- Уголовное право

Масштабные «антикризисные» изменения в НК РФ 2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Масштабные «антикризисные» изменения в НК РФ 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Аналогично доходам расходы фирмы также делятся на затраты, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. В статье 252 Налогового кодекса РФ сформулированы принципы признания расходов: они должны быть обоснованы и документально подтверждены.

Что меняется в порядке уплаты налогов с 2023 года

С 2023 года вступают в силу масштабные поправки в НК РФ, полностью меняющие порядок и сроки уплаты в бюджет подавляющего большинства налогов и страховых взносов (Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ). Изменения связаны с введением института единого налогового счета (ЕНС) и единого налогового платежа (ЕНП), применение которых станет обязательным как для организаций и ИП, так и для граждан.

В соответствии с изменениями каждой компании будет открыт свой собственный счет (единый налоговый счет), с которого она будет уплачивать в бюджет все необходимые налоги и страховые взносы. Средства на ЕНС будут перечисляться не в качестве того или иного налога, а именно в виде единого налогового платежа – без конкретизации налоговой обязанности.

Не в качестве единого налогового платежа в бюджет будут вноситься (новая редакция абз. 4 п. 1 ст. 58 НК РФ):

  • государственная пошлина, в отношении уплаты которой судом не выдан исполнительный документ,
  • НДФЛ, уплачиваемый иностранными гражданами со своих доходов от осуществления трудовой деятельности по найму в РФ на основании патента.

Кроме того, исключение сделано для самозанятых плательщиков налога на профессиональный доход и плательщиков сборов за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов. Указанный налог и сборы можно будет уплачивать как с помощью внесения ЕНП, так и отдельными платежками (новая редакция абз. 2 п. 1 ст. 58 НК РФ).

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. С 1 января 2023 года меняется порядок и сроки уплаты в бюджет налогов и страховых взносов.

2. Изменения связаны с введением института единого налогового счета (ЕНС) и единого налогового платежа (ЕНП).

3. Каждой компании будет открыт ЕНС, с которого она будет уплачивать в бюджет все необходимые налоги и страховые взносы.

4. Деньги на ЕНС будут поступать в виде ЕНП – без конкретизации налоговой обязанности.

5. Налоговые органы будут самостоятельно производить зачет поступивших на единый счет сумм ЕНП в счет уплаты налогов.

6. Обязанность по уплате налогов будет считаться исполненной со дня перечисления денежных средств на единый налоговый счет в качестве ЕНП.

7. Применение ЕНС обязательно для организаций, ИП и граждан, но для некоторых налогоплательщиков сделано исключение, и они могут уплачивать свои платежи как с помощью внесения ЕНП, так и отдельными платежками.

Для всех прочих плательщиков вводится безальтернативная уплата налогов и страховых взносов путем перечисления ЕНП на единый налоговый счет. Поступающие на счет денежные средства будут формировать сальдо единого налогового счета. На этом же счету будет учитываться и совокупная налоговая обязанность компании-плательщика в денежном выражении. Налоговики самостоятельно станут производить зачет поступивших на единый счет сумм ЕНП в счет уплаты налогов. Списание денег с ЕНС в указанных целях будет производиться с соблюдением следующей последовательности (новая редакция п. 8 ст. 45 НК РФ):

  • погашение налоговой недоимки начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
  • уплата налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с момента возникновения обязанности по их уплате;
  • уплата пеней;
  • уплата процентов;
  • уплата штрафов.

Когда налоги будут считаться неуплаченными

По новым правилам обязанность по уплате налогов будет считаться исполненной со дня перечисления денежных средств на единый налоговый счет в качестве ЕНП. В то же самое время налоговая обязанность не сможет считаться исполненной в одном из следующих случаев (новая редакция п. 13 ст. 45 НК РФ):

  • при отзыве налогоплательщиком неисполненного поручения на перечисление денежных средств на единый налоговый счет (при одновременном отсутствии на счете достаточной денежной суммы);
  • возврата физлицу местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи либо МФЦ наличных денежных средств, принятых для их перечисления в счет уплаты налога;
  • неправильного указания в платежном поручении номера счета Федерального казначейства;
  • неправильного указания в платежном поручении наименования банка получателя.

Доходы, которые участвуют в расчёте налога

Доходы для этой цели делятся на две группы: от реализации и внереализационные. Доходы от реализации организация получает следующим образом (статья 249 НК РФ):

  • от продажи своих товаров, работ, услуг, имущественных прав;
  • перепродавая ранее приобретенные товары.

Все прочие доходы считаются внереализационными. Это, например, доходы от долевого участия в других компаниях, от сдачи имущества в аренду, проценты по вкладам и другие.

Налогом облагается не вся прибыль — список исключений приводится в статье 251 НК РФ. Он исчерпывающий, то есть, если какого-то вида доходов в этой статье нет, значит, он облагается. Необлагаемых доходов довольно много, вот лишь некоторые:

  • предоплата;
  • имущество, которое получено в виде залога или задатка;
  • кредитные и заёмные средства;
  • всё, что передано в виде вклада в уставный или складочный капитал.
---------------------------------T-------------------------------¬
¦ Вид доходов ¦ Момент признания доходов ¦
+--------------------------------+-------------------------------+
¦Общее положение ¦Доходы признаются в том ¦
¦ ¦отчетном периоде, в котором они¦
¦ ¦имели место, независимо от ¦
¦ ¦факта прекращения задолженности¦
+--------------------------------+-------------------------------+
¦1. Для доходов от реализации ¦Дата реализации товаров (работ,¦
¦ ¦услуг, имущественных прав) в ¦
¦ ¦соответствии с условиями ¦
¦ ¦перехода права собственности ¦
¦ ¦ ¦
+--------------------------------+-------------------------------+
¦2. Для внереализационных ¦ ¦
¦доходов: ¦ ¦
¦- в виде безвозмездно ¦Дата подписания сторонами акта ¦
¦полученного имущества (работ, ¦приема - передачи имущества ¦
¦услуг); ¦(приемки - сдачи работ, услуг) ¦
¦- по иным аналогичным доходам; ¦ ¦
¦- в виде дивидендов от долевого ¦Дата поступления денежных ¦
¦участия в деятельности других ¦средств на расчетный счет ¦
¦организаций ; ¦ ¦
¦- в виде безвозмездно полученных¦ ¦
¦денежных средств ; ¦ ¦
¦- в виде сумм возврата ранее ¦ ¦
¦уплаченных некоммерческим ¦ ¦
¦организациям взносов, которые ¦ ¦
¦были включены в состав ¦ ¦
¦расходов ; ¦ ¦
¦- в виде иных аналогичных ¦ ¦
¦доходов ; ¦ ¦
¦- от сдачи имущества в ¦Дата осуществления расчетов в ¦
¦аренду ; ¦соответствии с условиями ¦
¦- в виде лицензионных платежей ¦заключенных договоров или ¦
¦(включая роялти) за пользование ¦предъявления налогоплательщику ¦
¦объектами интеллектуальной ¦документов, служащих основанием¦
¦собственности ; ¦для произведения расчетов в ¦
¦- по иным аналогичным ¦соответствии с условиями ¦
¦доходам ; ¦заключенных договоров, либо ¦
¦ ¦последний день отчетного ¦
¦ ¦(налогового) периода ¦
¦- по доходам от купли - продажи ¦Дата перехода права ¦
¦иностранной валюты ; ¦собственности на иностранную ¦
¦ ¦валюту ¦
¦- в виде штрафов, пени и (или) ¦Дата признания должником либо ¦
¦иных санкций за нарушение ¦дата вступления в силу решения ¦
¦условий договорных обязательств,¦суда ¦
¦а также сумм возмещения убытков ¦ ¦
¦или ущерба ; ¦ ¦
¦- в виде сумм восстановленных ¦Последний день отчетного ¦
¦резервов и иным аналогичным ¦(налогового) периода ¦
¦доходам; ¦ ¦
¦- в виде распределенного в ¦ ¦
¦пользу налогоплательщика дохода ¦ ¦
¦при его участии в простом ¦ ¦
¦товариществе; ¦ ¦
¦- по доходам от доверительного ¦ ¦
¦управления имуществом; ¦ ¦
¦- по суммам курсовых разниц; ¦ ¦
¦- по иным аналогичным доходам; ¦Последний день текущего месяца ¦
¦- по доходам прошлых лет; ¦Дата выявления дохода ¦
¦- по доходам в виде полученных ¦Дата составления акта ¦
¦материалов или иного имущества ¦ликвидации амортизируемого ¦
¦при ликвидации выводимого из ¦имущества ¦
¦эксплуатации амортизируемого ¦ ¦
¦имущества; ¦ ¦
¦- в виде использованных не по ¦Дата, когда получатель ¦
¦назначению полученных целевых ¦имущества фактически ¦
¦средств; ¦использовал их не по целевому ¦
¦ ¦назначению ¦
¦- по кредитным и иным ¦Доход признается полученным и ¦
¦аналогичным договорам (иным ¦включается в состав ¦
¦долговым обязательствам, включая¦соответствующих доходов на ¦
¦ценные бумаги), заключенным на ¦конец соответствующего ¦
¦срок более одного отчетного ¦отчетного периода ¦
¦периода ; ¦ ¦
¦- от реализации финансовым ¦День последующей уступки ¦
¦агентом услуг финансирования под¦данного требования или ¦
¦уступку денежного требования; ¦исполнения должником данного ¦
¦ ¦требования ¦
¦- от реализации новым ¦ ¦
¦кредитором, получившим указанное¦ ¦
¦требование, финансовых услуг; ¦ ¦
¦- при уступке ¦День подписания сторонами акта ¦
¦налогоплательщиком - продавцом ¦уступки права требования ¦
¦товара (работ, услуг) права ¦ ¦
¦требования долга третьему лицу; ¦ ¦
¦- в виде положительной суммовой ¦Дата проведения расчетов ¦
¦разницы ¦ ¦
L--------------------------------+--------------------------------

Основные изменения, внесенные НК РФ относительно ранее действовавшего Положения о составе затрат.
При реализации товаров (работ, услуг) по договору комиссии (агентскому договору) налогоплательщиком — комитентом (принципалом) дата реализации соответствует дате, указанной комиссионером (агентом) в отчете о реализации.
Если договором установлена дата проведения расчетов (например, договор аренды), то независимо от факта предъявления счетов к оплате доход должен быть учтен в целях налогообложения.
Доход определяется также с учетом суммовой разницы (увеличивается или уменьшается), возникающей в случае, если оплата производится в российских рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).

Читайте также:  Официально: льготный проезд для пенсионеров продлен

Доходы, выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения пересчитываются в рубли по официальному курсу Банка России на дату признания соответствующего дохода.

Обязательства и требования, выраженные в иностранной валюте, имущество в виде валютных ценностей пересчитываются в рубли по официальному курсу Банка России на дату перехода права собственности по операциям с указанным имуществом, прекращения (исполнения) обязательств и требований и (или) на последний день отчетного (налогового) периода в зависимости от того, что произошло раньше.

Вид доходов / расходов
 Момент признания доходов / расходов 
Дата получения доходов
1. День поступления средств на счета в 
банках и (или) в кассу.
2. Дата поступления иного имущества
(работ, услуг) и (или) имущественных
прав.
3. Погашение обязательств иным способом
Дата признания 
расходов
Общие положения
Расходами налогоплательщиков признаются 
затраты после их фактической оплаты
следующим образом:
1) путем перечисления денежных средств в
счет оплаты за приобретенные товары
(работы, услуги);
2) путем иного прекращения
налогоплательщиком встречного
обязательства, непосредственно связанного
с поставкой товаров (работ, услуг,
передачей имущественных прав)
Материальные расходы, 
а также расходы на
оплату труда
Учитываются в составе расходов в момент 
списания денежных средств с расчетного
счета налогоплательщика, выплаты из кассы
или в момент иного погашения
задолженности при условии списания
данного сырья и материалов в производство
Проценты за 
пользование заемными
средствами и оплата
услуг третьих лиц
Учитываются в составе расходов в момент 
списания денежных средств с расчетного
счета налогоплательщика, выплаты из кассы
или в момент иного погашения
задолженности
Амортизация 
Учитывается в составе расходов в суммах 
начисленных за отчетный (налоговый)
период амортизационных отчислений по
оплаченным объектам основных средств
Расходы на уплату 
налогов и сборов
Учитываются в составе расходов в размере 
их фактической уплаты налогоплательщиком

Налог на имущество организаций в 2023 году

Начиная с 2023 года облагаться налогом на имущество, может только недвижимость организаций. Это сказано в законе № 302-ФЗ от 03.08.18.

Начиная с 2023 года, расчет налога на имущество будет осуществляться на основании кадастровой стоимости, информация о которой внесена в единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Порядок расчета налога отражен в законе № 334 от 03.08.18.

В 2023 году организациям дали право пересчитать налог на имущество, за все то время, когда налог на имущество считали по завышенной стоимости, а до 2023 года можно было пересчитать только с момента обращения с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

В 2023 году сдавать декларацию по налогу на имущество нужно по новой форме. Декларация содержится в Приказе № ММВ-7-21/575 от 04.10.18 .

Комментарий к Ст. 333.25 НК РФ

Комментируемая ст. 333.25 НК РФ определяет порядок уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий.

За совершение нотариальных действий вне нотариальных контор госпошлина взимается в увеличенном, полуторном размере. Согласно ст. 1127 Гражданского кодекса РФ удостоверять завещания, кроме нотариусов, имеют право также капитаны судов, главврачи лечебных учреждений, капитаны воинских частей и некоторые другие должностные лица. Следовательно, раз такое нотариальное действие будет производиться вне нотариальных контор, пошлина будет увеличена в полтора раза.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 335.25 НК РФ при исчислении размера государственной пошлины за удостоверение договоров, подлежащих оценке, принимается сумма договора, указанная сторонами, но не ниже суммы, определенной в соответствии с пп. 7 — 10 п. 1 ст. 333.25 НК РФ.

В соответствии с пп. 7 — 10 п. 1 ст. 333.25 НК РФ:

а) стоимость транспортных средств может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской

Федерации об оценочной деятельности, или судебно-экспертными учреждениями органа юстиции;

б) стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения;

в) стоимость земельных участков может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или федеральным органом, осуществляющим кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и его территориальными подразделениями;

г) стоимость имущества, не предусмотренного пп. 7 — 9 п. 1 ст. 333.25 НК РФ,

определяется оценщиками или юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности.

При этом по выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный лицами, указанными в пп. 7 — 10 п. 1 ст. 333.25 НК РФ. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).

С 1 января 2013 г. на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, и положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства с указанной даты не применяются (ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон N 221-ФЗ)).

Статьей 19 Жилищного кодекса РФ предусмотрено проведение государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации, осуществляемого в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 819 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации») порядок осуществления государственного учета жилищного фонда не установлен, и в настоящее время продолжает действовать порядок осуществления государственного учета жилищного фонда, установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» (далее — Порядок учета) (в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации).

Читайте также:  Как получить налоговый вычет при страховании жизни

Пунктами 3, 7 Порядка учета предусмотрено, что государственный технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации — унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро.

Также в настоящее время продолжает действовать Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденная Приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 4 августа 1998 г. N 37 (далее — Инструкция). В соответствии с Инструкцией расчет инвентаризационной стоимости является одним из компонентов организации работ по учету жилищного фонда.

При этом с 1 января 2013 г. в силу ч. 8 ст. 47 Закона N 221-ФЗ проведение технической инвентаризации объектов жилищного фонда не является обязательным и осуществляется по желанию собственника объекта жилищного фонда.

Органы БТИ, проводившие до 1 января 2013 г. государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства и имеющие в своих архивах соответствующие сведения об инвентаризационной стоимости объектов жилищного фонда, могут выдавать собственникам объектов недвижимости информацию об инвентаризационной стоимости данных объектов жилищного фонда по состоянию на запрашиваемую дату.

С 1 января 2013 г. государственный учет объектов капитального строительства осуществляется Росреестром. При этом в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости, производится их государственная кадастровая оценка (гл. III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Согласно положениям ч. 3 ст. 44 Закона N 221-ФЗ кадастровые инженеры осуществляют в установленном Законом N 221-ФЗ порядке кадастровую деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства с 1 января 2013 г.

При этом с 1 января 2013 г. и до 1 января 2014 г. эту кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, которые 31 декабря 2012 г. имели право осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости.

С учетом изложенного с 1 января 2013 г. и до 1 января 2014 г. организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации вправе осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости и, соответственно, выдавать справки об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости.

Между тем согласно Закону Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» для целей исчисления налога на имущество физических лиц применяется инвентаризационная стоимость объектов недвижимого имущества (жилых домов, квартир, дач, гаражей, прочих строений, помещений, сооружений).

В связи с этим Минфин России указывал, что сведения, предоставляемые органами, осуществляющими государственный технический учет, об инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества могут применяться нотариусами при исчислении государственной пошлины (нотариального тарифа) за совершение нотариальных действий (Письмо Минфина России от 22 мая 2013 г. N 03-05-05-03/18074).

Выводы, которые сделал Минфин России в Письме от 22 мая 2013 г. N 03-05-05-03/18074, касались в том числе и сведений, которые должны предоставляться для исчисления нотариусами государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство.

Также и в более позднем Письме Минфин России указал, что документ с указанием инвентаризационной стоимости, необходимой для исчисления на основании пп. 5 п. 1 ст. 333.25 НК РФ размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство, представляется по выбору плательщика (Письмо Минфина России от 18 марта 2014 г. N 03-05-06-03/11709).

Права и обязанности налогоплательщиков и налоговиков

В связи с изменением порядка уплаты налоговых платежей уточнены права и обязанности налогоплательщиков и налоговиков.

Так, согласно новой редакции подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный возврат и зачет денежных средств в размере, не превышающем положительное сальдо ЕНС. Вместо сверки расчетов по налогам теперь будет проводиться сверка принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, либо сумм денежных средств, перечисленных не в качестве ЕНП (новая редакция подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ).

У налогоплательщиков появилось право на основании представленного в налоговый орган запроса получать справки о наличии по состоянию на дату такого запроса положительного, отрицательного или нулевого сальдо ЕНС налогоплательщика, справки о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа (новый подп. 5.2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

В обязанности налогоплательщиков включена обязанность представлять в налоговый орган уведомления об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, уплаченных (перечисленных) в качестве ЕНП (новая редакция подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ). Такие уведомления нужно подавать, если уплата вышеперечисленных платежей производится до представления соответствующей декларации (расчета) или если обязанность по представлению декларации (расчета) не предусмотрена НК РФ. Делать это нужно не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов (новая редакция п. 9 ст. 58 НК РФ).

Появилась обязанность представлять в налоговый орган сообщение о наличии объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, в случае неполучения сообщения об исчисленных налоговым органом суммах налога на имущество организаций (новая редакция п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

Согласно новой редакции подп. 6 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговики должны доводить до сведения налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов информацию о реквизитах счета Федерального казначейства, об их изменении и иную информацию, необходимую для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, уплачиваемых не в качестве ЕНП.

Вместо принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в обязанности налоговиков теперь входит осуществление возврата денежных средств в размере, не превышающем положительное сальдо ЕНС (новая редакция подп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Налоговики должны по запросу налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) представлять справку о наличии положительного, отрицательного или нулевого сальдо ЕНС, справку о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП (новая редакция подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ).

В пункте 3 ст. 32 НК РФ установлены новые временные рамки, по истечении которых налоговики должны направлять материалы в следственные органы, если размер задолженности позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления. Ранее в этой норме речь шла о двух месяцах со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Теперь в ней говорится о 75 днях со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, если денежных средств, перечисленных и признаваемых в качестве ЕНП, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате сумм недоимок, указанных в таком решении.

Приостановление операций по счетам

Согласно новой редакции п. 2 ст. 76 НК РФ приостановление операций по счетам организации означает прекращение банком расходных операций по счету (счетам) этого налогоплательщика в размере отрицательного сальдо его ЕНС, определяемом банком ежедневно на основании информации, содержащейся в реестре решений о взыскании задолженности, до момента формирования положительного либо нулевого сальдо его ЕНС.

Приостановление операций действует в отношении всех счетов, информация по которым размещена в реестре решений о взыскании задолженности, начиная с момента размещения такой информации.

Банк обязан не позднее дня, следующего за днем, в течение которого произошло изменение остатка денежных средств на счетах в банке, операции по которым приостановлены, а также остатка электронных денежных средств, перевод которых приостановлен, сообщать в налоговый орган в электронной форме сведения об этих остатках по состоянию на конец операционного дня, в течение которого произошло изменение остатков (новая редакция п. 5 ст. 76 НК РФ).

Читайте также:  Индексация пенсий пенсионерам МВД в 2023 году

Расходные операции по счету (счетам) возобновляются банком не позднее одного дня, следующего за днем размещения в реестре решений о взыскании информации о формировании положительного или нулевого сальдо ЕНС налогоплательщика, либо не позднее одного дня, следующего за днем получения налоговым органом документов (их копий), подтверждающих факт уплаты задолженности (новая редакция п. 8 ст. 76 НК РФ).

Новой редакцией п. 12 ст. 76 НК РФ установлено, что, если в период приостановки банком были открыты налогоплательщику новые счета, расходные операции по ним не проводятся с момента открытия счета до прекращения приостановления операций по счетам.

II. Откуда что берется?

Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.

По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).

Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).

В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).

VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета

Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.

Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.

Зачет возможен, в частности:

  1. в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
  2. в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
  3. При этом после 1 января 2023 года налоговые органы не рассматривают заявления (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ):

  4. о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений до 31 декабря 2022 года (включительно) налоговым органом не принято решение о возврате денежных средств;
  5. о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений налоговым органом до 31 декабря 2022 года (включительно) не принято решение о зачете.

VII. Чего ждать в новом году

На начало 2023 г. ФНС сформирует сальдо единого налогового счета каждой организации и каждого физического лица на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных налоговых обязательств, излишне перечисленных денежных средств, внесенных авансовых платежей.

В суммы неисполненных обязанностей не будут включены:

  1. недоимки, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания;
  2. недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 года полностью или в части в результате принятия судом обеспечительных мер.
  3. Излишне перечисленными для отражения на едином налоговом счете не будут признаны суммы:

  4. налога на профессиональный доход, госпошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, авансовых платежей по НДФЛ в отношении иностранных граждан, работающих по найму на основе патента (эти платежи не пропадут, но учитываются они ФНС России отдельно – не на едином налоговом счете);
  5. налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.

ЭКСПЕРТИЗА СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. ЭКСКЛЮЗИВНО!

Дорогие и уважаемые наши Заказчики!

Хотим довести до вашего сведения одну очень важную информацию. Наше Правительство, заботясь о качестве предоставляемых в строительстве услуг, а также беспопокоясь о некотролируемом росте стоимости строительства, особенно за бюджетные деньги, внесло в Градостроительный Кодекс Российской Федерации некоторые изменения. Отныне, с 01.01.2020 года, сметную оценку стоимости строительства имеет право проводить только эксперт-сметчик, обладающий квалификационным аттестатом по направлению «Ценообразование и сметное нормирование», выданным Минстроем России.

На сегодняшний день, таких экспертов-сметчиков у нас в стране единицы. Но, Экспертный центр «ИНДЕКС», как ведущая экспертная организация России, в области строительства, заранее побеспокоилась об этом и все наши эксперты-сметчики прошли данную аттестацию. Поэтому в штате нашей организации имеется целый ряд квалифицированных аттестованных специалистов по ценообразованию и сметному нормированию.

Мы, всегда будем рады помочь вам, в любых, даже самых сложных вопросах обоснования сметной стоимости строительства, а также в спорных ситуациях, в том числе с ведомственными и надзорными органами, а также в случае судебных разбирательств.

VII. Чего ждать в новом году

На начало 2023 г. ФНС сформирует сальдо единого налогового счета каждой организации и каждого физического лица на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных налоговых обязательств, излишне перечисленных денежных средств, внесенных авансовых платежей.

В суммы неисполненных обязанностей не будут включены:

  1. недоимки, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания;
  2. недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 года полностью или в части в результате принятия судом обеспечительных мер.
  3. Излишне перечисленными для отражения на едином налоговом счете не будут признаны суммы:

  4. налога на профессиональный доход, госпошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, авансовых платежей по НДФЛ в отношении иностранных граждан, работающих по найму на основе патента (эти платежи не пропадут, но учитываются они ФНС России отдельно – не на едином налоговом счете);
  5. налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *