировке. А вот дополнительное питание в поезде, которое не входит в стоимость билета, — нет. На еду в командировке предусмотрены суточные. А значит, чек на обед в вагоне-ресторане прикладывать к авансовому отчету смысла нет.
Большинство обязанностей наемного работника подлежат выполнению непосредственно на его основном месте труда. Однако часто встречаются ситуации, при которых требуется отправить сотрудника в другую местность. Например для сдачи отчетности в вышестоящее ведомство, на прохождение переподготовки или для заключения договора. Независимо от целей командирования затраты на командировочные расходы должны быть оплачены работодателем, а затем отражены в бухучете организации .
Единый порядок для федеральных учреждений назначен Правительством и составляет 100 ₽ за каждый день пребывания в командировке. Суточные в увеличенном объеме положены руководителю только в том случае, когда деятельность компании определена как приносящая доход, либо за счет экономии средств из бюджета.
Размеры и порядок возмещения командировочных расходов работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных учреждениях, в государственных учреждениях субъектов РФ, в муниципальных учреждениях, определяются соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления (ч. 2, 3 ст. 168 ТК РФ).
Что относится к расходам на командировку
Большинство обязанностей наемного работника подлежат выполнению непосредственно на его основном месте труда. Однако часто встречаются ситуации, при которых требуется отправить сотрудника в другую местность. Например для сдачи отчетности в вышестоящее ведомство, на прохождение переподготовки или для заключения договора. Независимо от целей командирования затраты на командировочные расходы должны быть оплачены работодателем, а затем отражены в бухучете организации.
Что положено по закону (ст. 168 ТК РФ):
- Рабочее место, как и должность сотрудника, будут сохранены за ним на весь период отсутствия — пребывания в командировке.
- Средняя заработная плата за все дни пребывания в служебной поездке. Напомним, что дни простоя, дни отбытия и прибытия, а также дни пребывания в пути подлежат оплате.
- Траты на проезд и проживание. Работодатель обязан за свой счет оплатить арендованное жилье, а также транспортные издержки работника.
- Издержки, компенсирующие неудобства, связанные с проживанием специалиста вне дома, то есть вне основного места жительства. Такие затраты еще называют суточными.
- Прочие расходы. Например, приобретение учебных пособий или дополнительных расходных материалов. Однако такие траты должны быть согласованы с руководством отдельно. В противном случае сотруднику ничего не возместят.
Основные изменения в КВР и КОСГУ с 2022 года: применяем с учетом новшеств
Минфин России скорректировал также и положения Порядка N 209н. Внимание! Не все нововведения касаются 2022 года. Ряд изменений уже надо применять в 2021 году.
Так, с 20.11.2021 расширено описание подстатьи 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» КОСГУ. Данная подстатья пополнилась следующим. Теперь на подстатью 273 КОСГУ относятся еще и операции по выбытию денежных средств при признании требований по возмещению ущерба вследствие недостач и хищений денежных средств, а также отзыва лицензии у банка. Кроме того, на указанную выше подстатью КОСГУ должно зачисляться поступление денежных средств в качестве возмещения по таким требованиям.
С 2022 года статья 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам» КОСГУ дополнится новыми подстатьями. В настоящее время безвозмездные перечисления, отражаемые по соответствующим подстатьям статьи 250 КОСГУ, не разделены на перечисления текущего и капитального характера. Все изменится в начале следующего года путем дополнительной детализации статьи 250 КОСГУ.
Существующие на сегодняшний день подстатьи 251, 252 и 253 КОСГУ изменят свое название и будут использоваться для безвозмездных перечислений текущего характера. А вот для отражения безвозмездных перечислений капитального характера добавляются 3 новые подстатьи КОСГУ:
- 254 «Перечисления капитального характера другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;
- 255 «Перечисления капитального характера наднациональным организациям и правительствам иностранных государств»;
- 256 «Перечисления капитального характера международным организациям».
Таким образом, уважаемые бухгалтеры, во избежание ошибок будьте внимательны при планировании расходов на 2022 год!
Прежде всего отметим, что при направлении работника в командировку обеспечение гарантий, закрепленных в статьях 167, 168 ТК РФ, может осуществляться двумя способами:
- Сотруднику выдается аванс для приобретения проездных документов и оплаты гостиницы, выплачиваются суточные. Также компенсируются по возвращении фактически произведенные в целях командировки расходы.
- Учреждение самостоятельно приобретает командируемому сотруднику билеты для проезда (перелета), оплачивает гостиницу, приобретает ГСМ и т. п.
Порядок отнесения расходов на КВР и КОСГУ в обоих случаях будет различаться.
Как было отмечено выше, командировочные расходы рассматриваются в контексте ТК РФ в качестве возмещений (компенсаций), связанных с осуществлением работником трудовых обязанностей. В международной статистической практике такие выплаты не рассматриваются как выплаты в интересах работников, а относятся к категории расходов, производимых работником с целью выполнения трудовых обязанностей. В связи с этим возмещение расходов, связанных со служебными командировками (проезд, проживание, иные расходы, связанные с выполнением служебного задания в командировке), еще с 2019 года были перенесены на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Ранее они учитывались по подстатье 212 «Прочие выплаты»*(3) КОСГУ (п. 7, пп. 10.2.6 п. 10 Порядка № 209н, п. 2.1.4 Методических рекомендаций к порядку применения КОСГУ, доведенных письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153).
Пошаговая инструкция для оформления командировки в 2022 году
Отражение командировочных расходов необходимо отражать на следующих счетах бухгалтерского учёта (Инструкция 157н):
-
суточные — субсчет 0 208 12 000 «Расчеты с подотчетными лицами по прочим несоциальным выплатам персоналу в денежной форме»;
-
компенсация за использование в командировке личного транспорта — субсчет 0 208 22 00 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате транспортных услуг»;
-
проживание и проезд — субсчет 0 208 26 000 «Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих работ, услуг».
Счет 0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» применяется с указанием КОСГУ (п. 21 Инструкции №157н, п. 13.6, 14.6 Приказ Минфина РФ от 29 ноября 2017 г. N 209н)
-
567 «Увеличение прочей дебиторской задолженности по расчетам с физическими лицами»;
-
667 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности по расчетам с физическими лицами».
Для отражения в бухгалтерском учете государственного учреждения применяются следующие подстатьи КОСГУ:
-
212 («Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме») – суточные;
-
222 («Транспортные услуги») – компенсация за использование личного транспорта;
-
226 («Прочие работы, услуги») – оплата проезда, найма жилого помещения, прочих затрат.
Суточные — это дополнительные расходы работника, связанные с его проживанием вне места постоянного жительства (ст. 168 ТК РФ).
Суточные возмещаются работнику (п. 11 Постановления Правительства РФ от 13.10.2008 № 749, далее — Положение 749):
- за каждый день нахождения в командировке, включая выходные и нерабочие праздничные дни;
- за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути.
Пример: работник уехал в командировку в воскресенье, а вернулся на следующей неделе в субботу. Суточные за субботу и воскресенье выплачиваются, даже если эти дни являются для работника выходными по графику.
Суточные при однодневных командировках по России не выплачиваются, но работодатель вправе предусмотреть в локальных нормативных актах организации компенсацию взамен суточных по таким поездкам.
Работник выехал в командировку 6 июня, в воскресенье, а вернулся — 9 июня, в среду. Добирался работник до места командирования поездом. Положением о командировках суточные при командировках по территории РФ определены в размере 500 руб. Работнику следует выплатить суточные за 4 дня в сумме 2 000 руб. (500 х 4), несмотря на то что воскресенье выходной день.
Организация вправе самостоятельно определить размер суточных, закрепив свое решение в локальных нормативных актах организации, например, в положении о командировках.
Суточные являются нормируемыми расходами с точки зрения налогового законодательства. Если суточные для командировок по территории России выплачены в размере 700 руб., а за границу — в размере 2500 руб., то с сумм, которые свыше, придется удержать НДФЛ и начислить страховые взносы. Но это не означает, что размер суточных должен быть определен только в этих размерах:
- Пример: можно закрепить суточные 2 000 руб. за каждый день командировки по России, но тогда с 1 300 руб. (2 000 – 700) придется удержать НДФЛ и начислить с этой суммы страховые взносы. И наоборот: например, суточные для командировок по России определены в размере 500 руб. (то есть менее 700 руб.) за каждый день командировки. В таком случае удерживать с этой суммы НДФЛ и начислять на нее страховые взносы не требуется.
В конце статьи в разделе Шпаргалка скачайте алгоритм и пример расчета среднего заработка за период командировки.
Размеры суточных для работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, определены Правительством РФ и составляют:
- 100 руб. в день — при командировках на территории РФ (Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 № 729);
- в иностранной валюте в зависимости от страны командирования — при командировках за рубеж (Постановление Правительства РФ от 26.12.2005 № 812).
Размер суточных в казенном учреждении
Кроме вышеперечисленных стандартов, с 10.07.2021 вступил в действие приказ Минфина РФ от 15.04.2021 № 61н, который утвердил унифицированные формы электронных документов бухгалтерского учета и Методические указания по их формированию и применению.
С 1 января текущего года данный приказ применяется уполномоченными организациями в рамках, переданных по решению Правительства РФ полномочий отдельных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и подведомственных им федеральных казенных учреждений.
С 1 января 2023 г. такие формы должны применяться при ведении бухучета всеми организациями бюджетной сферы, с подписанием электронными подписями документов бухучета, регистров бухучета.
В методических рекомендациях Минфина РФ по переходу на применение в 2022 г. организациями бюджетной сферы унифицированных форм электронных первичных учетных документов (письмо Минфина РФ от 1 декабря 2021 г. № 02-07-07/98091) приводятся различные примеры заполнения электронных первичных документов, среди которых «Акт о консервации (расконсервации) объекта основных средств» (ф. 0510433), «Акт приема-передачи объектов, полученных в личное пользование» (ф. 0510434), «Акт о признании безнадежной к взысканию задолженности по доходам» (ф. 0510436) и другие.
До вступления Стандарта, в учетной политике могли быть установлены самостоятельно разработанные формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета.
С вступлением данного Стандарта учетной политикой может быть утверждено применение форм первичных документов и регистров бухгалтерского учета, установленных приказом № 61н. В 2022 году учреждения, не применяющие электронный документооборот, вправе применять новые электронные формы на бумажном носителе.
Напомним, учетная политика составляется для целей бухучета или для целей расчета налогов. Это два совершенно разных документа.
Под учетной политикой для целей налогообложения понимается выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Учетная политика для целей налогообложения, как правило, применяется последовательно из года в год. Вместе с тем для целей налогообложения НДС положения учетной политики не запрещено изменять ежегодно, однако вновь принятые положения должны быть утверждены приказом (распоряжением) руководителя и применяться с 1 января года, следующего за годом утверждения.
Изменения в Налоговом кодексе РФ в 2021г не требуют внесения изменений в налоговую учетную политику, которая применялась в учреждении ранее.
Влияние размера командировочных на бюджетные ограничения
Размер командировочных влияет на бюджетные ограничения, с которыми сталкиваются организации. Каждая командировка требует определенных расходов на проживание, питание, транспорт и другие необходимые расходы.
При установлении размера командировочных необходимо учитывать бюджетные ограничения, чтобы не превысить доступные средства. Стратегия определения размера командировочных должна быть гибкой и учитывать разные факторы, такие как местоположение, продолжительность и цель командировки, а также категорию сотрудника, отправляющегося в командировку.
Установление адекватного размера командировки помогает сократить излишние расходы и оптимизировать бюджет, что особенно важно в условиях ограниченных финансовых ресурсов. При неадекватно установленных командировочных сотрудники могут либо столкнуться с нехваткой средств для покрытия необходимых расходов, либо излишне тратить деньги, что может значительно повлиять на бюджет организации.
Дополнительно, при установлении размера командировочных необходимо учитывать локальные нормы и правила. В некоторых странах могут существовать ограничения на определенные виды расходов или лимиты на сумму командировочных. Нарушение таких правил может повлечь за собой финансовые и правовые последствия для организации, а также отрицательно сказаться на репутации.
Практические советы по эффективному использованию командировочных
Командировки могут быть интенсивными и требовательными по времени. Чтобы максимально эффективно использовать командировочные средства, следуйте этим практическим советам:
- Планируйте заранее: составьте список необходимых расходов и рассчитайте приблизительные затраты. Это поможет избежать неожиданных расходов и позволит более осознанно использовать командировочные средства.
- Используйте бюджетирование: следите за своими расходами во время командировки и не выходите за рамки установленного бюджета. Это поможет избежать необходимости дополнительного финансирования и повысит эффективность использования командировочных средств.
- Не забывайте о документации: храните все квитанции, счета и другие документы, связанные с командировкой. Эти документы помогут подтвердить ваши расходы и обеспечат гарантию возмещения командировочных средств.
- Планируйте заранее: очередность и своевременность планирования командировок поможет вам сэкономить время и деньги. Не оставляйте планирование на последний момент и учитывайте возможные изменения планов.
- Используйте корпоративные скидки и льготы: узнайте о возможности получения скидок на отели, авиабилеты и другие услуги во время командировки. Это позволит сэкономить деньги и эффективнее использовать командировочные средства.
- Будьте гибкими: по возможности, выбирайте более экономичные варианты, такие как дешевые авиабилеты или бюджетные отели. Это позволит сэкономить командировочные средства и распределить их на другие нужды.
- Окончательное расписание: имейте окончательное расписание командировки и придерживайтесь его. Это поможет избежать лишних расходов на переносы или адаптацию к новому расписанию.
С помощью этих практических советов вы сможете эффективно использовать командировочные и оптимизировать расходы в рамках предоставленных средств. Постоянное планирование, бюджетирование и гибкость помогут вам достичь максимальных результатов и сохранить финансовую дисциплину во время командировок.