Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Мнацаканян А.Г. Деньги и кредит, — Калининград, 2000». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По Закону о валютном регулировании, главными участниками валютных правоотношений, на которых нацелено государственное регулирование, а также контроль, являются индивиды, которые объединены в следующие группы: резиденты и нерезиденты.
Валютный контроль в РФ: какими законами регулируется
Под валютный контроль подпадают валютные операции, в том числе денежные расчёты между российскими резидентами и нерезидентами. Операции могут проходить как иностранной валюте, так и в рублях. Расчёты с иностранными компаниями в рублях также подпадают под валютный контроль. Также контролируются операции между нерезидентами на территории РФ в рублях, переводы резидентов между своими счетами и операции между резидентами — в предусмотренных законом случаях. Большую долю операций, подлежащих валютному контролю, составляют сделки по внешнеторговым контрактам.
Справка! Валютные резиденты — граждане РФ и иностранцы, у которых есть российский вид на жительство, вне зависимости от того, сколько времени они в реальности проводят в России. Организации, созданные в РФ по внутреннему законодательству, а также их филиалы и представительства (в том числе, находящиеся за рубежом), находящиеся за рубежом официальные представительства РФ (в том числе представительства федеральных органов исполнительной власти, дипмиссии, консульства, представительства при международных организациях), вступающие в валютные правоотношения субъекты и муниципальные образования РФ.
Валютный контроль регулируется рядом нормативных актов.
- Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
- Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учёта и отчётности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций
В соответствии с действующим валютным законодательством резидентам предоставлены права и возложены на них обязанности.
При этом законодатель не только устанавливает единые права и обязанности для всех резидентов, но и дифференцирует права и обязанности резидентов физических лиц и права и обязанности резидентов юридических лиц.
Общие права и обязанности резидентов юридических лиц и физических лиц
1. Право открывать счета в уполномоченных банках
Согласно ст. 12 Закона № 173-ФЭ резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено федеральным законом.
Порядок открытия и закрытия банковских счетов регулируется Инструкцией Банка России от 30.05.2014 № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов».
Банки открывают в валюте РФ и иностранных валютах: текущие счета; расчетные счета; бюджетные счета; корреспондентские счета; корреспондентские субсчета; счета доверительного управления; специальные банковские счета; депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов; счета по вкладам (депозитам).
Текущие счета открываются физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой.
Расчетные счета открываются юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, а также индивидуальным предпринимателям или физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, для совершения операций, связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой. Расчетные счета открываются представительствам кредитных организаций, а также некоммерческим организациям для совершения операций, связанных с достижением целей, для которых некоммерческие организации созданы.
Бюджетные счета открываются в случаях, установленных законодательством РФ, юридическим лицам, осуществляющим операции со средствами бюджетов бюджетной системы РФ.
Корреспондентские счета открываются кредитным организациям, а также иным организациям в соответствии с законодательством РФ или международным договором. Банку России открываются корреспондентские счета в иностранных валютах.
Корреспондентские субсчета открываются филиалам кредитных организаций.
Счета доверительного управления открываются доверительному управляющему для осуществления операций, связанных с деятельностью по доверительному управлению.
Специальные банковские счета, в том числе специальные банковские счета банковского платежного агента, банковского платежного субагента, платежного агента, поставщика, торговый банковский счет, клиринговый банковский счет, счет гарантийного фонда платежной системы, номинальный счет, счет эскроу, залоговый счет, специальный банковский счет должника открываются юридическим лицам, физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.
Депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов, нотариусов открываются соответственно судам, подразделениям службы судебных приставов, правоохранительным органам, нотариусам для зачисления денежных средств, поступающих во временное распоряжение, при осуществлении ими установленной законодательством РФ деятельности и в установленных законодательством РФ случаях.
Счета по вкладам (депозитам) открываются соответственно физическим и юридическим лицам для учета денежных средств, размещаемых в банках с целью получения доходов в виде процентов, начисляемых на сумму размещенных денежных средств.
Для открытия текущего счета физическому лицу — гражданину РФ в банк представляются:
а) документ, удостоверяющий личность физического лица;
б) карточка;
в) документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете (если такие полномочия передаются третьим лицам), а в случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, третьими лицами с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;
г) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (при наличии).
Для открытия текущего счета физическому лицу — иностранному гражданину или лицу без гражданства представляются указанные документы, а также миграционная карта и (или) документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в случае если их наличие предусмотрено законодательством РФ.
Для открытия расчетного счета юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством РФ, в банк представляются:
а) свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
б) учредительные документы юридического лица;
в) выданные юридическому лицу лицензии (разрешения), если данные лицензии (разрешения) имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор, на основании которого открывается счет;
г) карточка;
д) документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, а в случае, когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;
е) документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;
ж) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе либо документ, выдаваемый налоговым органом в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в целях открытия счета.
Для открытия расчетного счета юридическому лицу, корреспондентского счета кредитной организации, созданным в соответствии с законодательством иностранного государства и имеющим место нахождения за пределами территории РФ, в банк представляются:
а) документы, предусмотренные вышеуказанными пунктами «в», «д», «е», «ж»;
б) документы, подтверждающие правовой статус юридического лица по законодательству страны, на территории которой создано это юридическое лицо, в частности документы, подтверждающие его государственную регистрацию;
в) карточка.
Для открытия корреспондентского счета кредитной организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства и имеющей место нахождения за пределами территории РФ, банк вправе принять вместо карточки альбом. Установления личности лиц, указанных в альбоме, а также лиц, уполномоченных распоряжаться денежными средствами, находящимися на корреспондентском счете, с использованием аналога собственноручной подписи, не требуется, если иное не определено банком в банковских правилах.
Понятие валютного контроля
Валютный контроль — это комплекс мер государственного регулирования и контроля в сфере операций с валютами и ценными бумагами. Основные направления валютного контроля в РФ установлены Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Приведём выдержки из ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле, которые раскрывают ключевые положения валютного законодательства России:
- 173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности органов агентов валютного контроля (ст. 2);
- объектами валютного контроля являются права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и российскими ценными бумагами за пределами РФ, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории РФ, валютой РФ и российскими ценными бумагами (ст. 2);
- валютный контроль в РФ осуществляется для защиты экономических интересов участников операций с валютой и ценными бумагами (п. 5 ст. 3);
- органы валютного регулирования – Банк России и Правительство РФ, они издают нормативные акты в сфере валютного регулирования (ч. 1,2 ст. 5);
- органы валютного контроля – Банк России, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 22);
- агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и другие органы (ч. 3 ст. 22, об этом далее).
Документы для валютного контроля
О том, какие нужны документы для валютного контроля, говорится в Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И. В ней прописан порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при проведении валютных операций. Рассмотрим этот вопрос на примере экспортных контрактов и приведём выдержки из Инструкции, касающиеся предоставления документов для постановки на учёт (регистрация) договора в банке и иных действий:
- резидент-экспортёр представляет в банк сведения об экспортном контракте, необходимые для постановки его на учёт по форме банка либо сам экспортный контракт (выписку из экспортного контракта, содержащую информацию, необходимую банку для постановки контракта на учёт и осуществления валютного контроля), и иную информацию, необходимую для формирования банком раздела I ведомости банковского контроля (п. 5.3);
- в первом варианте резидент должен указать вид экспортного контракта, его дату и номер (при наличии), валюту и сумму контракта для валютного контроля, дату исполнения обязательств по контракту, реквизиты нерезидента, являющегося стороной контракта – наименование, страна (п. 5.4).
- при исполнении (прекращении) обязательств, изменении суммы обязательств по контракту резидент должен предоставить в банк справку о подтверждающих документах (СПД, приложением 6 к Инструкции) и документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств, изменение суммы обязательств (п. 8.1);
- при внесении изменений (дополнений) в контракт, а также при изменении иных сведений, содержащихся в разделе I ведомости банковского контроля, резидент должен направить в банк заявление о внесении изменений и предоставить подтверждающие документы (пп. 7.1-7.3).
Методы валютного регулирования
Валютное регулирование в РФ включает ряд методов:
- управление процентными ставками рефинансирования и их изменение;
- валютные интервенции, то есть прямое вмешательство ЦБ в валютный рынок для корректировки курса;
- защита национальной экономики и валюты;
- введение ограничений по операциям с валютой;
- девальвация и ревальвация;
- управление золотовалютными резервами;
- реализация и приобретение золота;
- внесение изменений в режим обратимости валюты;
- диверсификации резервов валюты;
- регулирование баланса.
Из методов регулирования плавно вытекает валютный контроль операций:
- импортных и экспортных;
- ценных бумаг;
- по обмену валютных ценностей;
- реализация доли валютной выручки.
Правовое регулирование внутреннего валютного рынка
Внутренний валютный рынок РФ регулируется в соответствии со ст. 11 Закона № 173-ФЗ. При этом ни в данной статье, ни в самом законе нет определения внутреннего валютного рынка.
Н.М. Артемов определяет валютные рынки как «официальные финансовые центры, в которых осуществляются операции по купле-продаже валют и валютных ценностей на основе спроса и предложения участников торговли».
В юридической энциклопедии под валютными рынками понимают «национальные и международные банки, биржи и другие организации, через которые производятся покупка, продажа, обмен иностранной валюты, чеков, векселей, переводов, другие денежные расчеты, связанные с внешней торговлей, зарубежными капиталовложениями, туризмом и т.д.».
Если речь идет о внутреннем валютном рынке, то соответственно функционирование этого рынка ограничено территорией РФ. Учитывая, что ст. 11 Закона № 173-ФЗ посвящена исключительно купле- продаже иностранной валюты и чеков (в том числе и дорожных чеков) в России, можно сделать вывод, что внутренний валютный рынок — это организованный рынок в пределах РФ, на котором осуществляются операции по купле-продаже иностранной валюты и чеков физическими и юридическими лицами в соответствии с правилами, установленными действующим валютным законодательством, а также нормативными актами Банка России.
Действующее законодательство устанавливает определенные правила осуществления операций по купле-продаже иностранной валюты и чеков (в том числе и дорожных чеков). Рассмотрим их подробнее.
Во-первых, купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, в Российской Федерации производится только через уполномоченные банки.
Во-вторых, Центральный банк РФ устанавливает для кредитных организаций требования к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.
В-третьих, установление требования об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Сведения, идентифицирующие личность, могут быть внесены в документы, оформляемые при купле-продаже физическим лицом наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, по просьбе самого физического лица.
Валютный курс государства. При осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты под воздействием спроса и предложения формируется курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам. Государство может самостоятельно определять курс валюты как в административном порядке, так и регулировать его посредством участия Центрального банка РФ при осуществление торгов.
Государство, определяя свой валютный курс, может исходить из следующих принципов:
- режим валютных ограничений — устанавливаются ограничения для резидентов и (или) нерезидентов на владение и (или) совершение операций с валютными ценностями;
- валютная монополия — исключительное право государства на совершение операций с валютными ценностями, а также на управление принадлежащими ему валютными резервами;
- режим свободной конвертируемости — отсутствие каких-либо ограничений на совершение валютных операций.
Режим валютного курса — система формирования пропорций обмена национальной валюты на иностранную. Валютный режим может включать в себя: а) поддержание государством-членом стоимости своей валюты в специальных правах заимствования или, по выбору государства-члена, в другом эталоне стоимости, кроме золота; б) режим сотрудничества, в рамках которого государства-члены поддерживают стоимость своих валют по отношению к стоимости валюты или валют других государств-членов; в) иные формы валютного режима по выбору государства-члена.
Выделяются различные режимы валютных курсов. Во-первых, режимы фиксированного курса. В их числе:
- курсовой режим без отдельного законного средства платежа (Exchange arrangement with no separate legal tender). Государства отказываются от собственных валют в пользу иностранных или международных. Следующие государства используют такой режим валютного курса: Эквадор, Сальвадор, Маршалловы острова, Микронезия, Палау, Панама, Зимбабве, Восточный Тимор (используют доллар США); Андорра, Косово, Ватикан, Монако, Черногория, Сан-Марино (евро); Кирибати, Тувалу (австралийский доллар);
- режим валютного управления или валютного совета (Currency board arrangement). Так, восточнокарибский доллар используют Ангилья, Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Монтсеррат, Сент- Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия;
- иные традиционные режимы фиксированного курса (Other conventional fixed peg arrangement). Для удержания курса используется в качестве так называемого курсового якоря иная валюта. Так, для туркменского маната (Туркменистан), боливара фуэрте (Венесуэла) и некоторых других валют курсовым якорем является доллар США, для датской кроны и латвийского лата — евро. Для непальской рупии — непальская рупия.
Во-вторых, переходные режимы. К ним относятся:
- режим стабилизированного курса (Stabilised arrangement). Применяется во Вьетнаме, Ираке, Лаосе, Ливане, Камбодже, Македонии и др.;
- фиксированный курс с возможностью корректировки (Crawling peg). Используют Ботсвана, Никарагуа, Узбекистан;
- иные режимы с возможностью корректировки курса (Crawllike arrangement). Действует в Казахстане, Хорватии, Эфиопии и др.;
- фиксированный курс в рамках горизонтального коридора (Pegged exchange rate within horizontal bands). Так, Тонга ориентируется на доллар США;
- иные режимы управляемого курса (Other managed arrangement). В качестве курсового якоря используются как отдельная валюта (например, доллар США), так и валютная корзина из нескольких валют и иные финансовые инструменты. К таким странам относятся Алжир, Ангола, Коста-Рика, Парагвай и др.
В-третьих, режимы плавающего курса. В этом случае валюта привязывается либо к инфляции, либо к «денежным агрегатам». Имеются два варианта:
- плавающий курс (Floating). Используют около 30 стран (Албания, Венгрия, Израиль и т.д.);
- свободно плавающий курс (Independently floating). Действует примерно в 80 странах.
Таким образом, можно выделить десять основных разновидностей валютных курсов.
Россия использует режим свободного плавающего курса рубля. Центральный банк РФ осуществляет валютные интервенции только при наличии угрозы финансовой стабильности.
Валютные интервенции представляют собой операции купли-продажи иностранной валюты (обычно резервной валюты) за национальную. С их помощью центральный банк оказывает непосредственное воздействие на валютный курс и денежную массу. Покупка иностранной валюты центральным банком приводит к увеличению объема денежной массы, а продажа, наоборот, — к сокращению.
Итогом работы является раскрытие следующих вопросов: что такое -государственное регулирование, и каковы особенности регулирования именно международных валютных отношений.
Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика. Экономика России представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции государства играют в ней очень существенную роль.
Исторически первыми возникли национальные валютные системы, закрепленные национальным законодательством с учетом норм международного права. Национальная валютная система является составной частью денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна и выходит за национальные границы. Ее особенности определяются степенью развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны. MBО являются составной частью и одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В МВО сосредоточены проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетается. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно потоки капитала.
Валютная политика — составная часть экономической политики государства и внешнеэкономической политики, представляющая линию действий государства внутри и вне страны, проводимую посредством воздействия на валюту, валютный курс, валютные операции. Основные инструменты валютной политики — валютная интервенция, валютные ограничения, валютные резервы, валютное субсидирование, валютные паритеты.
Центральные банки стран не обязаны вмешиваться в работу валютных рынков для поддержания фиксированного паритета своей валюты. Однако они осуществляют валютные интервенции для стабилизации курсов валют. Страна сама выбирает режим валютного курса, но ей запрещено выражать сто через золото.
МВФ наблюдает за политикой стран в области валютных курсов; страны-члены МВФ должны избегать манипулирования валютными курсами, позволяющего воспрепятствовать действительной перестройке платежных балансов или получать односторонние преимущества перед другими странами-членами МВФ.
По классификации МВФ страна может выбрать следующие режимы валютных курсов: фиксированный, плавающий или смешанный. Курс национальной валюты привязывается к искусственно сконструированным валютным комбинациям. Обычно в данные комбинации (или корзины валют) входят валюты основных стран -•торговых партнеров данной страны.
Курс рассчитывается на основе скользящего паритета. Устанавливается твердый курс по отношению к базовой валюте, но связь между динамикой национального и базового курса не автоматическая, а рассчитывается по специально оговоренной формуле, учитывающей различия (например, в темпах роста цен).
В условиях длительного дефицита платёжного баланса, роста внешней задолженности, уменьшение валютных резервов на первый план выступает первичная цель — оздоровление платёжного баланса и подчинённые ей цели — привлечение капитала в страну, повышение национальной конкурентоспособности на мировых рынках. Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто и никогда не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Все сходятся в понимании того, что невидимая рука рынка должна дополняться видимой рукой государства.
На сегодняшний день в Российской Федерации сформирована система валютного регулирования и валютного контроля. Существует нормативно-правовая база, определяющая правила валютного регулирования, функционируют органы контроля, к нарушителям применяются санкции.
Так как по роду объекта регулирования сфера валютного регулирования и валютного контроля затрагивает многие отрасли права, довольно часто из-за несоответствия норм права возникают правовые коллизии, которые тем более опасны, что ответственность слишком высока.
Однако, суть валютного регулирования и валютного контроля не может остановить экспорт капитала из России, если финансовый климат страны не располагает к инвестициям.
Внешнеэкономическая политика — это деятельность, регулирующая экономические отношения страны с другими государствами. Ей принадлежит значительная роль в обеспечении эффективного использования внешнего фактора в национальной экономике. По мере эволюции международных экономических отношений сформировался обширный инструментарий внешнеэкономической политики. Следует отметить, что формировался он на основе теории и практики рыночного хозяйства, а не принципов внешнеэкономической деятельности государств с планируемой из центра экономикой.
В сфере торгового обмена международные режимы вырабатываются, прежде всего в рамках Генерального соглашения о тарифах и торговле (далее — ГАТТ) — международной организации, действующей на базе многостороннего договора, фиксирующего принципы и правила мировой торговли. ГАТТ регулирует в настоящее время около 90% мирового объема торговли. Работа, проводимая под эгидой ГАТТ, призвана противостоять периодически усиливающемуся протекционизму, как на национальном, так и на региональном уровне, способствовать либерализации межстранового торгового обмена, в том числе и через регламентацию действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы.
В мире насчитывается более 30 различных интеграционных объединений во всех частях света, абсолютное большинство которых использует в той или иной мере координацию тарифной политики. Наиболее развитое интеграционное объединение — Европейский союз (ЕС), одним из первых этапов которого стало создание западноевропейскими странами таможенного союза.
В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика, инструментом реализации которой является валютное регулирование.
В настоящее время реформа законодательства в области валютного регулирования и контроля направлена на упрощение и постепенную отмену ограничений при совершении резидентами и нерезидентами операций с валютными ценностями. Одновременно в целях обеспечения стабильности внутреннего финансового рынка Банком России продолжается работа по созданию нормативной базы, направленной на стабилизацию денежной сферы, которая препятствует утечке капиталов за границу.
В большинстве стран центральный банк является проводником государственной валютной политики, однако, к примеру, в Италии валютную политику разрабатывает и реализует наряду с центральным банком специально созданное ведомство — итальянское валютное бюро.
Валютная политика представляет собой комплекс мероприятий, направленных на стимулирование внешнеэкономических позиций государства, прежде всего уравновешивание платежного баланса и устойчивость курса национальной валюты.
Действующий в настоящее время закон выделяет из валютных операций операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте и эти валютные операции подразделяет на текущие и «капитальные». В новом Законе указанное деление проводится только в отношении валютных операций между резидентами и нерезидентами вне зависимости от объекта сделки. Закрытый перечень капитальных операций уменьшен и полностью приведен в Законе. Фирмы, которые проводят такие операции, по-новому Закону не должны получать на них индивидуальные разрешения, но, как и прежде, могут столкнуться с различными ограничениями.
Согласно новому Закону, часть этих ограничений может вести Правительство России, часть — Центральный банк. Если они этого не сделают, все валютные операции можно проводить без ограничений, то есть по принципу «все что не запрещено, то разрешено». Списоквозможных ограничений по капитальным операциям также закрытый.
Таким образом, рассмотрев понятие государственного регулирования международных валютных отношений и валютной политики, можно сделать вывод о том, что существуют различные мнения законодателей в отношении дальнейшего развития валютного регулирования. Однако развитие законодательства в этой области пока движется по пути ужесточения, что указанная система не является основообразующим институтом финансового права и ее развитие целиком зависит от финансового и инвестиционного климата страны.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВАЛЮТНОГО РЫНКА
Валютный рынок, инструменты регулирования, валютный курс.
Рассмотрены основные аспекты состояния валютного рынка России и влияние на него определенных проблем в стране.
Развитие валютного рынка России является одним из наиболее приоритетных направлений деятельности Центробанка РФ. Эффективная работа валютного рынка способствует росту экономики страны, а значит — повышению качества жизни людей.
С экономической точки зрения наилучший эффект при решении задач повышении эффективности регулирования валютного рынка имеет рациональное совмещение рыночных и административных методов и инструментов. В отношении использования административных инструментов валютного регулирования проблема России заключается не только в том, чтобы валютная выручка поступала в страну, сколько в том, чтобы она попадала на валютный рынок. Если этого не происходит, то даже при положительном платежном балансе на валютном рынке может возникнуть нехватка валютных средств. [1]
Инструментами прямого регулирования валютного рынка принято называть те из них, которые оказывают непосредственное влияние на величину курса национальной валюты: это валютные интервенции и дисконтная политика. Положительная сторона этих инструментов, по моему мнению, состоит в том, что они достаточно просты в применении и легко объяснимы для общественности. Вместе с тем в качестве их негативных сторон можно отметить следующие:
- — индивидуальные меры контроля, которые применяются к каждому банку, сдерживают развитие конкуренции на финансовых рынках, от которой получить преимущества могли бы как депозиторы, так и заемщики;
- — применение прямых инструментов ограничивает развитие финансового сектора, а также снижает роль финансового посредничества;
- — кредитный контроль за рядом банков (например, за осуществляющими кредитование определенных регионов или отраслей) оказывает на рынки искажающее влияние.
Меры прямого контроля приводят к оттоку денежных ресурсов на неконтролируемые («черные») рынки или же за рубеж, а значит, они являются малоэффективными, поскольку можно найти пути их обхода. Например, во все более открытой и интегрированной в мировую финансовую систему экономике компании могут заимствовать средства за рубежом, обходя таким способом контрольные механизмы, действующие в их странах[5].
Ситуация на валютном рынке может меняться под влиянием налогово-бюджетных инструментов, к которым относятся государственные налоги и расходы.
Наконец, значительное влияние на состояние внутреннего валютного рынка оказывают инструменты внешнеторгового регулирования. К этой категории инструментов, как правило, относят: импортные тарифы (пошлины) и сборы; импортные квоты; импортные субсидии; административные инструменты (лицензирование, контингентирование, налоги и акцизы).
Анализ Современного Состояния Валютного Рынка России
Естественно, риски скачков курса усугубятся. Не исключено, что производители и реализаторы товаров и услуг будут закладывать их в стоимость продуктов. К примеру, туристические путевки, которые резервируются за несколько месяцев до поездки, подорожают. Риски будут очень остро отражаться на производствах, занимающихся крупноузловой или мелкой сборкой продукции на основе импортных комплектующих. А то, что в первые месяцы «свободы валютный рынок России может быть очень нестабильным, достаточно вероятно.
Это может стать причиной лихорадки реальных секторов экономики в случае резкого изменения стоимости рубля, в особенности при работе по долгосрочным контрактам. Но с 2015 ЦБ вообще планирует не предпринимать ничего, чтобы удерживать рубль. Можно сказать, что этим летом мы примерно увидели, как это будет. Хотя только в августе коридор целых пять раз корректировался, но меры против плавающего курса не предпринимались. Конечно, имеется опасность спекуляций, в результате которых валютный рынок России может быть обрушен.
Думается, что этот вариант в ЦБ предусмотрен, и, в крайнем случае, он сумеет отреагировать адекватно. Пока четкий план перехода к новой стратегии не обнародован, известно лишь, что никаких потрясений не предвидится, будет выстраиваться плавная либерализация. Согласно подготовленному Центробанком проекту основных направлений финансовой политики на 2014-16 годы, курс рубля полностью будет определяться валютным рынком. И никакие регулирующие этот процесс мероприятия предприниматься не будут – как сложится, так сложится.
Многие эксперты отмечают, что Центробанк держит ситуацию под контролем. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина, в свою очередь, заявляет об отсутствии причин для резкой девальвации, по ее словам, она просто невозможна. Того же мнения придерживается и Алексей Улюкаев (Минэкономразвития). Антон Силуанов уверен в относительной стабильности рублевого курса.
Он утверждает, что валютный рынок России в ближайшие месяцы лихорадить не будет точно, и для смены курсовой политики оснований не имеется. Рубль сегодня достаточно устойчив, а ситуация, наблюдавшаяся летом, была не признаком слабости, а естественным колебанием рубля.
Валютное регулирование в РФ: нормы и запреты
Законодательство направлено не только на максимальный уровень контроля проведения валютных операций, но и на открытость и простоту осуществления базовых платежных транзакций. И в федеральном законе указано, что не во всех случаях органы мониторинга имеют право осуществлять контроль за теми или иными операциями.
Осуществляется валютный контроль в РФ только в следующих случаях:
- Если осуществляется сделка через банковский счет в иностранной валюте с иностранным контрагентом (нерезидентом);
- Если осуществляются сделки с ценными бумагами (в большинстве случаев номинал ценных бумаг выражен в иностранной валюте, что попадает под нормы закона №173-ФЗ);
- Если операции проводятся между резидентами страны и ее нерезидентами (например, сделки с иностранными компаниями или с иностранными гражданами).
Участниками контроля выступают не только представители финансовых институтов и государственных органов, но и банки. Каждая компания имеет счет в банковском учреждении и при проведении валютных операций осуществляется контроль со стороны эмитента над законностью и правильностью проведения транзакции.
Здесь стоит выделить момент, когда участник финансовых рынков (инвестор или трейдер) сталкивается с требованием проходить многоуровневую верификацию личности, а иногда и вовсе подписывать договор с финансовой компанией. Это необходимая процедура, которая основана на законодательных актах. Лишь некоторые брокеры и компании инвестирования в Форекс, которые работают без выхода на межбанковский валютный рынок, могут не идентифицировать клиента. Но в валютных операциях это является нарушением.
Приведем несколько примеров того, как предупреждаются валютные риски выполняется и валютный контроль в тех или иных секторах экономики. Например, если вы совершаете крупную покупку за валюту, то банк может потребовать ряд документов. В частности, таможенную декларацию, личные документы исполнителей сделки, доверенности, счет-фактуру. Таков международный порядок и при покупке/продаже автомобилей из-за границы, и при покупке недвижимости вне границ страны, и при совершении иных сделок купли\продажи с валютными операциями. Если вы решаете торговать на рынке Форекс через брокера, то в таком случае мониторинг не касается клиента лично. Вся ответственность ложится на банк-эмитент.
II. Регуляторы валютного рынка
Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» не упорядочивает все валютные правоотношения напрямую: часть регулирующих функций передана Центральному банку и Правительству РФ. Есть несколько запретов, которые установлены законом и ограничивают их возможности.
———————————
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 02.07.2013) // СПС «КонсультантПлюс».
Указанным регуляторам запрещается требовать от участников рынка:
— получения индивидуального разрешения;
— предварительной регистрации.
Неудивительно, что Банк России регулирует правоотношения на валютном рынке, т.к. именно он стоит во главе денежной системы страны, оказывает непосредственное влияние на обращение наличных денег, устанавливает курсы иностранных валют по отношению к рублю, организует наличные и безналичные расчеты в стране, а также организует работу национальной платежной системы.
ЦБ РФ, Правительство РФ и специально уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти осуществляют все виды валютных операций без ограничений.
IV. «Продавцы» и «покупатели» на валютном рынке
Мы используем понятия «продавец» и «покупатель» условно, в законе они называются по-другому: резиденты и нерезиденты. Роль продавца и покупателя может выполнять и тот, и другой, а валютная операция не всегда юридически представляет собой куплю-продажу, это может быть ввоз или вывоз денег, денежный перевод, но о самих валютных операциях чуть позже.
Сначала разберемся, кто такие резиденты и нерезиденты.
Резидент буквально означает тот, кто постоянно находится в стране. Вот почему в категорию резидентов попадают:
— граждане России, постоянно проживающие в России;
— иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство;
— Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования;
— официальные представительства РФ за границей и постоянные представительства России при межгосударственных или межправительственных организациях;
— юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, а также их подразделения за границей.
Нерезидентом, соответственно, считается тот, кто не находится постоянно в стране. К этой категории законом отнесены:
— граждане России, постоянно проживающие за рубежом год и более;
— дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств, аккредитованные в РФ, постоянные представительства этих государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
— сами межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;
— юридические лица, созданные в соответствии с иностранным законодательством, имеющие местонахождение за пределами РФ, а также их подразделения на территории РФ;
— организации — не юридические лица, созданные в соответствии с иностранным законодательством, имеющие местонахождение за пределами РФ, а также их подразделения на территории РФ.
VII. Запреты и ограничения на валютном рынке
Законодательство вводит ограничения на валютные операции и запрещает некоторые из них, в зависимости от того, кто и какие операции осуществляет. Не ограничиваются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, отнесенные к банковским операциям в соответствии с законодательством РФ.
Валютные операции между резидентами и нерезидентами.
По общему правилу не ограничиваются и не запрещаются. В отношении купли-продажи иностранной валюты и чеков (в том числе, дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, органы валютного регулирования могут установить временные ограничения в целях предотвращения:
— существенного сокращения золотовалютных резервов;
— резких колебаний курса валюты РФ;
— для поддержания устойчивости платежного баланса РФ.
Валютные операции между резидентами.
По общему правилу такие операции запрещены. Разрешаются только операции, прямо указанные в законе. Вот некоторые из них:
— расчеты в магазинах беспошлинной торговли;
— расчеты в пути следования транспортных средств при международных перевозках за товары и услуги, предоставленные пассажирам;
— возмещение расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории РФ;
— дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам;
— завещание валютных ценностей или получение их по праву наследования.
Валютные операции между нерезидентами.
A. Нерезидентам разрешено без ограничений переводить друг другу иностранную валюту при помощи счетов как из-за границы в Россию, так и в обратном направлении.
B. Они также вправе без ограничений без открытия банковских счетов:
— на территории РФ переводить друг другу иностранную валюту и валюту РФ;
— переводить иностранную валюту и валюту РФ с территории РФ;
— получать на территории РФ переводы иностранной валюты и валюты РФ.
C. Нерезидентам разрешается также проводить операции в рублях через банковские счета и банковские вклады, но с условием, что такие счета или вклады открываются только в уполномоченных банках.
D. На территории РФ им разрешено осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами с учетом требований антимонопольного законодательства и законодательства о рынке ценных бумаг.