- Бюджетное право

Форму декларации о плате за НВОС дополнят новым разделом

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Форму декларации о плате за НВОС дополнят новым разделом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Негативное влияние на окружающую среду обычно оказывают определённые объекты, которые есть в собственности юрлица или ИП. По закону их необходимо внести в государственный реестр. Это требование прописано в ст. 69.2 N 7-ФЗ. При нарушении данного правила компания обязана заплатить штраф от 30 до 100 тысяч рублей.

Краткая памятка о плате за НВОС

Наименование платежа

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Куда вносится

Территориальный орган Росприроднадзора, на территории которого оказывается негативное воздействие

НПА

Статьи 16-16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ

Срок внесения

до 1 марта

Кто вносит плату

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах НВОС (если деятельность ведется исключительно на объектах IV категории, плата не вносится):

  • выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками;
  • сбросы загрязняющих веществ;
  • размещение отходов
Как вносится

На реквизиты территориального органа Росприроднадзора или природоохранный орган исполнительной власти субъекта РФ

За негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) платят организации и ИП, деятельность которых вредит природе:

  • выбросами в воздух от стационарных источников;
  • сбросами в водные объекты;
  • размещением отходов производства и потребления.

Что будет, если не заплатить или не отчитаться

За неуплату или просрочку платы за НВОС Росприроднадзор наказывает штрафами:

  • организации — от 50 000 до 100 000 руб.;
  • ИП и должностные лица организаций — от 3 000 до 6000 руб.

Также за неполную уплату или просрочку платы за НВОС начисляются пени, начиная со следующего дня после установленного для уплаты срока:

  • по ежеквартальным авансам — с 21-го числа месяца, следующего за 1, 2 или 3 кварталом;
  • по годовому платежу — со 2 марта года, следующего за отчётным.

Как сэкономить на плате за НВОС

Снижение компенсационных выплат за загрязнение окружающей среды — один из способов сэкономить. Для этого есть законные методы:

  1. Изменение системы обращения с отходами.
  2. Грамотная разработка программы ПЭК.
  3. Проверка правильности оформления всех документов.

Данные, необходимые для расчёта платы за НВОС

Декларация о внесении платы за НВОС — отчётность в Росприроднадзор по утверждённой форме. Чтобы гарантировать корректный результат и отсутствие ошибок, нам требуется полная информация о компании. Подготовьте следующие данные:

  • Информация о юридическом лице. Необходимо наименование, форма собственности, юр. адрес, реквизиты.
  • Данные о собственнике (ФИО).
  • Код объекта НВОС.
  • Краткая характеристика деятельности юридического лица.
  • Краткая характеристика продукции (виды, объём производства).
  • Какие природоохранные мероприятия были проведены.
  • Какие производственные аварии и инциденты были зафиксированы, как они повлияли на окружающую среду (информация за последние 7 лет).
  • Нормативы ПНООЛР, ДВ и ДС.
  • Проект ПЭК (если есть).
  • Объём и масса выбросов, отходов, которые были задекларированы за последний отчётный период.

Порядок и сроки подачи расчета (декларации) негативного воздействия на окружающую среду

Расчет платы за негативное воздействие подается в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта (территориальный орган Росприроднадзора), оказывающего негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период.

Отчетный период — в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, отчетным периодом признается календарный год.

Читайте также:  Повторная приватизация/расприватизация

Согласно пункта 5 статьи 16.4. Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять расчет негативного воздействия на окружающую среду до 10 марта года, следующего за отчетным периодом. Просим обратить внимание, что согласно пункта 3 этой же статьи плату за НВОС необходимо внести до 1 марта года, следующего за отчетным периодом, что автоматически вынуждает сдать расчет до 1 марта, так как сумма платежа рассчитывается в декларации по негативному воздействию на окружающую среду.

ВНИМАНИЕ: За несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду взимаются пени. Подробнее о пенях и штрафах.

Каким образом поставить объект на учет

Все зависит от того, какую категорию получит ваш объект, давайте рассмотрим показатели:

  • Определение размера платы, которая будет вноситься в рамках установленных норм за загрязнение ОС.
  • Планы программ природоохранной деятельности.
  • Нормативы допускаемых действий, которые разрешаются в процессе его работы.
  • Если объект относится к 1 категории, то для него актуален порядок внедрения самых современных технологий эффективности экологии.

Алгоритм действий следующий:

  1. Специалисты организации или же ИП определяют категорию объекта в рамках Постановления Правительства № 1029. Если не будет выявлено указанная норма стандарта, то тогда ставить на учет объект не нужно. В противном случае переходим ко второму пункту.
  2. Пользователь должен посетить портал Росприроднадзора и выбрать там категорию, затем заполняются данные формы заявки для постановления.
  3. В личном кабинете пользователя нужно уточнить ответ по заявке – положительный для получения документа, либо же отрицательный, где будут указаны ошибки и просьба их устранить.

Подача декларации о плате за НВОС: основные ошибки и рекомендации

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду регламентируется Приказом Минприроды России от 10.12.2020 № 1043 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы и о признании утратившими силу приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 9 января 2017 г. № 3 и от 30 декабря 2019 г. № 899», Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с «Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду»).

Ставки платы за НВОС также утверждаются соответствующими Постановлениями РФ и могут меняться из года в год.

Расчёт платы обязаны производить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие НВОС в срок до 1 марта. Декларацию необходимо предоставить в уполномоченный орган до 10 марта. Исключение — юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах НВОС IV категории.

С какими типичными ошибками можно столкнуться при подготовке декларации о плате за НВОС:

место предоставления декларации о плате за НВОС;

Например, если организация расположена в Москве, то раздел декларации по выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух предоставляется Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы на основании Соглашения между Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Правительством Москвы о передаче Правительству Москвы осуществления части полномочий Российской Федерации в области охраны окружающей среды от 17.02.2020 г.; по отходам — в Росприроднадзор по Московской и Смоленской областям, т.к. полигон размещения отходов расположен на территории Московской области

Например, если ОНВОС расположен на территории города-курорта, должны применять к расчёту повышающий коэффициент 2

Административная ответственность за несвоевременную сдачу Декларации о плате за НВОС и внесении платежей

Статьей 8.41 Кодекса об административных правонарушения РФ за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрены следующие штрафы: на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 рублей; на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей.

Статьей 8.5 Кодекса об административных правонарушения РФ за несвоевременную подаче Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрены следующие штрафы: на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.

Читайте также:  Единое пособие для семей с детьми 2023: что разъяснить работникам

Наложение и оплата штрафов не освобождает юридические лица и индивидуальных предпринимателей от обязанностей внести плату и сдать Декларацию.

Кто должен платить за негативное воздействие на окружающую среду

За негативное воздействие на окружающую среду должны платить ЮЛ и ИП, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ::

выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее – выбросы загрязняющих веществ);

сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее – сбросы загрязняющих веществ);

хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

часть 1 статьи 16 ФЗ “Об охране окружающей среды”

Исключение: Объекты негативного воздействия на окружающую среду 4 категории (часть 1 статьи 16.1 ФЗ “Об охране окружающей среды”).

При этом в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории.

Росприроднадзора от 11.01.2019 N АА-06-02-31/370 “О плате за НВОС”*

Если у вас образуется отходы из группы ТКО, то в этом случае ваше предприятие не является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду. В данном случае плательщик – региональный оператор по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по размещение (статья 16.1 ФЗ “Об охране окружающей среды”).

Поправки в основном коснулись расчета платы за наиболее распространенный вид негативного воздействия — размещение отходов.

В отличие от предыдущей редакции Приказа N 204 теперь включать в расчет платы необходимо только те отходы производства и потребления, которые образовались в отчетном периоде. Отходы, возникшие в предыдущих кварталах, в расчете не участвуют. То есть отходы, образованные в предыдущем отчетном периоде, но вывезенные для размещения или переработки только в текущем отчетном периоде, в отчет данного периода не включаются. Несмотря на это, несвоевременное размещение отходов предыдущих отчетных периодов (вывоз для захоронения из мест хранения) может привести к превышению установленных лимитов на размещение отходов и, как следствие, к уплате сверхлимитных платежей. Подобная ситуация может возникнуть, если в месте размещения отходов их оказывается больше, чем положено по лимиту на размещение отходов, выдаваемому территориальными органами Ростехнадзора. Дело в том, что указанный лимит предполагает размещение определенного объема отходов в конкретном месте на оговоренное время.

Отметим, что отсутствие у организации утвержденного лимита на размещение отходов не освобождает ее от подачи расчета и внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Однако в этом случае вся масса отходов учитывается как сверхлимитная, а плата рассчитывается с применением повышающего коэффициента 5. Основанием является п. 6 Порядка определения платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632. Аналогичный подход применяется при размещении отходов в неустановленном месте. Ростехнадзор, проводя камеральную проверку, вправе пересчитать плату как за сверхлимитное размещение отходов.

В самом бланке расчета в разд. 4 «Размещение отходов производства и потребления» также произошли изменения. Общее число столбцов сократилось с 31 до 27, некоторые из них переименованы.

Кроме платы за отходы поправки затронули и другие виды вредного воздействия на окружающую среду. Так, при выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и при сбросах в водные объекты расчет больше не нужно подавать по каждому объекту негативного воздействия отдельно. Если разрешительная документация выдана не на отдельные загрязняющие объекты, а в целом на хозяйствующий субъект, отчетность по этим видам загрязнения объединяется в один расчет (п. 2 Общих положений Порядка).

Что такое побочные продукты производства

В процессе хозяйственной деятельности иногда образуется продукция, которая к основной не относится, но может быть использована в потребительских целях. Например, обрезки ткани на швейных фабриках подойдут как наполнитель для игрушек или постельных принадлежностей; обрезки досок на мебельном производстве сгодятся для продажи любителям хенд-мэйда.

Читайте также:  Как получить копии учредительных документов в ИФНС

Для такой продукции с 1 марта в 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вводится новый термин — побочные продукты производства (ППП).

Статья 51.1 7-ФЗ (действует с 1 марта 2023 года). К ППП могут быть отнесены «вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Правительство РФ должно определить перечень продукции, которая не может быть отнесена к побочным продуктам производства. То, что войдет в этот список, будет считаться отходами.

С 1 марта 2023 года в природоохранном законодательстве, кроме ППП, появляется еще один термин — «вторичные ресурсы» (закон 89-ФЗ). Это отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства.

Из переработанных пластиковых бутылок делают полиэстер (recycled polyester) для производства одежды. Такой эко-материал уже используют мировые бренды, например, как Nike, Levi’s, Marks&Spencer, Max Mara, H&M, Patagonia. Горячая вода при ополаскивании бутылок в пищевом производстве может быть собрана в емкости для рециркуляции и использована повторно в производственных целях.

Вторичные ресурсы подлежат только утилизации. Их захоронение не допускается.

Появление в природоохранном законодательстве таких понятий, как вторичные ресурсы и побочные продукты производства, говорит о развитии в России направления Recycle — вторичной переработки сырья и материалов. Государство стимулирует предпринимателей меньше выбрасывать, а больше возвращать в производство.

Плата за вред окружающей среде и экологический сбор: кто их платит

Платеж за нанесение вреда экологии следует отличать от экологического сбора, исчисление и уплата которого регламентируется ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Дело в том, что платеж за вред экологии, установленный в 2002 году, довольно часто неофициально именовался как раз-таки экологическим сбором. Однако, как только ст. 24.5 закона № 89-ФЗ была введена в действие (в декабре 2014 года), подобное отождествление стало некорректным.

Экологический сбор обязаны уплачивать только производители и импортеры изделий и упаковки для них, которые должны быть утилизированы после утраты ими потребительских свойств.

В то же время платеж за нанесение вреда экологии регламентируется совершенно другим НПА (законом № 7-ФЗ) и установлен для иных плательщиков (тех, которые производят выбросы и сбросы в окружающую среду различных загрязняющих веществ и мусора, а также размещают отходы производства).

Таким образом, экологический сбор:

  • платится за утилизируемые товары и упаковку (выпущенные плательщиком или импортированные);
  • регулируется положениями закона № 89-ФЗ;
  • как правовая категория существует в РФ с декабря 2014 года.

А сбор, представляющий собой плату за причинение вреда окружающей среде:

  • платится за выбросы и сбросы вредных химических веществ и мусора, а также размещение отходов;
  • регулируется положениями закона № 7-ФЗ (а в части размещения отходов — некоторыми положениями закона № 89-ФЗ);
  • как правовая категория существует с 2002 года (отметим, что схожий по правовой форме сбор — в виде платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и иное вредное воздействие, взимался до отмены в 2002 году закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 № 2060-1).

Действующий в 2020–2021 годах порядок расчетов платы за причинение вреда окружающей среде содержит постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Подробнее о периоде, на который этот документ распространяет свое действие, читайте в статье «Утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду».

См. также «Плату за НВОС можно зачесть или вернуть с 7 сентября».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *