Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Насчитали и выплатили мало по ОСАГО после ДТП – что делать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Часто бывает так, что автосервис, не получив достаточную для ремонта сумму, требует доплаты с владельца машины. Но это незаконно, страхователь не должен нести расходы по восстановлению ТС, если он не виновен в происшествии.
Выплата пришла, но мало – что делать?
Первое, что нужно понимать, с чем связана такая маленькая выплата, для этого необходимо письменно обратиться к страховщику с заявлением, в котором потребовать ознакомить с результатами осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), а также выдать копию акта о страховом случае. Копию акта обязаны выдать в течение трех дней со дня получения соответствующего заявления.
Из этих документов можно будет сделать вывод о том, есть ли вина страховщика в том, что за полученные повреждения выплачено мало, или нет. Ведь сумма выплаты может быть меньше, чем стоимость ремонта и по независящим от страховщика причинам, например, большая разница между стоимостью запчастей в справочнике РСА, который обязателен при расчете стоимости ремонта по ОСАГО, и рыночной стоимостью деталей в магазинах.
Инструкция для получения полной суммы страхового возмещения.
Теперь подробнее рассмотрим каждый из пунктов.
Запрос экспертизы в страховой компании.
Если страховая компания занизила сумму выплаты, то вы можете потребовать обоснования этой суммы, т.е. нужно получить копию заключения эксперта, а также необходимо ознакомится с материалами выплатного дела, при ознакомлении с делом необходимо провести фотофиксацию всех документов.
Однако, копию заключения эксперта вы от страховой не получите, т.к. экспертизу никто не проводил, и ознакомившись с материалами дела вы в этом убедитесь.
Проведение независимой экспертизы
Если вы не согласны с суммой выплаты страховой премии, то необходимо определить какая же сумма будет объективно достаточной для восстановления автомобиля, для этого вам необходимо самостоятельно провести независимую экспертизу. При этом необходимо, чтобы эксперт при определении стоимости восстановительного ремонта руководствовался правилами установленными Центральным Банком РФ и действующим законодательством.
Досудебная претензия к страховой о незаконном снижении страховой выплаты
Необходимо составить грамотную претензию в адрес страховой компании и направить ее по юридическому адресу или лично вручить в офисе страховой компании под роспись и печать, к претензии обязательно приложите копию или второй экземпляр заключения эксперта, а также реквизиты счета для перечисления страховой выплаты.
Почему страховая компания занижает выплату и не увеличит ее по претензии?
Все очень просто, по статистике из 10 человек, которые остались недовольны заниженной суммой страховой выплаты обратится в суд только 1. И страховые компании это знают, именно поэтому вероятность получить всю страховую выплату после подачи претензии крайне низка, т.к. к страховой компании не будет применять никакая санкция за необоснованный отказ.
И только когда вы обращаетесь в суд, для страховой компании появляются определенные финансовые риски, которые обычно и вынуждают ее выплатить оставшуюся сумму.
Иск в суд к страховой об обжаловании занижения страхового возмещения и взыскании неполученной суммы
Исковое заявление в суд против страховой выплатившей заниженную страховку это самый действенный инструмент по защите ваших прав.
Как это работает? Когда вы подаете иск в суд, то ваше дело автоматически передается в юридический отдел страховой компании и его изучает руководитель юридической службы. Юристы оценивают перспективу этого дела и вырабатывают вектор по которому страховая компания выйдет с наименьшими потерями.
В такой ситуации вам больше не придется разговаривать с менеджерами “девочками” и “мальчиками” в офисах компаний, вашим делом будут заниматься адекватные люди, которые понимают правовые и финансовые последствия нарушения Ваших прав.
Это происходит в силу того, что в исковом заявлении сумма требований складывается не только из суммы страхового возмещения, а применяются еще ряд правовых инструментов.
При занижении суммы страховой выплаты подается исковое заявление о взыскании:
- недоплаченной суммы страхового возмещения
- компенсации причиненного морального вреда
- процентов за пользование чужими денежными средствами
- расходов на составление документов и оплату услуг представителя
- расходов на проведение независимой экспертизы
- расходов на составление доверенности у нотариуса
- штрафа в размере 50% от всей присужденной суммы
Отдельно хочется сказать по поводу последнего пункта, штраф взыскивается со страховой компании в пользу страхователя т.е. в вашу пользу.
(При удовлетворении судом требований потребителя, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. )
Данная мера ответственности установлена ст. 13 ФЗ РФ “О защите прав потребителей” оформить как цитату
То есть, от всей суммы, которую суд присудил в вашу ползу еще взыскивается штраф, за то, что страховая компания занизила страховую сумму и не выплатила ее добровольно по вашей претензии.
Именно благодаря всем этим инструментам очень часто страховые компании сразу после получения повестки в суд пытаются заключить мировое соглашение со страхователем, либо добровольно исполнить требования содержащиеся в претензии.
Большим плюсом является тот факт, что страховая компания уже выплатила часть суммы, тем самым подтвердив, что случай признан страховым и страхователь выполнил все необходимые действия предусмотренные законом для получения страховой выплаты, осталось решить вопрос только с размером возмещения это существенно упрощает задачу.
Фактическое получение страховой суммы
Когда вы подали исковое заявление в суд, то дело может закончится решение суда, мировым соглашением,добровольным исполнением страховой компанией своих обязательств.
Мировое соглашение и добровольное исполнение обязательств предполагает добровольную, фактическую выплату денежных средств составляющих разницу между заниженной выплатой и суммой фактически необходимой для ремонта автомобиля после ДТП.
Самое интересное начинается, когда суд вынес решение о взыскании денег со страховой, в связи с незаконным снижением суммы страхового возмещения и вам предстоит получить свои денежные средства.
- подача исполнительного листа в Федеральную Службу Судебных Приставов (ФССП)
- подача исполнительного листа в банк, в котором у страховой компании есть счета.
Кто доплачивает за ремонт
Если выплата по ОСАГО рассчитана правильно, но денег не хватает на ремонтные работы, пострадавший вправе взыскать недостающие средства с виновника аварии. Перед выставлением требований к инициатору ДТП нужно произвести действия, описанные ниже (см. раздел «Если стоимость ремонта больше выплаты).
Если расчет компенсации выполнен с ошибкой, то претензии надо предъявлять СК (см. раздел «Намеренное занижение страховой суммы»).
Таким образом, если компенсации по ОСАГО не хватило на восстановительные работы, доплачивает:
- страховщик, если он допустил ошибку в расчетах (и автовладелец ее доказал);
- виновник ДТП, если размер компенсации рассчитан правильно.
Порядок выплат по ОСАГО
Чтобы получить выплаты по ОСАГО, необходимо уведомить страховую компанию о происшедшем событии, которое стало причиной ущерба. Основанием для компенсации является заявление на возмещение, к которому нужно приложить пакет бумаг, подтверждающих факт наступления страхового случая, а также детализирующих его объемы и характеристики. В перечень документов входит:
- паспорт собственника;
- водительское удостоверение;
- заявление о страховом возмещении;
- справка о ДТП и постановление;
- ПТС или СТС (можно в виде копии);
- постановление или протокол или определение об отказе в возбуждении административного дела на виновника аварии, если ДТП оформлено не по европротоколу.
Страховщику законом выделяется 20 рабочих дней для проведения внутреннего расследования происшествия, необходимого для того, чтобы корректно рассчитать сумму ущерба. По истечении этого срока на счет потерпевшего должна поступить сумма возмещения.
Чтобы ваши действия после дорожного происшествия не стали причиной занижения выплаты и вы не думали, что делать, если не устраивает сумма страховой выплаты по ОСАГО, следуйте простым рекомендациям:
- вызывайте на месте ДТП представителя дорожной службы для фиксирования страхового случая и не поддавайтесь уговорам виновника происшествия оформить его по европротоколу;
- соблюдайте сроки подачи заявления в страховую компанию — они составляют 5 дней;
- не ремонтируйте авто до урегулирования вопроса со СК, для этого возможно понадобиться повторная экспертиза;
- заберите с ремонтной мастерской документы, подтверждающие факт проведения восстановительных работ и их объемы — если вы уже отремонтировали поврежденных транспорт до завершения делопроизводства.
Почему существует практика занижения выплат по ОСАГО
Величина компенсации определяется объемом повреждений и стоимостью запасных частей. Если масштаб ущерба заранее предположить невозможно, то установить расходы на детали сложнее.
С 2014 года страховые компании рассчитывают стоимость восстановления поврежденного автотранспорта на основе единой методики ЦБ РФ. Бывают случаи, когда в справочнике РСА указана более низкая цена на запчасти — по сравнению со среднерыночной. В новых условиях регулятор изменил правила, и теперь расчет ведется в отношении как оригинальных, так и неоригинальных изделий. Справочник РСА включает вместе с розничными и оптовые цены, влияющие на конечную стоимость деталей. Этим часто пользуются страховщики.
С 19 октября 2022 года действует обновленный справочник оценки средней цены запчастей. Изменения в справочник вносятся примерно раз в квартал. В 2022 году это происходило трижды — в марте, июне и октябре. Две последние версии документа учитывают динамичный рост цен на детали, новые логистические схемы и уход с российского рынка ряда зарубежных автопроизводителей. Это частично защищает владельцев авто от ситуации, когда страховая мало выплачивает по ОСАГО. По информации РСА, средняя стоимость запчастей в новых условиях выросла на 29%. Такие цифры называют и некоторые эксперты авторынка.
В случае получения выплаты деньгами принимается во внимание износ деталей. Это делает более выгодным ремонт в партнерском автосервисе. Здесь при восстановлении всегда устанавливаются новые запчасти.
Среди других факторов, приводящих к неполной выплате:
- Занижение расчета утраты товарной стоимости (УТС) или его отсутствие.
Методика определения УТС отличается большой сложностью. Работу выполняют эксперты посредством компьютерной программы. В среднем показатель оценивается в 8-10% от стоимости ТС, однако реальные суммы нередко занижают. Для получения выплаты УТС нужно подавать заявление, иначе можно остаться без компенсации.
- Квалификация экспертов.
Уровень профессионализма отдельного специалиста может быть недостаточным для точного определения величины ущерба.
- Игнорирование скрытых повреждений.
Представители страховых компаний часто проводят поверхностный осмотр, не позволяющий установить скрытые дефекты. Их тщательный поиск невыгоден, поэтому такие повреждения могут игнорироваться. В автосервисе они будут обнаружены и включены в стоимость ремонта, но автовладельцы часто платят за них сами.
- Условия проведения экспертизы.
Если осмотр выполняется при плохом освещении, автомобиль грязный, то внешние дефекты плохо видны или незаметны.
- Действия с деталью.
Иногда поврежденная в ДТП запчасть требует замены, однако страховщик настаивает на ее восстановлении.
- Погрешность экспертов (до 10%).
Многие страховые организации неохотно выплачивают максимальную страховую сумму, даже если для этого имеются все основания. Если ДТП серьезное, а повреждение авто значительное, большинству водителей приходится подключать к делу независимого эксперта или юриста.
Для дополнительной подстраховки на дорогах мы рекомендуем приобрести расширенный полис ОСАГО – ДСАГО. Этот вид страхования защищает вашу автогражданскую ответственность, как и ОСАГО, разница лишь в лимите страховой выплаты.
По ДСАГО размер возможной компенсации вы устанавливаете сами при покупке полиса, и от этого будет зависеть его стоимость. Максимально разрешенная страховая сумма составляет 30 млн рублей. В среднем водителю хватает лимита по ДСАГО в размере 1–1,5 млн рублей. Узнать о стоимости такой страховки вы можете на сайте INFULL.
Стоимость нормо-час ов
Стоимость самого ремонта как услуги рассчитывается по фиксированным расценкам стоимости нормо-час ов. Их устанавливает Центральный банк. Они зависят от многих факторов: какая работа будет востребована, в каком регионе она находится, какая марка автомобиля и так далее. Расчет ведется для конкретной машины на основе выбранных параметров с использованием методов математической статистики.
Автовладельцу, имеющему право на денежную выплату по ОСАГО, придется найти адекватную СТО для ремонта своего автомобиля. А оплаты может не хватить на ремонт, так как нормо-час на выбранной автомобилистом СТО может стоить больше расчетной фиксированной ставки.
Со стороны СТО это не является нарушением закона, поскольку они вправе устанавливать стоимость своих услуг в индивидуальном порядке, не ориентируясь на методику расчета ЦБ.
Что нужно для взыскания недостающей суммы
Поправки к закону ОСАГО обязывают ремонтников использовать новые и качественные детали. Замена и ремонт поврежденных узлов происходит, согласно установленным стандартам. В правилах не указывается изготовитель, но если транспортному средству меньше двух лет, его обязаны направить в авторизованный сервисный центр.
В период составления претензии автолюбитель должен владеть договором о страховом случае и отчетом самостоятельной экспертизы. Если дело уходит в юстицию, необходимо добавить:
- ксерокопию паспорта;
- доверенность на право владения машиной (ПТС, СТС);
- справку с ДТП;
- сертификат ОСАГО;
- ксерокопию досудебной претензии и ответ другой стороны (страховщик или виновник происшествия);
- видео / аудио доказательства и показания свидетелей;
- расходный чек.
Особенности обжалования выплат по ремонту
Размер выплат ОСАГО в большой степени зависит от состояния авто на момент аварии и нанесенных повреждений. Оценивают они с помощью независимой экспертизы. Так как направляет и оплачивает экспертизу страховая фирма, то и выбор фирмы остается за ней. И глупо было бы предположить, что между оценочными и страховыми фирмами нет никаких договоренностей.
Поэтому нередко случается такое, что страхователь с итоговой суммой не согласен. Не стоит забывать, что вы можете провести независимую экспертизу самостоятельно, в любом другой компании.
Также стоит помнить об особенностях подачи заявления. Исходя из процедуры ремонта ОСАГО, подавать заявление нужно не по месту своего жительства, а по месту нахождения страховой компании.
Несмотря на то, что правила страхования изменились, шанс получить деньги вместо ремонта все еще довольно велик. Поэтому если вы считаете, что ваш случай попадает под один из возможных для получения компенсаций, не бойтесь воспользоваться своим правом получить выплаты.
Когда снижение выплат законно?
При наличии договора обязательного страхования в случае произошедшего ДТП право на компенсацию имеют только потерпевшие. Причем этот ущерб может относиться и к самому транспортному средству, и к жизни или здоровью пострадавшего автовладельца. Поскольку сам договор относится к страхованию ответственности владельцев ТС, то ОСАГО в 2023 году предполагает выплату страховки:
- официально признанным пострадавшим;
- виновнику ДТП, если он тоже признан потерпевшим.
Иногда страховая компания может занизить сумму выплат. На это бывают законные причины:
- При расчете итоговой сметы не были учтены некоторые дополнительные расходы, например, на лакокрасочное покрытие авто.
- Износ некоторых деталей автомобиля, которые подлежат обязательной замене.
- Происходит расчет суммы по страховке без учета утери товарной стоимости машины. Из-за этого часто бывает судебное разбирательство.
Почему страховщик не доплачивает?
Нередки случаи обращения в суд по причине значительного занижения компенсаций. Происходит это из-за убыточности страхового бизнеса. Сегодня на дорогах выросло количество транспорта и неопытных водителей. В результате, выросла частота обращений за выплатами по ОСАГО после ДТП.
Это толкает страховые организации на нарушение договорных обязательств. Как правило, для отказа бывают использованы формальные поводы либо спорные обстоятельства дела, которые могут трактоваться по-разному.
Не стоит думать, что специалист, проводящий оценку ущерба, не может осуществить реальный расчет стоимости ремонта поврежденного авто.
Заниженные суммы появляются в результате взаимодействия эксперта и страхового агента. Это делается с расчетом, что из всей многочисленной массы недовольных клиентов до судебных разбирательств дойдут только единицы.
Водители редко идут в суд, так как не верят, что смогут отстоять свою позицию либо думают, что сумма доплаты не превысит судебные траты. Но аналитика судебных дел показывает, что только 2% от общего количества исков составляют требования, в которых разница между ценой, установленной оценщиком, и суммой, определяемой независимым экспертом, не превышает 10 000 рублей.
Законные причины занижения выплаты по ОСАГО
Не стоит думать, что все страхователи — мошенники и при любых обстоятельствах возмещение ущерба будет минимальным. Есть и вполне законные причины, когда страхователи занижают выплаты. В таком случае пострадавшее лицо вряд ли сможет что-то сделать. В качестве законных оснований следует указать такие ситуации:
- из сметы по расчету суммы возмещения были исключены расходы на восстановление лакокрасочного покрытия. Такой вариант возможен в том случае, если общая площадь повреждений транспорта составляет до 25% либо когда отдельные элементы кузова имели сквозное коррозийное повреждение;
- не засчитан износ деталей, подлежащих замене. Этот вопрос часто вызывает споры и до конца не урегулирован в законодательном плате. Начиная с 2014 года, предел уменьшения стоимости замены деталей может снижаться до 50% от их цены в новом состоянии, с учетом степени износа;
- отказ в выплате УТС. Несмотря на то что утеря товарной стоимость является обязательной к выплате суммой, на деле страхователь в большинстве случаев отказывается ее перечислять. Такие ситуации нередко приводят к судебным разбирательствам.
Что нельзя делать, если хочешь получить выплату
Если хотите получить выплату по ОСАГО без дополнительных проблем, то главное правило здесь такое: нельзя самостоятельно изменять установленной законом порядок действий после наступления страхового случая.
Бывает, когда пострадавшему водителю машина нужна для езды в срочном порядке, некоторые авторы советуют не ждать страхового осмотра, а провести фото/видео съемку повреждений и устранить неисправности на СТО, взяв документы о выполненных работах. Потом все это предоставить страховщику.
Теоретически подобная схема должна работать, однако на практике такого варианта лучше избегать, т. к. страховая компания (СК) на основании этого может урезать вам возмещение или же отказать в нем, на основании нарушения правил.
При страховом случае лучше не допускать самостоятельного и бесконтрольного развития событий по сценарию СК. Например, не стоит доверять аварийному инспектору, т. к. он работает на страховщика и все делает в его интересах.
Если же машина отремонтирована, то проводите независимую экспертизу на основании платежной документации со СТО, акта осмотра транспортного средства (ТС) и акта о страховом случае — требуйте выдачу этих бумаг и сохраняйте их.
Внимание! До проведения осмотра повреждений страховщиком ремонт ТС запрещается. Его также не желательно проводить и после такой экспертизы, вплоть до соглашения сторон о сумме возмещения, т. к. в спорных случаях может потребоваться повторное обследование независимым экспертом.
Как понять было ли занижение выплаты
Определить размеры занижения страховых выплат можно только при помощи самостоятельной экспертизы, с подтверждающими документами по перерасчету калькуляции СК и данных о дополнительном обследовании автомобиля.
Тут вы должны учитывать, что по закону, если сумма расхождения по экспертным заключениям от СК и от вашего подрядчика будет иметь разницу в 10% и менее, то данный факт недоплатой судом не засчитается — это допустимая экспертная погрешность.
А как определить стоит ли затевать хлопоты по взысканию недоплат возмещения? Это лучше сделать у независимого эксперта еще до начала официального обследования — эти специалисты могут предварительно сказать стоит ли овчинка выделки, просмотрев заключения от СК. Но если вы дошли в своих претензиях до судебного иска, то дело должно быть стоящим, конечно.
Что ж, к завершению статьи вы поняли, что недоплаты по ОСАГО явление частое, но исправимое. Результат зависит от целей: при желании вы можете остаться при своем или с неплохим «наваром» – главное действовать обстоятельно и стараться не нарушать правила, а тем более законы.
Были ли у вас случаи недоплат страховщика по ОСАГО? Если есть желание, вы можете описать проблему и то, как вы ее решали в комментариях – это поможет начинающим автомобилистам. А если у кого-то возникли вопросы по теме статьи, то не стесняйтесь – задавайте их там же, я обязательно отвечу всем.
Ну ка, расскажите ка мне свою историю выбивания недостающих денег из страховой! Вопросы по теме также задавайте — отвечу.
Видео-бонус: 10 желанных профессий прошлого. Уверен, что на каком-то этапе подумаете: «не может быть!
Не согласен с суммой выплаты по ОСАГО
Водители, являющиеся пострадавшими в ДТП, вправе воспользоваться правом на страховое возмещение полученного вреда. В этих целях они обращаются к страховщику, который в 5-дневный срок, согласно п. 10 ст.12 ФЗ № 40 «Об ОСАГО», должен осмотреть поврежденное имущество и при невозможности определить сумму ущерба или недостижении согласия со страхователем, должен провести экспертную оценку. Ее проводят оценщики, заключившие договор с СК.
На основании этого заключения и рассчитывается выплата по ОСАГО, если есть основания для такой выплаты в денежной форме, предусмотренные п. 16.1 ст. 12 ФЗ № 40. В других случаях страховщик обязан произвести за свой счет восстановительный ремонт поврежденного ТС. Расчет составляется в письменной форме, после его составления страховщик ознакамливает водителя с ним.
Почему страховая не доплачивает по ОСАГО
В нашей стране с сентября 2014 года принята единая методика подсчета суммы возмещения ущерба. Она установлена Центробанком России.
Но сказать о том, что подсчеты разных экспертов по одному и тому же ДТП сходятся, нельзя. По какой причине так происходит?
Методика Центробанка подразумевает единые правила расчетов.
В том случае, когда при расчетах принимается во внимание одна и та же информация, конечный результат должен быть идентичным.
Но, к сожалению, отличий в калькуляции не получается избежать. Это связано с тем, что даже при наличии единых правил, расхождения возникают из-за разницы в выводах при осмотре автомобиля. Дело в том, что многие моменты во время экспертизы определяются органолептически, то есть «на глаз/на ощупь».
Что делать, если страховая не платит по ОСАГО?
Какие основания отказа в выплате по ОСАГО, читайте тут.
Что делать, если страховая отказывает в выплате возмещения вреда здоровью, читайте по ссылке:
Впрочем, и сами объемы ремонтных работ также оцениваются в зависимости от видения проблемы конкретным оценщиком. Именно по этим причинам в окончательных подсчетах наблюдаются отличия.
Кроме этого, на результаты экспертизы оказывают влияние следующие моменты:
- профессионализм эксперта;
- насколько реальна возможность осмотра всех мест повреждений, и есть ли для этого специальное оснащение;
- в каких условиях проводился осмотр автомобиля, степень освещенности помещения.
Таким образом, причин, по которым, в конце концов, сумма комиссионных выплат может стать меньше той, что необходима для восстановления авто, довольно много.
Законные основания для занижения выплат по ОСАГО
Кроме перечисленных причин занижения размеров выплат по ОСАГО, существуют и вполне законные основания.
Выделяют три основные причины:
- Не вносятся некоторые повреждения в итоговую смету. Речь идет о расходах на восстановление лакокрасочного покрытия автомобиля, если общая площадь повреждений составляет более 25 %. Кроме этого, не учитываются работы по восстановлению повреждения ЛКП, если причиной их появления является сквозная коррозия;
- Некоторые детали заметно изношены. По этому поводу между сторонами часто возникают серьезные споры, которые даже приходится решать в суде. В 2014 году было установлено правило, по которому предел снижения стоимости деталей, подлежащих замене, равняется 50 % от стоимости новых;
- В процессе расчетов суммы возмещения убытков не учитывается показатель утери товарной стоимости (Постановление ПВС РФ от 2005 года).
В реальной жизни заставить страховщиков добровольно оплатить утерю товарной стоимости автомобиля после ДТП, довольно сложно. Поэтому часто такой вопрос решается в суде.