Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Задержание за тонировку: правомерно ли и имеют ли право по закону?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обязательное требование – проведение замера светопропускной способности стекол тауметром, который должен быть исправен и своевременно откалиброван. Вы можете поинтересоваться у сотрудника ГИБДД о дате проведения испытаний – о ней сообщит бирка, наклеенная на прибор. С момента последней поверки должно пройти не более 1 года. Кроме того, стоит обратить внимание на погодные условия: зимним днем или в пасмурную погоду устройство может давать искаженную информацию. При этом время суток на точность показаний не влияет.
Когда вердикт инспектора ГИБДД о несоответствии тонировки незаконен?
Сотрудники ГИБДД часто пользуются незнанием водителем автомобиля большинства перечисленных положений закона. Убедившись, что водитель «плавает» в нормативной базе, работники ГИБДД подчас грубо нарушают его права, полагая, что из-за штрафа в 500 рублей лишь единицы будут обжаловать незаконное постановление.
Самые распространенные незаконное доводы сотрудников ГИБДД по тонировке:
- Очевидность минимального светопропускания без правильного замера тонировки. Никакие «Чего её измерять, не видно же ничего!» не допускаются. Даже если на глаз видна идеально чёрная плёнка, её несоответствие Регламенту должно быть подтверждено специальным прибором. Впрочем, на практике инспектор ДПС выпишет штраф по части 1 статьи 12.5 КоАП якобы за предметы, ограничивающие обзорность – и здесь уже доказывать светопропускаемость ему не нужно.
- Указание на недопустимость использования съёмной тонировки без проведения замеров светопропускания. Довод о том, что это внесение изменений в конструкцию автомобиля, ничем не обоснован, а нарушение правил эксплуатации автомобиля также должно быть подтверждено результатами проверки специальным прибором.
Чаще всего сотрудники ГИБДД используют такие методы воздействия на водителя в случаях когда:
- тонировка «на глаз» без замера находится на грани между соответствием нормам и их нарушением;
- у ГИБДД есть сложности с проверкой стёкол специальным прибором (например, он неисправен или имеет проблемы с документами/сертификатами);
- имеет место коррупционный интерес к решению вопроса вне правового поля.
Как пожаловаться руководству сотрудника
Эта возможность следует из закона «О полиции» и Регламента МВД. Жалоба на конкретного человека подается непосредственно руководителю его подразделения, либо в вышестоящую организацию. На бездействие должностного лица, отказывающегося, например, проводить проверку работы подчиненного, – направляется его вышестоящему начальству, либо в прокуратуру (о том, как оформить жалобу на бездействие полиции в прокуратуру, читайте ).
Написать жалобу и подать ее можно на личном приеме (устно или письменно), по почте (направляется заказным письмом с уведомлением о вручении); Регламент предусматривает и другие возможности: электронное обращение через специальный раздел сайта ГИБДД, по телефону. При этом, письменное обращение предпочтительнее.
Заявитель указывает наименование организации, куда он обращается (либо ФИО начальника подразделения), сообщает свои реквизиты, фамилию должностного лица, действия которого обжалуются, излагает суть дела. К обращению прилагаются документы, подтверждающие факты, либо их копии.
Поводы для вскрытия: отказ показать документы или подозрительный автомобиль
По словам Гришакова, поводов для вскрытия автомобилей на самом деле немало. Например, некоторые водители на просьбу сотрудников ГИБДД предъявить документы не открывает окна, а показывает их через стекло. «Есть такие спорщики, которые заявляют, что ничего не откроют и документы не передадут, — рассказал эксперт. — Но сотрудник не может так определить подлинность документа — его нужно передать. Если водитель начинает возмущаться, у инспектора возникают подозрения: может быть, документ поддельный или водитель находится в нетрезвом состоянии».
По словам эксперта, теперь инспектор может спокойно объяснить, что водитель оказывает неповиновение сотруднику полиции. После чего (поскольку автомобилист своим отказом нарушает нормы закона «О полиции») может вскрыть этот автомобиль.
Еще один пример: грузовик стоит по ходу движения на пути следования большого количества людей.
«И вот стоит непонятная «Газель», хозяин трубку не берет, — говорит Гришаков. — Полицейские могут вскрыть эту машину и проверить, нет ли там взрывчатых веществ. Можно спокойно вызвать специалиста, который, не повреждая машину, ее откроет и все проверит».
Существует ряд нюансов, которые стоит учитывать при написании заявления с жалобой на сотрудника ГИБДД. Лучше составлять печатный документ. Это позволит корректировать ошибки и даст возможность избежать возникновения проблем с чтением документа, которые могут возникнуть из-за неразборчивого почерка.
Нельзя вешать оскорбительные ярлыки на лицо, допустившее нарушение. Так, использование термина “взяточник” недопустимо. В иной ситуации на заявителя может быть направлен ответный иск с требованием о привлечении к ответственности за оскорбление.
Если присутствуют свидетели, нужно официально привлечь их к делу. В этой роли могут выступать и пассажиры, но только в том случае, если они не являются родственниками водителя.
Если возможность предъявить документальные доказательства отсутствует, в процессе судебного разбирательства разрешается подать ходатайство об истребовании доказательств. Заявитель должен обозначить факт невозможности предъявить их лично и указать государственные органы, которые смогут это сделать.
Основания для осмотра и досмотра
Смоделируем ситуацию: вас остановили на штатном посту ГАИ для проверки документов. Вы приоткрыли окно, сотрудник поздоровался с вами, представился и попросил показать документацию на автомобиль и ваше ВУ. После проверки документов, вместо ожидаемой фразы «Счастливого пути!», вы услышали требование открыть багажник. Как вы поступите? Скорее. Вы выйдете из авто, чтобы удовлетворить требования инспектора, и будете не правы.
Открывать багажник при осмотре не обязательно. Сотрудник, действующий в рамках закона, не имеет права требовать от вас такого действия. Он может лишь сквозь окно заглянуть в авто, обойти и осмотреть технику взглядом со всех сторон, попросить вас открыть капот.
Почему же капот открывать законно, а багажник нет? Ответ на вопрос кроется в законных основаниях для проведения осмотра. Чтобы просто визуально осмотреть транспортное средство, сотрудник должен исходить из следующих оснований.
В такой ситуации мы решили позвонить и водителю-активисту Александру Росину, который в феврале был главным «застрельщиком» возмущения водителей и предпринимателей, которых «игры в эвакуацию» уже совсем утомили.
«Начальник ГИБДД Сергей Бородин вернулся обратно — на время проверки его убирали в УМВД. Соответственно, проверки ГИБДД вернулись, они проходят везде по городу. Омских водителей тоже останавливают. Для примера: повсюду в городке Нефтяников, в том числе на улицах Доковской и Комбинатской, повсюду в Порт-Артуре. Штрафная стоянка работает там же, на Волгоградской, плюс ещё одна — на 2-й Солнечной», — рассказал он.
Проверка СКР закончилась — фактов коррупции она не обнаружила, добавил Александр. Проблема в том, что непосредственно факты передачи денег Бородину не были установлены. На время ревизии в областном УМВД он поработал заместителем начальника штаба по тылу. Должность высокая, это говорит о чьём-то покровительстве, считает активист. Ход делу же с эвакуацией не дают, потому что если начать серьёзное уголовное разбирательство, то, вполне возможно, он «сдаст» как раз тех своих покровителей… Теперь Росин надеется, что ситуации поможет личный приём у одного из чинов областного УМВД, которого он сейчас добивается. Об успехах он позже обещал рассказать.
Ранее БК55 уже выяснял, что
используемые эвакуаторы через вторые руки принадлежат самому Бородину. Хотя документальных подтверждений этому пока нет.
«Закончилась ли проверка на эту тему? Не знаем ни про какие проверки. Все транспортные средства, которые следуют по федеральным трассам, проверяются по максимуму», — реагировал на трассе на соответствующий вопрос лейтенант Дербенёв.
Неиссякаемый поток машин продолжает катить по федеральной трассе. Потенциальные жертвы или нарушители?
Порядок осмотра и досмотра
Учтите, что осмотр и досмотр автомобиля — это разные процессуальные действия. В ходе осмотра полицейский может обойти машину, заглянуть под кузов. При этом он не имеет право трогать автомобиль руками и проникать в него. При осмотре разрешается пользоваться фонариком. Полицейский не обязан для осмотра уведомлять водителя и оформлять какие-либо документы. Основания для проведения осмотра:
- получение информации или ориентировок о противоправном использовании ТС;
- необходимость проверки маркировочных обозначений автомобиля, их сверки с данными в документах;
- имеющиеся признаки, указывающие, что транспортируемый грузовым авто груз не соответствует данным сопроводительной документации.
Досмотр предусматривает проникновение полицейского в транспортное средство, проверку содержимого багажника или грузового отсека. Основаниями для его проведения служат:
- проверка сведений о наличии в автомобиле оружия, боеприпасов, наркотиков, других запрещенных предметов или веществ;
- проверка сведений о наличии орудий совершения противоправных действий;
- задержание правонарушителей.
Что делать, если вас остановили незаконно на дороге?
Первым делом, нужно помнить о сохранении спокойствия. Старайтесь быть вежливым и достаточно человечно относится к сотруднику полиции. Это избавит вас от всяческих неприятностей, которые возникают при хамстве со стороны водителя. Сегодня полномочия полицейского довольно обширны, и водителю может очень не понравится реакция представителя закона на ругательства, излишние эмоции и прочие особенности поведения. Так что первые рекомендации будут следующими:
- сохранять абсолютное спокойствие и нормальный тон разговора — это поможет без особых проблем выяснить все особенности вашей остановки, расположить к себе инспектора;
- осведомиться о причине остановки, и это важно сделать в первую же секунду разговора с сотрудником полиции, так вы продемонстрируете свое понимание правил и требований;
- попросить предъявить документы, чтобы убедиться в личности полицейского, не будет лишним также записать фамилию, имя и звание инспектора, чтобы иметь данные о нем;
- если вы не согласны с причиной остановки, стоит сразу же об этом сказать, на этой части многих водителей просто отпускают с миром, так как спорить многие представители ГИБДД пока не умеют;
- если же спор продолжается, нужно уточнит намерения полицейского, простое предъявление документов не будет проблемой, а вот со штрафами можно бороться прямо на месте.
Существует множество рекомендаций по части того, как вести себя с сотрудником ГИБДД при незаконной остановке. Но всегда стоит помнить о том, что вы общаетесь с человеком. Это понимание поможет вам найти выход из самой сложной ситуации. Следует также применить все возможности доказательства своей невиновности прямо на месте, а в случае хамства и вопиющего нарушения ваших прав всегда звонить на горячую линию. Это поможет вам без особых сложностей получить необходимые результаты встречи с сотрудником ГИБДД. Но вот пытаться жаловаться на сотрудника в том случае, если вы действительно неправы, не имеет никакого смысла.
Всегда стоит осознавать свою вину, если таковая присутствует. В данном случае лучше всего вежливо поговорить с сотрудником полиции и полностью убрать все неприятности в процессе общения с ним. Это поможет достаточно просто выйти из неприятной и некомфортной для вас ситуации. Тем не менее, не всем удается выйти из неприятностей без оплаты штрафа, и это тоже лучше понимать. Иногда лучше заплатить небольшой штраф и сэкономить множество времени и нервов, чем спорить и доказывать несуществующую правоту. А как вы обычно поступаете, если вас незаконно останавливает сотрудник ГИБДД?
Сотрудники ГИБДД в своей работе руководствуются определенным регламентом, в котором перечисляются действия, которые они должны предпринимать в конкретной ситуации. Представители закона могут быть привлечены к ответственности за нарушение или превышение полномочий, так как в случае если инспектор оказался не прав, водитель авто имеет право обжаловать его неправомерные действия.
В 2017 году вступил в силу Административный регламент МВД РФ, в котором четко прописаны функции представителей ГИБДД по осуществлению государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства. В этом документе четко обозначены права и обязанности сотрудников дорожной инспекции.
Пункт 66 запрещает останавливать транспортные средства на опасных участках дороги или под запрещающим знаком. Но инспектор наделен полномочиями действовать иначе в экстренных ситуация: если возникла опасность для других участников дорожного движения и в целях предотвращения преступления, в том числе в рамках действия «план-перехват».
В такой ситуации представитель ГИБДД имеет право:
- запросить у водителя документы на право управлением транспортным средством и технический паспорт;
- задержать автомобиль до выяснения обстоятельств;
- при подозрении на неадекватное поведение водителя, направить его на медицинское освидетельствование.
В рамках выполнения служебного задания инспектор может потребовать предоставить автомобиль, а также пригласить водителя в качестве свидетеля или понятого для осуществления досмотра или осмотра места происшествия.
Останавливать транспортные средства на опасных участках запрещено, однако, если стоит патрульный автомобиль с включенными проблесковыми маячками, в этом случае место считается оборудованным для досмотра и представляет собой островок безопасности.
Может ли автоинспектор оштрафовать за неправильную остановку
Ситуации бывают разные: от простой проверки документов до предъявления обвинений в нарушении правил дорожного движения. Известны случаи, когда сотрудник ГИБДД пытался инкриминировать водителю нарушение ПДД, остановив его в запрещенном месте: указывал на знак, запрещающий остановку, и составлял протокол.
Чтобы пресечь неправомерные действия инспектора, обязательно нужно зафиксировать факт остановки именно по требованию сотрудника ГИБДД и по возможности найти свидетелей. При составлении протокола указать свои возражения и замечания по этому поводу – все эти действия в дальнейшем помогут избежать штрафа.
В любом случае, если инспектор потребовал остановить автомобиль в неположенном месте, то наказать водителя за свои же действия он не имеет права.
Согласно пункту 88, ответственность за обеспечение безопасности дорожного движения ложится на плечи сотрудника ГИБДД. Поэтому можно смело подчинится требованиям представителя дорожной инспекции без риска получить административное наказание.
Где заканчивается ответственность сервиса-посредника?
Сервисы прописывают в пользовательских соглашениях условие о том, что не предоставляют гарантий и не несут ответственности за неправомерные действия непосредственных исполнителей (то есть водителей). Тот факт, что сервис получает комиссию с исполнителей, не имеет значения, поскольку это плата за пользование его ресурсами, комментирует адвокат бюро «Деловой фарватер» Сергей Варламов.
«Ситуация усложняется ещё и тем, что статус служб заказа и сфера их ответственности законодательно не закреплены в российском законодательстве», — отметил он.
Однако, если действия таких исполнителей всё же привели к негативному опыту, вы можете попробовать обязать компанию возместить причинённый ущерб через суд. Такое право предусмотрено статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса РФ, продолжает эксперт.
«Суды пока не торопятся освобождать таких информационных посредников от обязанности возместить ущерб. Устанавливая, что причинение ущерба находится в причинно-следственной связи с неправомерными действиями исполнителя услуги, не принимают доводы сервисов об оказании ими только информационных услуг. Они приравниваются к организаторам работ (услуг), что обязывает их нести ответственность за действия, осуществлённые пользователями их услуг», — поясняет Варламов.
Остановка автомобиля сотрудником ГИБДД с точки зрения ПДД
Пункт 2.4 ПДД дает регулировщикам право остановки транспортных средств:
2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам, а также:
- уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отношении остановки грузовых автомобилей и автобусов в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля;
- уполномоченным должностным лицам таможенных органов в отношении остановки транспортных средств, в том числе не осуществляющих международные перевозки товаров, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль государственной границы Российской Федерации, а в случае, если масса снаряженного указанного транспортного средства составляет 3,5 тонны и более, также на иных территориях Российской Федерации, определенных законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, в местах, специально обозначенных дорожным знаком 7.14.1.
Уполномоченные должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и таможенных органов должны быть в форменной одежде и использовать для остановки транспортного средства диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Для привлечения внимания водителей транспортных средств указанные уполномоченные должностные лица могут пользоваться сигналом-свистком.
Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.
Как должен проводиться осмотр
Самым распространенным нарушением процедуры осмотра авто является замер светопропускной способности «на глаз», когда инспектор, руководствуясь опытом или сложившейся практикой, определяет наличие нарушений без использования специальных приборов. Такая практика недопустима.
Обязательное требование – проведение замера светопропускной способности стекол тауметром, который должен быть исправен и своевременно откалиброван. Вы можете поинтересоваться у сотрудника ГИБДД о дате проведения испытаний – о ней сообщит бирка, наклеенная на прибор. С момента последней поверки должно пройти не более 1 года. Кроме того, стоит обратить внимание на погодные условия: зимним днем или в пасмурную погоду устройство может давать искаженную информацию. При этом время суток на точность показаний не влияет.
Таким образом, чтобы обжаловать штраф, необходимо обратить внимание на следующие нюансы:
- условия, при которых проводилась проверка: было ли холодно или пасмурно;
- использовал ли сотрудник ГИБДД тауметр.
Об этом обязательно нужно написать в протоколе. Рекомендуем вести фото- или видеосъемку – они станут весомым аргументом при обжаловании штрафа. Можно попробовать договориться на месте и снять пленку под наблюдением инспектора.