Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовная ответственность за взяточничество». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Во всем мире коррупция рассматривается как наиболее опасное для общества явление, за которое предусмотрено уголовное или административное наказание. Дела о коррумпированности государственных деятелей подвергаются общественной огласке.
Пристатейный библиографический список
- Аникин А. Посредничество во взяточничестве // Законность. 2009. N 3.
- Додонов В.Н., Капинус О.С., Щерба С.П. Сравнительное уголовное право. Особенная часть: Монография / Под общ. и науч. ред. д-ра юрид. наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ С.П. Щербы. М.: Юрлитинформ, 2010.
- Дорогин Д.А. Политическая конъюнктурность как фактор системности и абстрактности уголовного закона: ретроспективная эволюция // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: Материалы IX Международной научно-практической конференции (26 — 27 января 2012 г.). М.: Проспект, 2012.
- Капинус О. Изменения в законодательстве о должностных преступлениях: вопросы квалификации и освобождения взяткодателя от ответственности // Уголовное право. 2011. N 2.
- Косарева Т.И. Пособничество совершению преступления: Дис. … канд. юрид. наук. Рязань, 2004.
- Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001.
- Тумаркина Л.П. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 7.
Уголовным кодексом посредничество при даче взятке до 2011 года рассматривалось как соучастие в столь непозволительном процессе. На сегодняшний день акт посредничества был выделен в отдельную статью, где указывается, что нарушитель в этом случае помогает виновнику совершить преступление.
Важно! Согласно закону, а именно – статье 291.1 УК РФ, посредничество – это добровольная передача взятки по просьбе взяткодателя или взяткополучателя, а также другие деяния, необходимые для достижения договоренности между этими двумя лицами.
Таким образом, посредник представляет интересы не только того, кто ждет получения денежного вознаграждения, но также того, кто это вознаграждение передает. Что касается того, как может происходить посредничество, то судебная практика выделяет несколько методов.
Зарубежное уголовное законодательство об ответственности за посредничество во взяточничестве
Статья 16 этой же Конвенции предусматривает положения, ориентированные на противодействие подкупу иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций:
1) каждое государство принимает такие законодательные и другие ме ры, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно на Сказуемых следующие умышленные деяния: обещание, предложение или пре-доставление иностранному публичному должностному лицу или должностному лицу публичной международной организации, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей для получения или сохранения коммерческого или иного неправомерного преимущества в связи с ведением международных дел;
2) каждое государство рассматривает возможность принятия таких за конодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем, чтобы при знать в качестве уголовно наказуемого такие умышленные деяния, как вымо гательство или принятие иностранным публичным должностным лицом или должностным лицом публичной международной организации, лично или че рез посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей.
Сходные положения в рассматриваемой Конвенции предусматриваются в ее статье 21 применительно к подкупу лица, которое руководит работой организации частного сектора или работает, в любом качестве, в такой организации. При этом в целом действие Конвенции, по мнению государств-участников, должно распространяться на служащих национальных и иностранных государственных, негосударственных секторов, международных организаций.
Важным представляется положение, закрепленное в ч. 1 ст. 27 данной Конвенции, согласно которому каждое государство принимает такие законодательные и другие меры, какие могут потребоваться, для того, чтобы «при-ч знать в качестве .уголовно наказуемого деяния,, в соответствии v со/ своим внутренним законодательством, участие в любом качестве, например, в качестве сообщника, пособника или подстрекателя, в совершении какого-либо преступления, признанного таковым в соответствии с настоящей Конвенцией». Считаем, что данное положение вовсе не указывает на необходимость создания самостоятельных норм об ответственности за те или иные виды соучастия в даче или получении взятки, а обязывает государства принимать законодательные меры, направленные на то, чтобы данные виды не оставались вне сферы уголовной ответственности. То есть, если содействие взяточничеству охватывается функциями организатора, подстрекателя или пособника, предусмотренными частями 3, 4 и 5 статьи 33 УК РФ, то соответствующие виды соучастия рассматриваются как уголовно наказуемые деяния, что согласуется с приведенным положением рассматриваемой Конвенции. При этом единственной разновидностью существенного содействия совершению получения и дачи взятки, не охватываемой институтом соучастия в преступлении, на наш взгляд, является посредничество в таких общественно опасных действиях, заключающееся в фактической передаче предмета взятки v i»: по поручению или с согласия взяткополучателя или взяткодателя. Поэтому считаем, что именно такое посредничество и должно было найти свое отражение на уровне самостоятельной статьи главы 30 УК РФ.
Как уже отмечалось выше, противодействие преступности в современных условиях невозможно представить без организации и осуществления международного сотрудничества в данной сфере правоохранительной деятельности. Очевидно, что наиболее тесно данное сотрудничество должно осуществляться между близлежащими государствами, в нашем случае — между бывшими республиками СССР. Возникшие после прекращения существования СССР самостоятельные государства имеют сходные исторические и правовые предпосылки для создания единой системы взаимодействия в к борьбе с преступностью. Необходимость такого взаимодействия обусловлена и современными криминологическими реалиями: рост организованности преступности, приобретение последней транснационального характера, проникновение криминалитета практически во все властные государственные и муниципальные структуры, увеличение числа коррупционных преступлений.
Приведенные обстоятельства подчеркивают актуальность и важность сравнительно-правового анализа действующего на территории стран-участниц Содружества Независимых Государств уголовного законодательства об ответственности за различные виды преступлений, в том числе и за посредничество во взяточничестве.
Совершенствование законодательства об ответственности за посредничество во взяточничестве и практики его применения
Завершая диссертационное исследование уголовно-правовых аспектов ответственности за посредничество во взяточничестве, приведем его наиболее важные положения и выводы. Понятие «взяточничество» в своем развитии прошло несколько исто рических периодов, и в настоящее время раскрывается как получение долж ностным лицом лично или через посредника взятки за законные и незакон ные действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также дача взятки должностному лицу лично или через посредника за совершение таких действия (бездействия). То есть взяточничество представ ляет собой собирательное понятие, включающее в себя получение и дачу взятки. Именно такое значение придает данному понятию УК РФ 1996г., в ст. 2911 которого предусматривается ответственность за посредничество во взяточничестве в виде дачи либо получения взятки. » 1 Криминализация посредничества во взяточничестве на уровне самостоятельной статьи Особенной части УК РФ обосновывается историей развития советского уголовного законодательства, включавшего соответствующую норму, обладавшую достаточно высокой эффективностью на протяжении всего ее существования. Статья об ответственности за посредничество во взяточничестве в Особенной части УК РФ 1996 г. отсутствовала вплоть до 2011 г., что приводило на практике к расширительному толкованию положений ч. 5 ст. 33 УК РФ, предусматривающей исчерпывающий перечень действий пособника преступления, не включающий передачу либо получение предмета взятки или иного преступления. Данная практика шла вразрез с принципами законности и справедливости, представляя собой применение уголовного закона по аналогии.
Установление уголовной ответственности за преступления в виде получения и дачи взятки, а также посредничества во взяточничестве в сего дняшнем их понимании социально обусловлено неуклонным ростом коррупции в стране; общественной опасностью таких проявлений, состоящей в су-щественном нарушении нормального функционирования государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Реализация уголовной ответственности за посредничество во взяточничестве призвано предупредить разрастание коррупционных связей уже на стадии их возникновения, прервать реализацию умысла на дачу и получение взятки, не допустить перерастание отдельного факта взяточничества в коррупционный промысел, особенно в виде такого его проявления, как деятельность преступных сообществ (преступных организаций) с участием должностных лиц государственных и (или) муниципальных органов власти и учреждений.
Вместе с тем в действующем уголовном законодательстве наблюдает-ся пробел, касающийся посредничества в передаче либо получении предмета взятки в размере, не являющемся значительным, совершенное по согласованию с взяткодателем либо взяткополучателем, которое необоснованно осталось вне сферы уголовной ответственности. Полагаем, что посредничество во взяточничестве следует признать уголовно наказуемым независимо от суммы взятки, то есть не связывать преступность данного деяния со значительным размером предмета дачи и получения взятки.
К числу значимых пробелов в уголовно-правовом регулировании борьбы с коррупционными преступлениями следует отнести и то, что законодателем не учтена возможность осуществления посредничества не только во взяточничестве, но и в коммерческом подкупе, тогда как оба явления (взяточничество и коммерческий подкуп) взаимосвязаны и схожи по объективным и субъективным признакам их составов, требуют единого комплекса мер по противодействию таковым и коррупции в целом.
Установление и реализация административной, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности за коррупционное поведение сами по себе не могут сформировать эффективный комплекс средств противодействия рассматриваемым деяниям. Представляется, что в основу данного комплекса мер должны быть положены уголовно-правовые нормы, согласованные с иными отраслями права и потребностями правоприменительной практики.
Обобщение результатов сравнительного анализа зарубежного уголовного законодательства об ответственности за посредничество во взяточничестве позволяет выделить две формы уголовно-правового запрета данного деяния: 1) в качестве конкретного преступления, отраженного в диспозиции самостоятельной нормы Особенной части уголовного закона; 2) в качестве разновидности пособнических действий, подпадающих под абстрактную формулировку наподобие «иного способствования совершению преступле-ния», то есть как вид соучастия, определенный в норме Общей части уголовного закона и распространяющийся не только на посредничество во взяточничестве, но и на любое другое умышленное преступление.
В УК РФ не следует расширять понятие пособничества, особенно за счет указания на любое способствование преступлению, так как на практике это может привести к увеличению числа фактов объективного вменения и привлечения к уголовной ответственности за малозначительные деяния. Кроме того, наличие самостоятельной статьи Особенной части УК РФ об ответственности за посредничество во взяточничестве имеет и предупредительный эффект, информируя всех граждан о том, что содействие взяточничеству является преступлением.
Объектом называют нормальное функционирование органов государственной службы. В качестве объективной стороны выступает процесс передачи предмета взятки посредником.
При этом необходимо обратить внимание на то, что если взяткодатель решил не принимать предмет взятки, то поступок того, кто предмет передает, расценивается как покушение на возможное посредничество. Поступок взяткодателя в этом случае становится покушением на дачу денежного вознаграждения или другого вида взятки.
Субъектом преступления называют любое дееспособное лицо возрастом от 16 лет и больше. Если в качестве посредника выступает маленький ребенок младше 16 лет, то привлечь его к уголовной ответственности нельзя.
Прямой умысел в законодательстве называется субъективной стороной данного правонарушения. Другими словами, если посредник понимает, что за предмет ему доверили и кому необходимо его передать, а также ожидает вознаграждение за свой поступок.
Важно! В случае, если посредник не догадывался о том, что ему требуется передать и что означает предмет передачи, он может избежать уголовной ответственности.
Среди мотивов, которые могут двигать посредником, выделяют:
- желание извлечь материальную выгоду;
- укрепление отношений;
- желание извлечь выгоду путем угождения другому лицу;
- служебную зависимость.
Это сравнительно «молодое» преступление, в самостоятельный состав оно выделено в 2011 году, когда законодатель дополнил УК РФ новой статьей 291.1 «Посредничество во взяточничестве». По этой норме установлено наказание фактически за 2 самостоятельных состава преступления — «помощь» взяточникам и обещание или предложение ее оказать.
До указанного момента предусмотренные статьей деяния рассматривались как соучастие в преступных деяниях, связанных со взяточничеством, квалифицировались по статьям 290 «Получение взятки», 291 «Дача взятки» с указанием ст. 33 УК РФ, наказание назначалось по ним же.
Статистика показывает, что «помочь» взяткополучателям и взяткодателям в достижении их цели не так уж мало. Так, за 10 месяцев 2020 года органами правоохраны зарегистрировано 825 фактов посредничества во взятке, что на 13,2% больше, чем за тот же период 2017 (729).
Размер взятки как квалифицирующий признак коррупционного деяния
Сотрудникам госорганов в соответствии со смыслом ст.575 ГК России запрещается преподносить подарки стоимостью более 3 тыс. руб. Если цена превышает эту сумму, такое деяние может признаваться как коррупционное, за исключением случаев, когда подаренное передается в госструктуру, сотрудником которой он является.
Какая сумма считается взяткой, оценивается по стоимости имущественных активов, переданных госслужащему в качестве взятки. Поэтому главным квалифицирующим признаком для определения тяжести преступного деяния и размера наказания за него является ее стоимость в денежном выражении. Взятки по своему размеру подразделяются:
- взятка в размере от 25 до 150 тыс. руб. квалифицируется как значительная;
- взятка в размере от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб. квалифицируется как крупная;
- взятка в размере более 1 млн. руб. квалифицируется как особо крупная.
Судебная практика показывает, что квалифицировать взятку проще всего в денежном выражении. Если денежным выражением является валюта, размер взятки устанавливается по курсу на день дачи взятки. Аналогично размер взятки рассчитывается, когда она давалась в ценных бумагах, в имущественном виде или оказании услуги. Размер взятки в этих случаях определяет эксперт.
Штраф или ограничение свободы грозит за взяточничество
Очень важно для правильной квалификации взяточничества и назначения наказания точно устанавливать размер переданной взятки в денежном выражении. В последние несколько лет размер наказания за такие преступления стал заметно больше.
Например, ответственность за преступное деяние, квалифицируемое по ст.290 УК России в 2016 году существенно возросла. По новым поправкам, набравшим силу в этом году ответственность в виде выплаты штрафа стало возможным назначать или кратно сумме полученной взятки, или в виде фиксированной суммы в размере 5 млн. руб.
Согласно правовым нормам ст.290 УК России предусматриваются следующие виды ответственности:
- В части 1-ой – принудительная изоляция не более чем на 3 года; исправительный труд не более чем 2 года; выплата штрафных санкций от 10-ти до 50-ти кратного размера стоимости ценностей, принятых взяточником или выплата фиксированной суммы в 1 млн. руб.
- В части 2-ой за принимаемые взяточником материальные ценности, квалифицируемые как в значительном размере (от 25 до 150 тыс.руб.) – принудительная изоляция не более чем 6 лет; выплата штрафных санкций от 30-ти до 60-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или выплата фиксируемой суммы в 200 тыс. руб.
- В части 3-ей за получение ценностей и противоправные действия – принудительная изоляция в пределах 3-8 лет; выплата штрафных санкций от 40 до 70-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или фиксированной суммы в пределах от 500 тыс. руб. до 2 млн. руб.
- В части 4-ой за принимаемые взяточником материальные ценности, занимающим пост в госорганах федерального, регионального, муниципального уровня – принудительная изоляция не менее чем на 5 лет и не более чем на 10 лет; выплата штрафных санкций от 60-ти до 80-ти кратного размера стоимости принятых взяточником материальных ценностей или фиксированной суммы в пределах от 1 млн. руб. до 3 млн. руб.
- В части 5-ой за участие в преступном сообществе, требование передачи имущественных ценностей и получение их, квалифицируемой, как в крупном размере (от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб.) – принудительная изоляция в пределах от 7 лет до 12 лет; выплата фиксированного штрафа в пределах от 2 млн. руб. до 4 млн. руб.; выплата штрафа в размере от 70-ти до 90 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей.
- В части 6-ой за получение материальных ценностей взяточником, квалифицируемой как особо крупная (более 1 млн. руб.) – принудительная изоляция в пределах от 8–15 лет; выплата штрафных санкций от 80-ти до 100 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей либо фиксированного штрафа в размере от 3 млн. руб. до 5 млн. руб.
Из приведенной выше информации можно увидеть, что должностное лицо, получившее взятку, квалифицируемую как взятка в особо крупных размерах, может согласно части 6 отделаться штрафом, хотя и очень большим. Однако последние тенденции в судебных разбирательствах, касающихся взяточничества показывают, что судебным приговором очень часто становится лишение свободы, к которому дополнительно назначается запрет на занимание госдолжностей (в некоторых случаях на срок до 15 лет) и выплата штрафа.
Норма, позволяющая назначать суммы, кратные полученной взятке, предоставляет возможность судье требовать уплаты штрафных санкций в очень больших суммах. Если они выплачиваются в назначенные сроки, то моментально инициируется замена штрафа, лишением свободы.
Комментарий к Ст. 291.1 Уголовного кодекса
1. В ст. 290, 291 УК указывается, что взятка может быть получена и дана через посредника (см. также п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24). Посредником во взяточничестве является лицо, которое непосредственно передает взятку по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иным образом способствует взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки при условии, что взятка получается (дается) в значительном размере (примечание 1 к ст. 290 УК). От указанных лиц посредник отличается тем, что действует не в своих интересах и не по своей инициативе. Соответственно, посредничество в получении (даче) взятки в незначительном размере не наказуемо.
2. В ч. 5 данной статьи содержится самостоятельный состав преступления: обещание или предложение посредничества во взяточничестве. Наказуемость подобных действий должна быть обусловлена конкретными действиями во исполнение преступного намерения (см. п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N 24). Ответственность также наступает, только если обещание или предложение связаны со взяткой в значительном размере.
Предложение посредничества, обещание его оказать
Отдельное преступление запрещено ч. 5 ст. 291.1 УК РФ. Оно отличается от деяний по предыдущим частям объективной стороной, то есть действиями, составляющими преступление. Для наступления ответственности она может состоять:
- В обещании оказать посредничество во взяточничестве – это выраженное посредником согласие в любой форме, взятое на себя обязательство совершить действия, являющиеся объективной стороной посредничества, о которой говорилось выше, или часть ее. Здесь инициатива исходит от заинтересованных в даче-получении взятки людей, а не от «будущего» посредника.
- В предложении оказать посильную «помощь» при передаче или получении взятки – какие-либо действия, исходящие от вероятного посредника, направленные на доведение до сведения заинтересованных людей информации о, например, имеющейся у него возможности «решить вопрос» за взятку, помочь ее получить.
Это преступление также характеризуется формальным составом – для наступления за него ответственности не обязательно наступление негативных последствий. Оно завершено с момента совершения указанных выше действий – высказывания намерения, согласия выступить посредником.
Если впоследствии человек, обещавший или предложивший посредничество, его совершил – он может привлекаться не по ч. 5 ст. 291.1, а по ч. 1-4 этой статьи.
Статья 291.1 УК РФ. Посредничество во взяточничестве — последняя редакция
1. Посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере, —
наказывается штрафом в размере до семисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы взятки или без такового.
2. Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения —
наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
3. Посредничество во взяточничестве, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) в крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, или в размере от пятидесятикратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
4. Посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере, —
наказывается штрафом в размере от одного миллиона пятисот тысяч до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.
5. Обещание или предложение посредничества во взяточничестве —
наказывается штрафом в размере до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, или в размере до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Понятие посредничества при взяточничестве
Посредничество предполагает оказание любой помощи при передаче или принятии взятки. Несмотря на то, что в УК присутствуют статьи, касающиеся получения и дачи взятки, законодатель выделил посредничество в отдельную статью, так как в данном случае нарушитель способствует совершению и первого и второго преступления.
Посредничество при взятке может выражаться следующим образом:
- Передача денег (или иного предмета взятки) непосредственно взяткополучателю от второй стороны.
- Обещание передать имущество взяткополучателю. Этот вид посредничества представляет лишь вербальную помощь, но усиливает в обеих сторонах уверенность в возможности совершения преступления.
- Предложение отдать взятку. Аналогично с предыдущим пунктом.
- Любая другая форма посредничества, которая каким-то образом способствует перемещению денег от взяткодателя взяткополучателю (дача советов, устранение трудностей в передаче взятки и т.д.).
Наиболее распространенные вопросы
Вопрос: к какой категории следует отнести лиц, которые выступили как посредники, но при этом сумма, переданная ими, составила менее 25 тыс. рублей?
Ответ: уголовный кодекс РФ предусматривает, что при недостижении размера взятки от 25 тыс. рублей виновник избегает уголовной ответственности, так как она не предусмотрена законом. Таким образом, если размер взятки оказался ниже суммы, представленной в УК РФ, действия лиц в этом случае считаются декриминализованными.
Д. Гарбатович полагает, что имеющая уголовно-правовая норма является специальной по отношению к другим нормам ответственности, среди которых – непосредственно передача взятки. И если произойдет факт конкуренции между общей и специальной нормами для наказания правонарушителя, будет выбрана специальная. Другими словами, если гражданин был пойман как посредник в момент дачи или получения взятки в небольшом размере и специальные нормы подобное действие как преступление не рассматривают, то деяние будет отнесено к классификации соучастия в совершении преступления. Подобного мнения придерживается В. Борков, отмечая, что если размер взятки не превышает установленного УК РФ размера, то посредник выступит в качестве соучастника и понесет ответственность за это.