- Автомобильное право

Безопасность труда при погрузочно-разгрузочных работах

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Безопасность труда при погрузочно-разгрузочных работах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как правило, выгрузка содержимого из транспортного средства происходит таким же способом, как и загрузка — ручным или механизированным способом с использованием погрузчиков, загрузочных столов, саморазгружающихся транспортных средств.

Система стандартов безопасности труда. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности

Обозначение: ГОСТ 12.3.009-76
Статус: действующий
Тип: ГОСТ
Название русское: Система стандартов безопасности труда. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности
Название английское: Occupational safety standards system. Loading and unioading works. General safety requirements
Дата актуализации текста: 06.04.2015
Дата актуализации описания: 01.01.2023
Дата регистрации: 00.00.0000
Дата издания: 01.01.2008
Дата введения в действие: 30.06.1977
Область и условия применения: Настоящий стандарт устанавливает общие требования безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ во всех отраслях народного хозяйства
Список изменений: №1 от (рег. ) «Срок действия продлен»
Расположен в: Общероссийский классификатор стандартов
→ Охрана окружающей среды, защита человека от воздействия окружающей среды. Безопасность
→ Безопасность профессиональной деятельности. Промышленная гигиена
→ Подъемно-транспортное оборудование
→ Подъемное оборудованиеКлассификатор государственных стандартов
→ Общетехнические и организационно-методические стандарты
→ Система документации
→ Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов, безопасности труда, научной организации трудаТематические сборники
→ Система стандартов безопасности труда.
Приложение №0: Изменение №1 к ГОСТ 12.3.009-76

Техника безопасности при погрузочных работах

  • Процессы должны проводиться под контролем и руководством специалиста или специально выделенного сотрудника. Места, где проводится перенос тяжелых предметов, конструкций, должны быть подготовленными, без неровностей.
  • Вечером места работ должны быть освещены.
  • При переносе на плечах тяжелых товаров рабочие должны быть оснащены мягкими накладками на плечи. При этом подъем и спуск предметов должны осуществляться по команде.
  • При работах с тяжелыми конструкциями с помощью механизмов (автокранов, треног, блоков) особое внимание нужно уделить на прочность тросов и фиксации товара.
  • Тяжелые грузы с плоскими и круглыми частями надо класть в кузов авто плоской стороной для предотвращения перекатывания.
  • При погрузке продукции навалом надо контролировать то, чтобы они не выходили над бортами кузова транспорта. При необходимости увеличения борта до оптимальной высоты.
  • При опускании конструкции в котлованы мастера должны быть удалены из них. Предметы должны спускаться в котлованы по слегам на канатах или посредством кранов и прочих надежных механизмов. Нельзя стоять под спускаемым или выгружаемым объектом.
  • В ходе погрузочно-разгрузочных мероприятий посторонним на площадке запрещено находиться.
  • Правила техники безопасности при погрузочно-разгрузочных работах также включают то, что рабочая площадка должна быть подготовлена, площадь и покрытие площадки должны соответствовать ППР. В соответствующих участках сделать надписи «Въезд» и «Выезд».
  • Меры безопасности при погрузочно-разгрузочных работах также регламентируют, что механизированный способ процессов является обязательным для предметов массой больше 50 килограмм и при подъеме товара на высоту больше двух метров, оснащаются подъемником для опускания и подъема груза.
  • При размещении машин на погрузочно-разгрузочных участках расстояние между авто, стоящими друг за другом, должно быть больше одного метра.
  • Графическая картина методов строповки и зацепки, а также список главных перемещаемых предметов с указанием их веса должны быть переданы стропальщикам и машинистам в местах осуществления процессов.
  • Движение автомобилей на производственном участке, погрузочно-разгрузочных территориях и подъездных зонах к ним должно определяться действующими дорожными знаками и указателями.

1. Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов (далее — Правила) устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, транспортировке, размещении и хранении грузов.

Правила обязательны для исполнения работодателями — юридическими и физическими лицами независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющими погрузочно-разгрузочные работы и размещение грузов (далее — работодатели), и работниками, выполняющими погрузочно-разгрузочные работы (далее — работники).

2. На основе Правил и требований технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя технологического оборудования, применяемого при выполнении погрузочно-разгрузочных работ (далее организация-изготовитель), работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии).

3. В случае применения технологического оборудования, технологической оснастки и выполнения работ, требования к безопасному применению и выполнению которых не регламентированы Правилами, следует руководствоваться требованиями соответствующих нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, а также требованиями организации-изготовителя оборудования и инструмента.

Правила погрузки и выгрузки грузов.

Грузы, перевозимые на автомобилях, по массе подразделяются на три категории: первая — 500 кг.

По опасности грузы подразделяются на группы:

  1. малоопасные (стройматериалы, пищевые продукты и т.п.);
  2. опасно больших размеров;
  3. пылящие или горящие (цемент, асфальт, битум и т. п.);
  4. опасные.

Опасные грузы подразделяются на классы:

  1. взрывчатые вещества;
  2. газы, сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;
  3. легковоспламеняющиеся жидкости, смеси жидкостей, а также жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии, которые выделяют легко воспламеняющие пары, имеющие температуру вспышки в закрытом сосуде
  4. легковоспламеняющиеся вещества и материалы, способные во время перевозки легко загораться от внешних источников воспламенения в результате трения, поглощения влаги, самопроизвольных химических превращений, а также при нагреве;
  5. окисляющие вещества и органические пероксиды, которые легко выделяют кислород, поддерживают горение и могут в смеси с другими веществами вызвать самовоспламенение и взрыв;
  6. ядовитые и инфекционные вещества;
  7. радиоактивные вещества;
  8. едкие и коррозионные вещества;
  9. вещества, требующие применения определенных правил перевозки и хранения (твердые и жидкие горячие вещества и материалы при определенных условиях независимо от того, что они относятся к третьему или четвертому классам, могут быть пожароопасными; вещества, которые при некоторых условиях могут быть едкими и коррозионными; вещества слабоядовитые, при пожаре или при реакции с другими веществами становящиеся ядовитыми или раздражающими; вещества, основной опасностью при перевозке которых является повышенное давление, создающееся в упаковке).

При погрузке и укладке грузов первой группы в кузове автомобиля необходимо выполнять следующие правила:

  • ящичный, бочковый и другой штучный груз укладывать плотно, без промежутков, чтобы при движении он не мог перемещаться по полу кузова;
  • в промежутки между грузами необходимо вставить прочные деревянные прокладки и распорки;
  • штучные грузы, возвышающиеся над бортом кузова, следует увязывать крепкими исправными канатами или веревками (металлическим канатом и проволокой пользоваться запрещается); место нахождения рабочих, увязывающих грузы, — погрузочно-разгрузочная площадка; высота груза не должна превышать высоту проездов под мостами и путепроводами, встречающимися на пути следования, и быть более 3,8 м от поверхности дороги до высшей точки груза;
  • при укладке грузов в бочках в несколько рядов их следует накатывать по слегам или накатам, бочки с жидким грузом необходимо устанавливать пробкой вверх. Каждый ряд следует укладывать на прокладках из досок с подклиниванием всех крайних рядов. Вместо клиньев нельзя применять другие предметы.

При погрузке и выгрузке грузов второй группы (длинномерных, длиннее на 2 м кузова) необходимо выполнять следующие правила:

  • платформы автомобилей не должны иметь бортов, но должны обеспечиваться съемными или откидными стойками, предохраняющими груз от падения;
  • при перевозке длинномерных грузов более короткие располагают сверху;
  • бревна и пиломатериалы запрещается грузить выше стоек, не разрешается грузить длинномерные грузы по диагонали в кузов, оставляя выступающие за боковые габариты автомобиля концы и загораживать грузом стекло кабины;
  • при погрузке длинномерных грузов на прицепы-роспуски следует оставлять зазор между задней стенкой кабины и грузом, чтобы прицеп мог свободно поворачиваться по отношению к автомобилю на 90° в каждую сторону;
  • выгружать длинномерные штучные грузы (балки, рельсы, бревна и т. п.) следует при помощи средств механизации, при выгрузке вручную необходимо применять прочные прокаты, работу должны выполнять не менее двух рабочих.

При погрузке, выгрузке и перевозке грузов превышающих по своим размерам ширину кузова автомобиля, необходимо соблюдать следующие правила:

  • платформы автомобилей не должны иметь бортов, а площадь пола следует увеличивать в обе стороны в соответствии с размером груза;
  • крайние точки груза должны обозначаться сигнальными щитками или флажками;
  • при перевозке на специальных прицепных тележках на них также следует устанавливать габаритные указатели.

Как добиться безопасности труда при погрузочно-разгрузочных работах

  • Площадки должны соответствовать строительным нормам и правилам пожарной безопасности, быть хорошо освещены, оснащены средствами защиты и знаками безопасности.
  • Рабочие должны быть обеспечены санитарно-бытовыми помещениями и питьевой водой, должны использовать защитные средства в зависимости от особенностей груза и условий проведения работ, например, каски.
  • Подъемно-транспортное оборудование должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003-91, правилам безопасности на технику конкретного вида.
  • Разрешено поднимать груз, масса которого не превышает допустимую грузоподъемность используемого оборудования. Во время использования спецсредств нужно соблюдать указанную в инструкции скорость движения.
  • При аварии необходимо прекратить работу, сообщить руководству, отключить оборудование. При пожаре по возможности организовать тушение первичными средствами.

Правила выполнения работ вручную

Если планируется выполнять погрузку и разгрузку без применения специальной техники, то нужно будет учитывать следующие правила:

  • Операции с режущими, острыми и колющими предметами выполняются только при условии, что изделия помещены в чехлы и специальные пеналы.
  • Стеклянные и другие хрупкие предметы можно перемещать только в специальной таре – по возможности в ячеистой. Ставить тару на временное хранение допускается только при условии надежности основания.
  • Если решено использовать услуги грузчиков, то для них максимальная нагрузка будет равна 50 кг. Причем расстояние в этом случае составляет не более 25 м.
  • Для ручного перемещения не допускаются токсически опасные грузы.
Читайте также:  Уголовная ответственность за взяточничество

1.1. К погрузочно-разгрузочным работам допускаются лица, прошедшие соответствующий инструктаж. Перед началом работы мастер или руководитель работ должен ознакомить рабочих с технологией работ и безопасными методами их выполнения. Такой инструктаж проводится обязательно при каждом изменении условий труда.

1.2. Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах с применением грузоподъемных машин и механизмов, должны пройти специальное обучение на право обслуживания этих машин и механизмов.

1.3. Погрузочно-разгрузочные работы следует производить:

  • под руководством специально выделенного опытного работника из числа административно-технического персонала;
  • на спланированных площадках, имеющих уклон до 5град., а в зимнее время на площадках, очищенных ото льда и снега и посыпанных песком или шлаком и др.противоскользящими материалами;
  • средствами малой механизации (лебедками, блоками, домкратами или подъемными кранами в исправном состоянии) для перемещения грузов массой свыше 50 кг (каждое место в отдельности) и длиной более 3м;
  • не создавая опасности для соседних производственных участков и посторонних лиц: пешеходов, жителей.

1.4. Места производства погрузочно-разгрузочных работ, включая проходы и проезды, должны быть хорошо освещены.

1.5. Рабочим, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, кроме обеденного перерыва, предоставляются перерывы для отдыха, входящие в состав рабочего времени. Продолжительность и распределение перерывов определяются ответственным руководителем работ.

1.6. Рабочие, допущенные к погрузке (разгрузке) опасных и особо опасных грузов, должны проходить специальное обучение безопасным методам труда с последующей аттестацией.

1.7. К погрузочно-разгрузочным работам не должны допускаться рабочие и служащие в не отремонтированной спецодежде и с неисправными средствами индивидуальной защиты.

1.8. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с пылевидными материалами должны быть обеспечены респираторами и противопыльными очками.

1.9. При наличии опасности падения предметов сверху, работающие на местах производства погрузочно-разгрузочных работ должны носить защитные каски.

1.10. Пути перемещения грузов следует содержать в чистоте, захламленность и загромождение их не допускается.

1.11. При использовании всевозможных такелажных приспособлений (катков, сходен, тачек, канатов и др.), а также ломов и т.д. необходимо проверить их исправность до начала работ.

1.12. При подъеме и перемещении грузов вручную следует соблюдать нормы переноски тяжестей, установленные действующим законодательством:

  • для мужчин старше 18 лет – 50 кг
  • для женщин старше 18 лет:
    • при чередовании с другой работой – 10 кг
    • постоянное в течение рабочей смены – 7 кг
    • подъем тяжестей на высоту более 1,5 м – 10 кг.

Работа с документаций при осуществлении организации разгрузочно-погрузочных работ

Время прибытия транспортного средств под разгрузку исчисляется после того, как водитель предъявит Товарно-транспортную накладную. Соответственно прибытия транспортного средства в пункте погрузки исчисляется после предъявления путевого листа. Законченными погрузочно-разгрузочные работы считаются, после того, как водитель получит надлежаще оформленные товарно-транспортные документы. Время пробега транспортного средства от пропускного пункта до места погрузки товаров включает время нахождения транспорта под погрузкой или разгрузкой. Если автомобиль прибыл на заказанный пункт раньше времени, то он все равно считается прибывшим на место погрузки в согласованное время. В некоторых случаях заказчик может принять транспорт под погрузку с момента непосредственно фактического времени.

В транспортных накладных грузоотправитель и получатель должны отмечать, когда прибыл и отправился автомобиль с места погрузки и разгрузки грузов. В договоре по транспортировке грузов отмечается, что время пробега транспортного средства от пропускного пункта до места выгрузки или погрузки товаров по согласованию обеих сторон может не включать время нахождения авто под погрузкой или разгрузкой.

Таким образом, к организации погрузочно-разгрузочных работ следует относиться со всей серьезностью. От исполнения этих правил зависит успех всей транспортной операции. Если не выполнять все вышеуказанные требования, грузоперевозка может завершиться неудачно.

2.4.1. Погрузку (разгрузку) бутылей с кислотами, щелочами и другими едкими жидкостями следует производить в прочных корзинах (обрешетках), выложенных внутри асбестом, кислотостойкой стружкой, пенополистирольными порофторопластовыми вкладышами или другими стойкими к кислотам и щелочам материалами или использовать для этих целей специальные тележки, носилки, которые должны быть оборудованы гнездами и бортами.
2.4.2. Разгружать едкие и коррозийные вещества из вагона следует со специальных рамп, настил которых находится на одном уровне с полом вагона.
2.4.3. Бочки, барабаны и ящики с едкими веществами необходимо перемещать на тележках или электропогрузчиках.
2.4.4. Налив, слив и транспортирование едких и коррозийных веществ следует производить в соответствии с Правилами перевозок грузов и отраслевыми инструкциями.
2.4.5. Пролитые кислоты и щелочи или рассыпанные едкие вещества необходимо засыпать песком и убрать в специально отведенное место.
Место россыпи (разлива) нейтрализовать и промыть большим количеством воды.
2.4.6. При попадании кислоты на кожные покровы необходимо смыть ее обильной струей воды в течение 10-15 мин.
При химических ожогах глаз кислотой или щелочью необходимо до обращения в медпункт обязательно промыть пострадавшему глаза большим количеством воды, используя для этого питьевые фонтанчики.

Погрузочно-разгрузочные работы. Правила охраны труда с 01.01.2021

Данные правила вступают в действие в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.10.2020 № 753н «Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов»

Читайте также:  Как и где можно оформить пособие по потере кормильца

Правила устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, транспортировке, размещении и хранении грузов.

Правила обязательны для исполнения работодателями — юридическими и физическими лицами независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющими погрузочно-разгрузочные работы и размещение грузов, и работниками, выполняющими погрузочно-разгрузочные работы.

Новые Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов по Приказу Минтруда N 753н от 28.10.2020 вводятся взамен Правил по охране труда по Приказу Минтруда N 642н от 17.11.2014.

Правила по охране труда по Приказу Минтруда N 753н от 28.10.2020 будут действовать с 01.01.2021 до 31.12.2025.

4.1. В случае появления задымления или возгорания немедленно прекратить работу, отключить электрооборудование, вызвать пожарную охрану по тел. 101 или 112, сообщить непосредственному руководителю и администрации организации, принять меры к эвакуации из помещения. При ликвидации загорания необходимо использовать первичные средства пожаротушения, принять участие в эвакуации людей. При загорании электрооборудования применять только углекислотные огнетушители или порошковые.

4.2. В случае получения травмы работник обязан прекратить работу, поставить в известность непосредственного руководителя и вызвать скорую медицинскую помощь по тел. 103 или обратиться в медицинское учреждение.

4.3. При обнаружении неисправностей грузоподъемного крана, грузозахватных устройств или тары необходимо подать команду машинисту крана (крановщику) команду «Стоп», предупредить всех работающих и поставить в известность специалиста, ответственного за безопасную работу с применением ПС.

Тема: ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РЕМОНТНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАБОТ

Учебные вопросы:

1. Требования безопасности при проведении хозяйственных, ремонтно-строительных, погрузочно-разгрузочных, земляных и малярных работ. Безопасные приемы выполнения погрузочно-разгрузочных работ крановым и бескрановым способом. Порядок организации и проведения земляных работ, безопасных приемов их выполнения, порядок укрепления стен, крутостей.

2. Порядок проведения огнеопасных работ на территории воинской части (организации), оборудования стройплощадки, особенности проведения работ с повышенной опасностью, работы на крышах, знаки безопасности и средства индивидуальной защиты при их проведении, порядок страховки.

Требования по охране труда при переноске грузов вручную.


Предельная норма переноски тяжестей по ровной и горизонтальной поверхности на одного человека не должна превышать:

  • для женщин — не более 10 кг.(не чаще 2 раз в час), не более 7 кг. (постоянно);

  • для мужчин старше 18 лет — не более 30 кг. (не чаще 2 раз в час), не более 15 кг. (постоянно).

Ручная погрузка и разгрузка грузов разрешается при условии, что нагрузка на одного работника не превышает 30 кг на одного человека (мужчину старше 18 лет).

Погрузка и разгрузка грузов массой от 30 до 50 кгвручную производится, если в ней участвуют два человека и более (мужчины старше 18 лет), массой от 50 до 80 кг. – три человека и более (мужчины старше 18 лет).

Погрузка и разгрузка грузов массой от 80 кг. производится с применением грузоподъемной техники.

При ручном перемещении грузов необходимо соблюдать следующие требования: перемещать вручную груз массой до 30 кг одному работнику, до 50 кг. – двоим работникам, до 80 кг. – троим работникам разрешается, если расстояние до места размещения груза не превышает 25 м.

Подъем грузов с укладкой в штабель высотой более 3 м допускается только с использованием специализированной механизированной погрузочно-разгрузочной техники. Запрещается выполнять подъем и укладку подобных грузов вручную.

При одновременной переноске грузов расстояние между работниками (или группами работников) должно быть не менее 2 м.

Переносить длинномерные материалы на ломах, деревянных брусьях и т.п. не допускается.

При перемещении тяжелых грузов для поддержания поясничного отдела позвоночника работника возможно использование атлетических поясов. Подъем и перемещение груза необходимо производить в соответствии с установленными данной инструкцией правилами подъема тяжестей.

При подъеме тяжелых грузов работник должен следовать следующим правилам:

  • подойти к грузу вплотную;

  • ступни должны быть немного расставлены и ноги слегка согнуты в коленях;

  • поднять груз двумя руками, держать его как можно ближе к телу;

  • производить подъем груза только с прямой спиной.

Организация работ по охране труда

Этому вопросу, к сожалению, далеко не всегда уделяют нужное внимание, и совершенно напрасно, ведь проведение ПРТС работ строго регламентировано СНиП-Ш-4-80 (Правила производства и приемки работ. Техника безопасности), а также внутриведомственными и другими нормативными документами, содержащими требования по технике безопасности. Перед началом работ оформляют акт-наряд на их выполнение.

В случае признания работ опасными оформляют наряд-допуск, который выдается на срок, необходимый для выполнения заданного объема работ. При изменении условий производства работ наряд-допуск аннулируется; возобновление работ разрешается только после выдачи нового наряда-допуска. Лицо, выдавшее наряд-допуск, обязано осуществлять контроль выполнения ответственным руководителем работ мероприятий по обеспечению мер охраны труда. Кроме того, разрабатывается проект производства работ по особой форме. Организация участков работ и рабочих мест должна обеспечивать безопасность труда персонала на всех этапах выполнения работ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *