- Уголовное право

Пенсии в СССР сравнили с российскими

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсии в СССР сравнили с российскими». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Надо заметить, что довольно долго советские трудящиеся жили вообще без пенсионного обеспечения. Большевистская революция отменила «царские пенсии». К 1914 году право на пенсию по выслуге лет имели практически все работавшие в госучреждениях: чиновники и офицеры, учёные и преподаватели, инженеры и медперсонал, рабочие казённых заводов. Отдельные ведомства и частные предприятия выплачивали своим пенсионерам из кассы взаимопомощи пожизненные пенсии, если человек отчислял в эту кассу взносы в течение 10 лет. Крестьяне, составлявшие четыре пятых населения Российской империи, никаких пенсий не получали.

«Царская пенсия» Ленина

До революции при назначении государственной пенсии полный оклад полагался тому, кто прослужил 35 лет, за 25 лет службы давали половину оклада, за 10 лет — третью часть. Платили пенсии и в случае потери кормильца. Так, Мария Александровна Ульянова получала пожизненную пенсию за умершего на службе мужа, директора народных училищ Симбирской губернии действительного статского советника Илью Николаевича Ульянова. С мая 1886 года ей платили 50 рублей ежемесячно и ещё столько же — на каждого несовершеннолетнего ребёнка покойного. Между прочим, средняя месячная зарплата в России в то время составляла 30 рублей. Помимо этого, Мария Александровна была типичной помещицей в Кокушкине Казанской губернии и собирала арендную плату с крестьян. Так что семья Ульяновых не бедствовала. Даже казнь её старшего сына Александра за подготовку покушения на Александра III не послужила поводом к лишению её пенсии. На царскую пенсию отца вплоть до 21 года жил и Володя Ульянов — будущий борец с царизмом и мировым капиталом Владимир Ильич Ленин.

Сколько получали пенсионеры

Газеты тех лет подавали пенсионное обеспечение как большое достижение советской власти под руководством вождя Сталина. Но от нищеты достижение, увы, не спасало.

Историк Владимир Мамяченков приводит сведения из Большой советской энциклопедии: до войны минимальная пенсия по старости, за выслугу лет и для инвалидов первой группы составляла 50 рублей. Для инвалидов второй и третьей групп — 40 и 25.

На минимальную пенсию можно было покупать в день по килограмму хлеба — и все. В 1940 году килограмм пшеничного хлеба стоил 1,7 рублей, говядины — 10, литр молока — 2. И это госцены, на рынке все было дороже.

И вот 15 июля 1964 года был принят закон о государственных пенсиях колхозникам — с 1 января 1965-го он вступил в силу. Только в РСФСР предстояло назначить пенсии 4 млн колхозников.

Закон ввел единые правила для всей колхозной системы — для пенсионеров, инвалидов, потерявших кормильца, беременных. Со своей стороны колхозы обязали отчислять 4% выручки в централизованный фонд, который пополнялся также и из госбюджета. Платил пенсии собес.

Это был, конечно, прорыв, но, как пишет историк Мамяченков, государство «лишний раз обидело жителей села»: пенсионный порог для них установили на пять лет выше, чем для прочих категорий граждан — 65 лет для мужчин и 60 для женщин.

Минимальная пенсия, гарантированная государством, у колхозника была меньше, чем у рабочих: 12 рублей (для рабочих — 30). Максимальная тоже меньше — 102 рубля (для рабочих 120). Впрочем, такой максимум для престарелых сельчан был недостижимой мечтой.

По данным Ольги Капустиной, через год после вступления в силу нового закона — то есть в конце 1965 года — средний размер пенсии колхозников на территории России составлял… 12,6 рублей в месяц. Килограмм мяса в те годы стоил 2 рубля.

Да ладно бы только это. По какой-то странной российский традиции реформа пенсионного обеспечения колхозников не учла массу нюансов.

Например, чтобы получать пенсию, нужен был стаж работы в колхозе — 25 лет (мужчины) и 20 лет (женщины). Размер выплат рассчитывали из средней зарплаты за предпенсионное десятилетие (для расчета брали любые пять лет из 10-летки).

Но в архивах многих колхозов не было сведений о зарплатах — тем более, что ее далеко не всегда платили деньгами. Где-то архивы и вовсе были утрачены — их уничтожали при реорганизации хозяйств, порой даже использовали при растопке печей. Людям приходилось искать свидетелей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *