Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отграничение преступления от иных правонарушений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Разграничить административные проступки и преступления можно и должно лишь по степени их общественной опасности. Задача эта сложная — особенно в случаях, когда речь идет о сходных по характеру проступках и преступлениях, но она должна решаться в точном соответствии с законом, ибо только таким путем можно избежать необоснованного установления уголовной ответственности за административные правонарушения, совершенные повторно или при других отягчающих обстоятельствах. Будучи совершенным даже при определенных отягчающих обстоятельствах, административный проступок не может квалифицироваться как преступление, если его качественная определенность и степень его общественной опасности не выходят за границы проступка. Если же степень его опасности существенно повышается и достигает уровня преступлении, то он должен признаваться таковым и влечь за собой уголовную ответственность.
Проблема выражения в законе пределов уголовной и административной ответственности многопланова. Она тесно связана с вопросами криминализации и декриминализации деяний, разграничения уголовной и административной ответственности, определения размера наказания и административного взыскания за конкретные правонарушения, отграничения уголовной и административной ответственности от мер общественного воздействия и др. В последние годы при разработке этой проблемы в юридической литературе наибольшее внимание уделялось социальной обусловленности правовых норм. Правовые же аспекты оставались как бы в тени. Полагаю, что это явилось одной из причин наличия в законодательстве ошибок, связанных с определением границ уголовной и административной ответственности.
В настоящее время ошибки подобного рода носят единичный характер, но их число может увеличиться. Для того чтобы этого не произошло, необходимо в процессе подготовки нормативного акта, регулирующего уголовную или административную ответственность, определять состав правонарушения и размер санкции таким образом, чтобы они соответствовали положениям смежных правовых норм.
Список литературы
Лунев А. Е. , Административные правонарушения. — М. : Госюриздат, 1971.
Никифоров Б. Е. , Объекты преступления. — М. : Госюриздат, 1960.
Шаргородский М. Д. . Некоторые вопросы причинной связи в теории советского права // Советское государство и право. -1956. -№7.
Раздвоение вины — свидетельство отстаивания науки уголовного права, от требований технического прогресса // Государство и право — 1998. -№ 12
Медведев А. М. Разграничение преступлений и административных проступков // Государство и право. -1997. -№6
Лукьянов В. В. Административные правонарушения и уголовные преступления: в чем различия? // Государство и право. -1999. -№3
Филимонов В. Д. О выражении в законе оснований и пределов уголовной и административной ответственности // Государство и право. -1996. -№12
Шишов О. Ф. Преступление и административный проступок. — М. , 1987.
Что такое правонарушение
Правонарушение можно охарактеризовать как противоправное деяние, направленное против личности, имущества, а также подрывов установленных государством запретов и ограничений. Данные деяния не представляют собой опасность для общества, поэтому для их описания юристы часто используют термин «общественная вредность».
Нарушение ПДД пешеходом.
Таким образом, лица, совершающие правонарушение, не являются социально-опасными элементами и не могут быть осуждены в полном смысле этого слова с изоляцией от общества через тюремное заключение на длительный срок. Все правонарушения являются административно-наказуемыми противозаконными действиями, наказания за которые регламентируются КоАП РФ и предоставляют собой достаточно мягкие меры дисциплинарного воздействия, такие, как:
- Наложение денежного взыскания в виде штрафа с суммой, ограниченной тяжестью нарушаемой статьи Кодекса для водителей, должностных лиц, представителей индивидуального предпринимательства, различных сфер малого, среднего или крупного бизнеса, а также простых граждан.
- Административный арест на срок до 15 суток за повторяющиеся нарушения и особо тяжкие статьи, требующие повышенных мер по пресечению незаконной активности.
- Исправительные работы до 150 часов, предназначенные прежде всего для лиц, посягающих на сохранность чужой частной или государственной собственности.
- Лишение права заниматься тем или иным видом деятельности за нарушения, совершённые при занятии данной деятельностью (к данным мерам относятся лишение водительского удостоверения, приостановка или отзывы лицензий на право осуществления того или иного вида деятельности и т. д.).
Дела, связанные с административным делопроизводством, при особой тяжести правонарушения могут быть переквалифицированы в уголовную плоскость и переименованы в преступления.
Административное наказание может быть применено в том числе и к несовершеннолетним после 14 лет. Поэтому даже подростковое мелкое хулиганство подразумевает наложение дисциплинарных мер.
И правонарушение, и преступление — наказуемы!
Понятие и признаки преступления
В ст. 14 УК РФ определяется, что «преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания». В упомянутой статье приведено типовое (обобщающее) определение преступления, оно содержит указание на важнейшие признаки преступления, которые позволяют отграничить преступление от иных правонарушений, не являющихся преступлением.
Преступление – важная категория уголовного права, на которой базируются такие дисциплины, как криминология, криминалистика, уголовный процесс и др. Они анализируют состояние, определяют процедуру создания доказательственной базы и применяются при расследовании преступления. Преступление, как форма поведения человека, связана с конфликтом конкретного человека и общества, оно соответственно вызывает отрицательную оценку со стороны государства.
По сложившемуся в юридической науке убеждению, признаками преступления являются те условия, при наступлении которых совершенное деяние может быть признано преступлением. Так в уголовном законе содержится четыре таких признака: уголовная противоправность, общественная опасность, виновность и наказуемость деяния.
Признаки, указанные в УК РФ, являются качественными, и признание деяния преступлением возможно только в случае соответствия его всем четырем признакам[31]. Рассмотрим каждый из них в отдельности.
Признак общественной опасности преступления, безусловно, является самым дискуссионным для уголовного права. Учеными выдвигается множество различных мнений по поводу определения соответствующего научного термина, и его отличительных характеристик.
Однако общепринятым является понятие общественной опасности в проекции материального признака преступления, несущий объективный характер. Другими словами, общественная опасность деяния имеет место быть вне зависимости от того, признается ли она таковой законом.
Общественная опасность — это свойство деяния причинить или создать реальную угрозу причинения вреда охраняемым уголовным законом отношениям и интересам[32].
Общественная опасность это материальный признак преступления, от которого во многом зависит признание его преступлением. При этом советская доктрина традиционно и однозначно исходила из того, что общественная опасность это основополагающий признак преступления, а все остальные признаки преступления объявлялись производными от нее[33].
Качественный признак общественной опасности это ее характер, который зависит от важности охраняемого общественного отношения или интереса, на который посягает деяние. Так, например, преступления против жизни и здоровья личности всегда более опасны по своему характеру, чем преступления против собственности, в силу того, что охрана жизни и здоровья являются более ценным юридическим благом по сравнению с интересом собственности.
А вот количественный признак общественной опасности выражается в ее степени, которая зависит от характера воздействия различных преступлений на одни и те же охраняемые законом отношения.
На формирование общественной опасности оказывают влияние множество факторов. Одним из важнейших факторов, безусловно, является объект преступного посягательства.
Важно отметить, что также степень общественной опасности преступления может зависеть от способа совершения посягательства, формы вины, а также тяжести последствий и т.д. Характер и степень общественной опасности преступления имеют определяющее значение при выделении категорий самих преступлений, установлении исключающих преступность деяния обстоятельств, решении вопроса об освобождении от уголовной ответственности или наказания, определении вида и размеров наказания, истечения срока судимости.
Общественная опасность представляет собой важнейшую категорию преступного деяния. Исходя из этого, в иерархии признаков преступления общественная опасность занимает первое место[34].
Общественная опасность свидетельствует о вреде как последствие любого преступления. Поэтому общественную опасность можно определить как причинения вреда деянием для личных или общественных интересов.
По своему характеру общественная опасность это объективное свойство преступного деяния. Разумеется, общественная опасность свойственна преступлению, т.е. общественно-порицаемому акту поведения. А вот как разновидность общественного поведения, преступление носит субъективный отпечаток. Отсюда можно сделать вывод, что и общественная опасность является категория объективно-субъективная[35].
Такой вывод содержится в ряде работ по уголовному праву. В данной связи возникает вопрос можно ли считать личность преступника составляющей общественную опасность.
Если исходить из имеющегося толкования действующего уголовного закона, то, действительно, можно отметить личность преступника как элемент, образующим общественную опасность[36]. Так, к примеру, лицо может быть освобождено от уголовной ответственности, в случае если будет признано, что оно перестало быть общественно опасным[37].
Однако, учитывая субъективный фактор преступления, надо также иметь в виду, что понятие преступление состоит из совокупности признаков, которые неразрывно присутствуют в преступлении[38].
Некоторые эти признаки субъективны, такие как виновность, а вот часть объективна, такая как общественная опасность. Если лицо освобождают от уголовной ответственности, потому что оно впервые совершило преступление небольшой или средней тяжести, то данное обстоятельство свидетельствует лишь о том, что такое лицо нецелесообразно наказывать, потому что через какое-то время оно показало себя с хорошей стороны[39]. В этом случае наказание не выполняет свою прямую функцию.
Общественная опасность ориентирована, прежде всего, именно на такие ценности, которым посредством совершения преступления причиняется вред. Большая или меньшая общественная опасность деяния зависит от объекта посягательства главным образом, т. е. от тех общественных отношений, которые нарушаются в результате преступного посягательства.
Значимость общественной опасности в контексте преступления дает законодатель. Следовательно, криминализация деяния – это процесс оценки его с точки зрения вредности для общества. Законодатель, признавая деяние как общественно опасное, исходит из сущностной характеристики деяния как способного причинить вред личным или общественным интересам граждан.
Если деяние противоречит нормальным условиям существования общества, вступает с общественным прогрессом в противоречие, следовательно, оно должно считаться общественно опасным и получить законодательную оценку в виде запрещающей нормы права[40].
Объективное свойство общественной опасности означает, что она существует вне зависимости от того, каковы личностные свойства субъекта и даже вообще от существования субъекта. Так, убийство всегда останется общественно опасным деянием вне зависимости от того, совершил его человек с отличной характеристикой или патологический изверг.
Характеристика личности преступника учитывается судом при назначении наказания, но общественная опасность деяния от нее ни в коей мере не зависит.
В литературе считается, что на общественную опасность влияют признаки субъекта преступления, такие, например, как должностное положение лица, отношение к воинской обязанности и т.п.[41]. Например, взяточничество это исключительно должностное преступление. Потому недолжностное лицо не может быть осуждено за взятку. Из такого положения можно сделать вывод, что свойства субъекта действительно влияют на общественную опасность деяния.
Однако следует иметь в виду, что любое преступление, которое совершается специальным субъектом, таким как должностное лицо, военнослужащий и т.д., опасно вовсе не потому, что оно совершено именно особенным лицом, а потому, что посягает на соответствующие сферы общественных отношений[42].
Общественная опасность деяния в таких ситуациях повышается в связи с тем, что субъект, наделенный определенными служебными или профессиональными возможностями, посягает на значимые социальные связи, дискредитируя соответствующие отношения и нанося, таким образом, вред[43].
Если признать, что общественная опасность повышается в результате того, что субъект совершил преступление, будучи наделенным специальными полномочиями, тогда любой специальный субъект, например должностное лицо, становится субъектом потенциально повышенного риска. Если субъект стал должностным лицом, то он уже превратился в потенциального носителя общественной опасности, однако в действительности это не так.
Еще одним важнейшим признаком преступления выступает наказуемость. Это признак преступления, характеризующий не его сущность, а указывающий на его неизбежное юридическое последствие, неблагоприятное для правонарушителя. Таким образом, совершение преступного деяния в любом случае влечет за собой возможность назначения наказания, подразумевает угрозу наказанием при нарушении уголовно-правовой нормы.
Наказуемость как самостоятельный признак преступления представляет собой угрозу назначения и применения наказания за совершенное преступление. Так УК РФ при наличии определенных условий и оснований предусматривает возможность освобождения от наказания, а к несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия. Наказание как неизбежное следствие совершения преступления не должно смешиваться с наказанием, предусмотренным за это деяние в санкции. Именно угроза наказания, а не реальное наказание, которое в конкретном случае может и не последовать, является признаком преступления.
В теории уголовного права спорный вопрос о том, является ли наказуемость самостоятельным признаком преступления. Одни авторы считают, что это элемент уголовной противоправности, а другие, что это самостоятельный признак. Примечательно, что в ч. 1 ст. 14 УК РФ отсутствует указание на обязательность наказания именно поэтому согласно нашему уголовному праву возможно освобождение лица от уголовной ответственности или от наказания[65].
В правоприменительной практике нередки случаи, когда фактически преступление было совершено, но наказания за него не последовало. Это возможно в случае, когда преступление не было, зафиксировано правоохранительными органами или не было раскрыто. Подобные случаи отнюдь не отменяют признак наказуемости преступного деяния.
Дело в том, что сам факт того, что законодатель назначает уголовное наказание за совершение определенного деяния, уже делает его преступным, то есть наличие угрозы наказания уже само по себе является достаточным для действия признака наказуемости. Назначение реального наказания при этом не имеет определяющего значения. Следовательно, нельзя говорить о неотвратимости применения наказания как признаке преступления.
Наказуемость как признак преступления предполагает обязательную реакцию государства в ответ на совершение преступного деяния. Наказуемость между тем вовсе не означает непременного наказания вслед за фактом преступления.
Признак наказуемости содержит в себе потенциальную угрозу привлечения к ответственности лица в случае совершения им деяния, запрещенного уголовным законом. Таким образом, наказуемость следует рассматривать как потенциальную угрозу наступления негативных последствий на совершенные преступления. Именно как угрозу, поскольку возможны ситуации, когда фактически совершенное преступление остается без наказания[66].
Так, при применении норм гл. 11 УК РФ об освобождении от уголовной ответственности, субъект освобождается от ответственности на ранней стадии следственных действий, т.е. фактически совершенное преступление остается без реального исполнения наказания[67].
Наказуемость в данном случае выступает лишь как профилактика, которая тоже крайне необходима.
Сделаем вывод. При этом преступление может быть признано таковым только в случае наличия у него всех этих признаков. Первые два признака являются основными и определяют базовые характеристики преступления как особого вида правонарушения, а два последующих являются производными.
Определение проступка
Проступок — действие, которое вредит общественному порядку. Что именно будет считаться таковым регулируется установленными законами и нормативно правовыми актами.
Есть признаки такого вида правонарушения. Основными из них являются:
- противоправные действия;
- общественная опасность;
- угроза свободы окружающих граждан;
- вина правонарушителя.
Говоря простым языком, проступками являются такие правонарушения, которые имеют меньшую опасность по сравнению с преступлениями.
Необходимо понимать разграничение между понятиями. Административный проступок состоит из:
- объективной стороны;
- объекта;
- субъекта;
- субъективной стороны.
В качестве объекта выступают сложившиеся в обществе отношения, которые реализуются в соответствии с конституционными правами и свободами, правом собственности и установленным порядком управления гражданской жизнью. А в качестве субъекта такого вида правонарушений выступают физические и юридические лица.
Преступление относится к наиболее опасным правонарушениям, которые нарушают правовые запреты. В зависимости от того, какие общественные отношения нарушает деяние и какими правовыми средствами государство охраняет эти отношения, правонарушение может быть признано преступлением, административным правонарушением, гражданско-правовым деликтом, дисциплинарным проступком.
Большинство ученых полагают, что к критериям разграничения относится общественная опасность деяния. Разграничение проводится по степени общественной опасности деяния, Преступление обладает наивысшей степенью общественной опасности.
Так, в зависимости от размера причиненного вреда при хищении деяние может расцениваться и как преступление, и как административное правонарушение. В соответствии со ст. 7.27 КоАП РФ мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных УК РФ влечет за собой применение административного, а не уголовного наказания. Мелким же хищение признается, если стоимость похищенного имущества не превышает 2500 рублей (ч. 2 ст. 7.27 КоАП РФ).
Другим критерием разграничения правонарушений является противоправность. Преступление нарушает федеральный уголовный закон, который предусматривает за него наиболее суровые санкции (вплоть до пожизненного лишения свободы и смертной казни) по сравнению с мерами административного, гражданского и тому подобные воздействия.
Ответственность за административные, гражданские, трудовые, семейные и т.д. правонарушения регулируется КоАП, Гражданским, Трудовым, Семейным кодексами РФ и иными нормативными правовыми актами, устанавливающими более мягкие меры воздействия на правонарушителей и не влекущие последствий, связанных с уголовным наказанием.
Отличие преступлений от непреступных правонарушений и аморальных проступков
Преступления являются одной из разновидностей правонарушений. В практической деятельности по применению уголовного закона нередко возникает вопрос о разграничении преступлений и непреступных правонарушений, предусмотренных административным, гражданским, трудовым, земельным, семейным, хозяйственным, транспортным правом.
Правонарушения, ответственность за которые регулируется перечисленными отраслями права, в основном могут быть разделены на три вида: административные, дисциплинарные, гражданско-правовые.
Как преступления, так и иные правонарушения препятствуют нормальному функционированию общества, причиняют вред сложившейся системе общественных отношений. Поэтому и те, и другие объективно являются общественно опасными. Однако степень их вредоносности, мера опасности для установившейся системы правовых связей различна.
Величина причиненного вреда является определяющим показателем степени общественной опасности и основным критерием отграничения преступления от иных правонарушений.
Разграничение преступлений и непреступных правонарушений осуществляется по трем основным признакам:
- объекту,
- характеру и степени общественной опасности,
- виду и форме противоправности.
Общий объект совокупности всех преступлений по разнообразию регулируемых сфер правоотношений шире соответственно административных, дисциплинарных и гражданских правонарушений. Для ряда преступлений характерно посягательство на такие общественные отношения (жизнь человека, государственную безопасность), когда подобные деяния могут быть отнесены лишь к числу преступлений.
По характеру и степени общественной опасности преступления всегда отличаются большей социальной вредностью, чем иные правонарушения.
В этом заключается главный материальный критерий разграничения преступлений и проступков.
Отличие преступления от иных видов правонарушения
Применение уголовного закона нередко сопряжено с необходимостью проведения четкой границы между преступлением и иными правонарушениями. Так, преступление следует отличать от административных, гражданских, дисциплинарных, трудовых и иных правонарушений.
Все они обладают определенной мерой общественной опасности.
Однако только качественно высокий уровень общественной опасности позволяет оценивать определенный тип поведения людей именно как преступление и законодательно устанавливать для борьбы с ним меры уголовного наказания.
В настоящее время практически общепризнанно, что главные отличия преступления от иных правонарушений заключаются в различной степени общественной опасности. Общественная опасность — признак всех правонарушений, но количественная характеристика этого свойства между преступлением и проступком не одинакова. У преступления более высокая степень общественной опасности.
Законодатель при конструировании норм, суды при их толковании всегда стремятся, возможно, точнее толковать преступления и проступки.
Ведущим разграничительным общественно опасным элементом выступает размер причиненного ущерба правоохраняемым интересам личности, общества, государства.
Материальный ущерб, который причиняется в результате совершаемых ныне преступлений, измеряется в денежном выражении, в физическом вреде — в четко фиксированных показателях утраты трудоспособности, органов или их функций (ст. 111-118 УК РФ).
В отличие от других правонарушений преступление отражает высокую меру общественной опасности конкретных типов поступков людей на определенном этапе развития общества. С изменением социальных условий эта опасность может снижаться либо возрастать. Изменение опасности влечет за собой перемену границ между преступлением и правонарушением.
Ярким примером такого процесса может служить практика борьбы уголовно-правовыми средствами с незаконным предпринимательством (ст. 171 УК РФ). Вместе с тем конкретные нарушения незаконной торговли расцениваются как административные правонарушения.
Реже изменение границ между преступлением и правонарушением связано с непоследовательностью решения законом конкретных вопросов. Например, УК РСФСР 1960 г. содержал ряд норм с административной преюдицией. В частности, ст.
166 УК относила к числу преступных посягательств незаконную охоту после применения мер административного взыскания за такое же нарушение. В действующем Уголовном кодексе РФ такие нормы вообще отсутствуют. Повторное административное правонарушение остается именно правонарушением.
Такое решение вопроса законом представляется верным, ибо сложение двух административных правонарушений не может составить одного преступления. Каждое из них в отдельности не обладает необходимым уровнем общественной опасности. Не образует ее и сложение упомянутых правонарушений.
Действующий УК РФ практически во всех случаях причинения прямого материального ущерба в примечаниях к соответствующим статьям Особенной части называет его величину. Например, в разд. VIII «Преступления в сфере экономики» такие примечания приведены во всех нормах о преступлениях с прямым материальным ущербом. Он исчисляется в едином измерении.
Но есть и криминообразующие величины общественно опасных последствий, без которых отсутствует само преступление. Например, преступлением признано уклонение от уплаты таможенных платежей в крупных размерах. Примечание к ст. 194 УК РФ определяет таковой в виде стоимости свыше пятисот тысяч рублей.
Уклонение от уплаты таможенных платежей в меньшем размере является таможенным правонарушением, предусмотренным нормами Таможенного кодекса РФ.
Понятно, что гораздо сложнее проводить границу между гражданскими правонарушениями и экономическими преступлениями с непрямым материальным ущербом, когда ущерб носит комплексный характер, включает прямые и непрямые материальные уроны, дезорганизацию предпринимательской либо управленческой деятельности. К примеру, при незаконном предпринимательстве, финансовом банкротстве, легализации «грязных» денег, монополистической деятельности и т.п. потребуются сложные бухгалтерские экспертизы, чтобы такой экономико-организационный ущерб определить.
В единичных случаях ГК РФ вторгается в сферу уголовно-правовых отношений, что затрудняет разграничение преступлений и гражданских деликтов. Так, ст. 575 ГК РФ разрешает дарение «обычных подарков», стоимость которых не превышает трех тысяч рублей.
На практике со вступления ГК РФ в силу возник правомерный вопрос: как отграничить взятку на указанную сумму и «обычное дарение». Дискуссия по данному вопросу при обсуждении проекта постановления Пленума Верховного Суда РФ конструктивно не завершилась. В постановлении № 6 Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.
Проступки и преступления
Правонарушения бывают двух видов: проступки и преступления. Преступление — это виновное, общественно-опасное, противоправное деяние, посягающее на общественные отношения, охраняемые уголовным законодательством, и причиняющее вред охраняемым законом интересам личности, общества и государства. В частности, это права и свободы личности, общественной порядок, основы конституционного строя государства и т. д. В зависимости от характера и степени общественной опасности преступления подразделяются на следующие виды: преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.
Проступки — это все противоправные деяния, за исключением преступлений. Основным критерием разграничения преступлений и проступков является степень общественной опасности этих правонарушений и санкции, предусмотренные за эти противоправные деяния. В зависимости от того, в какой сфере социальной жизни они совершаются, характера наносимого вреда, особенностей соответствующих им правовых санкций проступки подразделяются на административные, дисциплинарные и гражданско-правовые.
Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на права и свободы граждан, государственный или общественный порядок, собственность, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. Признаками административного проступка являются общественная опасность, противоправность деяния, вина правонарушителя.
Состав административного правонарушения включает следующие элементы: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционных прав и свобод граждан, право собственности, установленный порядок управления, общественный порядок и т. д.
Субъектом административного правонарушения являются физические и юридические лица. Административное законодательство предусматривает четыре группы физических лиц — граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства и должностные лица.
Объективная сторона административного правонарушения проявляется в действии или бездействии, повлекшем за собой возникновение административного деликта. Субъективная сторона включает мотив, цели и вину правонарушителя. При совершении административного проступка вина может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Наличие вины правонарушителя в той или иной форме является важнейшим и необходимым признаком административного правонарушения.
Дисциплинарный проступок — это нарушение трудовой или служебной дисциплины, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых или служебных обязанностей. Дисциплинарные правонарушения подрывают производственную, служебную, воинскую, учебную дисциплину. Дисциплинарные правонарушения в основном предусмотрены нормами трудового законодательства, дисциплинарными уставами, положениями о прохождении службы в государственных органах.
Характерными признаками дисциплинарного проступка являются: во-первых, то, что дисциплинарное правонарушение совершается работником, состоящим в трудовых правоотношениях с данной организацией и обладающим трудовой деликтоспособностью. Во-вторых, дисциплинарный проступок выражается в противоправном и виновном неисполнении или ненадлежащем исполнении своих трудовых или служебных обязанностей. Противоправность поведения проявляется в нарушении трудовых или служебных обязанностей, возлагаемых на работника трудовым контрактом.
Примером противоправного поведения могут быть прогулы, появление на работе в нетрезвом состоянии, невыполнение трудовых нормативов, опоздание на учебу, самовольное оставление воинской части и т. д. Виновным признается противоправное деяние, совершенное умышленно или неосторожно. В-третьих, в результате дисциплинарного правонарушения вред причиняется трудовому коллективу, организации при наличии причинной связи между противоправным действием (бездействием) и наступившим вредом (ущербом). В-четвертых, дисциплинарный проступок влечет применение дисциплинарных санкций, предусмотренных трудовым законодательством или дисциплинарными уставами.
Таким образом, дисциплинарный проступок можно определить как виновное противоправное нарушение трудовых или служебных обязанностей работниками, за совершение которых устанавливается дисциплинарная ответственность и может быть применена мера дисциплинарного взыскания, предусмотренная в трудовом законодательстве или дисциплинарными уставами.
Гражданское правонарушение — это виновное противоправное деяние деликтоспособного лица, наносящее вред урегулированным нормами гражданского права имущественным и связанным с ними личным неимущественным отношениям. Это такого рода правонарушения, как неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств, заключение противоправных сделок, нарушение авторского права, причинение имущественного вреда и т. д. Субъектами гражданских правонарушений могут выступать как физические, так и юридические лица.
Характерной особенностью гражданских правонарушений является то, что ответственность, предусмотренная за эти проступки, носит правовосстановительный характер в форме имущественных или неимущественных санкций.
Социальная сущность правонарушений коренится в самих общественных отношениях, которые порождают поступки людей. Противоправное поведение как особое социальное поведение обусловлено наличием объективных и субъективных причин и условий, существующих в самой общественной жизни. По словам известного американского социолога Э. Шура, «все существующие модели преступного поведения являются ценой, которую мы вынуждены платить за ту структуру нашего общества, которую создали сами»6. Следовательно, социальная природа правонарушаемости обусловлена социально-экономическими условиями жизни общества.
Субъективные причины правонарушений — это низкий уровень правосознания и правовой культуры каждой отдельной личности, негативные побуждения, цели, потребности, противоречащие интересам общества. Противоправное поведение всегда индивидуально и является актом воли и сознательной деятельности. Поэтому важно знать и изучать психико-эмоциональные мотивы (причины), побудившие к совершению противоправных деяний.
Объективные причины правонарушений — это определенные противоречия в общественной жизни, характеризующиеся экономическими, политическими, социальными и духовными факторами. Объективные условия правонарушений — это недостатки организационного и технического порядка, способствующие действию субъективных и объективных причин правонарушения.
Процесс преодоления правонарушений связан с комплексным решением ряда экономических, политических, социальных, межнациональных, межконфессиональных проблем и задач, стоящих перед обществом по улучшению материального благосостояния народа, устранению социального неравенства, правовому воспитанию, обеспечению законности и правопорядка.
И правонарушение, и преступление — наказуемы!
Уголовная ответственность действующих предприятий и организаций в нашей стране не предусмотрена. За противоправные действия юридические лица должны понести только административную ответственность. Ответственные руководящие сотрудники лично могут быть привлечены к судебному разбирательству по факту возбуждения уголовного дела.
Т.е. подсудными фактически являются только должностные лица той или иной организации, а не предприятия, в результате деятельности которых был нанесен определенный ущерб гражданам. Также нужно принимать во внимание возможность выбора законодательной власти назначения административного наказания за те или иные преступления в связи с особыми обстоятельствами в стране, либо какими-то другими процессами.
Следует отметить, что всегда существует вероятность совершения законодателем ошибки в процессе оценки совершенных правонарушений. Например, до наступления 30 июня 2002 года хищение можно было признавать мелким, когда объем украденных платежных средств составлял более 1 МРОТ в соответствии с положениями ст. 7,27 КоАП РФ, который начал действовать с 1 июля 2002 года.
После этого мелким признается хищение платежных средств в объеме, превышающем 5 МРОТ. Другими словами, большинство хищений в РФ до недавних пор не являлись причиной для возбуждения уголовных дел.
Прописаны такие правонарушения в КоАП. Характеризуются они тем, что деяния правонарушителя связаны с посягательством на общественную или государственную собственность или совершены против установленного правопорядка в стране. Пожалуй, это самая обширная категория антиобщественных деяний, за которые предусмотрена ответственность не только административным кодексом правонарушений, но и земельным законодательством, финансовым, процессуальным и другими отраслевыми нормативными актами.
Однако правоохранительные и другие уполномоченные органы вправе применить санкции за административные правонарушения не позднее двух месяцев с момента их совершения (в ряде случаев предусмотрен более длительный срок – 1 год).
В обычной жизни мы чаще всего сталкиваемся с нарушениями в виде нарушений ПДД, безбилетного проезда в общественном транспорте, мелким хулиганством. Предприятия чаще всего несут ответственность за нарушение налогового законодательства и правил пожарной безопасности.
Понятие и признаки преступления
Степень общественной опасности в случаях, когда преступления и правонарушения по характеру нарушенного интереса являются смежными, представляется основным критерием, отличающим преступления от других видов правонарушений. Объективными и субъективными обстоятельствами, определяющими степень общественной опасности, которые могут повлиять на отнесение деяния к числу преступлений или иных правонарушений, являются способ действия, форма вины, мотив и цель.
Правонарушение представляет собой родовое понятие для очень широкого круга деяний. Классификация последних предполагает разграничение их по различным основаниям.
Следует согласиться с предложением ученых классифицировать все правонарушения по следующим критериям: в зависимости от характера правонарушений; степени их вредности и опасности для общественных отношений; по характеру применяемых санкций за их совершение.
Категория «степень общественной опасности» является весьма формальным критерием для отграничения преступлений и иных правонарушений. Правовая наука выработала более четкие критерии, по которым мы можем проводить разграничение преступлений и иных правонарушений. В обществе и государстве совершается множество поступков, как положительных, так и негативных, нарушающих установленный правопорядок. В теории государства и права последние принято называть правонарушениями, т. е. виновными, противоправными, наносящими вред обществу деяниями праводееспособного лица или лиц, влекущими за собой юридическую ответственность10. Только преступления могут повлечь за собой уголовное наказание по приговору суда с последующей судимостью.
Разграничение преступлений и иных правонарушений
Теория государства и права предлагает классифицировать правонарушения в зависимости от их характера и опасности для общественных отношений, а также от характера применяемых за их совершение санкций на преступления и проступки. Проступки характеризуются меньшей по сравнению с преступлениям и степенью общественной опасности и влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер административного, дисциплинарного или гражданско-правового воздействия.
Еще одним признаком, отличающим преступления от других правонарушений, является характер противоправности. Преступления всегда противоречат уголовному закону. Другие правонарушения нарушают нормы других отраслей права.
Это могут быть не только законы, но и подзаконные нормативные акты.
При отграничении преступлений от иных правонарушений следует принимать во внимание ряд обстоятельств. Так, некоторые преступления посягают на такие общественные отношения, на которые другие правонарушения посягать не могут (например, жизнь человека, государственная безопасность). Характер общественной опасности, который определяется объектом посягательства, позволяет отнести такие деяния лишь к числу уголовных преступлений. Трудностей в разграничении преступлений и иных правонарушений при этом не возникает.1Основным показателем, определяющим степень общественной опасности совершенного деяния, является причиненный вред.
Величина причиненного вреда позволяет отграничивать преступления и другие правонарушения. Так, если использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы повлечет существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций или общества или государства в целом, его действия квалифицируются по ст. 285 УК, а в случае отсутствия такого вреда — являются дисциплинарным проступком. Как гражданско-правовые деликты, так и преступления против собственности связаны с причинением личности и государству имущественного вреда.