Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Утилизационный сбор: что это и как оплатить?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Утилизационный сбор на транспортные средства был введен в целях обеспечения рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а также максимального вовлечения отходов в гражданский оборот в качестве вторичного сырья указом Президента РБ № 64 от 4 февраля 2014 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств». Оплату должны производить физические и юридические лица. Увеличение ставок происходило в 2016, 2017, 2018, 2019 годах. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 647 от 16.11.2020, подписанного главой правительства, внесло изменения в перечень видов и категорий транспортных средств, облагаемых утилизационным сбором и размеры ставок.
Часто задаваемые вопросы
Вопрос: Нужно ли платить утилизационный сбор за мотоцикл?
Ответ специалиста по ВЭД: Согласно ставок и перечню транспортных средств, которые при ввозе налагается утильсбор утвержденных в Приложении к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 01.07.2019 № 437 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 16.11.2020 № 647). Утилизационный сбор не уплачивается в отношении ввозимых мотоциклов, тракторов, погрузчиков, бульдозеров. Так же утильсбор не уплачивается при ввозе на территорию РБ прицепов и полуприцепов, в том числе прицепов категории 04, а также специальных и специализированных прицепов и полуприцепов данной категории, с даты выпуска которых прошло не больше 3-х лет.
Вопрос: Можно ли поставить авто на учет и оплатить утильсбор после регистрации в ГАИ?
Ответ специалиста по ВЭД: К сожалению, нет. Если вы ввозите автомобиль, то до постановки его на учет в ГАИ необходимо заплатить утильсбор и оформить в таможне документ уплаты. Документ заполняется в специальной программе с формированием электронной копии для предоставления в таможню. За легковые авто ввозимые физическими лицами для личного пользования с государств Таможенного союза ЕАЭС утилизационный сбор уплачивается до осуществления регистрационного учета в МРЭО ГАИ Беларуси, за машины, которые ввозятся физ. лицами из государств, не входящих в состав ЕАЭС, уплата утиль сбора осуществляется до постановки на таможенную процедуру выпуска.
Когда утильсбор должны уплатить юридические лица и индивидуальные предприниматели, смотрите здесь.
Вопрос: Может ли за меня сбор за утилизацию автомобиля оплатить другой человек?
Ответ специалиста по ВЭД: Утильсбор должен быть уплачен владельцем транспортного средства с указанием данных паспорта или лицом, осуществляющим ввоз транспортного средства по доверенности. При наличии нотариально заверенной доверенности на право приобретения транспортного средства, представления интересов владельца автомобиля в таможенных органах, с правом подписи всех необходимых документов и правом оплаты таможенных и иных платежей, утилизационный сбор может оплатить доверенное лицо.
Обе истории, а точнее, необходимость длительных переписок с госорганами, довольно странно выглядят со стороны. Люди вынуждены доказывать, что они правы по закону. При этом сама таможня периодически напоминает: «В отношении транспортных средств, ранее зарегистрированных в установленном порядке на территории Беларуси до 1 марта 2014 года, утилизационный сбор не подлежит уплате». Последнее такое напоминание увидело свет в начале марта 2019 года на официальных сайтах Могилевских облисполкома и райисполкома — очевидно, что в граничащем с РФ регионе вопрос стоит острее. Сообщение начинается со слов «В последние месяцы все чаще стали поступать вопросы по поводу необходимости уплачивать утильсбор в отношении приобретенных в России транспортных средств, ранее вывезенных из РБ».
Оформление авто из Беларуссии — получение СБКТС и ЭПТС
На ввозимый автомобиль необходимо получить российский электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС), бумажные ПТС в России уже давно не выдаются. ЭПТС нужен для постановки автомобиля на учёт в ГИБДД. Электронный документ содержит в себе всю необходимую информацию, для того, чтобы отличить автомобиль от других, похожих на него. ЭПТС нужен при покупке и продаже авто, он служит подтверждением права собственности на автомобиль. Он применяется при розыске угнанного автомобиля.
Подробнее про оформление электронного ПТС (ЭПТС) в России.
Без СБКТС (Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства) получить ЭПТС нельзя. СБКТС нужен для подтверждения, что техническое состояние ввезённого из Белоруссии автомобиля соответствует требованиям и на нём можно безопасно ездить по российским дорогам общего пользования.
Нужно оплатить утильсбор и оформить ЭПТС на авто из Белоруссии? – Мы поможем Вам!
Наша компания оказывает услуги по оперативной оплате утильсбора и оформления ЭПТС на ввезённые из Белоруссии автомобили.
Плательщики утилизационного сбор
Уплата утилизационного сбора касается как физических, так и юридических лиц, которые ввозят на территорию Республики Беларусь транспортные средства. Или произвели (изготовили) транспортное средство на территории РБ и осуществили его отчуждение, либо используют это средство для собственных нужд.
Исключением являются: беженцы, иностранные подданные, работники консульств и дипломатических структур, некоторые представители международного значения. Далее, собранные средства государством, направляются на утилизацию старых неэксплуатируемых автомобилей.
Сбор взимается со следующих лиц:
· Организации
· Индивидуальные предприниматели
· Предприниматели, применяющие особые режимы налогообложения
· Физические лица
Списание утильсбора на акцизных таможенных постах
В теории, утилизационный сбор вправе принимать любая таможня на границе или внутри страны по месту регистрации гражданина, ввозящего автомобиль.
На практике, так сложилось, что из-за недостатка специалистов на границах и внутренних таможенных постах, утильсбор списывают в Центральной акцизной таможне, а также:
- Алабинский таможенный пост
- Брянский акцизный таможенный пост
- Владимирский акцизный таможенный пост
- Дальневосточный специализированный таможенный пост
- Донской таможенный пост
- Егорьевский таможенный пост
- Калужский акцизный таможенный пост
- Крекшинский акцизный таможенный пост
- Крымский акцизный таможенный пост
- Одинцовский акцизный таможенный пост
- Пикинский таможенный пост
- Псковский акцизный таможенный пост
- Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный)
- Смоленский акцизный таможенный пост
- Специализированный таможенный пост
- Южный акцизный таможенный пост
- Акцизный специализированный таможенный пост (центр электронного декларирования)
Двойной сбор при покупке в России
Многие жители Беларуси отправляются покупать автомобиль в Россию, поскольку стоимость транспорта там, как правило, ниже. Однако стоит учесть, что в стоимость автомобилей в Российской Федерации уже несколько лет как закладывается утилизационный сбор. Это значит, что, по сути, покупая там автомобиль, человек уплачивает его дважды.
Для плательщиков, которые не относятся к крупнейшим производителям, конкретный срок уплаты утилизационного сбора не установлен. Однако сбор нужно заплатить до выпуска транспортного средства в обращение (до оформления ПТС или электронного паспорта). То есть импортеры платят сбор до окончания таможенного оформления. А производители – до момента продажи. Без отметки об уплате сбора зарегистрировать технику не удастся.
Крупнейшие производители должны заплатить сбор в течение 45 календарных дней с даты представления расчета в налоговую инспекцию. А за III квартал – в течение 90 календарных дней, следующих за кварталом.
Такой порядок предусмотрен пунктом 22 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, пунктом 24 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.
Если крупнейший производитель не заплатит сбор или заплатит не в полном объеме, налоговая инспекция взыщет платеж принудительно. Порядок взыскания тот же, что и для налогов (гл. 8, 10, 11 НК, п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81, п. 23 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291).
Понятие утилизационного сбора
УС, уплачиваемый при приобретении авто, был введен в 2012 году. Установлен он пунктом 1 статьи 24-1 ФЗ от 24.06.1998 (в ред. от 28.07.2012) №89. Представляет собой разовый платеж, выплачиваемый покупателями авто. Деньги направляются в бюджет страны. Предполагается, что они будут использованы на нужды экологической области. В частности, на утилизацию авто, что требуется для сохранения благоприятной экологической обстановки.
Сбор уплачивается согласно пункту 3 статьи 24-1 ФЗ №89 при данных обстоятельствах:
- При ввозе ТС из другого государства.
- При приобретении ТС у лица, которое не выплатило утилизационный сбор в силу разных причин: освобождение от платежей, недобросовестность.
Сбор должен выплатить или производитель ТС, или покупатель.
Стоимость утилизационного сбора
Суммы утверждаются законодательно, указываются в белорусских рублях и зависят от:
- категория автотранспорта;
- объем/тип мотора;
- год выпуска (для авто до 3 лет сумма меньше, чем для остальных).
Но для физлиц, ввозящих машины для личного пользования, итоговая сумма зависит только от года выпуска автомобиля.
С 2021 года выделяют 3 категории возраста транспортного средства::
- до 3 лет;
- от 3 до 7 лет;
- более 7 лет.
Виды и категории транспортных средств | Размер утилизационного сбора в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло (бел.рублей) | ||
до 3 лет | от 3 до 7 лет | свыше 7 лет | |
1. Транспортные средства категории Ml, в том числе повышенной проходимости категории MlG, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий: | |||
1.1 с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой | 544,5 | 816,7 | 816,7 |
1.2 с рабочим объемом двигателя, в том числе транспортных средств с гибридной силовой установкой: | |||
– не более 1000 куб. см | 1 652,2 | 5 771,7 | 8 657,6 |
– свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см | 6 115,2 | 8 995,1 | 13 492,7 |
– свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см | 9 652,7 | 17 554,7 | 26 332,1 |
– свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см | 8 898,6 | 31 036,5 | 46 554,8 |
– свыше 3500 куб. см | 15 253,7 | 38 125,9 | 57 188,9 |
1.3 ввозимые (ввезенные) с территорий государств – членов Евразийского экономического союза, за исключением транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, вне зависимости от рабочего объема двигателя | 544,5 | 816,7 | 1 225,1 |
1.4 ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя | 544,5 | 816,7 | 1 225,1 |
2. Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу: – не более 3,5 т. (категория N1) – свыше 3,5 т, но не более 12 т. (категория N2) – более 12 т. (категория N3), в том числе повышенной проходимости категорий N1G, N2G, N3G, а также специализированные транспортные средства этих категорий: | |||
транспортные средства полной массой: | |||
– не более 2,5 тонны | 4 083,7 | 7 187,4 | 10 781,1 |
– свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны | 6 534,0 | 10 209,4 | 15 314,1 |
– свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн | 8 167,5 | 13 068,0 | 19 602,0 |
– свыше 5 тонн, но не более 8 тонн | 8 984,2 | 37 243,8 | 55 865,7 |
– свыше 8 тонн, но не более 12 тонн | 10 944,4 | 56 437,5 | 84 656,3 |
– свыше 12 тонн, но не более 20 тонн | 12 006,3 | 82 165,0 | 123 247,5 |
– свыше 20 тонн, но не более 30 тонн | 12 600,0 | 86 300,0 | 129 450,0 |
– свыше 30 тонн, но не более 50 тонн | 23 685,7 | 96 376,5 | 144 564,8 |
3. Транспортные средства категорий M2, M3, в том числе повышенной проходимости категорий M2G, M3G, а также специализированные транспортные средства указанных категорий: | |||
с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой | 4 900,5 | 8 167,5 | 8 167,5 |
объемом двигателя, в том числе транспортные средства с гибридной силовой установкой: | |||
– не более 2500 куб. см | 4 900,5 | 8 167,5 | 12 251,3 |
– свыше 2500 куб. см, но не более 5000 куб. см | 9 801,0 | 24 502,5 | 36 753,8 |
– свыше 5000 куб. см, но не более 10 000 куб. см | 13 068,0 | 35 937,0 | 53 905,5 |
– свыше 10 000 куб. см | 16 335,0 | 42 471,0 | 63 706,5 |
4. Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, полной массой: | |||
свыше 50 тонн, но не более 80 тонн | 111 078,0 | 253 029,1 | 379 543,7 |
свыше 80 тонн, но не более 350 тонн | 204 187,5 | 261 360,0 | 392 040,0 |
свыше 350 тонн | 302 197,5 | 326 700,0 | 490 050,0 |
5. Прицепы (полуприцепы) категории O4, а также специальные и специализированные прицепы (полуприцепы) указанной категории: | |||
прицепы полной массой свыше 10 тонн | — | 38 640,0 | 57 960,0 |
полуприцепы полной массой свыше 10 тонн | — | 38 640,0 | 57 960,0 |
Цена растаможки авто из Белоруссии для физических лиц
Цена растаможки авто из Белоруссии для физических лиц не будет высокой, если таможенные платежи уже были уплачены. При ввозе авто из Республики Беларусь (РБ) в Россию потребуется уплатить только утилизационный сбор, размер которого зависит от возраста автомобиля и заплатить за подключение автомобиля к системе «ГЛОНАСС».
Таблица 1. Утилизационный сбор на авто из Белоруссии для физических лиц
Утилизационный сбор | |
автомобиль возрастом не более 3 лет: | 3400 рублей |
автомобиль возрастом старше 3 лет: | 5200 рублей |
Таблица/калькулятор расчета утилизационного сбора для автомобилей категории М1
Виды и категории транспортных средств | Размер утилизационного сбора в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло (бел. рублей) | |
не более 3 лет | свыше 3 лет | |
Легковые автомобили (категория M1), в том числе повышенной проходимости (категория M1G), а также специальные и специализированные транспортные средства этих категорий: | ||
с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой | 851,4 | 5 247,0 |
с рабочим объемом двигателя, в том числе транспортных средств с гибридной силовой установкой: | ||
– не более 1000 куб. см | 851,4 | 5 247,0 |
– свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см | 1 326,6 | 8 177,4 |
– свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см | 2 534,4 | 15 958,8 |
– свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см | 3 435,3 | 28 215,0 |
– свыше 3500 куб. см | 5 445,0 | 34 659,9 |
Как избежать уплаты утилизационного сбора: кто освобожден от уплаты
Закон не требует уплаты утильсбора в следующих случаях:
- Транспортное средство было перевезено в РФ участниками программы по добровольному переселению соотечественников в качестве их личной собственности.
- Транспорт является собственностью консульств, дипломатических представительств, международных компаний, работников перечисленных предприятий и членов их семей.
Но! Если авто покупается у названных выше категорий граждан, приобретатель обязан будет перечислить сумму утильсбора в казну.
- Техника была изготовлена более 30 лет назад, и:
- она используется в некоммерческих целях;
- у нее сохранились свои рама, кузов и двигатель;
- ПТС на авто российского производства выдан до 1.09.2012г., или транспорт перевезен в РФ до этой даты.
Какие автомобили не требуют растаможки?
Чтобы машина, импортируемая в РФ, смогла избежать растаможки, нужно, чтобы транспортное средство соответствовало определенным условиям:
- импорт транспортного средства на территорию Белоруссии должен был осуществиться до 1 января 2010 года. Дело в том, что до вышеуказанной даты на территории Белоруссии существовали практически те же налоговые ставки, что и в Российской Федерации. Именно поэтому в данном случае принято считать, что машина уже успела компенсировать все налоговые издержки;
- завод-изготовитель транспортного средства должен быть расположен на территории страны, которая является членом Таможенного союза. Для этого новому собственнику машины придется предъявить соответствующие доказательства в виде документов на ТС;
- при регистрации машины на территории Белоруссии был оплачен налог в соответствии с суммой таможенной пошлины России.