Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Излишки при инвентаризации МПЗ и ОС 1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основанием для отражения в учете излишков и недостач имущества, выявленных при проведении инвентаризации, являются первичные учетные документы, составленные на основании результатов инвентаризации, содержащихся в соответствующих регистрах бухгалтерского учета.
Снижение ранее начисленного убытка от обесценения.
В случае, если при проведении инвентаризации комиссия выявила признаки снижения ранее начисленного убытка от обесценения актива, необходимо учитывать, что если с момента последнего признания убытка метод определения справедливой стоимости в отношении данного актива не изменился, то он не подлежит восстановлению. В этом случае комиссией принимается решение только о корректировке оставшегося срока полезного использования актива (п. 23 ФСБУ «Обесценение активов»).
Восстановление убытка производится в случае изменения метода определения справедливой стоимости актива с момента последнего признания убытка от обесценения (п. 24 ФСБУ «Обесценение активов»).
Восстановление убытка от обесценения актива отражается в составе доходов текущего финансового года. Наряду с этим по данному активу корректируются нормы амортизации, чтобы его измененная остаточная стоимость списывалась равномерно в течение оставшегося срока его полезного использования (п. 25, 26 ФСБУ «Обесценение активов»).
Необходимо отметить, что в настоящее время в Инструкции № 183н[6] корреспонденция счетов по восстановлению убытка не указана. Автономное учреждение вправе предусмотреть в учетной политике необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции № 183н, по согласованию с финансовым органом и (или) с органом, осуществляющим полномочия учредителя (п. 5 названной инструкции).
По каким причинам появляются
Инспектирование помогает обнаружить нарушения между учтенными деньгами и фактическим их наличием на сегодняшний день. Они могут быть в виде денег, ценностей, сырья для производства, движимого и недвижимого имущества. Инвентаризационная, не заинтересованная в финансовом обороте, комиссия составляет ведомость и отдает ее на рассмотрение директору. А тот, в свою очередь, ставит перед бухгалтерией задачу, чтобы отдел правильно оприходовал и провел в учетной книге избыток. Нужна подводка при инвентаризации выявленных излишков основных средств и материалов.
Основные причины:
- Если была неточно проведена сверка.
- К ошибкам могут привести большие объемы продукции. При распределении изделий на складе клиентам возникает большая вероятность неучтенных поставок.
- Недостаточное количество оборотных финансов вводит компанию в режим «экономии».
- Ошибки на складах при учтении отпуска материалов и продукции. То есть выдали меньший объем партии, чем полагалось.
- Во время отпуска товара одни модели были нечаянно заменены на другие.
Отражение в проводках излишков и недостач в кассе
Согласно пункту 5.1 Методических указаний нормы убыли могут применяться лишь при выявлении фактических недостач. Списывать те или иные ценности исходя лишь из одних норм убыли без проверки их фактического наличия недопустимо.
Балансовую стоимость недостающих материальных запасов в пределах норм естественной убыли включают в текущие расходы учреждения.
Но провести инвентаризацию – полдела, еще нужно правильно оформить и отразить результаты инвентаризации в учете. Поскольку в таком случае период получения ущерба не определен, полагаем, что изначально сумму ущерба следует отразить в составе доходов будущих периодов с применением счета 0 401 40 172 (п. 301 Инструкции № 157н).
Оприходованы основные средства как излишки косгу
Хорошо знакомые бухгалтерам государственного сектора инструкции по бюджетному (бухгалтерскому) учету вновь претерпели изменения. И это вполне логично: с 1 января 2021 года вступили в силу 5 очередных федеральных стандартов, и изменился порядок применения статей (подстатей) КОСГУ. Этими актами и были приведены в соответствие бюджетные (бухгалтерские) инструкции.
Материальная ответственность работника исключается в случаях нанесения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику. Обращаем внимание читателей на тот факт, что если хищение квалифицировано правоохранительными органами с применением подложных документов, то использование счета 209 00 000 «Расчеты по недостачам» представляется неоправданным.
Инвентаризация активов и обязательств перед годовой отчетностью — обязательное мероприятие в организациях бюджетной сферы. Ее проводят в порядке, который установили в рамках формирования учетной политики каждого субъекта. Это может быть как раздел учетной политики, так и отдельный документ, утвержденный руководителем учреждения.
Начисление штрафных санкций проводки у бюджетного учреждения в 2021 году
На счетах бухгалтерского учета недостача отражается в том месяце, в котором была завершена инвентаризация (на дату составления акта инвентаризационной комиссии) (п. 5.5 Методических указаний N 49).
Недостачу и порчу материальных запасов (ценностей) в пределах норм естественной убыли необходимо списать на расходы текущего финансового года на основании распоряжения (приказа) руководителя бюджетного учреждения и актов по ф. 0504230 «Акт о списании материальных запасов» и 0504143 «Акт о списании мягкого и хозяйственного инвентаря».
Всегда готовы помогать в правовых вопросах для всех категорий населения. Размещайте свои вопросы, мы быстро проконсультируем Вас. Постоянное обновление информации.
В ходе инвентаризации может быть выявлено, что отсутствуют те или иные части основного средства в результате их порчи или хищения. Например мониторы к компьютерам. Таким образом, использование самого основного средства становится невозможным. Как быть в этой ситуации? Возможны два варианта.
Встречаются и более сложные ситуации, которые также следует классифицировать как недостачу: когда фактический остаток материальных ценностей соответствует данным учета, но сами данные учета неверны. В таком случае следует сначала исправить данные учета и только тогда сравнить фактический остаток с данными учета. И если остаток по данным учета превысит фактическое наличие, это и будет недостачей.
В бухгалтерском учете организации государственного сектора стоимость материальных запасов, выявленных в результате недостачи, относится в дебет счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами». Тот же самый принцип применяют и в отношении имущества. Дает имущество учредитель? Значит, отражаем его по коду «4». Дает имущество иное юридическое или физическое лицо? Раз это не учредитель, значит, отражаем по коду вида финансового обеспечения «2», даже если имущество поступает от бюджетного учреждения, созданного тем же самым учредителем.
Отражение в учете инвентаризационных разниц
При инвентаризации выявляется фактическое наличие активов и обязательств, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (п. 79 СГС «Концептуальные основы»).
Напомним, что согласно Указаниям № 52н, утвержденным Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н, для казенных учреждений предусмотрены следующие формы для документального оформления проведения инвентаризации.
№ формы |
Наименование формы |
0504835 |
Акт о результатах инвентаризации |
0504082 |
Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств |
0504086 |
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов |
0504087 |
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов |
0504088 |
Инвентаризационная опись наличных денежных средств |
0504089 |
Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами |
0504091 |
Инвентаризационная опись расчетов по поступлениям |
0504092 |
Ведомость расхождений по результатам инвентаризации |
Издание приказа о проведении инвентаризации
Процедура инвентаризации кассы организации начинается с издания ее руководителем приказа о проведении инвентаризационного мероприятия. Для этого можно использовать как самостоятельно разработанную и утвержденную организацией форму приказа, так и унифицированную форму № ИНВ-22, утв. постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88.
Решение об использовании самостоятельно разработанных или унифицированных форм документов необходимо зафиксировать в учетной политике организации. В любом случае такой приказ должен содержать следующую информацию:
- дату начала и дату окончания инвентаризации;
- место проведения инвентаризации;
- участки и объекты, подлежащие проверке;
- причину, по которой проводится инвентаризация (смена кассира, составление годовой бухотчетности, контрольное мероприятие и т.д.);
- состав инвентаризационной комиссии и ее председатель;
- срок сдачи в бухгалтерию материалов по инвентаризации.
Как в 2022 году заполнить решение о проведении инвентаризации
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086) составляется комиссией учреждения по видам документов и ответственным лицам с указанием места и даты проведения инвентаризации, распиской ответственного лица.
В данной описи отражаются:
- наименование и код бланков строгой отчетности;
-
единица измерения;
-
сведения о фактическом наличии (цена, количество);
-
сведения по данным бухгалтерского учета (количество, сумма);
-
сведения о результатах инвентаризации (по недостаче и по излишкам – количество и сумма).
Инвентаризационная опись подписывается председателем и всеми членами комиссии учреждения, осуществляющей инвентаризацию.
Инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0504088) формируется комиссией учреждения и отражает на дату проведения инвентаризации:
-
сведения о наличии денежных средств в кассе учреждения фактически и по учетным данным (цифрами и прописью);
-
сведения по недостаче и по излишкам, выявленным по результатам инвентаризации;
-
номера последних приходного и расходного кассовых ордеров.
Что подлежит инвентаризации в учреждении
Инвентаризации подлежат не только товары и материалы, можно проводить инвентаризацию расчетов. Что конкретно может подвергаться проверке, рассмотрим ниже.
Выделяется 4 участка, в отношении которых может быть проведена инвентаризация:
- Основные средства. Для бюджетных учреждений под основными средствами понимаются активы, срок использования которых больше 1 года.
- Материальные запасы. У таких активов срок использования меньше 1 года.
- Расчеты с поставщиками. Определение суммы задолженности помогает правильно спланировать бюджет.
- Расчеты с подотчетными лицами. Для соблюдения кассовой дисциплины необходимо иметь представление о состоянии расчетов с подотчетниками.
Каждому объекту стоимостью более 3000 рублей присваивается инвентарный номер. При инвентаризации проводится не только подсчет таких объектов, но и сверка их инвентарных номеров. Проверка проводится по каждому материально – ответственному лицу.
По контрагентам проверяются данные актов сверки с данными бухгалтерского учета за определенный отрезок времени.
Проверка расчетов с работниками позволяет выявить возможные ошибки, контролировать полноту и своевременность уплаты налогов.
Окончание инвентаризации. Излишки и недостачи.
После того, как все мероприятия закончены, сформированы и закрыты описи, необходимо составить акт о результатах инвентаризации. В акте указывается, были ли выявлены излишки, недостатки или фактическое наличие активов соответствует данным бухгалтерского учета.
Идеальный вариант, когда расхождений нет. В случае выявления каких – либо отклонений составляется ведомость расхождений.
Если по результатам инвентаризации образовался излишек, он приходуется, соответственно, увеличивается доходная часть бюджета учреждения. Оприходование выявленных активов происходит по рыночной стоимости. В большинстве случаев они образуются из – за некорректного ведения учета. При проверке у контролеров возникнут вопросы по поводу появления излишков в учреждении.
Если по результатам инвентаризации выявлена недостача, то все зависит от ее величины. Недостача, не выходящая за рамки норм естественной убыли, относится на издержки учреждения. Все, что сверх норм, ложится на материально – ответственное лицо.
Бухгалтерский учет результатов инвентаризации
Какие же проводки использовать для бухучета? Разберем на примере.
По результатам ревизии в учреждении выявлены излишки. То есть фактическое наличие активов превысило показатели бухгалтерского учета. В таком случае неучтенное имущество требуется принять к учету по его текущей оценочной стоимости, которая определена на дату постановки на учет (п. 31 Инструкции № 157н).
Рассмотрим, как отразить в бухучете и какие проводки для оприходования излишков при инвентаризации в бюджете использовать на конкретном примере. По результатам инвентаризационной проверки были выявлены неучтенные объекты основных средств. Для определения стоимости имущества заключен договор со сторонней организацией, которая оказывает оценочные услуги. По заключению оценочной кампании стоимость основного средства составила 105 000 рублей. Сумма услуг оценки — 2 500 рублей.
Бухгалтер отразил излишки проводками:
Операция |
Дебет |
Кредит |
Сумма |
---|---|---|---|
Неучтенное ранее основное средство принято к учету |
0 101 ХХ 310 |
0 401 10 180 |
105 000 |
Расходы на оценочные услуги приняты к учету |
0 401 20 226 |
0 302 26 730 |
2500 |
Услуги оплачены |
0 302 26 830 |
0 201 11 610 Оборот по забалансовому счету 18 |
2500 |
Оценочные услуги отнесены на уменьшение доходов |
0 401 10 180 |
0 401 20 226 |
2500 |
Списание недостачи при инвентаризации
Недостача – это фактическое отсутствие денежных и материальных средств (включая ОС и товары), выявленное в ходе контрольных процедур, ревизии, инвентаризации.
Причины недостач могут быть разными, в частности, недостача может возникнуть в результате хищения или из-за безответственного отношения к хранению ценностей материально ответственным лицом.
Результаты комплексной проверки активов организации могут быть разными:
- недостача — когда учетные остатки больше фактических;
- излишки — когда выявлены лишние товары или материалы, которых нет в учетных данных;
- пересорт — когда одних материальных ценностей не хватает, но зато есть лишние ценности под другими артикулами.
Кроме того, существует еще ревизия взаиморасчетов, результаты которой бухгалтер тоже отображает в учете. Главным документом в любой ситуации является сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей формы № ИНВ-19, на ее основании ведется бухгалтерский учет результатов инвентаризации. Сличительная ведомость может быть и другой формы, если это прописано в учетной политике. На ее основе проводится инвентаризация, проводки в бухучете отразят выявление недостачи, излишков и пересеортицы.
Недостача, к сожалению, самый частый итог инвентаризации, особенно в торговых фирмах и на складах. Это связано с различными факторами:
- небрежным хранением;
- воровством со стороны сотрудников или клиентов;
- естественной убылью (так называемая «усушка», «утруска» и т. д.);
- другими факторами.
Безболезненно списать разрешено только недостачу в пределах норм естественной убыли. Такие нормативы устанавливаются по каждому виду продукции, материалов и сырья и официально закрепляются в учетной политике. Вся остальная недостача списывается на виновных лиц, и только в случае, если их не удалось установить, ее списывают. Пошаговый алгоритм учета выявленной недостачи бухгалтером.
Шаг 1. Для начала необходимо отнести стоимость всех недостающих активов на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» с помощью проводок:
- Дт 94 Кт 10 (07, 08, 41, 43) — недостача материалов (оборудования, вложений во внеоборотные активы, товаров);
- Дт 94 Кт 50 — недостача денег в кассе.
При недостаче основных средств или нематериальных активов проводок придется делать несколько, поскольку приходится учитывать не только остаточную стоимость, но и начисленную за период их эксплуатации амортизацию. Выглядеть они будут так:
- Дт 02 Кт 01 — амортизация по недостающим основным средствам;
- Дт 05 Кт 04 — амортизация недостающих нематериальных активов;
- Дт 94 Кт 01 (04) — остаточная стоимость недостающих основных средств или нематериальных активов.
Шаг 2. Если материалов или сырья не хватает в пределах норм естественной убыли, то их можно сразу списать на счета по учету расходов. Для того чтобы бухгалтер имел право сделать такие проводки, руководитель компании издает приказ по итогам инвентаризации. Когда все формальности выполнены, проводки будут выглядеть так:
Дт 20 (44) Кт 94.
Шаг 3. Если не хватает ценностей больше, чем установленные нормативы, недостачу необходимо отнести на виновных в ней лиц. Для этого должно быть соответствующее заключение комиссии и приказ руководства. После оформления всех этих документов делают такую проводку в учетных регистрах:
Дт 73 Кт 94.
По счету 73 необходим аналитический учет в разрезе всех виновников с соответствующими проводками.
Шаг 4. Если виновных лиц установить не удалось или они смогли отстоять в суде невозможность возмещения убытков компании, сумму недостачи включают в состав прочих расходов. Проводка выглядит так:
Дт 91-2 Кт 94.
Если в ходе ревизии были выявлены неучтенные материальные ценности, которые принято называть излишками, их необходимо поставить на учет или оприходовать. Сделать это бухгалтер должен по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации. Коммерческие организации относят эту сумму на финансовые результаты, а некоммерческие увеличивают на нее доходы. Для этих целей используется пассивный синтетический счет 91-1 «Прочие доходы». Для того чтобы правильно отобразить в учете излишки, проводки мы собрали в одну таблицу.
Вид оприходуемых ценностей | Дебет | Кредит |
Денежные средства в кассе | 50 «Касса» | 91-1 «Прочие доходы» |
Основные средства | 08 «Вложения во внеоборотные активы» | 91-1 «Прочие доходы» |
Материалы | 10 «Материалы» | 91-1 «Прочие доходы» |
Товары | 41 «Товары» | 91-1 «Прочие доходы» |
Для аналитики используются субсчета, бухгалтерские справки и другие документы. Основные средства, поставленные на учет таким способом, подлежат амортизации в обычном порядке.
Недостача — понятие, выявление, учет, проводки, оформление и взыскание
Близится окончание текущего финансового года, а следовательно, не за горами сдача годового отчета. В преддверии отчетной поры необходимо провести инвентаризацию активов и обязательств учреждения. В консультации на практических примерах рассмотрим отражение результатов данного контрольного мероприятия – излишков и недостач.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ активы и обязательства подлежат инвентаризации с целью выявления фактического наличия соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета. Минфин вПисьме от 15.07.2014 № 02-06-10/34544 указал, что о достоверности представленной отчетности можно судить, только если проведена инвентаризация. Аналогичные разъяснения в части обязательности проведения контрольных мероприятий в конце года были представлены финансовым ведомством и в более ранних письмах – от 03.10.2013 № 02-06-10/41147, от 30.12.2013 № 02-06-010/58448.
Акцентируем внимание на основных моментах контрольного мероприятия. Общие правила его проведения регламентированы в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее – Методические указания). Отметим, что финансовым ведомством подготовлены изменения в Инструкцию № 157н (Приказ от 29.08.2014 № 89н). С учетом новых поправок порядок ведения инвентаризации следует закрепить в учетной политике учреждения и проводить контрольные мероприятия в соответствии с данным порядком, который должен быть разработан с учетом положений Методических указаний.
Перед началом инвентаризации руководитель учреждения издает приказ. В нем указываются состав инвентаризационной комиссии, срок проведения инвентаризации, имущество, подлежащее проверке.
Отдельно остановимся на составе инвентаризационной комиссии. Учитывая, что при инвентаризации проводится не только подсчет имущества (наличные денежные средства, транспортные средства, компьютеры и др.), взвешивание (продукты питания, гвозди и др.) или обмер (тканевые полотна, кабели и др.), но и иной анализ имущества и финансовых обязательств, целесообразно включить в состав комиссии работников бухгалтерии, а также других представителей учреждения, знания и квалификация которых необходимы при проведении контрольного мероприятия.
Инвентаризация может проводиться как сплошным, так и выборочным методом. При сплошном методе проверяется все имущество и все виды финансовых обязательств учреждений, при выборочном – отдельный вид имущества, например, только продукты питания или транспортные средства.
Заключительным этапом инвентаризации является сравнение фактических остатков нефинансовых активов, выявленных при проверке, с данными бухгалтерского учета. Если в ходе инвентаризации обнаружены расхождения, они указываются в ведомости расхождений.
Ниже рассмотрим отражение результатов по итогам проведения инвентаризации.
По результатам инвентаризации выявлены излишки
Как показывает практика проверок, отражение в бухгалтерском учете излишков трудностей не вызывает, поскольку оно осуществляется согласноИнструкции № 157н. В соответствии с п. 31 данного нормативного документа неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении проверок и (или) инвентаризаций активов, принимаются к бухгалтерскому учету по их текущей рыночной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету. Здесь следует добавить уточнения. Как было отмечено выше, в Инструкцию № 157н подготовлены поправки. Планируется, что неучтенные объекты нефинансовых активов, выявленные при проведении проверок и (или) инвентаризаций активов, учреждение должно будет принимать к бухгалтерскому учету не по их текущей рыночной стоимости, а по оценочной стоимости, установленной для целей бухгалтерского учета на дату принятия к бухгалтерскому учету. Оценочная стоимость определяется в соответствии с п. 25 Инструкции № 157н аналогично рыночной стоимости.
Излишки и недостачи имущества в государственных (муниципальных) учреждениях, как правило, выявляются в результате инвентаризации. Однако они могут быть обнаружены и в иных случаях (например, при безвозмездном поступлении имущества, его хищении), при которых также необходимо проводить инвентаризацию, для того чтобы оформить это имущество документально. О том, как правильно оформить и отразить результаты инвентаризации в бухгалтерском и налоговом учете казенного учреждения, мы расскажем в данной статье.
Основными нормативными документами, которыми бухгалтеру казенного учреждения следует руководствоваться при оформлении и отражении в учете результатов инвентаризации, являются:
- Методические указания по инвентаризации (за исключением учреждений силовых министерств и ведомств );
- Приказ Минфина России N 173н ;
- Инструкция N 157н ;
- Инструкция N 162н .
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.
В учреждениях силовых министерств и ведомств применяется Приказ Министра обороны РФ от 16.10.2010 N 1365 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации имущества и обязательств в Вооруженных силах Российской Федерации».
Приказ Минфина России от 15.12.2010 N 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
Основанием для отражения в учете излишков и недостач имущества, выявленных при проведении инвентаризации, являются первичные учетные документы, составленные на основании результатов инвентаризации, содержащихся в соответствующих регистрах бухгалтерского учета.
Отметим, что согласно п. 6 Инструкции N 157н порядок проведения инвентаризации закрепляется в учетной политике казенного учреждения. Как правило, такой порядок устанавливается в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации. Если в учреждении не предусмотрено каких-либо особенностей, то в учетной политике можно просто сделать ссылку на указанный нормативный акт.
При этом следует учитывать, что отдельные документы по оформлению инвентаризации в казенных учреждениях отличаются от тех форм, которые указаны в Методических указаниях по инвентаризации, так как в государственных (муниципальных) учреждениях применяются формы, утвержденные Приказом Минфина России N 173н.
В таблице представлены основные документы, в которых отражаются результаты инвентаризации нефинансовых активов, их предназначение и порядок составления:
Наименование | Предназначение | Порядок составления |
Регистр бухгалтерского учета | ||
Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) |
Применяется для сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета, на основании чего выявляются расхождения |
Составляется комиссией учреждения по материально ответственным лицам с указанием места проведения инвентаризации, распиской материально ответственного лица и отражает: наименование и код объекта учета, инвентарный номер, единицу измерения; сведения о фактическом наличии объекта учета (цена, количество); сведения по данным бухгалтерского учета (количество, сумма); сведения о результатах инвентаризации (по недостаче и по излишкам — количество и сумма) |
Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) |
Является основанием для составления Акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835) |
Составляется бухгалтерией, подписывается исполнителем и главным бухгалтером, в форме фиксируются установленные расхождения с данными бухгалтерского учета: недостачи или излишки по каждому объекту учета в количественном и стоимостном выражении (по рыночной стоимости) |
Первичный учетный документ бухгалтерского учета | ||
Акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835) |
Является основанием для оформления необходимых актов по принятию к учету излишков либо списанию недостач |
Составляется комиссией, назначенной приказом (распоряжением) руководителя учреждения, подписывается членами комиссии и утверждается руководителем учреждения, в акте указываются обобщенные результаты инвентаризации |
Далее рассмотрим последовательность оформления этих документов.
Инвентаризационные описи (сличительные ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087). В них заносятся данные бюджетного учета и фактического наличия имущества раздельно по недвижимому и движимому имуществу в разрезе аналитических счетов учета. В случае расхождения данных выявляются излишки и (или) недостачи имущества, которые отражаются в соответствующей описи (ведомости) как в количественном, так и в суммовом выражении (по рыночной стоимости).
На момент выявления излишков или недостач инвентаризационная комиссия может внести в инвентаризационную опись только наименование объекта и количество, а сумма (стоимость), по которой будет оценено данное имущество, указывается после проведения соответствующих мероприятий по определению рыночной стоимости в установленном порядке (рассмотрен далее). Причем это относится как к излишкам, так и к недостачам.
Как оценить излишки, выявленные по результатам инвентаризации
По правилам бухучета вся информация должна быть приведена в суммовом выражении. Поэтому для постановки обнаруженных излишков на учет необходимо знать, как оценить выявленные при инвентаризации излишки имущества. Методика оценки зависит от категории объекта.
Материально-производственные запасы приходуются по рыночным ценам (п. 29 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н). Определение цены предприятие может произвести самостоятельно.
Проще всего сделать это, если такое же имущество уже числится на балансе компании. В этом случае стоимость выявленных «дополнительных» объектов можно определить на основании цены уже учтенного аналогичного имущества.
Если подобных объектов на балансе нет, можно воспользоваться информацией о ценах из общедоступных источников (например, из СМИ).
Если же с определением стоимости возникли затруднения, можно обратиться к независимому оценщику.
При самостоятельном определении цены подтверждающим документом будет являться бухгалтерская справка, при обращении к оценщику — его отчет.
Отражение в учете недостач имущества
Учет операций, отражающих недостачу имущества, будет отличаться в зависимости от некоторых факторов (например, недостачи материальных запасов могут быть в пределах норм естественной убыли и сверх нее; могут относится на счет виновных лиц или быть связаны с чрезвычайными ситуациями (стихийное бедствие, катастрофа и т.п.)).
Таким образом, первое, что необходимо сделать при выявлении в учреждении фактов недостачи имущества, провести внутреннее расследование.
Если обнаружена недостача материальных запасов в пределах норм естественной убыли, она отражается по дебету счетов 0 401 20 272 «Расходование материальных запасов», 0 106 34 340 «Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения», 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (0 109 61 271, 0 109 71 271, 0 109 81 271, 0 109 91 271) и кредиту счета 0 105 00 000 «Материальные запасы» (0 105 31 440 — 0 105 36 440) (п. 26 Инструкции N 162н).
Недостача материальных запасов сверх норм естественной убыли, а также иные виды недостач (в том числе порча, хищение имущества) списываются на финансовый результат учреждения и (или) относятся на счет виновных лиц.
Согласно п. п. 220, 221 Инструкции N 157н для учета расчетов по суммам выявленных хищений имущества, подлежащих возмещению виновными лицами в установленном законодательством РФ порядке, применяются счета:
- 0 209 71 000 «Расчеты по ущербу основным средствам»;
- 0 209 72 000 «Расчеты по ущербу нематериальным активам»;
- 0 209 73 000 «Расчеты по ущербу непроизведенным активам»;
- 0 209 74 000 «Расчеты по ущербу материальным запасам».
Если учреждению не удается установить виновное лицо, материалы по факту хищения передаются в следственные органы. Если по результатам судебных разбирательств виновное лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено, то предварительное следствие по уголовному делу приостанавливается (пп. 1 п. 1 ст. 208 УПК РФ). О приостановлении дела следователь уведомляет потерпевшее юридическое лицо (п. 1 ст. 209 УПК РФ). Потерпевший вправе получить копию постановления о приостановлении производства по уголовному делу (пп. 13 п. 2 ст. 42 УПК РФ). В свою очередь, данный документ является основанием для списания сумм выявленных недостач и хищений на финансовый результат учреждения.
Отметим также, что решение о списании имущества (в том числе в случае выявления недостач, хищения) необходимо согласовывать с собственником имущества в установленном им же порядке. Напомним, согласно п. 4 ст. 298 ГК РФ казенное учреждение не вправе распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
Списание имущества осуществляется на основании утвержденных и согласованных соответствующих актов о списании (Акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003), Акта о списании автотранспортных средств (ф. 0306004), Акта о списании мягкого и хозяйственного инвентаря (ф. 0504143), Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230)).
Приведем в таблице типовую корреспонденцию счетов бюджетного учета по списанию имущества в связи с обнаружением недостач, по расчетам по недостачам.
Дебет | Кредит | Пункт Инструкции N 162н |
|
Списание имущества при выявлении недостач, хищений | |||
Списаны материальные запасы: | 26 | ||
— в пределах норм естественной убыли; |
0 401 20 272 0 106 34 340 0 109 xx 272 |
0 105 31 440 — 0 105 36 440 |
|
— сверх норм естественной убыли, порчи, хищения и т.п. |
0 401 10 172 | 0 105 31 440 — 0 105 36 440 |
|
Отражено выбытие объектов основных средств (нематериальных объектов) при принятии решения об их списании вследствие недостач, хищений |
0 401 10 172 0 104 xx 410 |
0 101 xx 410 (0 102 xx 420) |
10, 13 |
Отражено выбытие объектов основных средств (нематериальных объектов), пришедших в негодность вследствие стихийных бедствий и иных бедствий, опасного природного явления, катастрофы |
0 401 20 273 0 104 xx 410 |
0 101 xx 410 (0 102 xx 420) |
10, 13 |
Операции по расчетам по недостачам (по ущербу имуществу) | |||
Отнесены суммы выявленных недостач на счет виновных лиц (отражаются по рыночной стоимости) |
0 209 xx 560 | 0 401 10 172 | 86 |
Списаны с балансового учета суммы выявленных недостач в связи с неустановлением виновных лиц, с их уточнениями решениями судов, а также в связи с возмещением ущерба виновными лицами в натуральной форме |
0 401 10 172 | 0 209 71 660 — 0 209 74 660 |
86 |
Списаны с балансового учета суммы выявленных недостач в связи с приостановлением согласно законодательству РФ предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, а также в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным |
0 401 10 173 | 0 209 71 660 — 0 209 74 660 |
86 |
Одновременно отражена на забалансовом счете списанная с балансового учета сумма задолженности по убыткам от хищения имущества в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным |
04 | 152 | |
Восстановлена сумма задолженности неплатежеспособных дебиторов по выявленным недостачам, хищениям, потерям, ранее отнесенным на забалансовый счет |
0 209 xx 560 | 0 401 10 173 | 86 |
Возмещение сумм ущерба по недостачам | |||
Поступили в кассу учреждения наличные денежные средства в возмещение недостач |
0 201 34 510 | 0 209 71 660 — 0 209 74 660 |
86 |
Поступили суммы в возмещение причиненного учреждению ущерба |
0 201 21 510 0 210 02 xxx |
0 209 71 660 — 0 209 74 660 |
86 |
Возмещен ущерб в натуральной форме | 0 105 xx 340 0 101 xx 310 |
0 209 71 660 — 0 209 74 660 |
7, 23 |
Поступили в доход бюджета суммы в возмещение причиненного ущерба имуществу (отражаются получателями бюджетных средств, за которым не закреплены полномочия по администрированию кассовых поступлений в бюджет, на основании Извещения (ф. 0504805)) |
0 303 05 830 | 0 209 71 660 — 0 209 74 660 |
104 |
Рассмотрим пример с хищением имущества.
Пример 2. В казенном учреждении похищен ноутбук стоимостью 35 000 руб. (амортизация начислена в размере 100%). В связи с этим была проведена инвентаризация. Оценка этого имущества осуществлялась экспертом, привлеченным на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов. На момент обнаружения недостачи ноутбука его рыночная стоимость составила 25 000 руб. Виновное лицо не обнаружено. Материалы переданы в суд.
Излишки в составе ТМЦ
Чаще всего предприятия сталкиваются с появлением излишков товаров, сырья и материалов. В соответствии с налоговым кодексом РФ (п. 20 ст. 250) эти излишки должны быть учтены как внереализационные доходы предприятия. Но при этом возникает серьезный вопрос: как правильно оценить излишки, обнаруженные в процессе инвентаризации?
Считая полученные излишки внереализационными доходами, ответственные лица берут во внимание ту стоимость, которая была получена предприятием при совершении сделки, то есть в натуральной форме. Отсюда следует, что определение цены зависит от стоимости совершенной сделки. Но при этом нужно руководствоваться еще и ст. 274 НК РФ. Это означает, что цена на излишки при инвентаризации определяется, исходя из их рыночной стоимости.