Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за безбилетный проезд в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Кондуктор или контролер, а зачастую в регионах это и сам водитель транспорта, могут потребовать от безбилетника заплатить за проезд. По закону, они могут отказаться везти пассажира, если он не приобрел билет. На этом их полномочия заканчиваются. Тем более, они не могут применять физическую силу к гражданам и принуждать оплачивать проезд.
Размер штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте
Причина |
Сумма |
Безбилетный проезд в наземном транспорте и метро |
1 000 |
Попытка использовать чужую социальную карту |
2 500 |
Отказ платить за багаж |
1 000 |
Может ли контролер, кондуктор, шофер брать оплату штрафа с безбилетника, задерживать его
Получается, что контролер является представителем компании перевозчика. Он, не имея полномочий, не может выписать даже штраф. Обращайте на это внимание!
В регионах многие водители, которые и расплачиваются с пассажирами, поступают просто — не реагируют вообще на безбилетников. Считают, что это проблемы частной компании перевозчика, который может предоставить контролера для помощи шоферу.
Штрафы за безбилетный проезд в электричках изменятся в 2021 году
Как уже говорилось, размер штрафов в разных регионах отличается. Наказание зависит и от вида транспорта.
Штраф за безбилетный проезд в Москве в 2021 году составляет 1000 рублей (статья 10.1 КоАП Москвы). Это касается проезда в трамваях, троллейбусах и автобусах. Незаконное использование льготной персонифицированной карты (электронной карты) влечет штраф в размере 2500 рублей. В регионах штрафные санкции, как правило, меньше.
Размер штрафа за безбилетный проезд в электричках и других видах железнодорожного транспорта определяется согласно ст. 82 и ст. 110.1 Устава железнодорожного транспорта. В случае выявления нарушения безбилетники обязаны:
- Приобрести билет – заплатить за проезд и услуги по оформлению билета согласно установленным тарифам для поезда, типа/класса вагона и места, где обнаружен безбилетник. При этом учитывается, откуда и куда следует пассажир, либо берется в расчет последняя остановка поезда до обнаружения безбилетного пассажира.
- Заплатить штраф за безбилетный проезд, но только при отказе оплатить билет и услуги по его оформлению согласно тарифу. Для пригородных поездов штраф – 50-кратный размер тарифа за перевозку пассажира на 10-километровое расстояние. Для поездов дальнего следования штраф – 5-кратный размер тарифа за перевозку пассажира на 100-километровое расстояние.
Оплата штрафа осуществляется согласно квитанции. Сделать это можно позже дня вынесения административного постановления. Сроки в регионах отличаются – они должны быть указаны в решении.
Зависит от региона и обжалование штрафа. Порядок может предусматривать только один вариант – судебный. А может присутствовать еще один этап – обжалование в вышестоящей инстанции по отношению к сотруднику, который составил протокол и вынес постановление. Но в любой ситуации всегда сохраняется возможность обратиться в суд.
Таким образом, за проезд без билета гражданину грозит штраф. Его размер зависит от типа транспорта. Штрафы за безбилетный проезд на морском судне и самолете устанавливаются на уровне КоАП РФ. Размер штрафа на поезде и электричке прописан отдельно и зависит от установленных тарифов на перевозку. На региональном уровне вводятся штрафы за безбилетный проезд в городском наземном транспорте, но власти вправе их не вводить. Например, штрафы за безбилетный проезд в Москве установлены на уровне 1000 р.
На что следует обратить отдельное внимание пассажиру:
- Штраф не может вынести сам перевозчик, сотрудник полиции или органа исполнительной власти.
- Отсутствие постановления об административном нарушении говорит об отсутствии обязанности уплаты штрафа.
- Для взыскания убытков за безбилетный проезд перевозчику нужно обратиться в суд.
- Платежи по штрафам всегда поступают в бюджет, поэтому они уплачиваются исключительно в безналичном формате.
Какой штраф за безбилетный проезд в автобусе и электричках в Москве и регионах
Штрафы за безбилетный проезд выписывают не только в общественном транспорте. Своя система штрафов установлена в метро, автобусах, троллейбусах и так далее. Например, в Москве сумма взыскания равна 1000 рублей. В данном случае наложение штрафа будет происходить не за проезд в метро, а за проход через турникеты без внесения оплаты. Оплата штрафа осуществляется в банке, где потребуется предоставить квитанцию, выписанную контролером.
В 2019 году произошло сильное повышение штрафа за проезд без билета в электричке. Такое нарушение довольно редко встречается в крупных городах, но вот в небольших населенных пунктах вопрос остается актуальным. Повышение тарифа за одну зону проезда произошло в пятидесятикратном размере. До этого сумма штрафа не превышала 100 рублей.
Не всегда лицо, привлеченное к административной ответственности, согласно с вменяемым правонарушением, и в этом случае целесообразно незамедлительно приступить к процедуре обжалования вынесенного документа.
Закон дает 10 дней на подготовку и подачу административной жалобы на незаконные действия уполномоченного лица, вынесшего постановление.
Документ составляется в произвольной форме, однако некоторые элементы в нем должны быть обязательно, а именно:
- полное наименование суда, в который подается жалоба;
- данные о заявителе;
- информация о должностном лице, вынесшем постановление;
- описательная часть, в которой заявитель излагает сложившуюся ситуацию, в результате которой он был привлечен к ответственности;
- мотивировочная часть, в которой отображается правовое обоснование своей невиновности в административном правонарушении;
- заключительная часть. Заявитель просит суд признать действия должностного лица незаконными, а также отменить вынесенное постановление;
- перечень приложений.
Зачастую суд становится на сторону контролера, и чтобы доказать свою невиновность, потребуется собрать убедительную доказательную базу.
Будет ли в 2022 году льготный проезд на электричке для пенсионеров в СПБ
— Всемерная поддержка граждан, нуждающихся в помощи государства, — одно из основополагающих направлений социальной политики Петербурга. В особенности это касается тех петербуржцев, которые многие годы своей жизни отдали созидательному труду и службе на благо нашего города и всей России, многодетных родителей, взявших на себя колоссальную ответственность, выполняющих важнейшую общественную функцию. Городской парламент ведет постоянную работу по совершенствованию социального законодательства северной столицы, уделяя пристальное внимание укреплению благополучия этих категорий граждан.
В Санкт-Петербурге учащиеся ездят по специальному проездному — бесконтактной смарт-карте , БСК. Она положена студентам вузов, аспирантам и учащимся профессиональных лицеев, техникумов и колледжей, которые учатся по очной форме. Просто так оформить БСК не получится — нужно, чтобы учебное заведение предоставило информацию о льготе перевозчику. А перевозчик уже сделает БСК для студента по его заявлению.
Льготы пенсионерам в 2022 году сохранят и расширят. Граждане РФ продолжат пользоваться транспортными, медицинскими, налоговыми и коммунальными послаблениями. Ниже мы детально опишем список преференций, их принцип работы и условия предоставления.
- Пенсионеры, вышедшие на пенсию и прекратившие трудовые отношения, не платят налог на доходы физлиц. Однако, если гражданин пенсионного возраста продолжает трудиться и получать официальную зарплату, НДФЛ он по-прежнему платит (точнее, за него это делает работодатель).
- Пенсионеры, имеющие в собственности земельный участок, по достижении 55 (женщины) и 60 (мужчины), могут оформить скидку до 100%. Размер скидки зависит от размера участка. Площади до 6 соток входят в льготную категорию и полностью освобождаются от земельного налога. Свыше 6 соток оплачиваются полностью. Поэтому, если размер участка равен 5 или 6 соткам, пенсионер получает скидку 100%. Если 9 соток – то 50% (платит только за три сотки после вычета шести льготных). 12 соток – скидка 50% и тд.
- Транспортные льготы. Этот вид налоговой поддержки относится к региональным, но предусмотрен во всех субъектах РФ. Разнятся условия предоставления. Для петербургских пенсионеров это:
- Машина отечественного производства до 150 л.с.;
- Плавсредство (кроме яхты и гидроцикла) с мотором до 30 л.с.
Оштрафованным пассажиром может стать каждый
В большинстве случаев неоплаченный проезд – это отчасти вина самого пассажира. За валидатором, т.е. за устройством, которое списывает с транспортной или социальной карточки поездки, нужно следить очень бдительно. Это техническое приспособление довольно капризное и не всегда сразу входит в контакт с электронным билетом.
Поэтому иногда между действиями «приложил билет» и «оплатил проезд» лежит пропасть в виде штрафа за безбилетный проезд.
В соответствии с п. 7.2 Правил пользования наземным городским транспортом, безбилетным считается пассажир, у которого в билете или на транспортной карте отсутствует отметка о погашении (оплате проезда), или нет с собой документа, подтверждающего право на льготный проезд. О тех людях, которые пользуются поддельными проездными документами, либо картами с истекшим сроком годности, мы даже говорить не будем.
Кстати, пассажир, который отказался предъявить билет контролеру, также считается «зайцем».
Законодательство не определяет точного времени, в течение которого пассажир должен оплатить проезд после входа в автобус или троллейбус. Однако повернуть в суде этот пробел в законодательстве в свою пользу будет трудновато.
На данный момент получается, что если пассажир, войдя в транспорт, немного замешкался, например, отвечая на телефонный звонок или в поиске валидатора для оплаты, а в это время двери закрылись и транспорт тронулся, то с него сразу же требуют штраф за безбилетный проезд. Поэтому излюбленный вариант пассажиров – сначала занять свободное место, а потом оплатить проезд, – может вылиться в затраченное время и нервы на конфликт с контролером.
Проблему урегулирования количества времени, в течение которого пассажир должен оплатить проезд, в ряде российских регионов и городов решают непосредственно перевозчики, определив временную норму для оплаты в одну остановку.
Такие нормы существуют, например, в Московской области (Подольск, Видное и т.д.), Смоленской и Тюменской областях. Перевозчики прямо об этом сообщают на своих сайтах в разделе Правилах пользования наземным транспортом. Московские транспортники не столько заботливы о пассажирах и требуют незамедлительной оплаты проезда.
Определение размера штрафа за проезд без билета в России устанавливается на основании региональных кодексов об административных правонарушениях. Так, в соответствии со статьей 10.1 КоАП г. Москвы, неоплаченная поездка в трамвае, автобусе и троллейбусе обойдется в 1000 рублей штрафа. А неправомерное использование льготной персонифицированной карты – в 2500 рублей.
Аналогичную сумму штрафа придется заплатить и честным пассажирам, которые оплатили проезд, но водитель не выдал им билет. Что делать в такой ситуации? Конечно, требовать билет с водителя. Или впоследствии после прихода контролеров получать моральное удовлетворение, что штраф придется платить еще и водителю. Так, в ст. 10.2 КоАП г. Москвы предусмотрен штраф за невыдачу билета в размере от 300 до 1000 рублей. В Московской области сумма санкций выше: по ст. 8.1 КоАП МО предусматривается штраф в размере 2000 рублей.
В чем же отличие представителей контроля проезда этих организаций?
Все эти контролеры имеют право проверять у пассажира проездные документы, а вот применять всю полноту санкций к «зайцу» могут только сотрудники «Организатора перевозок». Все эти полномочия описаны в «Должностной инструкции контролера пассажирского транспорта», с ней можно ознакомиться на сайтах этих организаций.
Итак, рассмотрим, что входит в состав полномочий контролеров «Мосгортранса». Они могут следить за оплатой проезда и проверять билеты и льготные удостоверения. В идеале, когда они встречают безбилетника, то должны обязать его купить билет или попросить выйти из транспорта. Но в реальности они стараются либо вызвать наряд полиции для составления постановления об административном правонарушении, либо сопроводить «зайца» в отделение полиции. Как вы уже поняли, самостоятельными функциями по выписыванию ни протокола, ни постановления об административном нарушении они не обладают.
Кроме того, в случае, если контролер «Мосгортранса» обнаружил поддельный билет или чужую социальную карту, то он вправе это забрать только после выписки акта, один экземпляр которого должен быть передан на руки нарушителю.
Более широкие полномочия предоставлены контролерам «Организатора перевозок». Они могут на месте составлять протоколы и постановления по взысканию штрафов за безбилетный проезд.
И более того, в их инструкциях не прописано, что они обязаны составлять акт при изъятии социальных карт, не принадлежащих пассажирам, которые их предъявили, и транспортных карт с недостаточным балансом для оплаты проезда.
Права пассажиров автобусов, троллейбусов и трамваев
Из всех видов общественного транспорта автобусами пользуется больше всего людей: 88%.
Но основные права пассажиров не менялись: можно бесплатно возить с собой маленьких детей и коляски, брать в автобус домашних животных, а в междугородных поездках бесплатно пользоваться туалетами на автостанциях. В случае ДТП и при нарушении прав пассажира можно получить компенсацию, включая моральный ущерб.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Основные права пассажиров — в таблице со ссылками на законы. Для автобусов, трамваев и троллейбусов правила одинаковые. Можно изучать, пока ждете свою остановку.
Здесь не все права: например, нет ничего про безналичную оплату и проблемы с терминалами. Дело в том, что в сфере автобусных перевозок многое регулируют не федеральные законы, а региональные и муниципальные акты. Эти правила вы можете уточнить в муниципальном управлении транспорта.
Штрафы за безбилетный проезд в поездах увеличили
Проехать без билета в поезде теперь будет накладно. Госдума в окончательном чтении приняла закон, который значительно увеличивает штраф за безбилетный проезд. И если сейчас штраф для зайцев не зависит от тарифа и составляет 100 рублей в электричках и 200 рублей в поездах дальнего следования. При этом безбилетник обязан оплатить и сам проезд. То теперь штраф в электричке в 50 раз будет превышать тариф на перевозку. А в поездах дальнего следования штраф превысит тариф в пять раз.
Возврат билета только при форс-мажоре. Депутаты Госдумы хотят ввести невозвратные билеты для поездок по железной дороге. Авторы законопроекта рассчитывают, что с их помощью железнодорожники уменьшат свои убытки и финансовые риски, а пассажиры смогут путешествовать за меньшие деньги. При этом выбор какой билет брать в поезд дальнего следования остается свободным, «невозвратный», который дешевле, или тот, что подороже, но с возможностью вернуть в любой момент. Сейчас депутатам осталось решить какие случаи будут уважительными для возврата и насколько снизится стоимость билетов.
Безбилетники в регионах
Как ни странно звучит, в некоторых областях вообще не предусмотрен штраф за отсутствие билета на общественном транспорте. Кондукторы выявляют нарушителей и просто высаживают на ближайшей остановке, а если конфликт выходит «за рамки», то вызывается наряд полиции. К примеру, такая практика сформирована в Пензенской, Томской, Липецкой, Новгородской областях (всего в 22 субъектах).
В некоторых регионах ранее ответственность была предусмотрена местными законами, но после оспаривания прокуратурой нормы о «заячьем» наказании были отменены. В этой связи, в целях создания единой практики, в 2016 году Минтранс выдвинул предложение сделать штраф одинаковым для всех регионов (в размере двадцатикратной стоимости поездки), но соответствующие изменений в закон так и не были внесены, штраф и по сей день везде разный.
Конечно, процедура привлечения к ответственности безбилетника не всегда отрегулирована местными законами. К примеру, протокол невозможно составить без личных данных нарушителя, но контролеры не наделены полномочиями требовать, вопреки воле пассажира, предъявить паспорт, а у гражданина нет обязанности носить везде и всюду с собой документы, удостоверяющие личность.
Кроме того, «маршрутки», которых на улицах всех городов довольно много, вообще не предусматривают возможности нахождения контролеров в салоне. Водители таких частных «газелей» редко выдают билеты, просто собирая деньги с людей. Тем самым формально они сами нарушают процедуру предоставления клиенту документа об оплате и, соответственно, не имеют правомочий заявить об отсутствии билета у пассажира. Но даже если представить, что водители маршрутных такси, как полагается, выдают билет, то они как коммерческие перевозчики все равно не вправе самостоятельно штрафовать «зайцев».
Нет билета? Получите квитанцию!
Санкции за поездки без билетов заметно подросли не только в городском транспорте, но и в пригородных электропоездах. Причем там сумма повышения еще более значительна – нарушитель придется заплатить 50-кратную стоимость билета. В поездах дальнего следования штраф будет достигать 2,5 тысячи рублей, что можно назвать весьма ощутимым ударом по семейному бюджету.
Процедура наложения штрафных санкций как в автобусе, так и в электричке выглядит совершенно одинаково. Если вы попались контролеру без билета, он должен выписать квитанцию, в которой указывается следующая информация:
- фамилия нарушителя;
- дата совершения правонарушения;
- сумма, которую следует уплатить на протяжении установленного законом срока.
Чтобы узнать персональные данные безбилетника, контролер имеет полное право потребовать у него паспорт или другое удостоверение личности. Некоторые злостные правонарушители ссылаются на отсутствие у них какого-либо документа, наивно надеясь на то, что таким образом удастся избежать штрафных санкций. Но это мнение ошибочно, так как контролер в подобной ситуации может просто передать пойманного «зайца» полиции, у которой имеется довольно внушительный список методов идентификации личности.
Если речь идет о пригородном электропоезде или другом железнодорожном транспорте, необходимо упомянуть о нескольких нюансах, которые появились в законодательстве в ноябре 2015 года. Теперь контролер не должен сразу же выписывать квитанцию за безбилетный проезд. Сперва он обязан предложить пассажиру купить билет на общих основаниях. Если же тот отказывается, выписывается упомянутая выше квитанция. Кроме того, «зайца» высаживают на ближайшей станции.
С какого возраста наступает ответственность
Дети также обязаны оплачивать проезд по достижении определенного возраста. Например, проезд в автобусе необходимо оплатить после того, как ребенку исполнится 7 лет. При этом административная ответственность по российскому законодательству наступает после достижения ребенком возраста 16 лет.
Штраф за безбилетный проезд выписывается в адрес родителя, именно он и несет административную ответственность. На основании
ч. 4 ст. 11.18 КоАП
провоз детей без билета влечет за собой наложение штрафа в размере 50% штрафа для взрослых пассажиров на транспорте соответствующего типа.
Это значит, что родители обязаны будут оплатить штрафы за своих детей в возрасте до 16 лет. Штраф за проезд ребенка без билета составит 50-100 р.