Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Зачем нужна анкета при приеме на работу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Именно на основе данных этого раздела делаются выводы о соискателе: как часто меняет место работы; по какой причине покидает компании; меняет ли кардинальным образом сферу приложения усилий; как меняются обязанности на каждом следующем месте работы; насколько легко сообщает сведения о прошлых местах работы, телефоны и имена бывших руководителей.
Вопросы о профессиональных навыках — еще одна очень показательная группа. То, насколько обширно расписывает человек свои профессиональные умения, подскажет вам насколько он «разбрасывается» в своих стремлениях.
Но можно взглянуть на ответы и по другому. Многоплановый профессиональный опыт часто встречается у людей, работавших в небольших компаниях, где круг обязанностей был достаточно «размытым». Бывший работник крупной структуры с жесткой иерархией, наоборот, будет отлично владеть знаниями и навыками узкой направленности.
Анализ ответов на вопросы этого раздела также должен обеспечить вас информацией, позволяющей отделить теоретиков, с удовольствием расписывающих свои абстрактные познания, от практиков. Для этого спрашиваем о:
- Степени владения компьютером (например: «Укажите вид программы (операционные системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, базы данных, специализированные программы), ее название и степень Вашего владения ею («опытный пользователь», «основные функции», «знаком с принципами работы», «изучаю»).
- Навыках работы с оргтехникой (например: «Укажите степень Вашего владения оргтехникой («опытный пользователь», «основные функции», «знаком с принципами работы») по следующим видам: компьютер, факс, ксерокс, сканер, факс-модем, пр.).
- Наличии водительского удостоверения, категории, стаже вождения.
- Наличии личного автомобиля.
Кроме этого о профессиональных навыках соискателя расскажут ответы на вопросы:
- Чем Вы больше всего гордитесь в жизни?
- Каких наивысших профессиональных успехов Вы добились в жизни?
- Какие Ваши умения, навыки и знания, на Ваш взгляд, будут наиболее полезны нашей компании?
- Опишите, что Вы умеете делать лучше других.
- Опишите Ваш опыт управленческой деятельности.
- В чем конкретно проявлялись организаторские способности?
- Схема взаимоподчиненности (начертите функциональную схему по двум последним местам работы).
- Укажите Ваши наиболее сильные стороны, как профессионала.
- Укажите три ситуации, в которых Вам не хватало профессиональных навыков.
Место для результатов профессионального тестирования можно отвести прямо в этом разделе, а можно и в конце формы.
VIII. Информация о хобби, увлечениях
В анкетах большинства компаний для ее получения выделяется одна-две строчки. «Ваше хобби» — примерно так звучит этот вопрос. Представьте себя на месте соискателя. Скорее всего, в ответе будет «спорт, чтение» и эти слова ничего не скажут о духовном, непрофессиональном мире человека. Уточните вопрос. Поставьте несколько дополнительных условий, и анкетируемый, либо раскроется, рассказывая о своем любимом занятии, либо вы сразу же поймете, что ему нечего сообщить. В одной из компаний, где мне пришлось побывать на собеседовании несколько лет назад, я была удивлена вопросом менеджера по персоналу: «Расскажите мне что-нибудь о вашей жизни. О чем угодно, только, чтобы это не касалось работы». Современный бизнес требует не только умения работать — способность хорошо отдыхать ценится также высоко. Потратьте немного времени на выяснение увлечений соискателя и ему будет легче принять корпоративную культуру вашей фирмы или не принимать ее вообще.
Для этого в анкету включаем следующие вопросы:
- Как Вы отдыхаете чаще всего?
- Отметьте то, что Вам интереснее всего:
Книги
Театр
Кино
Выставки
Музеи
Спорт
Путешествия
другое
- Поделитесь своими впечатлениями от последнего увиденного Вами спектакля, кинофильма, прочитанной книги, пр.
II. Информация о перспективах работы в компании
Правильно подобранные вопросы позволят первоначально озвучить цели, мотивы, профессиональные притязания кандидата. Сопоставляя информацию этого и предшествующего раздела, можно прогнозировать перспективы работы сотрудника в компании, определить адекватность оценки соискателем самого себя, своих желаний и амбиций. Здесь вам помогут вопросы следующего плана:
- На какую должность Вы претендуете?
- Мотивы и стимулы, побудившие Вас принять участие в конкурсе по вакантной должности на нашем предприятии.
- В каких направлениях работ Вы хотели бы реализовать свои возможности на нашем предприятии?
- Сколько времени Вы добирались до нашего офиса?
- Сколько времени Вы готовы тратить на дорогу до работы?
- Работаете ли Вы в настоящее время?
- Сколько времени Вам необходимо, чтобы приступить к работе на новом месте?
- Какой график работы Вас устроит? Есть ли у Вас возможность работать вечерами и в выходные?
- Ваше отношение к возможным командировкам?
- Можете ли Вы работать в напряженном режиме?
- Почему нам стоит принять Вас на работу?
- Если Вы уже получали другие предложения о работе, то, что Вас в них не устраивало? (если работаете сейчас, то, что не устраивает на данный момент?)
- Как Вы представляете свое положение в нашей компании через год?
- На какой среднемесячный доход Вы претендуете?
- Ваши материальные ожидания на испытательный срок и от постоянной работы.
- Тот, кто хорошо и добросовестно работает, помимо зарплаты получает и дополнительное вознаграждение, повышенную зарплату, новую должность и т.д. Что бы предпочли лично Вы?
- Проранжируйте приведенные ниже характеристики, исходя из Ваших предпочтений (1 — наиболее важно, 10 — наименее важно):
Хороший коллектив
Престиж компании
Достойная зарплата
Гибкий рабочий график
Возможность самореализации
Перспективы роста
Близость от дома
Стабильность работы
Решение сложных задач
Получение новых навыков
- Какие параметры являются для Вас важными при выборе места работы?
- Какие цели вы ставите перед собой:
- – в профессиональной деятельности;
- – в других областях.
- Воинская обязанность. Положение с призывом в армию.
VI. Информация о рекомендациях
В кадровой и иной специализированной литературе советов как подготовить рекомендации достаточно и соискатели изучают ее не менее тщательно, чем кадровики. От «профессионального соискателя», который проштудировал не одно пособие по трудоустройству и подбору персонала, скорее всего, следует ожидать папку с заготовленными рекомендательными письмами, заверенными наисолиднейшими гербами и подписями. Но не беда, если соискатель не «отрекомендован» как следует — вы всегда сами можете позвонить в фирму, где он ранее работал (кстати в моей практике не было ни одного случая, чтобы руководство компании отказывало в предоставлении рекомендации). Для этого нужно узнать к кому можно обратиться и кто, по мнению кандидата, сможет объективно ответить на ваши вопросы. Тот факт, что человек указывает своих потенциальных рекомендателей (он же еще не знает о чем вы спросите и что вам ответят), можно расценивать как умение «мирно» расставаться со своими бывшими коллегами и поддерживать деловые отношения и после увольнения.
Для этого читаем ответы на следующие вопросы:
- Кто из Ваших бывших коллег и руководителей может дать Вам устную рекомендацию или рекомендательное письмо?
- Адрес, телефон организации и должностного лица.
- Кто из сотрудников нашей компании может дать Вам рекомендацию?
IV. Информация об опыте работы
Именно на основе данных этого раздела делаются выводы о соискателе: как часто меняет место работы; по какой причине покидает компании; меняет ли кардинальным образом сферу приложения усилий; как меняются обязанности на каждом следующем месте работы; насколько легко сообщает сведения о прошлых местах работы, телефоны и имена бывших руководителей.
Кадровику, даже с минимальным опытом, наблюдающим за процессом заполнения пунктов этого раздела становятся ясными многие психологические особенности соискателя. Кроме этого, уже при первичном анализе анкеты можно сделать выводы о развитии карьеры данного соискателя. Как известно, только 10 % менеджеров могут быть успешными и эффективными одновременно. Основная же масса делится на две категории — человек либо поднимается по карьерным ступенькам, переходя с одной должности на другую (вариант вертикальной карьеры), либо наращивает профессиональный потенциал, все глубже изучая выбранную профессию (вариант горизонтальной карьеры). Оценив этот нюанс, вы легко сопоставляете с тем, что может предложить соискателю ваша фирма.
Для этого попросите соискателя описать в обратном хронологическом порядке его трудовую деятельность по следующим направлениям:
- Период работы.
- Название компании.
- Сфера деятельности компании.
- Должность или профессия.
- График работы.
- Выполняемые обязанности.
- Основные достижения за период работы в компании.
- Уровень (размер) заработной платы.
- Причина увольнения.
- Место расположения компании.
- Ф.И.О. руководителя.
- Контактный телефон.
- Количество работников в фирме.
VI. Информация о рекомендациях
В кадровой и иной специализированной литературе советов как подготовить рекомендации достаточно и соискатели изучают ее не менее тщательно, чем кадровики. От «профессионального соискателя», который проштудировал не одно пособие по трудоустройству и подбору персонала, скорее всего, следует ожидать папку с заготовленными рекомендательными письмами, заверенными наисолиднейшими гербами и подписями. Но не беда, если соискатель не «отрекомендован» как следует — вы всегда сами можете позвонить в фирму, где он ранее работал (кстати в моей практике не было ни одного случая, чтобы руководство компании отказывало в предоставлении рекомендации). Для этого нужно узнать к кому можно обратиться и кто, по мнению кандидата, сможет объективно ответить на ваши вопросы. Тот факт, что человек указывает своих потенциальных рекомендателей (он же еще не знает о чем вы спросите и что вам ответят), можно расценивать как умение «мирно» расставаться со своими бывшими коллегами и поддерживать деловые отношения и после увольнения.
Для этого читаем ответы на следующие вопросы:
- Кто из Ваших бывших коллег и руководителей может дать Вам устную рекомендацию или рекомендательное письмо?
- Адрес, телефон организации и должностного лица.
- Кто из сотрудников нашей компании может дать Вам рекомендацию?
VII. Информация о здоровье
Этот раздел анкеты один из самых «неоднозначных». Безусловно, работодателю хотелось бы знать, насколько непроблемный в плане здоровья человек начнет у него работать. При правдивых ответах на все эти вопросы, достаточно велик шанс никогда не устроиться на работу. Но, получение искаженной информации чревато последствиями уже для работодателя. Бездумный прием на работу сотрудника без выяснения степени его нетрудоспособности, нередко оборачивается неприятностями со стороны инспекции труда. При возникновении спорной ситуации, государственный инспектор может и не ограничиться только предупреждением. Поэтому, формулировать вопросы в анкете нужно достаточно корректно, чтобы и законодательство не нарушить, и иметь четкое подтверждение того, что спрашивали соискателя о том, нужно ли ему создавать особые условия труда.
«Безопасно» о состоянии здоровья можно узнать, задав анкетируемому следующие вопросы:
- Дайте собственную оценку состояния здоровья.
- Сколько рабочих дней за последний календарный год было пропущено Вами по причине временной нетрудоспособности?
- Имеются ли у Вас близкие родственники с хроническими заболеваниями, требующими ухода с периодическим отрывом от производства?
- Имеются ли в Вашей семье инвалиды, престарелые и хронически больные на иждивении?
- В случае возникновения необходимости длительного ухода за детьми, есть ли у Вас близкие родственники, которые в этой ситуации смогут Вас заменить?
- Хотели бы Вы, чтобы для Вас были созданы особые условия труда в связи с состоянием здоровья и обоснуйте почему?
- Вредные привычки (употребление спиртного, курение, пр.).
Можете не сомневаться в том, что правдивую информацию о пристрастии к никотину вам предоставят охотно. Для получения сведений о более изощренных «вредных привычках», скорее всего, придется немного слукавить. Так, например, для выяснения отношения к спиртным напиткам, можно предложить все положительные ответы и понаблюдать за реакцией анкетируемого на отсутствие ответа «не употребляю». Кадровик с двадцатилетним опытом, подбирая строителей для своей спрашивала: «А как с водочкой? Балуетесь?». По ее заверениям, истинные любители «зеленого змия» делали честные глаза и клялись: «Да что вы? Я вообще не употребляю. Если только по большим праздникам!».
Какие вопросы содержит анкета на государственную службу
Официальный образец анкеты кандидата на работу из Распоряжения Правительства содержит 23 пункта. Информации в таком объеме достаточно, чтобы составить общую характеристику о претенденте. Кроме формальных граф об имени, дате рождения, месте жительства, образовании, подробном трудовом опыте, бланк включает вопросы, которые позволяют оценивать благонадежность и вовлеченность соискателя в государственные дела:
- о смене фамилии;
- о гражданстве и причинах его перемены, если прежде было другое;
- о продвижениях на гражданской, государственной или военной службе, когда и кем присвоен классный чин, если он есть;
- о судимости;
- имеется ли допуск к государственным тайнам;
- о наличии государственных наград и знаков отличия;
- адреса, должности близких родственников, в том числе бывших;
- о пребывании за границей, с какой целью, а также о проживании за границей близких родственников, в том числе бывших.
В число кадровых процедур, с которыми может столкнуться претендент на трудоустройство в конкретную организацию, входит тестирование и анкетирование.
Для успешного прохождения этих процедур необходимо придерживаться определенных правил. Результаты тестирования и анкетирования учитываются при принятии окончательного решения о приеме на работу, но не являются определяющими.
Тестирование при отборе персонала сейчас становится все более популярным. Применяемые при приеме на работу тесты предназначены для того, чтобы получить психологический портрет кандидата, оценить его способности, профессиональные знания и навыки. Они позволяют сравнить кандидатов между собой, а также с идеальным кандидатом (эталоном).
С точки зрения специалистов по управлению персоналом, использование тестов обусловлено двумя причинами. В первую очередь, увеличивается число претендентов на вакантные должности, и специалисты по отбору персонала стремятся использовать максимум возможностей для определения наиболее достойного. Чем больше претендентов, тем сложнее оценить уровень их профессиональной пригодности по сравнению друг с другом.
Поскольку образование и профессиональный опыт не могут считаться достаточными критериями, в расчет принимаются и прочие достоинства кандидата, среди которых можно назвать личные качества, интеллектуальный потенциал, гибкость, способность к адаптации. Тестирование рассматривается как инструмент, способный прояснить для работодателя все вышеперечисленное.
Однако не следует полагать, что использование тестов напрямую связано с экономической конъюнктурой, когда число претендентов превосходит количество вакансий. В периоды полной занятости профессиональный отбор не менее сложен. Нанимателю также нужно найти наиболее подходящего кандидата, притом, что возможности выбора существенно ограничены. Иными словами, если в момент кризиса работодатели отправляются на поиски идеального работника, то в более благополучные времена их интересует, по меньшей мере, удовлетворяющий их требованиям сотрудник.
Таким образом, тестирование отвечает стремлению работодателя сделать свой выбор объективным. Задача тестов — предсказать будущий успех или неудачу кандидата на искомой должности.
Тестирование при приеме на работу представляет определенное испытание, включающее общее задание с четкой системой определения успешного или неудачного решения или оценки его результата в баллах. Задание может задействовать либо приобретенные знания, либо сенсорно-моторные или ментальные функции (психологические тесты).
Тестами в психологии называют стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени разности изучаемых свойств. Под стандартизированностью таких методик имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей. Сопоставимость означает, что оценки, получаемые при помощи теста, можно сравнить друг с другом независимо от того, где, когда, как и кем они были получены.
Из всех возможных психодиагностических методик к тестам предъявляются самые строгие требования, касающиеся валидности, надежности, точности и однозначности.
Существуют различные виды тестов: интеллектуальные, личностные и тесты межличностных отношений. Для диагностирования кандидата на вакантную должность сотрудник службы персонала совместно с психологом подбирает несколько тестов, выявляющих наиболее важные для данной должности интеллектуальные, личные, мотивационные и волевые качества. Каждая вакансия требует собственного набора тестов, который предъявляется кандидатам на должность.
Как правило, используются тесты:
1) Интеллектуальные (общего интеллекта и специальные). Тесты интеллекта предназначены для исследования и измерения уровня интеллектуального развития человека. Они являются наиболее распространенными психодиагностическими приемами. Под интеллектом как объектом измерения подразумеваются не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют отношение к познавательным процессам и функциям (к мышлению, памяти, вниманию, восприятию). По форме тесты интеллекта могут быть групповыми и индивидуальными, устными и письменными, бланковыми, предметными и компьютерными.
2) Личностные (поведенческие особенности, социальные навыки, способность к адаптации). Тесты личности предназначены для оценки эмоционально-волевых компонентов психической деятельности — мотивации, интересов, эмоций, отношений, а также способностей поведения индивида в определенных ситуациях. Таким образом, тесты личности диагностируют неинтеллектуальные проявления. Личностные особенности измеряются с помощью трех видов методик: тестов, опросников и проективной техники. Опросники — группа психодиагностических методик, задания которых представлены в виде вопросов (утверждений). Опросники предназначены для получения объективных или субъективных данных со слов обследуемого. Проективные техники — совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода. В соответствии с проективной гипотезой каждое эмоциональное проявление индивидуума, его восприятие, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны ситуации-стимулы, побуждающие ее к активности.
3) Межличностных отношений. В современной психодиагностике существует огромное количество конкретных методических приемов исследования межличностных отношений, которые изучают отношения между группами, внутригрупповые процессы, выявляют групповую сплоченность, совместимость и т.д.
По результатам тестирования выявляется степень выраженности трех групп профессиональных качеств, коррелирующих с успешной трудовой деятельностью:
1) деловые качества: ответственность, стиль принятия решения, организаторские способности, инициативность, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, решительность;
2) индивидуально-психологические и личностные качества: мотивационная направленность, уровень интеллектуального развития, эмоциональная и нервно-психическая устойчивость, внимание (объем, устойчивость, распределение, переключение), память (долговременная, оперативная), мышление (особенности мыслительной деятельности, способность к обучению), гибкость общения, стиль межличностного поведения;
3) психофизиологические качества: выносливость, работоспособность; простая и сложная сенсомоторная реакция (скорость, точность).
По результатам тестирования делается заключение, где отражаются основные психологические особенности кандидата, его сильные и слабые стороны, возможные трудности адаптации на новом рабочем месте. Заключение передается для ознакомления руководителю подразделения, для которого подбирается сотрудник.
Существуют определенные правила прохождения тестов.
1. Перед началом тестирования убедитесь в том, что вы правильно поняли тестовое задание и сопровождающую его инструкцию (если возникли вопросы, необходимо задать их до момента заполнения теста).
2. Во время проведения группового тестирования необходимо работать самостоятельно, не оказывать друг на друга влияния, способного изменить результаты тестирования, не отвлекаться и не совещаться.
3. При выполнении тестового задания следует аккуратно, четко и разборчиво отвечать на вопросы и записывать ответы.
4. Некоторые тестовые задания предполагают строго фиксированное время, поэтому следует строго соблюдать это правило.
В завершающей части нашего пособия Вам будут предложены ряд тестов из числа тех, которые достаточно часто применяются профессиональными психологами при приеме на работу.
Вопросы при приеме на работу
После заполнения анкеты, обычно кадровая служба не ограничивается просто сбором резюме и заполненной анкеты. Современные собеседования в компаниях чаще всего, проходят по сценарию:
- совместное обсуждение резюме;
- заполнение анкеты;
- совместное обсуждение заполненной анкеты;
- дополнительные вопросы.
Соответственно, следует быть готовым к тому, что работника могут попросить расшифровать любой собственный ответ. Конечно же, в данном случае не следует теряться и помнить ту цель, для которой именно такой ответ был указан — в идеале, стоит приводить успешные примеры из собственного предыдущего рабочего опыта, которые подтверждают вписанные в анкету ответы и наличие тех или иных качеств.
Следует с осторожностью подходить к вопросам о личностных качествах, которые каждый из работников трактует по-своему, и, если просят назвать, например, собственные слабые стороны, то необходимо следить, чтобы она не повлияла негативно на выбор вашей кандидатуры на имеющуюся должность.
Хорошим ходом в данной ситуации может быть ответ на вопрос в таком ключе, при котором работник расскажет об имеющихся небольших недостатках в профессиональных знаниях, которые ему интересны и которые он собирается исправить (например, иностранный язык или компьютерная программа), при этом таких, которые заведомо не имеют отношения к данной работе.
Другой похожий формат собеседования в некоторых крупных компаниях — когда интервьюер принимает от потенциального сотрудника анкету, а далее, с анкетой в руках, задает вопросы, при этом, частично повторяющие анкету. Часто задают следующие вопросы:
- О себе.
- О положительных и отрицательных чертах характера.
- Причины, по которым решено сменить место работы.
- Взгляды на жизнь.
- Достижения.
- Имеющиеся знания о данной компании.
- Наличие отзывов, рекомендаций, а также знаков отличий с предыдущих мест работы.
- Представление о себе через несколько лет.
- Досуг в свободное время.
В принципе, большую часть таких вопросов можно предвидеть заранее и в домашнем режиме хорошо к ним подготовиться, более того — можно почитать в сети Интернет возможные ответы на них, и выбрать тот, который ближе всего данному работнику. Само собой, в таком разговоре нужно смотреть интервьюеру прямо в глаза, говорить четко и, по-возможности, отвечать быстро, а также следует упустить все нелицеприятные подробности, которые могут негативно повлиять на мнение кадровика. К таким относятся: финансовые трудности, в связи с которым работник ищет новое рабочее место, конфликты на предыдущем рабочем месте, любые жалобы личного характера или касательно предыдущей зарплаты, коллектива и так далее.
Анкета на работу (составляем по образцу), оформление, подведомственные примеры
Образец анкеты состоит из нескольких отдельных блоков с вопросами.
Первый — персонально-информационный. В нем претенденты указывают имя, отчество и фамилию, свой возраст, контактные данные (е — mail, телефон), семейное положение, факт наличия или отсутствия судимости.
Второй блок бланка анкеты при приеме на работу — это вопросы, касающиеся образования кандидата. Здесь указывается, какое учебное заведение, и в каком году, закончил претендент, какая специальность по завершении обучения была присвоена и т.д. Представленная информация, позволяет работодателю сформировать свое впечатление о навыках и начальных знаниях соискателя.
Третий блок с вопросами анкеты позволяет на начальном этапе определить перспективу карьерного роста для работника. В этом блоке указывается полная информация о профессиональном опыте. Многие работодатели на этом этапе делают отсев кандидатов.
Унифицированного образца такой анкеты не существует, поэтому каждая организация составляет его самостоятельно, с учетом требований конкретного работодателя и особенностей той или иной вакансии.
Стандартно бланк анкеты соискателя включает следующие пункты:
- фамилия, имя, отчество кандидата;
- дата и место рождения;
- гражданство;
- место проживания, актуальные контактные данные;
- реквизиты документа, удостоверяющего личность;
- образование, курсы повышения квалификации;
- отношение к воинской обязанности;
- информация о наличии/отсутствии судимости;
- семейное положение;
- информация о близких родственниках;
- информация о предыдущих местах работы;
- профессиональные навыки и умения;
- хобби, интересы, увлечения;
- требования соискателя к будущей работе — не стоит запрашивать зарплатные ожидания кандидата отдельно на период испытательного срока и после его окончания, т. к. установление на время прохождения испытания меньшей зарплаты неправомерно (абз. 3 ст. 70 ТК РФ);
- иная информация о соискателе в зависимости от особенностей рассматриваемой вакансии (например, возможность предоставления рекомендаций от других лиц и т. д.).
Обычно бланк анкеты выдается претенденту на должность непосредственно на собеседовании, однако крупные организации могут предложить выслать ее заранее кандидату (например, по электронной почте) или выдать для заполнения дома. Также не установлено и требований к способу заполнения документа: это возможно сделать от руки или на компьютере, хотя работодатель может указать предпочтительный вариант.
Для удобства анкета может быть оформлена в виде таблицы.
Образец заполнения анкеты при приеме на работу можно скачать по данной ссылке:
Итак, бланк анкеты при приеме на работу составляется работодателем в произвольной форме с учетом требований к конкретной вакансии или специфике трудовых отношений в организации. Законодатель предписывает работодателю получить от соискателя согласие на обработку персональных данных. За нарушение юридических предписаний по обработке персональной информации установлена уголовная ответственность.
Основываясь только на информации резюме и собеседования, чрезвычайно сложно представить как тот или иной претендент будет вести себя в реальной обстановке. Зачастую, чтобы получить желаемую работу, соискатели стараются представить себя в лучшем свете, но только до тех пор, пока не сыграют требуемую роль для этого. Чтобы реально выявить лучших кандидатов, эффективными способами выступают ситуационные тесты и личностные опросники.
Конечно, отзывы предыдущих работодателей тоже чего-то стоят, но они не дадут вам полного представления о человеке. Правильно подобранный личностный опросник и набор тестов способен раскрыть ту необходимую информацию, которая поможет вам, как работодателю, определить лучшего претендента.
При большом количестве кандидатов, претендующих на должность, сузить список непросто, особенно если все имеют соответствующий опыт и требуемые навыки. В этом случае личностные опросники являются полезным инструментом, особенно при использовании вместе с другими видами тестов – на интеллект и ситуационных.
Для ясности, личностный опросник — это не анкета, сфокусированная на личном или карьерном развитии. Он разработан специально для выяснения подхода кандидата к работе путем измерения конкретных показателей поведения и выявления ключевых характеристик, таких как амбиции и сопричастность, сочувствие, коммуникативные навыки, мотивация и стремление к обучению и росту.
Как упоминалось ранее, личностные опросники могут отличаться по результатам, и, хотя они могут быть весьма полезными, стоит помнить, что они имеют свои ограничения.
- Получение более целостного представления о кандидате. Личностный опросник может дать вам представление о человеке, предъявившим заполненные пункты резюме, обеспечит более глубокое понимание личности кандидата и предвидение того, подойдет ли он вашей команде.
- Возможность сузить список возможных кандидатов путем выявления тех, кто хороши на бумаге, но объективно не соответствуют культуре вашей компании.
- Ответы, полученные из опросников, способствуют проведению собеседования в позитивном ключе, побуждая кандидата рассказать о своих сильных и слабых сторонах и навыках, определенных пунктами опросника.
- Если вы решите поделиться результатами проведения личностного опросника, кандидаты смогут больше узнать о своих сильных и слабых сторонах и лучше подготовиться к тестированию впоследствии. Это дает положительный опыт кандидату.
- Опросники позволяют применять подход к набору персонала на основе объективных данных, без предвзятости и интуитивных действий. Результаты основаны на ответах самих кандидатов о том, как они смогут вести себя в рабочей среде, и чего вы можете ожидать от их будущей работы. Таким образом вы сможете оценить их роль и пригодность.
- Опросники позволяют вам укрепить существующие команды, гарантируя, что вы выберете кандидатов, вполне соответствующих культуре вашей компании.
- В сочетании с другими тестами перед приемом на работу, такими как тесты интеллектуальных способностей и ситуационных тестов, личностные опросники могут быть надежным предиктором будущих результатов работы.
- Личностные опросники могут показаться устрашающими тем соискателям, кто не понимают их значимость для процесса отбора и не осознают, что им нечего бояться. Вы должны объяснить кандидатам цель этих тестов перед приемом на работу и почему вы просите пройти их.
- Они могут быть достаточно продолжительными (в среднем 1 час), что потребует от кандидатов тратить время на их заполнение, и может привести к тому, что достойные кандидаты откажутся от подачи заявления в пользу компании с меньшими требованиями.
- Кандидаты не всегда видят преимущества, которые дает личностный опросник и могут рассматривать вопросы как очередную преграду, не уделяя опроснику должного времени и внимания. Объясните кандидатам, что вы используете личностный опросник как способ лучше узнать их личностные особенности и стараетесь увидеть человека во всех его проявлениях.
- Риск получения социально желаемых ответов. Если кандидаты обеспокоены, что предпочтут не их, могут дать ложные и вводящие в заблуждение ответы на вопросы. Вот почему личностные опросники следует использовать параллельно с другими тестами и сопровождать их живым собеседованием, чтобы убедиться в полученных результатах.
Вместо этих ограничений есть несколько передовых методов, которые вы можете применить, чтобы убедиться, что кандидаты полностью включились в процесс и понимают цель опросника, а вы максимально используете его для получения объективных характеристик.
Т.е., вы не используете его для выбора кандидатов с определенной индивидуальностью, более того, вы предпочитаете личностное разнообразие в своих командах. Вы используете опросник, чтобы понять каковы сильные и слабые стороны кандидатов с точки зрения способностей и межличностных навыков, а также смогут ли они преуспеть в работе и при каких обстоятельствах им может потребоваться дополнительная помощь.
Обратите внимание на соответствующие показатели поведения, чтобы выбрать кандидата, способного достичь успеха с наибольшей вероятностью.
Есть много разных типов анкет, которые вы можете использовать, например:
- OPQ32 SHL – самый популярный в мире личностный опросник, который измеряет 32 личностных качества кандидата и его потенциал производительности, а также его внутреннюю мотивацию в отношении должностных обязанностей.
- Индикатор типа Майерс-Бриггс (MBTI) — определяет, насколько личностные характеристики сотрудника близки к одному из 16 типов (наиболее часто используется, чтобы определить, подходит ли кандидат для культурной среды компании).
- Hogan Personality Inventory — в основном используется для прогнозирования производительности труда, обеспечивая понимание способности человека к руководящей и другой работе.
- HEXACO Personality Inventory — опросник подходит для того, чтобы помочь определить кандидатов с нужным характером и потенциалом для вашей работы и организации.
Не используйте опросники сами по себе, они обеспечивают лучшее понимание при использовании с другими тестами, поскольку помогают повысить прогнозную ценность и узнать различные аспекты о кандидатах. Чтобы получить целостное представление о кандидате, вместе с личностным опросником используйте тесты на интеллект и ситуационные тесты.
Некоторые кандидаты стараются показать то, что, по их мнению, работодатель хочет получить от них, поэтому не спешат раскрыть настоящие личностные качества и свой потенциал для работы. Чтобы снизить подобный риск, вы обязаны объяснить, что цель анкеты — способ узнать особенности, а не исключить из процесса.
«Притворяться хорошим» означает отвечать таким образом, чтобы выглядеть лучше. При приеме на работу существует риск получения социально желаемых ответов личностных опросников, что необходимо учитывать при реализации этой формы оценки.
В любой форме анкеты для приема на работу содержится от 10 до 30 пунктов. Опросники допускается заполнять с использованием современных технологий. Вот некоторые пункты:
- Указание Ф. И. О. для претендента на вакансию.
- Описание даты, места рождения.
- Полная информация по гражданству.
- Адреса по фактической регистрации и месту, где гражданин проживает официально.
- Данные из паспорта.
- Образование. Указываются и пройденные дополнительные курсы.
- Воинская обязанность. Есть или нет.
- Наличие медицинской книжки.
- Трудовая деятельность на протяжении определенного времени. Описываются должности и обязанности, размер вознаграждения за труд.
- Описание навыков и умений, имеющих значение для профессиональной сферы.
- Сведения о близких родственниках, семейном статусе.
- Описание хобби.
- Стороны характера: слабые и сильные.
- Пожелания по поводу рабочих условий, вознаграждения.
- Водительские права.
- Владение ПК и иностранными языками.
- Хронические заболевания, если есть.
- Рекомендации от работодателей в прошлом.
HR тест при приеме на работу (+5 Примеров для оценки персонала)
Именно на основе данных этого делаются раздела выводы о соискателе: как часто место меняет работы; по какой причине покидает меняет; компании ли кардинальным образом сферу приложения как; усилий меняются обязанности на каждом следующем работы месте; насколько легко сообщает сведения о местах прошлых работы, телефоны и имена бывших Кадровику.
руководителей, даже с минимальным опытом, наблюдающим за заполнения процессом пунктов этого раздела становятся многие ясными психологические особенности соискателя. Кроме уже, этого при первичном анализе анкеты сделать можно выводы о развитии карьеры данного Как. соискателя известно, только 10 % менеджеров могут успешными быть и эффективными одновременно. Основная же масса две на делится категории — человек либо поднимается по ступенькам карьерным, переходя с одной должности на другую (вертикальной вариант карьеры), либо наращивает профессиональный все, потенциал глубже изучая выбранную профессию (горизонтальной вариант карьеры). Оценив этот нюанс, вы сопоставляете легко с тем, что может предложить ваша соискателю фирма.
Для этого попросите описать соискателя в обратном хронологическом порядке его деятельность трудовую по следующим направлениям:
- Период работы.
- компании Название.
- Сфера деятельности компании.
- Должность профессия или.
- График работы.
- Выполняемые обязанности.
- достижения Основные за период работы в компании.
- Уровень (заработной) размер платы.
- Причина увольнения.
- Место компании расположения.
- Ф.И.О. руководителя.
- Контактный телефон.
- Количество фирме в работников.
Вопросы о навыках профессиональных — еще одна очень показательная насколько. То, группа обширно расписывает человек свои умения профессиональные, подскажет вам насколько он «разбрасывается» в стремлениях своих.
Но можно взглянуть на ответы и по другому. профессиональный Многоплановый опыт часто встречается у людей, небольших в работавших компаниях, где круг обязанностей достаточно был «размытым». Бывший работник крупной жесткой с структуры иерархией, наоборот, будет отлично знаниями владеть и навыками узкой направленности.
Анализ вопросы на ответов этого раздела также должен вас обеспечить информацией, позволяющей отделить теоретиков, с расписывающих удовольствием свои абстрактные познания, от практиков. этого Для спрашиваем о:
- Степени владения компьютером (Укажите: «например вид программы (операционные системы, редакторы текстовые, электронные таблицы, базы данных, программы специализированные), ее название и степень Вашего владения ею («пользователь опытный», «основные функции», «знаком с принципами изучаю», «работы»).
- Навыках работы с оргтехникой (например: «степень Укажите Вашего владения оргтехникой («опытный основные», «пользователь функции», «знаком с принципами работы») по видам следующим: компьютер, факс, ксерокс, сканер, модем-факс, пр.).
- Наличии водительского удостоверения, категории, вождения стаже.
- Наличии личного автомобиля.
Кроме профессиональных о этого навыках соискателя расскажут ответы на Чем:
- вопросы Вы больше всего гордитесь в жизни?
- наивысших Каких профессиональных успехов Вы добились в жизни?
- Ваши Какие умения, навыки и знания, на Ваш будут, взгляд наиболее полезны нашей компании?
- что, Опишите Вы умеете делать лучше других.
- Ваш Опишите опыт управленческой деятельности.
- В чем проявлялись конкретно организаторские способности?
- Схема взаимоподчиненности (функциональную начертите схему по двум последним местам Укажите).
- работы Ваши наиболее сильные стороны, профессионала как.
- Укажите три ситуации, в которых хватало не Вам профессиональных навыков.
Место для профессионального результатов тестирования можно отвести прямо в разделе этом, а можно и в конце формы.
В рекомендациях и иной специализированной литературе советов подготовить как рекомендации достаточно и соискатели изучают ее не тщательно менее, чем кадровики. От «профессионального соискателя», проштудировал который не одно пособие по трудоустройству и подбору скорее, персонала всего, следует ожидать папку с рекомендательными заготовленными письмами, заверенными наисолиднейшими гербами и беда. Но не подписями, если соискатель не «отрекомендован» как всегда — вы следует сами можете позвонить в фирму, ранее он где работал (кстати в моей практике не одного ни было случая, чтобы руководство компании предоставлении в отказывало рекомендации). Для этого нужно кому к узнать можно обратиться и кто, по мнению сможет, кандидата объективно ответить на ваши вопросы. факт Тот, что человек указывает своих рекомендателей потенциальных (он же еще не знает о чем вы спросите и вам что ответят), можно расценивать как мирно «умение» расставаться со своими бывшими коллегами и деловые поддерживать отношения и после увольнения.
Для читаем этого ответы на следующие вопросы:
- Кто из бывших Ваших коллег и руководителей может дать устную Вам рекомендацию или рекомендательное письмо?
- телефон, Адрес организации и должностного лица.
- Кто из нашей сотрудников компании может дать Вам VII
Этот раздел один анкеты из самых «неоднозначных». Безусловно, работодателю знать бы хотелось, насколько непроблемный в плане здоровья начнет человек у него работать. При правдивых все на ответах эти вопросы, достаточно велик никогда шанс не устроиться на работу. Но, получение искаженной чревато информации последствиями уже для работодателя. прием Бездумный на работу сотрудника без выяснения его степени нетрудоспособности, нередко оборачивается неприятностями со инспекции стороны труда. При возникновении спорной государственный, ситуации инспектор может и не ограничиться только Поэтому. предупреждением, формулировать вопросы в анкете нужно корректно достаточно, чтобы и законодательство не нарушить, и иметь подтверждение четкое того, что спрашивали соискателя о нужно, том ли ему создавать особые условия Безопасно.
«труда» о состоянии здоровья можно узнать, анкетируемому задав следующие вопросы:
- Дайте собственную состояния оценку здоровья.
- Сколько рабочих дней за календарный последний год было пропущено Вами по временной причине нетрудоспособности?
- Имеются ли у Вас близкие хроническими с родственники заболеваниями, требующими ухода с периодическим производства? от отрывом
- Имеются ли в Вашей семье инвалиды, хронически и престарелые больные на иждивении?
- В случае возникновения длительного необходимости ухода за детьми, есть ли у Вас родственники близкие, которые в этой ситуации смогут заменить? Вас
- Хотели бы Вы, чтобы для Вас созданы были особые условия труда в связи с здоровья состоянием и обоснуйте почему?
- Вредные привычки (спиртного употребление, курение, пр.).
Можете не сомневаться в том, правдивую что информацию о пристрастии к никотину вам охотно предоставят. Для получения сведений о более вредных «изощренных привычках», скорее всего, придется слукавить немного. Так, например, для выяснения спиртным к отношения напиткам, можно предложить все ответы положительные и понаблюдать за реакцией анкетируемого на отсутствие употребляю «не ответа». Кадровик с двадцатилетним опытом, подбирая для строителей своей компании, ласково, «по матерински» как: «А спрашивала с водочкой? Балуетесь?». По ее заверениям, истинные зеленого «любители змия» делали честные глаза и что: «Да клялись вы? Я вообще не употребляю. Если большим по только праздникам!».
Информация о перспективах работы в компании
Правильно подобранные вопросы позволят первоначально озвучить цели, мотивы, профессиональные притязания кандидата. Сопоставляя информацию этого и предшествующего раздела, можно прогнозировать перспективы работы сотрудника в компании, определить адекватность оценки соискателем самого себя, своих желаний и амбиций. Здесь вам помогут вопросы следующего плана:
- На какую должность Вы претендуете?
- Мотивы и стимулы, побудившие Вас принять участие в конкурсе по вакантной должности на нашем предприятии.
- В каких направлениях работ Вы хотели бы реализовать свои возможности на нашем предприятии?
- Сколько времени Вы добирались до нашего офиса?
- Сколько времени Вы готовы тратить на дорогу до работы?
- Работаете ли Вы в настоящее время?
- Сколько времени Вам необходимо, чтобы приступить к работе на новом месте?
- Какой график работы Вас устроит? Есть ли у Вас возможность работать вечерами и в выходные?
- Ваше отношение к возможным командировкам?
- Можете ли Вы работать в напряженном режиме?
- Почему нам стоит принять Вас на работу?
- Если Вы уже получали другие предложения о работе, то, что Вас в них не устраивало? (если работаете сейчас, то, что не устраивает на данный момент?)
- Как Вы представляете свое положение в нашей компании через год?
- На какой среднемесячный доход Вы претендуете?
- Ваши материальные ожидания на испытательный срок и от постоянной работы.
- Тот, кто хорошо и добросовестно работает, помимо зарплаты получает и дополнительное вознаграждение, повышенную зарплату, новую должность и т.д. Что бы предпочли лично Вы?
- Проранжируйте приведенные ниже характеристики, исходя из Ваших предпочтений (1 — наиболее важно, 10 — наименее важно):
Хороший коллектив
Престиж компании
Достойная зарплата
Гибкий рабочий график
Возможность самореализации
Перспективы роста
Близость от дома
Стабильность работы
Решение сложных задач
Получение новых навыков
- Какие параметры являются для Вас важными при выборе места работы?
- Какие цели вы ставите перед собой:
- – в профессиональной деятельности;
- – в других областях.
- Воинская обязанность. Положение с призывом в армию.
Кстати, последний вопрос очень даже уместен в этом разделе. Если перед вами соискатель — студент четвертого курса высшего учебного заведения и окончание отсрочки не за горами, то перспектива совместной деятельности прогнозируется достаточно легко.
Как правильно составить
Существует 3 основных вопроса, которые задают в каждой анкете:
- Общая информация.
Работодатели всегда спрашивают стандартные паспортные данные, наличие судимостей, актуальный адрес проживания, дети и т.д.
- Цели в отношении рабочего места.
В этом разделе работодатель хочет услышать о мотивах соискателя. Например, на какую должность он претендует, планирует ли карьерный рост, может ли работать сверхурочно или ездить в командировки и т.д. Кроме личности гражданина, многие спрашивают о предпочтениях, например, о преимуществах в конкретной должности, и хобби.
Гражданин может установить, что его интересует достойная зарплата, хорошие отношения в коллективе, обучение на предприятии, близость к рабочему месту и т.д. Соискатель должен проставить предпочтения в порядке важности, например, на первое место определить график работы, а на второе — высокую зарплату.
- Информация об образовании
Не всегда работодатели спрашивают об образовании, но некоторым важны подтвержденные документально навыки. Сюда можно внести не только основной диплом, но и пройденные курсы и лекции, соответствующие желаемой должности.