Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоги, штрафы и сборы, которые вырастут в 2023 году. Инфографика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.
Что будет, если не заплатить налог на роскошь
Если начисленный налог не уплачен вовремя, он превращается в налоговую задолженность. На эту сумму начисляется пеня. Порядок расчета пени по налогам закреплен в Налоговом кодексе Штраф. Также налоговая может начислить штраф — 20%. А если докажет, что вы не уплатили или занизили налог умышленно, то начислят 40% от недоимки.
В дальнейшем налоговая пришлет извещение с требованием оплатить. Там будут указаны суммы недоимки, пеня и срок, до которого нужно погасить задолженность взыскание. Если не заплатить налог даже после требования, начнется процедура взыскания. Налоговая обратится в суд за судебным приказом. Это упрощенный порядок взыскания, когда не нужно вызывать налогоплательщика и запрашивать у него документы. Судья единолично рассматривает заявление налоговой и выносит судебный приказ. Он имеет силу исполнительного листа — например, его можно отнести в банк или к приставам, чтобы списать деньги со счета автособственника.
Изменения, касающиеся страховых взносов, прежде всего обусловлены объединением 1 января 2023 года ФСС и ПФ РФ в единый Фонд пенсионного и социального страхования – Социальный фонд России, СФР (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Часть 20 его ст. 18 предусматривает, что нормативные акты Пенсионного фонда и ФСС продолжат свое действие до момента издания нового акта СФР в соответствующей сфере.
-
Вводится процедура беззаявительной регистрации страхователей (в том числе организаций), при которой никакие заявления подавать не нужно. Регистрация будет осуществляться в течение трех рабочих дней на основании данных, которые СФР получит от налогового органа в рамках межведомственного обмена и на основании сданной в фонд отчетности по кадрам (пп. «б» п. 5 Закона № 237-ФЗ[3]).
-
Организации и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам, будут исчислять взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, исходя из единой базы по общим тарифам:
-
с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30%;
-
с выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1%.
-
I. Новые каноны администрирования налоговых платежей
С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.
Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).
* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.
Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности
В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:
Налог | Срок представления отчетности | Срок уплаты | Норма НК РФ |
---|---|---|---|
НДС (налогоплательщик, налоговый агент) | не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом | не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом | п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174 |
Налог на прибыль | не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом |
п. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289 |
НДФЛ | 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно; за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
алог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца; налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января; налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года; в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты |
п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230 |
Страховые взносы | не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом | не позднее 28-го числа следующего календарного месяца | п. 3, п. 7 ст. 431 |
Налог, уплачиваемый при применении УСН | организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог: организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 |
транспортный налог (для организаций) | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 1 ст. 363 | |
налог на имущество организаций | не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом | п. 1 ст. 383, п. 3 ст. 386 |
Какие налоги, штрафы, и сборы вырастут в 2023 году?
В грядущем году вырастут некоторые налоги, акцизы, сборы, тарифы и пошлины.
Налоги:
— В 2023 году россияне будут отдавать 13% от дохода, полученного от вклада. Налог уже ранее вводили, но заморозили с 2021 по 2022 годы.
— До 34% увеличится налог на прибыль для экспортеров СПГ.
— Вырастет налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для работников газовой, нефтяной и угледобывающей отрасли. Так, в следующем году с учетом роста налога, к примеру, «Газпром» перечислит в бюджет на 600 млрд руб. больше.
Сборы:
Вырастут страховые взносы в фонд СФР. Теперь в тарифе будут объединены взносы на ОПС, ОМС и ВНиМ (страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — прим. ред.). Все это будет скомпоновано в едином тарифе, ставка которого 30%. Однако есть нюанс: повышается база для начисления взносов. Например, если сотрудник получает зарплату в размере 150 тыс. руб. в месяц, работодатель заплатит за него на 16 тыс. руб. в год больше.
Ндфл при списании безнадежного долга физического лица. изменения с 01 января 2020 г
- Если физическое лицо получило кредит в организации и своевременно не вернуло его, а потом и вовсе сумма долга была признана безнадежной, то у физического лица возникает доход (экономическая выгода) в виде экономии на расходах по погашению долга.
- Задолженность признается безнадежной, когда истекает срок исковой давности, а срок исковой давности составляет три года с момента, когда задолженность должна была бы быть погашена.
- Таким образом, получается, что если задолженность через три года не погашена, то у организации возникает безнадежный долг, подлежащий списанию, а у физического лица – доход.
Физическое лицо может быть взаимозависимым по отношению к организации, а может и не являться таковым.
Признаки взаимозависимых лиц перечислены в п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Это учредители, с долей участия более 25% и другие лица по пункту 2 статьи 105.1 НК РФ.
В том случае, если физическое лицо является взаимозависимым, то датой фактического получения дохода, в виде экономии на расходах по погашению долга, является дата списания безнадежного долга с баланса организации – подпункт 5 пункта 1 статьи 223 НК РФ.
Если физическое лицо не является взаимозависимым, то получается, что дата фактического получения дохода отсутствует при списании долга с баланса организации и пока физическое лицо не подпишет какой-либо документ, свидетельствующий о прекращении долга, доход будет отсутствовать, а значит и НДФЛ начислять не нужно.
С 01 января 2020 года в подпункт 5 пункта 1 статьи 223 НК РФ внесены изменения, согласно которым дата фактического получения дохода – это дата прекращения обязательств из-за признания долга безнадежным. При этом, взаимозависимое лицо это или нет, значения не имеет.
Однако статья 217 НК РФ «Доходы, не подлежащие налогообложению», дополнена пунктом 62.1, согласно которому налогоплательщик освобождается от налогообложения НДФЛ при списании безнадежного долга, от уплаты которого налогоплательщик полностью или частично освобождается при выполнении обоих нижеперечисленных условий:
- Налогоплательщик не должен быть взаимозависимым лицом и не должен состоять с кредитором в трудовых отношениях в течение всего периода наличия обязательства;
- Такие доходы не являются материальной помощью, либо формой встречного исполнения организацией или ИП обязательств перед налогоплательщиком.
Пункт 62.1 статьи 217 НК РФ вступает в силу с 01 января 2020 года.
Оказываем бухгалтерские Услуги организациям и ИП — оставьте заявку на сайте, или узнайте стоимость по телефону: (495) 661-35-70!
Ставки транспортного налога по регионам в 2022 году
Регион / Ставка руб. за 1 л.с. | 0-100 | 100-150 | 150-200 | 200-250 | 251+ |
---|---|---|---|---|---|
Адыгея, республика | 10 | 20 | 40 | 70 | 130 |
Алтайский край | 10 | 20 | 25 | 60 | 120 |
Алтай, республика | 10 | 14 | 20 | 45 | 120 |
Амурская область | 15 | 21 | 30 | 75 | 150 |
Архангельская область | 14 | 24 | 50 | 75 | 150 |
Астраханская область | 14 | 27 | 48 | 71 | 102 |
Башкирия, республика | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Белгородская область | 15 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Брянская область | 10 | 18 | 40 | 75 | 130 |
Бурятия, республика | 9.5 | 17.9 | 25.5 | 38.3 | 76.5 |
Владимирская область | 20 | 30 | 40 | 75 | 150 |
Волгоградская область | 9 | 20 | 40 | 75 | 150 |
Вологодская область | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Воронежская область | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Дагестан, республика | 8 | 10 | 35 | 50 | 105 |
Еврейская АО | 8 | 16 | 40 | 60 | 95 |
Забайкальский край | 7 | 10 | 20 | 33 | 65 |
Ивановская область | 10 | 20 | 35 | 60 | 120 |
Ингушетия, республика | 5 | 7 | 10 | 30 | 40 |
Иркутская область | 10.5 | 14.5 | 35 | 52.5 | 105 |
Кабардино-Балкария, республика | 7 | 15 | 35 | 65 | 130 |
Калининградская область | 2.5 | 15 | 35 | 66 | 147 |
Калмыкия, республика | 11 | 22 | 47 | 75 | 150 |
Калужская область | 10 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Камчатский край | 9 | 24 | 40 | 68 | 130 |
Карачаево-Черкесия, республика | 7 | 14 | 25 | 35 | 95 |
Карелия, республика | 6 | 30 | 50 | 75 | 150 |
Кемеровская область | 8 | 14 | 45 | 68 | 135 |
Кировская область | 20 | 30 | 44 | 60 | 120 |
Коми, республика | 15 | 20 | 50 | 75 | 150 |
Костромская область | 14 | 26.8 | 38 | 60 | 120 |
Краснодарский край | 12 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Красноярский край | 5 | 14.5 | 29 | 51 | 102 |
Крым, республика | 5 | 7 | 15 | 20 | 50 |
Курганская область | 10 | 27 | 50 | 75 | 150 |
Курская область | 15 | 22 | 40 | 70 | 150 |
Ленинградская область | 18 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Липецкая область | 15 | 28 | 50 | 75 | 150 |
Магаданская область | 6 | 8 | 12 | 18 | 36 |
Марий Эл, республика | 25 | 35 | 50 | 90 | |
Москва, город | 12 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Мордовия, республика | 17.3 | 25.9 | 37.9 | 75 | 150 |
Московская область | 10 | 34 | 49 | 75 | 150 |
Мурманская область | 10 | 15 | 25 | 40 | 80 |
Ненецкий АО | 25 | 50 | |||
Нижегородская область | 22.5 | 31.5 | 45 | 75 | 150 |
Новосибирская область | 6 | 10 | 30 | 60 | 150 |
Омская область | 7 | 15 | 30 | 45 | 90 |
Оренбургская область | 15 | 50 | 75 | 150 | |
Орловская область | 15 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Пензенская область | 15 / 21 | 30 | 45 | 75 | 150 |
Пермский край | 25 | 30 | 50 | 58 | |
Приморский край | 18 | 26 | 43 | 75 | 150 |
Псковская область | 13 / 15 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Ростовская область | 12 | 15 | 45 | 75 | 150 |
Рязанская область | 10 | 20 | 45 | 75 | 150 |
Самарская область | 16 | 20 | 45 | 75 | 150 |
Санкт-Петербург, город | 24 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Саратовская область | 14 | 30 | 50 | 75 | 150 |
Сахалинская область | 10 | 21 | 35 | 75 | 150 |
Свердловская область | 2.5 | 9.4 | 32.7 | 49.6 | 99.2 |
Северная Осетия, республика | 7 | 15 | 20 | 45 | 90 |
Севастополь, город | 5 | 7 | 25 | 75 | 100 |
Смоленская область | 10 | 20 | 40 | 60 | 100 |
Ставропольский край | 7 | 15 | 36 | 75 | 120 |
Тамбовская область | 20 | 30 | 50 | 75 | 150 |
Татарстан, республика | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Тверская область | 10 | 21 | 30 | 45 | 90 |
Томская область | 5 | 8 | 20 | 30 | 75 |
Тульская область | 10 | 25.4 | 50 | 75 | 150 |
Тыва, республика | 7 | 11 | 20 | 30 | 70 |
Тюменская область | 10 | 30 | 34 | 40 | 66 |
Удмуртия, республика | 8 | 20 | 50 | 75 | 100 |
Ульяновская область | 12 | 30 | 45 | 65 | 115 |
Хабаровский край | 12 | 16 | 30 | 60 | 150 |
Ханты-Мансийский АО | 5 | 7 | 40 | 60 | 120 |
Хакасия, республика | 6 | 15 | 25 | 40 | 75 |
Челябинская область | 7.7 | 20 | 50 | 75 | 150 |
Чечня, республика | 7 | 11 | 24 | 48 | 91 |
Чувашия, республика | 13 | 23 | 50 | 75 | 150 |
Чукотский АО | 5 | 7 | 10 | 15 | 30 |
Якутия, республика | 8 | 13 | 17 | 30 | 60 |
Ямало-Ненецкий АО | 15 | 24.5 | 25 | 37.5 | 75 |
Ярославская область | 15.8 | 28.1 | 45 | 68 | 145 |
Налоговая амнистия — разбираем понятие
В широком смысле такая амнистия обозначает любые послабления, позволяющие налогоплательщикам оплачивать налоги в меньшей сумме, чем ранее было установлено, аннулирует все имеющиеся штрафы и задолженности, а также временно либо постоянно вообще отменяет определенные налоговые сборы. Правда, далеко не все эти меры можно назвать амнистиями в полном смысле этого слова — так, «прощение» некоторых задолженностей с требованием все равно их уплатить, но уже без накопившегося штрафа за просрочку (как уже было несколько лет назад с некоторыми типами налогов) по своей сути является довольно незначительным послаблением, и распространяется на относительно небольшое количество граждан (в процентном соотношении).
Нынешняя же амнистия, которую объявил Путин на своей ежегодной конференции 14 декабря 2017 года — событие совсем другого рода.
Она фактически позволяет гражданам России, имеющим транспортные средства, вовсе не уплачивать транспортный налог, а также прощает все уже накопленные задолженности и штрафы по этому налогу (а также по ряду других обязательных налогов).
Амнистия и честные плательщики — за и против
Практически как и любое политическое событие, новость о том, что будет проведена подобная амнистия, сразу вызвала прямо противоположную реакцию у разных слоев населения.
Безусловно, те люди, кто имел автотранспортные долги и штрафы по ним, встретили его с явной радостью и одобрением — ведь сумма их была порой далеко не маленькой, а, кроме того, продолжала постоянно расти — погасить ее самостоятельно у многих граждан просто не было и нет возможности.
С другой стороны, очень многие законопослушные плательщики были возмущены подобной инициативой — ведь они, в свою очередь, также могли бы просто не платить налоги, если бы заранее знали о подобной инициативе (и получается, что деньги они платили «просто так»).
В результате же массового списания честный плательщик и злостный должник оказываются в одинаковом положении, что, безусловно, но может не вызвать противоречий.
Для того, чтобы разобраться в этой ситуации, следует сразу же четко обозначить те причины, по которым было решено начать эту самую амнистию.
- Во-первых, это все те же «безнадежные» долги, которые, по расчетам государства, оно уже не сможет получить с должников.
- Второе — это тот факт, что чуть ли не большая часть долгов, взимаемая с населения, уходит «впустую» — все получаемые при этом деньги уходят на оплату работников налоговой, приставов, а также на оформление бумаг.
- Ну, и наконец, третья причина — это тот факт, что многие неплатежеспособные должники, имея большие задолженности, и не гася их, продолжают их «копить» — сумма постоянно обрастает все новыми штрафами и пенями, в результате чего сумма становится просто неподъемной.
Для того, чтобы облегчить эту ситуацию, а также для того, чтобы навести хоть какой-то порядок внутри самой системы сбора налогов (а наличие многолетних долгов у большого числа лиц с кучей штрафов и пени отнюдь не делают ее понятной и упорядоченной) и было принято решение о проведении столь объемлющей и широкомасштабной акции.
Помимо отмены взыскания за автомобиль, водители активно обсуждают и возможное повышение транспортного налога в 2019 году. И это вполне актуальная тема. Ведь даже если текущее обложение заменят на экологический сбор, владельцев старых ТС, не отвечающих стандартам ЕВРО4, будет ждать существенное увеличение ежегодного взноса.
Важно знать! Если же налог на машину все-таки останется, то повышать его правительство РФ не собирается.
На сегодня поступающих в казну денег вполне достаточно для своевременной замены дорожного покрытия, обновления разметки и монтаж знаков. А для повышения установленного тарифа должны наступить определенные обстоятельства.
Мы узнали, отменят ли транспортный налог и когда ждать роста его текущей стоимости. В заключение стоит добавить, что упомянутые затраты направлены исключительно на создание комфорта и безопасности передвижения самих водителей. Поэтому обязательный сбор игнорировать не нужно.
Особенности ситуации 2019 года
Несмотря на то, что шансов на отмену транспортного налога в 2019 году немного (уж слишком привлекательно выглядят суммы налоговых поступлений за движимое имущество владельцев транспортных средств), процесс урегулирования этой сложной ситуации продолжается.
В июне в Госдуму был внесен очередной законопроект №480908-7, в котором предлагается полностью отменить главу 28 НК РФ о транспортном налоге, а сам налоговый сбор включить в стоимость автомобильного топлива, чтобы сделать налоговую ситуацию более справедливой (сумма сбора должна зависеть от частоты эксплуатации автомобиля) и дать право автовладельцам, не пользующимся автомобилем, сэкономить. Это законопроект, как и все предыдущие, Госдума отклонила.
Таким образом, транспортный налог – цел и невредим, его будут взимать в 2019 году (уплата до 1 декабря), и пока, «легкие деньги» в местные бюджеты этот налог приносит, не стоит рассчитывать, что власти легко согласятся на его отмену.
Отмена декларации по транспортному налогу — новый порядок взаимодействия с ИФНС
До утверждения нового порядка бухгалтеры сами рассчитывали налог, уплачивали его и подавали декларации в установленные регионом сроки. В декларации показывали, как получилась сумма налога к уплате, отражались примененные льготы. Однако теперь для расчета налога инспекции не нужна декларация. Она получает данные напрямую из ГИБДД, на основе которых может самостоятельно исчислить налог и тем самым проверить плательщиков.
Чтобы показать свои исчисления, налоговики будут сами направлять вам расчет. Его оформят в виде специального документа-сообщения, форма которого утверждена приказом ФНС России от 16.07.2021 N ЕД-7-21/667@. Рассылка сообщений может быть по каналам ТКС, через «Личный кабинет» или же заказным письмом, если не используете электронные сервисы.
Срок рассылки таких сообщений — не позднее шести месяцев после окончания срока уплаты годового налога. Если крайний срок уплаты налога за 2022 год — 28 февраля 2023 года, то в период с марта по август 2023 года получите расчет.
Что делать, если размер налога в сообщении не совпадает с уплаченной суммой?
При хорошем раскладе суммы, рассчитанные организацией и исчисленные инспекцией, должны совпадать. Однако расхождения не исключены, поэтому плательщики имеют право оспорить расчет. Для этого нужно подготовить возражение с подтверждающими документами и подать его в течение 20 дней со дня, когда получили сообщение. Налоговая рассмотрит документы в течение месяца (п. 6,7 ст. 363 НК). Однако перед тем как писать возражения, постарайтесь понять расчет инспекции, возможно, вы ошиблись сами.
Пример. ООО «Милена» получило сообщение с большей суммой, чем определила и уплатила их бухгалтер. У организации образовалась недоимка, на которую нужно начислить пени за каждый день просрочки. Бухгалтер, уверенная в своей правоте, написала жалобу и ждет, когда ее рассмотрят (в течение месяца). Когда налоговики рассматривали возражение, то обнаружили, что ООО «Милена» применило ставку, которая не действует в регионе. Бухгалтер за новостями не следила и не знала об изменении регионального законодательства — с нового года ставки были повышены. Налоговики остались правы, а организации пришлось не только доплатить налог, но и уплатить пени.
Налоговая делает расчеты, опираясь на информацию, поступившую об организации и ее транспорте на момент исчисления. Например, возможно, из ГИБДД пришли сведения, что вы владеете машиной, которую на самом деле продали. Покупатель на учет ее не поставил, а вы в базе госавтоинспекции все еще числитесь собственником — вам и выставили налог.
Если же по вашим расчетам налога оказалось больше, чем указано в сообщении, то вы переплатили и можете зачесть или вернуть излишек (ст. 78 НК).
В случае, когда сообщение вообще не пришло или пришло не по всем объектам, организация не должна игнорировать это. Согласно п. 2.2 ст. 23 НК вы обязаны сообщить в налоговую о наличии транспортных средств, подлежащих налогообложению, до 31 декабря года, следующего за отчетным. Форма сообщения и порядок его составления утверждены приказом ФНС России от 10.08.2022 N ЕД-7-21/741@.
Стоит ли ждать отмены транспортного налога?
Вопрос, когда отменят транспортный налог в России, так или иначе снова становится актуальным примерно через каждые полтора года. Это объясняется нежеланием населения платить за пользование машиной, особенно учитывая, что пользование и обслуживание авто тоже выходит «в копеечку».
В РФ наиболее заинтересованные в отмене ТН граждане — это те владельцы авто, что пользуются транспортным средством довольно редко. Платить налог приходится так же, как и всем, но это не совсем честно, если учесть время простаивания в гараже. Особенно это касается владельцев сразу нескольких машин: налог приходится платить за каждую, а вот пользуется человек зачастую лишь одним авто.
Правительство РФ тоже понимает, что нынешняя система несколько несправедлива. Совсем убирать ТН точно не будут, потому что он слишком необходим муниципалитетам и федеральному бюджету для планомерного развития страны. Однако, на серьезное рассмотрение вынесен вопрос о замене нынешнего формата налога на новый, уже реализованный в ряде стран Европы.
Его суть в том, что налог включается в стоимость бензина. Тогда учитывается не только мощность машины (чем она больше, тем выше расход бензина — соответственно, больше денег поступает в казну), но и время/активность пользования транспортным средством. Для тех, кто машиной пользуется очень часто, размер скрытого налогообложения практически не изменится — он может лишь незначительно уменьшиться или немного вырасти. Но вот для тех, кто ездит редко, закон сэкономит многие тысячи рублей.
Ввод подобного закона не стоит ожидать ранее 2020 года, но еще более вероятно, что он может быть создан и подписан лишь к 2024 году. В это время в России будут проводиться выбора Президента РФ. Власти практически всегда стараются выпустить незадолго до выборов несколько законов, увеличивающих популярность партии у населения. До тех пор сохранение старого закона выгоднее: денег государству он приносит больше, а население вроде бы привыкло.
Какие аргументы приводят чиновники?
Пока чиновники видят новацию по отмене налога на транспортные средства в негативном свете. Например, они указывают на хорошую собираемость налога. В 2019 году поступило около 175 млрд рублей, уплаченных гражданами в рамках данного налога.
Если же налог отменить, то далеко не факт, что указанную сумму получится компенсировать акцизами на топливо. Все это грозит рисками увеличения бюджетного дефицита, что в условиях кризисных явлений в экономике является недопустимой ситуацией.
Также чиновники напоминают, что поступления от автомобильного налога на 100% отправляются в региональные бюджеты. После отмены налога местные бюджеты недосчитаются больших сумм, а компенсация потерь за счет федеральной казны не соответствует определенным принципам бюджетной системы страны.
Особенности налоговой амнистии 2020 года для физических лиц
ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:
Россиянам простят долги по налогам трехлетней давности и предоставят вычет в шесть соток
Владимир Путин на конференции в декабре 2020 года так сформулировал суть мероприятия: возникшая за предыдущие годы задолженность по налогам иногда не связана с самим физлицом, а связана напрямую только с несовершенством налоговой системы. При этом объем задолженности составляет 41 млрд. рублей и касается он 42 млн. человек. Основное предложение при этом заключалось в том, что людей следует освободить от этих выплат таким образом, чтобы им не пришлось обращаться в налоговую инспекцию. Касаться такая амнистия должна как физлиц, так и предпринимателей.
За заявлением Президента РФ последовал закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2020 года.
Как уже оговаривалось выше, амнистия коснется предпринимателей и физлиц, при этом под этим категориями налогоплательщиков подразумеваются:
Физлица:
под ними подразумевают граждан, которые обладают правами и дееспособностью. Правоспособность у граждан возникает при рождении, а дееспособность – после совершеннолетия;
Индивидуальные предприниматели (ИП):
под предпринимателем понимаю физлицо, прошедшее процедуру по регистрации ее в качестве предпринимателя. Получая такой статус, физлицо имеет право осуществлять деятельность, направленную на получение прибыли, то есть предпринимательскую.