Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Распределение, отработка и перераспределение: как, когда и где?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
У молодого человека в апреле выпуск из колледжа, а потом нужно год отработать по распределению. Но в июле его могут призвать в армию. Зачтется ли служба в армии в срок отработки по распределению?
Я хочу перераспределиться. Как это сделать?
В процессе отработки у вас могут появиться обстоятельства, по которым можно претендовать на перераспределение.
К примеру, кто-то из ваших близких родственников стал инвалидом первой группы или вы вступили в брак, а кто-то из супругов остался жить или работать в другом городе. В таких случаях согласие нанимателя на перераспределение не требуется: нужно просто собрать все подтверждающие документы и написать заявление в университете.
Тут важно заранее подыскать себе новое место и принести оттуда заявку. Если ее нет, то это практически нереальный случай – университет вряд ли станет что-то искать, если у выпускника уже есть работа. Такова сложившаяся практика.
Другой вариант перераспределения: когда веских обстоятельств у вас нет, сменить место отработки можно только переводом от одного нанимателя к другому.
Сначала нужно получить согласие у организации, из которой вы уходите, потом у той, в которую приходите, а потом у университета. И это довольно сложная схема, потому что если кто-то из этих трех инстанций не согласен, то, увы, перераспределиться не удастся.
Особенно сложно приходится медицинским работникам, которым в дополнение ко всему нужно получить еще согласие комитетов и Министерства здравоохранения.
Что делать, если меня приняли не на ту должность, на которую я рассчитывал (рассчитывала) изначально?
Приказ о приеме на работу составляется на основе контракта и заявления работника.
Если вам предлагают должность бухгалтера, а вы пришли работать юристом – разумеется, писать такое заявление и подписывать приказ с контрактом не стоит. Нужно письменно попросить нанимателя трудоустроить вас по той должности, на которую вы рассчитывали, а в случае официального отказа обращаться с ним в университет.
Но зачастую выпускники сами соглашаются работать не по своей профессии. А это чревато последствиями: если вдруг выяснится, что на протяжении какого-то времени человек работал не по специальности, он автоматически должен выплатить деньги за свое обучение – и тут не будут разбираться, виноваты вы или работодатель.
В Беларуси утвердили новые Кодекс об образовании и правила поступления в вузы. Документы расширяют возможности целевой подготовки будущих специалистов. Одна из норм, которая вступит в силу раньше остальных, касается именно такого набора. Уже с 1 марта нынешнего года по новым правилам направлять на целевое обучение могут любые организации и предприятия. Причем неважно, где они расположены. Ранее работодатель должен был размещаться в малых населенных пунктах либо на загрязненных территориях. Что это дает? Это неплохой вариант, скажем, для столичных поликлиник или школ, где ощущается нехватка сотрудников. Со следующего же года в вузах намерены увеличить количество бюджетных мест для такой категории абитуриентов. Так, на сельскохозяйственные специальности можно будет набрать до 70 % от контрольных цифр приема, на медицинские — до 80 %, на иные специальности — до 60 %.
Есть еще один нюанс: после целевой подготовки выпускники вузов должны отработать у заказчика не менее 5 лет. Поэтому заключить такой договор решится не каждый абитуриент. Однако считается, что поступить на выбранную специальность с целевым направлением больше шансов: такие ребята участвуют в отдельном конкурсе. Например, это касается медицинских вузов, где проходные баллы зашкаливают. Будущий наниматель и потенциальный студент в договоре могут прописать и иные сроки обязательной отработки. Например, не 5, а 6–7 лет. — Но делается это только по обоюдному согласию. Хотя если такой контракт подписывается с перспективной организацией, крупным предприятием, у которых хороший социальный пакет, то молодой человек вполне может быть заинтересован в увеличении такого периода, — полагает Сергей Касперович.
Одним из ключевых изменений станет введение в школах централизованного экзамена (ЦЭ), по результатам которого выпускники смогут поступить в вуз.
Проведение экзамена, по словам начальника главного управления, будет похоже на сдачу централизованного тестирования. Однако сам ЦЭ следует воспринимать именно как выпускной экзамен по математике и русскому/белорусскому языку (по выбору школьника).
Результаты ЦЭ будут учитываться при формировании среднего балла аттестата по соответствующим предметам. Кроме того, после сдачи экзамена школьники смогут получить сертификаты со своими баллами — они пригодятся для поступления.
После сдачи школьного экзамена выпускник также сможет сдать централизованное тестирование, но только по другим предметам (физика, химия, биология и др.). Таким образом, при подаче документов на выбранную специальность у него будет набор сертификатов ЦТ и ЦЭ.
Действовать сертификаты будут 2 года.
Новшество, уточнил С. Касперович, не коснется выпускников ссузов: они, если захотят продолжить обучение, должны будут сдавать централизованное тестирование, в том числе по русскому/белорусскому языку и при необходимости математике.
Начальник главного управления также добавил, что в 2023 г. выпускники школ не смогут сдать ЦТ по предметам ЦЭ (математика и один из государственных языков), но в 2024-м, если это будет необходимо для подачи документов в вуз, такая возможность у них появится.
Новый классификатор специальностей
В 2023 году абитуриенты будут выбирать профессию, ориентируясь на новый классификатор специальностей и квалификаций, который приведен в соответствие с актуальным сегодня классификатором видов экономической деятельности.
Некоторые наименования настолько преобразились, что могут сбить с толку вчерашних школьников, обратила внимание замначальника главного управления и привела ряд примеров.
Так, в старом классификаторе была специальность «автомобилестроение», а в обновленной версии ее назвали «производство транспортных средств», в сельхозпроизводстве ранее был «зоотехник» в новом справочке специальность звучит как «Производство продукции животного происхождения» с присвоением квалификации «техник-технолог».
Востребованную у молодежи специальность «программное обеспечение информационных технологий» переименовали в «разработку и сопровождение программного обеспечения информационных систем», хотя квалификацию «техник-программист» оставили без изменений. Еще одна востребованная у абитуриентов специальность «Промышленное и гражданское строительство» переформатирована в «Строительство зданий и сооружений».
Эксперт уточнила, что на сайтах учреждений образования информацию о старых и новых наименованиях специальностей состыкуют, чтобы абитуриентам легче было ориентироваться в мире профессий.
Льготы для победителей конкурсов профмастерства
Не только школьники-олимпиадники, но и учащиеся ПТО, ставшие победителями конкурса профмастерства, могут получить заветное высшее образование на льготных условиях, обратил внимание абитуриентов ректор РИПО Валерий Голубовский.
По словам заместителя начальника главного управления профессионального образования – начальника управления профессионально-технического и среднего специального образования Министерства образования Александры Петровой, в Беларуси с 2014 года проводятся как республиканские, так и международные конкурсы профмастерства.
В этом году пройдет пятый республиканский конкурс профмастерства и его победители будут иметь льготы при поступлении на уровень среднего специального и высшего образования в 2023 году.
Сейчас проходят областные отборочные этапы конкурса, финал запланирован на май.
Конкурсы профмастерства демонстрируют, насколько современны рабочие специальности, уверен ректор РИПО. Организаторы рассматривают их как площадку взаимодействия с заказчиками кадров.
– На этапе подготовки предприятия участвуют в составлении конкурсных заданий и в оснащении площадок под технологии, которые должен выполнить конкурсант. Где-то они присматриваются к своим потенциальным работникам, потому что видят, насколько сложные задачи тот учащийся или выпускник колледжа может выполнят, – подчеркнул Валерий Голубовский.
Он убежден, что не следует рассматривать получение ПТО или ССО как финишную черту в своем профессиональном развитии. Выпускники ССО могут получить высшее образование в сокращенный срок (в основном в заочной форме). Причем такой компонент, как практикоориентированность, в белорусских колледжах доходит до 70%.
Выпускные школьные экзамены
Главные новшества касаются выпускных экзаменов после 11 класса.
- Количество экзаменационных предметов сократилось вдвое, с четырех до двух. Все будут сдавать русский или белорусский язык (по желанию) и любой профильный предмет из школьной программы на выбор.
- Изменения коснулись и формы итоговой аттестации. Вместо письменных и устных экзаменов выпускники будут сдавать централизованные экзамены в виде тестов (по аналогии с ЦТ).
- Тесты будут проходить в специально организованных пунктах на базе учебных заведений, а не в школе. ЦЭ по государственному языку назначен на 14 мая, а по выбранному предмету — на 21 мая.
- Выпускники школ получат сертификаты с результатами ЦЭ (действительны в течение 2 лет) и смогут подавать их в приемную комиссию при поступлении в ВУЗ.
Новые правила помогут снизить умственную и психологическую нагрузку на школьников. Если раньше нужно было сдавать государственный язык два раза и совмещать две формы подготовки (к изложению в школе и ЦТ), то теперь можно спокойно готовиться к одному экзамену в форме тестирования. Вдобавок выпускников освободили от сдачи обязательных экзаменов по математике, истории Беларуси и иностранному языку. То есть школьники сдают только тот предмет, к которому есть предрасположенность и который понадобится при поступлении в университет.
Кристина Рихтер говорит, что этот выбор зависит от нескольких факторов. Первый — от самого учебного учреждения.
— Есть университеты, которые стоя́т на том, что распределять нужно только в госорганизации. Например, это касается будущих учителей, медиков, студентов МГЛУ. Как правило, выпускников иняза скорее отправят учителем иностранного в школу, чем преподавателем в частный центр изучения языков.
Второй фактор — к какому типу относится организация, которая просит распределить к себе выпускника.
Организация, которая на два года получит в свои владения выпускника, может быть базовой и небазовой. Базовая — это та, которая заключает с университетом договор и заказывает у него рабочие кадры. Она имеет преимущество «на удовлетворение своей потребности в специалистах».
По письменным заявкам от организаций, с которыми у университета договора нет, могут распределить в трех случаях: если вы в банке одаренной молодежи, если в этой организации вы уже проходили практику, если в университете больше не хватает «базовых заявок», то есть отсутствуют другие места работы.
А вот тут интересно.
В Кодексе об образовании говорится так: выпускникам, которые на момент распределения женились или вышли замуж, место работы предоставляется по желанию и при наличии возможности распределить по месту жительства или работы жены (мужа).
— Одни университеты считают так: если есть заявка из местности, где живет жена/муж, то вас туда распределят. Если нет — выдадут справку о свободном трудоустройстве.
Другие считают и делают по-другому: даже если заявки нет, распределяют куда угодно. На практике мы встречаем это постоянно: университеты по-разному толкуют норму Кодекса и поступают и так и так. Министерство образования в этот вопрос ясности не вносит.
Хотя тут важно понимать, что эти категории входят в перечень оснований для получения «свободного диплома», поэтому по закону логично, что его должны выдавать, но практика с каждым годом все хуже и хуже.
31-летний Денис Никифоров — знаменитость не только районного масштаба. Школу в агрогородке Осиновка, где работает директором Никифоров, знают и в стране, и в Европе: школа привлекла 32 тысячи долларов инвестиций, реализуя совместные с Программой развития ООН и Евросоюзом проекты.
— Мы стали локомотивом инициатив, — улыбается Денис Владимирович, подробно рассказывая, как в рамках одной из программ провели аудит затрат, переоснастили подсобные школьные помещения энергосберегающими лампочками, переоборудовали кухню и поменяли капающие краны на однорычажные, учили сельское население экономии — на школьном примере.
Сейчас школа занята еще и развитием экологического земледелия и предпринимательской инициативы на селе.
Анатолий Маникало уходил из столичной гимназии в IT-компанию через непростую процедуру перераспределения.
Фактически он отработал положенные два года, смена места работы пришлась на его законный учительский отпуск. Но и в отпуске распределенный молодой специалист «принадлежит» организации, в которую его направили. Анатолию удалось перераспределиться по взаимной договоренности всех сторон: IT-компания оформила документ-заверение о готовности принять молодого специалиста на работу; руководство гимназии письменно подтвердило, что не против отпустить; затем все эти бумаги Анатолий предоставил в деканат университета.
Претендовать на перераспределение могут беременные, инвалиды, семейные и другие «льготники». В Положении о распределении есть ряд пунктов (например, ликвидация компании-нанимателя или сокращение штатов), которые также дают основания для перераспределения. Если новая нужная вакансия не найдется, выпускник может получить так называемый свободный диплом. Но при этом он теряет статус молодого специалиста и обещанные статусом льготы (на прописку, жилье, подъемные выплаты и т.п.). И особым порядком решается, придется ли обладателю свободного диплома возмещать стоимость своего обучения.
В гимназию, которая считается лучшей в белорусской столице, вместе с Анатолием Маникало пришли по распределению еще 10 молодых педагогов. После отработки положенных двух лет остались двое; освободившиеся места вновь заполнили специалистами по распределению.
— Почему уходят? Низкая зарплата — ставка молодого учителя примерно 55 долларов. Работал на полторы ставки, плюс всевозможные доплаты (например, за победу моей ученицы на олимпиадах) — получалось долларов 200-230. Но главное, с чем не смог смириться, — с отношением к нам, молодым учителям, как к рабам подневольным. Мы должны были гнать классы заполнять трибуны на стадионах, мыли полы в кабинетах, выслушивали многочасовые головомойки и делали массу всяких других бессмысленных дел, — рассказывает Анатолий.
Признается: скучает по своим гимназистам и поддерживает с ними контакт, мотивируя на развитие. «И в этом единственный плюс моей двухлетней отработки», — говорит он.
31-летний Денис Никифоров — знаменитость не только районного масштаба. Школу в агрогородке Осиновка, где работает директором Никифоров, знают и в стране, и в Европе: школа привлекла 32 тысячи долларов инвестиций, реализуя совместные с Программой развития ООН и Евросоюзом проекты.
«Мы стали локомотивом инициатив», — улыбается Денис Владимирович, подробно рассказывая, как в рамках одной из программ провели аудит затрат, переоснастили подсобные школьные помещения энергосберегающими лампочками, переоборудовали кухню и поменяли капающие краны на однорычажные, учили сельское население экономии — на школьном примере.
Сейчас школа занята еще и развитием экологического земледелия и предпринимательской инициативы на селе.
Систему распределения распространят на «платников»
Отсутствие свободы выбора, необязательность декларированных льгот, несоответствие практической работы полученной специальности, низкие зарплаты и отсутствие перспектив — вот малый перечень претензий противников распределения.
Главный козырь сторонников — государство предоставляет молодому специалисту гарантированное рабочее место. С запросами от предприятий и учреждений можно познакомиться заранее, можно отправиться на практику еще во время учебы, принести в вуз персональный запрос, если работодателя нашел сам (комиссия по распределению, впрочем, вправе этот запрос и отклонить).
Где и как получить целевое направление
В любой организации (государственной или частной), где есть кадровая потребность. Местоположение также не влияет: теперь заказчиком кадров может выступать учреждение, которое находится в столице, областном центре или крупном районном городе. Раньше целевое направление распространялось только на организации, расположенные в малых населённых пунктах и на загрязнённых территориях.
Искать потенциального работодателя можно хоть с середины учебного года: будет больше времени, чтобы рассмотреть подходящие варианты и всё взвесить.
В феврале министерства и ведомства получают от подчинённых организаций информацию о том, нуждаются ли они в целевиках. Полученные результаты используются при составлении контрольных цифр приёма. Так что можно напомнить или заявить будущему работодателю о своих намерениях взять целевое направление в январе — начале февраля, когда этот вопрос максимально актуален.
Ещё у абитуриента есть возможность взять целевое направление во время вступительной кампании, точнее до подачи документов в вуз. Но такой шаг чаще всего делается на эмоциях, из-за страха не поступить, что в будущем может только помешать.