Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсиии и зарплаты в Эстонии в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Система накопительной пенсии позволяет гражданам выбрать пенсионный фонд, в который они будут вносить свои накопления. Граждане могут самостоятельно контролировать и управлять своими вкладами, выбирая инвестиционные стратегии и определяя, какую часть своих доходов они будут направлять на накопительную пенсию.
Изменения пенсий в Эстонии в 2024 году:
В 2024 году пенсионная система в Эстонии будет подвергнута нескольким изменениям, которые затронут размеры пенсий и возможности получения пенсионных выплат.
Одним из главных изменений будет повышение базовой пенсии. Согласно новым правилам, размер базовой пенсии будет увеличен на 5 процентов. Это означает, что пожилые люди получат больше денег каждый месяц для покрытия своих основных нужд.
Кроме повышения базовой пенсии, также будет изменена система расчета стажа. Вместо ранее применявшейся методики, стаж будет рассчитываться исходя из фактически отработанных дней. Это позволит людям с нерегулярной и нестандартной занятостью получать более справедливую пенсию, основанную на их реальном вкладе в систему.
Кроме того, в 2024 году будет увеличена возрастная граница для выхода на пенсию. Согласно новым правилам, женщины смогут уйти на пенсию после достижения 62 лет, а мужчины — после достижения 65 лет. Это сделано для увеличения размера пенсий и стимулирования людей работать дольше, чтобы получить более выгодную пенсию в будущем.
Возможности для частичной занятости
В 2024 году пенсионерам Эстонии будут доступны различные возможности для частичной занятости. Это будет полезно для тех, кто желает продолжать работать, но не полный рабочий день или полную рабочую неделю. Частичная занятость может быть отличным способом улучшить финансовое положение и сохранить активный образ жизни.
Для пенсионеров, работающих частично, размер пенсии не будет сокращаться пропорционально доходу от частичной занятости. Однако есть лимиты и ограничения, которые следует учитывать:
- Максимальный размер дохода от частичной занятости, который не будет влиять на размер пенсии, составит [установленная сумма] в месяц.
- Если доход от частичной занятости превышает установленную сумму, пенсия будет сокращаться на 50% от превышающей суммы.
- Важно отметить, что размер пенсии может изменяться в зависимости от индивидуальной ситуации, поэтому рекомендуется консультироваться с пенсионным фондом для получения актуальной информации.
Частичная занятость также может предоставить пенсионерам возможность сохранить связь с трудовой средой, поделиться своими знаниями и опытом с новыми поколениями, а также получить дополнительный доход. Это может быть особенно привлекательно для тех, кто хочет оставаться активным и продолжать работать после выхода на пенсию.
В целом, возможности для частичной занятости для пенсионеров в Эстонии в 2024 году будут предоставлять дополнительные финансовые и социальные выгоды, позволяя пенсионерам оставаться активными и полноценно участвовать в обществе.
Как формируются выплаты пенсионерам
После всех пенсионных реформ, проведенных в стране, Эстония пришла к современной трехступенчатой системе, которая предполагает формирование пенсии из трех составляющих:
- Государственная страховая часть. Является обязательной, формируется за счет социальных страховых выплат (он составляет 33 % от фонда заработной платы всех сотрудников, имеющих официальное трудоустройство. На текущие выплаты действительным пенсионерам направляется до 20 % собранных средств. Из страховой государственной части выплачиваются социальные пособия другим категориям пенсионеров – утратившим кормильца, получивших инвалидность, а также народные пенсии.
- Накопительная часть (обязательная). Для участия в данной ступени эстонцы до 1982 года рождения должны были подать заявку до 2010 года. В настоящее время участвовать в программе могут граждане страны от 1983 года рождения, перечисляя со своей заработной платы 2 % в обязательную накопительную часть. Еще 4 % перечисляется работодателями из фонда заработной платы (в составе 33 %).
- Добровольные отчисления в накопительную часть (добровольно). Участие в третьей ступени является добровольным и позволяет увеличить средний размер выплат с 40 до 70 % от заработной платы. Если будущий пенсионер не принимал участие в обязательном отчислении средств в накопительную часть, то это последний шанс выйти за пределы минимальной пенсии в Эстонии.
Какая пенсия в Эстонии выплачивается иностранцам
Российские граждане пенсионного возраста, выбравшие Эстонию местом своего постоянного проживания, могут перевести сюда заработанную в России пенсию. Для этого необходимо подать заявление в ПФР (до переезда) или в посольство Эстонской Республики.
В соответствии с принятым российскими властями постановлением, пенсионеры, оформившие пенсию после 2015 года, будут получать пенсию в Эстонии в рублях. Для получения социальной выплаты необходимо будет открыть личный счет в российском банке и обзавестись картой «МИР», на которую делаются перечисления из ПФР. Следует иметь в виду, что социальные пособия, полученные переводом из-за рубежа, в Эстонской Республике облагаются налогом.
Российские граждане, которые достигли пенсионного возраста непосредственно в Эстонии, необходимо будет подтвердить свой стаж и обратиться в Департамент социального страхования для начисления пенсионных выплат. Годы стажа, отработанные за пределами Республики, будут учитываться при расчете пенсии.
Размер минимальной пенсии в Эстонии в 2021 году
Если рассматривать государственную часть пенсии более подробно, следует отметить, что существует сразу несколько вариантов выплат, на которые вправе рассчитывать гражданин Эстонии при условии наступления определенных обстоятельств. Пенсии, выплачиваемые государством, могут быть следующих разновидностей:
- По старости, при условии обязательного трудового стажа 15 лет.
- По инвалидности. Размер выплат не зависит от стажа.
- По утере источника дохода. Чаще всего назначается нетрудоспособным гражданам.
- Досрочная пенсия.
- Пенсия поддержки.
Последняя заслуживает особого внимания, так как она является серьезным подспорьем для малообеспеченных пенсионеров. Она предполагает, что гражданин сможет получать дополнительные пособия при условии, что он не получает другой пенсии, за исключением «народной». Их начисление происходит спустя 5 лет после назначения «народной» пенсии.
Общая сумма пенсии складывается из базовой суммы, которая составляет примерно 160 евро, надбавки за стаж работы до конца 1998 года, а также выплат по страховому паю. Последняя составляющая требует отдельного рассмотрения, так как имеется целый ряд факторов, учитываемых при её начислении.
Среди них:
- срочная служба в вооруженных силах;
- стаж работы;
- наличие образования;
- декрет или временная нетрудоспособность;
- объем налогов, выплаченных до 1999 года.
Подобные страховые выплаты рассчитываются в индивидуальном порядке и существенно отличаются у каждого жителя Эстонии. Каждый год стажа увеличивает будущую пенсию на 5,7 евро, что необходимо учитывать при подаче документов.
Размер зарплат в Эстонии
Показатель | Значение | Период |
---|---|---|
Минимальная заработная плата | 725 EUR/месяц / 778.198 USD/мес | 1 кв./23 |
Заработная плата | 1679 EUR/месяц / 1802.198 USD/мес | 3 кв./22 |
Рост заработной платы | 8.1 % | 3 кв./22 |
Зарплата в обрабатывающей промышленности | 1640 EUR/мес. / 1760.337 USD/мес. | 3 кв./22 |
МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
(Таллин, 14 июля 2011 года)
Российская Федерация и Эстонская Республика, в дальнейшем именуемые Договаривающимися Сторонами,
стремясь развивать сотрудничество в области пенсионного обеспечения,
договорились о нижеследующем:
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. В настоящем Договоре используются следующие понятия:
1) «законодательство» — законы и другие нормативные правовые акты Договаривающихся Сторон, регулирующие правоотношения, указанные в статье 2 настоящего Договора;
2) «уполномоченный орган власти»:
в Российской Федерации — Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
в Эстонской Республике — Министерство социальных дел Эстонской Республики;
3) «компетентное учреждение» — учреждение (организация), на которое возложено применение законодательства Договаривающихся Сторон;
4) «пенсионный стаж»:
в Российской Федерации — период, учитываемый согласно законодательству Российской Федерации при определении права на пенсии и их размеров, а также конвертация пенсионных прав по законодательству Российской Федерации;
в Эстонской Республике — период, учитываемый согласно законодательству Эстонской Республики при определении права на пенсии и их размеров;
в Российской Федерации — денежные выплаты, включая все их составные части и все повышения, надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, за исключением накопительной части трудовой пенсии по старости;
в Эстонской Республике — периодические денежные выплаты, предусмотренные законодательством Эстонской Республики в случае старости, стойкой нетрудоспособности или потери кормильца, за исключением накопительной пенсии и пенсионных льгот для репрессированных лиц;
в Российской Федерации — постоянное или временное проживание (место жительства) на законных основаниях на территории Российской Федерации;
в Эстонской Республике — проживание на территории Эстонской Республики в качестве постоянного жителя, или на основании срочного вида на жительство, или права на проживание.
2. Другие понятия, используемые в настоящем Договоре, имеют значения, которые им придаются законодательством и иными соответствующими нормативными правовыми актами каждой Договаривающейся Стороны.
Сфера применения (предмет) Договора
Настоящий Договор распространяется на отношения, относящиеся:
1) в Российской Федерации к:
трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца;
2) в Эстонской Республике — к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию.
Настоящий Договор применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 настоящего Договора.
Лица, определенные в статье 3 настоящего Договора для одной Договаривающейся Стороны, проживающие на территории другой Договаривающейся Стороны, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам этой другой Договаривающейся Стороны в отношении того, что изложено в статье 2 настоящего Договора.
1. При назначении пенсии в соответствии с настоящим Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР.
2. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию.
3. Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.
4. В случае если общая продолжительность пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны, составляет менее одного года и этот стаж не дает права на пенсию, то данный стаж засчитывается компетентным учреждением другой Договаривающейся Стороны при условии, что с учетом пенсионного стажа, приобретенного на территории этой другой Договаривающейся Стороны, возникает право на пенсию.
5. Лицу, получающему пенсию по старости или по нетрудоспособности (инвалидности) от одной Договаривающейся Стороны, не назначается пенсия по случаю потери кормильца на основании законодательства другой Договаривающейся Стороны. При этом лицо, получающее пенсию по старости или по нетрудоспособности (инвалидности), по своему выбору имеет право ходатайствовать о назначении ему пенсии по случаю потери кормильца. В случае выплаты лицу пенсии по случаю потери кормильца одной из Договаривающихся Сторон не назначается пенсия иного вида другой Договаривающейся Стороной. Выплата назначенной одной Договаривающейся Стороной пенсии по случаю потери кормильца прекращается, если другая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию по старости или по нетрудоспособности (инвалидности).
6. Социальная пенсия в Российской Федерации назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. В случае перемены места проживания в связи с переездом лица с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны выплату пенсии, в том числе назначенной по законодательству одной из Договаривающихся Сторон, продолжает Договаривающаяся Сторона, назначившая пенсию, кроме социальной пенсии в Российской Федерации и народной пенсии в Эстонской Республике.
1. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
2. Если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет менее 25 лет у мужчин и менее 20 лет у женщин, то исчисление размера пенсии, соответствующего пенсионному стажу, приобретенному на территории Российской Федерации, производится следующим образом: размер пенсии, определенный согласно законодательству Российской Федерации, делится для мужчин — на 300 месяцев, для женщин — на 240 месяцев и затем умножается на число месяцев фактически имеющегося пенсионного стажа, приобретенного на территории Российской Федерации (в этом стаже период свыше 15 дней округляется до полного месяца, а период до 15 дней включительно не учитывается). При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Договора в пенсионный стаж, учитываемый при конвертации пенсионных прав, засчитывается пенсионный стаж, приобретенный на территории Эстонской Республики.
Разновидности государственных пособий
Предполагается, что пенсия в Эстонии в 2020 году насчитывают в нескольких вариациях:
- Государственной – по старости (опыт работы более 15 лет), степени инвалидности, безработице, поддержка (тем, кому выплачивают минимальную пенсию, назначается спустя 5 лет).
- Народной – назначается в условиях отсутствия положенных 15 лет рабочего опыта.
- Льготной – получают люди, занятые в определенных сферах деятельности: полиция, социальная работа, образование и другие.
- За выслугой лет – получают работники полиции, спасательных служб, флота, горной промышленности и прочие;
- За потерей кормильца – получают члены семейства (супруг/супруга, дети в возрасте 18-24, родители-пенсионеры), с условием того, что у погибшего был определенный стаж работы.
- По нетрудоспособности – присутствие у претендента заключения о невозможности работать.
Эстонское образование
Государственная конституция гласит, что все дети в возрасте до 17 лет должны получать образование в Эстонии. Для этого органы местного самоуправления должны следить за посещаемостью школы учащимися, а родители должны обеспечивать благоприятные условия для выполнения домашних заданий. Несоблюдение этого правила может привести даже к административному наказанию.
Система образования Эстонии включает государственные, общественные и частные учебные заведения. В этой стране, как и на всем побережье Балтийского моря, используется англо-саксонская система, оценивающая знания по пятибалльной шкале.
Дети должны получать знания в школах, находящихся недалеко от дома. Эстония является одной из нескольких стран ЕС, где система образования финансируется из государственного бюджета.
Образование в Эстонии можно получить на русском языке. Это можно сделать, обучаясь в частных и государственных учебных заведениях.
Стаж другой пенсионерки Нины (68) составляет 44 года. Ее пенсия — около 530 евро. Однако Нина считает, что и на это грех жаловаться.
”Что заработал — то заработал. У меня пенсия ниже среднего. Но мне хватает. Мы живем с сыном (48). Я за квартиру плачу с ним пополам, и на лекарства мне хватает, и на одежду. Мо-гу даже себе позволить и на подарки внукам отложить. Жизнь научила управлять своими деньгами и справляться. Все зависит от того, как распоряжаешься ими”, — говорит пенсио-нерка Нина.
Женщина отмечает, что на еду стало больше денег уходить. Но Нина делает домашние заго-товки, а часть продуктов покупает с запасом.
”Одеваюсь я красиво и модно. Покупаю хорошую новую одежду. За год обновила себе гарде-роб. Купила пальто и полупальто со скидками”, — рассказывает женщина.
”Летом за квартиру меньше платим, поэтому есть возможность что-то отложить. Я и на кон-церты ходила, и в кафешку позволяю себе сходить. Было много и бесплатных развлечений в городе. Сейчас вот надо зуб протезировать. Узнавала, в какую это сумму примерно вый-дет. Можно и ее набрать понемножку”, — не унывает женщина.
Женщина занимается танцами, философией, есть у нее и другие увлечения.
Она считает, что у пенсионеров сейчас какой-никакой, но постоянный доход, в то время как многие люди помоложе остаются без работы.
Специфика третьего уровня пенсии
Многие частные фонды и страховые организации предоставляют услугу добровольного накопительного страхования. Эта система предоставляет гибкие условия, что делает процедуру выплат максимально комфортной для человека.
Клиент вправе регулировать размер и частоту взносов, взять платежный отпуск или досрочно расторгнуть договор. Первые начисления из фонда можно получить уже в возрасте 55-ти лет.
При использовании данной программы, эстонец получает налоговые льготы. При доходе менее 6000 евро в год, пенсионера выплачивают компенсацию подоходного налога. В случае заключения бессрочного контракта, существует возможность полного освобождения от уплаты налогов.
Можно сказать, что пенсионной системе Эстонии характерна прозрачная схема расчета. Среднестатистический эстонский пенсионер получает выплаты, размер которых на порядок выше, чем у российского гражданина. Это позволяет поддерживать комфортный для него уровень жизни и избавляет от лишних хлопот и переживаний.
Перевод пенсии из Эстонии в Россию
Эстония и Россия заключили договор о взаимном поддержании пенсионеров. В обеих странах размер данной выплаты напрямую зависит от трудового стажа, полученного на территории каждого государства в отдельности.
Если на пенсии человек переезжает из России в Эстонию или наоборот, то денежную выплату ему осуществляет та страна, которая производила накопление средств.
Граждане Эстонии, оказавшиеся в России, лишаются народной части пенсии, но получают право на льготы со стороны России.
Из недостатков такого переезда отмечаются:
- отсутствие пенсии по потере работающего члена семьи;
- при зачислении средств на счет банка, происходит перевод евро в рубли. Из-за разницы курса и процента банка за обслуживание теряется некоторая сумма денег.
Пенсия выплачивается в специализированном учреждении 20 числа каждого второго месяца квартала. Курс обмена валюты соответствует Центробанку.
Средний уровень жизни пожилых эстонцев
Как может показаться на первый взгляд, все пенсионеры Эстонии хорошо обеспечены. Но проплатив коммунальные услуги и купив лекарства, остается, чтобы прожить 2 евро в сутки. Много это или мало, можно выяснить, проведя сравнение с ценами на продуктовые товары.
Мнение эксперта
Елена Смирнова
Пенсионный юрист, готова ответить на ваши вопросы.
Задать мне вопрос
Цены на продукты питания в Эстонии очень высоки. Например, 1 кг хлеба стоит 1 евро.
Для улучшения жизни пожилых людей в стране введено ряд льгот. Они освобождены от оплаты в транспорте. По продолжительности жизни они лидируют по сравнению с Россией на 2,5 года. Но работать эстонцам приходится дольше.
Основным показателем благосостояния каждой страны, является число эмигрантов. В Эстонию каждый год эмигрирует около 30 человек из России.
Для пенсионеров открыты все возможности ездить в страны зоны Шенгена. Но возможностей у них очень мало из – за возрастного пенсионного порога и длительности жизни.
Повышение военных пенсий на 8,6% с 1 января 2022 года по решению В. Путина
По поручению Президента В. Путина, индексация пенсий военным пенсионерам и приравненным к ним лицам пройдет «задним числом» — начиная с 1 января 2022 года. Повышение составит 8,6% — столько же, сколько и для гражданских пенсионеров. С таким заявлением Президент выступил 21 января 2022 года во время совещания с постоянными членами Совбеза.
«Предлагаю проиндексировать пенсии военных пенсионеров и приравненных к ним лиц уже с 1 января текущего года, и не на 4 %, как было предусмотрено, а более высоким темпом – на 8,6 %, как и для всех остальных пенсионеров.
Повторю, это выше фактической инфляции за прошедший год.
И прошу Правительство в самое ближайшее время реализовать это решение, в том числе пересчитать уже выплаченные пенсии за январь, чтобы положенные средства граждане получили вместе с ближайшей пенсией».
Президент РФ Владимир Путин
Напомним, что с 1 января 2022 года военные пенсионеры уже получили небольшую прибавку — за счет корректировки понижающего коэффициента, используемого при расчете пенсионного обеспечения.
Помимо этого, увеличили размер второй пенсии, назначаемой военным пенсионерам.
Это выплаты, которые можно оформить в ПФР после достижения пенсионного возраста и при наличии достаточного стажа работы «на гражданке».