Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как исключить участок из лесного фонда без суда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
До сих пор основной проблемой собственников в таких случаях было доказать, что земельный участок не относится к землям лесного фонда. Новый закон установил, какие сведения при определении статуса земли следует считать основными. Согласно ФЗ № 280, если по документам (данным ЕГРН, иным документам) участок имеет иную категорию, относится не к землям лесного фонда, а, например, к землям сельскохозяйственного назначения, приоритет отдается информации, указанной в ЕГРН, а не в лесном реестре. Единственное исключение — земельные участки, которые находятся в зоне особо охраняемых природных территорий (заповедники, заказники).
Как проводится аукцион?
Торги на право оформления договора для пользования землями лесополосы осуществляются во всех случаях. Исключением являются ситуации, описанные в ст. 36 и 43-45 Лесного Кодекса России.
Организацией аукциона занимаются госорганы или люди, уполномоченные согласно договору с этими госорганами. Организатор объявляет о проведении торгов на соответствующем интернет-ресурсе не позднее, чем за один месяц до даты начала. В объявлении должна быть информация о предмете, его подробных характеристиках, месте проведения, сроках принятия заявок, начальной стоимости лота.
Важно! Первоначальная цена участка, принадлежащего лесному хозяйству, определяется согласно ст. 73 и 76 Лесного Кодекса РФ.
Организатором разрабатывается кадастр реализуемого участка, подготавливается вся документация, договор аренды, а также определяется минимальный «шаг» торгов, то есть повышение стоимости в ходе аукциона. Как правило, «шаг» не превышает 5% от первоначально выставленной цены.
При подаче заявки для участия в торгах, физическому лицу необходимо указывать персональные данные, а юридическому – название и форму ведения бизнеса, его юридическое и фактическое местонахождение, банковские реквизиты.
Каждый участник обязан оплатить задаток для принятия участия в торгах. После внесения необходимой суммы, квитанцию об уплате требуется прикрепить к заявке. Отказать от участия в аукционе организатор может в случае не поступления задатка, банкротства организации или отсутствия в заявке каких-то важных данных.
Сам аукцион проводится по стандартной схеме. Начальная стоимость лота постепенно увеличивается на минимальный «шаг» торгов. Каждую цену организатор обязан повторять трижды. В случае если после произнесения суммы на третий раз никто не повысит ставку, то победителем торгов станет участник, предложивший последнюю цену. Вся информация по окончанию торгов указывается в протоколе, который прикрепляется к договору. Он заключается через 10 дней после аукциона.
Росреестр выявляет земельные участки, имеющие пересечение границ с лесным фондом
Разница между «дачной амнистией» и «лесной амнистией» заключается в том, что если для «дачной амнистии» собственник должен был сам собрать необходимые документы для оформления прав на объект и обратиться с ними в Росреестр, то «лесная амнистия» не предполагает такого участия граждан.
Всю работу ведут Росреестр, органы прокуратуры и Рослесхоз, это они должны провести сплошную проверку всех земельных участков, которые пересекаются с границами леса, рассмотреть каждую ситуацию отдельно и вынести решение. При Управлениях Росреестра в каждом из субъектов созданы межведомственные рабочие группы, которые занимаются выявлением всех земельных участков, имеющих пересечения с границами участков лесного фонда.
«К этому моменту в Красноярском крае установлено 615 таких участков, теперь мы каждый из них рассматриваем на соответствие указанным в законе критериям: когда на него возникли права, не попадает ли он в границы особо охраняемых природных территорий, — и принимаем соответствующее решение. В результате этой работы изменения вносятся либо в лесной реестр, либо в ЕГРН, либо мы принимаем решение о том, что земельный участок предоставлялся незаконно, после чего Рослесхоз должен обращаться в суд с иском о его изъятии, — рассказывает Дмитрий Незванов. — В большинстве случаев находятся подтверждения того, что права у людей возникли давно».
«Лесная амнистия» дает возможность тем, у кого до сих пор возникали проблемы с оформлением прав на земельные участки, узаконить землю. Хотя выявлением таких участков занимается Росреестр, кое-что для их оформления могут сделать сами собственники. Специалисты советуют установить границы, а для этого заказать межевание кадастровым инженерам, собрать все документы на землю (документы, по которым участок предоставлялся собственнику, кадастровый план участка) и обратиться с ними в Росреестр.
- Ознакомиться со статьями ЛК РФ и ЗК РФ. Также можно со статьями ГК РФ. Составить примерный план действий и нужной документации. Написать обоснование – нужно обязательно или можно обойтись без них.
- Обратиться за бесплатной консультацией к сотрудникам местного органа самоуправления. Сверить список и добавить новые позиции, изменить или удалить их.
- Составить заявление со ссылками на нормативные правовые источники Российской Федерации. Обозначить цель обращения, в качестве приложений указать необходимые бумаги (прикладывать нужно оригиналы и копии – их заверяет сам работник уполномоченного органа).
- При необходимости заплатить государственную пошлину посредством безналичного перевода (точная денежная сумма зависит от регионального законодательства).
- Собрать весь полный пакет документов по списку, при необходимости заверить через нотариуса справки или выписки, копии.
- В указанные органом местного самоуправления сроки принести документацию на регистрацию и визирование.
- Заключить с органом местного самоуправления договор в письменной форме (в собственность землю лесного фонда получить весьма проблематично – обычно дело заканчивается арендой или бессрочным пользованием). При наличии же положительного решения нужно нести бумаги в Росреестр для регистрации в собственность.
- Взять экземпляры договора и иных бумаг (на них обязательно должны стоят соответствующие реквизиты – хотя бы подпись и печать государственного органа).
Право федеральной собственности на участки лесного фонда возникает в силу закона
Основания признания права федеральной собственности на землю установлены ст. 17 Земельного кодекса РФ, а также в целях разграничения государственной собственности на землю — ст. 3.1 Вводного закона. При этом, в частности, установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, а также право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю (ст. 17 ЗК РФ). Заметим, что в целях разграничения государственной собственности на землю в ст. 3.1 Вводного закона также установлено, что к федеральной собственности относятся земли, признанные таковыми федеральными законами.
Напомним, что одним из оснований для отнесения территории к собственности Российской Федерации (федеральной собственности) является принадлежность участка к определенной категории земель. Так, согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ к федеральной собственности отнесены все земельные участки из земель лесного фонда. Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.03.2012 N 13225/11, спорный участок до включения в границы населенного пункта был расположен в соответствующих кварталах Богородского и Тимирязевского лесничеств. Данное обстоятельство доказывает его принадлежность к землям лесного фонда. Только для территорий лесного фонда предусмотрено деление на лесные кварталы. Под лесным кварталом при этом понимается, как правило, отграниченная на местности просеками или иными естественными или искусственными рубежами (натурными границами) часть лесного фонда, являющаяся постоянной учетной и организационно-хозяйственной единицей в лесу . Следовательно, в силу ст. 8 ЛК РФ спорный участок принадлежал к землям лесного фонда. Согласно ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.).
✨ То же самое, но короче
- Если ваш земельный участок граничит с лесом, проверьте его статус, а также возможные наложения на земли лесного фонда.
- При обнаружении того, что вы занимаете участок леса, вы получаете право на применение норм закона о лесной амнистии. Помните, что для этого ваша собственность на землю должна быть подтверждена выпиской из ЕГРН или иными правоустанавливающими документами.
- Чтобы на законных основаниях переоформить в собственность земли лесного фонда, которыми вы давно пользуетесь, обратитесь в органы МСУ с заявлением. Если таких собственников среди ваших соседей много, вы можете подготовить план межевания территории. Если плана нет – пользуйтесь схемой расположения земельного участка.
- Ваша задача – подать заявление и схему. Все остальное органы МСУ делают сами не дольше 45 дней.
- Если вам отказали в оформлении земли – посоветуйтесь со специалистом по земельным вопросам и обращайтесь при необходимости в суд с жалобой на отказ.
Процедура оформления земель лесного фонда в собственность
Оформить земли лесного фонда в собственность можно единственным законным путем через смену ее категории. В регионах РФ этим занимается специальный государственный орган по лесному хозяйству, который имеет филиалы в каждом городе. Перевод земли, не находящейся в собственности у государства, осуществляет только Правительство страны.
Чтобы перевести земли в частное владение, вам потребуется собрать множество бумаг, которые следует оформить без единой ошибки. Они пройдут трехуровневую проверку – в органах местного, субъектного и федерального назначения. Нередко документы возвращаются на доработку, причем ни один раз, из-за чего вы теряете много времени. Их безошибочное оформление может занять примерно один год, в некоторых случаях и дольше.
Если учесть сложность оформления бумаг и отсутствие каких-либо гарантий в итоговом результате в случае самостоятельного сбора и подачи бумаг, то вам будет проще и логичнее взять участок лесополосы в аренду.
При каких условиях могут отказать
Если земельный участок, границы которого пересекаются с границами лесного участка, расположен в границах особо охраняемых природных территорий и территорий объектов культурного наследия.
Земельный участок относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель другого специального назначения, и на нём отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы.
Земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», и в отношении этого участка органами земельного надзора подтверждены факты неиспользования по целевому назначению или использования с нарушением законодательства.
Кроме того, в кадастровом учёте в связи с уточнением границ может быть отказано по другим причинам, например, в случае когда заявитель не является собственником земельного участка.
Гд рекомендовала вс рф проанализировать применение «лесной амнистии»
Принятые решения о выводе из-под действия закона о «лесной амнистии» особо охраняемых природных территорий, объектов культурного наследия, а также наложенные дополнительные ограничения на действие этого закона «абсолютно оправдали себя», заявил на пленарном заседании председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. «Сегодня мы можем сказать, что своими решениями мы не допустили разворовывания лесов», — подчеркнул он.
Депутат обратил внимание, что по состоянию на 1 ноября 2017 года зафиксировано 342 случая применения данного закона, в результате чего были устранены соответствующие противоречия на площади 365 гектар, из которых 260 гектар – «это противоречия между лесными участками внутри лесного фонда».
Госдума также приняла решение продолжить деятельность рабочей группы по осуществлению контроля за реализацией закона о «лесной амнистии».
«Во время работы нашей группы появляются очень интересные факты, которые требуют внимания. Например, по информации Республики Карелия, площадь республики составляет примерно 17,2 миллиона гектаров.
В то же время, по данным Единого государственного реестра недвижимости, площадь лесного фонда в республике составляет 20 миллионов гектаров. И это не единственный случай.
И нам понятно, что нам необходимо, конечно, продолжать эту работу по мониторингу исполнения этого закона», — сказал Николаев.
При этом, говоря о деятельности рабочей группы, он заметил, что каких-либо злоупотреблений на сегодняшний день не наблюдается. «Между тем, мы отмечаем два фактора основных, которые требуют нашего внимания и которые являются такими зонами риска. Прежде всего, это крайне низкие темпы постановки на учет особо охраняемых природных территорий», — сказал депутат.
Проведенный рабочей группой анализ показывает, что на сегодняшний день только половина особо охраняемых природных территорий состоит на кадастровом учете. «Это означает, что органы регистрации на местах просто не будут иметь необходимой информации для корректного использования закона», — пояснил Николаев.
«Следующий момент – это низкие темпы постановки на кадастровый учет лесов, лесопарков и лесничеств. План соответствующий Рослесхозом установлен, но мы видим, что он крайне медленно реализуется», — продолжил глава думского комитета.
В этой связи, по его словам, были подготовлены и приняты Госдумой во втором чтении поправки к проекту федерального бюджета на трехлетний период, которые «дополнительно на эту деятельность» выделяют 1,9 миллиарда рублей на 2018 год, 2 миллиарда рублей — на 2019 год, 3 миллиарда рублей – на 2020 год.
Глава 17 правовой режим земель лесного фонда
Страница 1 из 4
Согласно ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для восстановления — вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.).
- В состав земель лесного фонда входят лесные и нелесные земли в соответствии с ЛК РФ.
- Площадь земель лесного фонда составляет 1059,8 млн га (62% территории страны).
- Правовой режим земель лесного фонда — это установленный законом порядок их учета, мониторинга, использования и охраны1.
- Лес — это составная часть природной среды, важнейший элемент глобального экологического значения, состоящий из совокупности земли, деревьев, древесно-кустарниковой растительности и иных видов растительности, микроорганизмов, других компонентов природы, в своем развитии биологически взаимосвязанных и влияющих на окружающую среду.
Лес — один из важнейших элементов, имеющий климаторегулиру-ющее, прчво- и водозащитное значение. Леса играют важную роль в сохранении почв и воды. Они восстанавливают атмосферу, поддерживают биологическое разнообразие растительного и животного мира, а также создают условия для удовлетворения как материальных, так и культурных потребностей человека.
Однако государственное управление лесами, являющимися федеральной собственностью, в настоящее время практически не ведется. Произошло резкое ухудшение состояния лесного хозяйства России.
Прежняя система, основанная на ЛК РФ, разрушена, а новая не создана. До сих пор не решен вопрос о статусе низового управленческого звена — лесхозов, которые по-прежнему совмещают функции государственного управления с предпринимательской деятельностью1.
Право федеральной собственности на участки лесного фонда возникает в силу закона
Основания признания права федеральной собственности на землю установлены ст. 17 Земельного кодекса РФ, а также в целях разграничения государственной собственности на землю — ст. 3.1 Вводного закона. При этом, в частности, установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, а также право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю (ст. 17 ЗК РФ). Заметим, что в целях разграничения государственной собственности на землю в ст. 3.1 Вводного закона также установлено, что к федеральной собственности относятся земли, признанные таковыми федеральными законами.
Напомним, что одним из оснований для отнесения территории к собственности Российской Федерации (федеральной собственности) является принадлежность участка к определенной категории земель. Так, согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ к федеральной собственности отнесены все земельные участки из земель лесного фонда. Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 22.03.2012 N 13225/11, спорный участок до включения в границы населенного пункта был расположен в соответствующих кварталах Богородского и Тимирязевского лесничеств. Данное обстоятельство доказывает его принадлежность к землям лесного фонда. Только для территорий лесного фонда предусмотрено деление на лесные кварталы. Под лесным кварталом при этом понимается, как правило, отграниченная на местности просеками или иными естественными или искусственными рубежами (натурными границами) часть лесного фонда, являющаяся постоянной учетной и организационно-хозяйственной единицей в лесу . Следовательно, в силу ст. 8 ЛК РФ спорный участок принадлежал к землям лесного фонда. Согласно ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.).
Сведения в каких документах имеют решающее значение?
До сих пор основной проблемой собственников в таких случаях было доказать, что земельный участок не относится к землям лесного фонда. Новый закон установил, какие сведения при определении статуса земли следует считать основными. Согласно ФЗ № 280, если по документам (данным ЕГРН, иным документам) участок имеет иную категорию, относится не к землям лесного фонда, а, например, к землям сельскохозяйственного назначения, приоритет отдается информации, указанной в ЕГРН, а не в лесном реестре. Единственное исключение — земельные участки, которые находятся в зоне особо охраняемых природных территорий (заповедники, заказники).
«В Емельяновском районе есть заказник «Красноярский», на территории которого действует садовое общество. Землепользователи, купившие здесь участки, не могут оформить документы на землю, и «лесная амнистия» им в этом не поможет, потому что участки на территории заказника изначально предоставлялись незаконно», — объясняет Дмитрий Незванов.
Перевод земель лесного фонда в другую категорию
Если на дачном участке проводилось межевание, то возможно два варианта развития событий. В случае когда в ЕГРН уже есть сведения о границах земельного и лесного участков, надо обратиться в Росреестр, который самостоятельно, без участия владельца участка устранит пересечение. Если же сведения о границах лесного участка не внесены в ЕГРН, проблему можно решить через региональное учреждение Федерального агентства лесного хозяйства. Необходимо подать туда заявление о внесении изменений в сведения государственного лесного реестра и копии документов о праве собственности.
В августе 2017 года в Миасский территориальный отдел Управления Росреестра по Челябинской области обратились десять садоводов СНТ. Граждане сообщили, что их земельные участки накладываются на земли лесного фонда, в связи с чем они уже долгие годы не могут зарегистрировать право собственности на свою землю и стать полноправными владельцами обрабатываемых соток. Специалисты территориального отдела изучили документы, представленные каждым заявителем, проверили имеющиеся в ЕГРН сведения и выяснили, что ситуация с их земельными участками подпадает под действие Федерального закона № 280‑ФЗ. Владельцы участков подали заявления в Росреестр. В итоге участки были исключены из земель лесного фонда, поставлены на кадастровый учёт с уточнёнными площадями, на них зарегистрированы права.
Закон о лесной амнистии – так в разговорной речи называют закон, который регулирует устранение пересечений границ земельного участка с границами лесного фонда в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Его полное название – Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 280‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определённой категории земель».
Если право собственности на земельный участок возникло у гражданина до 1 января 2016 года, а сведения о границах лесного участка были внесены в ЕГРН позже даты возникновения прав гражданина на земельный участок, Росреестр по заявлению собственника устранит пересечение его границ с границами лесного участка. Платить не придётся: гражданин платит только за учётно-регистрационное действие, если оно требуется. Кроме того, решение будет принято в пользу земельного участка, а не лесного фонда.
Понадобится заявление о кадастровом учёте земельного участка с целью уточнения его границ и подготовленный кадастровым инженером межевой план.
Понятие и общая характеристика
К землям лесного фонда относятся территории земельных массивов, покрытые лесом, либо предназначенные для лесонасаждений. Под лесом понимается природно-хозяйственный объект и специфическая экологическая система, состоящая из поросли древесных пород, кустарников. Лесной участок, согласно статье 27 ЗК РФ, является разновидностью земельного участка.
Лесные зоны могут иметь естественное (природное) и искусственное происхождение, что не делает различий между их статусом и принадлежностью к обозначенному Фонду. Также лес рассматривается как ценный государственный ресурс, который управляется федеральным законодательством.
Основные источники законодательства, которые определяют правовой режим земель, это статья 101 ЗК РФ, «Лесной кодекс РФ» (ЛК РФ), принятый 04.12.06 под № 200-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 23.09.10 г. № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства».
Эти земли находятся на государственном балансе, в федеральной собственности. Могут передаваться муниципалитетам на основании постоянного (бессрочного) пользования. Подлежат кадастровому учёту и не являются объектами земельной недвижимости. Управление территорией лесных угодий осуществляется государством. Все юридические действия должны быть санкционированы Правительственными распоряжениями и ориентироваться на базовые нормы статьи 1 ЗК РФ.
Важно! Допускается передача в аренду сроком от 10 до 49 лет, при условии использования по целевому назначению.
Для использования массива, охранных и защитных мер, для воспроизводства лесонасаждений предусмотрен регламент создания лесной инфраструктуры:
- лесных дорог;
- лесных складов;
- объектов для переработки заготовленной древесины.
Эти объекты после завершения соответствующих работ, подлежат сносу, а лесные земли, где они ранее возводились, — рекультивации. Лесные дороги являются исключением, и могут продолжать функционировать.
Перевод участков из лесной категории
Перевод земель лесного фонда в любую другую целевую категорию осуществляется исключительно в рамках Постановления Правительства РФ № 48, где прописан порядок по подготовке документации. В полный пакет такой документации входят следующие документы:
- ходатайство;
- акт и план выбранного земельного участка, с указанием его кадастровой стоимости, географического местоположения;
- решение от уполномоченного органа власти;
- справка, в которой указано, что на выбранном земельном лесном участке отсутствуют месторождения полезных ископаемых;
- выписка из ЕГРП на конкретный лесной участок;
- проект о переводе земли в другую категорию, одобренный Правительством РФ;
- результаты экспертизы, если таковая была проведена.
В общей сложности, после передачи пакета одобренных документов в уполномоченный орган, должно пройти три недели (имеется в виду с включением выходных дней), после чего заявителю направляется ответ с удовлетворением ходатайства или отказом по нему.
Изъятие земель лесного фонда для осуществления какой-либо деятельности и использования этих земель для целей, не предусмотренных в Лесном кодексе России, возможно только после перевода земельных участков в иную категорию. В противном случае нарушителей ждет административная ответственность за земельные правонарушения и преступления.