Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательное пенсионное страхование (ОПС)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Советском Союзе пенсионная система носила распределительный характер. Это означало, что государство само выделяло пенсии из средств бюджета. На величину выплат тогда в первую очередь влиял трудовой стаж гражданина. Выплаты производились за счет государственного бюджета, в том числе средств бюджета государственного социального страхования, который наполнялся взносами предприятий. Прямых отчислений с заработных плат на пенсионные нужды не существовало.
Подобный принцип устройства пенсионной системы действовал и в России вплоть до 2002 года. Однако со временем его недостатки становились все очевиднее. Доля пенсионеров по отношению к трудоспособному населению росла, и выплата пенсий становилась все большей нагрузкой на бюджет. Ситуацию усугубляла и необходимость ежегодной индексации выплат в связи с растущей инфляцией.
Тогда государство решило изменить подход и более активно вовлекать граждан в формирование своих будущих пенсий. В 2002 году в ходе реформы государство установило накопительно-распределительный подход к формированию выплат: частично пенсии по-прежнему гарантировались государством, но значительная часть была отдана под ответственность самого гражданина. Особенностью новой системы стало то, что у человека появился индивидуальный пенсионный счет, размер которого зависел не от стажа, а от заработанных доходов.
Выбор страховщика – только за вами
В отличие от страховой, накопительная часть – это реальные деньги, которые до 2014 года начислялись на лицевой счет гражданина в ПФР или НПФ. Это еще один вид пенсии к основной страховой части. Накопительная пенсия не индексируется и растет за счет инвестиционного дохода (если страховщик и управляющий этот доход заработали).
Гражданин сам решает, кто будет управлять его накопительной пенсией. Управление можно передать в ПФР или один из негосударственных пенсионных фондов (НПФ). К выбору фонда и УК нужно подойти очень внимательно, ведь от результатов их работы зависит размер вашего дохода в будущем. Всегда важно помнить и о том, что досрочные переходы между страховщиками чреваты потерей инвестдохода. Как показывает практика, отыграть такую потерю в дальнейшем очень проблематично.
По умолчанию накопительной пенсией распоряжается Пенсионный Фонд. ПФР передал средства так называемых «молчунов» (то есть тех, кто не переводил накопления в НПФ и не выбирал частного управляющего, работающего с ПФР) в управление Государственной управляющей компании (ГУК) ВЭБ.РФ. Это крупнейший участник рынка пенсионных накоплений, работающий со средствами 39 млн клиентов ПФР. По итогам 2019 года общая сумма накоплений, с которыми работает ВЭБ.РФ, превысила 1, 8 трлн руб. Хотя у ГУК ВЭБ.РФ нет задачи показать самые высокие результаты по доходности (что чревато повышенными рисками), ее портфели в течение последних нескольких лет стабильно в числе лидеров.
Состав застрахованных лиц
В статье 7 Федерального закона № 167-ФЗ определен круг субъектов, которые признаются застрахованными лицами:
- Сотрудники, заключившие трудовое соглашение или договор гражданско-правового характера (выполняющие работы, оказывающие услуги, работающие по авторскому и лицензионному соглашениям), в том числе руководители предприятий, выступающие единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества (кроме студентов очного обучения учреждений среднего профессионального и высшего образования, получающих выплаты за работу в студотрядах).
- Самозанятые лица, т.е. граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой (предприниматели, частные нотариусы, адвокаты и т.д.);
- Члены КФХ;
- Граждане, работающие за пределами страны, за которых осуществляется начисление и уплата страховых взносов;
- Члены семейных общин, которые заняты традиционными направлениями хозяйствования;
- Священнослужители;
- Иные категории субъектов, в случае уплаты за них страховых взносов.
Указанные застрахованные лица в системе обязательного пенсионного страхования имеют право на меры гособеспечения при наступлении страховых случаев, указанных в законе № 167-ФЗ.
ПФР с 01.01.2017 г. осуществляет постановку на регистрационный учет физических лиц, которые добровольно вступают:
- В правоотношения по ОПС.
- В правоотношения по ОПС для уплаты дополнительных страхвзносов на накопительную пенсию
Что делать при наступлении страхового случая
Ход действий при наступлении страхового события прописывается непосредственно в самом договоре страхования. Однако этот документ не всегда оказывается на руках, и подсмотреть дальнейшие шаги для получения положенных выплат нет возможности.
Далее приведен примерный план действий, действительный для типового договора:
- Информирование страховой компании о случившемся происшествии. Для этого достаточно сделать звонок сотруднику страховщика, представиться и вкратце рассказать о сути события. Будет правильным сделать несколько подтверждающих возникновение страхового случая фотографий. Они могут служить доказательством при возникновении разногласий.
- Подготовка и сбор необходимой документации. Чаще всего при обращении в страховую компанию с требованием сделать страховую выплату, сотрудники офиса запрашивают: подтверждающие личность документы, полис, справки/квитанции/иные бумаги, которые могут являться доказательством случившегося. Дополнительно обратившийся составляет заявление по установленному образцу. Рекомендуется запросить у принимающего сотрудника проставить на документах входящие номера и дату их приема.
- Ожидание результатов рассмотрения заявления. В установленные договором страхования сроки страховщик обязан уведомить заявителя о принятом решении относительно его страхового случая.
- Получение выплаты. При положительном решении страховщик обязуется перевести/выдать наличными положенную страховую сумму. Просрочка в платеже приведет к увеличению его размера: страховщик дополнительно должен будет выплатить пени.
Как указывалось выше, это примерный план действий для получения выплат ввиду возникновения страхового события. Рекомендуется все же действовать по алгоритму, приведенному в собственном договоре: это позволит избежать отказов в переводе средств, иных разногласий между сторонами.
Формирование накопительной пенсии
Сегодня пенсионное страхование предлагает гражданам разделение пенсии на две части: обязательную, за которую отвечает государство, и накопительную, передаваемую в управление негосударственным фондам. Переживать тут не стоит, деятельность НПФ тщательно контролируется государством. Такие фонды не только берут на себя обязательство сохранить пенсионные отчисления гражданина, но и обязуются их приумножить за счет инвестирования в различных сферах посредством управляющих компаний. Таким образом, по достижении пенсионного возраста гражданин вправе рассчитывать на солидные дивиденды.
Источники пенсионного страхования
Источники финансирования ПФР таковы:
- страховые платежи нанимателей;
- страховые платежи россиян, которые занимаются индивидуальной трудовой деятельностью;
- страховые платежи остальных групп трудоустроенных россиян;
- перечисления из российской казны на предоставление пенсионного обеспечения служащим армии, их родственникам и людям, которые приравнены к ним;
- деньги, которые возмещает ПФР госфонд занятости населения России по причине оформления досрочного пенсионного обеспечения нетрудоустроенным гражданам;
- добровольно осуществляемые юрлицами и физлицами платежи;
- прибыль от работы ПФР.
Деньги ПФР используются для того, чтобы:
- выплачивать трудовое пенсионное обеспечение, в том числе россиянам, которые выезжают за границу;
- компенсировать утраченный доход гражданам, которые ухаживают за неработоспособными лицами;
- повышать пенсионное обеспечение лицам, участвовавшим в Великой Отечественной войне;
- предоставлять выплаты лицам, ухаживающим за детьми;
- оказывать материальную поддержку старым и неработоспособным людям;
- предоставлять выплаты на погребение;
- финансировать работу ПФР и его учреждений.
В системе ОПС Российской Федерации предусмотрено 4 типа пенсионного обеспечения:
- Страховое – ежемесячно выплачивается россиянам, чтобы компенсировать им зарплату либо иной доход, который был утрачен после достижения установленного возраста.
- По государственному обеспечению – отличается от страхового тем, что выплачивается за выслугу лет военнослужащим, космонавтам, чиновникам.
- Накопительное – формируется за счет платежей нанимателей в ПФР и прибыли, полученной от инвестирования взносов страхователей в различные проекты.
- Добровольное – выплачивается НПФ, обычно взносы в фонд делает сам гражданин, а не его работодатель.
В Советском Союзе пенсионная система носила распределительный характер. Это означало, что государство само выделяло пенсии из средств бюджета. На величину выплат тогда в первую очередь влиял трудовой стаж гражданина. Выплаты производились за счет государственного бюджета, в том числе средств бюджета государственного социального страхования, который наполнялся взносами предприятий. Прямых отчислений с заработных плат на пенсионные нужды не существовало.
Подобный принцип устройства пенсионной системы действовал и в России вплоть до 2002 года. Однако со временем его недостатки становились все очевиднее. Доля пенсионеров по отношению к трудоспособному населению росла, и выплата пенсий становилась все большей нагрузкой на бюджет. Ситуацию усугубляла и необходимость ежегодной индексации выплат в связи с растущей инфляцией.
Тогда государство решило изменить подход и более активно вовлекать граждан в формирование своих будущих пенсий. В 2002 году в ходе реформы государство установило накопительно-распределительный подход к формированию выплат: частично пенсии по-прежнему гарантировались государством, но значительная часть была отдана под ответственность самого гражданина. Особенностью новой системы стало то, что у человека появился индивидуальный пенсионный счет, размер которого зависел не от стажа, а от заработанных доходов.
Понятие обязательного пенсионного страхования
Обязательное пенсионное страхование — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.
Обязательное страховое обеспечение — исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.
Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования
Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:
- Конституции Российской Федерации;
- ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
- ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
- ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»;
- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
- иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим законодательством, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Как работает система персонифицированного учета
На базе системы персонифицированного учета взаимодействуют три субъекта правоотношений обязательного пенсионного страхования:
-
страховщик (ПФР);
-
страхователь (работодатель);
-
застрахованное лицо (сотрудник).
Реализация системы персонифицированного учета осуществляется следующим образом:
-
При поступлении на работу гражданин предоставляет работодателю полную информацию о себе (ФИО, адрес регистрации, дата рождения, т.п.). Предоставленные данные подтверждаются документально (паспорт, документ, подтверждающий регистрацию, т.п.).
-
Работодатель вносит предоставленную информацию в базу, которая может быть оформлена как в электронной форме, так и на бумажном носителе.
-
В установленный срок работодатель подает персонифицированные данные в территориальный орган ПФР по месту регистрации. Предоставленный документ (в электронном виде или на бумаге) представляет собой консолидированную персональную информацию обо всех работниках предприятия.
-
На основании данных, предоставленных работодателями, орган ПФР формирует сводную базу со сведениями обо всех застрахованных лицах. При наступлении страхового случая (приобретение инвалидности, наступление пенсионного возраста, потеря кормильца, прочие случаи, предусмотренные законодательством), ПФР на основании сведений персонифицированного учета рассчитывает сумму пенсионных выплат.
Права и обязанности застрахованных лиц
При обращении в ООО СМК «РЕСО-Мед» Вы имеете право на обжалование решений, действий или бездействия сотрудников страховой организации (далее — СМО) при выдаче страхового медицинского полиса ОМС (далее – полис ОМС).
В соответствии с Федеральным законом от 02.05.
2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Гражданин имеет право при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Требования к письменному обращению согласно ст. 7 закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»:
- Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
- В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Сроки рассмотрения письменного обращения согласно ст. 12 закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» составляют 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях, а также в случае направления запросов, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, контактная информация и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
При получении должностным лицом письменных обращений, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, это должностное лицо вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
По результатам рассмотрения обращения принимается решение об удовлетворении требований заявителя либо об отказе в удовлетворении обращения и направляется по адресу, в том числе электронному, указанному в обращении. По желанию гражданина им могут быть представлены контактная информация (телефон, адрес электронной почты) и иные сведения, документы и материалы либо их копии, имеющие отношение к существу обращения, которые заявитель считает необходимым сообщить.
Обжалование решений, действий или бездействия работников СМО осуществляется путем обращения:
- непосредственно к руководителю структурного подразделения страховой компании;
- к руководству страховой компании;
- к руководителю территориального фонда ОМС.
Необходимая для обращения контактная информация находится ЗДЕСЬ.
Участники правоотношений
Во 2 главе федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в РФ” можно найти информацию о том, что участниками правоотношений по ОПС являются субъекты обязательного пенсионного страхования и федеральные органы государственной власти.
Их отношения основаны на взаимном выполнении обязательств. Страховым риском при этом будет ситуация, при которой застрахованное лицо утратило заработок, по причине наступления страхового случая (потеря кормильца, инвалидность, достижение пенсионного возраста). Государство несет субсидиарную ответственность перед застрахованными гражданами.
Наряду с ПФР страховщиком может выступать негосударственный пенсионный фонд в порядке, установленном федеральным законом.
Обязанности страховщика
Перечень обязанностей страховщика достаточно широк:
- Разработка размера тарифов для уплаты страховых взносов. А также обоснование предлагаемых данных.
- Своевременная выплата трудовых пенсий.
- Назначение и пересчет сумм страхового обеспечения, в соответствии с данными персонифицированного учета и нормами законодательства.
- Контроль над поступающими документами, на основании которых насчитываются пенсии. В том числе и для льготных категорий граждан.
- Проектирование и контроль исполнения бюджета ПФР.
- Целевое использование аккумулированных средств.
- Предоставление гражданам, общественным и государственным организациям необходимой информации о работе Пенсионного фонда.
- Учет поступающих средств и регистрация страхователей.
Проблемы пенсионной системы
В числе основных проблем пенсионной системы выделяют невысокий уровень пенсионного обеспечения в стране, хотя индексация пенсий и повышение их размера происходит регулярно. Но это увеличение не может покрыть рост инфляции. По мнению многих экспертов, гигантская доля теневой экономики является также причиной недополучения страховых взносов в бюджет.
То, что молодые семьи не торопятся обзавестись детьми отчасти из-за финансовой нестабильности, обуславливает невысокий уровень рождаемости. Это, в свою очередь, приводит к старению населения в общем, увеличению числа пенсионеров. Такое положение отражается на пенсионной системе и ведет к дефициту бюджета ПФ.
Чтобы устранить это, правительство пошло на такую непопулярную меру, как повышение пенсионного возраста. Более длительная трудовая деятельность, которая позволит увеличить объем перечислений в ПФ, могла бы отчасти быть решением проблемы. Но при этом следует учесть сокращающуюся продолжительность жизни, низкий уровень медицинского обслуживания.
Важной проблемой является то, что не все категории занятых граждан уплачивают взносы. Возможно, в целях сокращения дефицита ПФ РФ имеет смысл включить в систему ОПС и служащих силовых структур.