Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Требования к автобусам для перевозки пассажиров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если автобус попал в чрезвычайную ситуацию (ДТП, пожар), постарайтесь сохранять спокойствие и быстро покинуть автобус. Если двери заблокированы, разбейте окна или откройте по инструкции аварийный выход (люк на крыше или окно). Помогите выбраться тем, кто не может сделать это самостоятельно.
Основные требования к автобусам
В салоне должна быть представлена определенная информация:
- наименование и контакты контролирующего госоргана;
- правила пользования транспортом;
- ФИО водителя и кондуктора;
- указатели расположения кнопок экстренной остановки, аварийных выходов и огнетушителей;
- наименование и контакты перевозчика.
При необходимости: номера мест для сидения, а также таблички для пассажиров с детьми или людей с ограниченными возможностями.
Транспортные средства, согласно требованиям к автобусам для перевозки, должен иметь исправную отопительную систему, рабочие дверные и оконные механизмы, тахограф, а также исправное освещение салона и рабочие динамики для голосовых сообщений. Перед наступлением зимы необходимо менять шины, проверять эффективность отопительной системы, герметичность окон, аварийных люков и всех дверей. Также заранее следует проводить капитальный ремонт.
Марка, мощность, конструкция и тип ТС должны соответствовать главной цели, которая заключается в осуществлении пассажирских перевозок. Кроме того, габаритные и весовые параметры транспортного средства должны обеспечивать его свободное передвижение по дорогам РФ.
Выход в рейс невозможен без определенного пакета документов:
- путевой лист;
- техпаспорт пассажирского автобуса;
- лицензия на осуществление пассажирских перевозок;
- диагностическая карта ТО;
- удостоверение категории D;
- свидетельство о регистрации ТС;
- полис ОСАГО;
- справка о прохождении водителем медкомиссии.
1. Провозить в автобусе огнеопасные, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, отравляющие, ядовитые, едкие и зловонные вещества, предметы и вещи, длина, ширина и высота которых в сумме превышает сто восемьдесят сантиметров, огнестрельное оружие, колющие и режущие предметы без чехлов или в не завернутом виде, предметы и вещи, загрязняющие подвижной состав или одежду пассажиров; животных и птиц (кроме мелких в клетках, корзинах), длинномерные предметы свыше 190 см (кроме лыж), велосипеды (кроме детских).
2. Проезд в салоне автобуса в пачкающей одежде. Препятствовать закрытию дверей или открывать их до полной остановки автобуса. Курить в автобусе, открывать окна без разрешения водителя (кондуктора), высовываться из окон, находиться в салоне в нетрезвом состоянии, ставить детей и помещать багаж на сидения, приводить в действие сигналы тормоза и механизмы для открывания дверей, кроме необходимости предотвращения несчастных случаев, отвлекать водителя и разговаривать с ним во время движения.
3. Размещать ручную кладь (багаж) на местах, предназначенных для сидения, в проходе между сидениями, возле входа и выхода транспортного средства.
101. Для временного хранения багажа на автовокзалах, автостанциях организуются камеры хранения, которые принимают его от пассажиров, независимо от наличия проездных документов, с оплатой за хранение по действующим тарифам.
Перевозчик несет ответственность за несохранность багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи его пассажиру или лицу, уполномоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
102. Время работы камер хранения устанавливается в зависимости от расписания движения автобусов и маршрутных таксомоторов, а также от местных условий. Объявления о времени порядка работы камер хранения должны быть вывешены для сведения пассажиров.
103. Для кратковременного хранения багажа на автовокзалах, автостанциях применяются автоматические камеры хранения.
104. В камеры хранения может сдаваться багаж в упаковке независимо от ее рода и вида (чемодан, корзина, узел, рюкзак, сверток, сумка, сетка, стеклянная тара и т.п.), а некоторые предметы, например пальто, головной убор, портфель, лыжи, коньки и т.п., могут быть приняты на хранение без упаковки.
105. За естественную порчу сданных на хранение скоропортящихся продуктов камера хранения ответственности не несет.
Если при приеме вещей в камеру хранения обнаружатся дефекты в упаковке, то владелец обязан либо устранить их, либо наличие дефектов подтвердить своей подписью в корешке квитанции.
106. Запрещается сдача и прием на хранение вещей, которые могут загрязнять или повреждать вещи других пассажиров, а также огнеопасных, взрывчатых, ядовитых, едких и зловонных веществ.
Оформление сдачи на хранение найденных вещей
127. Найденные вещи подлежат обязательной сдаче по окончании рейса, смены начальнику (дежурному) автовокзала (автостанции), а при отсутствии их — дежурному диспетчеру автотранспортной организации.
128. Начальник (дежурный) автовокзала (автостанции) или дежурный диспетчер автотранспортной организации обязан в присутствии лица, доставившего найденные вещи, составить акт в двух экземплярах.
129. На автовокзалах (автостанциях), в диспетчерских автотранспортных организаций должно быть по две книги бланков актов.
При отсутствии одной из книг актов оформление очередной сдачи найденных вещей производится по второй книге.
Указанные книги выдаются бухгалтерией автотранспортной организации, где они учитываются в забалансовых счетах как бланки строгой отчетности.
130. После составления акта вещи подлежат сдаче на склад забытых вещей под расписку кладовщика на обоих экземплярах акта, один из которых остается в книге актов, а другой передается кладовщику вместе с вещами.
131. Начальник (дежурный) автовокзала (автостанции) или дежурный диспетчер автотранспортной организации обязаны дать пассажиру соответствующее разъяснение по вопросу, касающемуся розыска утраченных им вещей.
Основные требования к автобусу
Согласно требованиям законодательства, у водителя в салоне автобуса должен находиться пакет документов, содержащий:
- лицензию юридического лица (компании–перевозчика), предоставляющую право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров;
- удостоверение водителя категории D;
- полис неограниченного страхования ОСАГО;
- путевой лист;
- справка, свидетельствующая о прохождении водителем медкомиссии;
- диагностическая карта технического осмотра автобуса;
- свидетельство о регистрации транспортного средства с присвоением ему государственных номеров;
- технический паспорт пассажирского автобуса.
В случае нарушения правил дорожного движения при отсутствии одного или нескольких документов из данного перечня к водителю или компании–перевозчику могут быть применены штрафные санкции.
В салоне в общем доступе должна находиться следующая информация:
- наименование и контакты перевозчика;
- ФИО водителя;
- наименование и контакты контролирующего государственного органа;
- указатели места расположения огнетушителей, аварийных выходов, кнопок экстренной остановки автобуса;
- правила пользования транспортным средством.
Водитель должен обладать способностью быстро концентрировать внимание и мгновенно принимать решения в нестандартных условиях. Кроме профессиональных навыков предъявляются также требования в отношении самочувствия шофера в день поездки.
Обязанности водителя, которые необходимо соблюдать в процессе перевозки пассажиров:
- пройти медицинский осмотр перед выездом;
- провести проверку состояния транспортного средства внутри и снаружи, осмотреть шины и убедиться в наличии топлива в баке;
- вести транспортное средство строго по установленному маршруту;
- при остановке, длительность которой превышает 5 минут, выключать двигатель;
- соблюдать все правила дорожного движения;
- выбирать скорость передвижения на основании анализа состояния дороги и погодных условий;
- контролировать посадку и высадку пассажиров с помощью зеркала бокового обзора, прежде чем закрывать двери;
- производить посадку и высадку пассажиров только при полной остановке автобуса.
В целях обеспечения безопасности водитель должен следить за порядком в салоне. Не допускается, чтобы пассажиры прислонялись к дверям транспортного средства, т. к. это может привести к их поломке.
Требования к автобусам и водителям
В салоне водителя, согласно закону, должен присутствовать пакет документов, куда включаются:
- Лицензия предприятия, выполняющего пассажироперевозку.
- Водительское удостоверение категории D.
- Страховой полис ОСАГО.
- Маршрутный путевой лист.
- Документ о прохождении водителем медкомиссии.
- Диагностическая карта техосмотра автобуса.
- Свидетельство о регистрации ТС.
- Техпаспорт автобуса.
Для пассажиров в салоне должна присутствовать следующая информация:
- Наименование компании-перевозчика, контактные данные.
- ФИО водителя.
- Наименование, контактные данные госоргана, осуществляющего контроль за перевозками пассажиров.
- Отметка мест размещения огнетушителей, кнопок экстренной остановки транспорта, аварийных выходов.
- Порядок пользования ТС.
Кроме управления автобусом водитель должен обладать критическим мышлением, уметь принимать моментальные решения в экстренных ситуациях. Помимо профессиональных качеств отдельные требования предъявляются к самочувствию шофера, выходящего в рейс.
Для водителя обозначен круг обязанностей, которые он должен соблюдать, перевозя людей:
- Прохождение предрейсового медосмотра.
- Проведение проверки состояния автобуса снаружи и внутри салона, осмотр шин, контроль топлива в баке.
- Соблюдение маршрута следования, предусмотренного для данного вида ТС.
- Выключение двигателя при остановке, длящейся более 5 минут.
- Соблюдение ПДД.
- Выбор скорости передвижения с учетом погоды и состояния дороги.
- Осуществление контроля за посадкой/высадкой пассажиров с использованием боковых зеркал перед закрытием дверей.
- Начало посадки/высадки пассажиров при полной остановке транспорта.
3.1. Пассажир обязан сохранять билет до окончания поездки и предъявлять его по требованию службы контроля.
3.2. Пассажир должен явиться к месту отправления автобуса, указанному в билете, и зарегистрироваться у водителя не позднее, чем за 10 минут до указанного в билете времени отправления автобуса.
3.2.1. На посадке Пассажир обязан предъявить действительные проездные документы. (Подробнее о действительных проездных документах см. п. 3.2.2). Пассажир предупрежден о том, что при отказе предъявить документы или при отсутствии какого-либо из документов, перевозчик имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор с Пассажиром. Перевозчик имеет право также отказать в поездке, если у экипажа автобуса есть подозрения, что проездные документы могут вызвать у Пассажира проблемы с пограничными службами и задержку во время прохождения границ.
3.2.2. Действительные проездные документы— документы, позволяющие Пассажиру пересекать внутренние и внешние границы страны, срок годности которых не истек или не истечёт во время предполагаемой поездки. Документами являются:
- Паспорт.
- Для проезда с детьми возможно наличие дополнительных проездных документов, а именно свидетельства о рождении, нотариально заверенной доверенности от родителей, свидетельства о разводе, решение суда и т.д. Перечень данных документов зависит от законодательства страны, из которой или в которую въезжает ребенок.
- Дипломатический паспорт, служебный паспорт, в случае, если это предусмотрено законодательством страны следования, либо транзитных стран.
- Свидетельство на возвращение (оформляется консульским учреждением).
В городском и пригородном транспорте так можно перевозить детей до семи лет. В междугородных автобусах, как правило, можно не покупать отдельный билет на ребенка до пяти лет. Если же автобус оборудован ремнями безопасности (то есть предполагается, что пассажир пристегивается, а сделать это с ребенком на коленях нельзя), то это правило не действует, зато ребенку можно купить билет с существенной скидкой.
Еще один интересный нюанс заключается в том, что в автобусах с ремнями детей до семи лет (до 12, если не подходят ремни безопасности) следует перевозить в автомобильных креслах, иначе это будет нарушением правил ПДД. Обычно не уточняется, кто именно обеспечивает наличие кресел, но, так как именно перевозчик отвечает за безопасность пассажиров, предоставлять кресла, по идее, должен он.
Как мы уже упоминали выше, перевозчик отвечает за безопасность пассажиров и багажа. В случае ДТП во время поездки пассажирам положена компенсация, причем это гарантируется обязательным страхованием гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП).
Соответственно, страховая компания перевозчика должна обеспечить выплаты пострадавшим в случае аварии. Информацию о страховой перевозчика можно найти в справочной информации в салоне или интернете.
Если вдруг перевозчик находится в состоянии банкротства или у него отозвана лицензия, компенсация все равно будет выплачена, за это отвечает Национальный союз страховщиков ответственности.
В случае причинения вреда здоровью можно требовать компенсационную выплату, компенсацию лечения, а также морального ущерба.
Требования при совершении междугородных/международных перевозок
При выполнении междугородних пассажирских перевозок требования к автобусам включают наличие пакета документов:
- Копия лицензии на осуществление деятельности компанией-перевозчиком с нотариальным заверением.
- Водительские права категории D.
- Страховой полис ОСАГО.
- Путевой лист.
- Справка о пройденной медкомиссии водителем.
- Диагностическая карта ТО автобуса.
- Свидетельство о регистрации ТС, техпаспорт автобуса.
Для создания безопасных условий при выполнении перевозки пассажиров водитель обязан:
- Контролировать соблюдение пассажирами предписанных мер безопасности.
- Не выполнять посадку/высадку людей до окончательной остановки транспорта.
- Складировать багаж в специальных отсеках, которые являются обязательными для автобусов, курсирующих на дальних маршрутах.
- Соблюдать установленный маршрут.
Перевозить пассажиров стоя в салоне можно только для поездок, не превышающих по дальности 70 км. Для этого салон должен быть оборудован поручнями и иметь достаточно свободного места, чтобы люди могли стоять удобно и безопасно. На маршрутах, продолжительность которых более 500 км, в рейс отправляются два водителя.
Основные требования к автобусам, выполняющим перевозки пассажиров по городу и за городом, имеют незначительные отличия. В отношении международных поездок действуют другие правила, что обусловлено необходимостью пересечения госграницы. Используемый для поездок в другую страну транспорт должен отвечать повышенным требованиям комфорта и безопасности пассажиров.
Документы, которые должны быть у водителя, оформляются надлежащим образом до отправки в рейс, заверяются в соответствующих инстанциях. Бумаги должны соответствовать срокам их действия.
В требованиях к водителю нет отличий от поездок по городу и между городами. В качестве дополнения шофер должен знать особенности процедуры прохождения таможни, правила высадки пассажиров в случае проверки с участием собак, заполнения таможенных документов и т.д.
К транспорту, отправляющемуся в дальние рейсы с пассажирами, предъявляются повышенные требования. Автобус должен обладать следующими характеристиками:
- Соответствие типа, марки и мощности требованиям, предъявляемым к ТС, участвующим в перевозке пассажиров на значительные расстояния.
- Характеристики и экипировка автобуса должны отвечать нормам, обеспечивающим его проезд по российским и зарубежным дорогам.
- Желательно оснащение элементами удобства (туалетами).
- Рабочее состояние дверных, оконных элементов.
- Маркировка посадочных кресел номерами.
- Наличие внутри салона исправного освещения и отопления.
Количество перевозимых граждан должно соответствовать вместимости автобуса, указанной в техпаспорте.
Нормативные документы, регулирующие перевозку пассажиров
Действующее законодательство требует, чтобы к такому ответственному делу, как осуществление массовой перевозки пассажиров на автобусах, подходили с соблюдением всех установленных правил и нормативов.
А это означает, что вне зависимости от того, для каких перевозок – городских или междугородних – предназначен автобус, установленные правила относятся в равной степени как к водителям, так и к пассажирам.
Внимание! Действующие правила по осуществлению провоза пассажиров и багажа на автобусах состоят из следующих нормативных документов:
- Федерального закона № №220, принятого 13.07.15 года. Он касается регулирования порядка перевозки людей автобусами, курсирующими по регулярным маршрутам;
- постановления Правительства РФ от 14.02.02 года № 112 с поправками и дополнениями от 28.04.15 года, которым утверждены Правила провоза пассажиров и багажа в автобусном транспорте (далее – Правила);
- ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259-ФЗ (далее – Устав).
Ространснадзор дополнительно может издавать приказы, утверждать инструкции, направлять письма в адрес перевозчиков, которыми регулировать деятельность транспортных компаний.
При посадке и высадке пассажиров из автобуса используются только служебные двери. Кроме них транспортное средство должно быть оборудовано запасным выходом и аварийными люками. Они предназначены для использования, только если во время движения или стоянки возникла опасность для жизни и здоровья пассажиров, например пожар.
Каждая дверь, которая имеется в транспортном средстве, должна с легкостью открываться изнутри. Местонахождение запасного выхода должна быть обозначено надписью — «Запасной выход», а аварийного – «Аварийный выход».
Маломестные автобусы должны иметь минимум двое дверей. В автобусах с большой вместимостью количество выходных дверей должно быть больше. Конкретное их количество зависит от наличия пассажирских мест, которыми оборудовано транспортное средство.
Казалось бы, что может быть проще покупки автобусного билета на ближайший рейс? На самом деле специалистами разработано множество программ и положений, регулирующих перевозку пассажиров автобусами.
Одним из правоустанавливающих документов являются «Правила пассажирских перевозок автобусами» по постановлению Правительства РФ № 112 от 14 февраля 2009 г. Данные правила уполномочено корректировать или отменять только Министерство транспорта РФ. Этот нормативно-правовой источник регулирует ответственность и обязанности не только пользователей общественного транспорта. Действия исполнителей и организаторов так же прописаны, как и взаимодействие сторон во время транспортировки.
Второй источник законодательной базы – это закон «О безопасном дорожном движении» от 10 декабря 1995 г. (196-ФЗ, редактированный 26 июля 2017 года). В нем оговариваются такие вопросы, как:
- Вождение автобусов.
- Требования к водителю.
- Транспортировки в пределах Российской Федерации и международные.
- Транспортировка багажа.
- Поездки граждан по возрастным категориям (дети, взрослые).
- Техническое состояние ТС.
- Тарифные ставки на предоставление услуг с учетом государственных льгот и др.
Необходимые документы
Вначале обсудим перевозчика, как ответственное лицо с надлежащей документацией. В прямые обязанности водителя автобуса при перевозке пассажиров входит наличие лицензии на право перевозчицкой деятельности. Работая от организации, он должен обладать договором, заключенным как с органами местного самоуправления, так и вышестоящими властями.
Обязательным документом также является свидетельство о госрегистрации транспортного средства, осуществляющего извоз, и паспорт намеченного маршрута.
Совершая регулярные рейсы, шофер должен иметь при себе следующий пакет документации:
- Свое действующее водительское удостоверение с разрешением на кат. «D».
- Маршрутный лист.
- Кассово-билетную накладную.
- План начального и конечного пунктов посадки.
- Таблицу с расценками на проезд до определенных остановок при междугородних сообщениях.
- Договор фрахтования.
Заказные перевозки пассажиров автобусами как на регулярной основе, так и временной оформляются договором фрахтования. Составляется данное соглашение между перевозчиком или фрахтовщиком и фрахтователем-заказчиком. Цель такого соглашения – обезопасить транспортировку путем соблюдения технической исправности ТС и выполнение водителем предъявляемых к нему требований.
При нерегулярных или единичных рейсах, например, туристические поездки, водитель обязан предъявлять договор с заказчиком и чек об оплате заказа. Остальные вышеуказанные документы остаются в силе.