Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Не пропустил пешехода: какой штраф грозит в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Статья 12.12 Кодекса об административных правонарушениях гласит, что в случае проезда на красный свет или на запрещающий жест регулировщика будет выписан штраф 1000 рублей. Запрет накладывается не только на красный или желтый, но и на переход от желтого цвета к красному, то есть на все запрещающие сигналы.
В новых правилах даются более точные определения пешеходного перехода, велосипедистам вводится запрет на езду по нему, запрещается обгонять по пешеходному переходу.
Рассмотрим поподробнее каждое изменение:
- Отныне пешеходом является не только тот, кто находится на «зебре», но и тот, кто переходит дорогу на трассе вне специальной разметки.
- Ранее водители не имели права обгонять на пешеходном переходе, если на нем находятся люди (пункт 14.1). Теперь же на обгон стоит жесткий запрет, и неважно, переходит человек дорогу в это время или нет.
- По новым правилам водитель в любой ситуации обязан пропустить пешехода, даже если он одной ногой стоит на переходе.
Какие камеры фиксируют проезд на запрещающий сигнал?
Далеко не все средства фото- и видеофиксации нарушений Правил фиксируют проезд на красный. Так, на 2023 год практически ни одна переносная камера этого не делает, потому как на практике устанавливают специальные комплексы, которые работают вкупе с чтением режима работы светофора – фаз запрещающего и разрешающего сигналов.
Точно не фиксируют проезд на красный такие камеры:
- Крис-П,
- Ураган,
- Кратон,
- Скат.
Какие камеры могут висеть с целью фиксации проезда на запрещающий сигнал:
- Одиссей – висит чаще всего на горизонтальном ответвлении от столба прямо над проезжей частью и “смотрит” на начало перекрёстка с выездом на него с фиксируемого участка дороги,
- Автодория – висит непосредственно на столбе после перекрёстка (либо до, если “стреляет” в заднюю часть автомобиля).
Штраф за проезд на запрещающий сигнал светофора в 2023 году
Причем от штрафа за проезд на желтый еще можно как-то уйти, потому что в законе есть уточнение, что, если при включении запрещающего сигнала придется экстренно затормозить, можно проехать.
Если правило нарушается повторно, то согласно части 3 статьи 12.12 водителя ждет более жесткое наказание:
- увеличение штрафа до 5000 рублей;
- лишение права управлять транспортным средством на срок от четырех до шести месяцев.
Когда разрешается проезд на красный свет
Существуют исключения, когда выезд на запрещающий сигнал светофора не является нарушением и не наказывается штрафом. Так, ПДД разрешает проехать на красный:
- когда вы находитесь за рулем спецтранспорта (но только если авто едет с включенной мигалкой и сиреной);
- по указанию регулировщика (в соответствии с пунктом 6.15 ПДД);
- когда для остановки на светофоре необходимо экстренное торможение (как правило, доказать необходимость экстренного торможения достаточно сложно);
- в случае необходимости завершения маневра на перекрестке на красный (например, когда водитель выехал в медленном потоке на перекресток на зеленый, но красный свет включился до того, как он повернул);
- во время крайней необходимости (например, когда в авто находился человек, требующий экстренной медицинской помощи).
Проезд на запрещающий сигнал светофора
Светофоры устанавливают на активных участках дорог, требующих регулировки транспортного потока, в местах, где есть необходимость обеспечить перемещение другим видам ТС и пешеходам. Исходя их этого, можно с уверенностью сказать, что пренебрежение запрещающими сигналами светофора может повлечь за собой серьёзное дорожно-транспортное происшествие.
Важно! Наказание за проезд на красный свет варьируется от 1 тыс. руб. за первое нарушение и доходит до 5 тыс. руб. или лишения прав на полгода, если проступок совершён повторно.
Понятие проезда на запрещающий сигнал светофора довольно обширно. Если рассматривать его подробно, стоит выделить такие основные моменты, как:
- Проезд на красный свет. Ещё со школьной скамьи всем известно, что красный свет запрещает движение. Причём это правило относится и к автомобилям, и к пешеходам. Однако, здесь есть исключение: если манёвр был начат на разрешающий сигнал, его можно продолжить. Например, если автомобиль начал пересечение перекрёстка на зелёный свет, но не успел его закончить до того, как на светофоре высветился красный, остальной транспорт должен дать водителю возможность закончить манёвр.
- Проезд на жёлтый свет. В отличие от предыдущего случая с красным светом, когда всё более-менее понятно, жёлтый вызывает немало проблем. Многие водители воспринимают его как разрешающий знак. Это мнение ошибочно – жёлтый сигнал также запрещает движение. Но и здесь есть оговорка: если у водителя нет возможности экстренно затормозить во время появления жёлтого света, он может продолжить движение. На самом деле, такие действия очень опасны и нередко приводят к авариям.
- Проезд на красно-жёлтый свет. Также означает запрет. В то же время сочетание на светофоре красного и жёлтого света означает, что вскоре зажжётся зелёный и у водителя есть возможность приготовиться к движению. Нарушение запрета влечёт такие же санкции, как и проезд на красный свет.
- Правый поворот на красный сигнал светофора. Манёвр запрещён в том случае, если не установлен знак нового образца, разрешающий проезд направо при включённом красном сигнале светофора. Знак выглядит в виде белой прямоугольной таблички с зелёной стрелкой, указывающей на поворот. Он был введён в 2017 году в режиме эксперимента, и будет действовать до осени 2020 года. Но нужно учесть, что манёвр возможен только в случае, если он не представляет угрозы пешеходам, переходящим дорогу.
- Пересечение железнодорожных путей на красный свет. Проезд через железную дорогу, когда светофор запрещает движение — особенно опасное нарушение, так как возникает потенциальная угроза инцидентов с подвижным составом, в котором могут быть люди или опасный груз. Поэтому наказание за нарушение правил переезда более существенно: вместо штрафа, можно сразу лишиться прав на 6 месяцев, а повторный инцидент обойдётся изъятием водительского удостоверения на срок до 1 года.
Можно ли обжаловать штраф?
Суд
Как отмечают сотрудники ГИБДД и юристы, обосновать перед инспектором проезд на запрещающий сигнал светофора практически невозможно. Эксперты советуют признать нарушение, объяснив совершение манёвра, например, незнакомым маршрутом. С юридической точки зрения инспектор вправе оформить протокол, однако в некоторых ситуациях сотрудники ГИБДД могут ограничиться предупреждением.
Также достаточно сложно оспорить решение в суде. В то же время при наличии доказательств суд примет сторону водителя. Например, это может произойти в том случае, если нарушение произошло по причине неисправного светофора со сбитыми фазами, когда включение красного света произошло слишком быстро.
Помимо прочего, в КоАП предусмотрено такое понятие как «крайняя необходимость», которое предполагает невозможность избежать нарушение либо его совершение с целью предотвращения более тяжких последствий.
Разъяснения как правильно пропускать пешехода на пешеходном переходе
По большому счету, главная сложность в возможности доказать, что пешеход не изменял скорости и направления. Что зебра была им пересечена в запланированном темпе. Сделать это без видеофиксации довольно сложно.
Мы говорим о правилах и законах, но практическую сторону будем рассматривать в категориях наиболее частых случаев, что не означает однозначных трактовок во всех 100%, а только в большинстве вариантов.
Дополнительной неразберихи добавляют и системы автоматической фиксации. Кроме того, что технология их работы не до конца понятна, еще и существует несколько разных комплексов, работающих по отличающимся правилам.
- «Автоураган». Уверяется, что данная система умеет сопоставлять множество факторов, в том числе и скорости пешехода и ТС, расчет их траекторий и точки пересечения зебры каждым из них. В результате устанавливается факт изменения скорости и направления пешехода по вине водителя.
- «Оливия» и др. Это более простые системы, но, к сожалению, об их работе известно еще меньше.
Существует мнение, что на практике все работает гораздо проще. Системы оценивают расстояние от машины до пешехода в полосах движения. Если этот интервал достаточен (одна и более свободных полос), нарушение не фиксируется. Небольшая дистанция станет основанием для штрафа.
Еще раз подчеркнем, это лишь одно из мнений, а не официальная информация. Но эти сведения (в совокупности с остальными) помогут создать рекомендации, как не получить штраф за непредоставление преимущества пешеходу:
- В любом случае снизьте скорость перед переходом.
- Если есть возможность пропустить пешехода без опасности столкновения с идущим следом транспортом, пропустите его.
- На узкой дороге началом перехода пешехода можно считать факт его вступления на зебру.
- На многополосном шоссе оценивайте ситуацию по дистанции до места, где потенциально пересекутся направления движения ТС и пешехода. Если расстояние друг от друга будет более чем ширина одной полосы, правило не нарушено.
Действует ли скидка на штраф 1 000 рублей?
Действует, но не на все из таблицы выше санкции. Давайте рассмотрим их также в табличном виде.
За что штраф? | Действует ли скидка? |
---|---|
1 000 рублей за проезд на красные впервые | Да – 500 рублей со скидкой |
5 000 рублей за повторный выезд на запрещающий сигнал светофора | Не действует |
5 000 рублей за выезд на красный на ж/д пути | Не действует |
500 рублей пешеходу за переход на красный через дорогу | Да – 250 рублей |
1 000 рублей за создание таким переходом помех другим участникам движения | Да – 500 рублей |
1-1,5 тысячи за причинение лёгкого или среднего вреда здоровью при ДТП из-за нарушения пешехода | Да – 500-1250 рублей |
Таким образом, скидка распространяется для водителей, если они впервые проскочили на запрещающий светофорный сигнал, а также на все штрафы для пешеходов.
А если в третий раз?
Размер санкции будет ровно тот же, как если вы попались бы во второй раз – то есть будучи подвергнутым ответственности за первое нарушение. Только теперь срок подвергнутости нужно считать не от первого нарушения, а от второго.
И тут есть тонкость отсчёта периода окончания исполнения наказания в случае, если во второй раз вас лишили прав. Исполнение в этом случае – это срок лишения. И заканчивается оно, соответственно, на следующий день после окончания этого срока.
Ещё один пример. Вас лишили прав за повторный второй проезд на красный 3 февраля 2023 года на срок 5 месяцев. Постановление суда вступило в силу 14 февраля, вы вовремя сдали водительское удостоверение в ГИБДД. В этом случае срок лишения закончится 14 июля 2023 года. И вы будете подвергнуты наказанию от 14 февраля текущего и до 15 июля следующего года – если вы снова попадётесь с проездом на красный свет в этот период, то вас ждёт повторная статья. Только если речь идёт о сотруднике ДПС на дороге, то за третий рецидив, вероятнее всего, снова присудят лишение и уже на максимальный срок.
Более строгое взыскание, нежели оплата штрафа грозит нарушителю за повторное несоблюдение ПДД и пересечение перекрестка на любой запрещающий сигнал светофора.
Важно! Повторное несоблюдение ПДД есть вторичное правонарушение, совершенное до истечения годового срока с даты вынесения постановления о взыскании за первое правонарушение.
Согласно части 3 статьи 12.12 КоАП РФ при повторном пересечении перекрестка дороги на красный свет размер штрафа возрастает до 5000 рублей либо водитель лишается прав на период от четырех до шести месяцев, если суд сочтет наложение взыскания недостаточно строгим наказанием за совершенный проступок.
Повторное нарушение не предполагает оплату штрафа со скидкой в 50% и оплачивается в полном объеме.
Что считать повторным административным правонарушением?
Мы уже говорили о том, что повторным будет считаться только то нарушение, за которое водитель был привлечен к ответственности ранее.
Например, если штраф был выписан со стороны инспектора ГИБДД по ч. 1 ст. 12.12 КоАП РФ, то и следующее правонарушение должно совершено также и быть квалифицировано по части 3. Несоблюдение других положений кодекса не будет считаться повторным.
Теперь следует обратить внимание на сроки. По законодательству он составляет один год с момента предыдущего привлечения водителя к административной ответственности. Чтобы было проще разобраться во всех хитросплетениях, приведем один простой пример.
Допустим, что водитель имел неосторожность двигаться на запрещающий сигнал светофора, получив после этого неприятный диалог с инспектором ГИБДД. В результате, вынесено постановление-квитанция о штрафе, которое в течение десяти дней не было оспорено в суде. Тогда наказание вступает в силу на одиннадцатый день.
Если нарушитель после этого затянул с уплатой штрафа, то годичный срок для целей повторности продлевается на соответствующий период.
Когда же постановление вынес суд, то у водителя есть 10 дней, чтобы обжаловать его в вышестоящей инстанции. После ее вердикта, если он будет отрицательным, начинает свое течение установленное время для рецидива.
Штраф за проезд и выезд на запрещающий сигнал светофора
Штраф за проезд может меняться в зависимости от места и обстановки. Например, при пересечении ЖД придется заплатить большую сумму, чем за езду по пешеходному переходу.
Таблица – Штрафы за проезд на запрещающий сигнал светофора
Способ фиксирования | Нарушение | |
---|---|---|
За первое, руб. | За второе, руб. | |
Сотрудник ГИБДД | 1000 | 5000 или лишение прав на полгода |
Камера | 1000 | 5000 |
Запрет езды на красный сигнал светофора
Так как перекрестки в дорожном движении являются зоной повышенной опасности, то и при составлении правил их пересечению было уделено особое внимание. Нарушением считается:
- очевидная ситуация – выезд на пересечение улиц при горящем красном окне светофора;
- выезд в момент переключения сигналов, когда одновременно горят и желтый, и красный;
- попытка проезда при постоянно работающим желтом сигнале;
- поворот направо при горящем зеленом свете основного светофора, но выключенным дополнительным (боковая стрелка зеленого цвета).
Важным фактором в разметке перекрестка является стоп-линия, которая действующими правилами связана с запрещающим сигналом светофора. При включении запрещающего сигнала нельзя не только переезжать, но и въезжать на нее. Все действия водителя после этого проступка: дальнейшее движение, остановка, попытка сдать задним ходом – являются нарушением и караются штрафами различной величины.
Кроме перечисленных основных нарушений на перекрестке со светофором, есть и второстепенные требования, но не менее существенные:
- своевременно перестраиваться в крайний ряд для проведения поворота;
- категорически не заезжать на тротуар;
- не забывать о включении поворотников.
Штраф за проезд автомобиля на красный свет в 2023 году
Внимание
Некоторые совершают ошибки по неопытности или невнимательности, другие – просто любят лихачить на дорогах. В пункте .12 КоАП РФ установлен штраф за пересечение проезжей части на красный сигнал или игнорирование запрещающего знака регулировщика.
Его сумма – 1000 рублей. Проезд при сочетании желтого и красного света или на желтый сигнал тоже считаются нарушением, но они допускаются при смягчающих обстоятельствах. Например: если при остановке на желтый сигнал не избежать экстренного торможения.
Повторное нарушение Злостные нарушители ПДД часто повторяют свои ошибки или делают их специально. Если водитель совершил повторный проезд на красный сигнал или ослушался запрещающих знаков регулировщика, то наказание ужесточается.
Согласно пункту .12 КоАП РФ нарушителю грозит денежное взыскание, составляющее 5 тысяч рублей.
Штраф за пешехода — доказать невиновность
Если вам грозит штраф за то, что вы не пропустили пешехода, доказать свою невиновность вполне возможно. Например, необходимо самого пешехода привлечь в качестве свидетеля и утверждать, что он выскочил на дорогу, не оценив ситуацию. Такой способ подойдет, если нарушение не было зафиксировано камерами.
Если же инспектор не может позвать пешехода, потому что тот далеко ушел, значит нарушения нет, поскольку нет пострадавшей стороны. Вы можете смело доказывать, что никому не создавали помех в движении.
Это же относится и к тем случаям, когда люди резко появляются на проезжей части, выходя из трамвая. Согласно ПДД они обязаны оценивать дорожную ситуацию, прежде чем ступить на дорогу. Водители же не обязаны каждый раз тормозить, когда трамвай или маршрутка подъезжают к остановке.
Тем не менее, соблюдение этих простых правил и постоянная бдительность помогут вам в будущем избежать не только штрафов, но и ДТП.
Видео: Что нужно знать, когда на пути переходит дорогу пешеход?
Зебра предназначена для безопасного пересечения дороги пешеходами. Однако, она не является спокойной зоной. Согласно новому закону, водитель может получить штраф за пешехода на переходе, в случае не пропуска. Однако, если сам пешеход нарушает правила, ему тоже можно наказать санкциями.