Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «10 приёмов и упражнений, чтобы сконцентрироваться на задаче». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Типичный подход к приближающемуся учебному дедлайну выглядит примерно так: человек заставляет себя проводить все свободное время за учебными материалами, исключает все социальные мероприятия и развлечения и ругает себя за то, что теряет время или отвлекается. Это распространенный образец, потому что он представляет собой укрепляющий цикл. Вы начинаете отвлекаться, поэтому заставляете себя сдерживаться и тратить больше времени на обучение, что истощает вас еще больше, отвлекаться становится еще легче, что, в свою очередь заставляет проводить еще больше времени в учебной изоляции. Как правило, это продолжается до тех пор, пока учащийся не достигнет очень низкого уровня эффективности, не выдохнется и не сдастся.
Как найти в себе силы сосредоточиться на учёбе
Для начала чётко сформулируйте цель. Например: поступить в вуз на бюджет/ учиться на пять/ сдать ЕГЭ на 100 баллов.
А теперь прежде чем начать что-то делать, спрашивайте себя: «Это шаг в сторону моей цели? Или от неё?»
Ну что, появилось желание свернуть горы? Замечательно! А чтобы эта мотивация не покидала вас, мы подготовили пять советов, как учиться лучше и эффективнее.
Оценить упущенную выгоду
К большой цели трудно подступиться из-за страха провала. Воображение рисует высоты, к которым нужно стремиться, и школьнику становится страшно не достичь их. Если готовиться к ОГЭ, то сдать на «отлично», пробовать силы в олимпиаде — чтобы непременно стать призёром или победителем. Чтобы начать подготовку и не откладывать всё на последний момент, полезно реально оценивать, что вы теряете.
Для этого нужно сразу ставить чёткую цель, например, «прочитаю один учебник, чтобы написать тест по географии на четвёрку» или «прорешаю десять вариантов задания № 13 профильного ЕГЭ по математике, чтобы на экзамене справиться с такими уравнениями». Важно понять, что ученик теряет, откладывая занятия на потом. Что будет, если вообще не приступить к учёбе? — Тройка по предмету. А что будет, если отложить ещё на месяц или не начать сегодня же? — Либо тройка, либо четвёрка, но ценой бессонных ночей и сильного стресса. Когда ясно, чем плоха отсрочка, легче начать работу не ради выдающихся результатов, а чтобы решить свою конкретную задачу.
- Чтобы набраться решимости сделать неинтересную работу, нужно думать о реальных выгодах, которые она принесёт. Если ориентироваться на идеальный результат, есть риск так и не приступить к задаче из-за страха провала.
- Укрепить волю помогают тренировки, так что перед работой полезно прогуляться или сделать физические упражнения. Стоит устранить отвлекающие факторы: убрать гаджеты и попросить домашних не беспокоить.
- Вдохновение не придёт, нужно просто взять и сделать это. Проще сделать то, что решено заранее, так что план неприятных дел лучше составить накануне.
- Начать труднее всего, поэтому достаточно пообещать себе потрудиться 2 минуты, а дальше действовать по обстоятельствам.
Подготовка к учебе против нашей собственной воли — это не то, что сильно способствует нашей концентрации, в идеале нужно искать причины, по которым нам удобно учиться. Таким образом, мы сможем достичь внутренней мотивации, которая поможет нам повысить нашу концентрацию.
Хороший способ получить такую мотивацию — это поставили перед собой достижимую цель в краткосрочной перспективе, так что мы можем идти за ней и чувствовать, что мы позитивно движемся к ее достижению. Например, просмотрите главу учебной программы, завершив ее за следующие 4 часа.
- Вам может быть интересно: «Типы мотивации: 8 мотивационных источников»
Так почему же это происходит? Почему мы не делаем того, на что способны, когда чувствуем давление?
Не секрет, что когда мы находимся в стрессе, мы волнуемся. Мы волнуемся о ситуации, последствиях, о том, чтó о нас подумают. Что удивительно, мы мешаем сами себе, потому что волнение заставляет нас концентрироваться слишком сильно. Все верно — мы слишком много думаем о том, что делаем. Когда мы волнуемся о том, как выступить лучше, мы пытаемся контролировать даже те движения, которые лучше поставить на автопилот, оставить за пределами сознания, и в результате мы все портим.
Подумайте о том, как вы спускаетесь по лестнице. Что случится, если я попрошу вас думать о том, как двигается ваше колено, пока вы спускаетесь? Очень возможно, что вы упадете. Будучи людьми, мы способны рассеивать внимание, вот почему разговоры по телефону за рулем — не очень хорошая идея.
Под давлением, когда мы обеспокоены тем, чтобы выступить хорошо, мы пробуем контролировать те действия, которые должны выполняться бессознательно. В результате мы все портим.
Почему люди боятся математики?
До теперешнего момента я говорила о том, чтó происходит, когда мы ставим себе ограничения, и о некоторых советах, как мы можем улучшить наш потенциал.
Но важно помнить, что не только мы сами можем препятствовать проявлению наших возможностей. Наше окружение влияет на то, выиграем ли мы или проиграем. Наши родители, учителя, тренеры, начальники влияют на то, покажем ли мы себя с лучшей стороны.
Возьмем, к примеру, математику. Все верно, я сказала это — математику. Много людей совершают ошибки или волнуются, когда имеют дело с математикой, будь то тест или чаевые в ресторане, когда на них смотрят их умные друзья.
В обществе принято говорить, что ты плохо разбираешься в математике.
Мы не часто слышим, как образованные люди ходят и говорят всем, что они плохо читают, но мы часто слышим, как люди говорят, что они не математического склада ума.
И, к сожалению, в США большинство таких людей составляют девочки и женщины, а не мальчики и мужчины.
Моя команда исследования попыталась выяснить, откуда берется страх математики, и мы при помощи функциональной магнитно-резонансной томографии заглянули в мозг людей с этим страхом. Мы выяснили, что боязнь математики связана с интуитивным ощущением боли, которой мы вправе бояться. Когда человек волнуется из-за математики, он просто мысленно готовится к экзамену — он даже не будет его сдавать, он просто готовится, — зоны мозга, вовлеченные в болевые нейронные реакции, активны. Когда говорят, что математика болезненна, в этом есть доля правды.
Но откуда берется этот страх математики? Оказывается, что это заразно. Когда взрослые боятся математики, дети вокруг тоже начинают волноваться.
Возьмем первый класс, когда дети находятся в классе с учителем, неуверенным в своих знаниях математики, они научатся меньшему за год. Оказывается, что это больше сказывается на девочках, чем мальчиках. В таком юном возрасте дети копируют взрослых того же пола, и, по крайней мере в США, более 90 % учителей начальных школ — женщины.
Конечно, это зависит не только от атмосферы в классе. Социальные сети также играют большую роль. Не так давно можно было купить говорящую Барби, и если потянуть за шнур, то она говорила: «У нас когда-нибудь будет достаточно одежды?» и «Математика трудная». Несколько лет спустя известные бренды продвигали футболки для девушек, на которых было написано: «Я слишком красивая для математики» или «Я слишком красивая для домашки, поэтому мой брат делает ее за меня».
Давайте не забывать о родителях. Ох уж эти родители. Оказывается, если родители не уверены в своих знаниях математики и они помогают детям с домашней работой, дети выучат меньше математики за год.
Когда взрослые не уверены в своих знаниях математики, это отражается на их детях, и от этого зависит, выиграют ли они или проиграют. Но если мы ставим ограничения другим, мы можем их и убрать.
Мы с командой показали, что когда мы помогаем родителям делать интересные упражнения с детьми, — скажем, вместо истории на ночь они делают математику на ночь, забавные истории в задачках, — то улучшается не только отношение детей к математике, но и их успеваемость в школе. Наше окружение имеет значение. Начиная с класса и родителей и заканчивая медиа — все влияет на то, проиграем мы или выиграем.
В идеале для сконцентрированной работы нужна полная тишина. Если вы знаете место с такими условиями, поделитесь секретом.
Вне зависимости от того, работаете вы в офисе или дома, для сосредоточения понадобится изоляция от громкого шума. Пробуйте эти три варианта и определите лучший для себя:
- Любимая музыка – классика, рок, электронная или какая угодно. Хотя вы сознательно не вслушиваетесь, мозг включает отдел, отвечающий за творчество и воображение. Это помогает находить новые решения.
- Саундтреки из видеоигр часто вызывают положительные эмоции, даже у тех, кто не играл в них. Плюс видеоигры также требуют концентрации внимания, а значит музыка создавалась, чтобы ввести вас в это состояние.
- Белый или красный шум – относительно нейтральные сигнальные звуки, которые через время исчезают из вашего сознания, но заглушают другой шум, особенно в наушниках-вкладышах.
Уберите с поля зрения ненужные вещи. Намного легче сосредоточиться на задаче, когда у вас организованное и чистое рабочее место. Попробуйте стикеры с напоминаниями о цели. Если вы предпочитаете бумажные записи, держите рядом блокнот, чтобы вычёркивать пункты из плана и получать прилив радости. Или ставьте галочки в электронном виде, как хотите.
А также помогает работа в одинаковой обстановке. Если за офисным компьютером вы исключительно программируете, то со временем один его вид будет подталкивать взяться за очередную задачу.
Итак, какие же важные стороны внимания должны быть развиты, чтобы можно было назвать ребенка внимательным?
- Произвольность – умение осознанно направлять внимание на нужный объект. Это один из важнейших навыков, позволяющих усваивать материал на уроках.
- Концентрация – способность преднамеренного сосредоточения на чем-либо. Здесь важную роль играет мотивация. Концентрировать внимание ребенок учится посредством своего сознания. Считается, что в среднем человек может концентрироваться около 40 минут – это как раз время школьного урока.
- Объем внимания – то есть количество одновременно удерживаемых сознанием предметов в поле зрения. Другими словами, способность длительно сосредотачиваться на нескольких объектах. Чем их больше и время дольше, тем выше объем внимания.
- Устойчивость – умение длительно сосредотачиваться на одном предмете, не переключаясь на другой. Устойчивость дает возможность открывать в привычных вещах все новые свойства и качества. Если ребенок не концентрирует внимание на объекте, постоянно отвлекается от него, внимание считается лабильным.
- Переключаемость – способность целенаправленно изменять фокус внимания. Переключаемость обусловлена внешними обстоятельствами, влиянием более значимого объекта и характеризуется преднамеренностью. В противном случае мы получаем не переключаемость, а обычную отвлекаемость. Переключаемость важна для смены деятельности.
- Распределение – умение сконцентрировать внимание одновременно на нескольких примерно одинаковых по значимости объектах. Добиться этого бывает нелегко, человек быстро устает от необходимости постоянно удерживать в фокусе все предметы.
- Избирательность – способность сознания выделять более значимую часть или свойство объекта, явления, поставленного вопроса. Избирательность особенно важна при решении математических задач.
Наверное, нетрудно заметить, что деточка обещает убраться в своей комнате и забывает… Ну, что уж тут поделать… Стоит начать приучать ребенка к порядку не только в доме, но и в голове. Не нужно сразу ругать и наказывать. Это лишь вызовет чувство непонимания и агрессии. Забыл — и что тут такого, с кем не бывает. В этом деле нужен другой подход.
Следует постепенно и ненавязчиво приучать малыша к порядку. Выработать в нем привычку все складывать на свои места, готовить вещи и портфель к школе с вечера, чтобы впопыхах утром не забыть что-то очень нужное на занятиях. Наилучшим выходом в решении этого вопроса станет составление режима дня с подробным графиком всех его дел до самых мелочей — проверка домашнего задания родителями и подготовка ранца с тетрадями и учебниками.
Пример распорядка дня для школьника представлен в таблице ниже:
Время Действие
07:00 — 07:05 | Ребёнок просыпается |
07:05 — 07:20 | Зарядка, гигиена |
07:20 — 07:35 | Завтрак |
07:35 — 08:00 | Сборы в школу |
08:00 — 08:30 | Дорога в школу |
08:30 — 13:05 | Уроки |
13:05 — 13:30 | Дорога домой |
13:30 — 13:40 | Переодевание, гигиена |
13:40 — 14:00 | Обед |
14:00 — 16:00 | Свободное время, секции |
16:00 — 18:00 | Выполнение домашнего задания |
18:00 — 18:30 | Ужин |
18:30 — 20:00 | Свободное время |
20:00 — 21:00 | Подготовка ко сну |
21:00 — 07:00 | Ночной сон |
Первое время весь режим дня нужно будет проходить с ребенком вместе, постепенно приучать его к самостоятельному продолжению начатого вместе дела. Потом он и сам начнет обдумывать план своих действий на завтра, выполняя все обязанности и дела вовремя и без посторонней помощи. Главное, помочь ему научиться воспринимать себя правильно в окружающем мире — будь то дом или школа.
Не стоит ждать от себя блестящих результатов и рассчитывать, что все получится с первого раза. Будьте готовы несколько раз перечитать трудные фрагменты и выполнять необходимые упражнения, пока результаты вас не устроят. Если что-то получается с легкостью, то оно скорее всего быстро забудется. А вот то, к чему вы пришли, приложив немало усилий, отложится в памяти надолго.
Бывает такое, что до важного события все меньше времени, но совладать с собой никак не получается. Лучшим советом станет цитата художника Чака Клоуза. Он говорил, что «вдохновение нужно для дилетантов, остальные просто приходят и работают».
Поймите, что кроме любимых дел всегда будут и те занятия, которые не вызывают особого восторга. Концентрируйтесь на цели, побеждайте свои слабости и садитесь за дела без отговорок. Когда вы победите лень и отлично справитесь с задачами, вы почувствуете себя сильнее и счастливее. А отличные отметки станут лучшим доказательством позитивных изменений в жизни.
Как организовать режим труда и отдыха для школьника?
Чтобы у ребёнка не возникало проблем с выполнением домашнего задания, родители следят за его режимом. В расписании второй половины дня желательно выделять время на отдых, прогулку и обучение. До обеда дети бывают в школе, после — едят, отдыхают некоторое время и садятся за уроки. Сделав их, можно пойти погулять или в гости.
Если по каким-то предметам возникают затруднения, их откладывают до прихода мамы и папы вечером с работы. Доделать их желательно сразу после ужина, в позднее время всем труднее сохранять спокойствие и концентрироваться. В семьях, которых принято садиться за домашнее задание по ночам, часто происходят конфликты.
Школьники, которые посещают дополнительные занятия и секции в свободное время, обычно стараются делать уроки заранее, потому что к вечеру на них не остается ни сил, ни желания. Стоит помнить, что слишком большое количество кружков или секций вредят молодому организму, заставляя постоянно находиться в напряжении и запоминать новую информацию.
Время для сна и отдыха должно тщательно оберегаться родителями, оно не менее важно для детского развития и благополучия, чем оценки в школе.
Как начинающие, так и акулы бизнеса сталкиваются с проблемой прокрастинации. Не заумными словами “прокрастинация” — это откладывание дел на потом, оттягивание момента дедлайна. Именно прокрастинация не даёт развиваться и концентрироваться на одном приоритетном деле.
Как бороться с прокрастинацией? Для начала определитесь с тем, как прокрастинация мешает жить: вы теряете деньги или заказчиков или клиентов. Благодаря прокрастинированию предприниматель может лишится бизнес-проекта или уйти в минус по доходам. Важно осознавать это.
Следующий шаг — замотивировать себя и браться за работу. О мотивации читайте в следующих советах.
Избегайте отвлечения на мелочи
Иногда сконцентрироваться на работе слишком сложно. Отвлекает буквально каждая мелочь: звонок от друзей, сообщение в Фейсбуке или Инстаграме, фильм или сериал. Грубая ошибка во время работы — это отвлекаться и распыляться на такие мелочи, они отвлекают и мешают сфокусироватся на задаче.
Лайфхак: перед тем, как приступить к работе, отключите вай-фай на телефоне, на компьютере или ноутбуке закройте вкладки, которые не относятся к работе. Это поможет сконцентрироваться на задаче и поможет снизить отвлекающие факторы.
Хорошо привлекает внимание эффект резкого неожиданного звука. Только не нужно бить по столу линейкой: так можно сломать и ее, и психику слушателей. Но хлопнуть в ладоши, когда в вашем рассказе наступает переломный момент, очень даже можно. Или подыграть тексту. Например, постучать по столу в тот момент, когда в «Горе от ума» Лиза стучится в дверь Софьи Павловны:
«Светает!.. Ах! как скоро ночь минула!
Вчера просилась спать — отказ,
„Ждем друга“. — Нужен глаз да глаз,
Не спи, покудова не скатишься со стула.
Теперь вот только что вздремнула,
Уж день!.. сказать им…
(Стучится к Софии.) Господа,
Эй! Софья Павловна, беда.
Зашла беседа ваша за ночь»
Резкие звуки действительно мгновенно привлекают внимание всей аудитории. Но использовать их часто нельзя, так как информация, которая последует за ними, будет восприниматься публикой как тревожная.
Что мешает сконцентрироваться
Если у человека совершенно нет интереса и мотивации к занятию, то он будет максимально откладывать задачу. А также лень и безделье могут мешать концентрироваться. Чем дольше человек откладывает дело на потом, тем сложнее ему даже начать выполнять задание. Нужно учиться мотивировать себя и контролировать. Самоконтроль поможет всё делать вовремя, не откладывать срочные задачи на последний момент.
На работе отвлекающими факторами могут быть коллеги, социальные сети, всплывающие рекламы на всех сайтах. Дома часто отвлекают муж, дети, хлопоты по дому. Стирка, уборка, глажка, готовка — всё это значительно мешает сосредоточиться на чём-то одном.
Нужно учиться абстрагироваться от внешних факторов и погружаться в задачу, которой занимаетесь. Многим помогает тишина, но в современном мире крайне трудно найти тихое место, где тебя бы никто не трогал. Лучше учиться работать в тех условиях, которые даны, подстраиваться под окружающую среду.