Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Установка счетчиков электроэнергии общедомовых нужд». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если общедомовой прибор учета уже установлен, но плата за ОДН начисляется по нормативам, собрание собственников тоже потребуется, подчеркивает Ирина Булгакова. «Надо провести общее собрание, где нужно определить, какой способ из начислений перерасчета за ОДН выбрать. Например, можно весь год расходы на ОДН считать по среднему показателю, а в конце года корректировать. Делать корректировку можно чаще: через определенные периоды, можно и каждый месяц по факту считать», — пояснила она.
Как изменения скажутся на платежах
Если все люди вовремя передают показания приборов учета, рационально используют ресурсы, то для них выгоднее платить по факту, а не по нормативам, говорит руководитель комиссии по ЖКХ общественного совета при Минстрое. «Поэтому в тех домах, где все хорошо, общедомовые нужды будут дешевле. Но в домах, где есть проблемы (например, протечки в подвале, стоят старые лампы), плата по факту может быть выше», — сказала эксперт.
«Кроме того, необходимо выявлять тех, кто не подает показания вовремя, и фиксировать нерациональное использование, поскольку это все может повлиять на общие показания. Это все задача управляющих компаний и собственников», — добавила Ирина Булгакова.
В Минстрое подчеркивают, что вступивший в силу документ напрямую не повлечет повышения стоимости жилищно-коммунальных услуг. «Он направлен на справедливый расчет. Размер платы за ЖКУ может как уменьшиться при более низком уровне реального потребления, чем по нормативным показателям, так и увеличиться при высоком уровне потребления», — заключили там.
Как снизить ОДН по электроэнергии?
Сростом нормативов потребления, увеличиваются и начисления ОДН, приведем несколько вариантов решений, позволяющих уменьшить эту статью расходов. В большинстве случаев, для реализации приведенных советов потребуется общее собрание жильцов дома. Начнем с главного:
- Произведите установку общедомового прибора учета. Сумма, затраченная на его покупку, окупится довольно быстро.
- Если передача информации (снятой с индивидуальных счетчиков) осуществляется, поставщику ресурса (электроэнергии) после контрольной даты, то вычисление расхода производится по региональной норме. Тоже касается и показаний общедомовых приборов.
- Желательно организовать процесс снятия информации со счетчика МОП таким образом, чтобы при этом присутствовал кто-то из жильцов, назначенный общим собранием или сотрудник управляющей компании. Последняя крайне заинтересована в этом, поскольку если расход будет превышать объем норматив потребления, финансовая ответственность ложится на УК.
- Организация проверок арендуемых помещений на предмет несанкционированного подключения.
- Модернизация электрооборудования и общедомовых электросетей. Даже замена обычных ламп накаливания на энергосберегающие аналоги даст ощутимый результат.
Подключение счетчика: правила и основные требования
Точно все требования прописаны в ПУЭ, а основные правила такие:
- Устанавливаться должен с защитой от воздействия погодных условий. Традиционно монтируются в специальные боксы (короба) из негорючего пластика. Для установки на улице короба должны быть герметичными и должны обеспечивать возможность контроля показаний (иметь стекло напротив табло).
- Закрепляется на высоте 0,8-1,7 м.
- Подключение счетчика производится медными проводами, сечением соответствующим максимальной токовой нагрузке (есть в техусловии). Минимальное сечение для подключения квартирного электросчетчика 2,5 мм² (для однофазной сети это ток 25 А, что сегодня очень мало).
- Проводники используются изолированные, без скруток и ответвлений.
- При однофазной сети дата госповерки счетчика — не старше 2 лет, при трехфазной — одного года.
Место установки счетчика в многоквартирных домах регламентируется проектом. Счетчик может устанавливаться на лестничной площадке или в квартире — в щитке. Если ставится в квартире, то обычно недалеко от двери.
Главное — наличие общедомового прибора учета
Первая позиция сводится к тому, что для применения в расчетах с потребителями коммунальных услуг в МКД показаний того или иного прибора учета достаточно, чтобы он был установлен на границе сетей, входящих в состав общего имущества. Принадлежность счетчика к общему имуществу собственников помещений в МКД не является существенным фактором. Соответственно, принятия решения собранием жильцов об установке общедомового прибора учета не требуется.
Прежде всего приведем дело N А67-6196/2009 о признании незаконным предписания, выданного управлением Роспотребнадзора гарантирующему поставщику. Суды всех трех инстанций поддержали РСО (см. Решение Арбитражного суда Томской области от 23.10.2009 N А67-6196/2009, Постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2010 N 07АП-9981/09, ФАС ЗСО от 02.03.2010 по делу N А67-6196/2009), а ВАС РФ отказал в передаче дела на пересмотр в порядке надзора (Определение от 27.04.2010 N ВАС-4887/10). Итак, МКД находился в управлении управляющей организации, которая по соглашению передала гарантирующему поставщику право начислять и взимать плату за электроснабжение непосредственно с потребителей (такой порядок допускается п. 90 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии). Гарантирующий поставщик выставлял гражданам платежные документы с начислением платы в том числе за электроэнергию на общедомовые нужды. При этом использовались показания общедомового прибора учета, который не был включен в состав общего имущества. Этот счетчик был установлен УК на границе сетей (как того требует законодательство) во исполнение распоряжения заместителя мэра города, принят сетевой компанией на электроучет, находился на балансе и обслуживании у УК. Роспотребнадзор полагал, что незаконно начислять плату исходя из показаний счетчика, установленного на основании не решения собрания собственников помещений (единственного источника определения состава общего имущества в МКД), а распоряжения местных властей, и настаивал на начислении платы за электроэнергию с учетом нормативов потребления. Однако суд первой инстанции заключил: законодательство РФ не связывает способ расчета платы за потребленную на общедомовые нужды электроэнергию с принадлежностью (нахождением во владении, пользовании, на праве собственности) общедомового прибора учета потребленной электроэнергии собственникам жилых и нежилых помещений многоквартирного дома — потребителям электроэнергии, поставляемой ресурсоснабжающей организацией, а связывает способ расчета платы за потребленную, в том числе и на общедомовые нужды, электроэнергию только с наличием в данном многоквартирном доме общедомового прибора учета потребленной электроэнергии либо с его отсутствием. Данный вывод был подтвержден судом апелляционной инстанции. В мотивировочной части Постановления окружного суда этот момент вообще был опущен.
Остальные судебные акты, которые будут приведены ниже, приняты судами общей юрисдикции. Так, Определением от 09.06.2011 по делу N 33-7561/2011 Свердловский областной суд отменил Решение Шалинского районного суда Свердловской области от 13.04.2011, которым по иску потребителя были признаны незаконными действия гарантирующего поставщика по расчету платы за электроэнергию на общедомовые нужды исходя из показаний общедомового прибора учета. Районный суд удовлетворил требования гражданина, приняв во внимание, в частности, что общедомовой прибор учета был установлен без согласования с собственниками жилых помещений и их уведомления. Однако областной суд не согласился со своими коллегами, найдя прибор, его установку (на границе балансовой принадлежности электрических сетей организации и внутридомовых электрических сетей) и обслуживание соответствующими закону.
Что такое ОДН по электроэнергии?
Лампы, освещающие перечисленные ранее общие площади в доме и возле дома, потребляют некоторый объем электроэнергии. Так же лифт и другие коммуникации, находящиеся в общедомовом пользовании. Конечно, это расходы, и за год далеко не малые. Эти ОДН распределяются на всех владельцев жилых площадей дома.
Ранее коммунальная организация, в управлении которой находился дом, могла выставлять ОДН на электроэнергию путем вычитания потребленной энергии по индивидуальным счетчикам квартир и общедомовым показаниям. Проконтролировать, насколько правильно каждому собственнику выставлен счет по ОДН, не представлялось возможным. И здесь допустимо было некоторое лукавство, а проще говоря, жульничество, управляющей организации.
С 1 января 2017 года ОДН по электроэнергии переведены в жилищную услугу и введены строгие нормативы, по которым можно начислять плату за общепотребленные домом ресурсы. Они выведены расчетным путем и приближены к реальным нуждам. Такая мера помогла не просто вывести из тени доходы коммунальных организаций, нечестно предъявляющих жильцам завышенные ОДН, а побудила их к более строгому учету, контролю и экономии ресурсов.
Если объем ОДН отрицательный
Нулевое или отрицательное значение ОДН может сложиться, если потребленный объем по общедомовому счетчику учета ресурсов окажется равен или меньше того объема, который суммирован по показаниям индивидуальных приборов учета. Такое может быть, когда в нескольких квартирах многоквартирного дома приборы не установлены и они платят по нормативу. При этом фактическое потребление их значительно меньше.
Отрицательную разницу ОДН по коммунальной услуге поставщик обязан пересчитать, разделив ее между жилыми квартирами. При этом берется значение, пропорциональное проживающим в конкретной квартире человек или размеру общей площади. Такой порядок оговорен в ст. 354 Постановлении Правительства.
Так, обнаружив в квитанции отрицательное значение по коммунальной услуге, например, электроэнергии, можно сделать вывод, что произведен перерасчет платы с учетом отрицательного значения ОДН.
К примеру, разница между общедомовым прибором электроэнергии и суммой по счетчикам квартир составила 130 кВт/ч. Всего жителей в доме прописано 150 человек. Распределится разница таким образом: -130/150=-0,87 кВт/ч. В квартире, где прописано 2 человека в этом месяце потребили 100 кВт/ч. В результате перерасчета количество потребленной энергии будет уменьшено на 2,61 кВт/ч.
Когда нормативы несправедливы
Проблема сверхнорматива по ОДН в Тульской области вызвана не только трудностями учета ресурсов, но и нормативами. Особенно остро проблема сверхнорматива стоит в домах до 5 этажей без лифтов, электроотопления и электронагревательных установок: их в регионе подавляющее большинство.
Даже в идеальных с точки зрения учета электроэнергии домах есть сверхнорматив. Например, дом № 38 по Одоевскому шоссе полностью оборудован АСКУЭ — автоматической системой контроля и учета электрической энергии внутри всех помещений. Фактический среднемесячный объем потребления электроэнергии на 1 кв. м площади общего имущества в этом доме составляет 0,45 кВт*ч, что превышает установленный норматив потребления более чем в 2 раза.
— Норматив потребления электроэнергии на ОДН, установленный министерством ЖКХ Тульской области для данной категории домов, равен 0,2 кВт*ч на 1 м² площади общего имущества. Однако фактический объем потребления значительно выше норматива, — говорит Артем Зарва.
Разъясним (от редакции): министерства ЖКХ в субъектах РФ устанавливают нормативы самостоятельно, и почему-то в Тульской области нормативы для самой массовой категории домов гораздо ниже, чем у «соседей»: например, в Ярославле норматив выше в 3 раза, в Калуге — 2,5 раза, Орле — 5 раз.
К тому же нормативы несбалансированы: в домах с лифтами они достаточны, а в МКД с пятью этажами и ниже норматива на покрытие ресурсов по ОДН не хватает.
Согласование установки
Решение об установке ОДПУ тепловой энергии и других поставляемых в дом ресурсов должно приниматься по результатам голосования всех жильцов. При этом обязательно нужно оформлять протокол собрания. Если жильцы сами не проявляют никакой инициативы, организация может сама принять решение о необходимости монтажа ОДПУ в принудительном порядке через суд, поскольку закон обязывает к установке абсолютно всех без исключения.
Управляющая компания сегодня не обязана оповещать своих жильцов о планируемом монтаже приборов, поскольку это ее законная обязанность. Никакого наказания за не предупреждение собственников об этом УК не несет. Среди ее обязательств перед жильцами сегодня ежегодный донос сведений до жильцов о новых вариантах энергосбережения.
Виды общедомовых водомеров и причины для их установки
Закон не требует обязательной установки средств измерения общего потребления воды жителями многоквартирного дома, но в ряде ситуаций их монтаж может быть экономически обоснован. Общедомовой счетчик воды может быть установлен в следующих случаях:
- существует утечка воды из магистральных труб и необходимо исключить оплату фактически неизрасходованного ресурса;
- необходимо установить место утечки и ее объем.
Установку общедомового счетчика может потребовать от жильцов дома водоснабжающая организация. И в этом случае расходы на монтаж оборудования делятся между владельцами квартир пропорционально их площади в общей собственности, причем стоить счетчик будет существенно дороже, чем индивидуальный. В продаже есть следующие типы общедомовых водомеров:
- снабженных импульсными датчиками для считывания результатов на удалении;
- без них.
Каждый водомер представляет собой объемный прибор. Необходимо два подобных устройства: для горячей и холодной воды. Стоимость их обслуживания также будет возложена на жильцов. Но так как без счетчика количество воды, расходуемое в доме с учетом потерь, разносится на всех жильцов, и объем такого приписанного потребления может быть существенным, экономический эффект от их установки появиться скоро.
В КАКИХ ДОМАХ НЕ СТАВЯТСЯ ОБЩЕДОМОВЫЕ СЧЕТЧИКИ
— Создание новых внутридомовых систем Не ставятся общедомовые счетчики, если нет возможности обеспечить соблюдение технических требований к месту и порядку их установки, а также создать условия для их правильной эксплуатации. Причиной для этого могут быть:
Однако, не во всех домах необходим да и вообще возможен монтаж общедомовых счетчиков. (Приказ Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2012 N 23933). Приказ №627. от 29.12.2011 определяет, что установка приборов учета коммунальных ресурсов невозможна, если для этого требуется:
Общедомовые счетчики: как не платить за соседа
В адрес управляющей компании было высказано еще немало претензий: не была проведена разъяснительная работа с собственниками; разница по ОПУ выставлена в неподходящий момент, причем сразу за 3 месяца. «В договоре управления написано, что вы берете на себя функцию управления, но я этого не вижу, хотя год занимаюсь данной проблемой. Или вы считаете, что это только начисления? Вы постоянно уходите от контакта с людьми, которые доверили вам управлять их имуществом», – продолжал претензии прокурор.
Колоусов: Тогда обращайтесь в управляющую компанию, представляйте акты сверки счетчиков и убеждайте, что компания необоснованно выставила разницу. Потому что естественные потери не должны достигать тех цифр, каких они в отдельных случаях достигают. Они наверняка есть, но это несколько киловатт.
Назначение общедомового устройства учёта электроэнергии
Индивидуальный учётный прибор предназначается для того, чтобы осуществлять внесение платы за количество энергетических ресурсов, фактически потребляемых.
Если собственники производят установку коллективного счётчика, то у них появится возможность для осуществления следующего набора значимых функций:
- Контроль соответствия параметров ресурсов, предоставляемых управляющей компанией, показателям нормативного характера;
- Пользователи могут фиксировать отдельные факты возникновения утечки в системе теплоснабжения или водоснабжения жилого здания;
- Можно исключить утечку холодной или горячей воды в промежутке от центрального теплового пункта до здания, благодаря осуществлению расчётов с организациями, занимающимися снабжением различными ресурсами. Все убытки, ставшие результатами потерь на сетях магистральных, будут ответственностью ресурсосберегающих организаций;
- Необходимость осуществлять компенсацию теряемых ресурсов для домовых сетей возлагается на УК (управляющая компания), если каждый собственник жилья осуществит установку индивидуального учётного прибора;
- Жильцы могут осуществить переход на плату за величину фактического характера для ресурса, потребляемого;
- Возможность получения реальных возможностей для обеспечения ресурсосбережения.
Уже из самого названия ясно, что такие приборы предназначены для учёта расходования, например, воды или тепловой энергии жильцами всего дома. Казалось бы, для чего нужны такие приборы, ведь если каждый поставит у себя в квартире необходимые счётчики, то и проблема учёта всех видов поставляемой энергии будет решена.
Но на практике выглядит всё не так радужно и просто.
Ведь тогда в каждой квартире необходимо будет ставить как минимум 4 счётчика: на тепло, горячую и холодную воду, а также на электричество и газ. Это немалая финансовая нагрузка, включающая в себя расходы на их приобретение, установку и регистрацию. Кроме того вряд ли получится эффективно подсчитать общедомовой расход поставляемых ресурсов по индивидуальным счётчикам, даже если их установят в каждой квартире.
Инфо При финансовой возможности собственники могут оплатить все сразу одним платежом после установки приборов или еще до начала их монтажа.
Разница в тарифах при наличии или отсутствии ОДПУ
С начала 2015 года к потребителям, дома которых не оборудованы ОДПУ, будут применяться повышающие коэффициенты. Сегодня коэффициент этот равен 1,1, а уже с января 2017 года он поднимется до 1,5.
Сумма к оплате конкретным потребителем будет считаться следующим образом: «старый», ранее действующий норматив потребления ресурса будет умножен на повышающий коэффициент. Соответственно, в конце 2021 года сумма платежа увеличится на 60%.
Единственная оговорка – повышающие коэффициенты использоваться не будут в домах, в которых установка общедомовых приборов учета невозможна по техническим причинам. Это должно быть подтверждено актом обследования.
Причинами невозможности монтажа ОДПУ является аварийность дома, неподходящая инженерная сеть и так далее.
К установившим ОДПУ в соответствии с законом жильцам коэффициенты не применяются.
Алгоритм начисления платежа по отношению к ним следующий: к сумме, начисленной по показаниям квартирного счетчика, прибавляется часть суммы, рассчитанной по коллективному прибору учета, то есть, потраченной на общедомовые нужды.
Что означает ОДН по электроэнергии?
В затраты электроэнергии на общедомовые нужды входит освещение лестничных площадок и придомовой территории, в также расходы на работу лифта. В сумме такие затраты достаточно велики.
Начисление конкретных сумм платежей происходит на основании определённых нормативных документов. От системы таких начислений зависит перераспределение расходов между жильцами дома.
Раньше у управляющих компаний были возможности для махинаций с данными платежами, поскольку они оплачивались средствами, аккумулированными с помощью вычитания сумм из коммунальных платежей хозяев жилья. В такой ситуации было невозможно проконтролировать правильность начисления платежей ОДН.
Но после прошлогодних изменений расчёт ОДН за электроэнергию в многоквартирном доме привязали к нормативам, определённым по средним затратам электричества на общедомовые нужды. Эти нововведения заставляют УК учитывать строгие правила учёта и экономии электричества.