Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Электронную транспортную накладную планируют сделать обязательной с 2024 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Рассмотрим примерную схему обмена электронными перевозочными документами в соответствии с порядком, утверждённым ПП № 931, на примере электронной транспортной накладной (ЭТрН). Это один из основных документов перевозки, в котором грузоотправитель и перевозчик согласовывают условия взаимодействия и отражают результаты.
Отмена обязанности ведения журнала регистрации путевых листов
Вплоть до 1 марта 2023 г. собственники (владельцы) транспортных средств обязаны были регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов (п. 17 Приказа Минтранса России от 11.09.2020 № 368).
Журнал можно было вести на бумажном носителе или в электронной форме.
Новый НПА об обязанности ведения такого регистра не упоминает, следовательно, отказаться от него или продолжать заполнять — решать самой организации или ИП.
Если журнал больше не ведется, не торопитесь от него избавляться: срок хранения журналов, баз данных учета путевых листов — 5 лет (п. 554 Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 № 236).
Электронная транспортная накладная
С 1 января 2022 года электронные транспортный накладные наделены таким же статусом, как и документ, оформленный на бумаге.
Транспортная накладная, выданная в электронной форме, также предназначена для подтверждения заключения договора перевозки. Ее форма приведена в приложении № 4 к постановлению правительства от 30.11.2021 № 2116, но формат электронной транспортной накладной должна разработать ФНС.
Чтобы подписать электронную транспортную накладную водитель может использовать простую электронная подпись или усиленную неквалифицированную электронная подпись. Но при последнем варианте документ надо дополнительно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью перевозчика.
Электронную транспортную накладную нужно направлять в государственную информационную систему «Электронный перевозочные документы». Порядок направления электронной транспортной накладной в эту систему разработает и утвердит правительство.
Если компания подключена к системе и перешла на электронный документооборот, бухгалтерии не нужно распечатывать транспортные накладные и хранить их на бумаге.
Какие важные документы нужны для особых случаев грузоперевозок по России
Иногда приходится доставлять необычную продукцию. Тогда необходимо иметь при себе официальные бумаги:
- удостоверение, по которому компании разрешена транспортировка огромных, опасных и других необычных партий;
- свидетельство, из него понятно, что водитель прошел специальную подготовку и может заниматься перевозкой, а также отработал и получил водительский стаж более 3 лет без перерыва деятельности;
- сертификат, который указывает на безопасность продукции и подтверждает свойства тары;
- знак отличия для необычных товаров;
- свидетельство о том, что ТС было подготовлено к выполнению задач;
- маршрут с прописанным сроком разрешения на доставку;
- Ф. И. О., адреса, телефонные номера всех лиц, которые имеют отношение к процессу отправки конкретной партии;
- путевой лист, где прописан номер опасности по всем требованиям ООН.
Если партия обладает слишком большие или необычные габариты, сильно отличается от привычных, то придется и на это получить разрешение. Иначе двигаться по дорогам не выйдет. За получение такой справки предстоит заплатить госпошлину.
Товарно-транспортная накладная
ТТН – это обязательный пункт, без которого перемещение товаров запрещено. Документ содержит 2 пункта: подтверждение сделки между продавцом и покупателем; подтверждение о необходимости перечисления денежных средств за услуги. На основании товарно-транспортной накладной происходит списание товара со склада отправителя, и проводится прием на складе получателя.
- все поля, по которым имеются данные, нужно заполнить;
- графы, оставшиеся пустыми – прочерки;
- при перемещении в 1 автомобиле грузов для разных адресатов, ТТН заполняются отдельно на каждого.
Требуется подготовить 4 экземпляра ТТН, заверить их печатями и подписями.
- Для отправителя: основание для списания товара со склада;
- При погрузке: в случае порчи или повреждения упаковки, срыва крепления факты отражаются в ТТН за подписью продавца. Остальные бумаги заверяются водителем и отправляются к получателю.
- Получатель проверяет товар, если обнаруживается порча, составляется акт, а в ТТН делается отметка
- Если все прошло удовлетворительно, на ТТН ставятся подписи и печати, 2 экземпляра возвращаются отправителю.
Иногда приходится перевозить нестандартные грузы. В таких случаях водителю и экспедитору потребуются дополнительные бумаги, дающие допуск на транспортировку. Если груз имеет сверхбольшие габариты, либо оригинальную конфигурацию, не позволяющую провести перевозку обычным способом, то потребуется специальное разрешение. В противном случае ТС будет запрещено движение по дорогам. Такие разрешения сопровождаются оплатой госпошлины.
Для транспортировки нестандартных грузов пакет документов должен содержать:
- безопасность перевозимого груза и свойства используемой тары должны быть подтверждены сертификатом;
- в маршруте обязательно прописываются сроки, разрешающие осуществление доставки;
- должны быть прописаны данные на всех лиц, имеющих отношение к процессу отправки и перевозки конкретной партии – ФИО, адреса, контактные телефоны;
- необычные товары маркируются специальным знаком отличия;
- оформленный по всем правилам ООН путевой лист с прописанным номером опасности;
- свидетельство для водителя, с подтверждением водительского стажа в течение 3 лет без перерыва деятельности, указанием прохождения спецподготовки и разрешением заниматься перевозками нестандартных, огромных грузов;
- свидетельство, подтверждающее соблюдение требований по подготовке ТС к указанным задачам транспортировки;
- удостоверение, подтверждающее право компании на транспортировку нестандартных, сверхбольших или опасных партий.
Сколько экземпляров транспортной накладной нужно составить?
10. Транспортная накладная составляется (формируется) на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном транспортном средстве.
Транспортная накладная составляется на бумажном носителе в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика или формируется в виде электронной транспортной накладной.
…
В случае использования транспортной накладной как первичного учетного документа в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» составляется четвертый экземпляр (оригинал) транспортной накладной на бумажном носителе для грузоотправителя.
Минимальное количество накладных — 3 экземпляра (для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика). Если автомобиль выполняет несколько аналогичных перевозок, то для них допускается составить одну накладную.
Четвертый экземпляр накладной может быть составлен для бухгалтерии грузоотправителя, если это необходимо.
12. В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется (формируется) такое количество транспортных накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.
Если груз перевозится на нескольких транспортных средствах, то количество накладных должно соответствовать количеству транспортных средств. Причем каждая из накладных должна быть в 3-х экземплярах.
Разумный подход к поставкам
В 2022 году заказчики зачастую руководствовались принципом: главное – привезите. При этом стоимость доставки практически не имела значения. Задача стояла просто: доставить груз, который застрял, например, в порту Роттердама, или если его не получалось выкупить у поставщика напрямую. В результате, по разным оценкам, несмотря на просевший курс рубля, импорт в России подорожал в среднем на 30%. Эта надбавка – результат в том числе не всегда эффективных логистических решений.
В 2023 году рынок в целом насыщен, пришла пора более взвешенно и разумно подходить к планированию своих поставок в новых реалиях, которые уже более-менее понятны: нужно тщательнее отбирать логистических партнеров, сравнивать и выбирать по рынку наиболее эффективные решения и маршруты.
Сроки и стоимость таможенного оформления физического лица
Срок таможенного оформления товаров физических лиц в таможнях РФ занимает — 1 день!
При этом стоимость услуги таможенного оформления товаров физического лица зависит от месторасположения таможни, сложности процедуры, типа и статуса перемещаемых товаров (например: личные вещи при переездах; товары купленные за границей и т.д.).
Таблица 3. Стоимость услуг таможенного оформления товаров физлица
Средняя стоимость услуги таможенного оформления товаров физического лица доставляемых: | |||
Автомобильным транспортом (на авто терминалах) |
Воздушным транспортом (в аэропортах) |
Морским транспортом (в морских портах) |
Железнодорожным транспортом (на ж/д станциях) |
10000-30000 руб | 6000-15000 руб | 20000-30000 руб | 20000-30000 руб |
Также новая редакция “Правил перевозок автомобильным транспортом” ввела перечень реквизитов, которые должны быть указаны в заявке на грузоперевозку. Теперь дополнительно к стандартным данным о контрагентах и адресам пунктов забора и приема грузов, в заявке на перевозку грузов нужно указать следующую информацию:
- о количестве грузовых мест
- о параметрах ТС (тип, марка, грузоподъемность и вместимость)
- данные о грузах (сроки хранения и температурный режим)
- указания необходимые для соблюдения фитосанитарных, карантинных и иных требований
- + отгрузочное наименование на каждый груз и информация о его состоянии
- + если перевозимый груз относится к классу опасных: в заявке на автомобильную перевозку опасного груза необходимо указать информацию о каждом опасном веществе, изделии или материале – как это регламентирует соглашение о ДОПОГ.
Транспортные документы для международных перевозок
Чтобы машина была допущена к перевозкам и смогла пройти пункт таможенного контроля, для нее потребуются следующие бумаги:
- свидетельство о регистрации авто на территории РФ. Оно выдается органами ГИБДД, в нем указываются: марка машины, год выпуска, регистрационный номер, серийный номер шасси, разрешенная максимальная масса, масса без нагрузки и сведения о собственнике;
- международный сертификат техосмотра (МСТО). Он оформляется местным подразделением ГИБДД. Документ должен выдаваться всем грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн. Наличие МСТО контролируется на автомобильных пропускных пунктах работниками транспортного надзора;
- страховой сертификат «Зеленая карта». Он оформляется для подтверждения страхования автогражданской ответственности во время международных перевозок и является обязательным для большинства стран Евросоюза. В сертификате указываются даты начала и окончания срока действия, регистрационный номер и марка автомобиля, его тип, название страховой компании, дата выдачи. Оформлять такой документ нужно отдельно на каждое транспортное средство, в том числе на тягачи, прицепы и полуприцепы;
- свидетельство о допуске авто к международной транспортировке грузов под таможенными печатями и пломбами. Этот документ выдается региональными таможенными органами, он оформляется отдельно на каждое транспортное средство компании. В нем должен быть указан уникальный номер, название выдавшего органа и сведения об автомобиле. Также в документе указывается срок действия допущения и возможность его продления.
Основные новации Правил и Инструкции
Обратим внимание на ключевые нововведения в процедуре выдачи разрешений.
1. С 15.04.2022 разрешения будут выдаваться только автомобильным перевозчикам, зарегистрированным в автоматизированной системе по учету и выдаче разрешений (п. 350-2 Правил), известной как АИС «Дазвол». Порядок регистрации в этой АИС урегулирован в п. 6 Инструкции.
2. Установлен единый перечень документов, которые автоперевозчик должен представить для получения разрешений независимо от их вида (разрешение ЕКМТ или разовое разрешение) и от того, по территории одного или нескольких иностранных государств предполагается проезд ТС. Порядок и сроки подачи таких документов также определены в п. 6 Инструкции.
3. Для транспортных компаний сохранено одно из условий получения разрешения – наличие сведений о представлении государственной статотчетности 4-тр.
Кроме того, как и ранее, индивидуальные предприниматели и транспортные предприятия, выполняющие международные автомобильные грузоперевозки для собственных нужд, обязаны представлять справку о выручке от деятельности по международной перевозке грузов. Новым является требование о том, что юрлица в дополнение к справке должны заполнить приложение к ней, приведя перечень расходов по перевозке товаров автомобильным транспортом для собственных нужд, на основании которых составлена справка о выручке.
Еще одно нововведение состоит в том, что вновь созданные автоперевозчики и транспортные компании, ранее не осуществлявшие международные автомобильные перевозки грузов, для получения разрешений до подачи статотчетности 4-т вправе представить справку о выручке от деятельности по международной перевозке грузов.
4. В абз. 4 ч. 1 п. 350-3 Правил предусмотрена возможность доставки разрешений, выдаваемых автомобильным перевозчикам, операторами почтовой связи на возмездной основе. В этом случае срок выдачи разрешения увеличивается на один рабочий день.
5. Чтобы повысить эффективность использования перевозчиками выданных разрешений, Правила дополнены п. 350-5, закрепляющим перечень случаев, в которых Минтранс вправе вынести решение об ограничении количества разрешений, подлежащих выдаче автомобильному перевозчику. Принятие такого решения будет возможно, если:
– автомобильный перевозчик не соблюдает порядок использования и возврата разрешения на проезд ТС или его неиспользования, установленный Инструкцией;
– Транспортная инспекция выявила недостоверные сведения в представленных перевозчиком документах;
– автомобильный перевозчик не подал в 10-дневный срок уточненные документы и сведения при их изменении;
– перевозчик не представил в Транспортную инспекцию сведения об использовании разрешений ЕКМТ по форме, в порядке и сроки, установленные п. 54 Инструкции, или копию международной товарно-транспортной накладной CMR, если необходимость ее представления предусмотрена решением Минтранса.
Автотранспортная накладная CMR гарантирует, что в случае возникновения спора между отправителем, получателем и перевозчиком, разрешен он будет с применением норм Конвенции о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом. CMR-накладная выполняет следующие функции:
- Является универсальным товаросопроводительным документом. Накладная содержит информацию об отправителе, перевозчике и получателе груза, наименование и количественные показатели о товаре, данные о перевозчике, транспортном средстве, размере и условиях оплаты по договору и другую информацию, без которой невозможно заключить договор о перевозке.
- В ЦМР по мере осуществления перевозки, делаются отметки о передаче товара от отправителя перевозчику или экспедитору и от перевозчика получателю. Отметки имеют значение в определении лиц, которые несут ответственность как за доставку груза, так и за выполнение условий договора перевозки в целом.
- Накладная CMR, оформленная должным образом, служит подтверждением того, что перемещение груза от отправителя к покупателю осуществляется на законных основаниях. Это значит, что стороны при заключении договора перевозки предусмотрели в нем все существенные условия предусмотренные действующим законодательством.
- ЦМР предъявляется на таможне в процессе оформления экспорта, импорта или транзита товара. По результатам таможенного досмотра сотрудник пункта пропуска ставит на накладной соответствующий штамп. По таможенным штампам легко отследить весь путь, который преодолел товар в процессе перевозки.
ЭТрН — юридически-значимый документ, аналог бумажной транспортной накладной. Состоит из 8 файлов обмена (титулов):
- четырёх обязательных, которые формируют базовый сценарий: погрузку и выгрузку;
- двух дополнительных, которые заполняются, когда происходит переадресация, смена водителя и/или транспортного средства;
- двух опциональных, которые грузоотправитель и перевозчик заполняют, если хотят использовать документ в качестве первичного учётного. Тогда не придётся дополнительно заполнять УПД.
Ситуация | Файл обмена | Сведения | Подпись |
---|---|---|---|
Погрузка | Т1 | Об участниках перевозки, условиях договора, транспортном средстве и водителе, о грузе и сопроводительных документах. | УКЭП грузоотправителя или лица, ответственного за погрузку. |
Т2 | О состоянии груза на приёмке. | ПЭП водителя, УКЭП перевозчика. | |
Выгрузка | Т3 | О приёме груза от перевозчика, фактических характеристиках принятого груза и обстоятельствах приёмки. | УКЭП грузополучателя или уполномоченного на подписание от имени грузополучателя. |
Т4 | О передаче груза получателю. | ПЭП водителя, УКЭП перевозчика. | |
Изменение финансового состояния перевозчика и грузополучателя | Т5 | О выполнении перевозки, стоимости, порядке расчёта. | УКЭП перевозчика. |
Подтверждение факта изменения финансового состояния перевозчика и грузоотправителя. | Т6 | Об изменении финансового состояния перевозчика и грузоотправителя в результате выполнения перевозки. | УКЭП грузоотправителя. |
Переадресация | Т7 | Об изменении конечного пункта доставки и (или) сведения о новом грузополучателе. | УКЭП перевозчика. |
Смена водителя и/или ТС | Т8 | О замене водителя или ТС. | УКЭП перевозчика. |