- Страхование

Усыновление (удочерение) в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Усыновление (удочерение) в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Оформление родительских прав иностранцами в отношении несовершеннолетних граждан Российской Федерации возможно только при невозможности передачи ребенка на воспитание на родине. Такое обстоятельство подтверждается документально.

Комментарий к Статье 165 СК РФ

1. Действующее законодательство РФ предусматривает возможность усыновления российских детей иностранными гражданами (такое усыновление часто именуют международным усыновлением) только при соблюдении ряда условий. Такие условия сформулированы в нормах как международного, так и российского права.

Основные положения, касающиеся международного усыновления, закреплены в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. (ст. 20, 21). Это, во-первых, признание его в качестве альтернативного способа ухода за детьми, лишенными семейного окружения, допустимого лишь тогда, когда «обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным». Во-вторых, отнесение решения вопроса об усыновлении к ведению компетентных органов государства. В-третьих, необходимость, чтобы при усыновлении в другой стране относительно ребенка применялись те же гарантии и нормы, которые используются при внутригосударственном усыновлении. И наконец, в-четвертых, недопущение, чтобы устройство ребенка приводило к получению неоправданных финансовых и иных выгод связанными с усыновлением лицами.

Значительное внимание уделено иностранному усыновлению в Минской конвенции 1993 г. Согласно п. 1 ст. 37 указанной Конвенции усыновление или его отмена определяется по законодательству страны — члена Конвенции, гражданином которой является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене. В указанной статье также говорится о необходимости получить согласие на усыновление родителей или иных законных представителей ребенка, а также компетентного органа страны гражданства ребенка. В случаях, если законодательством страны, гражданином которой является ребенок, предусмотрено получение также его согласия на усыновление, согласие усыновляемого служит обязательным условием усыновления.

Аналогичные положения содержатся и в комментируемой статье.

Необходимость осуществления процедуры усыновления в соответствии с законодательством государства, гражданином (подданным) которого является усыновитель, обусловлена тем, что в большинстве случаев усыновленный ребенок переезжает на постоянное место жительства в страну, гражданином (подданным) которой является усыновитель. Соответственно необходимо, чтобы усыновление имело юридическую силу в данной стране.

Когда и ребенок, и один из супругов — граждане России, усыновление производится в порядке, установленном СК (см. комментарии к ст. 124 — 144). В то же время международный договор РФ (многосторонний или с соответствующим государством) может установить иные правила.

2. При усыновлении иностранными гражданами ребенка — российского гражданина должны быть соблюдены не только требования иностранного закона, но и одновременно требования Семейного кодекса РФ, касающиеся обеспечения интересов усыновляемого, которые имеют приоритет. Таким образом, можно говорить о необходимости соблюдения при международном усыновлении российских детей почти всех положений Семейного кодекса РФ, регулирующих отношения, возникающие при усыновлении, что по существу свидетельствует о том, что в данной статье законодатель установил в целях защиты интересов российских детей приоритетность норм именно российского права. Поэтому коллизионная привязка, закрепленная в абз. 1 п. 1 комментируемой статьи, является не основным, а, скорее, дополнительным критерием определения законодательства государства, подлежащего применению к международному усыновлению российских детей. Практически это означает применение к усыновлению и российского законодательства, поскольку дети, подлежащие усыновлению, порядок учета таких детей и потенциальных усыновителей, порядок усыновления, правила об обязательном согласии на усыновление родителей ребенка, заменяющих их лиц и самого ребенка, а также требования, предъявляемые к усыновителю, определяются по российскому законодательству.

В случае, если эти нормы вступают в противоречие с законодательством страны гражданства усыновителя, применяются указанные нормы российского законодательства. Для того чтобы несколько скорректировать норму п. 1 комментируемой статьи, было внесено дополнение о том, что положения российского законодательства применяются е учетом положений международного договора Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей. К числу таких международных договоров следует отнести Конвенцию о правах ребенка, Минскую конвенцию и Конвенцию 1993 г. о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления.

Усыновление (удочерение) на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами Российской Федерации, детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится в порядке, установленном СК для граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Наличие гражданства или его отсутствие определяется на момент подачи заявления об усыновлении или его отмене.

Усыновление иностранными гражданами устанавливается судом в порядке особого производства и с обязательным участием самих заявителей, органов опеки и попечительства, прокурора. При этом необходимо заключение органа опеки и попечительства о том, что соблюдены все интересы ребенка. Для решения вопроса об усыновлении ребенка — гражданина Российской Федерации иностранные граждане, кандидаты в усыновители, должны обратиться с заявлением и просьбой о подборе ребенка на усыновление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложена работа по ведению учета детей, оставшихся без попечения родителей, и оказанию содействия в устройстве детей на воспитание в семьи. В субъектах РФ это, как правило, отделы охраны прав детей и интернатных учреждений республиканских, краевых, областных управлений образованием либо центры усыновления, опеки (попечительства) или аналогичные структуры.

Следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе обратить решение об установлении усыновления, в том числе ребенка — российского гражданина иностранцем или лицом без гражданства, к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление в исполнении решения может привести к значительному ущербу или само исполнение может оказаться невозможным.

3. Пункт 3 комментируемой статьи наделяет консульские учреждения России в стране, где проживает усыновленный ребенок, являющийся российским гражданином, правом осуществлять «в пределах, допускаемых нормами международного права», защиту прав и законных интересов ребенка. Для осуществления такой защиты дети, усыновленные иностранными гражданами и являющиеся российскими гражданами, подлежат регистрации в российских консульствах в стране своего проживания.

Читайте также:  Банк "Русский Стандарт" дал прогноз курса рубля на предстоящие дни

С целью обеспечения контроля над судьбой российских детей, усыновленных иностранными гражданами, были приняты Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами России и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 (в ред. Постановления от 10 марта 2005 г. N 123). Согласно Правилам такие дети ставятся на учет в трехмесячный срок с момента их въезда в государство места проживания усыновителей. При этом консульское учреждение проставляет соответствующую отметку в паспорте усыновленного ребенка (п. 4 Правил).

В целях обеспечения своевременной постановки на учет усыновленных детей Министерство образования и науки РФ каждые шесть месяцев направляет им информацию о таких детях (п. 8 Правил).

Консульские учреждения в конце календарного года направляют в это Министерство списки детей, поставленных на учет, а также информируют о нарушении прав и законных интересов усыновленного ребенка и неблагополучии в семье усыновителей (п. 8 Правил).

4. Усыновление ребенка — гражданина России за границей признается действительным, если:

а) этот ребенок проживает за пределами нашей страны;

б) усыновление произведено компетентным органом данного государства;

в) на это было получено предварительное согласие органа исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которого ребенок или его родители проживали до выезда из России (например, в г. Москве это орган исполнительной власти, занимающийся вопросами образования).

Кому допускается усыновление российских детей?

Мнение эксперта

Станислав Евсеев

Юрист. Опыт 12 лет. Специализация: гражданское, семейное, наследственное право.

С 2010 года действует ограничение на усыновление российских детей гражданами других стран. Наложен полный запрет на прием российских несовершеннолетних гражданами США (ст. 4 ФЗ от 2012 № 272).

Беспрепятственно могут усыновить российского ребенка граждане СНГ, Италии, Испании, Франции, Великобритании. Однако Постановление Правительства от 2000 года № 275 устанавливает ограничение. Правом на принятие в семью российского ребенка иностранцы наделяются только через 12 месяцев после поступления сведений о нем в региональный банк данных.

Усыновление возможно, если за 1 год несовершеннолетний не был передан в семью:

  • родственников-граждан РФ;
  • родственников-иностранных граждан;
  • посторонних граждан РФ.

Судебная практика международного усыновления

Решение о международном усыновлении принимается региональным Верховным судом РФ, который находится в месте проживания усыновляемых детей. Судебная практика по международному усыновлению очень обширна. Она включает в себя не только вопросы, связанные непосредственно с усыновлением, но и отказные дела.

Рассмотрение судом дел производится на основе поданных усыновителем документов, которые должны иметь нотариально заверенный русский перевод. Статистика судебной практики показывает, что количество международных усыновлений в стране постоянно снижается. Число отказов иностранным усыновителям не превышает 7% от общего количества поданных заявлений.

Основная причина отказа — нарушение установленных действующим законодательством требований к оформлению документов. Важной причиной отказа является нарушение условий передачи детей в семьи иностранцев. Очень тонким моментом судебной практики является передача братьев и сестер на воспитание в разные семьи и рассмотрение дел об отказе от усыновления. Среди главных причин отказа от детей — состояние их здоровья.

Когда будет отказано в усыновлении?

Не получится осуществить процесс иностранцам:

  • признанным недееспособными, поэтому они просто не могут отвечать за свои действия;
  • состоящим в браке с недееспособными лицами;
  • лишенным или ограниченным в родительских правах на других детей;
  • освобожденным от попечения по причине того, что не исполняют свои обязанности перед несовершеннолетними;
  • обладающим тяжелыми заболеваниями;
  • ранее усыновившим ребенка, если затем по решению суда было отменено усыновление;
  • не обладающим собственным жильем;
  • ранее осужденным или находящимся под следствием;
  • имеющим неснятую судимость;
  • не проходившим специального обучения, которое назначается всем гражданам, планирующим становиться приемными родителями.

Могут устанавливаться дополнительные требования органами попечительства. Если не удовлетворяются все эти условия, то не допускается усыновление российских детей иностранными гражданами. Поэтому данный процесс считается достаточно сложным.

Правила составления заявления в суд

Обязательно процедура усыновления русского малыша требует рассмотрения дела в суде. Потенциальные усыновители должны вышеуказанные документы подготовить и передать судье. Дополнительно формируется заявление, в которое вносятся нужные сведения:

  • информация о самих усыновителях;
  • прописывается, в какой именно стране будет проживать ребенок;
  • приводится точный адрес места жительства иностранцев;
  • включаются полные сведения о самом несовершеннолетнем, а именно о месте его регистрации, об имеющихся родственниках, братьях или сестрах, а также должны включаться сюда данные о родителях;
  • указывается причина усыновления;
  • прописывается непосредственное ходатайство, представленное прошением о смене данных малыша и месте его проживания.

Документация должна составляться только на русском языке, причем правильность перевода должна подтверждаться работниками российского консульства.

Требования к иностранцам усыновителям

Каждый потенциальный кандидат, должен соответствовать большому списку требований. Основные пункты:

  • выполнение требований статьи 127 СК РФ, которая устанавливает основные особенности для граждан, в том числе из РФ;
  • по статье 124 СК РФ установлено требование в виде возможности полноценного обеспечения несовершеннолетнего для его развития, в том числе нравственного, психического или физического;
  • наличие дееспособности и совершеннолетия по закону той страны, к которой относится гражданин. На практике эти требования должны выполняться как по законодательству РФ, так и другой страны. Например, если человеку 19 лет, а возраст совершеннолетия в его стране 21 год, то он исключается из кандидатов;
  • финансовая обеспеченность и возможность обеспечить других.

Также очень важно будут отсутствие запретов, то есть у человека нет особенностей, которые могут препятствовать. К таким особенностям можно отнести и определенное гражданство, например, США или Канады.

Кто имеет право представлять интересы сирот и иностранцев?

Международное усыновление при участии посредников на территории РФ запрещено. В данную категорию входят люди, занимающиеся поиском сведений о сиротах и распространяющие их третьим лицам. Представлять интересы детей должны сотрудники ООП. Аналогичные функции возьмут на себя уполномоченные органы в родной для иностранца стране.

Защищать интересы усыновителя могут организации, имеющие официальные представительства в РФ и действующие по нормам, установленным Гражданским кодексом. По закону подобные компании обладают следующими правами:

  • Передавать документы иностранцев, оператору, ответственному за сведенья о сиротах, и в отделение суда.
  • Получать базовую информацию об усыновляемом малыше, предоставляемую органами опеки. Распространять сведенья кому-либо, помимо заявителя, подобные организации не вправе.
  • Передавать от уполномоченных органов ответы и официальные заявления.
  • Помогать с въездом в Россию и выездом из нее вместе с усыновленным ребенком.
  • Принимать подданного другого государства (предоставить жилье, необходимые сведенья).
  • Помогать собирать документы, требуемые суду и ООП.
  • Принимать участие в судопроизводстве.
  • Принимать участие в оформлении документов на усыновленного малыша.
  • Представлять интересы подданного другой страны и оказывать ему любую незапрещенную законом помощь.
Читайте также:  Какой огнетушитель нужен для техосмотра в 2023 году

Информация из базы данных сирот предоставляется иностранцу или лицу, защищающему его интересы. Третьим сторонам данные никто не вправе разглашать.

Усыновление иностранцем детей российских граждан подразумевает личное участие в изучении документов малыша. Если иностранец не понимает русского языка, то суд разрешит воспользоваться услугами переводчика.

Обязательный контроль

Усыновители должны понимать, что после передачи ребенка в семью, уполномоченные структуры осуществляют проверку условий его жизни в дальнейшем вплоть до наступления совершеннолетия. Это касается и детей, усыновляемых иностранцами, хотя, процедура проверки в другой стране для российских органов опеки и попечительства затруднена. Именно поэтому функции проверки берут на себя полномочные представительства тех государств, гражданами которых являются приемные родители.

После окончания процедуры усыновления и переезда в другую страну уполномоченному органу отводится срок не более 1 месяца для взятия ребенка на консульский учет. В дальнейшем он обязан осуществлять периодические проверки и отправлять рапорты российскому попечительскому Совету. Проверке подлежат бытовые условия проживания ребенка, состояние его здоровья, процесс обучения. К рапорту прикладываются фотоснимки для подтверждения сведений.

Отношения по поводу устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с участием иностранцев и лиц без гражданства

Российское право не содержит каких-либо специальных материальных или коллизионных норм, регулирующих выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, если эти отношения осложнены иностранным элементом.

Российская Федерация не участвует в каких-либо соглашениях, которые определяли бы порядок такого выявления в случае наличия разного гражданства сторон семейных правоотношений или устанавливали бы применимое к указанным отношениям право.

Положения ст. 122 и 123 СК РФ не связывают проведение установленных ими процедур с российским гражданством детей.

Из этого следует, что вне зависимости от гражданства ребенка, оставшегося без попечения родителей, его выявление и учет осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации (lex fori) в порядке, предусмотренном гл.

18 СК РФ, Федеральным законом «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Порядком формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также иными нормативными правовыми актами.

Выбор форм устройства для детей, выявленных на территории Российской Федерации и учтенных в качестве оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 1 ст.

121 СК РФ осуществляется органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка.

Орган опеки и попечительства вправе предпринять попытки воссоединения ребенка с кровной семьей, если это возможно (соответствующие права ребенка предусмотрены ст. 10 и 11 Конвенции ООН «О правах ребенка»).

Термин «международное усыновление» является условным и используется в юридической литературе для обозначения правовой ситуации, когда усыновитель и усыновляемый имеют разные гражданства. Кроме того, к международному усыновлению относят и случаи усыновления российских детей гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за рубежом.

Усыновление российских детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, производится с некоторыми законодательно установленными отступлениями от принципа национального режима, основная задача которых состоит в обеспечении права ребенка воспитываться по возможности в стране своего происхождения. В соответствии со ст. 21 Конвенции ООН «О правах ребенка» «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным». Кроме того, ст. 8 Конвенции гарантирует каждому ребенку право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи. Таким образом, изъятия из принципа национального режима продиктованы в первую очередь заботой об интересах детей.

Во всех случаях усыновления детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами России, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, последствием усыновления может стать переезд ребенка на постоянное место жительства в другое государство, а также, возможно, смена гражданства.

Известно, что внутреннее законодательство большинства государств предусматривает упрощенный порядок предоставления гражданства детям, усыновленным подданными этих государств.

Таким образом, в вопросе об усыновлении российских детей иностранными гражданами затрагивается и публичный интерес Российской Федерации — в том смысле, что дальнейшая судьба ребенка после его усыновления находится вне юрисдикции России. Возвращение ребенка в Российскую Федерацию после отмены усыновления возможно в случаях, которые предусмотрены международными соглашениями.

Так, например, в силу ст. 15 Договора между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (подписан в 2008 г.), если того требуют интересы ребенка, он может быть возвращен на родину после отмены иностранного усыновления.

В соответствии со ст.

165 СК РФ усыновление, как и отмена усыновления, на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении ребенка лицом без гражданства — в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении или об отмене усыновления. Таким образом, в качестве коллизионной привязки в этой норме выступает личный закон усыновителя.

Вместе с тем при усыновлении на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, закон настаивает на соблюдении требований ст. 124 — 126, ст. 127 (за исключением подп. 7 п.

1), ст. 128 и 129, ст. 130 (за исключением абзаца пятого), ст. 131 — 133 СК РФ. Фактически все требования российского законодательства, касающиеся порядка, оснований и условий усыновления, должны быть соблюдены в указанных случаях, за некоторыми исключениями.

Таким образом, существуют следующие особенности усыновления детей, являющихся гражданами Российской Федерации:

1. Для усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства п. 4 ст. 124 СК РФ установлено два предварительных условия.

Первое — невозможность передачи усыновляемого ребенка на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам этого ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

Второе — истечение 12 месяцев со дня поступления сведений о таком ребенке в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (ст. 1 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»).

В этих целях ст.

Читайте также:  Нарушения КоАП и размеры штрафов

11 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» устанавливает правило, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, имеют право на доступ к конфиденциальной информации о детях при наличии в соответствующей анкете ребенка информации о мерах, принятых органами опеки и попечительства, региональными операторами и федеральным оператором, по устройству (оказанию содействия в устройстве) ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации. На основании ст. 6 указанного Федерального закона информация о принятых мерах по устройству ребенка включается в документированном виде в анкету ребенка, оригинал которой хранится у регионального оператора банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а копия — у федерального оператора.

Международное усыновление

Международное усыновление в России – это форма семейного устройства детей-сирот, при которой они передаются в приемные семьи иностранных граждан или граждан РФ, проживающих за рубежом.

Согласно ст. 165 Семейного кодекса РФ, при усыновлении иностранными гражданами российских детей процедура проводится в соответствии с международным законодательством и законодательством той страны, в которой зарегистрирован или проживает (для апатридов) усыновитель на момент, когда он подает соответствующее заявление в суд.

При этом принципы международного усыновления обязывают усыновителей и страну его проживания обеспечить усыновленному ребенку соблюдение тех же норм и гарантий, на которые он имел бы право при усыновлении внутри своей родной страны.

Главным условием передачи российских сирот на воспитание иностранным гражданам является отсутствие возможности их усыновления на территории РФ, что подтверждается документально органами опеки.

Также существует еще несколько условий:

  • сироты, оказавшиеся без родительской опеки, должны находиться в базе данных единого федерального реестра не менее 12 мес.;
  • по решению суда осуществляется проверка данных о детях-сиротах, потому как часто случалось, что заведомо были внесены недостоверные данные для фактической «продажи» иностранным лицам;
  • документальное доказательство органов опеки о том, что их сотрудники пытались устроить сирот на воспитание российским семьям;
  • суд должен выяснить причины отказа семей РФ от усыновления, сопоставить данные потенциальных родителей с данными органов опеки.

Запрет на усыновление гражданами США

Депутаты Госдумы добились принятия закона, который запрещает усыновление детей, граждан России, лицами, имеющими гражданство США (ст.4 Закона от 28.12.2012 г.). Этот закон направлен на защиту детей-сирот. Поводом послужили множественные нарушения интересов сирот гражданами США, иногда такие нарушения влекли за собой летальные случаи.

Однако главным моментом для такого решения стала безответственность органов власти США, которые не пытались расследовать и наказывать виновных.

Для отмены действия закона страны должны вести двухсторонние переговоры, где Российской стороне должны быть представлены гарантии защиты интересов их детей на территории США.

Кандидаты в усыновители

По сути, к потенциальным иностранным усыновителям предъявляются те же требования, установленные ст. 127 СК, что и к россиянам. Так, усыновление российских детей иностранными гражданами допускается независимо от пола и семейного положения, одинокими или состоящими в браке совершеннолетними лицами. При этом следует учитывать, что лица, не состоящие в семейных отношениях, не могут удочерить одного и того же ребенка.

Отметим, что, помимо вышеуказанных требований, согласно ст. 124 СК, кандидаты должны обладать способностью обеспечить полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка. Кроме того, в число требований входит прохождение обязательной психолого-педагогической подготовки, которую потенциальный усыновитель может пройти или у себя на родине, или в России.

Какие потребуются документы?

Если иностранные граждане принимают решение о том, чтобы взять малыша из российского детского дома или интерната, ими должны заранее подготавливаться определенные документы, передаваемые органам попечительства и суду. К ним относятся бумаги:

  • паспорт иностранного гражданина, который должен признаваться в России как документ, удостоверяющий личность;
  • правильно составленное прошение, на основании которого просят граждане об усыновлении ребенка, причем в нем должна иметься отметка, что они были ознакомлены со всей информацией о детях, находящихся в базе;
  • анкета, включающая сведения о потенциальных усыновителях;
  • подписка, подтверждающая возможность регистрации усыновленного малыша в консульстве РФ;
  • подписка, разрешающая работникам органам попечительства России обследовать жилище иностранцев, чтобы убедиться в наличии оптимальных жилищных условий;
  • документация, подтверждающая, что в стране, где будет жить ребенок, запрещены однополые браки;
  • заверение в письменном виде от органов опеки другой страны, которое удостоверяет, что место жительства граждан соответствует многочисленным требованиям;
  • свидетельство о том, что претенденты на усыновление прошли специальную подготовку, необходимую всем приемным родителям.

Отсутствие даже одного документа может стать основанием для отказа.

Условия для усыновления детей иностранными гражданами

В то время как для россиян усыновление ребенка представляет собой хоть и хлопотную, но не настолько сложную процедуру, то для граждан других государств усыновить сироту из России намного сложнее.

Это объясняется многократным нарушением норм Конвенции о правах детей, при которых сироты из России попадают в приемные семьи иностранцев нелегально, что часто приводит к тяжелым для ребенка последствиям, таким как жестокое обращение при условиях отсутствия контроля соответствующих органов.

Сегодня усыновление несовершеннолетних граждан России людьми, имеющими нероссийское гражданство, регламентируется Семейным Кодексом РФ, при этом существуют определенные условия, при которых иностранец может стать усыновителем.

Главными условиями, позволяющими усыновление иностранцам, являются такие факторы:

  • отсутствие судимости;
  • отсутствие заболеваний, при которых усыновление не является допустимым;
  • наличие жилплощади оптимальных размеров;
  • финансовая состоятельность, как гарантия возможности материального обеспечения ребенка;
  • наличие свидетельства о прохождении курса специального обучения для иностранных усыновителей;
  • отсутствие однополых связей;
  • наличие письменного согласия на принятие ребенка в семью от супруга или супруги, если человек пребывает в браке.

Как найти ребёнка для усыновления

Все сироты и оставшиеся без попечения родителей дети до 18-ти находятся в специальной информационной базе — ФГБД (федеральный государственный банк данных). Сюда приходят сведения из всех регионов. С помощью базы узнают, почему сирота оказался в детдоме, особенности его характера, персональные сведения.

Кто имеет доступ к ФГБД? Конечно, никто случайный зайти в банк данных не сможет. С ним работают сотрудники органов опеки. Доступ есть только у операторов банка.

Можно обратиться в местный отдел опеки и попечительства и выбрать малыша. Из личного дела узнаете о физическом состоянии сироты. А беседа с малышом поможет вам определиться с решением об усыновлении.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *