- КОАП

Банкротство крупного производственного акционерного общества

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Банкротство крупного производственного акционерного общества». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Процедура банкротства акционерного общества может начаться по заявлению должника или кредиторов, а также принимается внешним наблюдением органа Арбитражного суда. Компания находится в несостоятельности, когда ее долги превышают размер имущества и активов.

Раздел 2: Процесс банкротства

Вопросы отношения к контрагентами решаются в ходе процесса банкротства. Ответственность за налоговую задолженность и обработку персональных данных будет определена при ликвидации компании. В случае необходимости взыскания долгов у контрагентов и активов, будет инициировано конкурсное производство.

Для оздоровления компании можно инициировать процедуру перезаключения договоров и погашения долгов кредиторам. Однако, если ситуация с невыполнением обязательств ухудшается, необходимо принимать меры по банкротству.

  • Для начала процесса банкротства необходимо подать заявление в Арбитражный суд.
  • Суд назначает временного управляющего и открывает процедуру банкротства.
  • Бесплатная консультация с экспертами поможет вам определиться с вопросами процедуры банкротства и ответственности по наблюдению за делами.
  • Определяется размер долгов и задолженностей, а также активов и имущества общества.
  • Определяется соотношение между кредиторами и акционерами общества в процессе банкротства.
  • Публикации о процедуре банкротства и внешнее наблюдение является обязательным в законе.

Вы можете получить бесплатную консультацию по процедуре банкротства акционерного общества. Для этого оставьте заявку на сайте, и наш эксперт перезвонит вам в удобное время.

Этапы судебного производства

Судопроизводство по инициативе должника начинается только после подачи соответствующего заявления с указанием суммы долга, списка кредиторов, имущества предприятия и причин неплатежеспособности. К заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • свидетельство о регистрации;
  • выписка из реестра юридических лиц единого государства;
  • остаток средств;
  • протокол собрания, на котором принято решение о банкротстве;
  • документы, подтверждающие наличие долгов;
  • список активов;
  • ОГРН, ИНН, банковские реквизиты должника.

Процедура банкротства ОАО состоит из нескольких последовательных этапов:

  1. Наблюдение: сбор информации о деятельности предприятия, кредиты кредиторов занесены в реестр, все исполнительные производства приостановлены, штрафы, пени, санкции прекращены, проводится собрание кредиторов.
  2. Финансовое оздоровление — если на собрании будет сделан вывод о возможности исправления ситуации должника или если должник сам предложил новую приемлемую программу погашения долга и обосновал ее.
  3. Внешнее управление — управление вычитается из управления компанией, назначенный судом исполнитель пытается самостоятельно восстановить платежеспособность банкротства.
  4. Процедура банкротства — если финансовое оздоровление, внешнее управление не дало желаемых результатов, имущество предприятия взыскивается и выставляется на аукцион. Эта фаза может последовать сразу после наблюдения, если сбой изначально был неизбежен.

Взаимодействие с саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих (СРО АУ)

В соответствии с пунктом 11 Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в производстве по делу о банкротстве и несостоятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 г. 257 «О гарантиях интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и несостоятельности» порядок выбора уполномоченным органом саморегулируемой организации арбитражных управляющих при направлении в суд устанавливается арбитражным судом и арбитражем заявление о признании должника банкротом Минэкономразвития России.

Во исполнение статьи 11 указанного постановления приказом Минэкономразвития России от 19 октября 2007 г. 351 «Об утверждении процедуры отбора органом, уполномоченным на участие в процедурах несостоятельности и процедурах несостоятельности, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, саморегулируемой организацией управляющих арбитражем» при подаче заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд «порядок выбора органа, уполномоченного на обжалование в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, требования об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным облигациям, СРО АС на момент подачи заявления о признании должника в арбитражный суд был признан банкротом (далее — процедура отбора).

Решение о выборе СРО при подаче заявления о банкротстве стратегического предприятия или организации в арбитражный суд принимает уполномоченный в соответствии с Процедурой отбора орган, если иное не определено решением Правительственной комиссии по обеспечению исполнения мероприятий по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонного комплекса, образованных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2006 №301 «О реализации мер по предупреждению банкротства предприятий и организаций» стратегические организации, а также организации оборонно-промышленного комплекса».

Информация о взыскании убытков, причиненных Российской Федерации действиями арбитражных управляющих

Информация об убытках, причиненных арбитражными управляющими, размещена на специальном сервисе

Под стратегическими предприятиями и организациями понимаются:

федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации;

организации оборонно-промышленного комплекса — производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и др., осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

Перечень стратегических предприятий и организаций, в том числе организаций оборонно-промышленного комплекса утверждается Правительством Российской Федерации и подлежит обязательному опубликованию.

Стратегические предприятия и организации считаются неспособными удовлетворить требования кредитора по денежным обязательствам и(или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Для возбуждения дела о банкротстве стратегических предприятий или организаций принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем 500 000 руб.

В целях предупреждения банкротства стратегических предприятий и организаций Правительство Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

организует проведение учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности;

проводит реорганизацию стратегических предприятий и организаций;

осуществляет погашение образовавшейся в результате несвоевременной оплаты государственного оборонного заказа задолженности федерального бюджета перед стратегическими предприятиями и организациями, являющимися исполнителями работ по государственному оборонному заказу;

обеспечивает проведение реструктуризации задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) стратегических предприятий и организаций, являющихся исполнителями работ по государственному оборонному заказу, перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;

содействует достижению соглашения стратегических предприятий и организаций с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления государственных гарантий;

проводит досудебную санацию стратегических предприятий и организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

осуществляет иные направленные на предупреждение банкротства стратегических предприятий и организаций меры. В числе лиц, предусмотренных ст. 192 Федерального закона о несостоятельности, лицом, участвующим в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации, признается федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующее стратегическое предприятие или организация.

Правительство Российской Федерации, кроме требований к кандидатуре арбитражного управляющего, установленных ст. 20 и 23 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», вправе установить перечень дополнительных требований, являющихся обязательными при утверждении арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации.

Финансовое оздоровление стратегических предприятий и организаций. В случае если первым собранием кредиторов не принято решение о введении в отношении стратегического предприятия или организации одной из процедур банкротства и не определена саморегулируемая организация, которая представляет кандидатуры арбитражных управляющих, удовлетворяющие определенным собранием кредиторов требованиям, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела о банкротстве стратегического предприятия или организации в пределах срока, установленного ст. 194 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», и обязывает кредиторов к установленному арбитражным судом сроку принять соответствующие решения.

При отсутствии возможности отложить рассмотрение дела в пределах срока, установленного ст. 194 настоящего Федерального закона, арбитражный суд:

выносит определение в отношении стратегического предприятия или организации финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника (унитарного предприятия), уполномоченного государственного органа, федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой стратегическое предприятие или организация осуществляет свою деятельность, а также иного третьего лица или третьих лиц при условии предоставления указанными лицами обеспечения исполнения обязательств должника, отраженных в бухгалтерском балансе на последнюю отчетную дату до проведения первого собрания кредиторов. При этом утвержденный арбитражным судом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашения требований кредиторов ежемесячно равными долями в течение года с даты начала погашения требований кредиторов;

Читайте также:  Повышения срока службы в полиции в 2024 году

выносит определение внешнего управления в отношении стратегического предприятия или организации при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, ст. 194, в случае, если в арбитражный суд представлено заключение федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегическое предприятие или организация, о возможности восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;

при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления, ст. 194, принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

В предусмотренном настоящей статьей графике погашения задолженности должника погашение задолженности по обязательным платежам устанавливается в соответствии с требованиями налогового законодательства.

Внешнее управление стратегическими предприятиями и организациями. Внешний управляющий обязан направить разработанный им план внешнего управления не менее чем за пятнадцать дней до даты его рассмотрения собранием кредиторов в федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегическое предприятие или организация.

Федеральный орган исполнительной власти направляет собранию кредиторов и в арбитражный суд заключение о плане внешнего управления, содержащее анализ результатов предусмотренных планом внешнего управления мер по восстановлению платежеспособности должника в ходе внешнего управления.

Федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегическое предприятие или организация, вправе до даты утверждения собранием кредиторов плана внешнего управления в отношении стратегического предприятия или организации направить в арбитражный суд ходатайство о переходе к финансовому оздоровлению, если ранее финансовое оздоровление в отношении данного должника не применялось. К указанному ходатайству должен быть приложен график погашения задолженности, а также сведения об обеспечении исполнения обязательств должника, в том числе путем предоставления государственных гарантий, в соответствии с графиком погашения задолженности.

В этом случае арбитражный суд может вынести определение о переходе к финансовому оздоровлению.

В соответствии со ст.190 Закона «О несостоятельности (банкротстве) для целей настоящего Федерального закона под стратегическими предприятиями и организациями понимаются:

— федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации;

— организации оборонно-промышленного комплекса — производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

Расплывчатость и скупость определений стратегических предприятий компенсируются тем, что распоряжением Правительства РФ от 9 января 2004 г. №22-р[1]. У твержден Перечень стратегических предприятий и организаций. Тем самым, названный документ разрешает многочисленные вопросы, связанные с отнесением тех или иных предприятий к данному кругу.

В отличие от общих признаков банкротства, законодатель установил ряд особенностей для стратегических предприятий и организаций.

Во-первых, стратегические предприятие и организация считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

В-вторых, для возбуждения дела о банкротстве стратегических предприятия или организации принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем пятьсот тысяч рублей.

Выделим основные особенности банкротства стратегических предприятий и организаций.

Во-первых, расширен перечень мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций (ст.191).

Во-вторых, в соответствии со ст.193 Закона, Правительство Российской Федерации кроме общих требований к кандидатуре арбитражного управляющего, вправе установить перечень дополнительных требований, являющихся обязательными при утверждении арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации. Такие требования утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. №586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации». Это:

1. Наличие стажа работы на предприятиях или в организациях оборонно-промышленного комплекса либо на иных стратегических предприятиях или в организациях не менее 5 лет, из них не менее 1 года стажа руководящей работы.

2. Участие в качестве арбитражного управляющего не менее чем в 2 делах о банкротстве, за исключением дел о банкротстве отсутствующего должника, при условии, что в течение последних 3 лет кандидат не отстранялся от осуществления обязанностей арбитражного управляющего в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей.

3. Наличие высшего юридического, или экономического образования, или высшего образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника.

Определенные особенности законодатель установил для отдельных стадий банкротства стратегического предприятия (организации): финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства. Рассмотрим их подробнее.

Первое собрание кредиторов должно решить вопрос не только о введении в отношении стратегического предприятия одной из процедур банкротства, но и определить саморегулирующую организацию, которая должна представить кандидатуры арбитражных управляющих, удовлетворяющие определенным собранием кредиторов требованиям. В случае, если названные вопросы не решены, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела о банкротстве стратегических предприятия (организации) в пределах семимесячного срока, и обязывает кредиторов к установленному арбитражным судом сроку принять соответствующие решения (п.1 ст.194 Закона).

Если нет возможности отложить рассмотрение дела (истек семимесячный срок), арбитражный суд:

1) Либо выносит определение о введении в отношении должника финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника (унитарного предприятия), уполномоченного государственного органа, федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой стратегические предприятие или организация осуществляет свою деятельность, а также иного третьего лица или третьих лиц при условии предоставления указанными лицами обеспечения исполнения обязательств должника, в том числе посредством предоставления государственных гарантий, в соответствии с графиком погашения задолженности.

Размер предоставляемого обеспечения не может быть менее размера обязательств должника, отраженных в бухгалтерском балансе на последнюю отчетную дату до проведения первого собрания кредиторов.

Применяться может любой (за исключением задатка, удержания, неустойки) способ обеспечения исполнения обязательств, включая государственные гарантии.

При этом утвержденный арбитражным судом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно равными долями в течение года с даты начала погашения требований кредиторов.

2) Либо выносит определение о введении внешнего управления в отношении должника при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления (например, при неутверждении судом графика погашения задолженности или при недостаточности денежных средств), в случае, если в арбитражный суд представлено заключение федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегические предприятие или организация, о возможности восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления.

Особые правила в отношении данной категории должников применяются и в тех случаях, когда собрание кредиторов приняло решение о введении внешнего управления либо конкурсного производства, но определенный субъект ходатайствует о введении финансового оздоровления. Вопросы об обеспечении, о субъектах его предоставляющих и графике погашения задолженности решаются таким же образом.

При отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления, арбитражный суд, принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

В графике погашения задолженности должника должно быть предусмотрено, что погашение задолженности по обязательным платежам устанавливается в соответствии с требованиями налогового законодательства. Таким образом, по обязательным платежам особенностей для стратегических предприятий и организаций не предусмотрено[3].

Рассмотрим особенности внешнего управления на стратегическом предприятии.

По общим правилам управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его кредиторам не более чем через месяц после своего утверждения (п.1 ст.106 Закона); собрание для рассмотрения плана созывается не позднее двух месяцев с даты утверждения внешнего управляющего, кредиторы и уполномоченные органы должны быть уведомлены о собрании и ознакомлены с планом не менее чем за 14 дней до даты проведения собрания (п.2 ст.107).

Внешний управляющий стратегическим должником имеет дополнительную обязанность. Он должен не менее чем за 15 дней до даты проведения собрания направить план внешнего управления в федеральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в отрасли экономики, в которой действует стратегический должник. Практически одновременно план внешнего управления рассматривается и кредиторами, и этим органом.

Продолжительность и наполнение основных этапов банкротства

Этапы банкротства Продолжительность этапа Наполнение этапа
наблюдение в среднем до шести месяцев
  • Непубличная компания продолжает свою деятельность под руководством прежнего директора, но под внешним наблюдением.
  • По результатам этой деятельности формируется отчет для дальнейшего анализа.
  • Проводится изучение бухгалтерских документов, составляется список кредиторов.
  • Формируется реестр требований кредиторов.
  • О начале этапа наблюдения оповещаются все держатели долгов и заинтересованные лица.
  • Проводится собрание с участием всех кредиторов.
финансовое оздоровление в среднем около трех месяцев
  • Происходит оценка активов должника (их рыночная стоимость, возможность быстрой продажи).
  • Непубличное акционерное общество составляет план «оздоровления» и утверждает его у кредиторов.
  • Принимается решение о закрытии процедуры банкротства (если удалось прийти к соглашению, погасить долги) или происходит переход к следующему этапу.
внешнее управление определяется Арбитражным судом и достигает от трех до восемнадцати месяцев (максимум)
  • К управлению компанией приступает внешний/конкурсный управляющий, который ищет пути погашения/списания долгов.
  • Все сделки на данном этапе возможны только с согласия кредиторов.
  • Принимается решение о закрытии процедуры банкротства (если удалось прийти к соглашению, погасить долги, вывести компанию на нормальный уровень работы) или происходит переход к следующему этапу.
конкурсное производство до шести месяцев
  • Производится удовлетворение требований держателей долга компании в порядке установленной законом очередности
Читайте также:  Штраф в нетрезвом виде за рулем в 2024 году

С чего начинается банкротство ОАО

Всему виной — долги. Если бы их не было, то в большинстве случаев не было бы и заинтересованных лиц, которые бы хотели обанкротить какую-либо компанию. Чаще всего такой интерес возникает в случае, если нужно как можно скорее лишить собственности должника, чтобы продать его имущество в счёт долга.

Несмотря на то, что иногда инициаторами этой процедуры называют предпринимателей (учредители акционерного общества и владельцев бизнеса, который уже в скором времени может быть признан банкротом), в большинстве случаев в этом заинтересованы именно кредиторы. Если кредитор уже однажды профинансировал какую-либо компанию (дал деньги в долг), то он захочет вернуть не только сумму долга, но и проценты. Сделать это можно в судебном порядке, однако тогда придётся нанимать юриста, писать заявление, собирать документы и заниматься иными бюрократическими процедурами. Это может занять массу времени, поэтому для того, чтобы ускорить процесс и выполнить всю работу как можно скорее, многие рекомендуют пойти на мировую и договориться с кредитополучателем.

Однако если это уже невозможно, надо искать помощь у правоохранительных органов. Если у вас есть основания подозревать кредитополучателя в том, что он преднамеренно банкротит собственный бизнес, то вам не останется ничего, кроме как идти в суд.

Дополнительная информация про банкротство ОАО

Несмотря на тот факт, что в некоторых случаях инициаторами начала банкротства называют частных лиц (владельцев бизнеса, который уже в скором времени может быть признан банкротом), в большинстве случаев в этом заинтересованы именно кредиторы. Если кредитор уже однажды профинансировал какую-либо фирму или АО (дал деньги в долг), то он захочет вернуть не только сумму долга, но и проценты. Сделать это можно в судебном порядке, однако тогда придётся нанимать юриста, писать заявление, собирать документацию и заниматься другими бюрократическими процедурами. Это может занять много времени, поэтому для того, чтобы ускорить процесс и выполнить всю работу как можно скорее, многие рекомендуют пойти на мировую и договориться с кредитополучателем.

Но если сделать это уже невозможно, надо искать помощь в полиции. Если у вас есть доказательства о том, что кредитополучатель банкротит свою фирму намеренно, то вам придётся обращаться в правоохранительные органы. Фиктивное банкротство — это серьёзное нарушение, за которое предусмотрена суровая ответственность. Это значит, что предпринимателям не разрешается банкротить свою компанию только для того, чтобы не платить по долгам. Некоторые так и делают: предприниматель берёт кредиты, затем переводит на офшорный счёт, после чего делает всё возможное, чтобы его фактически фиктивная фирма (акционерное общество) была признана неплатёжеспособной. Это отличный вариант для мошенников, однако суды умеют находить таких мошенников.

Можно ли предотвратить банкротство ОАО

Даже в случае, если дела акционерного общества идут из рук вон плохо, не стоит сдаваться. Чаще всего для того, чтобы привести дела в порядок, временный управляющий должен найти и устранить ошибки, сделанные до него.

Также стоит попытаться договориться с кредиторами. Для многих из них банкротство акционерного общества не предвещает ничего хорошего. К примеру, если бы акционерному обществу удалось восстановить своё финансовое положение, то о проблемах с выплатой долгов можно было бы забыть.

Так что же нужно сделать, чтобы хотя бы снизить вероятность самого негативного сценария развития событий? Чаще всего для того, чтобы это сделать, нужно самым тщательным образом проанализировать финансово-экономическую деятельность акционерного общества. Для этого управляющему нужно иметь доступ к документам, в которых можно найти подробную информацию. Иногда участники акционерного общества делают всё возможное для того, чтобы эта информация никак не попала в руки управляющего. Дело в том, что некоторые участники акционерного общества не хотят, чтобы посторонние люди знали об их методах ведения бизнеса. Бывает, что в документации содержится особо ценная информация. В таком случае управляющий должен попытаться сделать всё возможное для того, чтобы участники акционерного общества поверили ему.

Потенциальные проблемы

Какие проблемы, возникающие во время проведения этой процедуры, волнуют как кредиторов, так и должников? На что стоит обратить самое пристальное внимание и что можно сделать, чтобы избежать самых распространённых проблем?

В большинстве случаев стороны не идут на примирение. Учредители акционерного общества чаще всего хотят сохранить свой бизнес. Они готовы защищать бизнес (акционерное общество) всеми возможными способами, чтобы не отдавать кредиторам ни копейки. Кредиторы, в свою очередь, могут действовать не менее решительно. Они хотят доказать, что учредители АО не только не вернули им деньги, но и не собирались этого делать. Тогда дело может принять куда более серьёзный оборот и может быть возбуждено уголовное дело по факту мошенничества.

Нередко кредиторы хотят слишком много. Они считают, что должник должен вернуть им не только денежные средства, которые были выданы ему в долг, но и проценты. Иногда речь идёт ещё и штрафах. Для того, чтобы урегулировать подобный конфликт, нередко требуется сторонняя помощь. Лучшее всего найти временного управляющего, который сможет выработать как можно более выгодное решение для обеих сторон. В ином случае ни кредиторы, ни должники (участники акционерного общества) не смогут достигнуть компромисса. Всё это самым негативным образом скажется на сроках банкротства. Избежать такого сценария поможет опытный управляющий.

Несмотря на то, что во многих случаях инициаторами начала банкротства называют частных лиц (владельцев бизнеса, который уже в скором времени может быть признан банкротом), бывает и так, что в этом заинтересованы именно кредиторы. Если кредитор уже однажды профинансировал какую-либо фирму или АО (дал деньги в долг), то он захочет вернуть не только весь кредит, но и проценты за пользование кредитом. Сделать это можно в судебном порядке, однако тогда придётся нанимать юриста, писать заявление, собирать документацию и заниматься другими бюрократическими процедурами. Это может занять много времени, поэтому для того, чтобы ускорить процесс и закончить банкротство, многие рекомендуют пойти на мировую и договориться с кредитополучателем.

Сегодня существует масса способов для того, чтобы сделать акционерное общество банкротом, однако в конечном счёте цель банкротства заключается в том, чтобы вернуть кредиторам деньги. Если для этого придётся ликвидировать акционерное общество, то временный управляющий обязательно сделает это. Однако иногда можно обойтись и без этого непростого процесса.

Особенности проведения банкротства акционерного общества

Процесс признания АО финансово несостоятельным производится по общим правилам и нормам, указанным в федеральном законодательстве. При банкротстве организации обязательно нужно учитывать сразу несколько важных моментов:

  • обычно банкротство становится актуальным для компании вследствие бездействия или откровенно неграмотных действий руководства компании или акционеров. Если действия учредителей компании фактически признаются неправомерными, то они могут быть привлечены к ответственности субсидиарного типа. В такой ситуации общая задолженность перед всеми кредиторами будет гаситься за счёт личной собственности руководителей компании;
  • при появлении признаков финансовой несостоятельности приостанавливаются дивидендные выплаты. После старта процесса банкротства выплата законодательно запрещается. Также запрещается продажа акций и снижение стоимости ранее установленного уставного капитала;
  • при банкротстве подчинённого головной компании обособленного филиала или компании, имеющей статус дочерней, само акционерное общество также несёт ответственность субсидиарного характера.

Алгоритм банкротства акционерного общества — пошаговая инструкция

Процесс банкротства представляет собой достаточно длительную процедуру, который требует значительной подготовки. Для подготовки процесса важно предпринять следующие шаги:

  • внутри самого акционерного общества собирается совет его директоров и общее собрание акционеров, которые в итоге приводят к комплексному решению относительно обращения в арбитражный суд с заявлением об признании компании финансово несостоятельной;
  • составляется заявление искового характера, к которому прикладываются дополнительные документы, которые подтверждают, что компания должна быть признана банкротом. Все материалы передаются в отделение арбитражного суда по месту регистрации компании;
  • арбитражный суд проводит первое из заседаний, в ходе которого решается, какая именно из процедур будет применена на старте банкротства;
  • далее проводится общее собрание кредиторов, чтобы решить, какая из рабочих процедур процесса банкротства будет применяться далее;
  • должникам и кредиторам обязательно нужно принимать участие во всех процедурах, связанных с процессом банкротства.
Читайте также:  Заезды в санатории МВД в мае в 2024 году

Права акционеров при банкротстве акционерного общества

По закону участники АО не несут имущественную ответственность по долгам фирмы и наоборот. Это значит, что при банкротстве акционерного общества акционеры теряют только в пределах стоимости своих акций.

Правда, размер убытков акционера может быть достаточно высоким. Например, если речь идет о банкротстве крупного производственного акционерного общества, в котором стоимость акций значительная. Даже владение 1% ценных бумаг в таком АО может составлять крупную сумму денег. Поэтому участники АО более чем заинтересованы в том, чтобы сохранить свои финансовые активы в размере стоимости акций.

Однако законодатель выделяет достаточно скромное место в процедуре банкротства для корпоративных участников:

  • они не признаются кредиторами и не включаются в реестр (могут получить стоимость своих акций в самую последнюю очередь после удовлетворения всех остальных притязаний, т. е. почти никогда);
  • они не считаются участниками процедуры и не могут самостоятельно отстаивать свои интересы в рамках процедуры несостоятельности.

По смыслу закона акционеры выбирают среди всех участников одного представителя, который и будет принимать непосредственное участие в процедуре и защищать их права. Но есть одно исключение: если внутри компании существует корпоративный конфликт, из-за чего невозможно выбрать представителя, участники могут участвовать в процедуре несостоятельности АО от своего имени.

Представитель акционеров или сами акционеры (при наличии корпоративного конфликта в компании) наделяются правом оспаривать:

  • действия арбитражного управляющего по поводу проведения торгов;
  • договоры, которые были заключены по итогам проведения торгов;
  • требования кредиторов, включенные в реестр;
  • решения кредиторов;
  • договоры банкрота по корпоративным основаниям.

Из сказанного следует, что «корпоративные кредиторы» имеют ограниченный контроль над процессом банкротства, действиями арбитражного управляющего и конкурсной массой. Потому только при активной и грамотной реализации прав у акционеров появляется шанс получить хотя бы частичную стоимость денег, вложенных в акции компании. Настоятельно рекомендуем в таких случаях обращаться за квалифицированной юридической помощью!

Причины банкротства акционерного общества

Банкротство акционерного общества может быть вызвано различными причинами. Одна из главных причин – долги, которые компания не может погасить. Задолженности могут возникать из-за неэффективной работы или некомпетентного управления, неплатежей по кредитам, наличия большого количества нерентабельных активов.

Внешний и внутренний факторы также могут стать причиной банкротства. Конкуренты могут вытеснить компанию с рынка, предприятие может столкнуться с неожиданными юридическими проблемами, публикации в СМИ могут повлечь за собой ухудшение общественного мнения о компании.

Несостоятельность может быть инициирована компанией самостоятельно. Органы управления могут принять решение об оздоровлении компании, в рамках которого будут сокращены расходы и задействованы другие меры для улучшения финансового положения, но если эти меры не помогут, то ответственные лица должны будут подать заявление о банкротстве в арбитражный суд.

Другой вопрос, что делают компании, когда они оказываются в позиции должника. Кредиторы имеют право на взыскание задолженностей в размере, который установлен законом и процедурами, которые принимаются в отношении несостоятельных должников. Компания может быть помещена в конкурсное наблюдение, а активы будут реализованы на аукционах. Для долгов компании персональные ответственности возлагаются на ее акционеров.

Если ваше АО имеет задолженности и вы ищете бесплатную консультацию по вопросам банкротства, наша компания готова предложить вам помощь. Производство по банкротству АО будет проведено на высоком уровне, а наши юристы качественно проконсультируют вас по всем вопросам, связанным с процедурой о банкротстве.

Какие стадии придётся пройти?

Процедура финансовой несостоятельности акционерного общества проводится в четыре стадии. Первая – наблюдение (длится до семи месяцев). На данном этапе новый руководитель дает оценку активам и пассивам организации, изучает финансовую политику компании, детали сделок на тот случай, если АО намеренно планомерно себя «уничтожало». В некоторых случаях руководство кампаний намеренно себя оговаривает, называет банкротом, чтобы ввести в заблуждение займодателей и не исполнять свои финансовые обязательства. Арбитражный управляющий должен проверить и эту информацию.

На второй стадии предпринимаются попытки финансового оздоровления АО (длится 2 года). Нередко спасти бизнес и сохранить рабочие места удается в том случае, если реорганизовать Общество или реструктурировать его долги. При этом финансовую помощь компания может получить в виде очередного кредита или поддержки со стороны государства.

Если исправить ситуацию не удается, АО переходит в следующую стадию – внешнее управление (длится 1,5 года). На данном этапе новый управляющий принимает решение уволить некоторых сотрудников (с целью сократить расходы), продать имущество. Полученная прибыль расходуется на покрытие образовавшихся задолженностей.

Если предпринятые попытки не дают положительный результат, начинается последний этап банкротства – конкурсное производство (длится полгода). Суть его в следующем: всё имущество АО продается на специальных аукционах, задолженности перед займодателями погашаются в порядке очереди. Регламент погашения долгов прописан на законодательном уровне.

Заметим, закон не запрещает АО и его займодателям заключить мировое соглашение. Довольно часто этот вариант оказывается наиболее выгодным для обеих сторон, поскольку мероприятия по спасению бизнеса могут затянуться на несколько лет.

Признаки банкротства — условия, при наступлении которых, юридическое или физическое лицо могут быть признаны банкротами (несостоятельными).

Санация — меры, принимаемые собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве.

Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Внешнее управление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Конкурсное производство – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Арбитражный управляющий – профессиональный управленец, основной функцией которого является антикризисное управление организацией под контролем арбитражного суда.

Временный управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.

Административный управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.

Внешний управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” полномочий.

Конкурсный управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” полномочий, или Агентство по страхованию вкладов, осуществляющее указанные полномочия в случаях, установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.

Финансовый управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина.

Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя – процедура признания физического лица, зарегистрированного как индивидуальный предприниматель, банкротом.

Мораторий – приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.

Контролирующее должника лицо – лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем три года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения либо иным образом определять действия должника…

Ликвидация юридического лица – прекращение юридического лица без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Очередность погашения требований кредиторов – установленная законом очередность погашения требований кредиторов при ликвидации или банкротстве юридического лица.

Субсидиарная ответственность менеджеров и собственников при банкротстве организации – предусмотренная законом дополнительная ответственность менеджеров (руководителя и иных лиц), собственников организации при банкротстве.

Юридическое лицо – организация.

Можно выделить следующие группы рисков:

Отраслевые — внезапный рост цен на водоснабжение, электроэнергию и сырьевую продукцию.

Региональные — износ основных фондов компании, слабая инфраструктура, экономия на амортизацию оборудования. Все это приводит к несостоятельности производства.

Макроэкономические — несовершенство налоговой системы государства, изменение процентных ставок по текущим кредитам, кризис и нестабильная обстановка на финансовом рынке, высокий уровень инфляции.

Именно поэтому и предусмотрен ряд мероприятий, которые позволяют снизить финансовые риски компании:

  • Распределение;
  • Страхование;
  • Резервирование денежных средств.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *