Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно рассчитать нормы расхода топлива по приказу Минтранса». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для грузового автотранспорта порядок расчета усложнен. В расчете учитываются и масса груза, и вес прицепов, и прочие характеристики перевозки. Для самосвалов и тягачей нормативные значения считают в особом порядке.
Коэффициент-дефлятор для УСН
На упрощенной системе налогообложения коэффициент-дефлятор нужен, чтобы определить предельный лимит по доходам. Предельный лимит по доходам нужен, чтобы определить возможность перехода на УСН и применения УСН в дальнейшем. Как известно, чтобы начать применять упрощенную систему налогообложения, необходимо выполнить ряд условий, а именно:
- количество сотрудников не должно превышать 100 человек;
- предельный лимит доходов организации или индивидуального предпринимателя не должен превышать 150 000 000 рублей;
- остаточная стоимость основных средств предприятия или индивидуального предпринимателя не должна превышать 150 000 000 рублей;
- доля участия других лиц в уставном капитале организации не должна превышать 25%;
- применять упрощенную систему налогообложения не могут организации, которые имеют филиалы
Согласно пункту 4 статьи 346.13 Налогового Кодекс РФ предельная величина лимита ежегодно должна индексироваться на коэффициент-дефлятор. В 2017 году предельная величина лимита увеличилась до 150 000 000 рублей. При этом сразу же было приостановлено до конца 2023 года действие пункта 2 статьи 346.12 Налогового Кодекс РФ федеральным законом № 243-ФЗ от 03.07.16. Этот пункт предусматривает индексацию лимита на коэффициент-дефлятор, поэтому в 2023 году корректировать предельную величину лимита не будут. Он остается на прежних позициях и равен 150 000 рублей.
Чиновники выделили три основных понятия:
Базовая НЗТ |
Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций. |
Транспортная НЗТ |
Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути, это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто. |
Эксплуатационная НЗТ |
Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации). |
Когда нормативы повышаются
Оснований для применения повышающих коэффициентов для расчета нормы расходов топлива на автомобильном транспорте довольно много. Значения коэффициентов варьируются от 5% до 50%. А в сумме выдают и гораздо большие значения.
Основания для повышения норм расхода топлива:
- работа в зимний период — 5-20%;
- эксплуатация в горной местности — 5-20%;
- дороги сложного плана и опасные участки дорог — 10-30%;
- передвижение в городских зонах — 5-35%;
- необходимость частых технологических остановок — 10%;
- необходимость низкой скорости движения — 15-35% в среднем;
- для обкатки нового авто — до 10%;
- по длительности эксплуатации — 5-10%.
Это лишь ключевые факторы, которые повышают расход топлива. Исчерпывающий перечень приведен в Распоряжении Минтранса № АМ-23-р от 14.03.2008 (ред. от 20.09.2018).
Преимущества для пользователей клиентов
- Формирование/подтверждение собственной позиции по практическим вопросам на основе самостоятельно найденной в КонсультантПлюс информации с обоснованием судебной практикой и финансовыми консультациями для принятия решений, обсуждения с сотрудниками, планирования и контроля выполнения стратегических решений;
- В решающий момент системы и сервис не подведут: нужная информация будет найдена оперативно;
- Минимизация рисков – работа с системой позволяет избежать ошибок и штрафов, грамотно подготовиться сотрудникам к сдаче отчетности и обоснованию финансовых предложений;
- Знание изменений в нормативных актах, особенностей бухгалтерского учета и налогообложения, применения льгот и использование с выгодой для компании, в том числе при стратегическом планировании;
- Обеспечение конфиденциальности информации о бизнесе;
- Экономия затрат и времени на информационно-правовое обслуживание
О списании. Нормативный подход
Технико-экономические нормы расхода автомобильного топлива и смазочных материалов. Методика расчета — Экономика отрасли (автомобильный транспорт) Допускается устанавливать ту же базовую норму расхода топлива, что и для базовой модели — для марок и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных изменений по сравнению с базовой моделью с одинаковыми техническими характеристиками двигателя, коробки передач, главной передачи, шин, колёсной формулы, кузова и не отличающихся от базовой модели собственной массой. Как правило, летом расход топлива соразмерен с базовой нормой, а в некоторых случаях фактический расход ГСМ повышается за счет применения в салоне охлаждающей системы или кондиционера. |
Сравнение коэффициентов-дефляторов
В таблице приведены значения на текущий и будущий год:
Объект применения |
Коэффициент |
|
2022 |
2023 |
|
НДФЛ |
1,980 |
2,270 |
Торговый сбор |
1,508 |
1,729 |
НДД |
1,060 |
1,215 |
УСН |
1,096 |
1,257 |
Какие нормы нужно использовать при списании ГСМ
Когда организация владеет и распоряжается одним или несколькими служебными автомобилями, стоящими на ее балансе, перед ней постоянно стоит задача покупки топлива, обоснования его использования и списания на расходы.
Действующие правила налогообложения позволяют уменьшать за счет этого списания базу налога на прибыль, но только в том случае, если они правильно обоснованы в соответствующей отчетной документации.
Поэтому крайне важно корректно вести учет истраченных горюче-смазочных материалов и соблюдать нормы списания, устанавливаемые Министерством транспорта Российской Федерации.
Рассмотрим, какие нормы по ГСМ актуальны на сегодняшний день, как они зависят от сезона, а также нюансы, которые могут возникнуть при обосновании их списания в неоднозначных случаях. Покажем на примере, как правильно произвести нормативный расчет списания ГСМ.
Полностью освобождены от платы только те лица, которые имеют и эксплуатируют исключительно объекты 4 категории НВОС. Если при этом на балансе предприятия есть объекты других, более высоких категорий, плату за НВОС придётся вносить за все объекты негативного воздействия.
Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 определяет, к какой категории негативного воздействия относится тот или иной объект ОНВ. Согласно новым критериям, теперь не должно оставаться объектов, которые нельзя было бы отнести к категории с 1 по 4 . Те объекты, которые долгое время числились «бескатегорийными», теперь отнесены к 3 категории и тоже обязаны вносить плату за НВОС.
При размещении отходов на полигоне (свалке) платят за НВОС те лица, у которых и образовались вывезенные на свалку отходы. При этом за захоронение твердых коммунальных отходов (обычный бытовой мусор) обязаны платить не те, кто образовал отходы, а региональные операторы и операторы по обращению с ТКО.
Сезонные коэффициенты на 2023 год
Купе и люкс (СВ)
Даты поездки |
На сколько процентов дешевле или дороже билет |
1 января — 8 января |
0% |
9 января — 21 февраля |
-15% |
22 февраля — 26 февраля |
+10% |
27 февраля — 23 марта |
-15% |
24 марта — 2 апреля |
+10% |
3 апреля — 27 апреля |
-12% |
28 апреля — 9 мая |
+10% |
10 мая — 8 июня |
+5% |
9 июня — 12 июня |
+10% |
13 июня — 31 августа |
+20% |
1 сентября — 17 сентября |
+10% |
18 сентября — 19 октября |
-10% |
20 октября — 29 октября |
+5% |
30 октября — 2 ноября |
-10% |
3 ноября — 6 ноября |
+10% |
7 ноября — 21 декабря |
-15% |
22 декабря — 26 декабря |
0% |
27 декабря — 28 декабря |
+5% |
29 декабря — 30 декабря |
+20% |
31 декабря |
0% |
- Порядок применения способов оплаты медицинской помощи;
- Размер и структуру тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования, являющейся частью Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 19.12.2018 № 779-168 (далее – Территориальная программа ОМС), а также порядок и условия их применения;
- Размер неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафов за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи ненадлежащего качества.
При оплате медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях, применяются следующие способы оплаты в соответствии с Территориальной программой ОМС:
- По подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц в сочетании с оплатой за единицу объема медицинской помощи: за медицинскую услугу, за посещение, за обращение (законченный случай);
- За единицу объема медицинской помощи — за медицинскую услугу, за посещение, за обращение (законченный случай) (используется при оплате медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями Санкт-Петербурга застрахованным лицам, которым полис обязательного медицинского страхования выдан за пределами Санкт-Петербурга, а также в отдельных медицинских организациях, не имеющих прикрепившихся лиц).
- Средний размер финансового обеспечения медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, участвующими в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в Санкт-Петербурге, в расчете на одно застрахованное лицо;
- Тарифы на оплату медицинской помощи за законченный случай лечения заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний (в том числе клинико-статистические группы заболеваний);
- Для проведения пилотного проекта по моделированию системы оплаты специализированной медицинской помощи в условиях дневного стационара (в круглосуточном стационаре) на основе клинико-статистических групп заболеваний в соответствии с Методическими рекомендациями Минздрава России № 11-7/10/2-7543 и ФОМС № 14525/26-1/и от 21.11.2018 устанавливаются:
- Перечень групп заболеваний, в том числе клинико-статистических групп (КСГ) с указанием коэффициентов относительной затратоемкости КСГ и тарифов за законченный случай лечения заболеваний по стоимости КСГ;
- Размер средней стоимости законченного случая лечения, включенного в КСГ (базовая ставка (дневной стационар));
- Поправочные коэффициенты оплаты КСГ: управленческий коэффициент в размере 1; коэффициент уровня оказания медицинской помощи в размере 1; коэффициент сложности лечения пациента в размере 1.
- Половозрастные коэффициенты дифференциации подушевого норматива, средневзвешенные интегрированные коэффициенты дифференциации для объединенных в однородные группы медицинских организаций, ежемесячный размер финансового обеспечения медицинских организаций, в которых оплата медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях, осуществляется по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц;
- Тарифы за единицу объема медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях, финансовое обеспечение которой осуществляется по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц.
Чтобы рассчитать индексы-дефляторы на 2023 год (на официальном сайте Минэкономразвития представлены базовые и консервативные значения), используйте формулу:
отношение объема номинального ВВП и объема реального ВВП, умноженное на 100.
Дефляцию по ВВП рассчитывают следующим образом:
стоимость корзины ВВП в текущих ценах / стоимость корзины ВВП в ценах базового года × 100%.
В формуле при исчислении коэффициента используются данные обо всех товарах, работах и услугах, производимых в стране. Рассчитанное значение дефлятора отражает реальную динамику уровня цен в экономике. При исчислении принимается во внимание движение цен с учетом изменения производственной структуры страны, фактических объемов выпуска ТРУ в физическом выражении и других показателей, зафиксированных в отчетном периоде.
Согласно методическим рекомендациям правительства РФ, дефлятор ВВП исчисляют по формуле Пааше, которая отражает реальное количество реализованного товара в расчетном периоде.
Зимние надбавки к нормам
Приведенный в таблице период применения зимних надбавок к норме и их величину рекомендуется оформить распоряжением региональных (местных) органов власти, а при отсутствии соответствующих распоряжений — приказом руководителя организации.
Регионы России |
Количество |
Срок |
Предельная |
Центральный федеральный округ |
|||
Москва |
5 |
1 ноября - |
10 |
Белгородская обл. |
4 |
15 ноября - |
7 |
Брянская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Владимирская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Воронежская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Ивановская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Калужская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Костромская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Курская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Липецкая обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Московская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Орловская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Рязанская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Смоленская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Тамбовская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Тверская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Тульская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Ярославская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Северо-Западный федеральный округ |
|||
Санкт-Петербург |
5 |
1 ноября - |
10 |
Республика Карелия |
5,5 |
1 ноября - |
12 |
Республика Коми |
6 |
1 ноября - |
15 |
г. Воркута с прилегающим |
6,5 |
15 октября - |
15 |
Архангельская обл. (без Ненецкого |
6 |
1 ноября - |
15 |
Вологодская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Калининградская обл. |
4 |
15 ноября - |
7 |
Ленинградская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Мурманская обл. |
6 |
1 ноября - |
15 |
Новгородская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Псковская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Ненецкий автономный округ |
6 |
15 октября - |
18 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
|||
Республика Адыгея |
3 |
1 декабря - |
5 |
Республика Дагестан |
3 |
1 декабря - |
5 |
Республика Ингушетия |
3 |
1 декабря - |
5 |
Чеченская Республика |
3 |
1 декабря - |
5 |
Кабардино-Балкарская Республика |
3 |
1 декабря - |
5 |
Республика Калмыкия |
5 |
15 октября - |
10 |
Карачаево-Черкесская Республика |
3 |
1 декабря - |
5 |
Республика Северная Осетия - Алания |
3 |
1 декабря - |
5 |
Краснодарский край |
3 |
1 декабря - |
5 |
Ставропольский край |
3,5 |
1 декабря - |
5 |
Астраханская обл. |
5 |
15 октября - |
10 |
Волгоградская обл. |
5 |
15 октября - |
10 |
Ростовская обл. |
4 |
15 ноября - |
7 |
Приволжский федеральный округ |
|||
Республика Башкортостан |
5,5 |
1 ноября - |
12 |
Республика Марий Эл |
5 |
1 ноября - |
10 |
Республика Мордовия |
5 |
1 ноября - |
10 |
Республика Татарстан |
5 |
1 ноября - |
10 |
Удмуртская Республика |
5 |
1 ноября - |
10 |
Чувашская Республика |
5 |
1 ноября - |
10 |
Кировская обл. |
5,5 |
15 октября - |
12 |
Нижегородская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Оренбургская обл. |
6 |
15 октября - |
15 |
Пензенская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Пермская обл. (без Коми-Пермяцкого |
5,5 |
1 ноября - |
10 |
Самарская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Саратовская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Ульяновская обл. |
5 |
1 ноября - |
10 |
Коми-Пермяцкий автономный округ |
6 |
15 октября - |
18 |
Уральский федеральный округ |
|||
Курганская обл. |
5,5 |
1 ноября - |
10 |
Свердловская обл. |
5,5 |
1 ноября - |
10 |
Тюменская обл. (без Ханты-Мансийского |
5,5 |
1 ноября - |
12 |
Челябинская обл. |
5,5 |
1 ноября - |
10 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
6,5 |
15 октября - |
18 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
6,5 |
15 октября - |
18 |
Сибирский федеральный округ |
|||
Республика Алтай |
5,5 |
1 ноября - |
15 |
Республика Бурятия |
6 |
1 ноября - |
18 |
Республика Тыва |
5 |
1 ноября - |
18 |
Республика Хакасия |
6 |
1 ноября - |
18 |
Алтайский край |
5,5 |
1 ноября - |
15 |
Красноярский край (без Таймырского |
5,5 |
1 ноября - |
15 |
Иркутская обл. (без Усть-Ордынского |
6 |
1 ноября - |
18 |
Кемеровская обл. |
6 |
1 ноября - |
15 |
Новосибирская обл. |
5,5 |
1 ноября - |
12 |
Омская обл. |
5,5 |
1 ноября - |
12 |
Томская обл. |
5,5 |
1 ноября - |
12 |
Читинская обл. (без Агинского |
6 |
1 ноября - |
18 |
Таймырский автономный округ |
7 |
15 октября - |
18 |
Усть-Ордынский Бурятский автономный |
6 |
1 ноября - |
18 |
Эвенкийский автономный округ |
7 |
15 октября - |
18 |
Агинский Бурятский автономный округ |
6 |
1 ноября - |
18 |
Дальневосточный федеральный округ |
|||
Республика Саха (Якутия) |
7 |
15 октября - |
20 |
Приморский край |
5,5 |
1 ноября - |
12 |
Хабаровский край |
5,5 |
1 ноября - |
12 |
Охотский район |
6,5 |
15 октября - |
18 |
Амурская обл. |
6 |
1 ноября - |
15 |
Камчатская обл. (без Корякского |
6 |
1 ноября - |
15 |
Магаданская обл. |
6,5 |
15 октября - |
18 |
Сахалинская обл. - южная часть |
5 |
15 ноября - |
12 |
Сахалинская обл. - северная часть |
6 |
1 ноября - |
15 |
Еврейская автономная обл. |
5,5 |
1 ноября - |
12 |
Корякский автономный округ |
6 |
1 ноября - |
15 |
Чукотский автономный округ |
6,5 |
15 октября - |
20 |
Острова Северного Ледовитого океана |
7 |
1 ноября - |
20 |
При работе автомобилей в отрыве от основных баз (нахождение в командировках в других климатических районах) применяются надбавки, установленные для района фактической работы автомобиля.
При междугородных перевозках грузов и пассажиров (поездках в другие климатические зоны) рекомендуется применять надбавки, установленные для начального и конечного пунктов маршрута.